бесплатные рефераты

Устойчивость бюджета

Устойчивость бюджета

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Экономическое содержание и условия обеспечения устойчивости бюджета. Понятие и структура бюджетного устройства Российской Федерации

1.1 Понятие устойчивости бюджета. Факторы, влияющие на устойчивость бюджета

1.2 Структура доходов и расходов федерального бюджета

1.3 Региональные бюджеты

1.4 Местные бюджеты

Глава 2. Оценка устойчивости бюджета на федеральном уровне РФ за 2005-2009 годы и ее прогнозы на 2010-2012 годы

2.1 Основные задачи бюджетной политики на 2010-2012 гг

2.2 Анализ устойчивости бюджета на федеральном уровне

2.3 Анализ межбюджетных отношений РФ

Глава 3. Пути повышения устойчивости бюджета на федеральном (региональном, муниципальном) уровне

3.1 Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ


Бюджет является основным источником финансирования деятельности субъекта власти, и от того, каковы размеры этого денежного фонда и регулярность его пополнения, зависит степень реализации полномочий органов власти. Из этого следует, что возможность органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем.

Состояние бюджета характеризуется многими показателями: общим объемом доходов и расходов бюджета, размерами его дефицита, долей собственных доходов и их динамикой, размерами дебиторской и кредиторской задолженности субъекта власти. Однако на состояние бюджета в динамике во многом влияет способность органа власти обеспечивать в будущем платежеспособность субъекта в условиях изменений внешней среды, а также способность преодолевать внутригодовые кассовые разрывы, что оценить с помощью рассмотренных выше показателей невозможно. Все это обусловило появление понятия устойчивости бюджета.

Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования, ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой бюджетно-налоговой и финансовой политики, выступающей важнейшей составной частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы. Построение федеративного государства с предоставлением максимальной самостоятельности региональным органам власти и муниципальным образованиям в решении социально-экономических задач на подведомственной им территории требует создания адекватного механизма межбюджетных отношений, отвечающего и общегосударственным интересам, и интересам субъектов РФ, и органов местного самоуправления.

В настоящее время, несмотря на смену концепций, программ, совершенствование бюджетного законодательства, модель взаимодействия уровней власти все еще не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма. Очевидными проявлениями несовершенства межбюджетных отношений являются чрезмерная дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития и неоправданная бюджетная асимметрия. Реалией современной действительности является наличие высокодотационных регионов с низкой динамикой социально-экономических показателей и невысоким уровнем жизни населения.

Недостаточная реализация таких принципов бюджетной системы, как самостоятельность бюджетов, разграничение доходов и расходов, ведет к потенциальной несбалансированности бюджетной системы, усилению тренда вертикального финансового дисбаланса - росту профицита федерального бюджета при увеличении дефицита бюджетов субъектов РФ.

Ключевой проблемой на региональном и местном уровне остается недостаточное финансовое обеспечение. Уровень доходов региональных бюджетов находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства. В таких условиях особую актуальность приобретают вопросы оценки финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ.

Целью курсовой работы явилась изучение экономического содержания устойчивости бюджета на федеральном (региональном, муниципальном) уровне. Для достижения этой цели проводится анализ устойчивости бюджета на федеральном уровне за 2009 год и прогноз на 2010-2012 г.г.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

1.       На основе обобщения сложившихся представлений об устойчивости бюджета раскрыть содержание данного понятия;

2.       Определить факторы, влияющие на устойчивость бюджета;

3.       Дать оценку текущей и долгосрочной устойчивости федерального бюджета, рассмотрев показатели состояния и экономики;

4.       Разработать предложения по повышению устойчивости бюджетов на федеральном (региональном, муниципальном) уровне.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие устойчивости бюджета. Факторы, влияющие на устойчивость бюджета

Устойчивость бюджета - состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга. Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти. Понятие устойчивости бюджета аналогично понятию финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта: оба понятия основываются на общих принципах - полного покрытия текущих расходов, эффективности и экономности расходования средств, обязательности осуществления инвестиционных вложений, страхования непредвиденных расходов и рисков. Вместе с тем они различаются по своему характеру, содержанию одноименных принципов, факторам, влияющим на величину устойчивости, и т.д.

Устойчивость бюджета может быть определена по любому бюджету, начиная от федерального и кончая низовыми - сельскими и поселковыми. Особенно актуально в современных условиях выявление устойчивости по бюджетам 2-го и 3-го уровней бюджетной системы РФ. При этом чем более длителен период расчета устойчивого состояния, тем более адекватной является оценка того, насколько эффективно и рационально орган публичной власти осуществляет деятельность по реализации своих полномочий и обеспечению развития соответствующего государства или муниципального образования.

Для определения количественных и качественных характеристик устойчивости бюджета используют расчетно-аналитические методы: метод коэффициентов и метод экспертных оценок. Количественные характеристики, выражаемые с помощью числовых показателей, показывают финансовое положение субъекта власти за определенный период при данном состоянии экономики. Чтобы выявить способность того или иного территориального образования приспосабливаться к изменениям во внешней экономической среде, добиваться мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, а также получить информацию о характеристиках устойчивости бюджета, которые не выражаются в цифровом представлении, применяют экспертную оценку на основе системы баллов (это позволяет проводить сравнение с другими регионами).

Устойчивость бюджета характеризуют: бюджетная самостоятельность; сбалансированность бюджета; платежеспособность субъекта публичной власти; денежный характер расчетов; экономическая эффективность расходования бюджетных средств; размер и структура внутреннего и внешнего долга; качество бюджетного менеджмента и др. Бюджетная самостоятельность характеризуется способностью субъекта власти самому мобилизовывать финансовые ресурсы в бюджет, не прибегая к финансовой помощи; показатель для ее оценки - соотношение собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых) и его расходов. При оценке влияния сбалансированности бюджета исходят из того, что устойчивость бюджета обеспечивается балансом между доходами и расходами, достигнутыми не только в пределах года, но и внутри него (по кварталам, месяцам, декадам, пятидневкам). Необходимость такого внутригодового анализа сбалансированности связана с тем, что даже минимальная величина внутри-годовых кассовых разрывов может приводить к невыполнению или несвоевременному выполнению бюджетных обязательств. В ряде случаев, например, когда в расходах бюджета значит, место занимают платежи по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, сбалансированность бюджета в рамках одного года не дает информации о возможностях территориях образования мобилизовывать дополнительные доходы в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономии, конъюнктуры. Для получения такой оценки устойчивость бюджета необходимо определять не только в границах одного бюджетного года, но и для будущих периодов.

Платежеспособность субъекта публичной власти - его способность полно и своевременно отвечать по своим обязательствам. Для ее обеспечения органы власти (местного самоуправления) используют различные источники средств - и текущие (реальные), и потенциальные.

К реальным относятся: налоговые и неналоговые доходы, поступающие в бюджет; задолженность по начисленным, но неуплаченным налогам и сборам; предоставленные отсрочки по уплате налогов и сборов; просроченная задолженность по налоговым и неналоговым платежам. Потенциальные доходы включают: заимствования на рынке капиталов; продажу имущества, принадлежащего субъекту власти; рост поступлений налогов за счет увеличения рентабельности предприятий и повышения деловой активности; повышение собираемости налогов и т.д.

Устойчивость бюджета имеет огромное значение в практике бюджетной работы: в современных условиях необходимо правильно оценивать финансово-экономическое (в т.ч. бюджетное) положение конкретных территориальных образований и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику. Анализ устойчивого бюджета нужен инвесторам, чтобы реально оценивать риск вложений капитала в те или другие территории образования.


1.2 Структура доходов и расходов федерального бюджета

Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета.

Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

-          собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-          собственные неналоговые доходы;

-          остаток средств на конец предыдущего года;

-          доходы от бюджетных фондов;

-          прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

-          федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утвержден федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

-          таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

-          государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

-          доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении" органов государственной власти Российской Федерации;

-          доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

-          часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

-          прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

-          доходы от внешнеэкономической деятельности;

-          доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета.

Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

-          обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

-          функционирование федеральной судебной системы;

-          осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с между финансовыми организациями, международно-культурного, научного и информационного сотрудрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

-          национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

-          фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

-          государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

-          государственная поддержка атомной энергетики;

-          ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

-          исследование и использование космического пространства;

-          содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

-          формирование федеральной собственности;

-          обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

-          компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

-          пополнение государственных запасов драгоценных метал и драгоценных камней, государственного материального резерва;

-          проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

-          федеральная инвестиционная программа;

-          обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджета расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

-          обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,

передаваемых на другие уровни власти;

-          финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

-          официальный статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

-          государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хо, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

-          обеспечение правоохранительной деятельности;

-          обеспечение противопожарной безопасности;

-          научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-

-          изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

-          обеспечение социальной защиты населения;

-          обеспечение охраны окружающей природной среды, ох и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

-          обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

-          развитие рыночной инфраструктуры;

-          обеспечение развития федеративных и национальных отраслей;

-          обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-          обеспечение деятельности средств массовой информации;

-          финансовая помощь другим бюджетам;

-          прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


1.3 Региональные бюджеты


Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воздействия на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

-          налог на имущество предприятий;

-          налог на недвижимость;

-          дорожный налог;

-          транспортный налог;

-          налог с продаж;

-          налог на игорный бизнес;

-          региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

-          обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

-          обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

-          проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

-          обеспечение реализации региональных целевых программ;

-          формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

-          осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

-          содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

-          обеспечение деятельности средствами массовой информации субъектов Российской Федерации;

-          оказание финансовой помощи местным бюджетам;

-          обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

-          компенсация дополнительных расходов, возникших в ре решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

-          приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.


1.4 Местные бюджеты

Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Доходную часть местного бюджета образуют: собственные доходы муниципального образования; поступления от регулирующих доходов; финансовая помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований); средства по взаимным расчетам. Собственные доходы представляют собой налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местным бюджетом полностью или частично на постоянной основе действующим законодательством, а также вводимые представительными органами местного самоуправления. К собственным доходам местного бюджета относятся: а) местные налоги и сборы; б) другие собственные доходы местного бюджета; в) доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.

К другим собственным доходам местного бюджета относятся: доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель; платежи за пользование недрами и природными ресурсами; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты; установленная законодательством РФ государственная пошлина в размере не менее 50% налогов на имущество предприятий; подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. К собственным доходам местного бюджета относятся также доли федеральных налогов, распределенных между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. Это часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ; часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть налога на добавленную стоимость на товары отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и камней) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на остальные виды под акцизных товаров в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ. Все эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в Местный бюджет

Источниками доходной части местного бюджета являются также: дотации - средства, предоставляемые местным бюджетом из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения; субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок; средства фонда финансовой поддержки; средства по взаимным расчетам.



ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ РФ ЗА 2005-2009 ГОДЫ И ЕЕ ПРОГНОЗЫ НА 2010-2012 ГОДЫ

2.1 Основные задачи бюджетной политики на 2010-2012 гг.

В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости.

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

1.       Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

2.       Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.

3.       Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.

4.       Повышение эффективности налоговой системы.

5.       Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.

6.       Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

2.2 Анализ устойчивости бюджета на федеральном уровне


Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 1).

В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.

Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.


Таблица 1 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель

Отчет

Оценка

Прогноз

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, млрд. руб.

5 127,2

6 278,8

7 781,1

9 275,9

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

23,7

23,3

23,5

22,2

17,0

15,7

15,7

15,5

Расходы, млрд. руб.

3 514,3

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 980,1

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

16,3

15,9

18,1

18,2

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе условно утверждаемые







234,0

483,1

%% к общему объему расходов







2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1 612,9

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-3 418,8

-3 186,6

-2 011,7

-1 563,8

%% к ВВП

7,5

7,4

5,4

4,1

-8,9

-7,5

-4,3

-3,0


Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2).


Таблица 2 Источники покрытия дефицита федерального бюджета млрд. рублей

Наименование

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

3 418,8

3 186,6

2 011,7

1 563,8

в %% к ВВП

8,9

7,5

4,3

3,0

в том числе:





за счет средств Резервного фонда

3028,3

1 674,6

5,6

-

в %% к ВВП

7,9

4,0



за счет Фонда национального благосостояния

-

681,7

737,0

712,1

в %% к ВВП

-

1,6

1,6

1,4

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

405,2

830,3

1 269,1

851,7

в %% к ВВП

1,05

2,0

2,7

1,6


В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 3).


Таблица 3 Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния млрд. рублей

Наименование

2009 год

Прогноз

Прогноз

2010 год

2011 год

2012 год

Объем Резервного фонда на начало года

4 027,6

1 550,0

0,0

0,0

%% к ВВП

10,5

3,7

0,0

0,6

Доходы от управления средствами Резервного фонда

205,1

*

*


Курсовая разница

388,2

124,6

5,6

0,0

Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета

- 3 028,3

- 1 674,6

- 5,6

0,0

Объем Резервного фонда на конец года

1 592,6

0,0

0,0

0,0

%% к ВВП

4,1

0,0

0,0

0,0

 Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах

42,6

42,6

42,6

42,6

Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах

1 550,0

0,0

0,0

0,0

Объем Фонда национального благосостояния

на начало года

2 584,5

2 804,4

2 314,3

Объем Фонда национального благосостояния

на начало года

2 584,5

2 804,4

2 314,3

Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния

79,2

**

**

**

Курсовая разница

140,7

191,6

48,6

26,2

Использование средств Фонда национального благосостояния


- 681,7

- 737,0

- 712,1

Объем Фонда национального благосостояния

на конец года

2 804,4

2 314,3

1 625,9

%% к ВВП

7,3

5,5

3,5

1,8

Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах

655,0

655,0

655,0

655,0

Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах

2 149,4

1 659,3

970,9

285,0

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ