бесплатные рефераты

Сущность налога на добавленную стоимость

Сущность налога на добавленную стоимость

Министерство Образования и науки Кыргызской Республики

Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына

Институт Экономики и Финансов

Кафедра «Бухгалтерский учет»





Курсовая работа

 



На тему: «Сущность налога на добавленную стоимость»







Выполнила : студентка 3 курса гр. БХК-3-06 Мажиева З.

Руководитель: Айдарбеков М. А.








Бишкек 2008

План


Введение

1.       Значение и сущность НДС.

2.       История возникновения НДС.

3.       Методика определения НДС.

4.       Субъекты и объекты налогообложения.

5.       Ставки НДС.

6.       Налоговая база.

7.       Налоговый период. Порядок исчисления, уплаты и возмещения НДС.

8.       Учет НДС.

9.       НДС за рубежом и в странах СНГ.

Обоснование к проекту Налогового кодекса Кыргызской Республики

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему КР. Его традиционно относят к категории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара.. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения..

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов КР. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежем, с взиманием если в государстве полностью прекратится торговля.. Однако, это представляется маловероятным..

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание.

В настоящее время НДС - один из важнейших косвенных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения..

В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством. .

За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения..

Как известно, НДС является вторым по значимости после налога на прибыль налогом, уплачиваемым предприятиями и организациями.. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати


Глава 1. Значение и сущность НДС


Налог на добавленную стоимость (НДС)— налог, которым облагается вклад предприятия (фирмы) в рыночную ценность производимого ею товара или услуги. Вследствие такого способа обложения суммарный налог на каждое потребляемое благо или услугу собирается на всех стадиях производства. В этом смысле НДС является не столько особым видом налога, сколько способом сбора налоговых платежей. В зависимости от того, как трактуется амортизация (износ основного капитала), НДС оказывается эквивалентным пропорциональному подоходному налогу (income value added, IVA), налогу на потребление (consumption value added, CVA), или на конечный продукт, или на валовую добавленную стоимость (gross value added, GVA). Более того, в своей разновидности налога на потребление НДС, если он существует достаточно долгое время, приближается к пропорциональному налогу на заработную плату. Эти утверждения об эквивалентности справедливы, только если НДС применяется в чистой форме. Однако соображения, имеющие политический характер или связанные с налоговым администрированием, делают наиболее вероятным отклонение от чистых форм налога. В той степени, в какой это имеет место, НДС становится особой разновидностью налога. Этот факт приобретает особое значение в случае введения НДС региональными правительствами в рамках конфедерации.

Налог на добавленную стоимость взимается на всей территории КР, формирующим государственный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Кыргызской Республики .

В законодательстве КР налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения..

НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли.. Однако это совсем не обязательно.

Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли -- это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта - наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета . Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.

Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству.

Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства .Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель..

В отличие от прочих видов налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей..

Основной функцией НДС является - фискальная (распределительная), т. е. реализуется главное назначение данного налога - формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:

. фискальное - как было сказано, пополнение государственной казны;

. регулирующее, осуществляемое через налоговый механизм;

. стимулирующее, осуществляемое через систему льгот и предпочтений.

Налог на добавленную стоимость

Глава 35. Общие положения

Статья 224. Понятия и термины, используемые в настоящем разделе

В настоящем разделе используются следующие понятия и термины:

1) «Облагаемый импорт» - ввоз товара на таможенную территорию Кыргызской Республики, за исключением ввоза товара, освобожденного от НДС на импорт.

2) «Облагаемые поставки» - поставки товаров, работ и услуг, осуществляемые облагаемым субъектом:

а) поставки товаров на территории Кыргызской Республики;

б) поставки работ и услуг в Кыргызской Республике, осуществляемые за оплату;

в) экспорт товаров,

В облагаемые поставки не включаются поставки, освобожденные от НДС согласно настоящему разделу.

3) «Экспорт работ и услуг» - поставка работ и услуг, выполненных и оказанных облагаемым субъектом в том случае, если место поставки работ и услуг в соответствии с настоящим разделом находится за пределами территории Кыргызской республики.

Статья 225. Налог на добавленную стоимость

НДС является формой изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых поставок на территории Кыргызской Республики, а также облагаемого импорта.

Статья 226. Налогоплательщик НДС

Налогоплательщиком НДС является облагаемый субъект, а также субъект, осуществляющий облагаемый импорт.

Статья 227. Ставка НДС

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, ставка НДС устанавливается в размере 12 процентов по всем облагаемым поставкам и облагаемому импорту.

2. Ставка НДС устанавливается в размере 0 процентов в отношении поставок, определяемых статьями 261 - 263 настоящего Кодекса.

Глава 2. История возникновения НДС


Впервые интерес к НДС проявился в 1920-х годах , когда он рассматривался как разновидность налога с продаж. Поскольку налог применялся только к добавленной ценности, а не к суммарной выручке, он позволял избежать тех отрицательных свойств, которые были присущи многим формам налога с продаж. Главное — ликвидировалось многократное налогообложение одних и тех же производственных затрат во время продаж промежуточных продуктов и окончательной продажи потребителю. НДС отстаивался также на том основании, что он осуществляет большее приближение к налогообложению по принципу получаемой выгоды, чем его главная альтернатива — корпоративный налог на прибыль. Фирмы пользуются услугами правительства независимо от того, получают они прибыль или нет. Таким образом, не только достигается большая справедливость в налогообложении, но и увеличивается экономическая эффективность, поскольку в той мере, в какой государственные услуги не являются чистыми общественными благами, эффективное использование ресурсов требует, чтобы предприятия вносили плату за пользование ими. В последнее время в пользу НДС приводятся дополнительные аргументы, связанные с тем, что он в большей степени, чем налог на прибыль корпораций, способствует экономическому росту и стабильности платежного баланса. Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре , с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.

НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны.

В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.


Глава 3. Методика определения НДС


В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли.

Согласно другой - добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами.

Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС1 :


1) R * ( V + M ), где R - ставка НДС;


V - величина заработной платы;

M - величина получаемой прибыли;


2) R * V + R * M;


2) R * ( O - I ), где O - выручка от реализации товаров, работ, услуг;

I - произведенные затраты при производстве продукции;


4) R * O - R * I.


Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно - ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат.

Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель.

С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности

(образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Глава 4. Субъекты и объекты налогообложения


Облагаемый субъект

Статья 228. Облагаемый субъект

Субъект становится облагаемым, если он зарегистрирован или обязан зарегистрироваться в органах налоговой службы как налогоплательщик НДС в соответствии с настоящим разделом.

Статья 229, Требования и порядок регистрации по НДС

1. Субъект, осуществляющий экономическую деятельность, обязан зарегистрироваться как налогоплательщик НДС, если в течение 12 последовательных месяцев либо в течение периода, составляющего срок менее 12 последовательных месяцев, он осуществлял облагаемые поставки товаров, работ и услуг на территории Кыргызской Республики, стоимость которых составила сумму, превышающую 4 000 000 сомов (далее в настоящем разделе - регистрационный порог по НДС).

Для целей настоящего раздела стоимость облагаемых поставок определяется:

1) для отечественных организаций - с учетом стоимости облагаемых поставок всех обособленных подразделений данного субъекта на территории Кыргызской Республики;

2) для иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение - с учетом регистрации в соответствии с частью 4 статьи 96 настоящего Кодекса;

3) для субъекта, на которого договором простого товарищества возложено ведение дел этого товарищества - с учетом деятельности, осуществляемой по договору простого товарищества.

2. При передаче имущества в доверительное управление, доверительный управляющий обязан зарегистрироваться как налогоплательщик НДС по деятельности, осуществляемой по договору доверительного управления, в соответствии с требованиями настоящей статьи. В этом случае доверительное управление рассматривается как самостоятельный налогоплательщик НДС, отдельно от учредителя управления.

3. Субъект обязан зарегистрироваться как налогоплательщик НДС путем подачи заявления в течение месяца по истечении периода, в котором общая стоимость облагаемых поставок превысила регистрационный порог по НДС.

Регистрация вступает в силу с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором субъект подал заявление о регистрации.

Если субъект, который был обязан зарегистрироваться в соответствии с требованиями части 1 настоящей статьи, не подал заявление о регистрации или подал его несвоевременно, он признается облагаемым субъектом с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором облагаемый субъект был обязан зарегистрироваться как налогоплательщик НДС.

4. Субъект, который не обязан зарегистрироваться, имеет право зарегистрироваться как налогоплательщик НДС добровольно:

1) если он осуществляет поставки товаров, работ и услуг, за исключением поставок, которые освобождены от НДС в соответствии с настоящим Кодексом;

2) до начала осуществления какой-либо поставки, если он в дальнейшем намерен осуществлять облагаемые поставки.

В случаях, предусмотренных настоящей частью, регистрация вступает в силу с первого числа месяца, следующего за датой подачи заявления о регистрации и получения регистрационного документа плательщик НДС (далее в настоящем разделе – регистрационный документ).

5. Субъект, у которого аннулирована регистрация по НДС, может зарегистрироваться как плательщик НДС только в случае, когда облагаемая стоимость поставок превысила регистрационный порог по НДС.

6. Регистрация по НДС осуществляется по месту налоговой регистрации облагаемого субъекта.

7. При регистрации субъекта как плательщика НДС, налоговый орган обязан в течение 10 дней со дня подачи заявления субъекта о регистрации выдать регистрационный документ, в котором указываются:

1) фамилия, имя и отчество либо полное наименование, юридический адрес субъекта;

2) дата вступления в силу регистрации по НДС;

3) идентификационный налоговый номер налогоплательщика;

4) другие необходимые сведения, определяемые уполномоченным налоговым органом.

8. Регистрационный документ является бланком строгой отчетности и облагаемый субъект обязан обеспечить его сохранность.

В случае изменения данных облагаемого субъекта, указанных в пунктах 1 и 4 части 7 настоящей статьи, регистрационный документ подлежит замене.

В случае утери или порчи регистрационного документа выдается его дубликат.

9. Форма и порядок выдачи, замены регистрационного документа устанавливается уполномоченным налоговым органом.

Статья 230. Аннулирование регистрации по НДС

1. В том случае, если облагаемая стоимость поставок не превысила регистрационный порог по НДС за последние 12 месяцев, облагаемый субъект, зарегистрированный по НДС в обязательном порядке, имеет право подать заявление об аннулировании регистрации по форме, установленной уполномоченным налоговым органом.

При аннулировании регистрации по НДС регистрационный документ подлежит возврату в налоговый орган.

Аннулирование регистрации вступает в силу с первого числа месяца, следующего за датой подачи заявления и внесения изменений в регистрационный документ.

2. При банкротстве облагаемого субъекта путем ликвидации и реструктуризации регистрация по НДС аннулируется. Аннулирование регистрации осуществляется по заявлению специального администратора, который обязан подать заявление в течение 10 дней после начала процедуры банкротства.

Аннулирование регистрации вступает в силу с первого числа месяца, следующего за датой подачи заявления и внесения изменений в регистрационный документ.

3. Облагаемый субъект обязан обратиться в налоговые органы с целью аннулирования регистрации в случае, если он прекратил осуществлять облагаемые поставки в связи с ликвидацией не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором было принято решение о ликвидации.

4. По заявлению налогоплательщика органы налоговой службы обязаны аннулировать добровольную регистрацию по НДС в случае, если намерение об осуществлении поставок товаров, работ и услуг прекращается до осуществления облагаемых поставок.

5. При аннулировании регистрации превышение суммы НДС по приобретенным материальным ресурсам над суммой НДС по облагаемым поставкам подлежит возмещению или возврату в порядке, установленном настоящим разделом.

6. Органы налоговой службы имеют право аннулировать регистрацию по НДС с последующим уведомлением облагаемого субъекта в случае непредставления данным облагаемым субъектом налоговой отчетности по НДС в течение двух налоговых периодов, следующих подряд после установленного настоящим Кодексом срока ее представления.

Аннулирование регистрации вступает в силу со дня размещения в официальных печатных изданиях решения, принятого налоговым органом об аннулировании регистрации по НДС.

Счет-фактуры НДС, выданные налоговым органом ранее облагаемому субъекту, регистрация которого аннулируется в соответствии с настоящей частью, признаются недействительными со дня размещения в официальных печатных изданиях информации об аннулировании его регистрации.

7. За исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 4 и 6 настоящей статьи, регистрация субъекта, добровольно зарегистрированного как плательщика НДС, не может быть аннулирована ранее чем через 24 месяца со дня вступления в силу данной регистрации.

8. При подаче заявления об аннулировании регистрации по НДС либо аннулировании регистрации налоговым органом облагаемый субъект или специальный администратор обязан к налоговой отчетности по НДС приложить бланки неиспользованных счет-фактур НДС, оформленные в соответствии с частью 9 статьи 282 настоящего Кодекса.-

9. Аннулирование регистрации по основаниям, установленным частью 6 настоящей статьи, не освобождает налогоплательщика от исполнения налогового обязательства по НДС, начисленного и/или подлежащего начислению на дату аннулирования, а также процентов, пени и налоговых санкций.

10. Информация об аннулировании регистрации по основаниям, установленным частью 6 настоящей статьи, размещается на открытом информационном вебсайте уполномоченного налогового органа и в официальных печатных изданиях.

Объект налогообложения

Статья 231. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения НДС являются

1) облагаемые поставки;

2) облагаемый импорт.

2. Не являются объектом обложения НДС:

1) продажа предприятия или самостоятельным функционирующей части предприятия одним налогоплательщиком НДС другому налогоплательщику НДС субъекту, который становится таковым в момент дачи.

В целях настоящей части самостоятельно функционирующей частью предприятия является обособленное подразделение организации;

2) передача имущества от собственника, который является налогоплательщиком НДС:

а) доверительному управляющему, который является налогоплательщиком НДС, на основании договора доверительного управления;

б) облагаемому субъекту, на которого в соответствии с договором простого товарищества возникает обязанность по ведению дел этого товарищества

3) передача имущества собственнику при прекращении договора доверительного управления и; простого товарищества, если собственник является облагаемым субъектом;

4) поставки НБКР, за исключением поставок услуг в сфере отдыха, досуга и развлечений;

5) продажа залогового имущества банком в пределах суммы задолженности по кредиту.

основной по отношению к поставке товаров, поставка сопутствующих товаров, связанная с поставкой работ или услуг, осуществляемая субъектом, поставляющим данные работы и услуги, является частью поставки работ или услуг.

5. Выполненные работы или оказанные услуги, связанные с импортом товаров, являются частью импорта товаров.

6. Поставки товаров, работ, услуг, осуществляемых в нарушение законодательства Кыргызской Республики, признаются облагаемыми или освобожденными поставками в соответствии с настоящим разделом.

7. На момент аннулирования регистрации по НДС остатки товарно-материальных запасов, основных средств и нематериальных активов, приобретенных в течение периода действия регистрации по НДС, признаются поставками товаров по их учетной стоимости.

8. Утрата товара в результате воздействия непреодолимой силы не признается поставкой товара. Стоимость утраченного товара должна быть документально подтверждена, а в случае утраты документов - подтверждена заключением независимой экспертной комиссии, состоящей из представителей Торгово-промышленной палаты и соответствующих органов в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 232. Поставки товаров, работ и услуг

1. Субъект осуществляет поставку товара, если он:

1) передает право собственности на товар другому лицу, включая передачу товара работодателем работнику в качестве оплаты труда или других выплат, предусмотренных Трудовым кодексом Кыргызской Республики, передачу заложенного имущества в счет погашения долга залогодателем по долговому обязательству;

2) передает имущество 8 финансовую аренду (лизинг);

3) осуществляет снабжение электроэнергией, природным и сжиженным газом, теплом, водой, рефрижераторными и кондиционерными услугами.

2. Субъект поставляет работы и услуги, если он осуществляет за оплату любую другую деятельность; включая:

1) предоставление имущества во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды);

2) выполнение работ, оказание услуг работодателем наемному работнику в качестве оплаты труда согласно Трудовому кодексу Кыргызской Республики,

3. Поставка сопутствующих работ или услуг, связанных с поставкой товаров, осуществляемая субъектом, поставляющим данные товары, в том случае, когда поставка товара является основной по отношению к поставке таких работ или услуг, является частью поставки товаров.

4. В случае когда поставка работ и услуг является

Статья 233. Поставки, осуществляемые агентом или работником

1. Поставка товаров, работ, услуг, осуществленная агентом, признается поставкой, осуществляемой самим субъектом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Передача товара от субъекта агенту не является поставкой, за исключением случая, когда товары передаются в качестве агентского вознаграждения.

2. Поставка работ или услуг работником работодателю в рамках его служебных обязанностей не является облагаемой поставкой.

3. Поставка товаров, работ, услуг агентом по поручению субъекта - иностранной организации или физического лица-нерезидента, не являющихся плательщиками НДС, включается в поставку агента в том случае, если поставка является облагаемой в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 234. Дата налогового обязательства

1. Датой возникновения налогового обязательства является дата поставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Дата поставки:

1) для товаров - дата передачи прав собственности на товары потребителю;

2) для выполненных работ или оказанных услуг - дата, когда вся работа завершена или услуги оказаны, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

3. Для выполненных строительно-монтажных работ датой поставки является дата, когда работа завершена и оплачена.

4. Если счет-фактура НДС выписана или же оплата

получена до даты облагаемой поставки, то датой налогового обязательства является дата выписки счет-фактуры НДС или дата получения оплаты в зависимости от того, что имеет место ранее.

5. Если товары, работы или услуги поставляются в течение продолжительного времени (более года), то датой налогового обязательства является дата выписки или регулярная передача счет-фактур НДС, или дата получения каждой регулярной оплаты в зависимости от того, что имеет место ранее,

6. Дата налогового обязательства по НДС при импорте товаров определяется в соответствии с Таможенным кодексом Кыргызской Республики.

Статья 236. Место поставки работ и/или услуг

1. Местом поставки работ и/или услуг признается местонахождение недвижимого имущества, если работы и/или услуги связаны непосредственно с этим имуществом. К таким работам и/или услугам относятся строительные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные, работы по озеленению, техническому обслуживанию и подобные работы и/или услуги, выполняемые путем непосредственного воздействия на данное имущество, а также предоставление недвижимого имущества во временное пользование по договору имущественного найма, аренды, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Местом поставки признается место экономической деятельности, местонахождение постоянного учреждения покупателя работ и/или услуг, с которым (постоянным учреждением) связаны эти работы и/или услуги в следующих случаях:

1) при передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

2) при переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;

3) при предоставлении персонала;

4) при оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта другое лицо для выполнения работ и услуг, предусмотренных настоящей частью;

5) при оказании консультационных, юридических, рекламных услуг, проведении лабораторных анализов, при предоставлении аудиторских услуг;

6) при оказании инженерно-консультационных услуг по подготовке процесса производства и реализации продукции промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектных и проектных, услуг, услуг по подготовке технико-экономических обоснований, бизнес-планов, проектно-конструкторских разработок и подобных услуг;


Глава 5. Ставки НДС


Важнейшим элементом налога, без которого невозможно исчисление суммы налогового платежа, является ставка. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке, они едины и действуют на всей территории КР.В настоящее время в КР установлены следующие ставки НДС:

-основные, установленные законодательными актами и применяемые при исчислении налога с облагаемого оборота, не включающего в свою стоимость сумму НДС;

-расчетные, то есть определяемые расчетным путем и используемые к объекту обложения, в цену которого входит НДС.

Сумма НДС на издержки производства и обращения не относится, а отражается на специально выделенном в бухгалтерском учете собирательном счете. Исключение составляет реализация товаров, работ, услуг, освобожденных от НДС, по которым не производится возмещение

(зачет) налога, уплаченного поставщикам. В то же время существуют особенности исчисления НДС по транспортным перевозкам, по основным средствам и нематериальным активам. Также законодательно установлен особенный механизм исчисления НДС для следующих категорий плательщиков:

-организаций (предприятий), оказывающих платные услуги, в том числе и населению;

-организации розничной торговли, общественного питания и другие организации, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, вознаграждений и других сборов;

-финансово-кредитных учреждений.

Чтобы правильно определить сумму налога, подлежащую взносу в бюджет, необходимо в полном объеме и своевременно рассчитать сумму

НДС, полученного от покупателей и уплаченного поставщикам. Важным моментом является определение периода, в котором должны быть учтены все вышеперечисленные показатели. Он определяется по следующим правилам:

1) в отношении реализации товаров (работ, услуг) - в момент реализации, согласно выбранному в целях налогообложения методу определения выручки «по оплате» либо «по отгрузке»;

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ