бесплатные рефераты

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий

АННОТАЦИЯ

Выпускная квалификационная работа написана по теме «Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий на примере ООО «ПротивоПожарная Защита 001» по материалам ООО «ПротивоПожарная Защита 001» г. Новосибирска Новосибирской области и состоит из трех разделов, введения и заключения.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется цель и задачи исследования, раскрыты методы исследования, источники, база, показана научная новизна и практическая значимость.

В первой главе рассмотрено понятие малого бизнеса, приведена его характеристика. Рассмотрены основные положения Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Во второй главе, подробно рассмотрен вопрос об упрощенной системе налогообложения (УСН) в Российской Федерации. Раскрыта сущность УСН : объекты налогообложения, плательщики налога, расчет налога и отчетность.

В третьей главе дана организационно-экономическая характеристика ООО «ПротивоПожарная Защита 001», проанализированы основные показатели финансово-хозяйственной деятельности и произведен расчет налога УСН, а также по этим данным составлена бухгалтерская отчетность.

В заключении сделаны выводы и предложения.

Работа написана на 87 страницах и содержит 13 таблиц и 6 приложений.



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Правовые и методические аспекты налогообложения малого бизнеса

1.1 Понятие малого бизнеса. Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

1.2 Налогообложение малого бизнеса в РФ

ГЛАВА 2. Характеристика УСН в РФ

2.1 Объект налогообложения

2.2 Порядок применения упрощенной системы налогообложения

2.3 Порядок исчисления и уплаты налога

ГЛАВА 3. Расчёт единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на примере ООО «ПротивоПожарная Защита 001»

3.1 Характеристика предприятия

3.2 Особенности организации УСН на примере ООО «ПротивоПожарная Защита 001»

3.3 Динамика налогообложения за 2008 -2009 годы. Рекомендации по организации ведения системы налогообложения на данном предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ


Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение, постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

Налогообложение в малом бизнесе – вопрос, пожалуй, один из самых злободневных. Платить или не платить налоги – решает каждый для себя сам. Хотя с точки зрения закона здесь и вариантов быть не может. Конечно, налогообложение малого бизнеса в нашем государстве несовершенно, но это не повод, чтобы не платить налоги совсем. Гораздо более разумным и законным выходом из положения является подбор оптимальной системы налогообложения малого бизнеса.

Многие индивидуальные предприниматели выбирают упрощенную систему налогообложения, но даже с ней новичку бывает сложно разобраться. Отчетность меняется слишком часто даже в сфере малого бизнеса, а общение с налоговой инспекцией большинство предпринимателей желает свести к минимуму.

Налогообложение в бизнесе любой страны – это показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства. В последнее время предпринимаются попытки со стороны государства облегчить ведение малого бизнеса.

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги. В своих выступлениях президент Российской Федерации неоднократно ставил задачу развить малое предпринимательство и упростить налоговое администрирование.

Тема выпускной квалификационной работы – упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий на примере ООО «ПротивоПожарная Защита 001». Тема сегодня актуальна тем, что в широком применении упрощенная система появилась относительно недавно. Упрощенная система является перспективным видом налогообложения, касающимся малого предпринимательства и, если организация ожидает получение относительно высокого и стабильного дохода от своей деятельности, то упрощенная система может оказаться для нее весьма выгодной.

Упрощенная система налогообложения была введена законом Российской Федерации в декабре 1995 года. Целью её введения было создание более благоприятных экономических условий для деятельности организаций малого бизнеса, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства.

Со вступлением в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения» круг налогоплательщиков, желающих перейти на данную систему, значительно расширился. Введены новые положения по порядку исчисления налога.

Цель выпускной квалификационной работы – изучить понятие упрощенной системы налогообложения. Проанализировать правовую основу регулирования упрощенной системы в Российской Федерации. Изучить применение упрощенной системы налогообложения на конкретном предприятии, сделать необходимые расчеты. И дать рекомендации по совершенствованию организации счетной работы.

Для выполнения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть такие вопросы, как: к какому налоговому режиму относится упрощенная система, кто имеет право на ее применение и как перейти на такой вид налогообложения, что признается объектом налогообложения, как осуществляется составление и предоставление отчетности в налоговые органы. А так же, рассмотреть вопрос о малом предпринимательстве и его роли в экономике. Наша задача произвести расчет единого налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. И на основании полученных данных сделать рекомендации для принятия решения, каким выбрать объект налогообложения при упрощенной системе.

Объект исследования в данной выпускной квалификационной работе малое предприятие общество с ограниченной ответственностью «ПротивоПожарная Защита 001», основной вид деятельности которого, работы по проектированию и установке систем пожаротушения.

Предмет исследования: упрощенная система налогообложения на предприятии.

Правовая база исследования действующее законодательство по вопросам налогообложения в Российской Федерации при реализации упрощенной системе налогообложения.

Методологическая база исследования: труды ученых и специалистов в области методологии налогообложения на предприятии, Гладкова С.Г., Бархачева М.А., Абрютина М.С., Бошнякович М.Г. и др., а также издания периодической печати.



ГЛАВА 1. Правовые и методические аспекты налогообложения малого бизнеса


1.1 Понятие малого бизнеса. Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации


Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России более пятнадцати лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. В это время создавалась нормативная правовая база, регулирующая деятельность предпринимательства, разрабатывались механизмы государственной поддержки. «Наивно предполагать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий» [26]. Существует ряд сфер и отраслей Российской экономики, в которых малый бизнес играет важную роль.

Во-первых, это все сферы предоставления услуг, в том числе технических, включая техническое обслуживание машин и оборудования; бытовое обслуживание населения.

Во-вторых – товарные операции, связанные с покупкой товаров, а также посредническая деятельность. Этот сектор экономики играет важную роль в создании необходимой атмосферы конкуренции, способствующей быстрому реагированию на любые изменения рыночной конъюнктуры, в потребительской сфере заполнять образующиеся ниши, создание дополнительных рабочих мест, является основным источником формирования среднего класса.

Какая роль малого бизнеса в экономике?

Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен сравнительно быстро окупаться, своевременно заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере.

В-третьих, – создавать конкуренцию.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), малый бизнес создает дух предпринимательства и ту среду, рыночная экономика без которых не сможет существовать. Важность малого бизнеса состоит еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за нахождение на рынке, они вынуждены постоянно адаптироваться к текущим условиям рынка, развиваться, ведь чтобы продолжать работать, и получать средства к дальнейшему существованию, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. На предприятиях малого бизнеса более высокая эффективность труда, небольшие организации с наименьшими затратами удовлетворяют потребности потребителей в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников сырья и при этом обеспечивает большую занятость. Основным условием развития малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.

Основной задачей повышения экономической, политической и социальной стабильности в российском обществе становится – формирование среднего класса. Для решения поставленной задачи, требуется создание благоприятных экономических и правовых условий для интенсивного развития среднего и малого предпринимательства в России, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижение уровня безработицы, позволяющего потребителям выбирать производителей товаров и услуг.

В современных условиях малое предпринимательство относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).

Практика показывает, что научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы малых предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, быстрый рост сферы услуг и занятости, ценовая конкуренция дают возможность государству получать значительные средства в виде налоговых поступлений – и все это вложения малых предприятий в экономику страны.

До вступления в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2008 г. Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), сфера развития и поддержки малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).

Однако положения этого нормативного акта во многом устарели и пришли в несоответствие с условиями функционирования российской экономики и современным законодательством. Кроме того, ряд положений Закона N 88-ФЗ был отменен, в результате чего этот Закон практически перестал применяться на практике, что определило необходимость принятия нового, актуального и способствующего эффективному развитию экономики нормативного акта.

Более того, в связи с развитием внешнеэкономических отношений возникла необходимость обеспечения сопоставимости законодательств Российской Федерации и стран Европейского союза.

Все эти причины легли в основу принятия Закона N 209-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Суть концепции Закона N 209-ФЗ заключается в совершенствовании государственной политики поддержки [34], направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целью принятия Закона N 209-ФЗ является создание нормативно-правовых рычагов и механизмов, с помощью которых обеспечивалось бы создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней.

На законодательном уровне (Закон N 209-ФЗ) введены такие понятия, как "субъекты среднего предпринимательства", "микропредприятия", "инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", "поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" и т.д. [31]. Отмена действовавшего Закона (Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") привела к упразднению таких понятий, как "льготное кредитование субъектов малого предпринимательства", "льготное страхование субъектов малого предпринимательства". Исключено из законодательных документов понятие "общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства", существенно снизилась роль специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства (в ст. 15 Закона N 209-ФЗ о государственных и муниципальных фондах поддержки предпринимательства упоминается лишь вскользь.).

В Законе N 209-ФЗ более значимая роль в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, сам же Закон в данной сфере стал более общим и рамочным.

Следует отметить, что если организации в силу Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" относились к субъектам малого предпринимательства, а в соответствии с условиями Закона N 209-ФЗ не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, то они сохраняют право на предусмотренную ранее поддержку согласно федеральным, региональным и муниципальным программам развития малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 г.

Основными целями государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в России являются:

-                   создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса;

-                   ускоренное развитие данного предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды;

-                   увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов.

Однако на практике малый и средний бизнес сталкивается с множеством проблем, которые достаточно тесно связаны с проблемой повышения эффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства [31].

В Законе N 209-ФЗ существует достаточно много способов и механизмов воздействия на стимулирование развития малого и среднего бизнеса, однако его реализации способствовало бы закрепление в нормативных актах конкретных форм, порядка осуществления представительских полномочий малыми и средними предприятиями.

Проанализировав нормы статей Закона N 209-ФЗ, можно сделать основной вывод о том, что, хотя ст. ст. 9, 10, 21 - 25 Закона N 209-ФЗ содержат детальный перечень мер информационной, консультационной и иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства, в этом Законе не содержится ни одной нормы, которая могла бы непосредственно применяться на практике без принятия дополнительных подзаконных актов, федеральных и иных программ.

Кроме того, с учетом норм, которые содержатся в ст. 27 Закона N 209-ФЗ, можно предположить затруднительную реализацию его на практике, т.е. положения Закона останутся действующими лишь на бумаге до тех пор, пока каждый субъект РФ будет переписывать его для себя, опираясь на универсальные правила, принятые для всей страны.

И, тем не менее, совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса говорит о признании со стороны государства социально-экономической важности деятельности малого и среднего бизнеса для нашей страны.


1.2 Налогообложение малого бизнеса в РФ


Основной целью современной налоговой системы Российской Федерации, по мнению Торгово-Промышленной Палаты России, должны быть формирование налоговых стимулов для дальнейшего развития механизмов хозяйствования и рыночных институтов, создание условий для роста эффективности производства, а также обновления основных фондов предприятий, снижение доли налоговой нагрузки в целом на Российскую экономику и малый бизнес.

При этом снижение налогового бремени должно сопровождаться снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием "социальной" и "регулирующей" функций налогов.

В целях преодоления последствий мирового финансового кризиса все чаще на государственном уровне, в предпринимательской и профессиональной среде говорится о необходимости выбора эффективных инструментов налогового регулирования, снижении налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Однако на поверку оказывается, что принимаемые законодательные решения ведут скорее к противоположному результату, определенным образом ухудшая налоговое положение малого и среднего бизнеса.

Справедливости ради стоит отметить, что за последнее время был сделан ряд важных положительных шагов в части смягчения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. В частности, Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [26] субъектам Российской Федерации было предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения по объекту налогообложения "доходы, уменьшенные на расходы" в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Таким образом, региональные власти могли стимулировать малый бизнес. Однако из-за сложной экономической ситуации в регионах не все субъекты Российской Федерации пошли на такой шаг.

Статьями 10 и 17 законопроекта N 195774-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" [31] в целях введения страховых взносов на формирование, бюджетов государственных внебюджетных фондов, вносятся изменения в Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ в части отмены единого социального налога (далее - ЕСН) и изменения порядка распределения налоговых доходов, получаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).

Отметим, что действующими редакциями ст. ст. 56, 61.1, 61.2 и 146 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что 10% поступлений от УСН и ЕНВД подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а 90% - в региональные и местные бюджеты. Иными словами, в размер ставки единого налога по УСН и ЕНВД заложена доля, подлежащая перечислению в указанные фонды. Законопроектом предлагается, что с 1 января 2011 г. данные поступления будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований (т.е. доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты). Одновременно в отношении плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов, тарифы которых определены в ст. 12 законопроекта N 195768-5 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" [38] (в 2010г. – 26% и 34% от фонда оплаты труда с 2011г.).Если на предпринимателей, использующих УСН и ЕНВД, не будет распространено право, применять пониженные тарифы страховых взносов в переходный период, то уже с 2011 г. нагрузка на них возрастет на 20% от фонда оплаты труда.

Данные изменения, существенно увеличивают совокупную налоговую нагрузку на малый бизнес, представители которого, как правило, и используют указанные налоговые режимы. Действительно, для плательщиков, которые находятся на общем режиме налогообложения, полностью отменяется ЕСН. А для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами.

Таким образом, для налогоплательщиков, использующих общий режим налогообложения, с 2011 г. налоговая нагрузка увеличивается на 8% от фонда оплаты труда, а для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, на 20%, что ставит их в неравное положение по сравнению с иными налогоплательщиками.

В условиях финансового кризиса малый и средний бизнес волнует еще одна проблема.

Федеральным законом N 224-ФЗ (1, п.п. 6 ст. 1) Налоговый кодекс РФ был дополнен ст. 64.1, согласно которой Министру финансов Российской Федерации дается право принимать решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) сроком до 5 лет по уплате федеральных налогов, пеней и штрафов, а также об изменении сроков уплаты федеральных налогов.

При этом условия предоставления отсрочки (рассрочки) определены следующие:

Министр финансов РФ вправе предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий (п. 5 ст. 63, абз. 3 п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 64.1 НК РФ). Данные обстоятельства компании должны подтвердить документально (п. 2 ст. 64.1 НК РФ) при обращении в Министерство финансов РФ с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки). Копия такого заявления направляется в налоговый орган по месту учета организации.

Срок для принятия решения (см. приложение А) о предоставлении отсрочки (рассрочки) составляет один месяц со дня получения заявления (п. 4 ст. 64.1 НК РФ).

Следует учесть, что на сумму задолженности, по которой министром финансов РФ принято решение об отсрочке или рассрочке (по аналогии с общим порядком предоставления отсрочки или рассрочки, содержащимся в ст. 64 НК РФ), начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в период отсрочки (рассрочки) (п. 5 ст. 64.1 НК РФ). Кроме того, решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов министром финансов РФ могут быть приняты только в течение 2009 г. После 1 января 2010 г. таких полномочий у него нет (п. 14 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ).

Так же, организациям, выполняющим государственный оборонный заказ, может предоставляться инвестиционный налоговый кредит на основании соглашения, заключенного с уполномоченным органом (пп. 4 п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 67 НК РФ).

Интересно, что по информации статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова, озвученной им 13 апреля 2009 г. на очередной налоговой конференции РСПП, еще ни одна организация указанным выше правом не воспользовалась.

Вместе с тем серьезные экономические трудности испытывает именно малый и средний бизнес, но высокий "входной" барьер (10 млрд. руб.) налоговой задолженности фактически лишает небольшие, а также эффективные (имеющие нулевую или незначительную задолженность) крупные компании возможности получить указанную отсрочку (рассрочку), которая, по сути, эквивалентна получению кредита по весьма низкой ставке и без какого-либо обеспечения.

Так, закрытие среднего (по объемам) предприятия, являющегося градообразующим, по причине временного снижения внешнего спроса и трудностей с привлечением кредитов по разумным ставкам может также привести к тяжелейшим неблагоприятным социально-экономическим последствиям.

Исключение малого бизнеса из адресатов государственной поддержки в виде отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, штрафов и пеней также грозит неблагоприятными социально-экономическими последствиями. Ведь именно малый бизнес является рыночным институтом, обеспечивающим, в том числе решение экономических и социальных задач, таких как формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости населения.

В июле 2009 г. приняты три Федеральных закона, вносящих изменения в упрощенную систему налогообложения (УСН). Изменения направлены на стимулирование развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса [30]. Государство предпринимает шаги в области снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, в том числе путем внесения изменений в положения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

Поводом к реформированию налоговой нагрузки, очевидно, стали обращение Президента России к Федеральному Собранию РФ, а также выступление главы Правительства РФ, в которых было обращено внимание законодателей на то, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренными Правительством РФ 25.05.2009 (далее - Основные направления налоговой политики), было намечено продолжить совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

Многие из предусмотренных основными направлениями налоговой политики, в этой части предложений уже приняты Федеральным Собранием РФ и подписаны Президентом РФ [35].

Имеются в виду Федеральные законы от 17.07.2009 N 165-ФЗ и от 19.07.2009 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 204-ФЗ).



ГЛАВА 2. Характеристика УСН в РФ

2.1 Объект налогообложения


Упрощенная система налогообложения уникальна тем, что предлагает право выбора, как самой системы налогообложения, так и ее объекта.

Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения могут быть выбраны:

-                   доходы;

-                   доходы, уменьшенные на величину расходов.

Соответственно, при разных объектах налогообложения применяются и разные налоговые ставки:

-        доходы – налоговая ставка 6%;

-        доходы, уменьшенные на величину расходов, – налоговая ставка 15%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ).

При этом при определении налоговой базы налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", не вправе уменьшать полученные доходы на какие-либо расходы. Следовательно, налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, все расходы должен производить за счет доходов, остающихся в его распоряжении после уплаты налога в связи с применением упрощенной системы (Письмо УФНС по г. Москве от 25.01.2008 N 18-12/3/005988).

Ставка налога в данном случае составляет 6%. При этом сумма авансовых платежей по налогу, исчисленная за налоговый период, налогоплательщиком уменьшается на сумму страховых взносов уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в пределах исчисленных сумм за аналогичный период времени, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности выплаченных работникам. Не может быть уменьшена более чем на 50% сумма налога или авансовых платежей по единому налогу (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

В данном случае налогоплательщик в целях реализации ст. 346.24 НК РФ отражает в Книге учета доходов и расходов только суммы полученных доходов, а также соблюдает порядок документального подтверждения доходов. Налоговый учет расходов такие налогоплательщики не ведут (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-04/2/91).

Если у организации или индивидуального предпринимателя объектом налогообложения являются доходы минус расходы, налоговой базой в таком случае является денежное выражение всех полученных доходов, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Перечень доходов, включаемых в состав доходов, учитываемых при налогообложении, приведен в ст. 346.15 НК РФ, перечень расходов - в ст. 346.16 НК РФ. При этом особенностью УСН является то, что перечень расходов закрытый: учитываются только расходы, прямо поименованные в перечне.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) pасходы на пpиобpетение, техническое пеpевооpужение основных сpедств и модеpнизацию, pеконстpукцию, дообоpудование, достpойку, а также на сооpужение и изготовление основных сpедств;

2) создание нематеpиальных активов, а также pасходы на приобpетение нематериальных активов;

а) расходы на пpограммы для электpонных вычислительных машин, пpомышленные обpазцы, pасходы на пpиобpетение исключительных пpав на изобpетения, полезные модели, топологии интегральных микросхем, пpав на использование указанных pезультатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договоpа, а также базы данных

б) pасходы на оплату пpавовых услуг по получению пpавовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, патентование, включая сpедства индивидуализации;

в) pасходы на опытно-констpуктоpские pазpаботки и научные;

3) все pасходы связанные с ремонтом основных сpедств (в том числе аpендованных);

4) платежи за аpендуемое и лизинговое имущество;

5) все матеpиальные pасходы;

6) pасходы на оплату тpуда, выплату пособий по вpеменной нетpудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на обязательное социальное стpахование от несчастных случаев на пpоизводстве и пpофессиональных заболеваний, обязательное медицинское стpахование, обязательное социальное стpахование на случай вpеменной нетpудоспособности и в связи с матеpинством, все виды обязательного стpахования pаботников, ответственности, включая стpаховые взносы на обязательное пенсионное стpахование пpоизводимые в соответствии с законодательством Российской Федеpации;

8) расходы по уплаченным суммам налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам, pаботам, услугам, пpиобpетенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав pасходов;

9) уплачиваемые проценты за пользование денежных сpедств от кpедитов и займов, а также pасходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кpедитными оpганизациями, связанные с пpодажей иностpанной валюты пpи взыскании налога, сбоpа, пеней и штpафа за счет имущества налогоплательщика в поpядке, пpедусмотренном статьей 46 НК РФ;

10) расходы на услуги по охране имущества, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) суммы платежей уплаченные в таможенные органы, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

12) расходы по компенсации за использование для служебных поездок личных мотоциклов легковых автомобилей, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, а также расходы на содержание служебного транспорта;

13) расходы связанные с командировками, в частности:

-                   проезд работника до места назначения и обратно к месту постоянной работы;

-                   наем жилого помещения, также подлежат возмещению расходы на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами, расходов на обслуживание в номере, обслуживание в барах и ресторанах);

-                   полевое довольствие или суточные;

-                   оформление за выдачу ваучеров, паспортов, приглашений, виз и иных аналогичных документов.

-                   сборы за право въезда, транзита автомобильного и иного транспорта, консульские, аэродромные сборы, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

14) плату за нотариальное оформление документов, государственному или частному нотариусу, расходы принимаются в пределах сумм, утвержденных Правительством РФ;

15) расходы на юридические, аудиторские и бухгалтерские услуги;

16) если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность, осуществлять публикацию, бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации;

17) расходы, связанные с приобретением канцелярских товаров;

18) расходы на оплату услуг связи, расходы на телефонные, телеграфные, почтовые и другие подобные услуги;

19) расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем;

20) расходы на рекламу товарного знака и знака обслуживания, производимых и приобретенных или реализуемых товаров, работ, услуг;

21) расходы на освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммы налогов и сборов;

23) расходы по обслуживанию и транспортировке товаров, расходы по хранению, оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров;

24) расходы, связанные с выплатой агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения, а также комиссионных;

25) все расходы, связанные с гарантийным ремонтом и услуг по гарантийному обслуживанию;

26) расходы на эксплуатацию, хранение, перевозки, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, положениям стандартов или условиям договоров;

27) расходы на проведение обязательной аудиторской оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

28) платежи за предоставление данных о зарегистрированных правах;

29) оплата за предоставление услуг по изготовлению правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков, документов кадастрового и технической инвентаризации объектов недвижимости;

30) оплата услуг по проведению обследований, экспертизы, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых является обязательным для получения лицензий и разрешений на осуществление конкретного вида деятельности;

31) арбитражные сборы и иные судебные расходы;

32) периодические и текущие платежи за права, возникающие из патентов на изобретения, результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

33) расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса;

34) отрицательные курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, а также по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;

35) расходы на обслуживание и регистрацию контрольно-кассовой техники;

36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.

Расходы на приобретение основных средств, на их реконструкцию, достройку, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также дооборудование, создание собственных нематериальных активов, принимаются в следующем порядке (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ):

1) расходы на изготовление, сооружение, приобретение основных средств, в период применения упрощенной системы налогообложения, расходы на достройку, модернизацию, реконструкцию, дооборудование, и техническое перевооружение основных средств, произведенных в периоде применения упрощенной системы налогообложения, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) расходы в отношении приобретенных, а также созданных самим налогоплательщиком нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента принятия этих нематериальных активов на баланс предприятия;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ