Валютный контроль в Российской Федерации
Валютный контроль в Российской Федерации
Содержание
Введение
1. Валютная политика Российской Федерации
1.1 История валютного законодательства РФ
1.2 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
1.3 Политика Центрального Банка на валютном рынке
2. Значение и основы валютного законодательства РФ
2.1 Социально-экономическая сущность валютного контроля
3. Система валютного регулирования и валютного контроля в РФ
3.1 Правовое регулирование валютного контроля
3.2 Практика валютного регулирования и валютного контроля в
РФ
Заключение
Список литературы
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно
разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема
обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ.
Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего
времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной
валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой
системы таможенно-банковского контроля.
Эта система, будучи введенной в действие сравнительно недавно,
уже привела к ощутимым результатам: к снижению сокрытой выручки предприятий,
уменьшению незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами РФ. Достичь
этого удалось посредством двустороннего валютного контроля, с одной стороны
контроля за поступлением валютной выручки, а с другой контроля за
обоснованностью платежей за импортируемые товары.
Почти все страны, занимающие лидирующее место в мировой
экономике, на пути к этому использовали политику ограничений на движение
капиталов и иных валютных операций, в первую очередь направленных на
недопущение оттока валютных ценностей.
С началом экономических преобразований в нашей стране также
появилась необходимость валютного регулирования зарождающихся рыночных
отношений.
Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики
государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности
в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка
проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных
ограничений и валютного контроля.
В области валютного законодательства за последние десять лет
произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой
государственной валютной монополии.
Важным стало принятие в конце 2003 года нового закона "О
валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации", что
позволяет сказать, что законодательство нашей страны приводится во все большее
соответствие с международными правилами и стандартами.
Закон введен в действия в мае 2004 года.
Формирование адекватной нормативной правовой базы по
осуществлению валютного контроля предполагает создание условий для возможности
предупреждения и пресечения таможенными органами правонарушений, совершаемых
любыми лицами в ходе проведения ими как валютных операций, связанных с
перемещением товаров через таможенную границу России, так и перемещением
валютных ценностей, а также для обеспечения возврата незаконно вывезенного из
страны капитала.
В настоящее время реформа законодательства в области
валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену
ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными
ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего
финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной
базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке
капиталов за границу.
История валютного законодательства России может быть условно
поделена на 4 этапа. Первый этап (до 1986 года) обладал всеми характерными
чертами валютной монополии государства. В этот период имела место полная
централизация валютных доходов от экспорта, который также был монополизирован
государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали различные
внешнеторговые объединения. Валютная выручка от экспорта концентрировалась на
счетах одного банка - монополиста, обслуживавшего все международные расчеты
СССР - Внешторгбанка СССР.
Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных
валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на
основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР,
Минфина СССР и Госбанка СССР. Практически полная изолированность внутреннего
товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов, что
проявлялось, например, на уровне курса рубля к иностранным валютам, который не
отражал экономических и ценовых пропорций, а служил инструментом пересчета
внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте; в
централизации управления валютными ресурсами государства; минимизации числа
непосредственных участников внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности,
обслуживаемых в основном через один банк, - все это объективно не требовало
специальной системы валютного законодательного регулирования, характерной для
стран с рыночной экономикой. Регулирование было прямое, административное,
государственно-командное. Второй этап развития валютного рынка в России начался
в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности,
когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной
деятельности (предприятия, организации, учреждения) получили право прямого
выхода на внешние рынки. Была установлена система так называемых "валютных
отчислений", когда валютные поступления в определенных пропорциях делились
между государством и непосредственными производителями экспортной продукции. Предприятия,
поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое
распоряжение валюту, зачисляемую в "валютные фонды" (на балансовые и
внебалансовые счета, а позднее только балансовые).
Объемы внешнеэкономической деятельности резко возросли в
1987-1988 годах, в связи с развитием совместного (с участием иностранного
капитала) предпринимательства на территории страны. В это же время началась
широкомасштабная реформа банковской системы, в результате которой появилось
большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право
открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов.
Роль специального органа валютного регулирования в это время выполняла
Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, а
источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР и
издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Все это
привело к пониманию необходимости специального законодательного регулирования
валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций,
придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из органов
государственного управления и послужило основанием для разработки в 1990 году
проекта специального закона.
С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР "О
валютном регулировании" начался третий этап развития валютного
регулирования в стране. В юридическую практику впервые на уровне закона были
введены такие понятия как "валютные ценности", "валюта СССР",
"иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты",
"валютные операции", "текущие валютные операции", "валютные
операции, связанные с движением капитала" и многие другие. Названным
законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и
с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке,
разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы
в валютном регулировании и управлениями валютными ресурсами. В законе впервые
было провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности
резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие
принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями
государством, предприятиями, организациями и гражданами; установлены основные
положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Основным
органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что
соответствовало практике большинства стран мира, где аналогичные функции
осуществляют центральные (национальные) банки государств.
Главным документом, который регулировал основные стороны
валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало
разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24.05.1991
года № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на
территории СССР", в котором были подробно расписаны правила совершения
операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и
нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между
юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических
лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами
и нерезидентами). Распад СССР и образование суверенного государства Российской
Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической
политики, в том числе кредитно-денежной и валютной. В этой связи, а, также
учитывая, что многие положения (статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19) Закона СССР "О
валютном регулировании" фактически перестали действовать, актуальной стала
задача скорейшего принятия аналогичного закона Российской Федерации. Началом
четвертого этапа развития валютного законодательства в РФ стало вступление в
силу Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в
ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в редакции
Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ
действует на территории РФ и в настоящее время. В этом законодательном акте, по
сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия валютного
законодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования валютных
отношений, существенно изменена его структура и содержание. В Раздел 2 "Валютное
регулирование" была введена новая статья "Защита валюты РФ" (ст.2)
с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в
валюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с нерезидентами в порядке
устанавливаемом Банком России. В статье 3 подтверждено право собственности
резидентов и нерезидентов на валютные ценности в РФ, которое защищается
государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Там
же установлено, что виды обязательных платежей государству в иностранной валюте
определяются законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы
деятельности внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами
иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления
таких операций только через уполномоченные банки. Кардинально был изменен
Раздел 3 "Валютный контроль", в котором было установлено, что
органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ и Правительство
РФ.
Впервые в юридический оборот был введен институт "агентов
валютного контроля", то есть организаций, которые на основе
законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом
разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля; права и
обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции; ответственность
резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства; зафиксированы
права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
Несмотря на то, что Закон РФ "О валютном регулировании
и валютном контроле" содержит ряд отдельных неточностей, которые предстоит
исправить, он является главным источником валютного законодательства РФ и
важнейшей вехой развития валютного регулирования в стране. Отсутствие в тексте
закона детализированных норм является скорее плюсом, чем минусов
рассматриваемого закона закрепление на продолжительный срок определенного
набора валютных ограничений стало бы искусственным препятствием для интеграции
нашей страны в мировую экономику и не позволило бы оперативно решать
возникающие в сфере валютных отношений проблемы в условиях быстроменяющейся
экономической ситуации.
В большинстве стран центральный банк является проводником
государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную
политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально
созданное ведомство - итальянское валютное бюро.
Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий,
направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде
всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной
валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки
уровня);
управление официальными валютными резервами;
валютное регулирование и валютный контроль;
международное валютное сотрудничество и участие в
международных валютно-финансовых организациях.
Инструментами проводимой центральными банками валютной
политики являются валютные интервенции и, в той или иной степени, практически
все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на
открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким
образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной
политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической
политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и
тем же учреждением - центральным банком. Во многих развитых странах не делается
различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения
используется один и тот же термин "монетарная политика".
Основными принципами валютного регулирования и валютного
контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной
политики в области валютного регулирования;
исключение неоправданного вмешательства государства и его
органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
единство внешней и внутренней валютной политики Российской
Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного
контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических
интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Центральный банк Российской Федерации отвечает за проведение
государственной валютной политики страны.
Глава 9 Федерального закона "О Банке России" предусматривает
разграничение полномочий ЦБР в области международной и внешнеэкономической
деятельности. В частности ЦБР представляет интересы Российской Федерации во
взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, в международных
банках и иных международно-финансовых организациях. Причем в статье 51
специально оговорено, что Банк России выдает разрешения на создание банков с
участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществляет
аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на
территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным
федеральными законами.
Валютная политика любой страны представляет собой
совокупность всех мероприятий, проводимых российским государством и центральным
банком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью
воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной денежной
единицы. Это всецело относится и к России. Валютная политика выполняет роль
переходного моста на стыке национальной и мировой экономики, превращаясь в
важнейший инструмент создания предпосылок интеграции России в мирохозяйственные
связи. Целями валютной политики Российской Федерации в период перехода от
командно-административной экономики к рыночным отношениям являются:
прекращение так называемой "всеобщей долларизации всей
страны";
поддержание стабильности национальной валюты - российского
рубля, т.е. более или менее стабильного курса по отношению к валютам других
государств;
создание предпосылок для введения полной конвертируемости
рубля.
Валютную политику по форме и по существу нельзя отделить от
всего круга проблем внешнеэкономических связей. Например, валютный курс
напрямую связан с движением товаров, услуг и капиталов, что находит свое
конкретное обобщающее выражение в платежном балансе страны. Следовательно,
внешнеэкономическое регулирование в ходе перехода страны к рыночным
преобразованиям структурно переплетается с важнейшими целями валютной политики.
Основное направление валютной политики, как составной части
экономической стратегии страны в переходный период, можно проследить, в первую
очередь, на примере либерализации условий внешнеэкономической деятельности
страны. В июле 1992 г. в "Программе углубления экономических реформ" российским
правительством были определены следующие конкретные цели либерализации условий
внешнеэкономической деятельности:
отход от количественных ограничений во внешней торговле и
переход к экономическим методам ее регулирования, переход к единому курсу рубля;
сближение структуры внутренних и внешних (мировых) цен, последовательное
снижение ставок экспортного тарифа и введение унифицированного импортного
тарифа;
переход к внутренней конвертируемости рубля для резидентов и
нерезидентов сначала по текущим, а затем по капитальным операциям;
поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской
продукции.
В Рабочей программе Совета Министров - Правительства
Российской Федерации на 1993-1995 гг. "Развитие реформ и стабилизации
российской экономики были выдвинуты следующие задачи;
либерализация рынков, в первую очередь, валютного и
внешнеторгового;
ликвидация множественности курсов и переход к единому валютному
курсу;
расширение объемов продажи экспортной выручки на валютном
рынке.
Для достижения перечисленных выше задач предполагалось;
резко ограничить, а затем полностью прекратить квотирование
и лицензирование экспортных поставок;
снизить экспортные пошлины на неэнергетические товары и
ликвидировать централизованный экспорт;
отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей и
регионов от продажи экспортной выручки;
отказаться от практики установления дотационных
коэффициентов для централизованного импорта.
Эффективность указанных специфических мер валютной политики
увязывалась в обязательном порядке в сочетании с такими направлениями
экономической политики государства, как:
проведение жесткой денежно-кредитной политики и снижение
темпов инфляции;
достижение процентной ставкой по банковским ссудам
положительного уровня;
повышение ставок по депозитам и вкладам, обеспечивающее
более высокую доходность рублевых сбережений по сравнению с приобретением и
размещением СКВ;
расширение производства конкурентоспособной на внешнем рынке
продукции и развитие импортозамещающих производств;
улучшение платежного баланса страны.
Такая стратегия получила название "валютная шоковая
терапия" по аналогии с "шоковой терапией". Сторонники данного
варианта курсовой политики полагали, что быстрое введение конвертируемости
российского рубля можно обеспечить либо значительным понижением валютного
курса, фиксируя его на существенно низком уровне (т.е. используя методы
постоянной девальвации), либо посредством определения курса национальной валюты
на основе спроса и предложения на свободном рынке.
Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент,
равно как и финансовый рынок в целом, находятся на протяжении всех лет реформы
в крайне нестабильном положении.
Анализ мирового опыта свидетельствует о наличии следующих
основных вариантов осуществления курсовой политики:
"свободно плавающие" валютные курсы;
регулируемое "плавание" валют;
постоянно фиксированные курсы.
Россия выбрала смешанный вариант: проведение умеренной
политики регулируемого "плавания" при непрерывном изменении валютных
курсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономики
страны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете темпов
инфляции, состояния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит,
спекулятивных валютных операций, ускорения либо задержки валютных платежей,
степени доверия к рублю в самой России и на мировых валютных рывках, т.е. учете
факторов, влияющих на российский валютный рынок.
В России было допущено с самого начала реформ хождение
сильной мировой резервной валюты - доллара США. В других странах, напротив,
предпринимались меры, направленные на максимальное ограничение хождения
иностранной валюты на национальном рынке и укрепление национальной валюты.
Россия, после введения внутренней конвертируемости, открыла
по форме и по существу доступ к долларовым накоплениям и расчетам в иностранной
валюте. Данное обстоятельство привело к "всеобщей долларизации всей страны".
Обращение на территории России иностранной валюты ведет к
ослаблению национальной валюты. В соответствии с положением Центрального банка
России "О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в
иностранной валюте за реализуемые физическими лицами товары (работы, услуги)"
от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 ноября 1997 г. вступил в силу новый порядок
расчетов за товары и услуги, продаваемые физическим лицам. В результате
российский рубль стал единственным платежным средством при всех видах расчетов.
Одна из важнейших функций ЦБ - поддержание устойчивости
курса рубля. Безусловно, устойчивый валютный курс является очень важным
экономическим параметром для российских предприятий.
В конце 2003 г. ЦБР прекратил активную поддержку курса
доллара на валютном рынке, в результате чего котировки доллара снизились.
Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс в валютной
политике, означающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБ стали: контроль
за инфляцией и выравнивание доходности валютных и-рублевых инструментов. При
превышении номинальной рублевой доходности над валютной это достигается двумя
способами - либо ускорить девальвацию рубля и повысить доходность валютных
инструментов, либо снижать доходность на внутреннем рынке. Выбор был сделан в
пользу снижения доходности рублевых инструментов. Таким образом, рынку задан
четкий ориентир возможной девальвации рубля.
Несмотря на положительные стороны крепкого рубля, в
частности, рост потребительского спроса и снижение процентных ставок, новая
политика БР таит в себе риски, которые не следует недооценивать. В условиях
унификации и изменения регулируемых тарифов после 2003 г. правительство не
сможет и дальше сдерживать инфляцию, в результате чего политика ЦБР может
оказаться дискредитированной, а сам банк столкнется с еще большими проблемами.
Валютный рынок представляет собой сферу отношений по поводу
купли-продажи иностранной валюты.
Направление и формы валютной политики, проводимой
центральным банком, зависят как от экономического положения данной страны, так
и ее места в мировом хозяйстве. Центральный банк обычно использует две основные
формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью
изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда
направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.
Учетную ставку на Западе, в частности, применяют для того,
чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский Центробанк
повышает учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагается, что
подорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту,
чтобы ссудить ее под повышенный процент.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы),
воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной
единицы - девизная политика. Подобные операции получили название "валютных
интервенций". Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или
путем соглашения "своп") национальную валюту, он увеличивает спрос,
а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных
партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается
предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций
на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта
капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета
политики центрального банка в данной экономической ситуации.
В России в соответствии с новым Федеральным законом "О
валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты имеют
право покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке России только
через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи валюты могут осуществляться
непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи.
Одной из важнейших задач валютного контроля является
ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании
предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. При дефиците
валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты
инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного
баланса и свести на нет усилия по укреплению рубля. Ежегодная утечка капитала
из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, в отличие от зарубежных стран,
она характеризуется своеобразием мотивов оттока, по каналам вывоза ресурсов и
макроэкономическим последствиям.
Бегство капитала происходит в следующих формах:
по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортной
валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых
платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту
продукции уходит за рубеж примерно 18-19 млрд. долл.
наличие в стране организованной сети недобросовестных
хозяйствующих субъектов, использующих "серые" схемы перевода валютных
средств за границу, которые формально прикрываются внешнеторговыми контрактами.
Основной причиной данного явления следует признать свободный доступ любого
хозяйствующего субъекта на внешний рынок. В схемах утечки капитала ключевую
роль играют "фирмы-однодневки", которые оформляют фиктивные импортные
контракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу,
преимущественно с территории оффшорных зон. Контроль за деятельностью таких
фирм чрезвычайно сложен в связи с коротким сроком их "работы" и
огромным количеством. В настоящее время, по данным ВЭК России, число участников
внешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.
По инициативе Банка России и при его активном участии
Правительством России были подготовлены и внесены в Государственную Думу
следующие законопроекты:
Проект Федерального закона "О внесении дополнения в
статью 193 Уголовного кодекса РФ", который предусматривает усиление
ответственности участников внешнеэкономической деятельности за нарушение
валютного законодательства за счет введения норм уголовной ответственности за
незаконный перевод валютных средств за границу;
Проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью
28 ФЗ "О банках и банковской деятельности", принятый Государственной
Думой. Он предоставляет Банку России право определять порядок установления
кредитными организациями корреспондентских отношений с банками,
зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств. ЦБ РФ
получил возможность принять дополнительные регулирующие меры:
кредитные организации обязаны формировать резервы под
операции с резидентами оффшорных зон в размере не менее 50% остатка на
отдельных лицевых счетах, открытых к балансовым счетам, на которых учитываются
соответствующие операции с нерезидентами;
уполномоченные банки устанавливают корреспондентские
отношения с оффшорными банками, исходя из рейтинга иностранных банков по
степени их долгосрочной кредитоспособности и размера собственных средств.
Федеральный закон "О внесении дополнений в Закон РФ
"О валютном регулировании и валютном контроле", вступивший в действие
с 7 июля 1999 г., который ограничивает максимальные размеры единовременного
вывоза наличной валюты физическими лицами-резидентами суммой, эквивалентной 10
тыс. долл. США.
Для противодействия утечке капитала за границу внесены
предложения по внесению изменений и дополнений в ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности". Они предполагают:
введение лицензирования отдельных видов внешнеторговой
деятельности, государственную регистрацию и экспертизу внешнеторговых контрактов,
сокращение числа посреднических организаций во внешней торговле (целью в данном
случае является борьба с "фирмами-однодневками");
четкое законодательное определение понятий и терминов, связанных
с экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;
установление обязательных требований к внешнеторговым
контрактам и документам, подтверждающим предоставление и получение услуг и
результатов интеллектуальной деятельности.
Банк России в рамках своей компетенции в 1999 г. принял ряд
жестких мер валютного регулирования и валютного контроля:
1. Разработан порядок валютного контроля со стороны
уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты
за границу по договорам, требующим особого внимания (обладающим признаками
подозрительности). Повышена ответственность кредитных организаций и их клиентов
за неисполнение требований валютного законодательства.
2. Введено требование обязательного открытия юридическими лицами-резидентами
рублевых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств,
перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в
страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовых платежей.
Это позволило снизить влияние недобросовестного бизнеса во внешней торговле на
состояние внутреннего валютного рынка. Однако данное ограничение действовало не
более двух недель, так как были затронуты и интересы добросовестных импортеров.
С учетом этого Банк России в оперативном порядке выпустил нормативный документ,
освобождающий импортеров от необходимости депонирования рублевых средств при
покупке валюты в случае использования ими общепринятых в международной
внешнеторговой практике инструментов обеспечения (открытие безотзывных
аккредитивов, заключение договоров страхования риска невозврата переведенной по
импортным контрактам иностранной валюты, получение гарантий первоклассных
иностранных банков, а также векселей, выданных нерезидентами и авалированных
иностранными банками).
3. В целях реализации Указа Президента РФ № 334 от 15 марта
1999 г. "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки"
установлен порядок контроля за обязательной продажей экспортной валютной
выручки, являющейся залогом погашения экспортерами валютных кредитов (займов),
фактически полученных и зачисленных на счета в уполномоченных банках до 15
марта 1999 г. Принятые Банком России меры по валютному регулированию и
валютному контролю во многом носят вынужденный характер и являются адекватной
реакцией на конкретные условия развития российской экономики, что выражается в
высоком уровне криминализации экономики и, в частности, в уходе от
налогообложения, конверсии неучтенных доходов в валюту с целью ее последующего
перевода за границу с использованием "серых" схем.
Вместе с тем, принципиальная позиция Банка России
заключается в том, что эти меры, как ограниченные во времени, будут действовать
до тех пор, пока не возникнут необходимые законодательные решения и
макроэкономическая ситуация не изменится в лучшую сторону.
Стратегия совершенствования валютного регулирования и
валютного контроля находится в центре внимания ведущих российских экономистов и
работников Банка России. Ее разработка предусматривает постановку задач и
определение мероприятий для их реализации. Стратегическими задачами валютного
регулирования и валютного контроля на современном этапе являются:
усиление валютного контроля за объемом продажи валютной
выручки (без ущемления интересов экспортеров, связанных с технологической
модернизацией и производством экспортной продукции);
регулирование импортных тарифов для защиты внутренних
товарных рынков и поддержания жесткой конкурентной среды, стимулирующей снижение
издержек производства;
введение таких правил торговли на валютном и финансовом рынках,
которые повысят возможности их регулирования, обеспечат прозрачность операций и
их предсказуемость;
регулирование движения капиталов, препятствующее их оттоку
из страны;
обеспечение притока иностранных прямых и портфельных
инвестиций;
привлечение валютных накоплений населения в инвестиции для
подъема производства;
разработка долгосрочной стратегии управления внешним долгом,
рациональной политики воздействия на курс рубля;
восстановление рынка акций компаний и государственных облигаций
для уменьшения давления на валютный рынок;
возрождение рынков срочных контрактов в целях управления
валютными рисками.
Валютный контроль является проявлением одной из двух
основных функций правовых норм, регулирующих порядок совершения валютных
операций.
Второй важной функцией, тесно взаимосвязанной с функцией
контроля, является регулирующая функция.
Контроль - обязательный этап любой управленческой
деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его
реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией
управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.
Регулирующая функция, в свою очередь, определяет объем прав
и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций.
Перед валютным контролем поставлена цель обеспечить
соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения
и организации контрольных действий.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три
основные формы контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они
находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Под методами валютного контроля понимают приемы и способы
его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).
Особым направлением валютного контроля является контроль
соблюдения валютного и таможенного законодательства при осуществлении
внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области
международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами
Интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
2.2 Основные положения ФЗ "О валютном регулировании и валютном
контроле"
С принятием Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ
"О валютном регулировании и валютном контроле", который вступил в
силу с 18 июня 2004 года (далее - Закон № 173-ФЗ), а также ряда других
нормативных актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля
произошли значительные изменения.
Вновь принятый Закон "О валютном регулировании и
валютном контроле" кардинально отличается от действовавшего ранее Закона
РФ от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего, следует отметить, что в Законе №
173-ФЗ по сравнению с действовавшим ранее Законом более четко сформулировано
понятие "резидент". В соответствии с Законом № 3615-1 к физическим
лицам - резидентам относились лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в
том числе временно находящиеся за пределами РФ. Закон № 173-ФЗ разделяет
физических лиц - резидентов на две группы, к которым относятся:
физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением
проживающих в иностранном государстве;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно
проживающие в РФ на основании вида на жительство.
По Закону № 173-ФЗ в состав резидентов включены Российская
Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, а предприятия и
организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с
законодательством РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия "резидент".
На основании Закона № 173-ФЗ изменился перечень валютных
ценностей, к которым относятся только иностранная валюта и внешние ценные
бумаги.
Исключены из валютных ценностей драгоценные металлы и
природные драгоценные камни.
Претерпел изменения и состав органов валютного регулирования.
Если до принятия Закона № 173-ФЗ единственным органом валютного регулирования
являлся Центральный банк РФ, то теперь полномочиями по осуществлению валютного
регулирования также наделено Правительство РФ.
Что касается агентов валютного контроля, то Закон № 173-ФЗ
помимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку РФ, отнес к ним
также:
профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числе
держателей реестра), подотчетных федеральному органу исполнительной власти по
рынку ценных бумаг;
территориальные органы федеральных органов исполнительной
власти, являющихся органами валютного контроля.
Названные агенты валютного контроля наделены правом
проверять соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства,
порядок учета валютных операций, а также запрашивать и получать документы,
связанные с валютными операциями.
Закон № 173-ФЗ несколько изменил понятие "валютные
операции". В соответствии с п.9 ст.1 данного Закона валютным операциям
относятся:
приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом
в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также
использование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у
резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в
пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на
законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и
внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение
нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних
ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей,
валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних
ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на
территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица,
открытый за рубежом;
перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных
бумаг с одного счета, открытого на территории РФ, на другой счет, открытый на
территории РФ;
ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной
территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
Новшеством является отнесение к валютным операциям переводов
нерезидентов валюты РФ внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета на
территории РФ на другой счет на территории РФ.
Ранее валютные операции разделялись на текущие валютные
операции, осуществляемые без ограничений, и валютные операции, связанные с движением
капитала, которые осуществлялись в порядке, предусмотренном ЦБ РФ. Из Закона №
173-ФЗ понятие "текущие валютные операции" исключено…
Основы правового регулирования валютного контроля определены
разделом 3 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно
статьи 10 названного Закона целью валютного контроля является обеспечение
соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными
направлениями валютного контроля являются: проверка соответствия проводимых
валютных операций законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений;
проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед
государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке
РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и
объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям
нерезидентов в валюте РФ.
Названные функции позволяют предположить, что кроме проверки
законности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за их
целесообразностью. Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов:
органами валютного контроля и агентами валютного контроля. С точки зрения
полномочий одно из главных отличий органов валютного контроля от агентов
заключается в праве первых издавать нормативные акты, обязательные для
резидентов и нерезидентов в РФ. Органами валютного контроля согласно Закону
являются ЦБ РФ и Правительство РФ, а в качестве агентов валютного контроля
определены уполномоченные банки. В соответствии с Законом РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле" важнейшим органом, осуществляющим
широкие управленческие функции в сфере валютных отношений является Центральный
банк РФ, который имеет право: определять сферу и порядок обращения в РФ
иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издавать нормативные
акты, обязательные для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правила
проведения операций с иностранной валютой, с валютой РФ и ценными бумаги в
иностранной валюте и валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий
банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и
выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок
и сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия.
Помимо ЦБ РФ к органу валютного контроля относится
Правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ,
Министерство РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ,
правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная
служба РФ по валютному и экспортному контролю, которая была упразднена в
соответствии с Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов
исполнительной власти" от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы Министерству
финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономического развития и
торговли РФ. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, в
соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. "Вопросы
Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю" (в редакции
Постановления Правительства РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла следующие
функции: - координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по
осуществлению единой государственной политики в области валютных,
экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; - организацию единой
системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов,
регулирующих валютные операции, выполнения резидентами обязательств в иностранной
валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты
на внутреннем валютном рынке, обоснованностью платежей по внешнеторговым
операциям и переводов капитала за границу, за осуществлением операций с ценными
бумагами в иностранной валюте, а также за другими операциями, относящимися к
сфере внешнеэкономической деятельности; организацию проверок полноты и
объективности учета и отчетности по валютным и иным внешнеэкономическим
операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ; - осуществление
контроля и учета за соблюдением порядка предоставления предприятиям и
организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров, а также их
квотирования и лицензирования; - разработку предложений по совершенствованию
валютного законодательства, нормативных и методических документов по вопросам
развития системы валютного и экспортного контроля; - организацию и проведение с
участием заинтересованных министерств и ведомств, а также с привлечением
иностранных специалистов и фирм, аудиторских проверок внешнеэкономической
деятельности отдельных резидентов и нерезидентов; - взаимодействие с органами
валютного и экспортного контроля других государств; - иные функции валютного и
экспортного контроля во исполнение решений Президента РФ и Правительства РФ. В
развитие валютного контроля ЦБ РФ совместно с ГТК РФ разработали и ввели в
действие Инструкцию от 12.10 93 г. № 19 "О порядке осуществления валютного
контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". Решением
РС РФ от 03.12.98 г. данный документ был признан незаконным и не подлежащим
применению. В 1999 году ЦБ РФ и ГТК РФ издали новую Инструкцию № 86-И от 13.10.99
г. под тем же названием взамен признанной ВС РФ незаконной.
Основная задача, которая решается названными нормативными
документами пресечь утечку капиталов из РФ за границу. Согласно инструкции
предприятие-экспортер (резидент РФ заключивший контракт на экспорт товаров) обязан
предъявить контракт в уполномоченный банк, где находится валютный счет
экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта. Банк оформляет
паспорт сделки формализованный документ, содержащий сведения о
внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля. Паспорт,
подписанный уполномоченным банком и экспортером, предоставляется в таможенные
органы вместе с другими документами для оформления экспорта товара. Уполномоченный
банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением
валютной выручки по данному контракту.
В ходе практического применения нового валютного
законодательства выявились некоторые проблемы. В частности:
1. Часть 1 Статьи 19 Закона устанавливает обязанность
резидентов при ведении внешнеторговой деятельности обеспечивать репатриацию
иностранной валюты и валюты РФ в сроки, предусмотренные внешнеторговыми
договорами (контрактами). Эта норма касается как валютной выручки от экспорта
товаров (передачи работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), так
и возврата в Россию авансов, уплаченных нерезидентам за не ввезенный товар (за
невыполненные услуги). Такая норма вызывает проблемы для участников ВЭД. На
практике российский экспортер или импортер при заключении контракта
заинтересован в установлении объективных и сжатых сроков выполнения
обязательств по контракту. При этом действующая практика предусматривает
включение в контракт обязательств нерезидента по уплате штрафов при нарушении
своих обязательств. В связи с необходимостью выполнения положений статьи 19
Закона резидент заинтересован в установлении более длительных сроков
репатриации выручки, а при приближении данных сроков в случае невыполнения
нерезидентом обязательств - в подписании дополнений к контракту о пролонгации
контрактных сроков. Так что коммерческие интересы участника ВЭД, в том числе
получение им штрафных санкций от нерезидента, вступают в противоречие со
Статьей 19 Закона. Уполномоченные банки также сталкиваются с проблемой при
выполнении функций агента валютного контроля за соблюдением нормы Статьи 19. Иногда
во внешнеторговых контрактах участников ВЭД нет конкретных сроков репатриации
выручки по отношению к отгрузкам по экспорту или по отношению к дате перевода
аванса по импорту, а есть лишь сроки завершения расчетов/выполнения
обязательств сторон по договору. Тогда возникает вопрос о возможности контроля
за сроками выполнения обязательств по договору или сроком завершения расчетов
или, при отсутствии того и другого, за сроками действия договора. Каких-либо
разъяснений по данному вопросу со стороны органов валютного регулирования нет.
2. Практика применения норм Статей 19 и 21 Закона, а также
Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И и Положения от 01.06.2004 № 258-П
(изданы в развитие части 1 Статьи 20 (паспорт сделки)), обозначила проблему
отнесения характера сделки между резидентом и нерезидентом к понятию
внешнеторговой сделки или внешнеэкономической деятельности участника ВЭД. Сейчас
возникает проблема как у уполномоченных банков, так и у резидентов в
квалификации ряда сделок на предмет их отнесения к внешнеторговым и
необходимости оформления паспорта сделки по этим операциям, а также контроля за
репатриацией выручки по ним и обязательной продажей, так как эти требования
относятся только к внешнеторговой деятельности клиента-резидента. В
соответствии с частью 1 Статьи 21 установлена обязанность резидентов,
физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юрлиц, осуществлять
обязательную продажу валютной выручки. При этом часть 3 данной Статьи
предусматривает, что объектом обязательной продажи является валютная выручка по
сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг
резидентами. Поэтому определение характера сделки как сделки в оплату за
товары, работы и услуги имеет принципиальное значение для своевременной
обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.
3. Необходимо также совершенствовать нормативную базу по
валютному контролю. Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И и его
Положение от 01.06.2004 № 258-П установили сложную процедуру представления
резидентами для учета валютных операций большого количества разных справок,
составляемых на бумажных носителях и заверяемых подписями уполномоченных лиц и
печатями организаций. По мнению участников ВЭД, в этих актах должно быть четко
оговорено ограниченное количество случаев представления справок, расширен
перечень валютных операций, по которым справки не нужны (в том числе по
аккредитивным операциям), детализирован перечень кодов видов валютных операций
для учета, четко оговорены случаи, разрешающие самостоятельное составление
справок уполномоченным банкам на основании договора банковского счета не только
при поступлении инвалюты (п.1.5 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И),
но и при списании валюты со счета резидента.
4. Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ внес изменения в
ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Он, в частности,
определил, что таможенные органы РФ являются ныне агентами валютного контроля,
а уполномоченные банки передают им для выполнения функций агентов валютного
контроля информацию в объеме и порядке, установленном Центральным банком. С 18
июня 2004 г. ГТК России перестал быть органом валютного контроля, и, как
следствие, был прекращен обмен информацией между ГТК и уполномоченными банками,
в том числе прекратилось поступление реестров УК от ГТК для идентификации
валютной выручки по товарным договорам. Уполномоченные банки сами стали
контролировать репатриацию валютной выручки на основе подписанных ими паспортов
сделок, информации о платежах и расчетах, а также представляемых клиентами
копий ГТД, транспортных и других коммерческих документов. При этом порядок
передачи информации в таможенные органы для выполнения функций агентов
валютного контроля не был установлен. В связи со вступлением в силу с 1 октября
2004 года ФЗ о внесении изменений в Кодекс России об административных
правонарушениях и Таможенный кодекс РФ стал особо актуален вопрос выполнения
уполномоченными банками функций агентов валютного контроля, перечисленных в
части 7 Статьи 23 Закона. С 18 июня 2007 года и поныне уполномоченные банки
ведут сбор информации о нарушениях клиентами норм валютного законодательства,
но из-за отсутствия порядка передачи органам валютного контроля этой информации
сведения никуда не передаются.
В процессе создания эффективно работающего и контролируемого
внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов:
Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной
политики государства, должно своими методами способствовать целям
экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование
средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех
бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики
государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное
влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью,
логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъекты хозяйственной деятельности
очень чутко реагируют на любые изменения в области валютного регулирования,
поэтому любые непродуманные действия в этой сфере, могут привести к
разрушительным последствиям, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, валютное
законодательство в РФ еще далеко от своего полного становления, оно объективно
ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, а зачастую и
противоречиво. В целом же оно достаточно сложно даже для специалистов, не
говоря о работниках предприятий и банков, поэтому, чем меньше будет исключений
из единых правил и норм валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная
политика государства.
Практика показывает, что многочисленные льготы, которые
делались в интересах отдельных регионов, отраслей и даже конкретных предприятий
существенно усложняло работу банковской системы, "запутывало" законодательство,
делало невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм. Предоставление
таких льгот не сопровождается мерами специального контроля за фактическим их
использованием, что создает незаслуженные преимущества одних участников
валютных отношений перед другими и стимулирует иждивенческие настроения у
претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот опасно, прежде
всего, тем, что оно нарушает целостный и единообразный механизм
государственного валютного регулирования и контроля. В-четвертых, необходимо
сочетание активного нормотворчества в области валютного регулирования с
одновременным введением мер контроля за выполнением установленных правил
совершения валютных операций. Решение этой проблемы видится в развитии
комплексной системы государственного валютного контроля за соблюдением
валютного законодательства резидентами и нерезидентами в РФ.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1996.
2. Гражданский кодекс: II/ СЗ РФ. 1996.
№5. Ст.410
3. Таможенный кодекс РФ от 25.04.2003.
4. Федеральный закон "О
Центральном Банке Российской Федерации" (Банке России)
5. Федеральный закон "О
валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г.
6. Положение ЦБ РФ от 24.04.1996 №39
"Положение об изменении порядка проведения некоторых видов валютных
операций" (с изм.24.10 97). // Вестник Банка России. 1996. №24.
7. Указание ЦБ РФ от 27.03.1998 №193-У
"Об осуществлении уполномоченными банками сделок и операций с иностранной
валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, не относящихся к банковским
операциям" (с изм. 20.07.99). // Вестник Банка России. 1998. №21.
8. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999
№86 и №01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за
поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". // Вестник
Банка России. 1999. №70-71.
9. Письмо Центрального банка РФ от
26.05.2000 №б/н 3 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка
России по вопросам валютного регулирования". // Вестник Банка России. 2000.
№28.
10. Информационное сообщение
Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н 4 "Обобщение практики применения
нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования". // Вестник
Банка России. 2000. №44.
11. Горбуновой О.Н. Финансовое право
/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005 г.
12. Грачева Е.Ю. Финансовое право /
М.: Новый Юрист, 2005.
13. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П.
Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2004 г.
14. Красавина Л.Н., Т.И. Алибегов и
др. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и
статистика, 16 (304) - 2008 апрель.
15. Степанян М. Г Правовые вопросы
использования иностранной валюты во внешнеторговой деятельности // Корпоративный
менеджмент, № 2, 2005 г.
16. Жданов А.А. Финансовое право РФ:
Учеб. пособие, 2-е изд.М., 2005.
17. Круглов В.В. /Основы
международных валютно-финансовых и кредитных отношений/М.: ИНФРА-М, 2007 г.
18. Курочкин Д.Н. Евро: новая валюта
для старого света. Проблемы становления и перспективы развития Европейского
экономического и валютного союза. - Мн.: Европейский гуманитарный университет,
2006 г.
19. Сапожников Н.В. Валютные
операции коммерческих банков: правовое регулирование: Практическое пособие. - М.:
Юрист, 2003 г.
20. Уткин Э.А. Банковский маркетинг.
М.: Инфра-М, 2005 г.
21. www.minfin.ru
22. www.cbr.ru
|