|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: в группу 1 включены страны, подписавшие по состоянию на конец декабря 1991г. оба соглашения – Меморандум (от 28.10.1991г) и Договор (от 04.12.1991г.); в группу 2 – Молдова и Туркмения, подписавшие только Меморандум и Узбекистан и Азербайджан, не подписавшие к тому времени ни одно из данных документов; к группе 3 – страны, не собирающиеся присоединиться к названным документам Источник: Шохин А.Н. Внешний долг России. М., 1997. С 118. Первые соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном. В октябре 1992г. на совещании глав СНГ в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ от многосторонних форм и механизмов управления внешним долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее. Переход к новой схеме обслуживания долга СССР позволил в конце 1992г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активами в России. Оценить реальную стоимость государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря – оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем. Во-первых, поскольку во многих странах-должниках СССР сменились режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов. Во-вторых, необходимо зафиксировать реальную стоимость долга через согласование валютного курса пересчета сумм задолженности. Конечно, с одной стороны, произошла резкая девальвация рубля и его обесценение в отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при этом, когда речь идет о нефти и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля на момент распада СССР. Этого, конечно, многие наши должники не хотят. В -третьих большинство наших должников – слабо платежеспособные, многие уже накопили большую просроченную задолженность. Поэтому необходимо определить формы погашения долга (деньги, товары, собственность, инвестиции), а во многих случаях – льготные условия рассрочки платежей. 1.3. Динамика внешнего долга России в 90-е годы Современный внешний долг России сложился вследствие непростых политических и экономических коллизий: распада СССР, нарушения сложившихся хозяйственных связей, разногласий между новыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, в частности по поводу раздела его внешних активов и пассивов и т.п. В силу этих обстоятельств России, на долю которой формально приходилось лишь не многим более 60% всех долгов СССР Западу, пришлось единолично ответить за всю сумму советских долгов. С переоформлением задолженности бывшего СССР общая сумма долга России в 1991-1995гг. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995гг. Существенная доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки – в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент – в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью. Во внешних заимствованиях значительная часть приходилась на несвязанные финансовые кредиты, которые использовались для финансирования расходов бюджета, т.е. фактически растворялись в слабо управляемом финансовом хозяйстве, не принося необходимой отдачи. О неэффективности политики по привлечению внешних заимствований свидетельствует тот факт, что рост внешнего долга в России в отличие от других стран мира не оказывал положительного воздействия на экономический рост. Внешние заимствования фактически использовались и для выплат по внутреннему долгу, особенно летом 1998г., когда возникли трудности с размещением новых выпусков государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). Таблица 2
Динамика внешнего долга России в 90-е годы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1993 |
1996 |
1998 |
2000 |
2004 |
2005* |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
млрдруб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственный долг, всего |
157,7 |
71,3 |
1067,6 |
47,0 |
3991,7 |
29,9 |
3884,1 |
148,7 |
4479,7 |
61,3 |
3831,2 |
20,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
внешний |
140,5 |
61,3 |
695,0 |
28,9 |
3233,8 |
23,5 |
3042,0 |
120,5 |
3922,3 |
53,7 |
3014,7 |
16,1 |
Источник: А.Селезнев, Государственный долг России : иллюзии и реальность.// Экономист, №3, 2004
Центробанка РФ, Бюро экономического анализа, МВФ ( * по состоянию на 1 января 2005г. )
Большая часть внешнего долга России – наследство СССР. В условиях перехода к рыночной экономике стране были необходимы ресурсы для проведения курса «социалистического ускорения экономического развития страны».
Радикальная стратегия реформ не срабатывала: ВВП России с 1989г. Падал из года в год. За период 1990-1991 гг. промышленное производство России снизилось почти на 60% - даже больше, чем ВВП (54%). Россия смогла привлечь некоторое количество иностранных инвестиций в природные ресурсы, но эти средства были слишком незначительны. В сложившейся ситуации выход был лишь в новых и новых заимствованиях как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Начиная с 1993г. Федеральное правительство решение макроэкономических задач видело, главным образом, в создании рынка краткосрочных государственных ценных бумаг, которые выпускались под довольно высокие проценты.
Еще одним фактором нарастания внешней задолженности стали благоприятные внешнеполитические условия развития России в первой половине 90-х годов.
Начиная с 1992г. Россия получила от МВФ более 20 млрд. долл. кредитов. С точки зрения обслуживания долга кредиты МВФ являются неудобными, т.к. не реструктурируются и подлежат обязательной оплате. Другим крупным источником роста задолженности стали кредитные линии запанных стран, открытые в рамках пакетов западной помощи.
Сохранявшаяся и даже усилившаяся в 90-е годы благодаря «дешевому» доллару импортная зависимость по многим потребительским товарам и промышленному оборудованию, с одной стороны, и однобокая экспортная специализация, с другой, также способствовала увеличению внешних заимствований. Каждое снижение цен на основной экспортный товар – нефть – вызывало серьезные напряжения в финансах государства.
В течении 2000г. страна выплачивала текущие долги МФВ, Всемирному банку, осуществляла платежи по еврооблигациям, реструктурированному долгу Парижскому клубу кредиторов. В 2000 г. Россия полностью выполнила обязательства перед Францией по погашению «царских займов» согласно межправительственному соглашению 1997 г. об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г.
Выполнялись обязательства перед частичными кредиторами, продолжался обмен непогашенного третьего транша облигаций внутреннего валютного займа (ОВЗЗ) на новые облигации. Свои обязательства по обсуждению внешней задолженности выполнил ряд субъектов РФ. Своевременное обслуживание внешнего долга стало возможным вследствие улучшения макроэкономической ситуации в стране и благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.
Глава 2. Структура внешнего российского долга
2.1.Внешние заимствования
Предельный объем государственного долга на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств.
Предельный объем государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом осуществляется реструктуризация государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (БК РФ, ст. 106, п. 2).
Таблица 3
Структура государственного внешнего долга
Наименование
1 января 2005 года
1 апреля 2005 года
1 июля 2005 года
млрд. долларов США
млрд. евро
млрд. долларов США
млрд. евро
млрд. долларов США
млрд. евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )
114,1
83,7
108,1
83,4
107,6
89,5
Задолженность странам - участницам Парижского клуба
47,5
46,2
46,0
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб
6,4
6,2
6,1
Коммерческая задолженность