Сущность и природа современных денег
В новом варианте
количественной теории, известном как чистая теория спроса на деньги, М.Фридмен
предложил следующую функцию спроса на деньги:
MD=Pf(rb,re,P,h,Y,u), (6)
где MD - планируемый спрос на
номинальные денежные остатки; Р абсолютный уровень цен; гb - норма процента по
облигациям; гe - рыночная норма дохода на акции;
Р - темп изменения уровня цен в процентах (ставка дохода от хранения товаров в
качестве активов); Y - национальный доход в постоянных ценах; h - доля
“физического” компонента национального богатства; u - прочие факторы,
воздействующие на спрос на деньги.
Монетаризм определяет
спрос на деньги как результат сравнения выгоды, получаемый хозяйственным
агентом от запаса денег и от дохода, приносимого альтернативными активами.
Выгоды от запаса денег сводятся прежде всего к способности денег облегчить
обмен и спасти от банкротства.
Таким образом, в отличие
от кейнсианства, которое предельно упростило портфельный выбор - или деньги,
или облигации, монетаристы предложили гораздо более широкий выбор альтернатив.
В теории М.Фридмена
утверждается, что существует стабильная функция спроса на деньга. Это положение
отличается от взглядов Дж.М.Кейнса, считавшего, что спрос на деньги отличается
неопределенностью и непредсказуемостью. Монетаристы тем самым предположили, что
желаемый населением денежный запас составит некоторую устойчивую долю
номинального валового национального продукта. Пытаясь теоретически обосновать
это утверждение, М.Фридмен утверждал, что деньги являются наиболее инерционным
элементом портфеля активов.
Спрос на деньги
определяется не обычным “изменяемым” доходом, а устойчивой его частью - так
называемым постоянным доходом, рассчитываемым как средневзвешенная величина на
основе уровней дохода за текущий и прошлые годы. Что же происходит, если
фактический денежный запас у населения превосходит его желаемый уровень?
В таком случае люди
попытаются избавиться от дополнительных, по их мнению, денег или путем
увеличения своих расходов, или путем изменения структуры своих активов
(например, покупая ценные бумаги). Поскольку это увеличит совокупный спрос,
цены возрастут, но и производство должно расшириться. Валовой национальный
продукт будет увеличиваться до тех пор, пока люди будут предъявлять
дополнительный спрос, а люди не прекратят этого процесса, пока считают, что у
них на руках больше денег, чем они хотели бы иметь.
При этом будет
происходить изменение структуры денежных запасов (у одних лиц они уменьшаться,
у других - возрастут), но в целом денежная масса останется неизменной. Это,
однако, не совсем соответствует реальности, так как предложение денег в
условиях роста спроса все-таки изменяется, например, путем уже описанного
механизма мультипликационного расширения депозитов. Люди будут брать в долг у
банков, но все это продлится до тех пор, пока они не захотят оставить у себя
эти дополнительные деньги. Тогда дальнейший рост ВНП прекратится, а денежные запасы
у населения составят устойчивую долю денежных доходов.
Эмпирические данные об
изменении денежной массы и ВНП США в первые послевоенные десятилетия, казалось
бы, подтвердили взгляды монетаристов, но в 70-80-х гг. неоспоримость тезиса о
стабильности спроса на деньги была серьезно поколеблена, так как ни одна
теоретическая модель, ни одна система уравнений монетаристов не смогли точно
предсказать изменение денежной массы в этот период.
В то же время современные
монетаристы уже не отрицают, что спрос на деньги в отношении номинального ВНП
все-таки может меняться. Однако они полагают, что эти изменения или происходят
весьма медленно (например, требуется время, чтобы внедрить систему кредитных
карточек, оборудовать банки ЭВМ и т.п.), или весьма незначительны и их можно не
принимать во внимание.
К последним монетаристы
относят изменения, связанные с хранением номинальных денежных остатков,
вследствие понижения или повышения процентных ставок. Монетаристы не верят, что
это является определяющим фактором изменения доли денежных запасов. Они,
однако, согласны, что нельзя сбрасывать со счетов изменения функции спроса на
деньги под влиянием инфляции (последняя трактуется ими как исключительно
денежное явление, вызванное избытком предложения денег). Ожидая инфляционного
роста цен, люди, конечно, снизят запасы денег и предпочтут тратить больше [14,
93].
Чистую теорию М.Фридмена
можно, скорее, назвать не теорией спроса, а теорией предложения денег, ибо
последнее меняется гораздо чаще и быстрее и определяет ситуацию на рынке.
Важным постулатом монетаризма является утверждение, что предложение денег носит
экзогенный характер, то есть определяется силами, находящимися за пределами
экономической системы (имеется в виду правительство).
М.Фридмен уточнил, что в
этом случае изменения предложения денег не происходят вслед за изменениями
спроса, а осуществляются автономно. Экзогенный характер предложения денег
предполагает как необходимый элемент способность Центрального банка жестко и
эффективно контролировать величину денежной массы.
Неокейнсианцы выступили
против утверждения монетаристов об экзогенности предложения денег, так как, по
их мнению, это не подтверждается на практике. Хотя в работах Дж.М.Кейнса также
допускалась мысль об экзогенном характере предложения, времена изменились. В
условиях хозяйства, основанного на кредитных деньгах, предложение денег попало
в прямую зависимость от изменения спроса на них (как на наличные деньги, так и
на депозиты) и теперь уже носит эндогенный (т.е. зависящий от внутренних
параметров) характер. Истина в этой полемике лежит, скорее всего, где-то
посередине.
Монетаристы, кроме того,
полагают, что цены и заработная плата гибки, быстро реагируют на изменение
спроса. Тем самым они отвергают заявление Дж.М.Кейнса и его последователей об
инертности и фиксированности этих величин.
Можно подумать, что речь
идет о чисто теоретических, так сказать, схоластических проблемах, которые не
актуальны для решения сложных вопросов государственного регулирования рыночного
хозяйства. Но это не так, и далее мы познакомимся с макроэкономическими
моделями двух экономических школ, которые имеют большое практическое значение.
2.2 Воздействие денег на объем производства. Модель “IS-LM”
Теоретические дискуссии
между неокейнсианцами и монетаристами фокусируются все-таки не на вопросах
ценообразования или спроса на деньги, а на проблемах воздействия денег на
развитие рыночного хозяйства. Эти школы по-разному представляют себе механизм
функционирования рыночной экономики.
Монетаристы, как и
неоклассики, утверждают, что рыночное хозяйство в условиях полного
использования всех ресурсов автоматически стремится к поддержанию равновесного
состояния, что там безотказно действуют некие встроенные “пружины” и
“стабилизаторы” экономического развития.
Отсюда рецепт для
государственной политики: поменьше вмешательства в процессы воспроизводства,
так как это только приносит вред и разрушает индивидуальную свободу. В то же
время неокейнсианцы, верные своим постулатам, заявляют, что внутренние
механизмы рыночного хозяйства не в силах вывести экономику из длительных
периодов застоя и кризисов. Поэтому они пропагандируют активную политику
государственного регулирования рыночного хозяйства.
Макроэкономическая модель
монетаристов отводит приоритетную роль в регулировании совокупного спроса
денежной или монетарной политике государства, тогда как неокейнсианцы
подчеркивают важность, наряду с денежной, также фискальной политики.
Денежная (монетарная)
политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,
предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса
путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Фискальная политика,
предпочитаемая неокейнсианцами, заключается в государственном регулировании
совокупного спроса путем планируемых изменений государственных расходов и
налогов.
Различия в позиции
монетаристов и неокейнсианцев по этому вопросу вытекают из их теоретических
предпосылок. Если считать, что cпрос на деньги обладает стабильностью и
предсказуемостью, а предложение денег - экзогенно, то, следовательно,
Центральный банк может путем денежной политики увеличить или, наоборот,
сократить расходы хозяйственных агентов, то есть может проводить эффективное
регулирование экономического развития.
Центральный банк играет
ключевую роль и занимает, можно сказать, монопольное положение не только в
сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения монетарной политики государства,
которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами [14,
101].
Проводя монетарную
политику, Центральный банк стремится обеспечить благоприятные условия
экономического роста и преследует совершенно конкретные цели: регулирование
темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров,
капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности
платежного баланса.
Важнейшими инструментами
кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом
рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; изменение нормы обязательных
резервов для банковских учреждений.
Главным направлением
кредитно-денежной политики Центрального банка являются операции на открытом
рынке. Суть этих операций - покупка или продажа государственных облигаций.
Продавая государственные облигации инвестиционным дилерам-брокерам, которые
затем перепродают их коммерческим банкам, корпорациям и финансовым учреждениям,
Центральный банк стремится добиться снижения банковских резервов, что в
дальнейшем ведет к гораздо более серьезному сокращению депозитов. Покупая
государственные облигации, Центральный банк добивается обратного эффекта.
Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются Центральными банками
тех западных стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США,
Великобритания, Канада).
Учетно-процентная (дисконтная)
политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по
которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального банка.
Обычной практикой этого заимствования стали кредиты под залог собственных
долговых обязательств коммерческих банков или путем переучета коммерческих
векселей. Если Центральный банк поднимает ставку по кредитам, коммерческие
банки вынуждены сократить объем заимствований, что в свою очередь ведет к
снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.
Механизм
учетно-процентной ставки исправно действовал в начале века, но затем его
применение начало наталкиваться на противодействие банковских монополий,
которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной
стихии. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на
эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в
современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно
ослабляет влияние этой политики на экономическую конъюнктуру.
Центральный банк во
многих странах имеет возможность непосредственно воздействовать на величину
банковских резервов путем единовременного изменения нормы обязательных резервов
для всех банковских учреждений. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на
финансовую ситуацию. В США регулирование минимальной нормы обязательных
резервов начало осуществляться с 1933 г., а в 1980 г. был принят Закон о
дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, которым резервные
требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны (ранее -
только на коммерческие банки - члены ФРС). Это существенно усилило позиции и
роль ФРС в кредитной системе США.
В 80-е гг. западные
страны внесли серьезные изменения в кредитно-денежную политику Центрального
банка. Как известно, произошел пересмотр теоретических основ экономической
политики государств, выразившийся в отходе от кейнсианских постулатов и
возвращении к неоклассическим идеям (в частности, к концепции монетаризма). На
практике это привело к переносу центра тяжести в экономической политике с
традиционного ориентира - динамики процентной ставки - на изменение величины и
темпов роста денежной массы. В ряде западных стран в 70-е годы было введено
таргетирование денежной массы (от англ. target - цель), что подразумевало
установление верхнего и нижнего пределов роста денежной массы на предстоящий
период. Подобная вилка размеров будущей денежной массы установлена в США, ФРГ,
Англии, Канаде, Японии.
Воздействуя различными методами,
рассмотренными выше, на объем денежной массы и кредита Центральный банк влияет
на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная
масса, норма процента, капиталовложения, совокупный спрос, национальный доход.
Если поэтапно рассмотреть
механизм реализации принятых Центральным банком решений, то он сводится в общих
чертах к следующему. На первом этапе Центральный банк своими действиями
(например, покупая облигации у коммерческих банков или снижая минимальную
ставку резервных требований) увеличивает денежную массу. На втором этапе
происходит мультипликационное расширение банковских депозитов, предложение
денег увеличивается. На третьем этапе рост предложения денег ведет к их
удешевлению, т.е. к падению процентной ставки, что расширяет спрос на
инвестиции. На четвертом этапе результатом снижения процентной ставки будет
увеличение частных и государственных инвестиций.
И, наконец, на пятом
этапе рост капиталовложений повлечет за собой повышение доходов, расширение
производств, увеличение занятости и ускорение темпов инфляции.
Рисунок 2.4 - Механизм воздействия монетарной политики на
объем валового национального продукта
В графической форме
механизм воздействия монетарной политики на объем валового национального
продукта изображен на рис.2.4, а в буквенном изображении эти связи таковы:
Мs -> r
-> I -> Y. (7)
М - объем денежной
массы; I - величина инвестиций, Y - величина ВНП; МDМD - кривая спроса на деньги; МSМS - кривая предложения денег;
II кривая спроса на инвестиции; SS - кривая предложения инвестиций, т.е.
сбережения [14, 105].
В графиках прослеживается
тесная взаимосвязь денежного рынка и рынка инвестиций. Кейнсианский рецепт
поощрения деловой активности и экономического роста заключается в том, что
правительство должно поставить целью своей монетарной политики увеличение
денежной массы (предложения денег), что приведет к сдвигу кривой и предложения
денег (МsМs) вправо в положение Мs1 Мs1.
Новой точке равновесия
денежного рынка будет соответствовать понизившаяся ставка процента rВ. Сокращение процентной
ставки облегчает доступ частному бизнесу к кредитным ресурсам и вызывает рост
инвестиций с уровня 1А до
уровня 1В.
Новые капиталовложения
вызовут расширение объема производства и приумножение валового национального
продукта на величину YВ-YА.
Таким видится кейнсианцам
общий ход воздействия денежной политики государства на изменение
капиталовложений, занятости и валового национального продукта. Однако в реальной
жизни денежная политика порой приводит к непредсказуемым результатам, ее
эффективность снижается как результат развития побочных, сопутствующих
процессов. Поясним это на примере.
Допустим, что Центральный
банк действительно взял курс на увеличение предложения денег, надеясь понизить
процентную ставку. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы. Этот
рост цен заставляет банки повысить номинальную ставку процента до уровня
реальной (учитывающей процент инфляции).
Заемщики готовы платить
реальный процент, ибо отдавать долги они будут все равно обесценившимися
деньгами. Таким образом, действия Центрального банка привели не к понижению, а
к повышению процентной ставки, что не позволяет достичь конечной цели денежной
политики - роста ВНП.
В связи с вышесказанным
следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики. В
этом вопросе позиции неокейнсианцев и монетаристов не совпадают. Неокейнсианцы
исходят из критически важной для них посылки, что заработная плата и цены - это
негибкие инструменты, относительно заторможены.
Поэтому, по крайней мере,
в краткосрочном плане, правительство может добиться путем увеличения денежной
массы роста ВНП согласно рассмотренной схеме. В долгосрочном плане эта денежная
политика уже не приведет к значительному росту ВНП, а вызовет лишь инфляцию;
тем самым мы описали концепцию нейтральности денег.
Монетаристы считают
иначе. В их представлении цены и заработная плата - это гибкие инструменты.
Поэтому политика контроля над денежной массой и в краткосрочном, и в
долгосрочном периоде способна, по их мнению, контролировать лишь темп инфляции.
Эти теоретические положения получили название концепции супернейтральности
денег.
Известный английский
ученый Дж.Хикс разработал на базе кейнсианской теории стандартную равновесную
модель рынка. Общее равновесие на реальном и денежном рынке исследуется с
помощью аппарата кривых “IS-LM” (рис.2.5).
Рисунок 2.5 - Стандартная равновесная модель рынка
Кривая “IS”
(Investment-Saving) характеризует равновесие в товарном (реальном) секторе
хозяйства. Эта кривая соединяет множество точек, представляющих собой
комбинации ставки процента r и уровня реального дохода У, при которых рынок
товаров находится в равновесии.
С помощью алгебраического
решения системы кейнсианских уравнений, характеризующих рынок товаров, Дж.
Хикс доказал, что в графическом исполнении кривая “IS” должна быть наклонена с
северо-запада на юго-восток, если на оси ординат мы откладываем величину ставки
процента, а на оси абсцисс - уровень реального дохода. Это означает, что чем
меньше уровень реального дохода, тем выше должна быть ставка процента, чтобы
достичь точки равновесия [4, 167].
Кривая “LM”
(Liquidity-Money) характеризует равновесие в денежном секторе экономики и
проходит через точки, представляющие комбинации ставки процента и уровня
реального дохода, при которых денежный рынок находится в равновесии, т.е.
существует равенство спроса на деньги и их предложения. Алгебраически кривая LM
была выведена из уравнений, характеризующих кейнсианскую модель денежного
рынка. Решив эти уравнения, Дж.Хикс показал, что графически кривая “LM” должна
быть наклонена с северо-востока на юго-запад. Это свидетельствует, что рынок
денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет
соответствовать более высокая ставка процента.
На рисунке видно, что
кривая “LM” имеет своеобразную конфигурацию: ее левая часть, которая отражает
низкие значения ставки процента, расположена почти горизонтально, тогда как
правая часть этой кривой занимает положение, близкое к вертикали. Кривая “IS”
может пересечь кривую “LM” в любой ее части. В этой связи возникают различные
варианты равновесия.
Если кривая “IS”
пересекает кривую “LM” в левой, почти горизонтальной ее части, то мы можем
столкнуться с парадоксальной ситуацией, которую кейнсианцы называют “ликвидная
ловушка”. Дело в том, что при почти горизонтальном расположении кривой “LM” и
низкой ставке процента эластичность спроса на деньги по проценту приближается к
бесконечности.
При такой гипотетической
ситуации подавляющее большинство хозяйственных агентов, предполагая в будущем
рост ставки процента, будет предъявлять спекулятивный спрос на деньги.
Единственным путем
выхода из кризиса могли бы стать меры фискального (бюджетного) характера,
предпринимаемые правительством и способствующие сдвигу кривой “IS” вправо,
чтобы преодолеть кризис.
2.3 Цели и принципы денежно-кредитной политики России на
современном этапе
Наибольшая эффективность
реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда,
когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в
целесообразной последовательности.
Совершенствование
денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных
действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере
состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в
экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая
необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством
товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной
способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий
уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации.
Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически
может привести к повышению процентных ставок.
Для проведения монетарной
политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными
инструментами:
- изменение уровня
резервных требований;
- изменение процентных
ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института
(учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на
экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение
средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\
3 процента;
-покупка и продажа
государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);
- определение условий для
различных видов займов (выборочный кредитный контроль).
Кроме того, для создания
оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо:
- совершенствование
законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики;
- уменьшение долларизации
российского денежного обращения;
- усиление стимулов
инвестиционной активности;
- совершенствование
налоговой системы;
- снижение инфляции и
проведения политики сдерживания цен;
- внедрение и
совершенствование электронного денежного обращения;
- развитие и применение
широкого спектра форм безналичного обращения;
- усиление контроля над
законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных
противоправных действий и другие.
Для повышения скорости и
эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах
очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это
предоставление государственных гарантий. Однако только государственными
гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в
гарантиях.
Таким образом, улучшение
конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной
денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь,
окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.
В рамках политики
обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по
агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в
настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта.
При этом доля наличных
денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной
массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время.
Кроме того, увеличение
доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на
состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать
сокращению веса теневой экономики.
В рамках курсовой
политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса
национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того,
поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное
на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру
нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре
экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.
Основными направлениями
денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться:
1. Создание и
совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную
защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых
противоправных действий в сделках с ссудным капиталом;
2. Укрепление и выдача
гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;
3. Гибкое государственное
регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка;
4. Применение льготных
тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора
экономической системы страны;
5. Поддержка и развитие
новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов;
6. Дифференцированный
подход в области спроса и предложения на кредитном рынке;
7. Создание благоприятных
условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;
8. Внедрение достижений и
средств научно - технического прогресса на все уровни кредитного рынка;
9. Достаточно хорошо
развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;
10. Развитие рынка
кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных;
11. Обеспечение
необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;
12. Повышение
устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания
прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;
13. Обеспечение высокого
профессионализма участников кредитного рынка;
14. Формирование условий
для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные
мероприятия.
Такой подход к
организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его
участников и в целом поддержать функционирование экономической системы
государства на мировом уровне.
В рамках политики
обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и
политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы
следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского
сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов.
Причем необходимо
вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные
злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как
со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.
Кроме того, необходимо
форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением
реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого
курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая
политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и
характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение.
Заключение
Итак,
подводя итог данному исследованию, напрашивается вывод, что самое простое
определение денег: это все то, что обычно принимается в обмен на товары и
услуги. Однако такого определения денег явно недостаточно. В истории
экономической мысли сложились четыре основные теории, с разных позиций объясняющие
происхождение, природу и функции денег.
Металлистическая
теория денег отождествляет деньги с благородными металлами (золото, серебро) и
утверждает, что последние по природе своей являются деньгами. Номиналистическая
теория денег рассматривает деньги как условные знаки, номинальные счетные
единицы, покупательная способность которых декретируется государством. Трудовая
(марксистская) теория денег рассматривает деньги в качестве специфического
товара, обладающего внутренней ценностью, которая определяется затратами труда,
необходимыми для его производства (добыча золота и серебра).
Количественная
теория денег исходит из того, что деньги не имеют внутренней ценности
(стоимости); стоимость денег определяется их количеством в обраrцeнии. Денежные
агрегаты (лат. aggregatus - присоединенный) - части современных денежных
средств, которые применяются для обращения и платежа. Они объединяют разные
долговые обязательства в зависимости от степени и характера их ликвидности.
В современных условиях,
когда международное денежное обращение действует без единой основы золота,
применяются два вида валютного курса: фиксированный и плавающий.
На практике
денежная и фискальная политика государства оказываются тесно взаимосвязанными.
Меры правительства по финансированию дефицита бюджета ведут прежде всего к
увеличению денежной массы, т .к. используются кредиты Центрального банка, что сопровождается
мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов. Следовательно,
фискальная политика опирается на денежную.
Денежная политика
как приоритетный метод регулирования в минувшие десятилетия приобрела
сторонников не только среди монетаристов, но и среди неокеЙнсианцев. Они
признают, что методы денежной политики осуществляются очень оперативно и гибко
в отличие от мер фискальной политики, которые требуют длительных согласований
между законодательными и административными органами, что понижает их
эффективность. С помощью денежной политики, как признает большинство
экономистов, можно успешно бороться с инфляцией и преодолевать небольшие спады.
Неопределенность динамики цен на нефть, обменных курсов валют на мировых
рынках и движения потоков капитала, а также достаточно сильная изменчивость
предпочтений экономических агентов относительно вложений средств в активы в
иностранной или в национальной валюте приводят к нестабильности динамики спроса
на деньги.
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из
важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой
страны. Основными направлениями государственного регулирования являются:
политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов,
особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных
(полугосударственных) или государственных кредитных институтах и
законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого
развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий
проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь
денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего
государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами
деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не
может быть эффективной рыночной экономики.
Наибольшая
эффективность реализации денежно- кредитной политики Центрального Банка
проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических
инструментов, причем в целесообразной последовательности.
Совершенствование
денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных
действий ЦБ и государства.
Центральный
Банк рф при осуществлении денежно-кредитной политики оперирует следующими
инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России,
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные
требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков,
валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые
количественные ограничения.
Исходя из
анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный
рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому
регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления
денежно-кредитной политики ЦБ Рф:
- создание благоприятных условий для поступательного экономического
развития страны в долгосрочной перспективе;
- последовательное снижение уровня инфляции (до 5,5 5 в 2006 г.);
- повышение темпов экономического роста;
- укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление
золотовалютных резервов государства в значительных масштабах;
- ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от ~лияния
высоких цен на нефть;
- использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного
фонда;
- стабилизация повышения
спроса на деньги при помощи ограничений на
денежную наличность;
- стимулирование
кредитных операций;
- совершенствование
межбанковского кредитного рынка и другие.
При
реализации данных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних
факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и
несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы,
отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка
наличных и безналичных денежных средств и другие.
Поэтому
целесообразно оптимизировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям:
1) совершенствование
законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики;
2.
снижение инфляции
и про ведения политики сдерживания цен
3.
уменьшение
долларизации российского денежного обращения;
4.
усиление стимулов
инвестиционной активности;
5.
усиление контроля
над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития
теневого бизнеса;
6)
изменение уровня резервных требований; и процентных ставок, которые должны
платить банки;
7) предоставление
государственных гарантий.;
8)
достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно-кредитной
сферы;
9)
обеспечение высокого профессионализма участников проведения денежно кредитной
политики;
Реализация эффективных
мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий
для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального
Банка будет способствовать ожиданию финансовой и социальной жизни страны и ее
стабильному развитию в будущем.
Глоссарий
№ п/п
|
Новые понятия
|
Содержание
|
1
|
"Почти деньги"
|
высоколиквидные финансовые активы, не являются средством обращения,
могут быть быстро превращены в деньги (краткосрочные сберегательные вклады,
срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги и сберегательные
облигации)
|
2
|
Банки
|
особые экономические институты, основная группа кредитных учреждений,
реализующих функции аккумуляции денежных средств, предоставления кредитов,
осуществления денежных расчетов, эмиссии кредитных средств обращения, выпуска
различных ценных бумаг
|
3
|
Денежная масса
|
продукт денежной базы и мультипликатора: В = Н * m, где m - денежный
мультипликатор
|
4
|
Денежная система
|
исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного
обращения, законодательно устанавливается государством
|
5
|
Денежное обращение
|
непрерывное движение денег по обслуживанию кругооборота товаров, оказанию
услуг, осуществлению расчетов в хозяйственной сфере, осуществляется на основе
экономического закона, определяющего количество денег, потребных для
обращения, законодательно закрепляется в форме государственной денежной
системы
|
6
|
Деньги
|
особый предмет (вещь), выполняющий ряд функций в сфере товарно-денежных
отношений, деньгами может являться любая вещь, принимаемая продавцами как
плата за товары и услуги
|
7
|
Кредит
|
движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого
в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента
|
8
|
Кредитная политика
|
важный элемент денежной политики страны, проявляется на основе
совокупности мероприятий, осуществляемых государством для изменения объема и
динамики кредита, в целях воздействия на хозяйственные процессы, в проведении
кредитной политики принимают конкретное участие центральные банки,
коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты
(кредитные организации)
|
9
|
Кредитная система
|
совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования,
совокупность кредитно-финансовых институтов
|
10
|
Модель "IS-LM", где кривая
"IS" характеристика равновесия на товарном секторе хозяйства,
"LМ"
|
рынок денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет
соответствовать более высокая ставка процента, в денежном секторе экономики
выведена Джоном Хигсом (1904-1989) - английским экономистом
|
11
|
Монетарная (денежная политика)
|
комплекс взаимосвязанных предприятий, предпринимаемых центральным
банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого
воздействия на состояние кредита и денежного обращения
|
12
|
Учетно-процентная (дисконтная)
политика
|
регулирование размеров процентной ставки (дисконта), по которой
коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального банка
|
13
|
Функция денег "мера
стоимости"
|
общепризнанный измеритель и показатель рыночной ценности любого товара,
при отсутствии денег данная единая оценка невозможна
|
14
|
Функция денег "средства
обращения"
|
инструмент простого и быстрого обмена товаров, с появлением денег
"продажа" товара сводится к его обмену на деньги, "купля"
товара - к обмену денег на товар
|
15
|
Центральный банк
|
банк, задачей которого является регулирование денежного обращения,
обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение единой кредитной и
денежной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, надзор за
деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений,
осуществление операций по внешнеторговой деятельности
|
Список использованных источников
1.
Абрамова М.А.,
Основы экономической теории: практика [Электронный ресурс]/ М.А. Абрамова -
режим доступа : http// www centen.pl. ru.14.03.2009.
2.
Агеев А.И.
Деньги: Проблемы собственности и культуры [Текст]// Экономика и жизнь, № 8,
2008. С. 75. ISN 509589-0112-5
3. Андрианов В. Деньги в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность [Текст] / Международная жизнь /, 2009, № 2. С.15. ISN 509589-0117
4.
Бабич А.М.,
Павлова Л.Н. Финансы: [Текст]/Учебник. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2007.С.392. ISBN 509589000157
5.
Борисов А.Б.
Большой экономический словарь. [Текст] – М.: Книжный мир, 2008.С.789. ISBN 5095899210а
6.
Борисов Е.Ф.
Экономическая теория [Текст]/ Учебник. М.: Юрайт Издат, 2003.С 521. ISBN 571- 839589-01
7.
Владиславьев Д.Н.
Основы экономической теории: практика [Электронный ресурс] / Д.Н. Владиславьев
- режим доступа : http// www showpage.pl. ru.10.04.2007.
8.
Камаева В.Д.
Экономическая теория: для ВУЗов [Электронный ресурс ]/ В. Д. Камаева, режим
доступа : http// www psychoanaiysis.pl/ ru.12.04.2007.
9.
Ковалев В.В.,
Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: [Текст]/ Учебное пособие. – М.: Проспект,
2007.С.254. ISBN 509589-25
10. Курс Экономической теории. Общие
основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы
национальной экономики.: [Текст] / Учебное пособие. /Под ред. док.экон.наук.,
проф. А.В. Сидоровича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство “Дело и
сервис”, 2008.С.403. ISBN
509589-0112-5
11. Основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики на 2009 год (одобрено Советом
директоров ЦБР 15 ноября 2008 г.) [Электронный ресурс ] // СПС Гарант по
состоянию на 25 марта 2009 года.
12. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., "О
Центральном банке Российской Федерации"[Текст] // "Банковское и
финансовое право"., № 5, 2008, С.28
13. Финансовый менеджмент: [Текст] /Учебник
/ Под ред. Ковалевой А.М. – М.: ИНФРА-М, 2006.С.362. ISBN 509589-0117
14. Финансы: [Текст] / Учебное пособие /
Под ред. проф. А.М.Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007.С. 352. ISBN 509589-0117
15. Финансы: [Текст] / Учебник для вузов
/ Под ред. проф. М.В.Романовского и др.. – М.: Перспектив: Юрайт, 2004.С.439. ISBN 614095895043
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: [Текст]/Учебник
для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТН-ДАНА, 2001.С.537. ISBN 509589-081
17. Финансы, денежное обращение и кредит:
[Текст]/ Учебник. Краткий курс / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М,
2002.С.312.
ISBN 509589-0112-5
18. Харрис Л. Денежная теория. [Текст]/ М.,
2003. С.72.
ISBN 509589-0117
19.
Экономика: [Текст]/
Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. /Под ред. док.экон.наук., проф. А.С.
Булатова. – М.: Экономистъ, 2003.С. 561. ISBN 82509589000-01
20.
Экономическая
теория: [Текст] / Учебник для студентов высших учебных заведений. /Под ред.
В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003.С.484. ISBN 509589-0117
21.
Экономическая
теория. [Текст] /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. ‑ 3-е изд. –
СПб, изд-во СПбГУЭФ, изд-во “Питер”, 2004.С.376. ISBN 6826-109589000с
22. Экономическая теория: [Текст] / Учебник.
/Под общей ред. проф. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.
Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003.С.419. ISBN 509589-0112-5
Приложение А
Сравнительная характеристика денежных
рынков
Приложение Б
Изменения бюджетно-налоговой и
денежно-кредитной политики в краткосрочном периоде
[1] Андрианов В. Деньги в
мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность [Текст] / Международная
жизнь /, 2009, № 2. С.15
Страницы: 1, 2
|