Характеристика и классификация расходов бюджета
Характеристика и классификация расходов бюджета
Содержание
Введение
1. Характеристика
расходов бюджета
2. Классификация расходов
бюджета
3. Расходы бюджетов РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Ведущую,
определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее
важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и
социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого
является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.
Основой
финансовой базы Российской Федерации является федеральный бюджет. Устойчивое
развитие экономики федеративного государства невозможно без наличия источников
финансирования реализации программ и проектов.
Благодаря
бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на
решающих участках экономического и социального развития, практически
использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования
экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно,
что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании
экономики государством.
На
величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов,
таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика
государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер
государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Бюджетной
системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России — федерального
бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов
местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.
Государственный
бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и
расходной.
Доходная
часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности
государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура
доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития
страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое
изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических
процессах.
Расходная
часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством
средствами т. д.
Цель
данной контрольной работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей
характеристики расходов бюджета Российской Федерации, а также основных
направлений расходов бюджета.
Задачи
работы диктуются поставленной целью:
-
дать понятие расходов бюджета Российской Федерации;
-
рассмотреть теоретические основы бюджета расходов и определить. Теоретической
основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи
следующих авторов: Ю.Н. Вавилова, Г.А. Поляк, О.В. Врублевский, М.В.
Романовский, В.Д. Фетисов, Дворкович А., Е. Шарипова и др.
Для
написания контрольной работы использовалась специальная литература,
периодические издания, методические рекомендации.
Структура
контрольной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка
литературы.
1.
Характеристика расходов бюджета
Расходы
бюджета – это
денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций
государственного и местного самоуправления.
Расходы
бюджета непосредственно связаны с функциями государства по управлению
общественным развитием, именно через них оказывается воздействие на
экономическое и социальное состояние общества.
Поэтому
структура расходов, особенно консолидированного и федерального бюджетов, в
значительной мере отражает структуру государственного управления, что
естественно, так как именно в системе ведомств и воплощаются
организационно-стабильные функции управления.
Расходования
средств бюджета производится в размерах и по адресам, определенным федеральным
законом, а также законами и другими нормативными актами субъектов Федерации и
муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год.
Основные
направления расходов бюджета:
-
государственное управление;
-
местное самоуправление;
-
судебная власть;
-
национальная оборона;
-
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
-
фундаментальные исследования и содействие НТП;
-
блок отраслевых расходов (промышленность, строительство, с/х и др.);
-
развитие рыночной инфраструктуры;
-
жилищно - коммунальное хозяйство;
-
образование, культура, искусство, кинематография, СМИ, здравоохранение и
физическая культура;
-
социальная политика;
-
обслуживание государственного долга;
-
расходы бюджетных и целевых фондов и др.
Одна
из сложных проблем бюджетного финансирования – разделения отдельных видов
расходов между отдельными уровнями бюджетной системы: федеральный, субъект
Федерации, местное самоуправление.
Существует
группа расходов, находящихся исключительно в ведении Федерации. То оборона,
международная деятельность и некоторые другие. Но большинство статей расхода
присутствуют в бюджетах всех уровней, что ставит вопрос о доле каждого уровня в
общей сумме данных расходов.
В
общем смысле ясно, что расходы, к примеру, на образование, социальную политику
и т.п. должны в большей мере осуществляться через бюджеты субъектов Федерации и
местные бюджеты. Но общего смысла недостаточно для определения конкретных сумм
расходов на эти цели во всех бюджетах.
Нужны
определенные методики, нормативы, договоренности между органами власти разного
уровня. Это сложный и, к сожалению, до конца не решенный вопрос. Сожаления
связано с тем, что нерешенность данного вопроса порождает конфликты и реальное
недовольство. Здесь предстоит еще большая работа по достижению
взаимоприемлемого для всех решения.
Можно
отметить, что имеется своеобразная симметрия трудностей в доходах и в расходах
бюджетной системы: это распределение и доходов, и расходов по уровням бюджетной
системы.
Эти
трудности связаны между собой и предполагают одновременное решение и в части
доходов, и в части расходов. Выделение трех уровней в бюджетной системе
приводит к тому, что в конкретном населенном пункте или одновременно. В любом
субъекте Федерации имеются объекты, финансируемые из федерального бюджета, а на
территории местного самоуправления могут быть учреждения и организации,
финансируемые из бюджета субъекта Федерации. Это обстоятельство важно иметь в
виду, когда сравниваются уровни бюджетных расходов на одного жителя в разных
областях и районах.
Расходы
бюджета включают и предоставление ссуд.
Последние
бывают внутренними – это ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям
отдельных отраслей, инвестиционные кредиты, зарубежные кредиты (которые
выделяются хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства) и внешними
– это ссуды, относящиеся к компетенции федерального уровня, государственные
кредиты странами СНГ и зарубежным государствам.
2.
Классификация расходов бюджета
Социальные
расходы —
это расходы на образование, подготовку профессиональных кадров, культуру и
искусство, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальные
программы.
Экономические
расходы включают
расходы на:
•
содержание, поддержку и расширение государственного сектора экономики
(субсидии, дотации убыточным предприятиям, государственные коммуникации и
т.д.);
•
государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной
инфраструктуры (жилье, социальная сфера);
•
внешнеэкономическую деятельность;
•
обслуживание государственного долга;
•
прочие расходы экономического характера.
В
целом они имеют тенденцию к росту, однако особое внимание должно быть обращено
на контроль за результативностью данных расходов и состоянием статьи по
обслуживанию долга. Снижение отдачи, как и рост выплат по займам,
представляются нежелательными тенденциями, способными в перспективе привести к
серьезным социально-экономическим проблемам и негативным последствиям.
К
расходам государственного бюджета относятся:
Обязательные
расходы
•
Государственное управление;
•
Обеспечение правопорядка;
•
Содержание вооруженных сил;
В
настоящее время размеры и структура обязательных расходов зависят от множества
факторов:
•
характера внутреннего государственно-экономического устройства, его прочности;
•
действующего правопорядка, способов его поддержки (силового или
демократического);
•
стабильности международного государственного устройства, постоянства и
характера обеспечения неприкосновенности границ.
Социальные
расходы
•
Содержание нетрудоспособных и малоимущих;
•
Социально-культурные мероприятия;
Экономические
расходы
•
Создание и содержание государственной инфраструктуры;
•
Финансирование государственных организаций;
•
Экономическое регулирование и контроль;
Кроме
рассмотренных, существуют еще две группы расходов: резервы и прочие расходы и
средства, передаваемые нижестоящим бюджетам.
Они
объединяют различные дотации, резервы, субвенции дотационным регионам для
финансирования функций органов власти субъектов Федерации и местных органов
власти.
Согласно
государственному устройству и бюджетной системе РФ расходы страны распределены
на федеральные, субъектные и местные.
Их
формирование строится на базе минимальных государственных социальных стандартов
и нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, а также на
единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
Различают
три структуры расходов бюджета:
·
функциональную;
·
экономическую;
·
ведомственную;
Бюджетную
классификацию расходов можно представить в виде схемы:
Классификация
расходов государственного бюджета РФ
Функциональная
классификация –
группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных
средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет
четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды
расходов.
Разделы:
·
государственное
управление и местное самоуправление;
·
судебная
власть;
·
международная
деятельность;
·
национальная
оборона;
·
правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности государства;
·
фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
·
промышленность,
энергетика и строительство;
·
сельское
хозяйство, рыболовство и др.
Разделы
делятся на подразделы.
Так, раздел
«Международная деятельность» состоит из следующих подразделов:
-
международное сотрудничество;
- участие в
миротворческой деятельности;
- реализация
межгосударственных договоров в рамках СНГ;
-
международные культурные, научные и информационные связи;
-
экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.
Ведомственная
классификация
– это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по
главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель
средств – руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право
распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и
получателям бюджетных средств.
Экономическая
классификация
– группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию,
отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет
свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре
уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы,
предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Расходы
бюджетов в зависимости от их экономического содержания бывают: текущие и
капитальные.
-
текущие — включают все остальные
расходы, не вошедшие в бюджет развития;
предназначены
для функционирования органов власти, бюджетных учреждений, оказания
государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в
форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.
В категорию
«Текущие расходы» включаются следующие группы:
·
закупки
товаров и услуг;
·
выплаты
процентов;
·
субсидии
и текущие трансферты;
·
оплата
услуг по признанию прав собственности за рубежом.
В
свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные
статьи:
·
оплата
труда государственных служащих;
·
начисления
на оплату труда;
·
приобретение
предметов снабжения и расходных материалов;
·
командировки
и служебные разъезды,
·
оплата
транспортных услуг,
·
оплата
услуг связи,
·
оплата
коммунальных услуг,
·
оплата
геологоразведочных работ и др.
Предметные
статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное
распределение доходов бюджета.
Закупки
товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда
осуществляются на основе контрактов.
В
расходной части бюджетов предусматриваются резервные фонды органов
исполнительной власти и местного самоуправления.
Средства
резервных фондов используются на непредвиденные расходы, в том числе на
проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных
бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Капитальные
расходы –
это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную
деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет
развития. Капитальные расходы имеют следующие группы:
- капитальные
вложения в основные фонды,
- создание
государственных запасов и резервов,
-
приобретение земли и нематериальных активов,
- капитальные
трансферты.
В категорию
«Предоставление кредитов за вычетом погашений» включается группа
«Предоставление кредитов».
3.
Расходы бюджетов РФ
Согласно
Бюджетному кодексу РФ из федерального бюджета финансируются:
•
общегосударственное управление;
•
федеральная судебная система;
•
международная деятельность;
•
национальная оборона и правоохранительная деятельность;
•
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
•
государственные инвестиции в промышленность, энергетику, строительство,
сельское хозяйство, транспорт;
•
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального
масштаба;
•
исследование и использование космического пространства;
•
федеральные бюджетные учреждения социальной сферы;
•
обслуживание и погашение государственного долга РФ;
•
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату
государственных пенсий и пособий;
•
формирование федеральной собственности и пополнение государственных запасов,
фондов и резервов;
•
реализация решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов
или уменьшению доходов бюджетов других уровней, а также осуществление отдельных
государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
•
выборы и референдумы РФ;
•
финансовая поддержка субъектов РФ;
•
другие расходы.
Аналогичные
мероприятия финансируются совместно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
РФ. Распределение совместных расходов определяется Правительством РФ. При
исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование
указанных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в
порядке межбюджетных отношений.
При
реализации федеральных целевых программ допускается финансирование из
федерального бюджета закупок товаров для учреждений, находящихся в ведении
субъектов РФ и муниципальных образований.
На
протяжении трех лет прослеживается относительно стабильная тенденция роста
средств, направляемых на финансирование сугубо государственных функций
(управление, международная деятельность, судебная власть), а также снижения
расходов на производственный сектор государственной экономики (промышленность,
сельское хозяйство). При этом резко выделяются повышение расходов на социальную
политику и финансовую помощь бюджетам других уровней, а также снижение затрат
на обслуживание госдолга, национальную оборону и целевые бюджетные фонды.
Заключение
Как
мы отметили выше содержание и характер расходов бюджета государства
определяются особенностями социально-экономического и государственного
устройства страны, а также спецификой конкретного исторического этапа развития.
В
то же время любое государство независимо от каких-либо факторов объективно
осуществляет расходы на финансирование традиционных (обязательных) функций, а
именно: государственного управления, обеспечение правопорядка и сохранение
действующего государственного устройства, содержание вооруженных сил
(национальная оборона) для сохранения или расширения государственных границ,
реализации государственной политики силовыми средствами.
Переходящая
из поколения в поколение стабильность внутригосударственного устройства и
правопорядка (многие страны Западной Европы), система традиционных обычаев в
социальных отношениях людей (низкий уровень преступности, особенно краж в
частном секторе) позволяют не только не увеличивать, но даже сокращать расходы.
И
наоборот, в странах с резко обострившейся криминальной обстановкой (государства
бывшего СССР) расходы на обеспечение правопорядка имеют устойчивую тенденцию к
росту. При отсутствии спорных пограничных вопросов, длительной стабильности
границ государств нет необходимости в значительных финансовых расходах на
содержание крупных вооруженных сил (например, Швейцария и некоторые другие
государства, не обремененные политикой силового решения международных проблем).
И
лишь первая статья — финансирование управления — согласно известным законам
Паркинсона имеет четко выраженную тенденцию к росту как в абсолютном, так и
относительном выражении.
Список использованной литературы
1. Бункина М.К., Семенов
В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2002г.
2. Вавилов Ю.Н. Финансы. М.:
Финансы и статистика, 2005г.
3. Врублевский О.В.,
Романовский М.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.:
Юрайт, 2000г.
4. Дворкович А., Шарипова Е.
Государственная финансовая политика в 2006 году //Вопросы экономики. 2006. №4.
5. Ковалева А., Баранникова
Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006г.
6. Поляк Г.А. Бюджетная
система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.
7. Сидорович О.А. Бюджетное
устройство в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005г.
8. Фетисов В.Д. Бюджетная
система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- 367 с.
|