Государственные финансы – это денежные отношения по поводу
распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального
дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и
использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан.
Экономическое содержание
государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются самостоятельные
обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В
состав государственных финансов включают бюджет, государственный кредит,
внебюджетные фонды.
Бюджет является
центральным звеном в системе государственных финансов. Данная работа посвящена
сущности бюджета зарубежных стран.
С точки зрения материального
содержания, бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств,
который находится в распоряжении соответствующих органов власти. Существуют
двухуровневые и трехуровневые бюджетные системы. В унитарных государствах
существуют бюджеты на уровне государства и на уровне местного самоуправления. В
государствах с федеративным устройством самостоятельные бюджеты формируются на
федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на уровне местного
самоуправления. Таким образом, посредством бюджетов образуются денежные фонды
соответствующего государственного или административно-территориального
образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения,
создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной
власти и местного самоуправления.
Спецификой бюджетных отношений
является то, что они складываются в процессе перераспределения валового
внутреннего продукта и непременным участником их является государство. Понятие
«бюджет» имеет и юридический аспект. В этом смысле он рассматривается как
правовой акт – закон, который закрепляет права и обязанности участников
бюджетных отношений.
Бюджет используется государством в
качестве инструмента для регулирования экономики, стимулирования
производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению
национального дохода удается совершенствовать структуру общественного
производства. При этом государство применяет различные формы прямого и
косвенного воздействия на экономику: совокупность налогов, уровень ставок,
систему льгот, субсидирование предприятий и отраслей, государственные
инвестиции, бюджетное финансирование и т.п., добиваясь в конечном итоге
изменения сложившихся народнохозяйственных пропорций. При правильном
использовании бюджетных инструментов можно реально влиять на ускорение темпов
научно-технического прогресса, на рост экономики и социальной сферы, обновление
и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Использование бюджета для регулирования экономики осуществляется посредством
маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления
доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства,
поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть
использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами
позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного
производства.
Бюджетный механизм является активным
инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по
статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и
направления использования бюджетного фонда страны. Бюджет составляется в форме
баланса доходов и расходов. Финансовые отношения по поводу формирования доходов
бюджета касаются в основном чистого дохода. Другие элементы общественного
продукта, как правило, не являются и не обусловлены отношениями
перераспределения и формирования доходов государственного бюджета. В
количественном отношении доходы бюджета представляют собой долю государства в
созданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный вес
определяются общим объемом национального дохода, экономическими, социальными,
оборонными и другими задачами, которые стоят пред государством.
Платежи в бюджет предприятий,
организаций и населения могут обеспечиваться налоговыми и неналоговыми
методами. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с
физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный
характер, т.е. обеспечивающие доход государству. Для налогового метода
характерна обязательность изъятия средств в пользу государства в точно
определенных границах, в заранее намеченные сроки. С позиций пополнения доходов
бюджета эта форма платежей более удобна. Налоговые методы изъятия доходов в
бюджет используют практически все развитые страны мира.
Но формированием доходов не
исчерпывается роль бюджета. Главная его задача состоит в том, чтобы бюджет
через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал
реализацию финансовой политики государства. Совокупность функций и задач,
стоящих перед государством, обширна, соответственно расходная часть бюджета
отличается разнообразием. Она включает: расходы на народное хозяйство; на
оборону и содержание правоохранительных органов; на социально-культурные
мероприятия и на науку; на государственный аппарат и прочие.
Бюджет финансирует лишь важнейшие
государственные программы, а также в виде субсидий, бюджетных ссуд оказывает
финансовую поддержку агропромышленному комплексу, предприятиям транспорта и
связи, военно-промышленному комплексу, малому бизнесу и др. Существенное место
занимают в бюджете военные расходы, расходы на содержание правоохранительных
органов. Расходы на оборону включают содержание армии и флота, затраты на
закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские работы, пенсии и
пособия военнослужащим и др. Особое место в бюджете принадлежит расходам на
социально-культурные мероприятия: на финансирование образования,
профессиональной подготовки кадров, здравоохранения, социального обеспечения,
культуры и искусства, средств массовой информации, физической культуры и
спорта, мероприятий по молодежной политике. Хотя в рыночной экономике широко
распространена платность услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы,
бюджет остается важным источником их финансирования. Бюджетные ассигнования
обеспечивают в основном поддержание минимально-необходимого уровня жизни
населения, что выражается в достижении определенных государственных стандартов
социального развития на всей территории государства. Стандарты периодически
изменяются в связи с развитием производительных сил и достижением ранее
установленного уровня. Обязательной статьей расходов каждого бюджета являются
расходы, связанные с содержанием органов государственной власти и управления,
судов, органов прокуратуры.
Кроме того, в бюджет включаются
расходы, не предусмотренные в основных группах. Это, в частности, расходы на
обслуживание государственного долга, выплата компенсаций, финансовая помощь
иностранным государствам и др.
Превышение расходов над доходами
бюджета называется дефицитом бюджета и характеризует его несбалансированность.
Дефицит возникает вследствие многих причин. Наиболее распространенным явлением
становится ограниченность в финансовых ресурсах государства.
Покрытие дефицита бюджета может
осуществляться различными способами. Самый легкий из них, но и самый опасный –
это эмиссия необеспеченных денег. Наиболее цивилизованный способ покрытия
дефицита бюджета в условиях рыночной экономики это осуществление займов
посредством государственного кредита. Наиболее распространенной формой займов
является выпуск ценных бумаг: облигаций, казначейских векселей и др. Займы
ведут к образованию государственного долга. Однако, при разумном ведении дела,
даже большой государственный долг не разрушает экономику страны, если
привлекаемые деньги используются производительно. Умелое управление выпуском и
погашением государственных ценных бумаг позволяет выгодно привлекать деньги в
бюджет и эффективно управлять экономикой страны.
Основной характеристикой
современных развитых стран является значительные дефициты государственных
бюджетов. В тоже время дефицит консолидированного бюджета Германии в настоящий
момент уменьшился вследствие увеличения доходов бюджетов всех уровней. В
январе-июне 2005 г. он составил 39 млрд. евро, или 3,6% ВВП (в январе-июне 2004 г. дефицит был равен 43,1 млрд. евро, или 4% ВВП). Сокращение дефицита связано с более
существенным ростом доходов по сравнению с расходами в условиях увеличения
налоговых поступлений и доходов от хозяйственной деятельности земель. Тем не
менее, дефицит бюджета Германии все еще существенно превышает лимит,
установленный европейским Пактом стабильности и роста (3% ВВП). В марте 2005 г. руководители стран ЕС на саммите в Брюсселе приняли решение о смягчении режима санкций в
отношении государств, дефицит бюджета которых выходит за пределы, установленные
Пактом. По новым правилам превышение этих пределов допускается в том случае,
если страна переживает экономический спад, а также, если дополнительные расходы
связаны с пенсионной реформой, направляются на цели политики ЕС или на
объединение Европы. К категории расходов на объединение Европы отнесены и
затраты, понесенные ФРГ в связи с объединением Германии.
Дефицит государственного
бюджета США, который традиционно рассматривается как один из основных
источников нестабильности мировой экономики, также заметно сократился.
Объединенный государственный бюджет США в январе-июне 2005 г. был сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. (2,7% к ВВП) по сравнению со 197 млрд. долл. (3,4% к
ВВП) в январе-июне 2004 года. Уменьшение дефицита объясняется повышением
доходов бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4% (в январе-июне 2004 г. они возросли на 6,2%). Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступлений
в условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Расходы
объединенного государственного бюджета увеличились на 92,2 млрд. долл., или на
8% (в январе-июне 2004 г. – на 6,2%). Согласно прогнозу МВФ в 2005 г. дефицит объединенного государственного бюджета США будет эквивалентен 3% ВВП. Администрация
США планирует к 2009 г. сократить этот дефицит до уровня ниже 2% ВВП.
Постатейный анализ
бюджета США на 2006 г. показывает, что больше всего средств предлагается
израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы
внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения
американской экономики.
Бюджет министерства
обороны США предлагается в размере 439,4 миллиарда долларов – на 4,8% больше,
чем было израсходовано в прошлом году. Из этих средств 110,8 млрд. планируется
пустить на «персональные расходы», что позволит увеличить размер военного
контракта на 2,2%. 84,2 млрд. долларов пойдут на закупку вооружений и боевой
техники, а 73,2 млрд. – на разработки и исследования новых видов вооружений. Из
целевых программ Пентагона, расходы на которые прописаны в проекте бюджета,
можно выделить «разработку программы мобильного развертывания подразделений»
(6,6 млрд. долларов) и «исследования в области создания принципиально новой
системы боевых платформ» (3,7 млрд.). Кроме того, 2,6 млрд. долларов пойдут на
закладку двух эсминцев класса DD(X), а 1 млрд. – на два эсминца класса
Littoral, которые «позволят ВМС США более эффективно действовать против
береговых укреплений потенциального противника». 1,9 млрд. долларов
предлагается выделить на развитие беспилотной авиации.
Бюджет министерства
внутренней безопасности (МВБ) США должен составить 31 млрд. долларов – на 177
млн. больше, чем в текущем году. Дополнительно МВБ запрашивает 4,5 млрд. на
«фонды, направляемые на постоянные и разовые выплаты штатным и внештатным
сотрудникам министерства». В отличие от основной части бюджета министерства эти
средства являются неподотчетными; МВБ расходует их по своему усмотрению. Основными
же статьями «открытого» бюджета министерства являются наем 1500 пограничников и
постройка новых тюрем, способных принять до 2 тыс. заключенных.
Третьим приоритетным
направлением в бюджете США является развитие энергосберегающих технологий и
исследования в области поиска новых видов топлива. Бюджет министерства
энергетики возрос с 20 до 23,6 млрд. долларов. 250 млн. пойдут на «программу
развития безопасной ядерной энергетики», включающей внедрение новых технологий
переработки ядерных отходов, «которые должны стать менее опасными как для окружающей
среды, так и с точки зрения угрозы их использования в качестве оружия». Кроме
того, 1 млрд. долларов будет израсходован «на исследования в области внедрения
новых видов углеводородного топлива из возобновляемых ресурсов».
Оптимизация расходов
планируется в области образования и здравоохранения. В частности, министерство
образования планирует свернуть работы по 42 целевым программам,
продемонстрировавшим свою неэффективность. Бесполезными признаны, в частности,
«программа развития профессионально-технических училищ», «программа развития
центров подготовки будущих родителей» и «программа «Школа без наркотиков». В то
же время из бюджета министерства образования выделяется 100 млн. долларов на
улучшение преподавания точных наук и 1,5 млрд. – на повышение уровня
грамотности среди выпускников государственных школ. Следует также иметь в виду,
что львиную долю расходов на образование несет не федеральное министерство, а
образовательные ведомства штатов, бюджеты которых формируются в самих штатах. В
качестве примера можно привести штат Пенсильвания, где в прошлом финансовом
году ассигнования от федерального центра составили всего 35% бюджета
министерства образования штата. Остальные средства (58 млн. долларов) поступили
от налоговой службы штата, частных лиц и фондов.
То же касается
федеральных программ медицинского страхования, сокращение расходов на которые,
по прогнозам The Financial Times, «станет самым болезненным моментом при
обсуждении бюджета». Сегодня на программы Medicare, Medicaid и федеральную
программу социального страхования идет 84% бюджета министерства здравоохранения
США. В целом ежегодно на них тратится 1,1 трлн. долларов. В 2007 году только на
программе Medicare предлагается сэкономить 36 млрд. долларов и только по одной
статье: «расширение конкурсной базы при закупке медицинского оборудования и
техники». Проблема «своих компаний», втридорога (возможно, по договоренности с
чиновниками) продающих медицинское оборудование государственным клиникам на
фактически бесконкурсной основе, давно обсуждается и прессой, и законодателями
США. В итоге комплекса мер по оптимизации расходов на здравоохранение
правительство собирается урезать бюджет федерального министерства с 1,5 трлн.
до 698 млрд. долларов.
Средства бюджета никогда
не аккумулируются государством в натуре, а, наоборот, расходуются по мере их
поступления, так что денежный фонд как таковой не образуется. Поэтому бюджет
скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е.
является финансовым планом государства. В процессе бюджетного планирования
устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и
децентрализованными фондами денежных средств, определяется степень участия
предприятий и граждан в формировании доходов бюджетной системы, а также распределяются
финансовые ресурсы в соответствии с направлениями экономической и социальной
политики. Однако сущность бюджета развитых стран проявляется в тех общественных
отношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в
характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет
представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые
возникают в связи с образованием, распределением и использованием
централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач
государственных и административно-территориальных образований и выполнения
функций соответствующих органов власти.