Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
РЕФЕРАТ
«Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации»
1. Цели и задачи валютного регулирования
Валютное регулирование в широком смысле - это регламентация
государством основных принципов организации национальной валютной системы и
механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в
создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты,
валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая
отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с
тем отражала бы потребности текущего момента.
Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это по
существу совокупность таких процессов, как:
деятельность государственных органов по управлению обращением
валюты;
контроль государства за валютными операциями;
воздействие на курс национальной валюты;
ограничение использования иностранной валюты;
совокупность законодательных, административных, экономических и
организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с
валютными ценностями.
Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило,
включают в себя:
накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте
в страну;
регулирование вывоза из страны стратегического сырья;
регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны,
куплю-продажу ценных бумаг;
покупку резидентами и нерезидентами недвижимости на территории
страны или за ее пределами;
определение курса валюты данной страны по отношению к прочим
валютам;
регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и
нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);
регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от
проведения экспортных операций.
Валютное регулирование формируется и во многом определяется
проводимой государством валютной политикой. Валютная политика - совокупность
государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на
достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего
и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется
валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового
хозяйства.
Валютное регулирование в узком смысле - это элемент валютной
политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение
операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными
ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.
Валютное регулирование может быть:
прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - совокупность
законодательных и административных действий власти, определяющих порядок
проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование -
совокупность экономических методов воздействия на участников
внешнеэкономических связей путем создания у них экономической
заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание
того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер;
либеральным или ограничительным. Либеральное валютное
регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает
структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное
регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и
платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т.е.
законодательное или административное запрещение, лимитирование и
регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими
валютными ценностями.
Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на
экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных
курсов и т.д.
Валютное регулирование осуществляется государством посредством
использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные
организационные и экономические меры, с помощью которых государство
воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри
страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм
их использования формируются под определенным воздействием реальной
макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в
стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся
применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные
санкции, валютные интервенции и т.д.
Валютное регулирование осуществляется посредством механизма
валютного контроля. Валютный контроль - это система мер по обеспечению
исполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных
государством. По существу, валютный контроль обеспечивает эффективность
валютного регулирования и поэтому является его составной частью.
Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической
деятельности создается специальный механизм, который включает специальные
инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.
Валютное регулирование существует во всех странах. В России оно
осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г № 3615-1 «О
валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», который
определяет:
принципы проведения валютных операций в Российской Федерации;
полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и
валютного контроля;
права и обязанности юридических и физических лиц в отношении
владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
меру ответственности за нарушение валютного законодательства.
Действие Закона - юридическая основа создания национальной валютной
системы РФ.
Основной элемент национальной валютной системы - национальная
валюта. Закон дает четкое определение самого понятия «национальная российская
валюта». Так, к «валюте Российской Федерации»- относятся:
находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из
обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот)
Центрального банка РФ и монеты;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях
в РФ;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях
за пределами РФ (на основании межправительственных соглашений об использовании
валюты РФ на территории данного государства);
платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые
ценности (акции, облигации), другие долговые обязательства, выраженные в
рублях.
Поскольку внешнеэкономические связи предполагают обмен
национальной валюты на иностранную, то в Законе дано определение и иностранной
валюте. «Иностранная валюта» - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских
билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным
средством в соответствующем государстве, а также изъятые или изымаемые из
обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах в
денежных единицах иностранных государств.
«Валютные операции» определены как операции, которые связаны с
переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе
использование в качестве средства платежа ценных бумаг в иностранной валюте;
ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных
ценностей, международные денежные переводы, а также операции, в которых
участвуют нерезиденты РФ, т.е. открытие и ведение рублевых счетов нерезидентов
РФ в уполномоченных банках.
Поскольку в современных условиях международные ликвидные активы не
ограничиваются накоплением резервных валют, а включают: золото, серебро и
другие ценности, легко превращающиеся в резервные валюты, Закон вводит понятие
«валютные ценности». К ним относятся: наличные банкноты, казначейские билеты,
разменная монета иностранных государств, в том числе изъятая из обращения, но
подлежащая обмену; платежные документы в иностранной валюте: чеки, векселя,
аккредитивы; фондовые ценные бумаги в инвалюте и другие долговые обязательства;
драгоценные металлы (золото, серебро, платина в слитках), драгоценные камни, за
исключением ювелирных изделий и ювелирного лома.
Все участники внешнеэкономических связей подразделены законом на
две категории: резиденты и нерезиденты РФ. В зависимости от статуса у них
возникают определенные права и обязанности.
К резидентам РФ относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе
временно находящиеся за пределами РФ (Необходимо подчеркнуть, что понятие
«гражданства» к определению статуса физического лица как резидента или
нерезидента отношения не имеет.);
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,
с местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,
созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
дипломатические и иные официальные представительства РФ,
находящиеся за пределами РФ;
находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов
РФ.
К нерезидентам РФ относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами
РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с
местонахождением за пределами РФ;
находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные
представительства, а также международные организации и их филиалы и
представительства;
находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.
Законом определены возможность и режим конвертируемости российских
рублей в иностранную валюту: основа купли-продажи валюты на рынке, т.е. ее
конвертируемость, собственность.
Все проводимые в РФ внешнеторговые операции подразделены на
текущие операции и операции, связанные с движением капитала.
Текущие операции включают в себя:
переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в оплату
товаров, работ, услуг без отсрочки платежа и с отсрочкой до 90 дней;
получение и выдача финансовых кредитов на срок до 180 дней;
переводы процентов, девидентов и иных доходов, связанных с
инвестициями;
переводы неторгового характера (зарплата, пенсии, пособия,
наследство и т.д.).
К капитальным операциям относятся:
прямые инвестиции (взносы в уставные фонды предприятий и
организаций);
портфельные инвестиции;
получение и выдача отсрочки платежа по экспортно-импортным
операциям на срок более 90 дней;
получение и выдача финансовых кредитов на срок более 180 дней;
иные операции, не являющиеся текущими.
Текущие валютные операции осуществляются без ограничений, на
проведение капитальных операций требуется получение лицензии Центрального банка
РФ.
В Законе определена институциональная основа национальной валютной
системы России, а также органы валютного регулирования и их полномочия.
Непосредственное исполнение полномочий возложено на уполномоченные банки,
которые согласно Закону, получив лицензию Центрального банка РФ на проведение
валютных операций, являются агентами валютного контроля. Агенты валютного
контроля осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами
валютными операциями, соответствием этих операций валютному законодательству,
условиям лицензий и разрешений, полученных от Центрального банка, а также за
соблюдением актов органов валютного контроля. Агенты валютного контроля также
проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской
Федерации.
2. Организация валютного контроля в Российской Федерации
Либерализация внешнеэкономической деятельности в России, введение
конвертируемости рубля в условиях экономической и политической нестабильности
привели к массовому оттоку капитала. Этот процесс подрывает экономику страны, и
решение этой проблемы — одна из важных задач финансовой политики государства.
Возврат капиталов в Россию помог бы решить проблему выплаты внешних долгов и
при этом отказаться от внешних заимствований. Уполномоченные банки, являясь
агентами валютного контроля, призваны решить эту задачу.
Именно на уполномоченные банки возложен контроль законности
проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов
интеллектуальной деятельности. Порядок проведения этих операций
регламентируется следующими документами:
О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ
выручки от экспорта товаров: Инструкция Центрального банка РФ и
Государственного таможенного комитета РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И;
О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью
оплаты резидентами импортируемых товаров: Инструкция Центрального банка РФ и
Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И;
О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для
осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу
результатов интеллектуальной деятельности: Указание Центрального банка РФ от 30
декабря 1999 г. № 721-У;
О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями,
организациями части валютной выручки через Уполномоченные банки и проведение
операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: Инструкция
Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г. №7;
О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов
нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим
счетам: Инструкция Центрального банка РФ от 12 октября 2000 г. № 93-И;
О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций
покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации: Указание Центрального банка РФ от 20 октября 1998 г. №
383:
Базовый документ валютного контроля - паспорт сделки, оформляемый
экспортером в уполномоченном банке и содержащий сведения о внешнеэкономическом
контракте, в соответствии с которым будет производиться экспорт товара и
осуществляться валютный контроль. Только при наличии ксерокопии паспорта сделки
(соответствие оригиналу паспорта сделки подтверждается подписью лица, имеющего
право первой подписи по счету экспортера и оттиском круглой печати экспортера)
таможенные органы могут принимать груз для оформления. По одному экспортному
контракту оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке.
Экспортер приносит в уполномоченный банк два экземпляра
подписанного им паспорта сделки, оригинал контракта и одну копию контракта.
Уполномоченный банк проверяет соответствие контракта валютному законодательству
и при подписании паспорта сделки делает на обороте оригинала контракта запись:
«Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) (число,
месяц, год)».
Уполномоченный банк в течение 5 календарных дней, следующих за
датой подписания паспорта сделки, формирует электронную копию паспорта сделки и
ведомость валютного контроля. В течение 10 календарных дней после подписания
паспорта сделки уполномоченный банк обязан передать в Государственный
таможенный комитет РФ (ГТК РФ) электронную копию паспорта сделки (передача всех
документов в электронном виде в ГТК уполномоченными банками осуществляется при
помощи специальной программы).
Один экземпляр паспорта сделки и оригинал контракта возвращаются
экспортеру, второй экземпляр паспорта сделки остается в уполномоченном банке и
служит основанием для формирования досье, в которое помещаются все документы,
поступающие в уполномоченный банк в рамках данного паспорта сделки. На каждый
паспорт сделки открывается отдельное досье. В досье помещаются следующие
документы:
оригинал паспорта сделки;
копии контракта и изменений или дополнений к нему;
копии разрешений представленных экспортером в банк на проведение
капитальных операций;
копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу
экспортера денежных средств по контракту;
иные документы, заполняемые уполномоченным банком или поступающие
в уполномоченный банк и относящиеся к данному паспорту сделки, а именно: письма
уполномоченного банка клиенту; обращение клиента в уполномоченный банк или
ответы на запросы уполномоченного банка; переписка с Центральным банком РФ по
вопросам, относящимся к паспорту сделки; запросы и ответы на них иностранных
партнеров клиента уполномоченного банка и т.п.;
текущий банковский учет поступившей выручки в соотнесении к суммам
отгруженного товара;
ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная
ответственным лицом банка и заверенная печатью уполномоченного банка, по
окончанию всех операций по контракту (при закрытии досье).
Досье после закрытия храниться в банке не менее 5 лет.
Основание для отказа в подписании паспорта сделки для
уполномоченного банка — наличие хотя бы одного из следующих условий:
несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям,
указанным в паспорте сделки;
несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций
требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;
оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;
отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление
выручки на счет экспортера в банке;
представление в банк контракта, составленного на иностранном языке,
при отсутствии его перевода на русский язык;
непредставление экспортером в банк копии разрешения, полученного в
установленном порядке, в случаях наличия операций свяг занных с движением
капитала.
Контроль за сделками осуществляется путем сопоставления данных
таможенных органов о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения
через таможенную границу и информации уполномоченного банка о сумме и сроках
поступления экспортной выручки. ГТК РФ формирует реестры учетных карточек и
направляет их в уполномоченные банки. На основании грузовой таможенной
декларации - таможенного документа, подтверждающего вывоз товара по конкретному
паспорту сделки, формируется учетная карточка таможенно-банковского контроля,
которая в составе реестра учетных карточек передается (при помощи единой
общероссийской специальной программы) в уполномоченные банки. Учетная карточка
оформляется по каждой грузовой таможенной декларации и содержит данные о
стоимости товара, валюте платежа, дате вывоза товара за пределы РФ, а также
данные о том, кто экспортировал товар, о сроке возврата учетной карточки в ГТК
РФ после ее заполнения клиентом банка и проверки правильности сведений
указанных в ней, проводимой уполномоченным банком.
Порядок взаимодействия между уполномоченным банком, Государственным
таможенным комитетом РФ, таможенным пунктом и экспортером можно представить
следующим образом:
экспортер представляет одну заверенную ксерокопию паспорта сделки
в таможенный пункт;
таможенный пункт выдает грузовую таможенную декларацию (ГТД),
заверенную личной подписью и оригинальной печатью таможенного инспектора;
таможенный пункт отправляет информацию об отгруженных товарах в
ГТК РФ;
экспортер сдает ГТД в уполномоченный банк (после таможенного
оформления товара экспортер должен в течение 15 календарных дней представить в
уполномоченный банк копию грузовых таможенных деклараций или получить
разрешение Главного управления Центрального банка РФ на продление этого срока);
уполномоченный банк передает электронную копию паспорта сделки в
ГТК РФ;
из ГТК РФ в уполномоченный банк поступает реестр учетных карточек.
Реестры учетных карточек разделяются по соответствующим паспортам сделки;
экспортеру поступает выручка. Уполномоченный банк информирует
экспортера о поступлении экспортной выручки;
экспортер в течение 7 календарных дней представляет информацию в
уполномоченный банк о происхождении полученной выручки (реквизиты паспорта
сделки, вид платежа, распоряжение по отгрузке);
после идентификации сумм выручки, полученных за указанную в
учетной карточке партию товаров, уполномоченный банк заполняет ведомость и
учетные карточки и передает их в электронном виде в ГТК РФ. Отправление должно
производиться не позднее контрольного срока возврата реестра учетных карточек.
По истечении 90 календарных дней с даты, указанной в строке
паспорта сделки «Последняя дата», но не ранее даты отправки в ГТК РФ всех
учетных карточек по данному паспорту сделки, досье по данному паспорту сделки
закрывается и сдается в архив.
С 1 января 2001 г. вступила в действие совместная Инструкция
Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября
2000 г. № 91-И «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью
оплаты резидентами импортируемых товаров». Действие Инструкции распространяется
на заключенные между резидентами и нерезидентами контракты, предусматривающие
оплату в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации, векселями в
иностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров. Товары ввозятся
на таможенную территорию РФ в следующих таможенных режимах: выпуск для
свободного обращения; реимпорт; таможенный склад; магазин беспошлинной
торговли; переработка товара на таможенной территории; переработка товара под
таможенным контролем; временный ввоз; свободная таможенная зона; свободный склад;
отказ в пользу государства; уничтожение; реэкспорт товара. Оплата импортируемых
по контракту товаров может осуществляться импортером только с его банковских
счетов, открытых в банке импортера и указанных в паспорте импортной сделки.
Действие Инструкции не распространяется:
на сделки физических лиц - резидентов, зарегистрированных в
качестве индивидуальных предпринимателей, по которым стоимость ввозимых на
таможенную территорию РФ товаров, оплаченных наличными денежными средствами, не
превышает в эквиваленте 10 тыс. долл. США по курсу Центрального банка РФ на
дату принятия товаров к таможенному оформлению;
договоры лизинга, по которым лизингодателем является нерезидент;
договоры строительного подряда, в соответствии с условиями которых
стоимость товаров, ввозимых по договору, включена в стоимость строительных
работ и не предусматривается возможность отдельной оплаты указанных товаров;
операции с векселями в иностранной валюте, кроме простого векселя
в иностранной валюте, выданного в счет обязательств импортера по контракту и
переводного векселя в иностранной валюте, выданного нерезидентом, в счет
обязательств импортера по контракту и акцептованного импортером.
По каждому контракту импортер оформляет один паспорт сделки в
одном банке. Для оформления паспорта сделки импортер представляет в свой банк
следующие документы:
два экземпляра паспорта сделки (оба экземпляра паспорта сделки
подписаны от имени импортера лицом, имеющим право первой подписи, в
соответствии с карточками образцов подписей и заверены оригинальной печатью
импортера);
копию контракта, на основании которого был составлен паспорт
сделки;
заверенные в установленном порядке копии полученных импортером
разрешений на осуществление валютных операций в случаях, когда операции,
проводимые по контракту, относятся к разряду «капитальных операций» и требуют
получения лицензии Центрального банка РФ.
Банк импортера отказывает в подписании паспорта сделки по
следующим основаниям:
несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указанным
в паспорте сделки;
несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций
законодательству РФ;
оформление паспорта сделки с нарушением требований, установленных
настоящей Инструкцией;
непредставление импортером в банк документов необходимых, согласно
требованиям инструкции, для оформления паспорта сделки;
отсутствие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров на
таможенную территорию РФ.
Если все требования соблюдены, то ответственное лицо банка
импортера подписывает паспорт сделки и заверяет его печатью банка. Один
экземпляр паспорта сделки передается импортеру, а второй экземпляр вместе с
копией контракта направляется в досье паспорта сделки. По одному паспорту
сделки формируется одно досье, в которое помещаются все документы, относящиеся
к этому паспорту сделки. Все платежи по контракту осуществляются банком только
после подписания паспорта сделки по этому контракту.
Банк в праве взимать комиссию за выполнение функций агента
валютного контроля.
В течение 5 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта
сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки с использованием
программного комплекса, разработанного ГТК РФ. В течение 10 календарных дней,
следующих за датой подписания паспорта сделки, его электронная копия
направляется в ГТК РФ.
Импортер, получив в банке паспорт сделки и копию паспорта сделки,
заверенную ответственным лицом банка, обращается в таможенный орган для
таможенного оформления товара. Таможенный инспектор проверяет соответствие
сведений,- заявленных в грузовой таможенной декларации (оформленной
декларантом), сведениям, содержащимся в заверенной банком копии паспорта
сделки. Кроме того, он проверяет соответствие печати банка на копии паспорта
сделки образцу печати банка, имеющейся в таможенном органе. Если все
соответствует требованиям инструкции, то таможенный инспектор принимает решение
о выпуске товаров и отдает импортеру ксерокопию ГТД, которую заверяет оттиском
личной номерной печати и подписью.
Импортер в течение 15 календарных дней после даты принятия решения
о выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД. В случае, когда импортер
не может представить в банк ксерокопию ГТД, заверенную таможенным органом, он
представляет в банк оригинал ГТД и ее ксерокопию, заверенную импортером. При
наличии согласия банка и в установленном банком порядке импортер направляет в
банк копию ГТД либо сведения из нее телефонной, электронной или иной формой
связи.
ГТК РФ на основании данных ГТД формирует учетные карточки, которые
направляет в банки в течение 20 календарных дней, следующих за датой принятия
решения о выпуске товаров. В случае непоступления учетных карточек из ГТК РФ
банк обязан самостоятельно сформировать их на основании ксерокопии ГТД,
представленной импортером в банк.
При представлении в банк поручения на оплату обязательств по
контракту импортер представляет в банк следующую информацию: номер и дата
паспорта сделки, по которому осуществляется оплата; код вида оплаты (в
соответствии с требованиями данной инструкции). Банком формируется карточка
платежа в течение 7 календарных дней, следующих за датой оплаты. В течение 10
календарных дней, следующих за датой ее формирования, карточка платежа
направляется в ГТК РФ.
Банк, в целях соотнесения сумм произведенной оплаты и поставленных
товаров, информирует импортера о поступивших из ГТК РФ и самостоятельно
сформированных банком учетных карточках, а так же о карточках платежа,
сформированных банком. Учетная карточка после заполнения подлежит возврату в
ГТК РФ в контрольный срок, указанный в ней.
Импортер на основании имеющихся у него документов не позднее чем
за 10 календарных дней до контрольного срока возврата учетной карточки в ГТК РФ
сообщает банку об оплате указанных в учетной карточке товаров и об относящихся
к ним карточках платежа. Банк передает эту информацию в ГТК РФ не позднее
контрольного срока возврата учетной карточки.
Кроме перечисленных выше документов по каждому паспорту сделки
ведется ведомость банковского контроля. В данном документе сводятся воедино все
сведения об операциях, проводимых по конкретному паспорту сделки. Ведомость
банковского контроля формируется в электронном виде, после завершения всех
операций по паспорту сделки, она распечатывается, подписывается ответственным
лицом банка, заверяется печатью банка и помещается в досье.
По истечении 90 дней с даты, указанной в графе «последняя дата»
паспорта сделки, но не ранее отправки в ГТК РФ всех учетных карточек, досье по
данному паспорту сделки закрывается и сдается в архив сроком на 5 лет.
Для осуществления внешнеэкономической деятельности юридическим
лицам — резидентам открываются в уполномоченных банках следующие счета: текущий
валютный счет; транзитный валютный счет; специальный транзитный валютный счет.
Согласно законодательству РФ экспортеры обязаны осуществлять обязательную
продажу валютной выручки (75%). Порядок обязательной продажи представлен ниже.
На транзитный валютный счет зачисляются все валютные средства,
поступившие из-за рубежа. Не позднее следующего рабочего дня после поступления
средств уполномоченный банк обязан сообщить клиенту о поступлении валютной
выручки. Клиент в течение 7 календарных дней обязан дать поручение банку на
обязательную продажу. Если клиент не дает поручения, банк обязан самостоятельно
произвести обязательную продажу не позднее 7-го календарного дня.
Специальный транзитный валютный счет открывается клиентам для
совершения резидентами операций по покупке иностранной валюты за рубли на
внутреннем валютном рынке и ее обратной продаже. С этого счета не допускается
снятие наличной валюты, кроме выплат на командировочные расходы. Разрешается
покупать валюту для оплаты импортных контрактов, выплаты комиссионных
вознаграждений в пользу уполномоченных банков, которые выполняют поручение
клиента по покупке или продаже иностранной валюты.
Клиент, представляет в уполномоченный банк заявление на покупку
валюты, банк списывает рублевые средства с его расчетного счета и отправляет их
на биржу. Через 3 рабочих дня на специальный транзитный счет клиента
зачисляются валютные средства, где они могут находиться 7 календарных дней, в
течение которых эти валютные средства могут быть переведены партнеру в оплату
импортного контракта или проданы через биржу. Возможен вариант покупки и
продажи валюты не только через биржу, но и через уполномоченный банк, это
ускоряет покупку и «обратную» продажу валюты.
Валютный контроль в РФ осуществляется и за операциями
нерезидентов. Законодательно установлены виды и режимы рублевых счетов
нерезидентов: счет типа «Т» - текущие (в том числе корреспондентские счета
банков-нерезидентов) и счета типа «И» - инвестиционные для юридических лиц и
рублевые счета физических лиц — нерезидентов. Уполномоченным банкам как агентам
валютного контроля предписывается осуществлять контроль за обоснованностью
зачисления и целевого использования средств по данным счетам. Уполномоченные
банки могут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте
РФ:
счет типа «К» («конвертируемый счет») открывается физическим лицам
— нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числе
банкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте РФ;
счет типа «Н» («неконвертируемый счет») открывается физическим
лицам-нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числе
банкам-нерезидентам, и официальным представительствам;
счет типа «Ф» («счет физических лиц») — открывается физическим
лицам — нерезидентам для расчетов в валюте РФ.
Количество банковских счетов типа «К», «Н», «Ф», открытых на имя
одного нерезидента в одном или в нескольких уполномоченных банках, не
ограничивается. Эти счета открываются уполномоченными банками на основании
заключенных с нерезидентами договоров банковского счета. Для открытия счета
юридические лица — нерезиденты должны представить в уполномоченный банк
легализованные в посольстве (консульстве) РФ за границей документы,
подтверждающие правовой статус этого юридического лица по законодательству
страны создания этого юридического лица, так, в частности, учредительные
документы, документы, подтверждающие государственную регистрацию, заверенную в
установленном порядке копию положения о филиале (представительстве), карточки с
образцами подписей лиц, уполномоченных на совершение сделок от имени
юридического лица. Открытие счетов физическому лицу — нерезиденту происходит
только при его личном присутствии и предъявлении паспорта или другого документа,
удостоверяющего его личность и признаваемого в РФ.
Расчеты по операциям нерезидентов в валюте РФ осуществляются как в
наличном, так и в безналичном порядке.
Литература
1. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РФ от 9
октября 1992 г. № 3615-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Белоглазова Г.Н., Савинская НА. Организация деятельности
Центрального Банка: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2006.
3. Белоглазова Г.Н., Толоконцева Г.В. Денежное обращение и банки:
Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2007.
4. Власова ММ. Валютное регулирование и валютный контроль
(зарубежный и российский опыт). М., 2008.
5. Лебедева М.Е., Шульгина Т.С. Валютный рынок и валютные
операции. Учебно-практич. пособие. М., 2007.
6. Мельников В.Н. Валютное регулирование и валютный
контроль. Новый взгляд на перспективы развития // Деньги и кредит. 2000. № 12.
|