Управление деятельностью профессиональных участников регионального рынка ценных бумаг
p> . Копии квалификационных аттестатов работников заявителя, засвидетельствованные нотариально. . Положение о внутреннем контроле, утвержденное в установленном заявителем порядке. . Копия платежных документов, подтверждающих уплату заявителем лицензионного сбора, подписанная должностным лицом заявителя и заверенная печатью заявителя и кредитной организации, осуществившей платеж.
2. Требование к размеру собственного капитала, рассчитанного по методике ФКЦБ России, которая заключается в следующем: при расчете размера собственного капитала профессионального участника из IV раздела бухгалтерского баланса («Капитал и резервы») вычитаются: 1)Целевое финансирование и поступления (не вычитаются профессиональными участниками, являющимися некоммерческими организациями). 2)Нематериальные активы по остаточной стоимости (за вычетом стоимости сертифицированного программного обеспечения, используемого при осуществлении профессиональной деятельности и учитываемого в составе нематериальных активов). 3)Незавершенное строительство. 4)Собственные акции (доли, паи), приобретенные и (или) выкупленные у акционеров (участников). 5)Задолженность участников (учредителей) по оплате уставного капитала. 6)Инвестиции в дочерние и зависимые общества. 7)Запасы. 8)Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. 9)Векселя к получению, включая векселя, учтенные по счетам финансовых вложений. 10)Раздел III бухгалтерского баланса ("Убытки"). 11)Балансовая стоимость имущества профессионального участника, являющегося предметом залога. 12)Балансовая стоимость ценных бумаг, не допущенных к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих соответствующую лицензию Федеральной комиссии, эмитентами которых являются участники (акционеры, учредители, члены) профессионального участника. 13)Балансовая стоимость ценных бумаг, не допущенных к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих соответствующую лицензию Федеральной комиссии, эмитентами которых являются организации, в уставном (складочном) капитале которых профессиональному участнику принадлежит более 10 процентов акций (долей, паев). 14)Балансовая стоимость финансовых вложений в уставный (складочный) капитал организаций, в уставном (складочном) капитале которых профессиональному участнику принадлежит более 10 процентов акций (долей, паев), за исключением ценных бумаг, указанных в подпункте 13. 15)Балансовая стоимость финансовых вложений в уставный (складочный) капитал, участников (акционеров, учредителей, членов) профессионального участника за исключением ценных бумаг, указанных в подпункте 12. 16)Балансовая стоимость ценных бумаг (долей, паев), выпущенных организациями, которые на момент подачи заявления ликвидированы или признаны несостоятельными (банкротами) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 17)Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, в том случае, если она просрочена или пролонгирована. 18)Балансовая стоимость ценных бумаг, выпуски которых не зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На момент подачи юридическим лицом заявления о выдаче (продлении)
лицензии и в течение всего срока действия лицензии размер его собственного
капитала должен быть не менее следующей величины: . брокерская деятельность - 5 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации (далее - МРОТ) на дату расчета размера собственного капитала профессионального участника; . дилерская деятельность - 8 000 МРОТ на дату расчета размера собственного капитала профессионального участника; . деятельность по управлению ценными бумагами - 35 000 МРОТ на дату расчета размера собственного капитала профессионального участника; . деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - 150 000 МРОТ, а после 1 января 2000 года - 200 000 МРОТ на дату расчета размера собственного капитала профессионального участника; . депозитарная деятельность - 75 000 МРОТ на дату расчета размера собственного капитала профессионального участника; . клиринговая деятельность - 100 000 МРОТ на дату расчета размера собственного капитала профессионального участника. При осуществлении на условиях совмещения нескольких видов
профессиональной деятельности минимальный размер собственного капитала
профессионального участника определяется в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к тому из видов деятельности, в отношение которого
установлен наибольший минимальный размер собственного капитала. По согласованию с ФКЦБ иной лицензирующий орган вправе установить
особенности расчета собственного капитала профессионального участника рынка
ценных бумаг, лицензирование которых осуществляет.
3. Требование к сотрудникам организации и к штатному расписанию. В штате организации должны быть: . не менее одного специалиста по каждому виду профессиональной деятельности и операциям на рынке ценных бумаг; . контролер (обязательно любое высшее образование); . сотрудник, отвечающий за ведение системы внутреннего учета и внутренней отчетности; Для контролера организация заявитель должна быть основным местом
работы. Из разъяснений Госналогслужбы РФ (письмо №ПВ-6-08/58 от 20 января
1997 года) основным местом работы считается та организация, где хранится
трудовая книжка работника и с которой он находится в трудовых отношениях.
Если физическое лицо помимо этого находится в трудовых отношениях с другими
организациями, то считается работающим в них по совместительству. К 22 апреля 1999г. руководители, контролеры и специалисты организации
должны удовлетворять квалификационным требованиям ФКЦБ и иметь не менее чем
двухлетний стаж работы на должности руководителя или специалиста
подразделения, осуществляющего соответствующую профессиональную
деятельность, или в органах государственной власти, деятельность которых
связана с регулированием рынка ценных бумаг, или в саморегулируемой
организации, учредительные документы которой предусматривают
соответствующий вид профессиональной деятельности, получивших в
установленном порядке лицензию ФКЦБ. Согласно постановлению ФКЦБ России №28
от 2 октября 1997 г. квалификационные требования включают: наличие высшего
образования; успешное прохождение базового квалификационного экзамена;
успешное прохождение специализированного экзамена для соответствующей
профессиональной деятельности. Этим требованиям должны удовлетворять: а) должностное лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа в организации, осуществляющей один из видов профессиональной деятельности, или не менее половины членов коллегиального исполнительного органа в организации, осуществляющей несколько видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на условиях их совмещения; б) руководители среднего звена и контролеры должны удовлетворять тем же самым требованиям. К руководителям среднего звена относятся должностные лица, возглавляющие структурные подразделения организации, непосредственно обеспечивающие осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Специалисты организации могут не иметь высшего образования, но должны
успешно сдать базовый и специализированный экзамен для соответствующей
профессиональной деятельности. Промежуток времени между сдачей базового и
специализированного экзамена не может быть больше одного года. Причем, если
генеральный директор организации или начальник отдела, например, ценных
бумаг, выполняет обязанности специалиста по брокерской деятельности, то он
должен иметь квалификационные аттестаты 1.0 и 1.1. Не могут быть единоличным исполнительным органом профессионального
участника, руководителем отдельного подразделения, осуществляющего
профессиональную деятельность (при совмещении различных видов
профессиональной деятельности), контролером профессионального участника или
руководителем службы внутреннего контроля профессионального участника лица,
имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступления в сфере
экономики. (Требования этого пункта вступили в силу с 1 мая 1999 года.) Профессиональные участники обязаны иметь штатного сотрудника -
контролера, в компетенцию которого входит осуществление контроля за
соответствием профессиональной деятельности требованиям законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах, нормативных актов Федеральной
комиссии, или создать службу внутреннего контроля. Профессиональные участники, совмещающие различные виды
профессиональной деятельности, обязаны разработать и утвердить документы,
определяющие систему мер снижения рисков совмещения различных видов
профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями
саморегулируемых организаций, получивших соответствующую лицензию
Федеральной комиссии (далее - саморегулируемая организация). Перечисленные выше требования должны соблюдаться профессиональными
участниками в течение всего срока действия лицензии. В настоящий момент начался новый этап рассмотрения заявлений на
получение, замену, переоформление лицензии профессионального участника
рынка ценных бумаг. Теперь в соответствии с Постановлением ФКЦБ России №22
от 3 июня 1998г. организации для получения лицензии должны предъявить
ходатайство саморегулирующей организации (СРО), внутренние документы
которой предусматривают членство профессиональных участников рынка ценных
бумаг в этих организациях. Причем документы, представленные заявителями,
будут непосредственно поступать в ФКЦБ России, минуя проверки их в
региональных отделениях ФКЦБ. В региональные отделения передается комплект
документов для их хранения и использования в работе по плановым и
внеплановым проверкам лицензии профессиональных участников рынка ценных
бумаг. Региональные отделения ФКЦБ России только в случае необходимости или
по собственному усмотрению могут направлять свои предложения о выдаче или
об отказе а выдаче лицензии а ФКЦБ России не позднее 15 дней с момента
получения документов с СРО. Профессиональные участники рынка ценных бумаг,
осуществляющие брокерскую, дилерскую и деятельность по доверительному
управлению, обязаны в срок до 1 января 1999г. стать членами СПО Документы на лицензирование (перечисленные ранее) представляются в
двух экземплярах, Документы должны быть прочитаны, пронумерованы и
скреплены печатью организации. Саморегулируемая организация принимает решение о выдаче ходатайства
на выдачу (продление) лицензии профессионального участника рынка ценных
бумаг, составленного по форме согласно Приложению 4, либо уведомления об
отказе в выдаче ходатайства, составленного по форме согласно Приложения 5. Саморегулируемая организация обязана уведомить заявителя о принятом
решении в срок, не превышающий 7 дней со дня принятия решения о выдаче
ходатайства (уведомления об отказе выдачи ходатайства). Саморегулируемая организация передает в Федеральную комиссию или иной
лицензирующий орган не позднее 27 дней с даты регистрации документов в
саморегулируемой организации документы заявителя с приложением ходатайства
или уведомления об отказе выдачи ходатайства. Федеральная комиссия или иной лицензирующий орган в срок не более 30
дней со дня регистрации полного комплекта документов, переданного
саморегулируемой организацией, в Федеральной комиссии или ином
лицензирующем органе должна принять решение о выдаче (продлении) лицензии
или об отказе в ее выдаче (продлении). Профессиональный участник в случае, если он намеревается продолжать
осуществление профессиональной деятельности, обязан подать заявление о
продлении лицензии не позднее 60 дней до истечения срока действия лицензии. Федеральная комиссия или иной лицензирующий орган вправе запрашивать
дополнительную информацию по содержанию документов, представленных
профессиональным участником для выдачи (продления) лицензии, а также
информацию о его участниках (акционерах, членах). Федеральная комиссия или иной лицензирующий орган рассматривает
представленные документы на предмет соответствия их требованиям
законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, нормативных
правовых актов Российской Федерации, настоящего Положения и иных
нормативных актов Федеральной комиссии. Необходимо также отметить, что лицензирование каждого отдельного вида
профессиональной деятельности имеет свои особенности. Это прежде всего
касается разных требований к размеру собственного капитала, к
организационно-правовой форме профессиональных участников рынка ценных
бумаг (см. таблицу 2). С профессионалов взимаются также разные суммы лицензионного сбора за
рассмотрение заявления на выдачу (продление) лицензии (см. таблицу 3). При совмещении различных видов профессиональной деятельности
лицензионный сбор взимается за каждый вид профессиональной деятельности. Единовременный лицензионный сбор перечисляется на текущий счет ФКЦБ
России (80%) и в федеральный бюджет на § 88 «Поступления за лицензирование
отдельных видов деятельности» раздела 12 «Прочие налоги, сборы и другие
поступления» (20%). Таблица 2.Требования к организационно-правовой форме профессиональных участников рынка ценных бумаг
| | | |Некоммер|Индивидуа|
| | | |ческая |льный |
|Вид деятельности |ООО |ОАО |организа|предприни|
| | | |ция |матель |
|Брокерская |+ |+ |- |+/ если |
| | | | |исключите|
| | | | |льный вид|
| | | | |деят-ти |
|Дилерская |+ |+ |- |- |
|Доверительное управление |+ |+ |- |+/ если |
| | | | |исключите|
| | | | |льный вид|
| | | | |деят-ти |
|Депозитарная |+ |+ |+ |- |
|Клиринговая |+ |+ |+ |- |
|Организация торговли ценными|+ |+ |+ |- |
|бумагами | | | | | Таблица 3Требования к размеру единовременного лицензионного сбора.
| |Единовременный лицензионный сбор |
|Вид деятельности |(мин. размеров оплаты труда) |
|Брокерская |150 |
|Дилерская |200 |
|Брокерская, включая операции с |250 |
|физическими лицами | |
|Доверительное управление |300 |
|Депозитарная |300 |
|Клиринговая |300 |
|Организация торговли ценными |1000 |
|бумагами | | Сроки действия выданных лицензий: 1. на осуществление брокерской деятельности и/или дилерской деятельности, и/или деятельности по управлению ценными бумагами – до 3-х лет; 2. на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг – до 10 лет, а при совмещении с иными видами деятельности – до 3-х лет; 3. на осуществление депозитарной деятельности – до 3-х лет; 4. на осуществление клиринговой деятельности – до 3-х лет. Однако, кроме выдачи (продления) лицензий ФКЦБ занимается и
приостановлением их действия и аннулированием, что регулируется Положением
«О порядке приостановления действия и аннулирования лицензий на
осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»,
утвержденным Постановлением ФКЦБ от 23 ноября 1998г. №52. Лицензия профессионального участника фондового рынка может быть
приостановлена при наличии одного из следующих оснований: 1. Несоблюдение профессиональным участником установленных Федеральной
комиссией требований к размеру собственного капитала. 2. Осуществление профессиональным участником видов
деятельности, совмещение которых не предусмотрено нормативными правовыми
актами Федеральной комиссии. 3. Осуществление профессиональным участником
недобросовестной рекламы. 4. Противодействие проведению Федеральной комиссией или лицензирующим
органом проверки деятельности профессионального участника. 5. Несвоевременное исполнение предписания Федеральной комиссии или
лицензирующего органа. 6. Непредставление отчетности и (или) информации, или нарушение
установленных нормативными правовыми актами Федеральной комиссии или
лицензирующих органов сроков, порядка и формы представления отчетности и
информации. 7. Наличие в отчетности или документах, представленных в Федеральную
комиссию или лицензирующий орган, недостоверной информации. 8. Приостановление деятельности на рынке ценных бумаг из-за наложения
ареста (производства выемки) на имущество организации, являющейся
профессиональным участником. Решение о приостановлении действия лицензии
принимается на время расследования, проводимого следственными органами. 9. Непредставление в установленный нормативными правовыми актами
Федеральной комиссии или лицензирующих органов срок заявления о
переоформлении лицензии в случае неосуществления профессиональным
участником в течение шести месяцев хотя бы одного вида профессиональной
деятельности, указанного в лицензии. 10. Иные нарушения требований законодательства Российской Федерации о
ценных бумагах, правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых
актов Федеральной комиссии. 11. Заявление профессионального участника о приостановлении действия
выданной ему лицензии. При наличии одного из следующих оснований лицензия может быть
аннулирована: 1. Признание арбитражным судом профессионального участника
неплатежеспособным (банкротом) или объявление профессиональным участником о
своей несостоятельности (банкротстве) (за исключением профессиональных
участников, являющихся некоммерческими партнерствами). 2. Неосуществление профессиональным участником всех видов
профессиональной деятельности, указанных в лицензии, в течение шести
месяцев. 3. Неоднократное или грубое нарушение требований законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов
Федеральной комиссии. (Под неоднократностью нарушения в целях настоящего
Положения признается совершение организацией двух и более нарушений в
течение последних двух лет.) 4. Неисполнение предписаний Федеральной комиссии или лицензирующего
органа. 5. Признанный в судебном порядке факт манипулирования ценами на рынке
ценных бумаг. 6. Заявление профессионального участника об аннулировании выданной
ему лицензии. Информация о принятии решения о приостановлении действия или
аннулировании лицензии подлежит раскрытию. Не позднее дня, следующего после принятия решения о приостановлении
действия или аннулировании лицензии, Федеральная комиссия или лицензирующий
орган доводят до сведения профессионального участника принятое решение и в
течение 3 дней направляет профессиональному участнику (вручает его
уполномоченному лицу) копию документально оформленного решения. Если действие лицензии было приостановлено, то, до применения ФКЦБ
решения о возобновлении действия лицензии, запрещается профессиональная
деятельность на рынке ценных бумаг. ФКЦБ или лицензирующий орган осуществляют контроль за исполнением
решения о приостановлении действия лицензии и проверку исполнения
профессионалами рынка предписанных мер, направленных на устранение
допущенных нарушений. В отношении профессионального участника, действие лицензии которого
приостановлено, Федеральная комиссия или лицензирующий орган вправе принять
решение: о возобновлении действия лицензии; об аннулировании лицензии. В случае, если профессиональному участнику, действие лицензии
которого приостановлено, Федеральной комиссией или лицензирующим органом
было направлено предписание, решение о возобновлении действия лицензии
может быть принято только после получения письменного отчета
профессионального участника, представленного в соответствии с предписанием. При принятии решения о возобновлении действия лицензии лицензирующий
орган уведомляет Федеральную комиссию о принятом решении в порядке,
устанавливаемом по согласованию с Федеральной комиссией, с обязательным
раскрытием в 3-дневный срок указанной информации в сети Internet. Не позднее дня, следующего после принятия решения о возобновлении
действия лицензии, Федеральная комиссия или лицензирующий орган доводит до
сведения профессионального участника принятое решение и в течение 3 дней
направляет профессиональному участнику (вручают его уполномоченному лицу)
копию документально оформленного решения. Аннулирование лицензии означает запрет на осуществление
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Юридическое (физическое) лицо, лицензия которого аннулирована,
обязано: прекратить осуществление профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг; возвратить подлинный экземпляр лицензии органу, осуществившему
его выдачу; осуществлять по требованию владельца ценных бумаг, клиента
действия по возврату полученных денежных средств и ценных бумаг или
связанные с погашением ценных бумаг. Юридическое (физическое) лицо, лицензия которого аннулирована, вправе
подать заявление на получение лицензии не ранее чем через два года после
аннулирования лицензии. Юридическое (физическое) лицо, лицензия которого аннулирована на
основании задолженности учредителей по оплате уставного капитала, вправе
подать заявление на получение лицензии не ранее чем через три года после
аннулирования лицензии. Решение о приостановлении действия или аннулировании лицензии,
принятое Федеральной комиссией или лицензирующим органом, может быть
обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
для обжалования актов государственных органов, органов местного
самоуправления. 2.2. Региональные особенности лицензирования профессиональных
участников рынка ценных бумаг. Российский рынок ценных бумаг возник в результате массовой
приватизационной программы, реализация которой привела на практике к
распределению акций компаний между работниками, инвесторами и государством. Современное состояние рынка ценных бумаг в России характеризуется: 1) небольшими объемами; 2) низкой ликвидностью и низкой доходностью, замедляющими оборот ценных бумаг. Среднедневной оборот за период с начала 1998 года до 14 августа составил 242, 3 млн.руб. в Российской торговой системе (РТС) и 68,3 млн.руб. на ММВБ. После 17 августа среднедневной оборот по акциям на ММВБ составил порядка 16 млн.руб., в РТС – 22,4 млн.руб. Это весьма скромные показатели. Инвестиционные возможности рынка не используются. 3) значительными пробелами в законодательстве и неоформленностью в макроэкономическом смысле (неизестны пропорции между различными видами ценных бумаг на рынке; 4) неразвитостью материальной базы, технологий торговли, депозитарной и клиринговой сетей; 5) отсутствием долгосрочной фондовой политики государства, непродуманной системой налогообложения (особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг. Депрессивные тенденции, главенствовавшие на фондовом рынке в начале
осени 1998 года, привели также к ухудшению его инфраструктуры. На
инфраструктурном уровне отсутствие общей линии поведения участников рынка
выразилось, в частности, в том, что функции первичных дилеров, обязанных
покрывать минимальные рыночные риски на уровне 200 тыс. долл. и
обеспечивать не менее 2% от общего объема рынка, не выполнялись,
свидетельством чего может служить резкое падение среднедневного
сентябрьского оборота – до 1,25млн.долл. (11млн.долл/день в августе). Наиболее опасным проявлением нынешнего фондового кризиса стало
обострение противостояния ведомств, призванных регулировать деятельность
данного финансового сегмента, – ЦБ РФ и ФКЦБ. (Зарождение этого конфликта
связывают с расширением фондового рынка весной 1997г. Произошедший в марте
прошлого года коньюктурный подъем впоследствии завершился обострением
конкуренции двух указанных госструктур в сфере управления этим финансовым
сектором. Неопределенность статуса Центробанка и подотчетных ему кредитных
организаций применительно к рынку корпоративных ценных бумаг обусловила
полтора года назад интенсификацию процесса вывода с него средств
коммерческими банками.) Осенью 1998 г. борьба между ЦБ РФ и ФКЦБ за право
контролировать один из немногих более или менее ликвидных национальных
финансовых рынков завершилась применением ФКЦБ репрессивных санкций к
Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а именно решением запретить
с 13 октября 1998г. ММВБ проведение торгов негосударственными ценными
бумагами и их производными в связи с невыполнением требования не включать
в руководство биржи (как и любого другого участника рынка) государственных
чиновников и служащих Центробанка.* Таким образом, перед рынком стоят серьезные проблемы, над которыми
придется работать в перспективе как участникам рынка, так и государственным
структурам. Для этого, на наш взгляд, необходимо: - обеспечить организационное единство государственного регулирования фондового рынка; - восстановить рынок государственных ценных бумаг России; - существенно развить работу с отечественными эмитентами; - осуществить комплекс специальных мер по привлечению инвестиций в регионы; - расширить спектр используемых на фондовом рынке финансовых инструментов; - реализовать меры по привлечению через фондовый рынок инвесторов; - осуществить меры по привлечению инвестиций мелких частных инвесторов. В целях обеспечения единства государственной политики регулирования
финансового рынка необходимо создать единую систему регулирующих органов. Для этого необходимо четкое распределение обязанностей, чтобы
исключить дублирование функций регулирующих органов, таких, как
Правительства РФ, Министерство финансов, Государственный антимонопольный
комитет, и, особенно, Центральный банк и Федеральная комиссия по ценным
бумагам. В этой связи было бы целесообразно создать рабочую группу
Правительства РФ по координации деятельности государственных органов,
регулирующих фондовый рынок, в целях согласования ведомственных позиций. Для создания целостной системы регулирования фондового рынка важно
четко распределить полномочия и сферы ответственности между
государственными органами и саморегулирующими организациями
профессиональных участников. РО ФКЦБ и саморегулируюемые организации должны не конкурировать между
собой, а взаимно дополнять друг друга. Но для этого мало одних формальных
контактов. В настоящее время ПАРТАД сотрудничает с некоторыми отделениями
ФКЦБ, в частности с Московским, Петербургским, Новосибирским и
Екатеринбургским. В этих регионах много организаций – членов ПАРТАД, и
совместная работа с представительствами ФКЦБ (подготовка и проведение
совместных проверок, тематических семинаров ит.д.) отвечает интересам обеих
структур. На сегодняшний день часть функций ФКЦБ России по регулированию
фондовых рынков отдана региональным отделениям. Их сейчас 15:
Екатеринбургское, Иркутское, Красноярское, Московское, Нижегородское,
Новосибирское, Омское, Орловское, Приморское, Татарстан, Ростовское,
Самарское, Санкт-Петербургское, Саратовское, Челябинское. РО ФКЦБ переданы вопросы регистрации проспектов эмиссий большинства
эмитентов, вопросы лицензирования, аттестации специалистов, контроля за
деятельностью профессиональных участников на региональных рынках. ФКЦБ подписало соглашения о сотрудничестве в области развития
региональных рынков с администрациями Москвы, Санкт-Петербурга,
Екатеринбурга и Омска. Это позитивно сказывается на развитии рынка ценных
бумаг в данных регионах.* Активно включены в процесс регулирования рынка ценных две
саморегулируюемые организации ПАРТАД и НАУФОР, филиалы которых есть в
Саратове. ПАРТАД и НАУФОР объединяют профессиональных участников рынка, которые
решают свои собственные проблемы эффективнее, чем это делают
государственные чиновники. Например, ФКЦБ приходится иметь дело с
множеством индивидуальных правил ведения реестров регистраторами. ПАРТАД же
полагает, что разумнее было бы создать типовые правила такого рода. Потому,
что различные регистраторы могут по-разному толковать требования
нормативных актов. Ассоциацией подготовлен предварительный вариант типовых
правил ведения реестров. В настоящее время каждый профессионал фондового рынка должен стать
членом саморегулируемой организации, т.к. именно через саморегулируемую
организацию строится процесс лицензирования (см. рисунок 2). ФКЦБ России 9 8 Региональное 7
Управление отделение ФКЦБ России * ФЦКБ России 10 4 6 12 3 Филиал
Центральный аппарат НАУФОР 13 НАУФОР 5,2 11 1 14 Организация заявитель Рис.2 Схема взаимодействия ФКЦБ России и саморегулируемой организации на примере Нац. ассоциации участников фондового рынка при рассмотрении заявлений на получение лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами. Таблица 4. Этапы прохождения документов при получении лицензий.
|№№ |Этапы прохождения документов |Срок(дней)|
|1 |Подача организацией заявителем 2-х комплектов |- |
| |документов в филиал НАУФОР | |
|2 |Рассмотрение филиалом НАУФОР документов |30 |
| |организации-заявителя | |
|3 |Передача в центральный аппарат списков на выдачу и |3 |
| |на отказ в выдаче ходатайства | |
|4 |Передача филиалом НАУФОР 1 комплекта документов |- |
| |организации-заявителя в РО ФКЦБ России | |
|5 |Принятие решения уполномоченным органом НАУФОР в |7 |
| |выдаче или об отказе в выдаче ходатайства | |
|6 |Представление центральным аппаратом НАУФОР |1 |
| |ходатайств в Управление регулирования деятельности | |
| |профессиональных участников рынка ценных бумаг и | |
| |копий в РО ФКЦБ [2] | |
|7 |Направление РО ФКЦБ в Управление регулирования |- |
| |деятельности профессиональных участников рынка | |
| |ценных бумаг предложений о возможности выдачи | |
| |лицензий профессиональным участникам рынка ценных | |
| |бумаг.[3] | |
|8 |Подготовка Управлением регулирования деятельности |5 |
| |профессиональных участников рынка ценных бумаг | |
| |соответствующих списков на заседание ФКЦБ | |
|9 |Принятие решения ФКЦБ России о выдаче или об отказе|7 |
| |в выдаче лицензий | |
|10 |Оформление Управлением решений ФКЦБ России |5 |
|11 |Оформление центральным аппаратом НАУФОР бланков |- |
| |лицензий | |
|12 |Подписание бланков лицензий председателем ФКЦБ, |2 |
| |передача бланков в центральный аппарат НАУФОР | |
|13 |Передача бланков лицензий центральным аппаратом |- |
| |НАУФОР в филиалы НАУФОР | |
|14 |Выдача бланков лицензий организациям-заявителям |- |
|ИТОГО: |60 | Конечно, между ФКЦБ и саморегулируемыми организациями возникают
определенные разногласия по вопросам выдачи лицензий, но это бывает редко.
За последний квартал 1998г. ПАРТАД подала свыше 50 ходатайств на выдачу
лицензий регистраторам, и лишь в одном случае специалисты ПОРТАД не сошлись
во мнениях с сотрудниками ФКЦБ. Следовательно, важнейшей заботой ФКЦБ России и саморегулируемых
организаций в минувших 1997 – 1998 г.г. являлось лицензирование
профессиональных участников фондового рынка: выдано свыще 3100 лицензий
более чем 1500 профессиональным участникам и биржам. Продолжена работа по лицензированию регистраторов, совершенствованию
их деятельности и их укрупнению. ФКЦБ России впервые была разработана и апробирована на практике
система лицензирования депозитариев. Лицензии получили как банковские, так
и небанковские структуры. Осенью 1997 г. Президентом России был подписан
указ «Об обеспечение прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в
Российской Федерации», что, без сомнения, стимулировало создание
национальной депозитарной системы и центрального депозитария. Однако, начиная с августа – сентября 1998 года, лицензирование
профессионалов рынка пошло на убыль. В целом по России лицензии
профессиональных участников рынка ценных бумаг получили 903 компании (см.
таблицу 5). Таблица 5 Распределение компаний по региональным отделением и уровень их капитализации.
| |Число компаний |Капитилизация |
|Иркутское |16 |1,8% |2384 |0,3 |
|Красноярское |10 |1,1 |1858 |0,3 |
|Московское |198 |21,9 |30622 |4,3 |
|Нижегородское |26 |2,9 |3982 |0,6 |
|Новосибирское |44 |4,9 |7767 |1,1 |
|Омское |21 |2,3 |3501 |0,5 |
|Орловское |7 |0,8 |968 |0,1 |
|Приморское |21 |2,3 |3012 |0,4 |
|Татарстан |21 |2,3 |4647 |0,6 |
|Ростовское |49 |5,4 |8563 |1,2 |
|Самарское |23 |2,5 |2969 |0,4 |
|Санкт-Петербургское |64 |7,1 |10681 |1,5 |
|Саратовское |26 |2,9 |4378 |0,6 |
|Свердловское |65 |7,2 |10559 |1,5 |
|Челябинское |11 |1,2 |1437 |0,2 |
|ФКЦБ России |301 |33,3 |619498 |86,4 |
|Итого: |903 |100% |716826 |100,0% | Саратовским РО ФКЦБ (куда входят Астраханская, Волгоградская,
Тамбовская и Саратовская области) выдано 46 лицензий на осуществление
брокерской и/или дилерской деятельности, 3 лицензии на осуществление
деятельности по ведению реестра. Других региональных организаций, осуществляющих профессиональную
деятельность на фондовом рынке и получивших лицензию в Саратовском РО
ФКЦБ, не существует. Однако в Поволжском регионе действует много московских
филиалов фирм и организаций – профессионалов на рынке ценных бумаг,
получивших лицензию в ФКЦБ России. По Саратовской области, по состоянию на 01.03.99, было выдано РО ФКЦБ
24 лицензии на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности (ТОО
«Компания «Промис»», ЗАО «Джи Ай Ди Инвест», ООО «Крит», ООО «Капитал-ЦБ»,
ЗАО «Экспресс-Волга-Финанс», ОАО «Инвестиционная компания «Банкор», ОО «ИК
«Синяя птица» и др.) и 2 лицензии на осуществление деятельности по ведению
реестра. По региону Саратовским РО ФКЦБ выдано также 24 лицензии на
осуществление брокерской и/или дилерской деятельности (ЗАО «Март-Инвест»
Астрахань, ЗАО «Волжский Новый Альянс» Волгоград, ЗАО ИФК «Альфа-Инвест»
Тамбов) и 1 лицензия профессиональному регистратору («Волгоградский
региональный регистратор»). По данным Единого реестра, выданных , приостановленных и
аннулированных лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг с 25
января 1999 г. РО ФКЦБ было приостановлено действие лицензий 16 компаниям
за непредставление отчетностей. В настоящее момент отчетность по состоянию
на 1 января подается до 1 апреля., по состоянию на 1 июня – не позднее 31
июля. На практике Московским РО ФКЦБ выявлены следующие причины не
предоставления отчетностей: 1. Организация «не знала или забыла», а это означает, что организация не следит за постановлениями ФКЦБ России и в организации нет контролера либо это чисто номинальная должность. Организации, не сдавшие отчеты, которые «не знали или забыли», в соответствии с законодательством г Москвы №17 от 11 июня 1997 г. «Об административной ответственности за нарушения в сфере рынка ценных бумаг» могут быть оштрафованы в размере до 200 установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда.. Другим профессиональным участникам рынка ценных бумаг, на которых не распространяется действие указанного выше закона, будет приостановлено действие лицензии. 2. Вторая причина, по которой организации не предоставляют отчетность, - плохое финансовое состояние организации либо прекращение организации своей деятельности на рынке ценных бумаг, ее ликвидации, разорение. Этим организациям будет приостановлено действие лицензии или лицензия
будет аннулирована в соответствии с Постановлением ФКЦБ России №26 от 19
сентября 1997 г. Лицензия может быть аннулирована по заявлению самого
профессионального участника рынка ценных бумаг. ФКЦБ в связи с непредставлением отчетности на 1 января и 1 июля
1998г. оштрафовало более 70 организаций, приостановлено действие лицензий –
10, а затем возобновлено – 9. Аннулированы лицензии 17 организациям. Саратовским РО ФКЦБ аннулированы лицензии двум компаниям: 11.03.99 –
ООО «Фондовый дом «Сентябрь» (за непредставление отчетностей) и 01.02.99. –
ЗАО Инвестиционная компания «Сфера-Инком» (по заявлению). Практика ФКЦБ РОССИИ показывает, что в основном лицензии аннулируются
по заявлениям организаций в связи с плохим финансовым состоянием и/или
прекращением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В главе 2 работы рассмотрены как теоретические, так и практические
аспекты лицензирования. Ранее, до событий августа 1998 года, лицензирование
было приоритетным направлением деятельности ФКЦБ России. В настоящее время
число организаций, желающих получить лицензии, по сравнению с данными 1997
– начала 1998 г.г., заметно снизилось. Все большее количество компаний по
собственному желанию уходят с рынка ценных бумаг, т.к. они ни могут
выполнять требования ПАРТАД, НАУФОР и ФКЦБ. Заключение. В процессе исследования был проведен анализ профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг РФ, исследован теоретический и
практический механизм выдачи, приостановления действия и аннулирования
лицензий, раскрыта суть деятельности лицензирующих органов на рынке ценных
бумаг, их проблемы и разработаны меры по их совершенствованию. В результате были сделаны следующие выводы. В настоящее время наблюдается рост значения рынка ценных бумаг как
одного из важнейших секторов российской макроэкономики. Первоочередная задача государства – определение своей политики на
рынке ценных бумаг. Очевидно, что создание конкурентно способного рынка
ценных бумаг, необходимо для продолжения реформ. В своем стремлении к
экономическому росту Российская Федерация не может полагаться только на
бюджетную систему и банковский сектор. Цель развития фондового рынка во
многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на
ценные бумаги. Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением
доходов населения, а следовательно и инвестиционной активностью, - главный
фактор возвышения рынка ценных бумаг. Государство на фондовом рынке выступает, как главный регулятор,
определяющий его развитие. Государство – крупнейший держатель и продавец
ценных бумаг российских предприятий – проводит активную политику прямой
поддержки инфраструктурных проектов, включающая в себя участие в их
финансировании, помощи в привлечении иностранных капиталов т.п. При
реализации этих проектов оно должно поддерживать те общественные силы (и
специалистов), которые прочно стоят на реформистской платформе. Рынок ценных бумаг – один из самых регламентированных в мире рынков,
что объясняется сложностью протекающих на нем процессов и высокой степенью
риска. Поэтому государственное вмешательство в процессы, происходящие на
этом рынке, требуют разработки детальных планов этого вида деятельности.
Необходимо создать целостную систему регулирования фондового рынка. Эта
система должна базироваться на четком распределении полномочий и сфер
ответственности между государственными. органами, такими как Правительство
РФ, Министерство финансов, Центробанка, Государственный антимонопольный
комитет, ФКЦБ и саморегулируемыми организациями профессиональных
участников! Поскольку лицензирование является основой регулирования рынка ценных
бумаг, именно ему особое внимание уделяется в законодательстве РФ о рынке
ценных бумаг. В настоящее время роль саморегулируемых организаций в процессе
лицензирования усилилась. Функции региональных отделений ФКЦБ по приему и рассмотрению
документов на получение, замену, переоформление лицензий переданы
саморегулируемым организациям. Положительным моментам в принятии такого
решения может быть тот факт, что СРО могут сами устанавливать требования к
своим членам – профессиональным участникам, учитывая все пробелы в
законодательстве РФ по рынку ценных бумаг и в нормативных актах ФКЦБ.
Например, СРО могли бы ввести для своих членов более жесткие требования к
расчету собственного капитала и ввести коеффициэнты соотношения заемных
средств к собственным, как это принято в мировой практике. Для вновь
образованных организаций СРО могли бы установить ограничения по оплате
уставного капитала. Все эти меры необходимы для того чтобы не допустить на рынок
недобросовестных участников и организации, которые не готовы к
профессиональной деятельности. Рынок ценных бумаг от этого станет более
безопасным, цивилизованным и профессиональным. На современном этапе развития рынка ценных бумаг детально проработан
и законодательно закреплен порядок лицензирования различных видов
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и особенности
лицензирования отдельных видов. Довольно четко определены требования,
предъявляемые к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Однако,
необходимо отметить, что процесс получения лицензий сильно затруднен из-за
нестабильности нормативно-правовой базы. Таким образом, ряд положений
современного законодательства в сфере лицензирования нуждается в
пересмотре, детальной проработке и усовершенствовании. Библиографический список использованной литературы: 1. Гражданский кодекс РФ, ч.1,2/ Сборник кодексов РФ. – М.: «Лига – Пресс», 1999 2. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.96г. N39-ФЗ //Собрание законодательства. [4]-1996.-N17.-Ст.1918; 3. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 24.11.95 // СЗ.- 1996.-№1.-ст.1; 4. Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг:Утверж.Указом Президента РФ от 01.07.96г. №1009// Закон.- 1998.-№8 5. Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ.Утв.Указом Президента РФ от 01.07.96 №1008// Рос. Газ. 6. О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынке ценных бумаг в РФ: Указ Президента РФ от 20.12.94. №2203 // РЦБ.-1995.- №4 7. Устав федерального унитарного предприятия «Центральный депозитарий – Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка»: Утверд. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998г. №741 // СЗ. - 1998. т.№29.- Ст.3556 8. Вопросы ФКЦБ: Постановление Правительства РФ от 04.02.97г. №119 // СЗ. – 1997.№6.- ст.727 9. О мерах по развитию рынка ценных бумаг в РФ: Постановление правительства РФ от 15.04.95г. №336 // Рос.газ.- 1995.- 21 апреля. 10. ФКЦБ. Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев ценных бумаг: Постановл. От 02.11.97г. №27 // Экономика и жизнь.- 1997.- №51 11. Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги: Утв. Постановл. ФКЦБ от 17.10.97г. №37 // Экономика и жизнь. - №48 12. Положение о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ: Утв. Постановл. ФКЦБ от 19.09.97г. №26 // Российская газета._ 1997.- 1 ноября 13. Временное Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг // Фин. газ.- 1995.- №35,36, 44. 14. Постановление ФКЦБ от 03.06.1998г. №22. Об усилении роли саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг в Российской федерации и внесение дополнений в Положение о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 19 сентября 1997 г. №26» 15. Положение о порядке приостановления действия и аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 23.11.1998г. №52 16. Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 19.06.1998г. №24 17. Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг РФ, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 23.11.1998г. №51 18. Временное положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 19.12.1996г. №22 19. Положение о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в РФ, утвержденное постановлением ФКЦБ от 23.11.1998г. №50 20. Положение о генеральных лицензиях на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 09.09.1996г. №16 21. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива. 1996 22. Рынок ценных бумаг. Учебник. Под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова. М., Финансы и статистика, 1996 23. Анохин Н.В., Гребенников Я.А., Казачок И.В., Лалаянц А.Л. Фондовые биржи и развитие фондового рынка России: точка отсчета// ЭКО.- 1995.- №4 24. Захаров А. Рынок ценных бумаг России: пути стабилизации и перспективы развития // Власть. - 1998.- №12 25. Инфраструктура российского рынка развивается в правильном направлении (интервью с генеральным директором ЗАО «Объединенная регистрационная компания» В. Петровым.)// Рынок ценных бумаг. - 1998.- №12. 26.Фондовые рынки // обозрение. Финансовые рынки. - 1998.- №10 27.Рынок ценных бумаг: Учебник/ Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 1996. 28.Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.с. Псоркановского. – М.: Финансы и статистика, 1998 29.Машкова Е. Как получить лицензию // Рынок ценных бумаг. – 1998. -№5 30.Фондовый рынок: движение без остановок (итоги деятельности ФКЦБ России за 1997 год) // Рынок ценных бумаг. - №4. 31.Цель ПАРТАД – устойчивость рыночной инфраструктуры (интервью с президеном ПАРТАД П. Лансковым) // Рынок ценных бумаг. – 1998. -№8. 32.Резолюция Первого Всероссийского совещания по рынку ценных бумаг. – 1999. – №2 33.Рожанковский В. Российский рынок скорее жив… // РЦБ. – 1998. – 15. 34.Ценные бумаги: виды и разновидности. Учебное пособие. – М.: РДЛ, 1997. 35.Уваров О., Фомина Л., Государственное регулирование – основа безопасности рынка ценных бумаг России. // РЦБ. – 1999. - №2 36.Черкасский Б. Современем в России возникнет единая депозитарная система // РЦБ. –1998. - № 9 37.Депозитарная деятельность (главы из монографии) // РЦБ. – 1998.- №2,3 38.Ценные бумаги. Законодательные и нормативные акты. Современные образцы документов. Комментарии. _ М., 1997. – (Б-чка «Рос.газ» Вып. 18) 39.Акционерные общества: создание, реорганизация, контроль; Права акционеров. // Закон. – 1997. -№5. 40.Акционерное общество: сборник документов по составлению на 1 квартал 1996г. – М., 1996. – (Б-ка жур. «Юридический бюллетень предпринимателя») Приложения. Приложение 1 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ Регистрационный номер ________ от "__" ________ 199_ г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разрешает осуществление лицензирования
____________________________________________________________________________
__________________________________________________ (вид профессиональной деятельности на рынке ценных _______________________________________________________________ бумаг и (или) виды осуществляемых операций с ценными бумагами) _______________________________________________________________ (наименование федерального органа исполнительной власти, его _______________________________________________________________ местонахождение) Срок действия настоящей генеральной лицензии заканчивается "__" __________ 199_ г. М. П. Подпись ____________________________ Генеральная лицензия продлена до "__" ___________ 199_ г. М. П. Подпись ____________________________ Приложение 2 ИНН: (На бланке организации - заявителя) от "__" __________ 199_ г. N ___ ЗАЯВЛЕНИЕ НА ВЫДАЧУ (ПРОДЛЕНИЕ) ЛИЦЕНЗИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ (ЛИЦЕНЗИИ ФОНДОВОЙ БИРЖИ) ------------------------------- Указать нужное. Указать нужное. Кому ______________________________________________________ Наименование организации на русском и английском языках: полное __________________________________________________ сокращенное _____________________________________________ Место нахождения: __________________________________________ Почтовый адрес _____________________________________________ Фактический адрес __________________________________________ Номер телефона ____________________________________________ Номер факса _______________________________________________ Адрес электронной почты ____________________________________ 1. Настоящим уведомляю о намерении пройти процедуру лицензирования на
выдачу (продление) лицензии (указать вид лицензии - профессионального
участника рынка ценных бумаг или фондовой биржи)
________________________________________________
_____________________________________________________________ 2. На основании лицензии профессионального участника рынка ценных
бумаг 2.1. Осуществляются следующие виды деятельности на рынке ценных бумаг
(указываются виды деятельности согласно перечню, установленному в
подпунктах 1.4.1 - 1.4.6 пункта 1.4 Положения о порядке лицензирования
различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг)______________________________
_______________________________________________________________ 2.2. Предполагается осуществлять следующие виды деятельности на рынке
ценных бумаг (указываются виды деятельности согласно перечню,
установленному в подпунктах 1.4.1 - 1.4.6 пункта 1.4 Положения о порядке
лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг) _____________
_______________________________________________________________ 2.3. Не предполагается осуществлять следующие виды деятельности на
рынке ценных бумаг (указываются виды деятельности согласно перечню,
установленному в подпунктах 1.4.1 - 1.4.6 пункта 1.4 Положения о порядке
лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг) _____________
_______________________________________________________________ 3. Прошу выдать лицензию на срок, установленный нормативными актами
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 4. Обязуюсь: представлять всю информацию и документы, необходимые для получения
лицензии, в лицензирующий орган - Федеральную комиссию по рынку ценных
бумаг в установленные сроки; соблюдать требования законодательства Российской Федерации о ценных
бумагах и нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг,
регулирующих соответствующие виды профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг; не препятствовать проведению Федеральной комиссией по рынку ценных
бумаг или иным лицензирующим органом проверок деятельности, осуществляемой
организацией на рынке ценных бумаг. 5. Подтверждаю полноту и достоверность информации, содержащейся в
настоящем заявлении и регистрационной форме. Фамилия, имя, отчество, занимаемая должность лица, заполнившего
настоящее заявление_______________________________
_______________________________________________________________ Наименование должности руководителя организации _______________________ И.О. Фамилия (подпись) Печать организации Приложение 3 ИНН: РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА 1. Общие сведения об организации 1.1. Наименование организации на русском и английском языках: полное __________________________________________________ сокращенное _____________________________________________ 1.2. Место нахождения: _____________________________________ Почтовый адрес ___________________________________________ Фактический адрес ________________________________________ Дата государственной регистрации ___________________________ Регистрационный номер ____________________________________ Наименование органа, осуществившего государственную регистрацию
___________________________________________________
_______________________________________________________________ Коды общероссийских классификаторов: ОКПО __________________________________________ СООГУ (ОКОГУ) _________________________________ СОАТО (ОКАТО) _________________________________ ОКОНХ (ОКДП) __________________________________ КФС ___________________________________________ КОПФ __________________________________________ Номер телефона ________________________________ Номер факса ___________________________________ Адрес электронной почты___________________________________ 1.3. Сведения о всех счетах, открытых в банке (банках), включая за
рубежом: полное наименование банка _________________________________ место нахождения банка____________________________________ корреспондентский счет_____________________________________ тип счета (расчетный, текущий, валютный и т.п.) ______________
номер счета _______________________________________________ 1.4. Список филиалов и представительств организации, включая
информацию об их адресах (местах нахождения) ____________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________ 1.5. а) Список лиц - резидентов согласно законодательству
Российской Федерации, владеющих 10 процентами и более долей в уставном
(складочном) капитале организации (акций, паев, долей и т.п.). Указать долю
каждого лица, а также для юридических лиц - наименование и место
нахождения, наименования и адреса филиалов и представительств, а для
физических лиц - фамилию, имя, отчество, гражданство, паспортные данные
(серия и номер паспорта, дата выдачи паспорта и орган, выдавший паспорт,
место жительства), основное место
работы______________________________________________________________________
__________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________ ------------------------------- Подпункты "а" и "б" пункта 1.5 заполняются только при наличии
среди совладельцев организации указанных в подпунктах лиц. б) Список лиц - нерезидентов согласно законодательству Российской
Федерации, владеющих акциями, паями, долями и т.п. в уставном (складочном)
капитале организации. Указать долю каждого лица, а также для юридических
лиц - наименование и место нахождения, наименования и адреса филиалов и
представительств, а для физических лиц - фамилию, имя, отчество,
гражданство, паспортные данные (серия и номер паспорта, дата выдачи
паспорта и орган, выдавший паспорт, место жительства)
______________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________ в) Список лиц - участников (членов) для некоммерческой организации: для юридических лиц: наименование_____________________________________________ место нахождения _________________________________________ почтовый адрес ___________________________________________ фактический адрес _________________________________________ имущество, переданное некоммерческой организации ___________ наименование филиалов и представительств ___________________ место нахождения филиалов и представительств _______________ для физических лиц: фамилия, имя, отчество_____________________________________ гражданство ______________________________________________ 1.6. Список лиц, включая лиц - нерезидентов, в которых организации
принадлежит 10 процентов и более долей в уставном (складочном) капитале
(акций, паев, долей и т.п.). Список должен включать долю в уставном
(складочном) капитале другого лица, принадлежащую организации (акций, паев,
долей и т.п.), а также наименование и место нахождения указанных лиц,
наименования и адреса филиалов и представительств
_______________________________
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
__________________________________________________ 1.7. На последнюю отчетную дату за квартал: а) уставный капитал организации __________ тыс. рублей; б) собственный капитал организации __________ тыс. рублей. 2. Виды лицензий, имеющиеся у организации 2.1. Необходимо указать все полученные организацией лицензии на
осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также
осуществление иных лицензируемых видов деятельности (включая вид
деятельности, на который получена лицензия, дату получения и номер
лицензии, срок, на который была выдана лицензия, наименование
лицензирующего органа) ____________________________
_______________________________________________________________ 2.2. Находятся ли на рассмотрении Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг, иных лицензирующих органов документы на получение
организацией лицензий на осуществление профессиональных видов деятельности
на рынке ценных бумаг, а также на осуществление иных лицензируемых видов
деятельности (указать наименование лицензирующего органа, виды
деятельности, на которые предполагается получение лицензий, дату подачи
документов на лицензирование)
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
__________________________________________________ 2.3. В случае, если имелись факты приостановления действия или
аннулирования таких лицензий, необходимо указать, кем, когда и за что была
приостановлена или аннулирована лицензия ________________
_______________________________________________________________ 3. Руководители и штатные сотрудники организации 3.1. Члены совета директоров, биржевого совета или иного аналогичного
органа управления организации с указанием его председателя. По каждому из перечисленных лиц необходимо указать следующие данные: а)Фамилия, имя, отчество б) Дата и место рождения в) Гражданство г) Паспортные данные (серия и номер паспорта, дата выдачи паспорта и орган, выдавший паспорт, место жительства) д) Образование, когда и какие учебные заведения окончил, квалификация, специальность е) Места работы с указанием наименования занимаемой должности за последние пять лет (кроме сведений, указываемых ниже в подпунктах "ж" и "з") ж) Должность, занимаемая в настоящее время в данной организации, когда назначен з) Занимаемые в настоящее время должности в органах управления других лиц, включая нерезидентов, с указанием наименования и места нахождения и) Наличие квалификационных аттестатов (серия, срок действия, дата выдачи, наименование органа, выдавшего квалификационный аттестат) 3.2. Члены исполнительного органа организации (в случае, если
исполнительный орган организации является коллегиальным), единоличный
исполнительный орган (президент, директор), его заместители. По каждому лицу необходимо указать следующую информацию:
а) Фамилия, имя, отчество
б) Дата и место рождения
в) Гражданство
г) Паспортные данные (серия и номер паспорта, дата выдачи паспорта и орган, выдавший паспорт, место жительства)
д) Образование, когда и какие учебные заведения окончил, квалификация, специальность
е) Места работы с указанием наименования занимаемой должности за последние пять лет
(кроме сведений, указываемых ниже в подпунктах "ж" и "з")
ж) Должность, занимаемая в настоящее время в данной организации, когда назначен з) Занимаемые в настоящее время должности в органах управления других лиц, включая нерезидентов, с указанием наименования и места нахождения
и) Наличие квалификационных аттестатов (серия, срок действия, дата выдачи, наименование органа, выдавшего квалификационный аттестат) 3.3. Руководители подразделений и служб, обеспечивающих осуществление
организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, главный
бухгалтер, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), лицо,
ответственное за ведение внутреннего учета и составление внутренней
отчетности. По каждому лицу необходимо указать следующую информацию: а) Фамилия, имя, отчество
б) Дата и место рождения
в) Гражданство
г) Паспортные данные (серия и номер паспорта, дата выдачи паспорта и орган, выдавший паспорт, место жительства)
д) Образование, когда и какие учебные заведения окончил, квалификация, специальность
е) Места работы с указанием наименования занимаемой должности за последние пять лет (кроме сведений, указываемых ниже в подпунктах "ж" и "з")
ж) Должность, занимаемая в настоящее время в данной организации, когда назначен
з) Занимаемые в настоящее время должности в органах управления других лиц, включая нерезидентов, с указанием наименования и места нахождения
и) Наличие квалификационных аттестатов (серия, срок действия, дата выдачи, наименование органа, выдавшего квалификационный аттестат) 3.4. Общее количество сотрудников организации _______, из них
количество сотрудников, имеющих квалификационные аттестаты _____. Перечислить сотрудников организации, имеющих квалификационные
аттестаты и не перечисленных
в пунктах 3.1, 3.2, 3.3 и 4.3 настоящей регистрационной формы, с указанием
их фамилии, имени, отчества, серии, срока действия, даты выдачи и
наименования органа, выдавшего квалификационные аттестаты
______________________________________________________
_______________________________________________________________ 4. Информация о профессиональной деятельности организации 4.1. Дата начала профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
_________. 4.2. Указать членство в каком-либо объединении профессиональных
участников рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации. 4.3. Список лиц, уполномоченных совершать сделки и подписывать
договоры при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг, с указанием на то, является ли данная организация для них основным
местом работы. По каждому лицу необходимо указать следующую информацию: а) Фамилия, имя, отчество
б) Дата и место рождения
в) Гражданство
г) Паспортные данные (серия и номер паспорта, дата выдачи паспорта и орган, выдавший паспорт, место жительства)
д) Образование, когда и какие учебные заведения окончил, квалификация, специальность
е) Места работы с указанием наименования занимаемой должности за последние пять лет (кроме сведений, указываемых ниже в подпунктах "ж" и "з")
ж) Должность, занимаемая в настоящее время в данной организации, когда назначен
з) Занимаемые в настоящее время должности в органах управления других лиц, включая нерезидентов, с указанием наименования и места нахождения
и) Наличие квалификационных аттестатов (серия, срок действия, дата выдачи, наименование органа, выдавшего квалификационный аттестат) 4. Наименование и адрес аудиторской организации (аудитора), с
которой заключен договор на проведение аудиторских проверок его
деятельности: место нахождения аудиторской организации (аудитора) _________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ почтовый адрес аудиторской организации (аудитора) ___________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ фактический адрес аудиторской организации (аудитора) _________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ номер телефона (факса, телекса, адрес электронной почты) _____ номер, дата выдачи и срок действия лицензии аудиторской организации (аудитора), орган, выдавший лицензию ____________ _________________________________________________________ В случае отсутствия аудиторской организации (аудитора), с которой
заключен договор, указать информацию об аудиторской организации (аудиторе),
проводившей последнюю проверку. Указать дату проведения последней аудиторской проверки ______
_______________________________________________________________ 4.5. Список организаторов торговли на рынке ценных бумаг, фондовых,
товарных и валютных бирж, где организация принимает участие в торговле
______________________________________________
____________________________________________________________________________
__________________________________________________ 4.6. Имеется ли у организации действующая система внутреннего учета и
внутренней отчетности для профессиональных участников, предполагающих
осуществлять (осуществляющих) дилерскую и брокерскую деятельность,
удовлетворяющая требованиям Временного положения об учетных регистрах и
внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг,
утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 26 ноября 1996 года N 21. 5. Совладельцы (участники, акционеры, члены) организации (заполняется организациями, предполагающими осуществлять или осуществляющими деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, включая деятельность в качестве фондовой биржи) 5.1. Указывается полное наименование каждого совладельца (участника,
акционера, члена) профессионального участника рынка ценных бумаг на дату
составления заявления, информация о наличии у указанных лиц лицензии на
право осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, вид лицензии, номер
и дата лицензии, наименование лицензирующего органа. 6. Иная информация о деятельности организации за последние 3 года ------------------------------ При представлении в лицензирующий орган новой регистрационной
формы в соответствии с пунктом 2.14 настоящего Положения указываются только
те данные, которые изменились с даты составления предшествующей
регистрационной формы. 6.1. Участвовала ли организация в качестве истца или ответчика в
суде. Если да - пояснить, где, когда, по какому делу, какое решение было
принято судом. 6.2. Были ли случаи неисполнения организацией решений суда. 6.3. Подавались ли иски в суд о признании организации несостоятельной
(банкротом) или о ее принудительной ликвидации. 6.4. Отказывали ли организации в приеме в члены объединения
юридических лиц (ассоциаций, союзов), исключалась ли она из членов
объединения юридических лиц (ассоциаций, союзов). 6.5. Применялись ли по отношению к организации меры дисциплинарного
воздействия со стороны организаторов торговли на рынке ценных бумаг,
саморегулируемых организаций или иных объединений профессиональных
участников рынка ценных бумаг. Если да - пояснить, где, когда, по какому делу, какое решение было
принято. Наименование должности руководителя организации ____________________ И.О. Фамилия (подпись) Печать организации Приложение 4 Исх. N ____________ "__" _______ 199_ г. Председателю Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг ХОДАТАЙСТВО О ВЫДАЧЕ (ПРОДЛЕНИИ) ЛИЦЕНЗИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ Наименование организации на русском языке: полное___________________________________________________ сокращенное ______________________________________________ Место нахождения организации _____________________________ Почтовый и фактический адрес организации ___________________ ИНН ______________________________________________ Дата регистрации заявления "__" _______ 199_ г. Комплектность согласно прилагаемой описи. 1. Документы заявителя прошли экспертизу саморегулируемой
организации____________________________________________________
_______________________________________________________________ (указать полное наименование саморегулируемой организации) и
полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о
ценных бумагах, нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг. 2. Саморегулируемая организация ____________________________
_______________________________________________________________ (указать полное наименование саморегулируемой организации)
ходатайствует перед Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг о выдаче
(продлении) лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. Наименование должности руководителя саморегулируемой организации __________________ И.О. Фамилия подпись Ответственный за проверку __________________ И.О. Фамилия подпись Приложение 5 Исх. N ____________ "__" _______ 199_ г. УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ВЫДАЧЕ ХОДАТАЙСТВА О ВЫДАЧЕ (ПРОДЛЕНИИ) ЛИЦЕНЗИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 1. Саморегулируемая организация _____________________________ ______________________________________________________________, (указать полное наименование саморегулируемой организации) рассмотрев заявление __________________________________________ (указать полное наименование заявителя) о выдаче (продлении) лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление ________________________________, (указать виды профессиональной деятельности) имеет следующие замечания____________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________ 2. Саморегулируемая организация____________________________
_______________________________________________________________ (указать полное наименование саморегулируемой организации) отказывает в выдаче ходатайства о выдаче (продлении) лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг по следующим основаниям (указать в соответствии с пунктом 3.10 Положения о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг)_____________________________ _______________________________________________________________ Наименование должности руководителя саморегулируемой организации __________________ И.О. Фамилия подпись Ответственный за проверку __________________ И.О. Фамилия подпись
-----------------------
* См.: Фондовый рынок: движение без остановок // Рынок ценных бумаг.- 1998.- №4.- с. 13-15
[1] Цель ПАРТАД – Устойчивость рыночной инфраструктуры (интервью с
президентом ПАРТАД П.Лансковым) // Рынок ценных бумаг.- 1998. – с.61-64.
* Фондовые рынки // обозрение. Финансовые рынки.-1998.-№ 10.-с.750-751.
* Фондовый рынок: движение без остановок (итоги деятельности ФКЦБ России за
1997г.) // Рынок ценных бумаг. - 1998ю- №4.- с.14
* Управление регулированием деятельности профессиональных участников рынка
ценных бумаг.
[2] До 1 августа 1998 г.
[3] В случае необходимости по решению председателя РО ФКЦБ России.
[4] Далее по тексту - СЗ
Страницы: 1, 2, 3
|