бесплатные рефераты

Управление налоговой системой Российской Федерации

Управление налоговой системой Российской Федерации

Содержание

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Список используемой литературы

Задание 1

Управление налоговой системой Российской Федерации

Цель и задачи управления налоговой системой

Управление налогообложением - комплексное понятие, включающее налоги как объект управления и налоги как инструмент. Исходя из этого, с одной стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов, и контролю за этими процессами, а с другой - управление органами системы Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и т.д.

Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач - на микроуровне.

К общенациональным задачам управления следует отнести:

·образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

·установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

·составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Специфическими задачами управления можно считать:

·определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;

·разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы;

·осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Общее управление налогами в России возложено на высшие органы государственной власти - Президент РФ, Государственная Дума РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ, как законодательный орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах.

Налоговые органы в РФ

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

В единую систему органов оперативного управления налогами входят Министерство финансов РФ и его органы на местах, Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах, Федеральная таможенная служба и таможни на местах.

Министерство финансов РФ

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере федеральных органов исполнительной власти.

Финансовые органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а именно:

·совместно с налоговыми инспекциями осуществляют ревизии юридических лиц;

·принимают меры к укреплению налоговой дисциплины;

·осуществляют контроль за нижестоящими финансовыми органами по выполнению ими своих налоговых обязательств;

·составляют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых инспекций;

·представляют налогоплательщиками отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением о принятых решениях налоговых органов;

·решают вопрос совместно с налоговыми органами о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки ими уплаты налогов;

·получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию для регулирования бюджетного процесса.

Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

·осуществляет контроль а надзор за: соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

·выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на: производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство, хранение, поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных изделий;

·осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в крестьянских (фермерских) хозяйств; установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих проборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

·регистрирует в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство; сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство,; реестр лицензий на производство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений; единый государственный реестр лотерей, и др.

·бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

·осуществляет в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

·принимает в установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

·устанавливает (утверждает): форму налогового уведомления; форму требования об уплате налога; форму заявления о постановке на учет в налоговом органе; форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; форму и требования к составлению акта налоговой проверки; форму справки о полученных физическими лицами доходах и др.

·осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юр.лиц, физ.лиц, фермерских хозяйств в установленной сфере деятельности;

·обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

·организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

·обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы;

·организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

·осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

·взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

·проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФНС, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

ФТС осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

·осуществляет внимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты укзанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

·обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

·осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ;

·осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

·обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

·ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

·информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

·осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

·осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

·осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

·осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;

·осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

·осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС и реализацию возложенных на нее функций;

·обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

·рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

·организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок;

·обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

·организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

·реализует программы развития таможенного дела в РФ.

Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ.

Основная сфера деятельности Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением законодательства о налогах и сборах.

Кроме, того на эту государственную структуру возложены обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебныхобязанностей, а также предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Налоговая политика государства

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета.

Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты ее осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной обстановки, а также традиций. Как правило, государство применяет комплексный подход.

Принято выделять три типа налоговой политики государства. Первый тип - политика максимальных налогов. При этом повышение налогов, тем не менее, обычно не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

·экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

·социальные - перераспределение национального дохода в интересах определенных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

·фискальные - повышение доходов государства;

·международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстрочных инструментов.

К основным элементам налогового механизма относятся структуры налоговой системы, межбюджетные налоговые отношения, объекты налогообложения, ставки налогов и налоговые льготы.

Объекты налога, ставки и льготы влияют, в основном, на решения микроэкономических субъектов хозяйствования, так как именно эти элементы определяют объем налоговых изъятий у конкретных налогоплательщиков.

Эффективность использования налогового механизма реализуется в высокой собираемости налогов.

Задание 2

Транспортный налог, его основные элементы

Транспортный налог относится к региональным налогам и устанавливается главой  28 НК РФ и законами субъектов РФ, в которых определяются ставка налога (в  пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки его уплаты и форма отчетности.  Также в законах субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и  основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не относятся в объектам налогообложения:

·весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;

·автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

·промысловые морские и речные суда;

·пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

·тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственной продукции;

·транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

·транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

·самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база по налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству:

·в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (для воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей);

·в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

·в отношении прочих водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетный период для юридических лиц - квартал (в том случае, если он установлен в законах субъектов РФ).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, предусмотренных НК РФ, при этом возможно установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Юридические лица исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ, и направляется налогоплательщиками - физическим лицам в виде налогового уведомления в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

В том случае, если данные о транспортных средствах, имеющиеся в налоговых органах, не соответствуют действительности, налогоплательщик - физическое лицо, увидев в полученном налоговом уведомлении неверные сведения, может обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением в произвольной форме.

Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

При регистрации транспортного средства или снятии его с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту регистрации транспортных средств в порядке и сроки, которые устанавливаются законами субъектов РФ.

Юридические лица представляют в налоговый орган по месту регистрации транспортных средств налоговую декларацию. Физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Задание 3

Задача 61

Организация с 1 января перешла на упрощенную систему налогообложения. На балансе организации числятся следующие основные средства:

- сроком полезного использования до трех лет первоначальной стоимостью 180 тыс. руб., остаточной стоимостью 120 тыс. руб.;

- сроком полезного использования до девяти лет первоначальной стоимостью 480 тыс. руб., остаточной стоимостью 320 тыс. руб.;

- сроком полезного использования двадцать лет первоначальной стоимостью 320 тыс. руб., остаточной стоимостью 210 тыс. руб.

Доходы организации составили 12580 тыс. руб., расходы 7800 тыс. руб., в том числе взносы на обязательное пенсионное страхование 34 000 руб.

Требуется:  определить сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет.

Решение:

Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной Налоговым Кодексом РФ. Применение Упрошенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

а) Если объектом налогообложения являются доходы организации;

Налоговая база – 12 580 000 руб. (доходы организации).

Сумма исчисленного единого налога = 12 580 0006% = 754 800 руб.

Сумма единого налога к уплате с учетом пенсионного вычета = 754 800-34 000 (взносы на обязательное пенсионное страхование) = 720 800 руб.

Всего к уплате в бюджет: 720 800 (единый налог) + 34 000 (пенсионное страхование) = 754 800 руб.

         б) Если объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на сумму расходов:

Налогооблагаемая база = 12 580 000 – 7 800 000 = 4 780 000 руб.

Сумма единого налога = 4 780 00015% = 717 000 руб.

Сумма минимального единого налога 1% = 12 580 0001% = 125 800 руб.

125 800<717 000, поэтому организация будет уплачивать расчетную фактическую сумму единого налога 717 000 руб.

Всего в бюджет: 717 000 (налог) + 34 000 (пенс.) = 751 000.

Таким образом, сравнив 2 метода определения суммы единого налога, можно утверждать, что для данной организации выгоднее в качестве налогооблагаемой базы принять доходы уменьшенные на сумму расходов организации.


Задание 4

Задача 101

Гражданин А. имеет в собственности  квартиру инвентаризационной стоимостью 1 500 тыс. руб., автомобиль стоимостью 350 тыс.руб.

Требуется: определить сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую оплат в бюджет.

Решение:

Квартира 1 500 000 руб., автомобиль 350 000 руб.

Налоговые ставки на имущество в зависимости от стоимости:

- при стоимости имущества до 300 тыс.руб. – до 0,1%;

- от 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб. – от 0,1% до 0,3%;

- более 500 тыс.руб. – от 0,3% до 2% в зависимости от территориальной регистрации объекта.

         Сумма налога на имущество физических лиц:

         (1 500 000 + 350 000)0,3% = 5 550 руб. – min

         (1 500 000 + 350 000)2% = 37 000 руб. – max


Список используемой литературы

1.                Камалян А.К. Налоги и налогообложение, 2006;

2.                Лыкова Л.Н. Налогообложение в России, 2004;

3.                Романовский М.В., Врублевский О.В. Налоги и налогообложение, 4 изд., 2004;

4.                Черник Д.Г. Налоги и налогообложение, 2 изд., 2003.



© 2010 РЕФЕРАТЫ