Валютные операции в Республике Беларусь
Сфера действия абз.6 ч.5 ст.10 Закона № 226-З (взносы в
международные организации) не касается организаций как коммерческих, так и
некоммерческих, участниками которых являются субъекты гражданского права.
Требует разъяснений вопрос о квалификации валютных операциях
залога денежных средств. В соответствии со ст.4 Закона N 226-З к валютным
операциям (кроме прочих) относятся сделки, предусматривающие использование
иностранной валюты. Когда во внешнеторговом договоре предусмотрено получение
резидентом не только оплаты, но и денежных средств, служащих обеспечением проведения
платежа нерезидентом (напр., НДС), то отнесение проводимой валютной операции к
определенному виду производится исходя из условий основной сделки по
экспорту товара. Однако если залог предусмотрен отдельным договором, то такая
уплата (возврат) будет являться самостоятельной валютной операцией - в
соответствии с абз.7 ст.7 Закона N 226-З валютной операцией, связанной с
движением капитала.
Под валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики
Беларусь, понимаются:
в части валютных операций, предусматривающих осуществление
расчетов по сделкам, предусматривающим передачу товара, - валютные операции,
предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача и
получение товаров осуществляются на территории Республики Беларусь независимо
от места передачи, перечисления и/или зачисления денежных средств по данным
валютным операциям;
в части валютных операций, предусматривающих осуществление
расчетов по сделкам, не предусматривающим передачу товара, - валютные операции,
предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача
наличных денежных средств производится на территории Республики Беларусь,
зачисление наличных денежных средств осуществляется на счета в банках Республики
Беларусь либо перечисление денежных средств осуществляется со счета на счет,
открытые в банках;
валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по
сделкам по отчуждению недвижимого имущества, находящегося на территории
Республики Беларусь [27, ч.2 п.1].
Под валютными операциями, осуществляемыми за пределами Республики
Беларусь, понимаются все иные валютные операции, не относимые к валютным
операциям, осуществляемым на территории Республики Беларусь[27, ч.3 п.1].
Необходимо упомянуть о т.н. праве субституции: право
заменить иностранную валюту уплатой соответствующего эквивалента в
национальной. При этом данное право может быть исключено путем оговорки
«эффективного платежа». Правовая норма, закрепляющая данное положение,
установлена в законодательстве Республики Беларусь [27,п.11].
Глава 2. Субъекты
валютных правоотношений
2.1
Понятие субъектов валютных операций, их
права и обязанности
В целом для валютного законодательства характерна дивергенция
регулирования по субъектному составу правоотношений, которая проявляется в объёме
и характере валютных ограничений, применимых соответственно к резидентам и
нерезидентам, субъектам валютных операций и физическим лицам.
Поскольку основной объем нормативно-правового регулирования
направлен на упорядочение отношений с участием резидентов Республики Беларусь,
то обратимся к раздельному анализу этой категории субъектов права: субъекты
валютных операций и физические лица.
Утвержденные Национальным банком, Правила проведения валютных
операций [27,абз.4 п.2] под субъектами валютных операций подразумевают
следующие категории:
·
юридические
лица Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь,
юридические лица иностранных государств, находящиеся за пределами Республики
Беларусь;
·
находящиеся
за пределами Республики Беларусь филиалы и представительства юридических лиц
Республики Беларусь;
·
находящиеся
в Республике Беларусь и за ее пределами филиалы и представительства юридических
лиц иностранных государств;
·
дипломатические
и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики
Беларусь, иностранных государств;
·
Республика
Беларусь, иностранные государства, их административно-территориальные единицы,
международные организации, их филиалы и представительства;
организации, не являющиеся юридическими лицами, их филиалы и
представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами.
В отношении индивидуальных предпринимателей действует порядок,
установленный для субъектов валютных операций, с изъятиями, прямо
поименованными в законодательстве.
Наличная иностранная валюта, принятая в кассу субъекта валютных
операций, подлежит обязательной сдаче в кассу банка. Наличная иностранная
валюта подлежит зачислению на текущий (расчётный) счет.
Субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную
иностранную валюту, поступающую по валютным операциям с субъектами валютных
операций - нерезидентами: 1) по договорам, предусматривающим экспорт; 2) в
качестве оплаты за участие конференциях, выставках, других мероприятиях; 3) при
возврате займа (процентов по нему); 4) в качестве вкладов в уставный фонд как
зарегистрированного юридического лица, так и вновь создаваемого; 5) в качестве
безвозмездной помощи.
От резидентов разрешается принимать наличную иностранную валюту:
1) в оплату страховых услуг; 2) в оплату обязательств экспедитора перед
международным перевозчиком.
Цели, в соответствии с которыми субъекты валютных операций -
резиденты вправе использовать наличную иностранную валюту и, соответственно,
получать её в кассе обслуживающего банка, следующие:
o
для
оплаты расходов, связанных с поездками за пределы Республики Беларусь;
o
индивидуальные
предприниматели - для расчетов за пределами Республики Беларусь по сделкам,
предусматривающим импорт;
o
для
оплаты консульских и иных сборов.
Снятие наличной иностранной валюты на иные цели предполагает
получение разрешения Национального банка, за исключением случаев, установленных
актами валютного законодательства.
Валютные операции совершаются при участии банков. Ранее
действовавшими нормативными актами разрешалось получение кредитов нерезидентами
в белорусских банках только для реализации инвестиционных проектов на
территории республики. В соответствии с требованиями ст.8 Закона Республики
Беларусь N 226-З и п.21 Правил №72 на данный момент банки осуществляют
кредитование нерезидентов на основании лицензий Национального банка [27,п.21].
При формирования пакета документов для предоставления в
Национальный банк, по общему правилу, прилагаются письменное заявление
произвольной формы, содержащее экономическое обоснование, копия документа о
государственной регистрации, копия документа, служащего основанием проведения
соответствующей сделки.
Для привлечения уполномоченными банками кредитов в иностранной
валюте от банков-нерезидентов на срок, превышающий 180 дней, не требуется
разрешения Национального банка.
На основании разрешения Национального банка банки Республики
Беларусь осуществляют операции связанные с движением капитала:
Ø
приобретение
акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или
пая в имуществе нерезидентов;
Ø
переводы
в пользу нерезидентов по обязательствам о приобретении резидентом в
собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и
относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу [27,п.22].
Субъект валютных операций должен получить разрешение Национального
банка и в случае расчётов по обязательствам, вытекающим из договора
поручительства или гарантии. Надо заметить, что получение разрешения в таком случае
носит превентивный и информационный характер, и не ограничивает свободу
договора.
Для получения разрешения Национального банка с целью проведения
операций, связанных с движением капитала, указанных в абз.2-4, 6 (предоставление
займа) Закона № 226-З требуется предоставление справки инспекции
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь об отсутствии/наличии
задолженности по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет,
целевые бюджетные фонды. Также подобная справка необходима при размещении
денежных средств в банках-нерезидентах либо передаче денежных средств
нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления.
Если операции, связанные с движением капитала, имеют своей целью получение
займа, то получение разрешения Национального банка нужно только при наличии
хотя бы одного из следующих условий:
a)
процентная
ставка за пользование займом превышает уровень, установленный Советом
директоров Национального банка. В настоящее время её размер в долларах США, евро
- 12 % годовых; в иных иностранных валютах, белорусских рублях - увеличенный на
3 % размер ставки рефинансирования соответствующего центрального банка,
действующей на дату осуществления субъектом валютной операции - резидентом
расчетов по данной валютной операции [33,п.1];
b)
процентная
ставка за просрочку возврата займа превышает уровень, установленный Советом
директоров Национального банка;
c)
в
договоре между субъектом валютных операций - резидентом и нерезидентом наряду с
процентной ставкой за пользование денежными средствами установлена обязанность
осуществлять иные дополнительные платежи (кроме процентной ставки за просрочку
возврата кредита (займа). Данная норма не распространяется на валютные
отношения банка и банка-нерезидента;
d)
сумма
займа направляется на оплату денежных обязательств заемщика резидента, минуя
его счет в банке;
e)
исполнение
обязательств по возврату займа осуществляется не со счета заемщика;
f)
заимодавец
зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный
налоговый режим или не предусматриваются раскрытие и предоставление информации
о финансовых операциях (оффшорные зоны);
Возможно открытие юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями только одного счёта в иностранной валюте. Открытие
нескольких счетов в различных валютах допускается только в одном банке. Для
того чтобы открыть несколько счетов в иностранной валюте в нескольких банках, необходимо
разрешение Национального банка.
Для зачисления поступивших в пользу бенефициара средств в
иностранной валюте, отличной от валюты его счета, согласно п.51 Инструкции № 66,
банк-получатель вправе произвести конверсию поступившей суммы, если это предусмотрено
в договоре между банком-получателем и бенефициаром [17,п.51]. В частности,
присутствует одно условие: конверсия иностранной валюты, подлежащей
обязательной продаже, возможна исключительно в иностранную валюту, подлежащую
обязательной продаже.
Специальный валютный счет для хранения купленной на внутреннем
рынке иностранной валюты до момента её использования открывается в банке, в
котором уже открыт текущий счет в иностранной валюте. При отсутствии такового,
он открывается, в банке, где открыт счёт заявителя в белорусских рублях. Если
счёт в белорусских рублях также отсутствует, то вопрос об открытии специального
валютного счёта разрешается Национальным банком.
Впоследствии валюта перечисляется в соответствии с целями, на
которые она приобреталась, притом валюта должна быть использована в течение 7
дней, начиная со следующего после зачисления на счёт дня. Цели
использования могут изменяться в рамках п.20 Инструкции № 112 [22,п.20].
Срок увеличивается до 30 дней - только по разрешению Главного
управления Национального банка. В названные сроки не включается период
наложения ареста. Если иностранная валюта не использована, то она должна быть
реализована банку. Банк проводит реализацию валюты самостоятельно, при
отсутствии платежного поручения в последний день 7-дневного срока, в течение 2
дней.
Субъекту валютных операций (его обособленному структурному
подразделению) также может быть открыт субсчёт. Субсчёт, как правило,
используется для аккумулирования денежных средств и их перечисления на текущий
счёт. Субсчёт открывается по ходатайству субъекта валютных операций и
разрешения банка, в котором открыт его текущий счёт [60,20].
Операции по зачислению сумм безвозмездной помощи проводятся только
после представления в банк копии удостоверения Департамента по гуманитарной
деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.
Для достижения экономических целей: выравнивание платежного
баланса, поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей у
государства – может производится блокирование счетов – официальное
запрещение свободно распоряжаться средствами на счетах.
Открытие счёта юридическим лицом возможно с точки зрения процедуры
в 3 вариантах:
A.
без
получения разрешения Национального банка. Открываются счета по учёту кредитных
операций, счета официальных представительств, консульских учреждений;
B.
в
уведомительном порядке. Субъекты валютных операций - резиденты в уведомительном
порядке открывают счета своих представительств в банках государств - участников
Евразийского экономического сообщества в национальной валюте того участника Сообщества,
на территории которого открывается счет представительства. Уведомление
представляется в Национальный банк не позднее 10 дней с даты заключения
договора с банком-нерезидентом на открытие счёта. Национальный банк
рассматривает уведомление и в течение 10 дней направляет юридическому лицу
свидетельство об уведомлении. Когда счёт закрывается, юридическое лицо-резидент
направляет в Национальный банк письмо произвольной формы с приложением
документов, подтверждающих закрытие счёта, выписки по счёту из
банка-нерезидента о переводе остатка денежных средств в банк Республики
Беларусь. Данная норма не распространяется на банки и бюджетные учреждения;
C.
на
основании разрешения Национального банка. Для того, чтобы получить разрешение
юридические лица-резиденты представляют в Национальный банк:
a)
заявление;
b)
копии
документа о государственной регистрации, учредительных документов;
c)
смету-расчёт
и обоснование движения денежных средств по счету;
d)
бухгалтерский
баланс и отчёт о прибылях и убытках.
Счета в банках-нерезидентах, открываемых на следующие цели:
·
для
содержания за пределами Республики Беларусь представительства, филиала;
·
для
содержания оздоровительных учреждений за пределами Республики Беларусь;
·
для
финансирования строительно-монтажных, строительно-ремонтных,
геолого-изыскательских и других работ разъездного характера, выполняемых за
пределами Республики Беларусь;
·
для
осуществления расчетов по сделкам, связанным с осуществлением
производственно-хозяйственной деятельности на территории иностранного
государства;
·
для
привлечения кредита, займа от банка-нерезидента, если условиями договора
предусматривается открытие контокоррентного счета;
·
для
размещения денежных средств (за исключением средств, полученных из бюджета) на
депозитном счете, залоговом, гарантийном счете в банке-нерезиденте.
В ситуации, когда юридическое лицо намерено открыть счёт для
содержания в иностранном государстве представительства, филиала,
оздоровительного учреждения, должны быть также представлены смета затрат, копия
положения о представительстве, копия документа о регистрации (легализованная и
с переводом на государственный язык).
Установлена норма, согласно которой счета представительств не
могут использоваться для проведения операций, связанных с предпринимательством,
инвестированием, приобретением прав на недвижимое имущество, кроме аренды. Счёт
используется для выполнения функций представительства, платежей
публично-правового характера в государстве пребывания, и оплаты услуг банка.
После закрытия счёта остаток в течение 5 банковских дней переводится на счёт в банк
Республики Беларусь.
В случае несанкционированного открытия за пределами Республики
Беларусь в отношении субъекта хозяйствования наступает административная
ответственность в виде штрафа [6,cт.11.5].
Банки открывают счета в иностранной валюте и белорусских рублях в
банках-нерезидентах по общему правилу без разрешения Национального банка.
Однако оно необходимо, если счёт открывается для содержания представительства,
филиала, санатория, иного оздоровительного учреждения либо иного структурного
подразделения банка на территории иностранного государства. Внесение и снятие
наличных белорусских рублей разрешается в общем порядке.
Что касается юридических лиц-нерезидентов, то ограничений по
режиму счетов не установлено. В соответствии с п.44 Правил №72, нерезиденты
имеют право осуществлять операции по текущему счету без ограничений по видам [27,п.44,].
Текущий счёт типа «Т» юридическое лицо-нерезидент отрывает только
на имя своего представительства (филиала). На рублевые
счета типа "Т", а также на рублевые корреспондентские счета
банков-нерезидентов могут зачисляться:
a.
поступления от резидентов;
b.
выручка в рублях от продажи
иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;
c.
суммы привлекаемых от банков
(резидентов и нерезидентов) кредитов в рублях, а также суммы, поступающие в
погашение ранее предоставленных кредитов в рублях;
d.
суммы штрафных санкций,
взыскиваемых с резидентов по договорам, заключенным с нерезидентом — владельцем
счета;
e.
поступления от резидентов в
виде переводов неторгового характера;
f.
суммы, поступающие в
качестве арендной платы;
g.
суммы страховых выплат по
обязательным и добровольным видам страхования [49,с.77].
Притом ограничений по видам операций по данному счёту нет. Счёт
типа «С» предназначен для целей инвестирования денежных средств юридическим
лицом-нерезидентом в краткосрочные облигации Национального банка или
государственные ценные бумаги Республики Беларусь.
Внесение и снятие наличные белорусских рублей с указанного типа
счетов запрещено.
Банки-нерезиденты вправе открывать в белорусских банках как
корреспондентские, так и иные счета. Притом внесение наличной иностранной
валюты и белорусских рублей на корреспондентский счет в иностранной валюте (в
белорусских рублях) банка-нерезидента и снятие наличной иностранной валюты и
белорусских рублей с корреспондентского счета в иностранной валюте (в
белорусских рублях) банка-нерезидента без разрешения Национального банка
запрещается [27,п.54].
2.2 Валютные
ограничения в отношениях с участием физических лиц
В данной главе будут
рассмотрены правовые аспекты взаимоотношений субъектов валютных операций с
физическими лицами по поводу обращения валютных ценностей, а также
правоотношения в связи с перемещением физическими лицами валютных ценностей
через таможенную границу Республики Беларусь.
В соответствии с п.29
Правил № 72 использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных
документов в иностранной валюте при проведении валютных операций на территории
Республики Беларусь разрешается:
A.
в
отношениях между физическими лицами-резидентами - при проведении валютных
операций, установленных Законом № 226-З, а также в иных случаях, установленных
актами валютного законодательства;
B.
в
отношениях между физическим лицом-резидентом и физическим лицом-нерезидентом, а
также между физическими лицами-нерезидентами - по валютным операциям,
предусматривающим дарение (в том числе в виде пожертвований), отмену дарения,
предоставление займов, возврат займов и процентов за пользование ими, передачу
на хранение и их возврат, а также в иных случаях, установленных актами
валютного законодательства;
C.
в
отношениях между субъектом валютных операций и физическим лицом - по валютным
операциям, указанным в п.31 [27,п.29].
Предоставление займа
в иностранной валюте, как указано в п.В, получило неоднозначную трактовку в
правоприменительной практике. По вопросу правомерности взыскания судами в доход
государства иностранной валюты как предмета договоров займа, заключаемых
гражданами между собой, возник спор, ставший предметом разбирательства в
Конституционном Суде Республики Беларусь.
В Решении «О правовом
регулировании заключения физическими лицами договоров займа в иностранной
валюте» от 19 июля 2002г., основываясь на нормах Гражданского кодекса
Республики Беларусь, действовавших на тот момент Правил проведения валютных
операций, связанных с движением капитала, утвержденных постановлением Правления
Национального банка Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. N 100,
Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что законодательством
Республики Беларусь разрешено физическим лицам – резидентам без оформления в
Национальном банке отдельного разрешения на проведение валютной операции
получать заем в иностранной валюте на срок более 180 дней от нерезидентов [2].
Перечень валютных
операций между субъектом валютных операций и физическим лицом, когда
допускается использование иностранной валюты, ценных бумаг и платежных
документов в иностранной валюте закреплен в Правилах № 72 [27,п.31]. Таковыми
являются, на основании разрешения Национального банка, розничная реализация
товаров на автомобильных дорогах с нумерацией «М», страховые, туристические
услуги, получение оплаты по договору перевозки пассажиров, багажа за пределы
Республики Беларусь и из-за пределов Республики Беларусь. Иные валютные
операции, поименованные в отмеченном пункте, осуществляются без разрешения
Национального банка: напр., услуги в поездах Белорусской железной дороги,
расчёты по государственным ценным бумагам, внесение вклада в уставный фонд
юридического лица-резидента и др.
На проведение валютных
операций, связанных с движением капитала, физическими лицами – резидентами
разрешение Национального банка требуется только в случаях:
§
приобретения
акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или
пая в имуществе нерезидента;
§
приобретения
у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением
приобретения акций при их распределении среди учредителей;
§
приобретения
в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и
относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
§
размещения
денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;
§
предоставления
займов на срок, превышающий 180 дней [7,ч.3 ст.10].
Вышеперечисленные
случаи получения разрешения Национального банка не применяются в отношении
индивидуальных предпринимателей и физических лиц-резидентов, непрерывно находящихся
за пределами Республики Беларусь более 1 года и не занимающихся
предпринимательством.
Порядок ввоза и
вывоза регулируется Инструкцией о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной
валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных
ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через
таможенную границу Республики Беларусь, утвержденной совместным Постановлением
Национального банка и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
30.04.2004г. [20]
Ввоз в Республики
Беларусь физическими лицами иностранной валюты осуществляется без ограничений
суммы с соблюдением порядка таможенного оформления. При ввозе иностранной
валюты свыше суммы эквивалентной 3000 дол. США на одно лицо, рассчитанной
согласно курсу Национального банка на день таможенного оформления, осуществляется
обязательное декларирование.
Касательно вывоза
иностранной валюты установлены некоторые ограничения. Если сумма вывозимой
валюты, рассчитанная согласно курсу Национального банка на день таможенного
оформления, в эквиваленте превышает 10000 дол. США, то требуется предоставление
разрешительных документов. При вывозе иностранной валюты свыше суммы эквивалентной
3000 дол. США на одно лицо, рассчитанной согласно курсу Национального банка на
день таможенного оформления, также необходимо обязательное декларирование.
Банковским
документом, разрешающим вывоз иностранной валюты из Республики Беларусь
является справка ф. №0406007. Данная справка выдается по требованию
физического лица одновременно с выдачей иностранной валюты. Справка оформляется
на бланке строгой отчетности на имя покупателя. Последующая выдача справки не
производится. Справка выдается банками в следующих случаях:
1. на сумму иностранной
валюты, ввезенной либо переведенной на территорию Республики Беларусь и
внесенной на счет физического лица. Справка выдается при наличии следующих
документов: 1.1 для иностранной валюты, поступившей на счет в безналичной форме
– платежное поручение, авизо банка-нерезидента; 1.2 если валюта
внесена в наличной форме – разрешительный документ при неистечении срока его
действия. Далее требуется разрешение уполномоченного лица банка-резидента,
которое представляет собой резолюцию на расходном кассовом документе [20,п.23.1];
2. для оплаты расходов,
связанных с направлением работника, индивидуального предпринимателя в служебные
командировки за пределы Республики Беларусь;
3. выдача валюты
представителю нерезидента (кроме физических лиц) с его счёта в банке;
4. выдача валюты банком,
в котором открыт валютный счет таможенного органа, на основании документов
таможенного органа, подтверждающих возврат ранее внесенной в счет обеспечения
уплаты таможенных платежей валюты, ввезенной в Республику Беларусь;
5. на сумму валюты,
выдаваемой банками за счет средств, полученных физическими лицами из- за
границы по международной платежной системе.
Изложенный выше перечень не является исчерпывающим.
Банки за выдачу справки № 0406007 могут взимать вознаграждение. Можно
также отметить, что ввоз и вывоз документарных ценных бумаг и платежных
документов в иностранной валюте могут осуществляться без обязательного
декларирования и без ограничения суммы.
Важным является обратить внимание на особый режим перемещения
валютных ценностей, реализуемый в рамках Таможенного союза. Ввоз-вывоз
рублей Республики Беларусь допускается без ограничений суммы и без
обязательного декларирования. Относительно иностранной валюты, платежных
документов в иностранной валюте, ценных бумаг в иностранной валюте рублях
Республики Беларусь ограничений по сумме также не установлено. Однако если
имеет место перемещение между государствами-участниками Таможенного союза
валюты в сумме, эквивалентной более чем 3000 дол. США, рассчитанной по
официальному курсу белорусского рубля на день таможенного оформления, то проводится
обязательное таможенное оформление.
В отношении пересылки валютных ценностей в почтовых
отправлениях законодательством установлены строгие ограничения. Пересылка
белорусских рублей и документарных ценных бумаг в белорусских рублях запрещена.
Пересылка в Республику Беларусь и из Республики Беларусь иностранной валюты в
письмах с объявленной ценностью разрешается в сумме, не превышающей в
эквиваленте 200 дол. США, рассчитанной на день приема в организации связи.
Пересылка валюты без объявления ценности запрещена. Пересылка в Республику
Беларусь и из Республики Беларусь платежных документов и документарных ценных
бумаг в иностранной валюте допускается без ограничения суммы при условии, что
объявленная ценность не будет превышать 200 дол. США, рассчитанная по
официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте.
Физические лица вправе открывать счета по учёту кредитных операций
в банках-нерезидентах без разрешения Национального банка. Разрешение на
открытие счета в банке-нерезиденте выдается на срок не более 1 года [24,п.63].
Не требуется получение разрешения Национального банка для открытия счета в
банках-нерезидентах физическими лицами-резидентами в период их проживания за
пределами Республики Беларусь. Для подтверждения факта проживания в иностранном
государстве необходимо представление вида на жительство, визы, разрешения на
временное пребывание, иного документа, свидетельствующего факт нахождения за
рубежом на законных основаниях.
По окончании пребывания за границей физическое лицо-резидент
обязано закрыть счёт и перевести остаток средств в Республику Беларусь либо
ввезти с соблюдением таможенных правил. Также можно получить разрешение
Национального банка на открытие счёта за рубежом в общем порядке. Еще один
момент: если физическое лицо-резидент в течение срока, указанного в документе,
разрешающем проживание в иностранном государстве, въезжает в Республику
Беларусь, а затем убывает в страну временного пребывания, то счет, открытый в
банке-нерезиденте можно не закрывать.
Чтобы получить разрешение Национального банка, необходимо
представить заявление произвольной формы и копию документа, удостоверяющего
личность. В заявлении указывается обоснование необходимости открытия счёта,
местонахождение и наименование банка-нерезидента.
В отношении открытия счетов на территории Республики Беларусь
физическими лицам-нерезидентам установлен порядок, идентичный порядку для
резидентов[27,п.34].
Глава 3. Порядок
осуществления отдельных валютных операций
3.1
Обязательная продажа иностранной валюты
Согласно п.1 Указа Президента Республики Беларусь «Об обязательной
продаже иностранной валюты» 17.07.2006г. (далее – Указ №452) резиденты:
юридические лица и индивидуальные предприниматели - осуществляют обязательную
продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в
размере 30 % от суммы выручки в иностранной валюте. При этом банками,
страховыми организациями, резидентами свободных экономических зон Республики
Беларусь обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется [8,п.4.1].
В судебной практике является неоднозначным правовое положение
резидентов свободных экономических зон (далее - СЭЗ) ввиду применения льгот,
установленных Указом №452. В этом плане дискуссионным с точки зрения квалификации
юридически значимых аспектов хозяйственной деятельности резидентов СЭЗ является
Постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного суда Республики
Беларусь от 28 июня 2005г.
В кассационной жалобе истец просит принятые судебные постановления
отменить, ссылаясь на Закон Республики Беларусь "О свободных экономических
зонах" и Положение о свободной экономической зоне "Брест",
утверждённое Правительством, которыми, по мнению истца, предусмотрено
освобождение от обязательной продажи валютной выручки, полученной от экспорта
товара на территории свободной экономической зоны.
В хозяйственном суде установлено, что выручка получена от экспорта
товара и поступила на счета резидента СЭЗ. Как указал ответчик, резидент СЭЗ
"Брест" имеет право осуществлять любые внешнеэкономические операции
по товарам, произведенным на ее территории, и освобождается от обязательной
продажи валютных средств, полученных от экспорта товаров на территории СЭЗ
"Брест". Поскольку реализация мебели на экспорт осуществлялась со
складов в г. Пинске, за пределами свободной экономической зоны, истец нарушил
законодательство и штрафные санкции применены обоснованно. В соответствии
Положением резиденты СЭЗ "Брест" освобождаются от обязательной
продажи на валютной бирже средств в свободно конвертируемой валюте и российских
рублях, полученных от экспорта товаров (работ, услуг) на территории СЭЗ
"Брест" [43].
Отказывая в удовлетворении исковых требований, хозяйственный суд
сослался на то, что истцом была реализована продукция не собственного
производства, а был осуществлен ряд торгово-посреднических внешнеэкономических
сделок по реализации товара, произведенного не на территории СЭЗ, и отгрузка
товара на экспорт производилась за пределами территории свободной экономической
зоны. Согласно ст.3 Закона Республики Беларусь "О свободных экономических
зонах" (далее - Закон) деятельность в СЭЗ регулируется законодательством,
которое состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов
Республики Беларусь, регламентирующих деятельность СЭЗ [43].
Как установила Кассационная коллегия, вопрос освобождения
резидентов конкретной экономической зоны от обязательной продажи валюты не
является предметом регулирования Указа. Поскольку валютная выручка от экспорта
товара поступила на территории СЭЗ "Брест", т.е. в данном случае на
счет истца, у инспекции не было оснований для применения мер ответственности. Таким
образом, кассационная жалоба истца была удовлетворена [43].
Также освобождаются обязательной продажи иностранной валюты,
поступившей по сделкам с юридическими лицами - нерезидентами и физическими
лицами - нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства,
в том числе от сдачи имущества в аренду, коммерческие организации, в т.ч. с
иностранными инвестициями в течение пяти лет со дня их создания [14,п.1.1].
Данная норма распространяет своё действие на населённые пункты с численностью
населения не свыше 50 тыс. человек. Перечень населённых пунктов с численностью
населения свыше 50 тыс. человек, в которых нормы Декрета №1 неприменимы,
формируется Советом Министров Республики Беларусь.
Обязательная продажа иностранной валюты осуществляется до
исполнения платежных инструкций по бесспорному списанию денежных средств со
счетов юридического лица и индивидуального предпринимателя. Обязательная
продажа иностранной валюты реализуется на основании платежной инструкции,
представляемой юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в банк
Республики Беларусь, не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в
иностранной валюте на их счета.
Далее возможно 2 варианта действий субъекта хозяйствования:
Ø
иностранная
валюта реализуется через банки и на торгах открытого акционерного общества
«Белорусская валютно-фондовая биржа»;
Ø
в
случае, если сумма иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, менее
лота, установленного на торгах открытого акционерного общества «Белорусская
валютно-фондовая биржа», такая продажа осуществляется банкам Республики
Беларусь.
Выручкой в иностранной валюте являются денежные средства согласно перечню
иностранных валют, подлежащие обязательной продаже, поступающие юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям на их счета в банках Республики
Беларусь, в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики
Беларусь по сделкам, предусматривающим [29]:
I.с
юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность, – на возмездной основе
передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание
услуг;
II.с
банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь,
а также с банками и иными кредитными организациями за пределами Республики
Беларусь – финансирование под уступку денежного требования (факторинг) по
денежным обязательствам, вытекающим из сделок, указанных в подпункте 2.1 настоящего пункта, или учет (покупку) ценных бумаг, выполняющих
функцию расчетных документов по сделкам, указанным в подпункте 2.1 настоящего пункта;
III.с физическими лицами – реализацию за иностранную валюту товаров
(работ, услуг) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на
территории Республики Беларусь и за ее пределами;
Страницы: 1, 2, 3
|