бесплатные рефераты

Внедрение программно-целевого метода планирования бюджета

Внедрение программно-целевого метода планирования бюджета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ












Реферат

по дисциплине «Бюджетный менеджмент»

на тему: «Внедрение программно-целевого метода планирования бюджета»


Выполнила: Ст-ка гр. Ф05-2

Косяченко В.А.

Проверила: Гетьманенко Ю.А.








Краматорск 2009


План


Вступление

1. История возникновения програмно-целевого метода

2. Сущность программно-целевого метода планирования бюджета

Заключение

Литература


Вступление


Программно-целевой метод (статья 10 Бюджетного кодекса) – используется при финансировании отдельных государственных программ социального и экономического развития. Дает возможность выявить источники ресурсов для выполнения программ и определить эффективность этих программ. При формировании бюджета 2002 года был провозглашен основным. Применение этого метода дает возможность определить общегосударственные приоритеты и объем средств государственного бюджета, необходимых для реализации программы.

Сама идея программно-целевого метода лежит в том, чтобы сосредотачивать внимание не только на возможностях бюджета, а и на том, как наиболее эффективно их использовать с целью получения конкретных результатов. Программно-целевой метод составления бюджета предусматривает немного другой подход формирования бюджетных показателей. Этот процесс начинается с сосредоточения внимания сперва на результатах, которые необходимо достичь в государственном секторе, а уже потом становится вопрос о том, какие ресурсы нужно использовать наиболее эффективнее для достижения поставленных результатов и каким способом.


1. История возникновения программно-целевого метода


Впервые программно-целевой метод был введен, как ни странно, в частном секторе. Идея принадлежала американскому предпринимателю, собственнику автомобилестроительной компании «Форд» Линдону Джонсону, который в то время был президентом США. В середине 1960-х годов министр обороны США Роберт Макнамара перехватил эту идею и решил применить ее в министерстве, которое он возглавлял. Со временем было принято решение об использовании этого метода во всех министерствах США.

Практика использования программно-целевого метода составления бюджета проявилась достаточно эффективно. Бюджет стал понятней и четче благодаря конкретизации заданий для каждой программы, которую предполагалось финансировать из бюджета. Это касалось не только бюджета центральной власти (федерального бюджета), а и муниципальных бюджетов. Теперь большинство стран с рыночной экономикой используют элементы этого метода в бюджетном процессе, прежде всего Канада, страны Европы, Новая Зеландия, Австралия и много других, среди которых и страны бывшего Советского Союза. Отдельно значительных успехов в использовании программно-целевого метода достигли страны Балтии и Казахстан.

Сегодня большинство стран ЕС помогают другим странам в форме программ, направленных на достижение конкретных результатов. Международные финансовые организации, такие как Международный валютный фонд, Мировой банк, предоставляют свои займы другим странам по определенным программам. Это, отдельно, программа расширенного финансирования, программные системные займы для реализации конкретных проектов в разных отраслях экономики. Все эти программы четко описывают цель и ожидаемые результаты от направления средств, в ту или иную отрасль. Как показывает опыт, такой подход к финансированию проектов оказался достаточно эффективным, поскольку дает возможность проанализировать эффективность использования средств, при помощи сравнения полученных результатов с ожидаемыми (запланированными), а также сопоставить цель, на которую включаются средства, с конечными результатами от реализации проекта.


2. Сущность программно-целевого метода составления бюджета


Использование программно-целевого метода при составлении бюджета не только кардинально изменило идеологию бюджетного процесса, но и позволило увеличить его эффективность, потому что:

¾              процесс формирования бюджета начинается с сосредоточения внимания на результатах, которые необходимо достичь в государственном секторе;

¾              а затем – на ресурсах, необходимых для достижения этих результатов.

При использовании традиционных методов формирования бюджета внимание сосредотачивалось именно на ресурсах, результатам же внимание не уделялось. Рассмотрим пример. Основной статьей расходов бюджетных учреждений, которые выполняют работы и предоставляют услуги населению, является выплата заработной платы. Вовремя не хватает средств для приобретения материалов и энергоресурсов. Становится вопрос, если невозможно выполнение учреждением своих функций, то за что платить заработную плату? Необходимо планировать под определенные бюджетные средства объемы работ, а потом уже необходимое количество работников и фонд зарплаты. Обоснованное количество работников даст возможность не только увеличить им заработную плату, но и увеличить результат их деятельности. Именно такой подход при формировании расходной части бюджета и используется при программно-целевом методе планирования расходов.

Итак, сущность программно-целевого метода лежит в следующем:

1.                Акцент переносится с потребности в средствах, необходимых для выполнения государством своих функций, на то, какие результаты ожидаются от использования средств бюджета, то есть на обеспечении эффективности использования бюджетных средств.

2.                Внедрение этого метода изменяет характер обсуждения бюджетной политики: внимание переносится с контроля за выполнением обязательств – на обеспечение эффективности. При разработке бюджетной политики в первую очередь засчитывается фактор: что получить общество за те деньги, которые оно тратит?

Возникает вопрос не о правильности использования средств при выполнении бюджета, а о том, насколько эффективно расходуются средства при достижении целей государственной политики.

3.                Оценка и экспертиза программ является обязательным компонентом программно-целевого метода.

4.                В аналитическом плане программно-целевой метод вводит в бюджетный процесс элементы анализа соотношения расходов и достигнутых результатов.

Еще до внедрения программно-целевого метода, как основного метода планирования бюджета с 2002 года, в бюджетном процессе уже использовались кое-какие его элементы, а именно:

1)                Начиная с 1998 года введены бюджетные запросы установленной формы, в которых главные распорядители бюджетных средств обязательно отображают:

- основную цель деятельности;

- задания на плановый год;

- проведенный анализ результатов деятельности, достигнутых в прошлом году;

- прогноз ожидаемых результатов деятельности в текущем году;

- обоснование разделения граничного объема расходов по кодам функциональной классификации и направлениями деятельности.

2) Названия отдельных кодов функциональной классификации, которые использовались для одного главного распорядителя, сегодня по своему признаку могут быть названиями бюджетных программ.

3) Главные распорядители бюджетных средств имели возможность перераспределять свои расходы с целью обеспечения их приоритетности.

Программно-целевой метод составления бюджета – это группирование разных бюджетных расходов в отдельные программы таким образом, чтобы каждая статья расходов была закреплена за определенным видом программы.

Как правило, каждая программа – это фискальное обязательство одного главного распорядителя бюджетных средств, эффективность работы которого оценивается с точки зрения достижения цели программы.

Программа – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение единой цели, выполнение которой предлагается и совершается распорядителем бюджетных средств относительно положенных на него функций.

Основные характерные черты бюджетной программы:

1)                не ограничивается во времени;

2)                одна бюджетная программа выполняется одним распорядителем бюджетных средств и не имеет аналогов;

3)                название бюджетной программы должно отображать основную сущность программы, то есть отбивать направление использования средств бюджета;

4)                по своему содержанию бюджетная программа должна относиться к одному разделу функциональной классификации.

Например, программа «Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в высших учебных заведениях» относится к одной функции «Образование» и подфункции «Высшее образование», а ее название раскрывает основное содержание программы;

5)                бюджетная программа должна быть четкой, конкретной и понятной для широких масс;

6)                составные программы могут иметь подпрограммы, то есть более мелкие направления деятельности, которые касаются программы.

Раньше использовался постатейный метод формирования бюджета. Программно-целевой метод – это формирование бюджета не по функциям, а по программам. Одновременно коды программной классификации должны быть связаны с кодами функциональной классификации, что дает возможность представить бюджет в разрезе функций. Функциональная классификация бюджета используется исключительно в аналитических и статистических документах.

Привязка кода конкретной бюджетной программы к соответствующему коду функциональной классификации расходов бюджета используется с целью:

- составления сводного бюджета;

- совершение макроэкономического анализа;

- формирование государственной политики в сферах экономики;

- проведение международных сравнений расходов по функциям.

При использовании постатейного метода планирование бюджета совершалось только на год. Программно-целевой метод содействует стратегическому подходу, то есть планированию расходов бюджета на несколько лет. Благодаря этому методу стало возможно внедрение среднесрочного планирования бюджета. Целью внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе является установление непосредственной связи между выделением бюджетных средств и результатами их использования.

Благодаря планированию бюджета целевыми программами обеспечивается прозрачность расходования бюджетных средств в сравнении с постатейным методом, который не дал возможность понять, что именно финансируется под той или иной функцией.

Необходимым элементом внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе является использование среднесрочного бюджетного планирования.

Среднесрочное бюджетное планирование – это определение главными распорядителями бюджетных средств на основании бюджетной стратегии Правительства Украины (Кабинета Министров Украины) плана своей деятельности на среднесрочный период и объема необходимых средств, для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе.

Среднесрочное бюджетное планирование:

- дает возможность участникам бюджетного процесса согласовать свои стратегические планы деятельности с имеющимися бюджетными средствами, как в плановом году, так и на следующие периоды;

- способствует переходу к формированию долгосрочной бюджетной политики.

Внедрение среднесрочного бюджетного планирования необходимо с целью:

- улучшение макроэкономического баланса путем разработки согласованных и реалистических прогнозов доходов в бюджет;

- определение общих целей бюджетной политики и обеспечение для их достижения на протяжении многих лет;

- определение и соблюдение четких приоритетов в сфере государственных расходов;

- обеспечение возможности инициирования изменений в бюджетной политике и механизмов контроля за их реализацией;

- усовершенствование разделения бюджетных средств, направленных на достижение стратегических приоритетов, как по функциям, так и между соответствующими функциями;

- увеличение ответственности главных распорядителей бюджетных средств за эффективное и рациональное использование бюджетных средств;

- усиление общего бюджетного контроля.

Преимущества программно-целевого метода:

1.                Обеспечение прозрачности и эффективности бюджетного процесса, четкое определение целей и задач, на достижение которых тратятся бюджетные средства.

2.                Увеличение эффективности контроля за результатами выполнения бюджетных программ.

3.                Позволяет оценить деятельность участников бюджетного процесса относительно достижения поставленных целей и выполнения заданий, а также проведение анализа причин неэффективного исполнения бюджетных программ.

4.                Упорядочивает деятельность главного распорядителя бюджетных средств относительно формирования и исполнения бюджетных программ путем четкого разграничения ответственности за реализацию каждой бюджетной программы между ответственными исполнителями бюджетных программ.

5.                Способствует увеличению эффективности распределения и использования средств бюджета.

6.                Позволяет государству сосредотачиваться на наиболее приоритетных направлениях при распределении финансовых ресурсов.

7.                Усиливает связь между задачами распорядителей средств и бюджетным финансированием.

8.                Способствует увеличению качества разработки бюджетной политики.


Заключение


Целью внедрения программно-целевого метода является установление непосредственной связи между выделением бюджетных средств и результатами их использования на основе определенных целей и результативных показателей. Программно-целевой подход в бюджетном процессе предполагает формирование и выполнение бюджета в разрезе бюджетных программ, главных распорядителей бюджетных средств, который включает определение общей цели каждой бюджетной программы на долго- и среднесрочный периоды; целей и заданий программы на краткосрочный период; видов и направлений деятельности, которая обеспечивает реализацию программы. Такой подход должен обосновываться на тщательном анализе необходимых и возможных бюджетных ресурсов для финансирования программы в плановом и следующих годах и получение от реализации бюджетной программы ожидаемого результата.


Литература


1.                Клець Л.Є. Бюджетний менеджмент. Навчальний посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 670 с.

2.                Бюджетний менеджмент: Підручник / В. Федосов, В. Опарін, Л. Сафонова та ін.; За заг. ред. В. Федосова. – К.: КНЕУ, 2004. – 864 с.

3.                «Фінанси України», №5’2008, гол. ред. – Чугунов І.Я., с. 3 – 14



© 2010 РЕФЕРАТЫ