бесплатные рефераты

Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для малых предприятий

Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для малых предприятий

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим

1.1 Современная налоговая политика

1.2 Сущность специальных налоговых режимов для малых предприятий

1.3 Нормативное регулирование и условия применения упрощенной системы налогообложения

ГЛАВА 2. Порядок исчисления и учета единого налога

2.1 Методика исчисления и порядок уплаты единого налога при упрощенной системе налогообложения

2.2 Анализ адаптации законодательных нововведений в упрощённой системе налогообложения

2.3 Особенности ведения налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения

ГЛАВА 3. Анализ практики применения упрощенной системы налогообложения на примере малого предприятия ООО "Компания ЭкСи"

3.1 Специфика деятельности предприятия

3.2 Организация учета и отчетности

3.3 Налогообложение

3.4 Рекомендации по оптимизации налогообложения предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


Существует закономерность, подтвержденная статистикой разных стран: чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста; и наоборот, чем меньше налоговая нагрузка, тем больше возможности экономического роста как на микро-, так и на макроуровне. Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

В Налоговом Кодексе Российской Федерации реализован принцип налогообложения, сформулированный еще в XVIII веке А. Смитом: "Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога"[18, с. 9].

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в обстановке экономической и правовой нестабильности в России хозяйствующим субъектам постоянно приходится искать возможные пути для страхования производственных и предпринимательских рисков. Поэтому при планировании текущей и предстоящей хозяйственной деятельности им необходимо иметь надежный инструмент анализа, налогового планирования и управления прибылью. Пока есть государство, пока есть частная собственность государству будет требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов (других достаточных источников для этого практически не существует), а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому противостоять посредством попыток уменьшить свое налоговое бремя. Вести бизнес в России не так легко. Номинально власти все-таки поддерживают малый бизнес, предлагают программы развития. а на деле зачастую государство ставит немало препятствий. Явную поддержку в нашей стране оказывает Президент, Правительство и федеральные органы власти. Однако роль местных властей в развитии малого бизнеса, чаще всего негативная. В первую очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается парадоксальная ситуация, когда уровень власти, который ближе всего к малому бизнесу, менее всего настроен содействовать его развитию.

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.

Но на сегодняшний день малое предпринимательство в России отличается высокой долей функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Многие предприятия малого бизнеса намеренно занижают свои доходы в отчетности, что ведет к уменьшению базы налогообложения и недополучению средств государственной казной.

И хотя в России еще со времен перехода к рыночной экономике государство провозгласило курс на всестороннюю поддержку малого бизнеса, для малых предприятий государственная поддержка осуществляется в целом на низком уровне. Налоговая политика России должна обеспечивать определенными налоговыми льготами предпринимателей и совершенствовать налоговое законодательство. Главным результатом курса поддержки малого бизнеса стало появление в Налоговом Кодексе РФ главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения".

"Упрощенка" изначально задумывалась, как льготный режим налогообложения для малого бизнеса - такую же роль она выполняет и сейчас.

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ упрощенной системы налогообложения на примере ООО "Компании ЭкСи", а также разработка рекомендаций по оптимизации налогообложения малого предприятия ООО «Компания ЭкСи» в условиях применения упрощенной системы налогообложения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

·                   исследовать теоретические аспекты применения упрощенной системы на малых предприятиях;

·                   изучить виды и формы отчетности по упрощенной системе налогообложения.

·                   проанализировать практику применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО "Компания ЭкСи".

·                   разработать рекомендации по оптимизации налогообложения ООО «Компания ЭкСи».

Объектом исследования является ООО "Компания ЭкСи".

Предметом исследования является налоговый учет на предприятии, применение упрощенной системы налогообложения. Источниками информации стали нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература по теме исследования, а также данные налогового учёта и отчётности ООО !Компания ЭкСи».

Исследование выполнено с использованием следующих методов: контент – анализа, наблюдения, систематизации налогового учёта малого предприятия.


ГЛАВА 1. Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим

 

1.1 Современная налоговая политика


История налогов стара, как существование государства. И сколько они существуют, налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению их выплаты. Предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают налоги как потери для бизнеса. Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги - это плата за цивилизованное общество и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ. В любом случае, оказывается, чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема переноса налогового бремени. Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями государства, с одной стороны, и хозяйствующих субъектов и граждан, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. В условиях рыночной экономики налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну и способствуют государственному регулированию экономической деятельности юридических и физических лиц.

Налоги участвуют в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода. Общественное содержание налогов заключается в том, что налогообложение выступает частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер налогов. Источником налогов выступает национальный доход - вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством использования труда, капитала и природных ресурсов. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих функций. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. По мере роста национального дохода совершенствуются и финансовые отношения в обществе по поводу формирования, распределения и использования доходов участников общественного производства: хозяйствующих субъектов, наемных работников и государства.

Налоги являются экономической категорией, поскольку им присущи:

- устойчивые внутренние свойства;

- закономерности развития;

- отличительные формы проявления;

- денежная форма выражения, в которой проявляется своеобразие отношений, составляющих содержание налогов как экономической категории.

Налоги связаны с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни сопровождаются движением денежных средств. В современном обществе налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе легального (законного) изъятия части валового внутреннего продукта и вновь созданной стоимости (национального дохода) для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Согласно Налоговому Кодексу "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований"[1, с.8].

В рыночной экономике важнейшими видами государственных доходов являются налоги, сборы, взносы, пошлины, поступающие в бюджетную систему государства, и другие государственные внебюджетные фонды.

Вопросы, касающиеся сущности налогов, их назначения, а также вопросы целей и принципов налогообложения недостаточно проработаны в отечественной экономической литературе, поскольку проблемами теории налогов в России серьезно занимались лишь до конца 20-х годов прошлого века.

Существенный вклад в развитие теории налогов внесли российские ученые С.Ю. Витте, Н.И. Тургенев, В.А. Альтшулер, А.А. Тривус, А. Соколов и др. Министр финансов России С.Ю. Витте в начале прошлого века в своем труде "Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве" определял налоги как "принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития"[18,с.12]. Таким образом, он подчеркивал императивный характер налогов, однако не проводил различий между налогами и сборами.

Великий русский финансист Н.И. Тургенев [32] считал, что "налог - это средство к достижению цели общества или государства. На этом основывается и право правительства требовать податей от народа". По определению В.А. Альтшулера [8], "обложение налогом представляет собою вторжение государственной власти в частно-правовую сферу граждан, из имущества которых в принудительном порядке изымается часть ценностей на сокрытие государственных расходов". По мнению А.А. Тривуса [31], "налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении, эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть". А. Соколов [29] полагал, что "под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента". Данное определение представляется нам наиболее полным, поскольку оно указывает еще и на то, что налоги не только выполняют фискальную функцию, но и служат для "достижения каких-либо задач экономической политики". Вместе с тем в качестве плательщиков налога он выделяет лишь "хозяйствующих лиц или хозяйств", упуская из виду граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, но тоже являющихся налогоплательщиками.

За рубежом теоретические споры велись не столько о сущности налогов как экономической категории, с объективным существованием и необходимостью которой все были согласны, сколько о той роли, которую играли налоги в экономике государства. Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской школы (Дж. М. Кейнс, А. Хансен, Р. Харрод, А. Лернер, У. Шульц, Ф. Ноймарк и другие) и неоклассической школы (А. Маршалл, Г. Стайн, Г. Шмольдерс, А. Лэффер и другие), что и определило два основных направления в теории государственных финансов. Представители первого направления исходят из идеи активного государственного вмешательства в экономику, соответственно определяется и сущность налогов: кейнсианцы рассматривают налоги, прежде всего как орудие экономической политики государства. Кейнс руководствовался так называемым психологическим законом, по которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Его последователи создали теорию экономического роста. А их противники - сторонники неоклассической школы - считают налоги чисто фискальным инструментом и утверждают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным. Представители неоклассического направления пропагандировали идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования.

Для того чтобы рассмотреть теоретические основы современной налоговой политики, необходимо сначала охарактеризовать основные принципы современной системы налогообложения. Любые современные формы налога должны удовлетворять трем главным требованиям: определенность, эффективность, справедливость взимания налога.

Кроме этих норм, ставших уже классическими, в настоящее время в области налогообложения применяется ряд не менее важных норм (принципов); чаще всего они являются "запретами". Это запрет на введение налога без закона; запрет налогообложения факторов производства и запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Согласно первому принципу запрещается вводить налоги без ведома народа и против его воли. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и сейчас в любом современном государстве налогообложение граждан должно быть обязательно одобрено его представителями в органах законодательной власти.

Второй принцип применяется тогда, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (двойное налогообложение). Подобная ситуация характерна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами (в рамках расширения своей налоговой юрисдикции). Наиболее часто встречающиеся примеры: одновременное применение в отношении одного и того же дохода как налога, удерживаемого у источника (в государстве - источнике дохода), так и налога на общую сумму доходов налогоплательщика (в государстве его постоянного местожительства) [20, с.21].

Для обеспечения стабильного развития страны нужно строго соблюдать все перечисленные базовые принципы налогообложения. На них должна базироваться налоговая политика; налоговые законы не могут нарушать их; суды должны разрешать налоговые споры в духе налоговых принципов, даже если эти принципы не выражены в конкретной норме закона или иного правового документа (в тех случаях, когда налоговыми правилами опускается неоднозначное толкование или решение вопроса намеренно оставлено на усмотрение исполнительной власти).

Главной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Тогда налоговая реформа обеспечит справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и упрощение налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Фактически же проводимая сейчас в России налоговая политика характеризуется следующими чертами:

1)                выраженной регрессивностью налогообложения;

2)                неравновесным возложением основного налогового бремени на производственные отрасли;

3)                тенденцией к расширению доли прямых налогов;

4)                исключением из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов.

Причем только в России существует явная тенденция предоставлять более льготные налоговые режимы для так называемых мобильных видов деятельности (финансовых операций, посреднических услуг, сделок с ценными бумагами), которые относительно легко могут быть перенесены за пределы территории страны, чем для видов деятельности и доходов, жестко привязанных к ее территории (таких, как производственная деятельность, добыча полезных ископаемых, транспортные услуги, доходы от работы по найму) [18, с.19].

Между тем, если исходить из обозначенных Правительством Российской Федерации целей экономической политики, ее направленность должна быть прямо противоположной:

- высокая прогрессивность налогообложения особо больших, спекулятивных доходов;

- льготы в виде необлагаемого минимума для получателей низких доходов;

- максимально льготное налогообложение производственного сектора и низкооплачиваемого наемного труда (обложение социальными налогами);

- льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый его минимум;

- повышенное налогообложение прибылей и доходов, вывозимых за рубеж не с целью содействия экспорту товаров и услуг;

- оптимальный льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, в первую очередь - для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.

Одним из наиболее распространенных и часто используемых показателей оценки фискального потенциала действующей налоговой системы является величина налоговой нагрузки на экономику. В 2001-2002 годах был предпринят ряд мер, направленных на определенное снижение этой нагрузки. Прежде всего, речь идет о введении плоской шкалы подоходного налога, регрессивной шкалы социальных отчислений и снижении налога на прибыль юридических лиц до 24%. Кроме того, были рассмотрены другие изменения в налоговое законодательство: возможность отмены налога с продаж, налогов на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов; повышения роли налогов, связанных с использованием природных ресурсов, введения налога, призванного обеспечить изъятие сверхдоходов, обусловленных конъюнктурой мировых рынков; перехода к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог; введения системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду[18, с.34]. Однако все эти меры в целом не могут заметно изменить преимущественно фискальный характер налоговой политики. Более того, некоторые из них усугубляют налоговую несправедливость и усложняют действующие налоговые режимы.

Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения недостатков действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных "точечных" изменений в налоговое законодательство. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих наращиванию инвестиций), с другой - большую "прозрачность" налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания предпосылок экономического роста и инвестиций - надежного фундамента стабильных поступлений в бюджет[12, с.23].

Таким образом, налоговая политика представляет собой важную составляющую государственной социально-экономической политики. В ходе ее реализации должны решаться задачи стимулирования бизнеса вообще или определенных его направлений. Более того, налоговая политика определяет фискальные возможности власти и соответственно обеспечивает поступление финансовых ресурсов для решения задач, поставленных перед правительством, в том числе задач по созданию и поддержанию необходимой для бизнеса инфраструктуры. В этом выражается природа налогов - взаимоувязка противоположных по направлению интересов властей и бизнеса.

В связи с этим налоговая политика может быть эффективной только тогда, когда она имеет выборочную ориентацию на стимулирование развития отдельных экономических субъектов или отдельных экономических территорий в соответствии с поставленными целями в рамках общей социально-экономической политики. Именно такую функцию выполняют специальные налоговые режимы в рамках единообразного, ориентированного на федеральный центр, отличающегося малым количеством налоговых льгот налогового кодекса. То есть специальные налоговые режимы - это направление налоговой политики, благодаря которому интенсивно реализуется регулирующая, стимулирующая функция налогов. Данный факт подтверждается тем, что каждый специальный налоговый режим изначально ориентирован на решение определенного блока экономических и социальных задач.

1.2 Сущность специальных налоговых режимов для малых предприятий


Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена одним налогом совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Возможность применения специальных налоговых режимов (систем налогообложения) предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Перечень специальных налоговых режимов приводится в статье 18 части первой Налогового Кодекса РФ "Специальные налоговые режимы":

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 Налогового Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

а) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

б) упрощенная система налогообложения;

в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Большинство представителей малого предпринимательства в целях налогообложения применяют специальные налоговые режимы. К их числу относятся - упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

1.3 Нормативное регулирование и условия применения упрощенной системы налогообложения


Упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам и регламентируется согласно главе 26.2 Налогового Кодекса РФ. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах[1, с.346]. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к другим режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.

Для индивидуальных предпринимателей предусмотрено освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением ситуаций, предусмотренных в Налоговом Кодексе РФ. Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прочие налоги уплачиваются такими организациями в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В Налоговом Кодексе РФ приведен список организаций, не имеющих право применять упрощенную систему налогообложения [1, с.346]:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

16) бюджетные учреждения;

17) иностранные организации.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев ее доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового Кодекса, не превысили 15 млн. рублей[1, с.346].

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения изложены в статье 346.13 Налогового Кодекса РФ, Те организации и индивидуальные предприниматели, которые решили перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление (приложение 1). В данном заявлении организации сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года[1, с.346].

При подаче заявления необходимо определиться с объектом налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Исключением являются налогоплательщики-участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Они применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно, для этого необходимо уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения[1, с.346].

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Вновь созданная организация (индивидуальный предприниматель) имеют право подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не имеют права до окончания налогового периода перейти на другой режим налогообложения. Исключение составляют случаи, когда по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превышают 20 млн. рублей или в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным Налоговым Кодексом (например, организация начала заниматься игорным бизнесом). Такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям[1, с.346]. При этом необходимо подать в налоговую инспекцию сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения (приложение Б).

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Методика расчёта единого налога по упрощённой системе налогообложения будет показана в главе 2.

 

ГЛАВА 2. Порядок исчисления и учета единого налога

 

2.1 Методика исчисления и порядок уплаты единого налога при упрощенной системе налогообложения


Порядок определения доходов при расчете единого налога определен в статье 346.15 Налогового Кодекса РФ. Так, налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

1. доходы от реализации;

2. внереализационные доходы.

Учет расходов ведется теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы", учет расходов не ведут.

Расходами при расчете единого налога признаются затраты после их фактической оплаты. Согласно Налоговому Кодексу РФ оплатой товара (работ, услуг) или имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика – приобретателя товаров (работ, услуг) или имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнение услуг).

Не учитываются в целях налогообложения в составе расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах. Расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, выраженными в рублях. При этом расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на дату осуществления расходов.

При определении налоговой базы расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 статьи 252 Налогового Кодекса РФ, а именно:

1.                 расходы должны быть обоснованными;

2.                 расходы должны быть документально подтверждены;

3.                 расходы должны быть реально осуществлены (понесены) налогоплательщиком;

4.                 расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы минус расходы", имеют право уменьшить доходы только на те расходы, которые перечислены в п. 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ,

Так, например, к расходам можно отнести:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов;

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

10) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

11) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

12) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

13) расходы на канцелярские товары;

14) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи и прочие.

Полный перечень расходов, принимаемых для расчета единого налога, приведен в статье 346.16 Налогового Кодекса РФ.

Выбор объекта налогообложения – важный и ответственный шаг, который в будущем может привести к значительным налоговым платежам. Перед началом применения упрощенной системы налогообложения руководителю необходимо составить примерный список планируемых доходов и расходов, чтобы рассчитать, какой объект налогообложения будет более выгодным. Сравним условия применения упрощенной системы налогообложения в зависимости от выбранного объекта налогообложения в таблице 2.1.


Таблица 2.1 - Сравнительная таблица условий применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения в зависимости от выбранного объекта налогообложения

Условия применения УСН

Объект налогообложения


доходы

доходы, уменьшенные на величину расходов

Ставка единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за налоговый период

6 % (ст. 346.20 НК РФ)

15 % (ст. 346.20 НК РФ)

Порядок признания расходов в целях налогообложения

Расходы, осуществленные налогоплательщиком, не влияют на сумму единого налога

Перечень расходов и порядок их определения приведен в ст. 346.16 НК РФ и является закрытым.

Вычет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Сумма единого налога (квартальных авансовых платежей), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но не более 50 % налога (квартальных авансовых платежей по налогу) (ст. 346.21 НК РФ)

Вычет не производится

Уплата минимального налога

Минимальный налог не уплачивается

Уплачивается в порядке, предусмотренном ст. 346.18 НК РФ

Перенос убытков на будущее

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, на будущее не переносятся

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, можно перенести на будущее в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 346.18 НК РФ

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ