бесплатные рефераты

Взимание земельного налога и налога на имущество физических лиц на территории Новосибирска

Главой 31 установлен новый порядок налогообложения земельных участков. Земельный налог является местным налогом, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого земельного участка.

Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму 10 000 рублей для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе:

- Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;

- инвалидов, имеющих III степень ограничения способностей к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 01.01.2005 без внесения заключения по степени ограничения способности к трудовой деятельности;

- инвалидов с детства;

- ветеранов и инвалидов ВОВ, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и др. категорий.

В Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» был с 01.01.2006 года также внесены изменения:

1) Ставки земельного налога, действовавшие в 2005 году применяются в 2006 году с коэффициентом 1,1 (кроме земель сельскохозяйственного назначения).

2) Налог на земли, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, составит 3% от ставки земельного налога, установленной органами местного самоуправления в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр в 1994 году или 62,72 коп. за квадратный метр в 2006 году.

3) Организации и граждане - собственники земельных участков в период проектирования и строительства жилья (кроме индивидуального) будут платить земельный налог с застраиваемого участка в двукратном размере в течение трех лет. Если жилищное строительство продолжается более трех лет налог с организаций и граждан будет взиматься в четырехкратном размере. Для индивидуального жилищного строительства, взимается в двукратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок.

4) Определены ставки земельного налога за земли, предоставленные под ИЖС.

5) Отменены статьи 18 и 19 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», в которых устанавливается порядок перечисления налога на счета соответствующих бюджетов.

Также с 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №117-ФЗ от 22.07.2006, в соответствии с которым предоставлена льгота по земельному налогу для резидентов особых экономических зон (п.9 ст.395 НК РФ).[24]

Налог на имущество организаций.

С 1 января 2005 г. осуществляется исчисление и уплата налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. [25]

Перечень объектов налогообложения дополнен с 1 января 2006 года объектами мобилизационного назначения и др. объектами особого назначения. [26]

С 1 января 2007 года вступили два Федеральных закона, которые упоминались ранее, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №117-ФЗ от 22.07.2006, «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов» №168-ФЗ от 20.12.2006, согласно которым предоставлена льгота по налогу на имущество организаций для резидентов особых экономических зон. В ст.381 НК РФ добавлен п.17, который освобождает от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. А также дополняется перечень имущества, не подлежащего налогообложению для судов, зарегистрированных в Реестре (ст. 381 НК РФ).[27]


Глава 2. Современное состояние местных налогов

 

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области сообщает, что налоговые органы с 2001 года поэтапно приступают к налогообложению жителей города - собственников имущества и земли и доводят до сведения следующую информацию о налогах на имущество и земельном налоге.

I. По налогам на имущество физических лиц

В соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" от 09.12.91г. № 2003-1, с последующими изменениями и дополнениями, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения:

жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налоги на строения, помещения и сооружения и водно-воздушные транспортные средства исчисляются налоговыми органами в процентах от инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений или минимального размера оплаты труда за каждую лошадиную силу мощности двигателя водно-воздушного транспортного средства, валовой вместимости или количества пассажиро-мест, на основании сведений об инвентаризационной оценке строений, представляемой органами БТИ г. Новосибирска и инспекциями по регистрации водно-воздушных транспортных средств.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Решением городского Совета г. Новосибирска от 25.10.2000г. № 371 "Об утверждении ставок налогов на имущество физических лиц: строения, помещения, сооружения и транспортные средства" были установлены следующие ставки налогов:

1. На строения, помещения и сооружения в зависимости от их суммарной инвентаризационной стоимости:

2. На транспортные средства:

Следует отметить, что ставки налога на строения, помещения и сооружения приняты горсоветом по максимальному, из предусмотренного Законом, пределу, без разделения строений по типу использования, качеству и иным критериям.

Ранее, до 01.01.01г., собственники квартир, жилых домов, дач, гаражей, садовых домиков, овощехранилищ, за исключением владельцев магазинов, предприятий общественного питания и бытового обслуживания, полностью льготировались, т.е. были освобождены от уплаты налога (Решение Горсовета от 17.11.99г. № 278).

В 2000 году Муниципалитетом города, при формировании бюджета на 2001 год, в целях изыскания источников пополнения бюджета, было принято решение о поэтапном отказе от предоставления льгот по налогам на имущество жителям города.

В соответствии с п. 7 Решения горсовета от 27.12.2000г. № 391 "О внесении изменений в приложение к Решению городского Совета от 17.11.99г. № 278 "О предоставлении налоговых льгот", граждане-собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей, садовых домиков, других строений полностью освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц, за исключением собственников имущества, имеющего суммарную инвентаризационную стоимость свыше 300 тыс. руб., собственников магазинов, предприятий общественного питания и бытового обслуживания, собственников, оформивших жилье под нежилые помещения и использующие их для получения доходов, собственников водно-воздушных транспортных средств с моторами мощностью более 80 лошадиных сил или 59 кВт.

Следует подчеркнуть, что предоставление налоговых (в Решении № 278) льгот собственникам водно-воздушных транспортных средств осталось без изменений.

Налогоплательщикам следует иметь ввиду, что начисление налогов на имущество осуществляется на основании записей в документах на право собственности. Если документ оформлен (зарегистрирован) на одного собственника, несмотря на то, что по гражданскому законодательству (Гражданский кодекс РФ от 21.02.94г. части I-II (с изменениями и дополнениями); Cемейный кодекс РФ от 29.12.95г. (с изменениями и дополнениями и т.д.) право на часть собственности имеют и другие члены семьи, налог будет исчислен только собственнику, на которого оформлен документ на право собственности.

При переоформлении документов на право собственности, с включением в них других собственников (т.е. собственность становится не единоличной, а совместной с определением долей или без) при обращении налогоплательщиков в налоговые органы им будет произведен перерасчет налога в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Так, за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников налог на имущество уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в строениях.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по согласованию между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого в соответствующих органах (Главном управлении воздушной авиации, инспекциях речного и морского пароходства, госинспекциях по маломерным судам и др.) зарегистрировано это транспортное средство.

При этом следует иметь в виду, что право на льготу, в соответствии с законом, имеет каждый из этих собственников, и сумма налога за транспортное средство уменьшается пропорционально сумме долей собственников, имеющих право на льготы.

Федеральным законом предусмотрены льготы пенсионерам, военнослужащим, инвалидам I и II групп, инвалидам детства, участникам ВОВ, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; налогом не облагаются дачные (садовые) домики площадью до 50 кв.м., владельцы моторных лодок с мощностью двигателя не более 10 л.с. и др. Для получения льгот граждане, имеющие на них право, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Особо следует отметить, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97г. № 122-ФЗ, вступившего в действие с 1 января 1999 года, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации.

Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

Таким образом, документы подтверждающие право собственности на недвижимость (строения, помещения, сооружения) - договоры приватизации квартир, договоры купли продажи, мены, дарения имущества и т.д., оформленные до 1 января 1999 года, также являются основанием для привлечения собственников имущества к налогообложению.

Примеры расчета налогов на строения, водные транспортные средства:

Например, если в собственности физического лица имеется: квартира стоимостью 230 тыс. руб.; гараж - 60 тыс. руб., овоще-хранилище - 18 тыс. руб. Суммарная инвентаризационная стоимость имущества составляет 308 тыс. руб. При ставке налога 0,3% от суммарной инвентаризационной стоимости сумма налога составит 924 рубля, к уплате по сроку 15 сентября - 462 руб., по сроку 15 ноября - 462 руб.

Например, при суммарной инвентаризационной стоимости имущества, находящегося в собственности одного физического лица, 503 тыс. руб. и ставке налога 2,0% сумма налога составит 10060 руб., которую плательщику в два срока равными долями по 5030 руб. предстоит уплатить в бюджет.

Например, если суммарная инвентаризационная стоимость имущества (квартира - 230 тыс. руб., коттедж - 600 тыс. руб., два гаража по 100 тыс. руб. каждый) составляет 1030 тыс. руб. и находится в общей совместной собственности 4-х собственников без определения долей, то доля каждого составит 1030000 : 4 = 257757,5 руб., т.е. каждый собственник льготируется в соответствии с Решением горсовета от 07.11.99г. № 278 (с изменениями и дополнениями).

Например, семья из трех человек имеет коттедж стоимостью 706928 руб., который зарегистрирован на главу семьи - мужа, и квартиру 4-х комнатную стоимостью 109493 руб. в совместно-долевой собственности всей семьи, в которой доля мужа составляет 0,635 (63,5%) или 69528 руб. Суммарная инвентаризационная стоимость имущества, принадлежащего мужу, составляет (706928 + 69528 = 776456 руб.). При ставке налога 2,0% сумма налога мужа составляет 15529 руб. За имущество стоимостью (109493 - 69528 = 39965 руб.), принадлежащее другим членам семьи, налог не уплачивается (льгота предоставлена Решением горсовета от 07.11.99г. № 278, с изменениями и дополнениями).

Например, физическое лицо имеет в собственности теплоход с мощностью двигателя 180 л.с. В соответствии с Законом, при МРОТ на 01.01.01г. - 100 руб. и ставке налога - 10 руб. за 1 л.с., сумма налога составит: 180 л.с. х 10 руб. = 1800 руб. и подлежит уплате в бюджет равными долями по 900 руб. в сроки 15 сентября и 15 ноября.

II. Земельный налог

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91г. № 1738-1, с последующими изменениями и дополнениями, собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором, договорные отношения регулируются Гражданским кодексом РФ (статьи 650-655).

При аренде земель, находящихся в государственной, муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы за землю по видам использования и категориям арендаторов (Решение горсовета г. Новосибирска от 18.04.96г. № 156, с последующими доп. и изм.).

Размер земельного налога не зависит от хозяйственной деятельности землепользователя и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади (кв.м., га) в расчете на год.

За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставки земельного налога установлены Законом в двукратном размере.

Налог за земли городов (поселков) занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным, муниципальным, индивидуальным (частный сектор), а также индивидуальными и кооперативными гаражами (овощехранилищами), в 2001 году взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 коп. за квадратный метр.

Что касается земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах городской (поселковой) черты, то земельный налог за эти земли в 2001 году взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 7,2 коп. за квадратный метр.

Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

Статьей 12 Закона РФ "О плате за землю" физическим лицам-землепользователям предусмотрены льготы по земельному налогу как по субъекту, так и по объекту.

По субъекту льготы предоставлены законом такие же, как и по налогам на имущество, однако есть и отличия.

Так, например, если по налогам на имущество льготы предусмотрены пенсионерам, то от уплаты земельного налога здесь эта категория граждан не освобождается, садовые домики площадью до 50 кв.м не облагаются налогом на имущество, а земля, необходимая для содержания этого домика, облагается земельным налогом и т.д.

Кроме того, в соответствии со ст. 14 Закона и ст. 56 Налогового кодекса РФ, органам местного самоуправления предоставлено право отдельным категориям землепользователей устанавливать дополнительные льготы, включая возможность не уплачивать налог вообще.

Ранее в г. Новосибирске физические лица, имеющие в собственности или пользовании земельные участки, земельным налогом не облагались и льготировались полностью на 100%. (Решения Новосибирского городского Совета депутатов от 24.04.95г. № 427; от 17.11.99г. № 278). Однако, Решением городского Совета от 25.10.2000г. № 372 в последнее Решение горсовета "О предоставлении налоговых льгот" от 17.11.99г. № 278 были внесены изменения и дополнения, в результате которых:

- граждане-собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей, садовых домиков, овощехранилищ, других строений, за исключением собственников магазинов, предприятий общественного питания и бытового обслуживания, собственников, оформивших жилье под нежилые помещения и использующих их для получения доходов, полностью освобождаются от уплаты земельного налога в пределах сумм налога, поступающих в бюджет города за земельные участки, занятые этой недвижимостью, и земельные участки, необходимые для ее содержания.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 27.12.2000г. № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (с изм. и доп.), в бюджетах городов (поселков) остается 50% от исчисленных к уплате сумм земельного налога.

Так, если в собственности или пользовании у физического лица находится 500 кв.м (0,05 га), то сумма налога рассчитывается следующим образом:

земельный налог = 500 кв.м ґ 14,4 коп./кв.м = 72 руб.

Из этой суммы, в соответствии с налоговым уведомлением, плательщиком должно быть перечислено на указанные казначейские счета налога на землю в сумме 36 рублей 50%).

Исчисление как налогов на имущество, так и земельного налога гражданам производится налоговыми органами, платежные уведомления вручаются плательщикам до 1 августа. Налоги уплачиваются в установленные законодательством сроки 15 сентября и 15 ноября, за несвоевременную уплату налогов за каждый день просрочки начисляется пеня в % по ставке равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Принудительное взыскание налоговых платежей и штрафных санкций производится с физических лиц в судебном порядке[28].

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91г. №1738-1 " О плате за землю" (далее - Закон) использование земли в РФ является платным. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются земельным налогом.

Плата за землю введена в целях:

стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель;

повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, у которых земля находится в собственности, владении или пользовании на территории России, являются плательщиками земельного налога. К физическим лицам относятся граждане РФ и лица без гражданства.

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные гражданам и организациям в собственность, владение или пользование.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, и исчисляется исходя из налогооблагаемой базы (площади участка, облагаемого налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Основанием для установления и взыскания налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Налог на земли городов устанавливается в соответствии со ст.8 Закона на основе средних ставок, которые для конкретного налога определяются и дифференцируются органами местного самоуправления.

Льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления установлены ст.12 Закона. Основными категориями льготников являются участники Великой Отечественной войны и другие граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" относятся к участникам Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.

Земельный налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления плательщику земельного участка.

Плательщиками налога на имущество физических лиц, согласно п.1ст.1 Закона Российской Федерации от 09.12.91г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. К нему относятся: 1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; 2) самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и др. водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налог на имущество платится ежегодно и исчисляется исходя из налоговой базы и ставок налога в соответствии со ст. 3 Закона, а также Решения Новосибирского городского совета от 25.10.00г. № 371 "Об утверждении ставок налогов на имущество физических лиц: строения, помещения, сооружения и транспортные средства".

При стоимости имущества до 300 тыс. руб. ставка налога 0,1%, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - 0,3%, свыше 500 тыс. руб. - 2,0%.

В соответствии с Решением городского совета от 27.12.00г. №391 "О внесении изменений в приложение к Решению городского совета от 17.11.99г. № 278 "О предоставлении налоговых льгот" собственники жилых домов и др. строений: магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, жилья, оформленного под нежилые помещения и используемого для получения доходов, платят налог в независимости от стоимости имущества по ставкам, указанным выше. Остальные граждане налог платят в том случае, если суммарная инвентаризационная стоимость имущества превышает 300 тыс.руб., а собственники водно-воздушных транспортных средств - если мощность двигателя более 80 лошадиных сил.

Налоговой базой для исчисления налога на водно-воздушные транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость, пассажиро-место. Налоговая база для исчисления налога на строения, помещения и сооружения - суммарная инвентаризационная стоимость имущества, определяемая органами технической инвентаризации на 1 января каждого года.

Льготы по налогам на имущество физических лиц установлены ст.4 Закона, основными льготниками являются: инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, военнослужащие (срок службы свыше 20 лет); пенсионеры (в соответствии с пенсионным законодательством РФ); граждане, выполнявшие интернациональный долг в странах, где велись боевые действия; лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; члены семей военнослужащих, потерявших кормильца и др.

Порядок уплаты физическими лицами земельного налога и налогов на имущество установлен ст.16 и 17 Закона РФ от 11.10.91г.

№ 1738-1 "О плате за землю" и ст. 5 Закона РФ от 09.12.91г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Исчисление этих налогов производится налоговыми органами. Налоговые уведомления об уплате налогов вручаются налогоплательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налогов производится налогоплательщиками равными долями в 2 срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налогоплательщик вправе уплатить налог досрочно. За несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов взимается пеня в размере равном одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за каждый день просрочки.


Глава 3. Проблемы и перспективы

Очередным этапом проведения налоговой реформы в России по планам Правительства должно стать принятие новых глав Налогового кодекса РФ, регламентирующих имущественные налоги. К ним относятся налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог и налог на наследование и дарение. Предполагается, что новые главы будут действовать до введения налога на недвижимость, которым указанные имущественные налоги будут заменены. Отметим, что единый налог намечается ввести до 2010 года. Таким образом, принятие указанного пакета законов рассматривается Правительством как промежуточный шаг по его введению.

В настоящее время доработанные имущественные законопроекты внесены в Правительство РФ. Напомним, что кабинет министров на своем заседании 27 февраля, одобрил их в целом, утвердив новые ставки налогов на имущество юридических, физических лиц, земельного налога и налога на наследование и дарение. Планируется, что проекты по новым главам Налогового кодекса будут окончательно скорректированы и представлены на рассмотрение нижней палаты парламента уже в весеннюю сессию. Как отмечают в бюджетном комитете Государственной Думы, законопроекты обязательно должны поступить на рассмотрение нижней палаты парламента в апреле, с тем, чтобы депутаты успели их рассмотреть перед версткой бюджета на очередной год.

Как уже отмечалось, в блок разрабатываемых имущественных законопроектов входит документ, вводящий в Налоговый кодекс новую Главу 31 - «Налог на имущество физических лиц». Рабочее название проекта «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Предусмотренный проектом налог заменит действующий в настоящее время аналогичный налог, порядок исчисления и уплаты которого регулируется Законом от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В соответствии с доработанной Минфином редакцией законопроекта, новый налог на имущество физических лиц вступит в силу с 1 января 2009 года, а не с начала 2008, как планировалось ранее.

В соответствии с законопроектом налог на имущество физических лиц по–прежнему будет устанавливаться в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Это означает, что он будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом на местном уровне самостоятельно будут определяться такие элементы налогообложения как налоговые ставки (в установленных Налоговым кодексом пределах), порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, представительные органы местного самоуправления могут также устанавливать дополнительные налоговые льготы для налогоплательщиков данного налога.

В соответствующей главе Налогового кодекса будут определяться налогоплательщики, объект налогообложения и некоторые другие элементы.

Так, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с готовящимся проектом признаются физические лица-собственники имущества, являющегося объектом налогообложения. При этом объектом налогообложения станут жилые дома, квартиры, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения, расположенные на территории соответствующего муниципального образования (города Москвы и Санкт-Петербурга).

Предполагается, что налоговая база, как и сейчас, будет определяться как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения. Но при этом порядок ее учета, действующий на сегодняшний день, существенно изменится. Имущество, находящееся в собственности граждан, будет оцениваться по цене, приближенной к рыночной стоимости, а не по ценам, определяемым сейчас бюро технической инвентаризации. Соответствующая методика расчета инвентаризационной стоимости имущества, приближенная к реальным рыночным ценам, уже подготовлена Госстроем РФ. Таким образом, база, с которой будет взиматься налог, существенно расширится.

Такой шаг, по мнению Правительства, позволит значительно, практически в 20 раз, снизить максимальную ставку налога. Именно такую цифру планируется заложить в законопроекте, установив максимальную ставку налога на имущество физических лиц в размере 0,1 процент, по сравнению с 2-процентной, действующей в настоящее время. При этом будет закреплена норма, предоставляющая возможность органам местного самоуправления устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от типа использования недвижимого имущества и категории налогоплательщиков.

Налоговым периодом согласно законопроекту признается календарный год. Сумма налога будет исчисляться по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Будет закреплена норма, в соответствии с которой представительный орган местного самоуправления при установлении налога будет вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу. Сумма налога и авансовый платеж по нему должен уплачиваться по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Новой главой будут установлены и правила исчисления налоговой базы при переходе права собственности, а также при создании, приобретении или уничтожении объектов недвижимого имущества. Кроме того, будут закреплены особенности исчисления налоговой базы в отношении имущества, находящегося в общей собственности. Так, например, в законопроекте будет содержаться положение, согласно которому налоговая база в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося в общей совместной собственности, будет определяться для каждого из налогоплательщиков в равных долях.

Что касается льгот по налогу на имущество физических лиц, то их перечень, согласно проекту, сократится. Это объясняется желанием Правительства оставить на федеральном уровне минимальное число льгот, предоставив при этом возможность устанавливать дополнительные льготы местным властям.

Так, проектом главы 31 НК планируется закрепить необлагаемый налогом на имущество физических лиц минимум. Сейчас планируется, что его размер будет составлять 500 тыс. руб., а не 100, как предлагалось ранее.

При этом будут указаны категории налогоплательщиков, которым на эту сумму может быть уменьшена налогооблагаемая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося у них в собственности. К ним, в частности, предлагается отнести Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена славы, инвалидов I группы, инвалидов с детства, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий и другие категории социально незащищенных слоев населения. Однако еще раз отметим, что местные власти могут вводить собственные льготные категории и повышать не облагаемую налогом сумму по своему усмотрению.


Заключение

Проведенное исследование местных налогов и путей совершенствования налоговых отношений между тремя уровнями бюджетной системы позволило получить следующие выводы теоретического и прикладного характера. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. После ряда изменений в НК РФ, к местным налогам следует относить – земельный налог, налог на имущество физических лиц, к региональным - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. На 2007 год состояние местных налогов находится в плачевном состоянии. Доля региональных налогов на конец 2006 года составила 4,3%, а местных всего 1,2%, что связано с отменой многих налогов. Существую меры и санкции за нарушение налогового законодательства: уклонение от уплаты налогов, просрочка платежей. Также существуют отсрочки и рассрочки платежей, невозможность наказания за одно и тоже нарушение. Для решения данных проблем необходимо увеличить доходность регионального народнохозяйственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы регионов, создание новой схемы районирования страны. Следует законодательно закрепить следующие положения: основные правила разграничения конкурирующей компетенции федерации и субъектов; принцип субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях; основы бюджетного выравнивания: цели и задачи, направления, по которым осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств; механизм участия субъектов федерации в формировании государственной федеральной региональной политики.


Список использованной литературы


Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1, 2. М.:ИКФ Омега-Л, 2003

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 № 126-ФЗ (с изм. и доп. от 9 июля 1999г., 27 декабря 2001 г., 30 декабря 2002г.)

Постановление Правительства РФ от 15.08.2002 №584 «Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2006 года» //www.openbudget.ru

Администрация Новосибирской область. Новости. Новосибирские власти продолжают диалог с бизнесом. 14 мая 2006 // www.nskland.ru

Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-апреле 2006 года // www. nalog.ru

В Новосибирской области увеличится транспортный налог. Новости. Новосибирск-ТР. 25.07.2006 //www.nsktr.ru

Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Новосибирск: Феникс, 2001

Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2004

Колчин С.П. Налогообложение. М., 2003

Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2002

Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1999

Лысов Е.А. особенности местного налогообложения в России и пути его совершенствования //Бухучет и налоги. 2005. № 8 //www.dis.ru

Налоговые доходы //www.fpcenter.ru

Налоговые правонарушения. Курс лекций. СПб. 2001

Новикова А.И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник. 2002. № 11

Об изменениях законодательства за 2006 год //www.nalog.ru

Основные итоги поступления администрируемых ФНС Росси налогов и сборов за январь 2007 года по Новосибирской области. 13.02.2007 //www.nalog.ru

Отраслевые новости. Новости рынка материалов. Новосибирский комбинат древесных плит попал в реестр лидеров экономики.21.01.2006//www.tdserver.ru

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2003

Пансков В.Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // налоговый вестник. 2003, № 12

Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2004

Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2006 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2007 года // www.nalog.ru

Поступление в бюджетную систему Российской Федерации администрируемых ФНС России доходов в январе-феврале 2007 года по Новосибирской области. 24.03.2007 //www.nalog.ru

Промышленный комплекс ЮФО. Новосибирскская область. ОАО «Новосибирский комбинат древесных плит» //www.prestige.info.ru

Расчеты ЦФП на основе данных Минфина РФ //www.fpcenter.ru

Региональные и местные налоги и сборы. М., 2003

Романовский М.В. Бюджетная система РФ. М., 2001

Романцов А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов // Финансы. 2002.№9

Симбирцев Александр. Главы Новосибирской области не справляются со сбором налогов. Агентство национальных новостей. 22.03.2007 //www.annewes.ru

Соловьев И.Н. Как избежать ошибок при налоговом планировании. Налоговые санкции. М.,2003

Стрельникова Светлана. «Серые» схемы – есть, а наказания нет //Главбух. 2005. № 18 //www.glavbukh.ru

Сысуев Сергей. В Новосибирской области увеличивается размер налога на игорный бизнес. Агентство национальных новостей. 1.08.2006//www.annews.ru

Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика //www. gks.ru

Формы установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные налоги //www.nalog.ru

Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2001

Взыскание налоговых санкций: коллизии порождают споры // Российская правовая газета «Экономика и Жизнь-Юрист». 2007.№4 //www.akdi.ru

Южакова Ирина. НКДП намерен стать миллиардером // Новосибирская правда. 18 сентября 2004 г. № 38/512 //www.vnsksk.ru

Чвыков И. Налог на имущество – по новым правилам // Экономика и жизнь //www.akdi.ru


Приложения

Приложение 1


Схема 1[29]


*) 113,3% - ИПЦ за январь-апрель 2006 года к январю-апрелю 2005 года.

147,5% - темп роста поступлений в целом по Российской Федерации.


Приложение 2


Таблица 1. Структура задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2007 года[30]


Задолженность

В том числе

Млрд. руб.

В % к итогу

Недоимка

Отсроченные (рассроченные) платежи

Реструктурированная задолженность

Приостановленные к взысканию платежи

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

Млрд. руб.

В % к итогу

Всего

В том числе:

754,1

100

246,4

100

0,3

100

21,5

100

485,8

100

по федеральным

налогам и сборам

656,0

87,0

191,7

77,8

0,1

28,5

18,2

84,8

446,0

91,8

по региональным

налогам и сборам

54,4

7,2

30,1

12,2

0,2

69,5

1,6

7,3

22,5

4,6

по местным налогам

и сборам

35,1

4,7

17,5

7,1

0,0

1,8

1,6

7,6

16,0

3,3

по налогам со специальным

налоговым режимом

8,5

1,1

7,1

2,9

0,0

0,1

0,1

0,3

1,4

0,3


Без учета задолженности территориальным дорожным фондам и по уплате пеней и налоговых санкций.


[1] Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1999. С. 15 - 19

[2] Налоговые правонарушения. Курс лекций. СПб. 2001. С. 5-13

[3] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2003. С. 3-5

[4] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 8., п. 1

[5] Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2002. С.50

[6] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 12

[7] Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2002. С.55

[8] Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2004.С 39

[9] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 14

[10] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 15

[11] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 14

[12] Об изменениях законодательства за 2006 год //www.nalog.ru

[13] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[14] Формы установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные налоги //www.nalog.ru

[15] Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2004. С. 18

[16] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.2. М.:ИКФ Омега-Л, 2003.

[17] Об изменениях законодательства за 2006 год //www.nalog.ru

[18] Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2006 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2007 года // www.nalog.ru

[19] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[20] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[21] Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2004. С. 21-24

[22] В Новосибирской области увеличится транспортный налог. Новости. 25.07.2006 //www.nsktr.ru

[23] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[24] Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2006 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2007 года // www.nalog.ru

[25] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[26] Об изменениях законодательства за 2006 год //www.nalog.ru

[27] Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2006 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2007 года // www.nalog.ru

[28] налогов на имущество физических лиц - содержится в Инструкции МНС РФ "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.99г. № 54 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.01.2000г., рег. № 2057); земельного налога - содержится в Инструкции МНС РФ от 21.02.2000г. № 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000г., рег. № 2183)

[29] Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-апреле 2006 года // www. nalog.ru

[30] Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика //www. gks.ru


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ