Упрощенная система налогообложения малых предприятий
Налогоплательщики-
индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют
налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее
30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации
по итогам отчетного периода представляются ими не позднее 25 дней со дня
окончания соответствующего отчетного периода. Форма и порядок заполнения
налоговых деклараций утверждаются Минфином РФ.
Налоговый учет. Налогоплательщики обязаны вести учет
доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета
доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой
утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Зачисление сумм
налога. Суммы налога
зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего
распределения в бюджеты соответствующего уровня и бюджеты государственных
социальных внебюджетных фондов.
Доходы от уплаты налога
при УСН распределяются органами Федерального казначейства по уровням бюджетной
системы по следующим нормативам отчислений:
v в бюджеты субъектов Федерации- 90%;
v бюджет ФФОМС (Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования)-0,5%;
v бюджеты территориальных фондов ОМС
(обязательного медицинского страхования)-4,5%;
v бюджет ФСС (Фонд социального
страхования) РФ- 5%;
Принципиально иное
распределение установлено для доходов от уплаты минимального налога. Они
распределяются органами Федерального казначейства по следующим нормативам
отчислений:
v в бюджет ПФР (Пенсионный фонд
России)-60%;
v бюджет ФФОМС-2%;
v бюджеты территориальных фондов
ОМС-18%;
v бюджет ФСС России-20%.
Глава
2. Применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях
2.1
Переход на УСН и возможность изменения объекта налогообложения
Переход на упрощенную
систему
налогообложения предприятия и индивидуальные предприниматели, могут осуществить
в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с
которого налогоплательщики собираются перейти на упрощенную систему
налогообложения, подав в налоговый орган по месту своего нахождения (месту
жительства) заявление. Предприятие в заявлении о переходе на упрощенную систему
налогообложения должно сообщить о размере доходов за 9 месяцев текущего года.
Вновь созданная
организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель имеет
право подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в
течение 5 дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в
свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае
организация и индивидуальный предприниматель может начать применять упрощенную
систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной
в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Организации и
индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года
перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, имеют
право на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с
начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого
налога на вмененный доход. Однако законодательством установлено, что
налогоплательщики, применяющие УСН, не имеют права до окончания налогового
периода вернуться на другой режим налогообложения за исключением отдельных
оговоренных, в законе случаев. Например, если по итогам налогового или
отчетного периода доход налогоплательщика превысит 20 млн. руб., то такой
налогоплательщик автоматически переходит на общий режим налогообложения с
начало того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом, на
налогоплательщика возложена обязанность сообщить в налоговый орган о переходе
на другой режим налогообложения в течение 15 дней по истечению отчетного или
налогового периода, в котором его доход или остаточная стоимость основных
средств и нематериальных активов превысили установленные пределы. Т.о., исходя
из положения НК РФ и учитывая незначительный размер предельного объема дохода,
налогоплательщик может быть переведен на общий режим налогообложения по
истечении одного, двух кварталов работы по УСН. В этом случае он будет обязан
не только ввести всю систему бухгалтерского учета и отчетности, но и
восстановить ее за эти истекшие кварталы, поскольку по большинству налогов
налоговым периодом считается год. Налогоплательщику предоставлено право перейти
на общий режим налогообложения только с начало календарного года. Об этом он
должен уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он
предполагает перейти на другой режим налогообложения. Возврат такого
налогоплательщика вновь на УСН может быть осуществлен не ранее, чем через год
после того, как он утратил право на применение УСН. [6 С.538]
Итак, налогоплательщик
считается перешедшим с применения УСН на применение общего режима
налогообложения, если по итогам налогового (отчетного) периода имеет место хотя
бы одно из условий, как то:
·
доход организации
превышает 20 млн. руб.;
·
остаточная
стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб.;
·
доля
непосредственного участия других организаций в капитале налогоплательщика
составляет более 25% (кроме общественных организаций инвалидов);
·
средняя
численность работников превышает 100 человек. [7]
Заявление о переходе
на УСН. Форма
заявления о переходе на УСН приведена в приказе МНС России от 19.09.2002
№ВГ-3-22/495 (форма №26.2-1). В эту форму были внесены изменения (приказ ФНС
России от 02.09.2005 № САЭ-3-22/421). Эта форма заявления носит
рекомендательный характер. Поэтому предприниматели и предприятия могут ее
видоизменять при условии, что в заявлении будут обязательно отражены следующие
данные:
−
Полное название
организации или филиала, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
−
Основной
государственный номер (ОГРН- для юридических лиц или ОГРНИП- для индивидуальных
предпринимателей);
−
ИНН/КПП для
организаций и ИНН для индивидуальных предпринимателей;
−
Дата перехода на
УСН;
−
Объект
налогообложения;
−
Сумма доходов от
реализации;
−
Средняя
численность сотрудников за 9 месяцев, в котором организация или ИП составляет
заявление;
−
Остаточная
стоимость основных средств и нематериальных активов, которые числятся на
балансе организации на день подачи заявления.
С 1 января 2004 года
процедура государственной регистрации проводится налоговыми органами по
принципу «одного окна». Для получения статуса юридического лица или ИП
необходимо представить в налоговую инспекцию заявление о регистрации и комплект
документов. Порядок оформления Заявления о государственной регистрации приведен
в приказе ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16. Для регистрации в качестве ИП
физическое лицо представляет в налоговые органы Заявление о государственной регистрации,
нотариально заверенную копию паспорта и квитанцию об оплате госпошлины. ИП и
организации могут применять УСН с момента начала своей деятельности (п.2
ст.346.13 НК РФ), то есть с момента государственной регистрации, Для этого им
необходимо одновременно с Заявлением о государственной регистрации подать в
налоговые органы Заявление о переходе на УСН по форме №26.2-1. (Приложение №1)
2.2 Потеря
права применения УСН
Условия, при которых налогоплательщик теряет право применять УСН,
изложены в ст. 346.13 НК. Некоторые пояснения: Если доход превысит
установленный лимит. В 2009 году лимит составляет 30 760 000 рублей ( 20 млн х
1,538). Обратите внимание, что выручка от деятельности, попадающей под ЕНВД,
при расчете лимита не учитывается. А вот ограничения по численности работников
и стоимости ОС и НМА определяются исходя из всех осуществляемых видов
деятельности (ст.346.12 п.4 НК) Если налогоплательщик становится участником
договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора
доверительного управления имуществом, то он теряет право применять УСН 6%, но
это не дает ему право автоматического перехода на УСН 15%. Он обязан перейти на
ОСНО. ИП не касается лимит в 100 млн. рублей по ОС. Поэтому если они его
превысят (правда, представить это можно только теоретически), то они не
потеряют право применять УСН.
2.3
Упрощенная система налогообложения на основе патента
Начиная с 2006 года,
индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную систему
налогообложения на основе патента. Применение упрощенной системы
налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям,
если они не привлекают в своей предпринимательской деятельности наемных
работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и
осуществляют один из следующих видов предпринимательской деятельности:
ü
пошив и ремонт
одежды и других швейных изделий и головных уборов (из фетра, ткани и других
материалов), изготовление и ремонт трикотажных, вязаных изделий и изделий из
меха;
ü
изготовление и
ремонт обуви (в том числе валяной), мебели, ковровых изделий, металлоизделий,
изготовление галантерейных изделий и бижутерии, искусственных цветов и венков,
ремонт часов и выполнение граверных работ;
ü
изготовление и
ремонт игрушек и сувениров, фото-, кино- и видео-услуги;
ü
ремонт бытовой
техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров, ремонт и техническое
обслуживание автомобилей, перевозку пассажиров и грузов на автомобильном и
водном транспорте, мойку автотранспортных средств;
ü
ремонт квартир,
электромонтажные, строительно-монтажные, сантехнические,
художественно-оформительские и дизайнерские работы чертежно-графические работы,
переплетные работы;
ü
услуги по
обучению и репетиторству, тренерские услуги, организацию и ведение кружков и студий;
сдачу в аренду квартир и гаражей, ветеринарное обслуживание; ритуальные услуги
и другие, перечисленные в НК РФ услуги.
При этом следует особо
подчеркнуть, что решение о возможности применения индивидуальными
предпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимается
соответствующими законами указанных субъектов Федерации. При этом в указанных
законах должны определятся конкретные перечни видов предпринимательской
деятельности, но в пределах, предусмотренных НК РФ, по которым разрешается
применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента.
Документом,
удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями упрощенной
системы налогообложения на основе патента, является выдаваемый индивидуальному
предпринимателю налоговым органом патент на осуществление одного из видов
предпринимательской деятельности. Форма патента утверждается ФНС России. Патент
выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов,
начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
Заявление на получение
патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту
постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе не
позднее, чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем
упрощенной системы налогообложения на основе патента. Форма указанного
заявления утверждается ФНС России. Налоговый орган обязан в 10-дневный срок
выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в
выдаче патента. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который
хранится в налоговом органе.
Годовая стоимость патента
определяется как соответствующая налоговой ставке 6%-ная доля установленного по
каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к
получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
В случае получения
индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок, т.е. квартал,
полугодие, 9 месяцев, стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с
продолжительностью того периода, на который был выдан патент.
Размер потенциально
возможного к получению ИП годового дохода устанавливается законами субъектов РФ
по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение
индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента. При этом Кодексом не
запрещается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места
ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на
территории соответствующего субъекта РФ.
Индивидуальные
предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе
патента, производят оплату 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 дней
после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.
При нарушении условий
применения упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный
предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения
на основе патента в периоде, на который был выдан патент. В этом случае индивидуальный
предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом
налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная
индивидуальным предпринимателем не возвращается. Оплата оставшейся части
стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней со дня
окончания периода, на который был получен патент.
Глава 3.
Расчет УСН на малом предприятие
Учет доходов
"Упрощенцы",
осуществляющие свою деятельность в сфере торговли, учитывают доходы от
реализации и внереализационные доходы в соответствии с порядком,
предусмотренным ст. 346.15 НК РФ.
К отдельным случаям учета
доходов можно отнести учет доходов при торговле с использованием платежных
карт. При оплате товара с использованием платежных карт денежные средства на
расчетный счет предприятия торговли поступают не сразу, а, как правило, на
следующий день. Причем порой банк зачисляет на счет организации не всю снятую
со счета покупателя сумму, а уже за минусом комиссии за проведение расчетов с
использованием платежных карт. В итоге в выписке банка может быть отражен
только сальдовый остаток по этой операции. Отдельно сумма, поступившая от
покупателей, и комиссия банка в выписке могут быть не указаны. Однако
непонятно, какую сумму выручки отражать бухгалтеру: уплаченную покупателем или
поступившую на расчетный счет организации?
Тесно связан с этим такой
вопрос: когда признавать выручку для целей налогового учета - в момент
авторизации карты (совершения покупки) или в момент зачисления денежных средств
на расчетный счет организации? Особенно остро данная проблема встает в тех
случаях, когда день, в который деньги поступили на расчетный счет, относится
уже к другому отчетному периоду или даже году.
По каждому из этих
вопросов контролирующими органами даны разъяснения. Рассмотрим их.
Сумма выручки. Здесь
мнение Минфина и налоговых органов едино: сумма выручки признается в полном
объеме, оплаченном покупателями, без уменьшения на сумму услуг банка. Данная
позиция находит отражение в Письмах Минфина России от 23.05.2007 N 03-11-04/2/138,
от 14.10.2004 N 03-03-02-04/1-30, УМНС по г. Москве от 15.12.2003 N
21-09/69433, от 03.07.2003 N 21-09/35908. В поддержку своей позиции чиновники
приводят следующие доводы: ст. 346.15 НК РФ определено, что организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта
налогообложения учитывают, в частности, доходы от реализации товаров (работ,
услуг), определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 249 НК
РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с
расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права,
выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, независимо от
формы оплаты (наличными денежными средствами, посредством кредитных карт или
безналичной формой оплаты) доходом организации от реализации товаров
покупателям является вся стоимость реализованного товара.
Что касается
налогоплательщиков, применяющих "упрощенку" и выбравших в качестве
объекта налогообложения доходы, то чиновники Минфина в Письме от 23.05.2007 N
03-11-04/2/138 обращают их внимание на то, что в данном случае налоговой базой
является денежное выражение доходов без уменьшения на какие-либо расходы, в том
числе на комиссию банка.
Момент признания выручки.
На этот счет существует две точки зрения. С одной стороны, в Письме Минфина
России от 14.10.2004 N 03-03-02-04/1-30 указано: торговые организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, признают доходы в целях
налогообложения в момент авторизации банковской карты и оформления кассового
чека в сумме покупки.
С другой стороны, позиция
финансового ведомства в данном Письме небесспорна. Согласно п. 1 ст. 346.17 НК
РФ датой получения дохода для организации-"упрощенца" признается день
поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При оплате с помощью
платежных карт денежные средства в кассу организации торговли не поступают. В
данном случае имеет место безналичный порядок расчетов. С учетом безналичного
характера расчетов, производимых при оплате услуг с использованием платежных
карт, датой признания дохода следует считать дату поступления на расчетный счет
списанных со счета покупателя денежных средств. Основанием для учета
поступивших на расчетный счет денежных средств является выписка банка. В
поддержку изложенной позиции можно привести Письма, содержащие аналогичные
разъяснения: Письма Минфина России от 23.05.2007 N 03-11-04/2/138, УМНС по г.
Москве от 15.12.2003 N 21-09/69433, от 03.07.2003 N 21-09/35908. Та же позиция
представлена и в одном из последних писем главного финансового ведомства,
посвященных данному вопросу: при оплате покупателями товаров пластиковыми
карточками организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учитывает
доходы в момент поступления денежных средств на ее расчетный счет (Письмо от
03.04.2009 N 03-11-06/2/58).
Пример: ООО
"Торговый дом "Антей" применяет упрощенную систему
налогообложения. В качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные
на величину расходов. Организация принимает к оплате платежные карты. Выручка
от продажи товаров 30 марта 2009 г. составила 75 000 руб., в том числе 30 000
руб. - от продажи с использованием платежных карт. Комиссия банка за проведение
операций с помощью платежных карт составляет 3%. Денежные средства, поступившие
от таких операций, зачисляются на счет ООО "Торговый дом "Антей"
за минусом торговой уступки. Зачисление сумм произошло 1 апреля 2009 г.
В книге учета доходов и
расходов ООО "Торговый дом "Антей" будут сделаны следующие
записи.
Регистрация
|
Сумма
|
N п/п
|
дата и номер первичного документа
|
содержание операции
|
доходы, учитываемые при исчислении
налоговой базы
|
расходы, учитываемые при исчислении
налоговой базы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
158
|
30.03.2009 Приходный кассовый
ордер N 75
|
Выручка от реализации за 30.03.2009
|
45 000-00
|
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
Итого за I квартал
|
258 000-00
|
156 000-00
|
173
|
01.04.2009 Выписка банка N
194
|
Выручка от реализации с использованием
платежных карт <*>
|
30 000-00
|
|
174
|
01.04.2009 Выписка банка N
194
|
Расходы на услуги банка за осуществление
платежей с использованием платежных карт <*>
|
|
900-00
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
Итого за II квартал
|
254 000-00
|
124 000-00
|
Итого за полугодие
|
512 000-00
|
280 000-00
|
<*> Суммы выручки и
банковской комиссии определены на основании выписки банка, реестра платежей и
справки бухгалтера.
Учет расходов
Расходы на приобретение
товаров
Одним из основных
расходов налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения
доходы, уменьшенные на величину расходов, являются расходы по оплате стоимости
товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
От редакции. Подробно
вопрос учета в расходах стоимости покупных товаров был рассмотрен в статьях
Ю.А. Мельниковой "Учет товаров при "упрощенке": определяем
основные понятия" в N 10, 2008, "Учет товаров при
"упрощенке": включаем в расходы "входной" НДС" в N 11,
2008, "Учет товаров при "упрощенке": списываем в расходы
стоимость товаров" в N 12, 2008. Поэтому в рамках данной статьи
рассматриваются лишь специфические вопросы учета товаров.
Сразу хочется отметить,
что вопрос включения в расходы покупной стоимости товаров при применении УСНО
является достаточно сложным и не урегулирован законодательно. Точнее сказать,
законодатель ограничился перечнем требований, при выполнении которых можно
принять в расходы стоимость покупных товаров, не раскрыв при этом сам механизм
такого учета. С одной стороны, данный подход объясняется тем, что ситуация
каждой организации уникальна, и предусмотреть на законодательном уровне все
случаи не представляется возможным, с другой стороны, в сложившихся условиях
налогоплательщики остаются один на один со своими проблемами и вынуждены сами
придумывать выход - конечно же, коррелирующий с нормами действующего
законодательства. Таким образом, практических решений может быть много,
универсального варианта не существует; однако общие рекомендации все же можно
привести.
Для того чтобы дальнейший
разговор был предметным, напомним основные требования НК РФ к включению в
расходы стоимости покупных товаров.
Принимать в расходы
стоимость товаров "упрощенцы" могут на основании пп. 23 п. 1 ст.
346.16 НК РФ - при этом в расходы принимается стоимость товаров без учета сумм
"входного" НДС <1>.
<1> Подробнее о
порядке учета "входного" НДС при приобретении товаров читайте в
статье Ю.А. Мельниковой "Учет товаров при "упрощенке": включаем
в расходы "входной" НДС" в N 11, 2008.
Нормами п. 2 ст. 346.17
НК РФ определено, что "упрощенцы" признают расходы после фактической
оплаты. Кроме того, пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ предусмотрен особый порядок
включения в расходы стоимости товаров: расходы по оплате стоимости товаров,
приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере реализации
указанных товаров.
Кроме того, для
"упрощенцев" понятие реализации <2> связано не только с
переходом права собственности на товар, но и с поступлением платы от покупателя
за проданный товар. Именно такой позиции придерживаются специалисты главного
финансового ведомства.
<2> Определения
основных понятий, касающихся учета товаров при УСНО, в частности понятия
"реализация товаров", рассмотрены в статье Ю.А. Мельниковой
"Учет товаров при "упрощенке": определяем основные понятия"
в N 10, 2008.
Таким образом, чтобы
признать в расходах стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей реализации,
"упрощенцем" должны быть соблюдены четыре условия.
Условие
|
Нормы законодательства, предусматривающие
выполнение условия
|
Первичный документ, подтверждающий
выполнение условия
|
Товар получен от поставщика
|
Подпункт 23 п. 1 ст. 346.16 НК
РФ
|
Товарная накладная, товарно- транспортная
накладная
|
Товар, полученный от поставщика,
оплачен
|
Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ
|
Платежное поручение, выписка банка,
квитанция к приходному кассовому ордеру, кассовый чек, а также документы, подтверждающие
погашение задолженности иными способами
|
Товар реализован покупателю
|
Подпункт 2 п. 2 ст. 346.17 НК
РФ
|
Товарная накладная, товарно- транспортная
накладная
|
Товар, реализованный покупателю,
оплачен покупателем
|
Подпункт 2 п. 2 ст. 346.17 НК
РФ, разъяснения специалистов финансового ведомства, трактующие особым
образом понятие "реализация" для "упрощенцев"
|
Платежное поручение, выписка банка,
приходный кассовый ордер, кассовый чек, а также документы, подтверждающие погашение
задолженности иными способами
|
Выполнение всех
перечисленных условий удается отследить, если ассортимент товаров невелик или
закупки производятся под конкретную продажу. К сожалению, в розничной торговле
отследить выполнение всех условий для каждого наименования товара весьма
проблематично.
Можно выделить следующие
сложности учета товаров в рознице:
- велик ассортимент
товаров;
- учет товаров ведется по
продажным ценам;
- приобретенный товар имеет
разные ставки "входного" НДС;
- трудно отнести
реализованный товар к категориям: "оплачен поставщику", "не
оплачен поставщику";
- необходимо разработать
методику расчета стоимости товаров, включаемых в состав расходов.
Однако есть и плюсы: в
розничной торговле реализованный товар всегда оплачен, то есть отслеживать
товар на данный предмет не надо.
Возможно несколько
ситуаций. Рассмотрим каждую, двигаясь от простого к сложному. Поскольку должны
быть выполнены четыре условия, а выше мы сказали, что два из них (товар
отгружен покупателю и товар оплачен покупателем) при реализации товаров в
розницу всегда выполнены, постольку надо отследить выполнение условия об оплате
реализованного товара поставщику. Условие оприходования товара тоже
выполняется, раз товар реализован: нельзя реализовать то, что еще не получили.
Следовательно, необходимо
выполнение четвертого условия: товар оплачен поставщику. И тут может быть два
варианта: перед поставщиком нет задолженности и задолженность по оплате
реализованного товара существует.
Если перед поставщиком
нет задолженности. Самым нетрудоемким для бухгалтера вариантом будет полная
оплата поставщику приобретенного товара до окончания периода (месяца, квартала,
года).
Конечно, у такого решения
есть и минус - данное решение должно быть согласовано с руководителем
организации. А как уговорить руководителя расстаться с деньгами раньше, если
есть возможность заплатить позже, тем более в нынешних непростых условиях? К
тому же на изъятие оборотных средств руководители всегда идут тяжело, что может
быть обусловлено объективными причинами и финансовым состоянием организации.
Если оборачиваемость оборотных средств высока, есть смысл задуматься о работе с
поставщиками на условиях предоплаты.
На сегодняшний день на
государственном уровне признано право налогоплательщиков на минимизацию
налоговых платежей – официально высший судебный орган Российской Федерации
подтвердил, что налогоплательщик обладает конституционным правом на выбор
наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и
использование на законных основаниях льгот, отсрочек и иных налоговых
послаблений в целях уменьшения налоговых платежей.
Таким образом,
законодательство Российской Федерации признает право плательщика налогов (собственника
денежных средств, полученных от осуществления определенной хозяйственной
деятельности) на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на
действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств.
Упрощенная система
налогообложения – один из способов минимизации налогового бремени и упрощения
ведения бухгалтерского и налогового учета. Она дает возможность небольшим
компаниям и фирмам развиваться быстрее и облегчает их взаимодействие с
налоговой инспекцией. УСН применяется наряду с общей системой налогообложения.
Переход к упрощенной системе или возврат к общему режиму налогообложения
осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в
установленном порядке. Применение УСН организациями предусматривает замену
уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого
социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам
хозяйственной деятельности предприятия за налоговый период. Применение УСН ИП
предусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов,
полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога на
имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для
осуществления предпринимательской деятельности); единого социального налога с
доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных
вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, уплатой единого
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый
период. ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются
налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на
добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную
территорию РФ в соответствии с НК РФ. Кроме единого налога, организации и ИП,
применяющие УСН, должны платить взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, в соответствии с законодательством РФ, в также
прочие налоги (федеральные, региональные и местные) и сборы, в соответствии с
общим режимом налогообложения. В случае если объектом налогообложения являются
доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае если объектом
налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая
ставка устанавливается в размере 15%.
Главные достоинства
упрощенных налогов заключаются в их относительной простоте, как для
налогоплательщиков, так и для налогового администрирования. К их основным
недостаткам можно отнести несоответствие оценок дохода на основе используемых
показателей фактическим доходам налогоплательщика. При упрощенном
налогообложении практически не учитывается дифференциация налогоплательщиков по
прибыльности бизнеса, зависящая от видов и отраслевой направленности
предпринимательской деятельности, региональных особенностей.
Существование таких
режимов как УСН является одним из условий успешного развития малого бизнеса в
России и свидетельствует о поддержке малых предприятий государством. Хотя она
несовершенна, не идеальна и требует доработок, так или иначе достоинства
преобладают его недостатков. Упрощенная система налогообложения стимулирует
активизацию предпринимательской деятельности, способствует созданию новых рабочих
мест, а также ужесточению конкуренции между производителями товаров и услуг.
1.
Налоговый кодекс
Российской Федерации: в двух частях.-9 изд-е.- М.: «Ось-89», 2009.
2.
Борисов А.В.
Специальный налоговый режим: упрощенная система налогообложения. – Финансы,
2003, №5, с.34
3.
Егорова Н.Е.,
Хромов И.Е. Налогообложение малых предприятий: расчетные схемы и проблема
выбора. – Экономическая наука современной России, 2004, №2, с. 72-78
4.
Карп М.В. Специальные
налоговые режимы на предприятиях. – М.: ООО фирма «Благовест-В», 2004 г. – 256
с.
5.
Козлова О.Л.
Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого
предпринимательства. – Финансы, 2005, №9, с. 26-28
6.
Пансков В.Г.
Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов.-7-ое изд., доп. И перераб.-
М.: МЦФЭР, 2006.-592с.
7.
Лукаш Ю.А.
Экономия на налоговых платежах: упрощенная система налогообложения:
практическое пособие /Ю.А. Лукаш. – М.: ООО «ТОРГСТРИМ», 2006. – 232 с.
8.
Македонский С.
Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт. – Рынок ценных
бумаг, 2005, №6, с. 26-31
9.
Налоговый
менеджмент. Учебник / Под ред. докт. экон. Наук, проф., чл.-корр. РАН А.Г.
Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 442 с. - (серия «Высшее образование»)
10.
Рагимов С.Н.,
Волкова М.В. Ещё одни дебют упрощенной системы. – Финансы, 2004, №1, с. 30-33
11.
Яковлев Г.А.
Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.:
Издательство РДЛ, 2004. – 336 с.
12.
Курбангалеева
О.А. Упрощенная система налогообложения в 2006 году.- М.: ГроссМедиа,
2006.-264с.
13.
Петров В.О.
Специальный режим налогообложения: упрощенная система налогообложения.-
Предпринимательское право, 2006г. №3
14.
Черник Д.Г.
Налоги и налогообложение: учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007 год.-311с.
15.
Игнатов
А.В.упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом
ГУП (МУП) // Финансы, 2004, №7, с.32-33
16.
Мельникова Ю.А. "Упрощенная
система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение" 05.08.2009
Приложение
Образец заполнения
заявления о переходе на УСН
Форма N 26.2-1
В Инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по
Восточному административному округу г. Москвы
----------------------------------
(наименование налогового органа)
Общества с ограниченной ответственностью
"Дельта"
от -------------------------------
(полное наименование
__________________________________
организации, фамилия, имя,
__________________________________
отчество индивидуального
__________________________________
предпринимателя)
107014, Москва, ул. Стромынка,
----------------------------------
(адрес места нахождения
организации,
д. 4
----------------------------------
места жительства
индивидуального предпринимателя)
1037814501987,
----------------------------------
7718602332/771801004
----------------------------------
(ОГРН, ИНН/КПП организации,
ОГРНИП, ИНН индивидуального
предпринимателя)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о переходе на упрощенную систему налогообложения
В соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13
главы 26.2
Общество с ограниченной
Налогового кодекса Российской Федерации
--------------------------
ответственностью "Дельта", 1037814501987,
7718602332/771801004
------------------------------------------------------------------
(полное наименование организации, ОГРН, ИНН/КПП;
фамилия, имя, отчество индивидуального
предпринимателя,
ОГРНИП, ИНН)
переходит на упрощенную систему налогообложения
1 января 09
с "---" --------- 20-- года.
доходы, уменьшенные
В качестве объекта налогообложения выбраны
-------------------
на величину расходов
------------------------------------------------------------------
(наименование объекта налогообложения в соответствии
со статьей 346.14 Налогового кодекса Российской
Федерации)
08
Получено доходов за девять месяцев 20-- года
Пять миллионов
------------------------------------------------------
рублей <*>.
(сумма прописью)
Средняя численность работников за налоговый
(отчетный) период
08 Сорок пять
20-- года составляет
-------------------------------- человек <*>.
(прописью)
Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в
собственности организации на дату подачи настоящего
заявления,
Два миллиона
составляет
------------------------------------------- рублей <*>.
(сумма прописью)
Участие в соглашениях о разделе продукции
-------------------------------------------------------------------
___________________________________________________
<*>
Иные условия и ограничения, предусмотренные статьей
346.12
Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдены.
Ранее упрощенная система налогообложения, предусмотренная
главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации,
применялась в
-
----- году.
Сергеев Сергеев И.П.
Руководитель организации -----------
---------------------
(Индивидуальный предприниматель) (подпись) (фамилия,
инициалы)
15 октября 08
"--" ---------- 20-- года
М.П.
Отметка о регистрации заявления:
"__" ___________ 20__ года, входящий номер
________________
___________ ____________________
(подпись) (фамилия, инициалы штамп налогового органа
должностного лица
налогового органа)
--------------------------------
<*> Данные сведения
не указываются вновь созданной организацией (вновь зарегистрированным
индивидуальным предпринимателем), а также налогоплательщиком, прекратившим
применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности в соответствии с законом субъекта Российской
Федерации.
В не заполненных
налогоплательщиком строках заявления проставляется прочерк.
Страницы: 1, 2
|