Управление налоговой системой Российской Федерации
Управление налоговой системой Российской Федерации
Содержание
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Список используемой литературы
Задание
1
Управление налоговой
системой Российской Федерации
Цель
и задачи управления налоговой системой
Управление
налогообложением - комплексное понятие, включающее
налоги как объект управления и налоги как инструмент. Исходя из этого, с одной
стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового
аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и
децентрализованных денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов,
и контролю за этими процессами, а с другой - управление органами системы
Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной
службы и т.д.
Управление
налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и
специфических задач - на микроуровне.
К
общенациональным задачам управления следует отнести:
·образование
централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых
поступлений;
·установление
наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной
системы;
·составление
краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с
использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации
для принятия решений.
Специфическими
задачами управления можно считать:
·определение
участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;
·разработку
научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой
базы;
·осуществление
контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также
проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.
Общее
управление налогами в России возложено на высшие органы государственной власти
- Президент РФ, Государственная Дума РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство
РФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают
налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ,
как законодательный орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных
платежах.
Налоговые
органы в РФ
Налоговые
органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей.
В
единую систему органов оперативного управления налогами входят Министерство
финансов РФ и его органы на местах, Федеральная налоговая служба и налоговые
инспекции на местах, Федеральная таможенная служба и таможни на местах.
Министерство
финансов РФ
Министерство
финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и
координирующим деятельность в этой сфере федеральных органов исполнительной
власти.
Финансовые
органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а
именно:
·совместно
с налоговыми инспекциями осуществляют ревизии юридических лиц;
·принимают
меры к укреплению налоговой дисциплины;
·осуществляют
контроль за нижестоящими финансовыми органами по выполнению ими своих налоговых
обязательств;
·составляют
доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых инспекций;
·представляют
налогоплательщиками отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением о
принятых решениях налоговых органов;
·решают
вопрос совместно с налоговыми органами о неприменении финансовых санкций к
налогоплательщикам в случае задержки ими уплаты налогов;
·получают
сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также
другую информацию для регулирования бюджетного процесса.
Федеральная
налоговая служба
Федеральная
налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ
о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за
производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и
табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах
компетенции налоговых органов.
ФНС
осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
·осуществляет
контроль а надзор за: соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
·выдает
в установленном порядке лицензии (разрешения) на: производство, хранение и
оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив,
хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство,
хранение, поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных
изделий;
·осуществляет:
государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей в крестьянских (фермерских) хозяйств; установку
и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих проборов на предприятиях и в
организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
·регистрирует
в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую
технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
·ведет
в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; государственный сводный
реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство;
сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых
приостановлено, и аннулированных лицензий на производство,; реестр лицензий на
производство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизных
складов, в том числе сводный реестр разрешений; единый государственный реестр
лотерей, и др.
·бесплатно
информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих
налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их
должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет
порядок их заполнения;
·осуществляет
в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
·принимает
в установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплаты
налогов, сборов и пеней;
·устанавливает
(утверждает): форму налогового уведомления; форму требования об уплате налога;
форму заявления о постановке на учет в налоговом органе; форму свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе; форму и требования к составлению акта
налоговой проверки; форму справки о полученных физическими лицами доходах и др.
·осуществляет
в установленном порядке проверку деятельности юр.лиц, физ.лиц, фермерских
хозяйств в установленной сфере деятельности;
·обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную
тайну;
·организует
прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений
граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в
установленный законодательством Российской Федерации срок;
·обеспечивает
мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов
Службы;
·организует
профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных
органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
·осуществляет
в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету
и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;
·взаимодействует
в установленном порядке с органами государственной власти иностранных
государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
·проводит
в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для
нужд ФНС, а также на проведение научно-исследовательских работ для
государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Федеральная
таможенная служба
Федеральная
таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и
надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и
специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и
административными правонарушениями. ФТС осуществляет свою деятельность
непосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС за рубежом во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,
Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.
ФТС
осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
·осуществляет
внимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и
компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления
и своевременность уплаты укзанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по
их принудительному взысканию;
·обеспечивает
соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о
государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными
договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу РФ;
·осуществляет
обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства
РФ;
·осуществляет
таможенное оформление и таможенный контроль;
·обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
·ведет
таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
·информирует
и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников
внешнеэкономической деятельности;
·осуществляет
в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с
перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
·осуществляет
производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких
дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
·осуществляет
дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством РФ;
·осуществляет
в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
·осуществляет
в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами
информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
·осуществляет
функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание ФТС и реализацию возложенных на нее функций;
·обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную
тайну;
·рассматривает
жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных
лиц;
·организует
прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений
граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в
установленный законодательством РФ срок;
·обеспечивает
мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности
находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;
·организует
профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их
переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
·реализует
программы развития таможенного дела в РФ.
Федеральная
служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ.
Основная
сфера деятельности Федеральной службы по экономическим и
налоговым преступлениям - предупреждение, выявление и пресечение налоговых
преступлений оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением
законодательства о налогах и сборах.
Кроме,
того на эту государственную структуру возложены обеспечение безопасной
деятельности налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных
посягательств при исполнении служебныхобязанностей, а также предупреждение,
выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Налоговая
политика государства
Налоговая
политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных
на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от
характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Обычно
цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной
экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый
финансовый год через принятие государственного бюджета.
Определив
цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты ее
осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной
обстановки, а также традиций. Как правило, государство применяет комплексный
подход.
Принято
выделять три типа налоговой политики государства. Первый тип - политика
максимальных налогов. При этом повышение налогов, тем не менее, обычно не
сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика
разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая
ему благоприятный налоговый климат. Третий тип - налоговая политика,
предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной
социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики
успешно сочетаются.
Налоговая
стратегия преследует следующие задачи:
·экономические
- обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация
диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
·социальные
- перераспределение национального дохода в интересах определенных групп путем
стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
·фискальные
- повышение доходов государства;
·международные
- укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных
условий для платежного баланса.
Налоговая
политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой
совокупность организационно-правовых норм и методов управления
налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстрочных
инструментов.
К
основным элементам налогового механизма относятся структуры налоговой системы,
межбюджетные налоговые отношения, объекты налогообложения, ставки налогов и
налоговые льготы.
Объекты
налога, ставки и льготы влияют, в основном, на решения микроэкономических
субъектов хозяйствования, так как именно эти элементы определяют объем налоговых
изъятий у конкретных налогоплательщиков.
Эффективность
использования налогового механизма реализуется в высокой собираемости налогов.
Задание
2
Транспортный
налог, его основные элементы
Транспортный
налог относится к региональным налогам и устанавливается главой 28 НК РФ и
законами субъектов РФ, в которых определяются ставка налога (в пределах,
установленных НК РФ), порядок и сроки его уплаты и форма отчетности. Также в
законах субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для
их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками
налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения.
Объектом
налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие
самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты,
вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани,
моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и
воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством РФ.
Не
относятся в объектам налогообложения:
·весельные
лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;
·автомобили
легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также
автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт),
полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в
установленном законом порядке;
·промысловые
морские и речные суда;
·пассажирские
и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным
видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых
перевозок;
·тракторы,
самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы,
специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения
минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные
на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при
сельскохозяйственной продукции;
·транспортные
средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена
военная и (или) приравненная к ней служба;
·транспортные
средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона
(кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
·самолеты
и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налоговая
база по налогу определяется отдельно по каждому транспортному
средству:
·в
отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного
средства в лошадиных силах (для воздушных транспортных средств, для которых
определяется тяга реактивного двигателя, - как суммарная паспортная статическая
тяга всех реактивных двигателей);
·в
отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых
определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых
тоннах;
·в
отношении прочих водных и воздушных транспортных средств - как единица
транспортного средства.
Налоговым
периодом признается календарный год.
Отчетный
период для юридических лиц - квартал (в том случае, если он
установлен в законах субъектов РФ).
Налоговые
ставки устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации в пределах, предусмотренных НК РФ, при этом возможно установление
дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных
средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Юридические
лица исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми
органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы
органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории
РФ, и направляется налогоплательщиками - физическим лицам в виде налогового
уведомления в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
В
том случае, если данные о транспортных средствах, имеющиеся в налоговых
органах, не соответствуют действительности, налогоплательщик - физическое лицо,
увидев в полученном налоговом уведомлении неверные сведения, может обратиться в
налоговый орган с соответствующим заявлением в произвольной форме.
Сумма
налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение
соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
При
регистрации транспортного средства или снятии его с регистрации в течение
налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента,
определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное
транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу
календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации
транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации
принимается за полный месяц.
Уплата
налога производится налогоплательщиками по месту регистрации
транспортных средств в порядке и сроки, которые устанавливаются законами
субъектов РФ.
Юридические
лица представляют в налоговый орган по месту регистрации транспортных средств
налоговую декларацию. Физические лица, уплачивают транспортный налог на основании
налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Задание
3
Задача 61
Организация с 1 января
перешла на упрощенную систему налогообложения. На балансе организации числятся
следующие основные средства:
-
сроком полезного использования до трех лет первоначальной стоимостью 180 тыс.
руб., остаточной стоимостью 120 тыс. руб.;
-
сроком полезного использования до девяти лет первоначальной стоимостью 480 тыс.
руб., остаточной стоимостью 320 тыс. руб.;
- сроком полезного
использования двадцать лет первоначальной стоимостью 320 тыс. руб., остаточной
стоимостью 210 тыс. руб.
Доходы организации
составили 12580 тыс. руб., расходы 7800 тыс. руб., в том числе взносы на
обязательное пенсионное страхование 34 000 руб.
Требуется:
определить сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет.
Решение:
Упрощенная система
налогообложения (УСН) применяется наряду с общей системой налогообложения,
предусмотренной Налоговым Кодексом РФ. Применение Упрошенной системы
налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций,
налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за
отчетный период.
а) Если объектом
налогообложения являются доходы организации;
Налоговая база – 12 580
000 руб. (доходы организации).
Сумма исчисленного
единого налога = 12 580 0006% = 754 800 руб.
Сумма единого налога к
уплате с учетом пенсионного вычета = 754 800-34 000 (взносы на
обязательное пенсионное страхование) = 720 800 руб.
Всего к уплате в
бюджет: 720 800 (единый налог) + 34 000 (пенсионное страхование) =
754 800 руб.
б) Если
объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на сумму расходов:
Налогооблагаемая база =
12 580 000 – 7 800 000 = 4 780 000 руб.
Сумма единого налога =
4 780 00015% =
717 000 руб.
Сумма минимального
единого налога 1% = 12 580 0001% = 125 800 руб.
125 800<717 000,
поэтому организация будет уплачивать расчетную фактическую сумму единого налога
717 000 руб.
Всего в бюджет:
717 000 (налог) + 34 000 (пенс.) = 751 000.
Таким образом, сравнив
2 метода определения суммы единого налога, можно утверждать, что для данной
организации выгоднее в качестве налогооблагаемой базы принять доходы
уменьшенные на сумму расходов организации.
Задание
4
Задача 101
Гражданин А. имеет в
собственности квартиру инвентаризационной стоимостью 1 500 тыс. руб.,
автомобиль стоимостью 350 тыс.руб.
Требуется: определить
сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую оплат в бюджет.
Решение:
Квартира 1 500 000
руб., автомобиль 350 000 руб.
Налоговые ставки на
имущество в зависимости от стоимости:
- при стоимости
имущества до 300 тыс.руб. – до 0,1%;
- от 300 тыс.руб. до
500 тыс.руб. – от 0,1% до 0,3%;
- более 500 тыс.руб. –
от 0,3% до 2% в зависимости от территориальной регистрации объекта.
Сумма налога
на имущество физических лиц:
(1 500 000
+ 350 000)0,3% = 5 550
руб. – min
(1 500 000
+ 350 000)2% = 37 000
руб. – max
Список
используемой литературы
1.
Камалян
А.К. Налоги и налогообложение, 2006;
2.
Лыкова
Л.Н. Налогообложение в России, 2004;
3.
Романовский
М.В., Врублевский О.В. Налоги и налогообложение, 4 изд., 2004;
4.
Черник
Д.Г. Налоги и налогообложение, 2 изд., 2003.
|