бесплатные рефераты

Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

p>Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты платежей в бюджет, приходящихся на период действия налогового кредита.

Налоговый кредит может быть предоставлен при наличии одного из следующих оснований:

-                                 угрозы экономической несостоятельности (банкротства) - на срок от одного года до трех лет;

-                                 если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер - на срок от одного месяца до одного года.

Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам платежей в бюджет в отношении всей либо части их суммы.

Налоговый кредит не предоставляется по платежам в бюджет, срок уплаты которых уже наступил, и не предоставляется по платежам, поступающим в государственные целевые бюджетные фонды.

Размер налогового кредита не должен превышать суммы платежей в бюджет, подлежащих уплате в течение срока, на который он предоставляется.

За пользование налоговым кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере ½ ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день уплаты суммы налогового кредита.

Обращаем внимание, что при принятии решений о предоставлении государственной поддержки в названных видах устанавливаются определенные условия действия государственной поддержки. Это, как правило:

- полная и своевременная уплата плательщиком в течение всего срока действия государственной поддержки текущих платежей в бюджет;

- целевое направление средств, высвободившихся при предоставлении государственной поддержки.

При нарушении (несоблюдении) установленных условий плательщик утрачивает право на государственную поддержку.

Порядок предоставления налогового кредита регулируются Положением о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов и таможенных платежей, утвержденным Указом Президента РБ от 24.09.2002 № 493.

Для получения государственной поддержки следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Юридические лица, претендующие на получение государственной поддержки в виде изменения срока уплаты платежей в бюджет, подают в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, в подчинении которых они находятся, а юридические лица, не находящиеся в подчинении этих органов (организаций), и индивидуальные предприниматели - в облисполкомы (Минский горисполком) заявление о предоставлении государственной поддержки по форме, установленной постановлением Минфина от 31.10.2002 № 149 «Об утверждении форм заявлений».

2. К заявлению прилагаются:

- бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

- справка об основных экономических показателях по форме, утвержденной Минэкономики (постановление Минэкономики РБ от 05.11.2002 № 244 «Об утверждении формы справки об основных экономических показателях юридического лица, индивидуального предпринимателя»);

- справка налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 05.11.2002 № 244 «Об утверждении формы справки об основных экономических показателях юридического лица, индивидуального предпринимателя»;

- справка таможенного органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной постановлением ГТК РБ от 22.10.2002 № 89 «Об утверждении формы справки таможенного органа о состоянии расчетов с бюджетом по таможенным платежам»;

- выписка из перечня отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер);

- экспертные заключения о стоимости причиненного ущерба юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также стоимости возмещения этого ущерба.

3. Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, облисполкомы (Минский горисполком) на основе анализа материалов, представленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подготавливают заключение о целесообразности предоставления им отсрочки и (или) рассрочки и в 10-дневный срок направляют соответствующий проект решения Президента РБ (далее - проект решения) на согласование в Минэкономики, Минфин, МНС или в ГТК (при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей), Минюст, а затем - в КГК.

4. Согласованный проект решения в установленном порядке вносится республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, облисполкомами (Минским горисполкомом) в Совет Министров РБ. Далее проект подлежит направлению Главе государства через Администрацию Президента РБ в соответствии с установленным Регламентом.

5. В случае принятия Президентом РБ решения о предоставлении государственной поддержки копия этого решения направляется:

- юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которому предоставлена государственная поддержка;

- в Министерство по налогам и сборам и (или) в Государственный таможенный комитет;

- в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, на которые возложен контроль за выполнением принятого решения.

Для отражения в бухгалтерском учете налогового кредита используются счета 94 «Краткосрочные займы», 95 «Долгосрочные займы». К названным счетам открывается субсчет «Налоговый кредит».

По кредиту счетов 94 «Краткосрочные займы» и 95 «Долгосрочные займы» отражаются суммы полученного кредита в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты с бюджетом». При погашении кредита производятся записи по дебету счетов 94 «Краткосрочные займы» и 95 «Долгосрочные займы» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Суммы процентов за пользование налоговым кредитом в зависимости от целей его предоставления отражаются по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Издержки обращения», 08 «Капитальные вложения», 81 «Использование прибыли», 87 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток), 88 «Фонды специального назначения» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств или расчетов.

Суммы пени, исчисленные за не погашенный в установленные сроки налоговый кредит, не уплаченные в установленные сроки суммы процентов за пользование налоговым кредитом, а также нецелевое использование налогового кредита, отражаются по дебету счетов 81 «Использование прибыли», 87 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток), 88 «Фонды специального назначения» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств или расчетов.

Данный порядок определен Правилами отражения в бухгалтерском учете организации налогового кредита, утвержденными постановлением Минфина РБ от 16.10.2000 № 105.

2.4 Пути совершенствования налоговой системы и бухгалтерского учета по налогам и сборам


Налоговая система Республики Беларусь еще достаточно молода, и в настоящее время ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки. Немаловажным является достижение определенной стабильности налогообложения, от которой во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Однако стабильность не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а, напротив, предполагает ее периодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Это особенно характерно для стран с переходной экономикой. При более стабильных экономических условиях потребность в корректировке установленного механизма налогообложения значительно ниже.

Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета по налогам и сборам должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки, или оборотных налогов. Но, учитывая, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей в ближайшем будущем неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых.

Также важным является снижение налогового бремени на фонд заработной платы. Неоспоримым является факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы, что не способствует полной его легализации. Естественно, что в такой ситуации у многих субъектов хозяйствования возникает соблазн, если не полностью, то хотя бы частично, скрыть от налогообложения фонд заработной платы. В результате в бюджет и в, теперь уже бюджетный, Фонд социальной защиты населения не допускают значительные суммы денежных средств, ограничивая тем самым развитие социальной сферы.

Для кардинального изменения сложившейся ситуации необходимо снижение налоговой нагрузки на средства, предназначенные на оплату труда. Вместе с тем это возможно только при условии расширения базы налогообложения и полной легализации сумм заработной платы, то есть при условии роста доходов населения. Достичь этого можно, в частности, путем установления минимальной почасовой ставки оплаты труда, принятия других мер, способствующих легализации реальных доходов населения, а также создания благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Одним из недостатков существующего бухгалтерского учета по налогам и сборам является присутствие принципа двойного налогообложения при формировании цены. Это особенно характерно для тех налогов, которые исчисляются от суммы реализации продукции. Получается так, что налоги накладываются на налог, а это ведет к увеличению издержек, себестоимости и в конечном итоге – цен на продукцию.

Не совсем правильной является ситуация, когда устанавливаются высокие ставки налогов для тех предприятий и отраслей в целом, которые получают дотации от государства. С одной стороны, государство дает дотации, а с другой, - забирает через налоги. Поэтому будет целесообразным снизить налоговые ставки для предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), на которую осуществляется государственное дотирование.

Посредством налоговых льгот государство может также стимулировать наиболее важные виды деятельности, как в экономическом, так и в социальном аспекте, инновационный бизнес, что послужит в дальнейшем снижению цен.

Понятно, что эффективность любой налоговой системы во многом определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. В связи с этим в ходе совершенствования налоговой системы необходимо освободить ее от платежей, которые при незначительной доле в доходах бюджета требуют достаточно больших затрат на администрирование.

Иными словами, речь идет о малоэффективных налогах и сборах. В частности, это касается налога на недвижимость, плательщиками которого являются владельцы дачных строений. Этот налог в доходной части бюджет составляет сотые доли процента, вместе с тем его сбор сопряжен со значительными организационными и финансовыми затратами. Компенсировать незначительные потери бюджета в случае отмены указанного налога можно, к примеру, за счет увеличения ставки налога на землю, на которой расположена эта недвижимость, и выработки рационального механизма его исчисления и уплаты.

Аналогичные примеры есть и среди многочисленных местных налогов и сборов. Наиболее ярким из них является «сбор за парковку», расходы по администрированию которого составляют 50 % от поступивших сумм. [20, стр. 235] В связи с этим было бы полезным не загромождать налоговую систему малоэффективными налогами.

Исходя из опыта России и других стран с переходной экономикой можно выделить в качестве необходимых некоторые преобразования налогов на доходы и прибыль:

а) четкое определение субъектов, попадающих в сферу действия этих налогов. Они должны отвечать двум обязательным условиям: во-первых, осуществление любых видов коммерческой (т.е. направленной на извлечение прибыли) деятельности; во-вторых, наличие юридического лица, основанного на принципе ограниченной ответственности, т.е. выступающего либо в форме акционерного общества, либо в форме унитарного государственного предприятия. Кроме того, налогоплательщики должны разделяться на резидентов и нерезидентов с четким закреплением правил налоговой юрисдикции государства;

б) расширение налоговой базы, в т. ч. за счет сокращения вычетов из облагаемого дохода и уточнения состава издержек по осуществлению коммерческой деятельности. Для налогоплательщиков-резидентов в облагаемые доходы (прибыль) должны входить все их доходы из источников в Республике Беларусь, а также доходы от инвестиционной деятельности и финансовых операций из всех источников (т.е. как в Беларуси, так и в других странах). Налогоплательщики, не являющиеся резидентами, платят налог только на доходы от источников в Республике Беларусь. Включение инвестиционного и финансового доходов в налоговую базу, даже если они получены из иностранных источников, очень важно, поскольку оно препятствует утечке инвестиционного капитала за границу;

в) сохранение единых унифицированных для всех видов деятельности и налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка взимания и ставок налога на прибыль. В частности, действующие повышенные ставки налога на прибыль (доходы) банков и страховых организаций следует уравнять с применяемыми для всех остальных видов деятельности. Пониженная ставка может быть сохранена только для предприятий малого бизнеса;

Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета по налогам и сборам Республики можно назвать развитие методики учета налога на добавленную стоимость. НДС в Беларуси является в настоящее время бюджетообразующим налогом, он обеспечивает порядка 25 % поступлений в бюджет. [16, стр. 112] Существование его оправдано и целесообразно, учитывая, что при всех издержках и искажениях, возникающих при введении НДС в постсоциалистических условиях, это единственный путь создания всеохватывающей системы налогообложения потребления.

Однако белорусская модель НДС имеет некоторые особенности, которые значительно снижают эффективность данного налога. В частности они ограничивают потребление в обществе, снижают покупательную способность населения и потребительский спрос и, следовательно, не стимулируют производство, ведут к удорожанию отечественных товаров, делают их невыгодными по сравнению с приобретением в других странах, где уровень косвенных налогов ниже, обуславливают ввод протекционистских таможенных пошлин, снижают конкурентоспособность отечественных товаров.

Таким образом, методика исчисления НДС нуждается в совершенствовании, а ставки – в большей обоснованности. Ставки НДС в Беларуси выше, чем во многих других государствах (несмотря на снижение основной ставки в 2004 году с 20 до 18 %), кроме того, в отличие от европейских стран, этим налогом облагаются предметы первой необходимости. В развитых странах среди целей НДС можно назвать сдерживание нежелательного импорта, перепроизводства одних товаров и ограничение чрезмерного потребления других товаров. При этом ставки данного налога составляют, например, в Японии 3 %, в Швейцарии 6,5 %, Канаде 7,5 % (начисляется в основном на продукцию потребительского назначения). [33, стр. 88] В США после длительного изучения отказались от введения НДС. Здесь существует налог с продаж, который ограничивает нерациональное потребление. Этим налогом облагаются обработанные продукты питания, все промышленные товары, а, к примеру, овощи и фрукты не облагаются.

Многие отечественные и зарубежные экономисты предлагают повысить налог на землю и сделать его одним из основных в налоговой системе, мотивируя это тем, что земля является неэластичным с точки зрения предложения фактором производства, предложение земли постоянно, и при введении налога общий спрос на землю не изменится. В данном случае весь налог полностью оплачивается собственником фактора, характеризующегося неэластичным предложением. Налог на землю в условиях рыночной экономики не искажает экономическую эффективность, так как налог на чистую экономическую ренту (которым он является) не повлияет на экономическую ситуацию.

Перемещение налоговой нагрузки на природные ресурсы, изымающие ренту вполне целесообразно. К налогам, полностью или частично изымающим в доход государственного бюджета природную ренту, относятся: платежи за используемые и эксплуатируемые природные ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды, других невоспроизводимых ресурсов.

Спецификой рентных налогов является обложение потенциального, а не фактически извлекаемого дохода, так как природопользователи обязаны обеспечивать рациональное использование природных объектов. Идея учета рентной составляющей весьма перспективна для построения эластичной налоговой системы. Совершенствование платежей за природные ресурсы является актуальной для нашей республики проблемой, так как действующие платежи крайне неэффективны. Однако существуют объективные проблемы, связанные с расчетами рентных доходов, обусловленные отсутствием реального собственника и реальной стоимости этих ресурсов.

В качестве одного из направлений совершенствования налоговой системы может быть введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости. Таким образом создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость трудно скрыть от налогообложения. При этом оптимальные ставки налога на недвижимость должны стимулировать эффективное использование, оптимизацию размеров недвижимости каждого собственника, рациональное использование земли и вместе с тем не создавать дискриминационный режим по отношению к фондоемким отраслям.

Существующая сегодня в республике система налогообложения недвижимого имущества имеет множество недостатков и малоэффективна. Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, а также объектов незавершенного строительства. Таким образом, под налогообложение в качестве недвижимости попадают все основные фонды предприятий – не только здания и сооружения, но и производственное оборудование, транспортные средства, компьютеры и оргтехника.

Позитивным фактором могла бы стать попытка дифференцировать ставки налога на недвижимость в зависимости от ее месторасположения. Так, например, в 2003 году Минский городской Совет утвердил повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость юридических лиц по месту их регистрации в зависимости от экономико-планировочных зон. Однако применяемая практика зонирования городских территорий, по оценкам специалистов, не может быть использована для целей налогообложения, так как не отражает реальной рыночной стоимости имущества.

Сегодня база налогообложения недвижимости в республике не имеет ничего общего с рыночной стоимость имущества, отличаясь от нее порой в 10 раз. [36 стр. 20] В результате бюджет лишается значительных средств. Кроме того, нарушается принцип нейтральности налогообложения: рассчитанные по существующим методикам стоимости равнозначных объектов в центре города и где-нибудь на периферии отличаются весьма незначительно, хотя разница в прибыльности и реальной рыночной стоимости существенна.

Таким образом, совершенствование налогообложения недвижимости предполагает, в первую очередь, более объективную оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что будет стимулировать их наиболее рациональное использование. Кроме того, целесообразно исключить из налогообложения объекты, не попадающие под определение недвижимости – производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и др.

Акцизные сборы на отдельные виды товаров применяются во всех странах. Обычно в перечень подакцизных товаров входят товары, вредные для здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия налогообложения для отечественных и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.

Из всех этих принципов в белорусской модели акцизов нарушается в основном последнее требование. Применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов. Очевидно, что в реформировании этого налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок.

С 1992 года, когда налоговая система Республики Беларусь только начала формироваться, в ней произошли значительные изменения. В частности вводились и отменялись различные налоги, изменялись налоговые ставки, порядок уплаты налогов. Была сформирована нормативно-правовая база налогообложения, в основе которой лежит Налоговый кодекс, принятый в 2002 году. Однако, несмотря на все изменения направлений, которые нуждаются в совершенствовании и реформировании остается достаточно много, а белорусская налоговая система по-прежнему далека от совершенства.

Для совершенствования и оптимизации как бухгалтерского, так и налогового учета по налогам и сборам необходимо провести автоматизацию данных операций. Проблемы, связанные с постоянными изменениями в законодательстве, серьезно затрудняют разработку специальных программных продуктов для автоматизации бухгалтерского учета — необходимо оперативно реагировать и вносить все изменения. Сочетать высокий уровень автоматизации с корректностью выполнения бухгалтерских операций весьма и весьма непросто.

Использование «пиратских» — дешевых, но, увы, ненадежных программ либо программ, созданных давно и неспособных подстраиваться под современные условия ведения учета, не дает желаемого уровня автоматизации. Современная автоматизация – это возможность ведения учета, не требующая дополнительного изучения бухгалтером специальных технических дисциплин, позволяющая избежать трудоемких расчетов и анализа массивов первичных документов (с сопоставлением их содержания, дат и сумм) и тому подобной рутинной, отнимающей массу времени работой. Кроме этого, программа должна быть гибкой, т.е. иметь способность адаптироваться к существенным изменениям внешних факторов (например, законодательства, учетной политики, видов деятельности) без кардинальной внутренней перестройки. Попросту говоря, бухгалтер должен «узнать» свою программу после того, как над ней поработал программист, добавив в нее, к примеру, книгу покупок.

«1С:Бухгалтерия» является универсальной системой для автоматизации ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях различных типов деятельности. В системе «1С: Бухгалтерия» основные особенности ведения учета задаются (настраиваются) в конфигурации системы. К ним относятся основные свойства плана счетов, виды аналитического учета, состав и структура используемых справочников, документов, отчетов. Для организации аналитического учета по бухгалтерским счетам в системе используются виды субконто. Виды субконто вводятся в конфигурацию для того, чтобы предоставить возможность назначать бухгалтерским счетам свойства ведения аналитического учета с использованием определенных типов данных. Непосредственный состав видов субконто, используемых в типовой конфигурации для организации аналитического учета по конкретным счетам, определяется, с одной стороны, требованиями нормативных документов, регламентирующих ведение аналитического учета (Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета), а с другой стороны, возможностью получения бухгалтерских итогов в разрезе объектов аналитики, как для составления отчетности, так и для внутренних целей предприятия.

Главное меню содержит перечень всех работ, а подменю содержит перечень процедур обработки информации, осуществляемых в рамках каждой работы головного меню. Головное меню содержит следующие пункты: файл, журналы, отчеты, обработка, настройка, сервис, окна, помощь.

Все факты хозяйственной деятельности организации в «1С:Бухгалтерии» хранятся в виде операций. Каждая операция содержит одну или несколько проводок, отражающих хозяйственную операцию в бухгалтерском учете в натуральном и денежном выражении. Каждая проводка, в свою очередь, может состоять из одной или нескольких корреспонденций, называются «сложными».

Операция включает в себя не только проводки, но и некоторую общую часть, характеризующую ее в целом: содержание, общая сумма по всем проводкам, дата, номер и др. Перечень реквизитов операции определяется конфигурацией. Операции могут автоматически формироваться документами «1С:Бухгалтерия» или вводится вручную. «1С:Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, позволяющих бухгалтеру получить информацию по любому счету за произвольный период, в различных разрезах аналитики и с необходимой степенью детализации: оборотно-сальдовая ведомость, по счету в разрезе объектов аналитики; шахматная ведомость; главная книга; журнал-ордер и ведомость по счету; анализ счета - за период и по датам; анализ счета в разрезе объектов аналитики; анализ объекта аналитики по счетам; карточка операций по объекту аналитики; карточка счета. Существует также возможность для создания других произвольных отчетов.

Даже если у предприятия нет средств на покупку какой то специальной программы, на сайте www.gb.by можно скачать несколько новых Excel-программ, способных наладить налоговый учет в соответствии с установленными правилами его ведения. Каждая программа содержит много подсказок, для пользователя, содержащихся во всплывающих примечаниях к ячейкам, имеющим верхний красный уголок, или написанных непосредственно на черном фоне рабочих листов Excel-книги. Они помогают правильно заполнить ячейки шаблонов и воспользоваться инструментами управления. Электронные таблицы MS Excel в предлагаемой программе позволяют самостоятельно выполнить расчет, создать базу данных или учетный регистр, оформить отчет или декларацию.

Так же одним из направлений проводимой в настоящее время в Республике Беларусь налоговой реформы является усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи важная роль отводится ведению налогового учета субъектами предпринимательской деятельности как самостоятельного участка учетной работы.

Следует отметить, что ведение налогового учета в Республике Беларусь вызывает необходимость совершенствования действующих или разработки новых регистров учета.

Известно три способа отражения показателей формирования налоговой базы по налогам и сборам:

1) используя регистры бухгалтерского учета;

2) используя регистры бухгалтерского учета, дополненные реквизитами, необходимыми при исчислении налога на прибыль;

3) используя самостоятельные регистры налогового учета.

Использование регистров бухгалтерского учета для налогового учета возможно только в тех случаях, когда налоговый учет ведется методом начислений. При кассовом методе это невозможно, поскольку Требования бухгалтерского и налогового учета в отношении момента отражения хозяйственных операций не совпадают.

Применение второго способа, с нашей точки зрения, не совсем оправдано, поскольку: во-первых, весьма спорным является изображение налогового учета только для одного налога на прибыль. Эта сфера учетных действий объединяет в определенной степени регламенты формирования налоговых баз нескольких прямых и косвенных налогов. Во-вторых, Это усложнит и запутает данные бухгалтерского регистра, в-третьих, не позволит получать полную информацию о формировании налоговой базы по налогам.

В связи с отмеченным для того, чтобы система налогового учета являлась эффективным инструментом налогового планирования и была призвана решать задачи оптимизации абсолютной и относительной налоговой нагрузки для ведения налогового учета необходимо использовать только самостоятельные налоговые регистры. Для этого необходимо разработать простые, но вместе е тем понятные и эффективные формы налоговых регистров. Законодательно установленные требования к регистрам налогового учета в Республике Беларусь подробно описаны в Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль. Характерно, что сами регистры в Инструкции не приводятся, перечисляется лишь примерный объем информации для каждого регистра. Конкретней же разработка регистров должна производиться предприятиями самостоятельно. С нашей точки зрения, это неверно, так как нетрудно представить, до каких размеров увеличится система регистров налогового учета на различных предприятиях. В этих условиях централизованные вопросы налогообложения неизбежно будут решаться на каждом предприятии по-своему. Это приведет к тому, что осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов станет просто невозможно. Поэтому необходимо разработать единые регистры налогового учета дня субъектов предпринимательской деятельности



3. Анализ расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам, пути его совершенствования


3.1 Информационное обеспечение и общая методика анализа расчетов плательщика по налогам и сборам


Информационное обеспечение анализа расчетов по налогам и сборам основывается на данных бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности. Новым источником являются регистры налогового учета.

Регистры налогового учета представляют собой сводные формы ведомостей для систематизации данных первичных учетных документов по элементам расходов или доходов, сформированных в соответствия с требованиями налогового законодательства. Кроме первичных учетных документов для их составления могут использоваться регистры бухгалтерского учета, справки бухгалтера и промежуточные налоговые расчеты, которые представляют собой таблицы с расчетами показателей, нужных для заполнения аналитических регистров налогового учета. На основе информации аналитических регистров формируются сводные регистры налогового учета.

Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, имеют определяющую роль в обеспечении действенности анализа. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа налогов принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

Учетным документом, согласно классификации, является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития предприятия.

С расширением компьютерной техники появились и новые машинные источники информации. К ним относятся данные, которые содержатся в оперативной памяти ПЭВМ, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. Конкретно в их число входят следующие документы.

Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей хозяйства.

Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов.

Материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (радио, телевидение, газеты и т.д.).

Техническая и технологическая документация.

Материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).

Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий.

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований. Это аналитичность информации, ее объективность единствооперативность, рациональность и др.

Смысл первого требования заключается в том, что вся система экономической информации независимо от источников поступления должна соответствовать потребностям анализа, т.е. обеспечивать поступление данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна аналитику для всестороннего изучения экономических явлений и процессов, выявления влияния основных факторов и определения внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства. Поэтому вся система информационного обеспечения анализа должна постоянно совершенствоваться.

Это очевидно в сегодняшней практике организации учета, планировании и статистики на предприятии. Там постоянно пересматриваются формы документов, их содержание, организация документооборота, появляются принципиально новые формы накопления и сохранения данных (имеется в виду компьютерная техника). Все изменения диктуются не только собственно требованиями учета или планирования. Они в значительной степени подчинены необходимости информационного обеспечения анализа и выработки управленческих решений.

Экономическая информация должна объективно отражать исследуемые явления и объекты. Иначе выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут стать вредными.

Следующее требование, предъявляемое к организации информационного потока, - это единство информации, поступающей из разных источников (планового, учетного и внеучетного характера). Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, контроле и анализе.

Эффективность анализа может быть обеспечена только тогда, когда есть возможность оперативно вмешиваться в процесс производства по его результатам. Это значит, что информация должна поступать к аналитику как можно быстрее. В этом и состоит сущность еще одного требования к информации - оперативность. Повышение оперативности информации достигается применением новейших средств связи, обработкой ее на ЭВМ и т.д.

И, наконец, система информации должна быть рациональной (эффективной), т.е. требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. Вместе с тем, она должна максимально полно обеспечивать запросы анализа и управления. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.

Таким образом, информационная система анализа налогов и платежей должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности анализа.

Изучив труды таких экономистов, как Кравченко Л.И. [27], Стражев В.И. [1], Савицкая Г.В. [40] для Калинковичского райпо можно предложить следующую методику анализа расчетов с бюджетом по налогам. Первоначальным этапом анализа налогообложения организации является изучение и оценка динамики налогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения их в динамике. Считаем, что анализ динамики обязательных платежей целесообразно проводить по всем обязательным платежам как в разрезе источников их уплаты, так и по каждому налогу.

Далее в ходе анализа необходимо оценить структуру налогов и других обязательных платежей в зависимости от источника их уплаты. Так, выделяют следующие группы налогов: налоги, уплачиваемые из выручки (косвенные налоги); налоги, относимые на расходы по реализации; налоги, уплачиваемые из прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ