Отношения форм
собственности играют одну из основополагающих ролей в развитии и становлении
государства.
Акционерная форма
собственности – одна из форм собственности, на которых базируются
производственные отношения, являющиеся, в свою очередь, экономической основой
правового государства.
Акционерные общества (далее АП) явились результатом длительного, исторического
развития форм коммерческих организаций. Наибольшее развитие они получили в
условиях рыночных отношений. В силу ряда присущих им черт (о которых подробнее
будет сказано в последующих разделах данной работы) акционерные предприятия
стали фактически наиболее массовой формой коммерческих организаций во всех
развитых странах.
В этой
связи естественным является тот факт, что при переходе российского общества к
рыночной экономике значительная роль отведена акционерным предприятиям,
позволяющим участвовать в инвестиционном процессе, наряду с предпринимателями,
и значительному количеству простых граждан, а также способствующим
перераспределению капиталов в экономике страны по наиболее продуктивным сферам
хозяйствования. Акционерное предприятие является в настоящее время
преобладающей по своему количеству организационно-правовой формой коммерческих
организаций в России (до 60 % от числа зарегистрированных коммерческих
организаций в стране).
Соответственно,
изучение тенденций развития данной формы собственности, анализ особенностей её
видов, правового положения всегда будет иметь положительный результат, как в
целом - для понимания общей системы гражданских правоотношений, так и в частности
– применительно к конкретному юридическому лицу.
В Российской империи развитие
акционерного дела шло с существенным отставанием от передовых европейских
стран. Попытка впервые внедрить на российской земле акционерные предприятия
была предпринята Петром Первым сразу же по его приезде из первой его поездки в
Европу в 1699 году. Но этот указ не привел к образованию акционерных
предприятий. В 1739 году Л. Лангом был составлен проект предприятия для
торговли с Китаем. Сенат рассмотрел проект и вынес решение о начале записи в
Коммерц-коллегии всех лиц, пожелавших участвовать в компании, с указанием
размера вкладываемого капитала. Однако на призывы правительства никто не
откликнулся. То же самое повторяется в 1740 и 1741 году. Ученые придерживаются
по этому поводу мнения, что крупные капиталисты того времени были поставлены в
исключительно привилегированное положение, их свобода была чрезмерна и
посуществу безответственна. Смысла объединяться не было. Впервые перешли от
проектов к делу в 1757 году, когда была создана Российская Константинопольская
компания. В 1758 году создали компанию Персидского торга.
В 1794 году была создана знаменитая
Русско - Американская компания. Она образовалась из частных промысловых
обществ, появившихся после открытия Алеутских островов и северо - западного
побережья Америки в 1741 году. Указом от 8 июля 1799 года это предприятие было
принято под Высочайшее покровительство. С 1822 по 1855 год в России возникло
не более 81 акционерной компании. По официальным сведениям, в 1876 году в
России было 550 акционерных предприятий.
Спекуляции акциями и массовые
банкротства в России не имели таких масштабов как в Европе. Во много это
определялось жестким контролем государства за процессом создания акционерных
предприятий и высокой стоимостью акций (цена акции составляла от 50 до 1000
рублей, наибольшее распространение получили акции номинальной стоимостью 250
рублей - эта сумма была сопоставима с годовым заработком
высококвалифицированного рабочего).
Российское законодательство,
призванное регулировать акционерные отношения, вплоть до 1917 года не было
настолько развито, как того требовало время. Практически все нормы права,
регулирующие порядок создания и деятельность акционерных предприятий,
содержались во втором отделении главы "О товарищества" ч.1 т. 10
Свода Законов Российской Империи. Второе отделение, называвшееся "О
товариществах по участкам или компаниях на акциях", представляло собой мало
измененную копию Положения "О компаниях на акциях" 1836 года.
Многочисленные попытки усовершенствования акционерного законодательства неоднократно
предпринимались во второй половине 19 века. Так, в 1859 году Министерством
финансов были начаты работы по подготовке нового Положения "О
товариществах по участкам или акционерных предприятиях", которые были
завершены в 1867 году. В том же году этот проект был отвергнут Государственным
Советом. Следующий проект, разработанный за два года (1870 - 1872), даже не дошел
до рассмотрения на Государственном Совете. В дореволюционной России
акционерные предприятия создавались в разрешительном порядке, что влекло за
собой длительную процедуру согласования их уставов в Комитете министров, а
иногда, и в Государственном Совете. Профессор Петражицкий Л. И. отмечал, что в
этот период положение акционерных предприятий регулировалось не нормами Свода
Законов, а административными предписаниями, издаваемыми отдельно для каждого
вновь возникающего предприятия в процессе утверждения его устава и далеко
отступающими от общего закона. Эти предписания образовывали "что-то вроде
обычного административного акционерного права, существующего независимо от
действующего общего закона и вопреки ему".
Русское дореволюционное
законодательство допускало возникновение акционерных предприятий, преследующих
как торговые, так и неторговые цели. Это вытекает из смысла ст. 2191 т. 10
Свода Законов. Тарасов И. Т. также придерживается мнения о допустимости
акционерной формы для организаций культуры и просвещения (театры, музеи,
библиотеки, больницы, учебные заведения). К 1916 году в России было учреждено
2956 акционерных предприятий с капиталом 5,5 млрд. рублей. В первые годы
советской власти существование негосударственных коммерческих компаний было
исключено, и только необходимость заставила новую власть пойти на правовое
признание акционерных предприятий. 1 января 1923 года вступил в силу ГК РСФСР в
котором 45 статей (ст. 322-366) были посвящены акционерным предприятиям. ГК
установил разрешительную систему учреждения акционерных предприятий, общество
могло выпускать именные акции и на предъявителя. К 1925 году в стране было
учреждено 161 акционерное предприятие с общей суммой основного капитала 285315
тыс. рублей. Подавляющую их часть составляли смешанные и государственные: на их
долю приходилось около 80% предприятий, а совокупный размер их капитала
составлял 151402 тыс. рублей. С 1929 года в СССР акционерные предприятия
прекратили свое существование и на долгие 70 лет эта форма юридического лица не
существовала в нашей стране.
В соответствии с Федеральным
законом РФ от 24.11.95 ( в ред. От24.05 99 №101-ФЗ) «Об акционерных
предприятиях» акционерным предприятием является организация, созданная на
основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе и
иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью
удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Предприятия
осуществляют любые виды деятельности, за исключением запрещенных
законодательством РСФСР. Хозяйственная деятельность предприятий в оборонных
отраслях промышленности, в отраслях, занятых добычей драгоценных и редких
металлов, минералов, сырья, леса, пушнины, осуществляется с разрешения Совета
Министров РФ.
В целях защиты интересов государства
и в связи с общественной необходимостью Совет Министров РФ может определить
также другие отрасли, в которых осуществление хозяйственной деятельности для
предприятий ограничивается. Акционерные предприятия создаются без ограничения
срока деятельности, если иное не оговорено в их уставе. Предприятия являются
юридическими лицами, имеют фирменное наименование, зарегистрированный фирменный
знак, печать со своим наименованием и фирменным знаком. Права юридического лица
предприятие приобретает с момента его регистрации.
Акционерные предприятия обладают
полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы
управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты
труда, распределения чистой прибыли. Предприятие вправе совершать все
действия, предусмотренные законом. Деятельность акционерного предприятия не
ограничивается оговоренной в уставе.
Акционерные предприятия могут иметь
представительства, филиалы на территории РФ и за границей, а также участвовать
в капитале других предприятий. Акционерное предприятие может быть открытым или
закрытым, что отражается в уставе. Акции открытого предприятия могут
переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого
предприятия могут переходить от одного лица к другому только с согласия
большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе. Акционеры отвечают по
обязательствам предприятия в пределах личного вклада в капитал.
Акционерная собственность -
это закономерный результат процесса развития и трансформации частной
собственности, когда на определенном этапе развития масштабы производства,
уровень технологии, система организации финансов создают предпосылки для
принципиально новой формы организации производства на базе добровольного
участия акционеров.
Акционерная форма позволяет
привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами
не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью.
Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада вместе с
высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма
перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение
достижений научно-технического прогресса. Имеется также множество других
положительных сторон акционерной формы собственности, делающие ее поистине
универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность
ограничить масштабы ответственности предпринимателя.
Последнее обстоятельство
особенно важно в условиях нестабильной экономики, когда непредвиденная
обстановка производства может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение
у которых может не хватить всего имеющегося имущества. Подобной ответственности
подвергаются индивидуальные предприниматели и некоторые юридические лица,
имеющие другую организационно-правовую форму. Акционерные предприятия позволяют
более эффективно использовать материальные и другие ресурсы, оптимально сочетать
личные и общественные интересы всех участников.
Акционерные предприятия представляют
собой наиболее совершенный правовой механизм по организации экономики на основе
объединения имущества частных лиц, корпораций различного вида и иных органов.
Основными чертами этого вида предприятия являются:
разделение акционерного капитала на
равномерные, свободно обращающиеся доли - акции;
ограничение ответственности
участников по обязательствам предприятия только взносами в капитал предприятия;
уставная форма объединения, позволяющая
легко менять число участников и размеры акционерного капитала;
отделение общего руководства от
управления самим предприятием, которое сосредоточивается в руках особого органа
– единоличного и/или коллегиального (правления (дирекции) предприятия).
Акционерные предприятия имеют ряд
преимуществ по сравнению с другими формами собственности.
Во-первых, общество имеет
возможность привлекать средства акционеров для пополнения уставного фонда и
расширения своей деятельности, причем эти средства не подлежат возврату (за
исключением полной ликвидации предприятия), так как акции обществом не
выкупаются, а лишь перепродаются другим акционерам.
Во-вторых, общее руководство
деятельностью предприятия отделено от конкретного управления, что позволяет
нанимать и выбирать наиболее подходящих управляющих, директоров, заставляет
акционеров серьезно относиться к подбору управляющего персонала, так как каждый
акционер отвечает за эффективную работу предприятия вложенными средствами.
В-третьих, создается
возможность реального превращения всего трудового коллектива предприятия в
собственников путем приобретения каждым из них акций предприятия.
В-четвертых, имеется
возможность привлечь в состав акционеров своих постоянных контрагентов,
создавая при этом общую заинтересованность в результатах деятельности
предприятия. Также и само предприятие может приобрести ценные бумаги других
обществ, образуя при этом целые сети заинтересованных в работе друг друга
организаций, связанных отношениями собственности и правом участия в управлении.
Таким образом, акционерное
предприятие, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает
уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом
заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение
акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со
стороны акционеров.
Акционерное предприятие
- одна из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического
лица. В нем предполагается наличие нескольких органов управления,
внутреннего и внешнего контроля, органов общего собрания,
распределение между ними компетенций, установление порядка принятия этими органами
решений, определение возможности действия их от имени предприятия,
определение ответственности за причиненные убытки. Федеральный закон
"Об акционерных предприятиях" ввел ряд общеобязательных требований
к органам акционерного предприятия. При приведении учредительных и иных
документов в соответствие с требованиями закона, в первую очередь необходимо
выбрать оптимальную для вашего предприятия структуру органов управления и
рационально распределить между ними полномочия. В акционерном предприятии
создаются следующие органы, через которые это юридическое лицо осуществляет
свои функции.
Органами
управления являются:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров (наблюдательный
совет);
- единоличный исполнительный орган
(генеральный директор, правление);
- коллегиальный исполнительный орган
(исполнительная дирекция, исполнительный директор);
- ликвидационная комиссия.
Орган внутреннего
контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью предприятия
- ревизионная комиссия.
Постоянно действующий орган
общего собрания - счетная комиссия.
Высшим органом управления предприятием
является общее собрание акционеров. Через участие в нем владельцы голосующих
акций реализуют право на участие в управлении делами предприятия. Однако
высший орган не означает всесильный. В отличие от принципов
партийно-профсоюзной демократии, когда собрание могло рассмотреть
любой вопрос деятельности данной организации, компетенция общего
собрания акционеров жестко ограничена. Собрание акционеров может
рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены
Федеральным законом "Об акционерных предприятиях" к его
компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен по
усмотрению самих акционеров. Закон устанавливает, что "Общее собрание
не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его
компетенции настоящим Законом"
Компетенция общего собрания
не может быть расширена, но может быть сужена уставом предприятия.
Вопросы, отнесенные Законом к компетенции общего собрания, разделены на
три группы
Первая - вопросы,
составляющие исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть
переданы в компетенцию совета директоров и исполнительных органов предприятия.
Вторая - вопросы,
которые хотя и отнесены Законом к исключительной компетенции общего
собрания, но, тем не менее, могут быть переданы в ведение совета
директоров. (Образование исполнительного органа предприятия и
досрочное прекращение его полномочий; принятие решения об увеличении
уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав предприятия.)
Третья - вопросы, которые из
ведения общего собрания могут быть переданы либо совету директоров,
либо исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу.
Четвертая - вопросы,
решения по которым наряду с общим собранием могут принимать и другие
органы предприятия (принятие решений о проверке финансово-хозяйственной
деятельности предприятия ревизионной комиссией или аудитором).
В уставе может содержаться
еще одно ограничение на право общего собрания принимать решения по определенным
вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может
рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров
(если иное не предусмотрено уставом).
Закон,
определив максимально допустимый набор органов управления, оставил
акционерам возможность выбора различных вариантов их "компоновки".
Уставной
капитал предприятия составляется из номинальной стоимости акций предприятия,
приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций
должна быть одинаковой. Уставной капитал предприятия определяет минимальный
размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов.
Предприятие
вправе размещать обыкновенные акции, а также один или несколько типов
привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных
акций не должна превышать 25 % от уставного капитала предприятия.
Уставом предприятия
должны быть определены количество и номинальная стоимость акций, приобретенных
акционерами (размещенные акции).
Уставом предприятия
могут быть определены количество и номинальная стоимость акций, которые предприятие
вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции).
Уставом предприятия должны быть определены права, предоставляемые акциями предприятия
каждой категории, которые оно размещает. При отсутствии указанных положений в
уставе предприятие не вправе размещать дополнительные акции таких категорий. Уставом
предприятия могут быть определены порядок и условия размещения предприятием
объявленных акций.
В случае
размещения предприятием ценных бумаг, конвертируемых в акции определенной
категории, количество объявленных акций этой категории должно быть не менее
количества, необходимого для конвертации в течение срока обращения этих ценных
бумаг. Предприятие не вправе принимать решения об ограничении прав,
предоставляемых акциями, в которые могут быть конвертированы размещенные предприятием
ценные бумаги, без согласия владельцев этих ценных бумаг.
Каждая
обыкновенная акция предприятия предоставляет акционеру - ее владельцу
одинаковый объем прав.
Акционеры – владельцы
обыкновенных акций предприятия могут в соответствии с законом “Об акционерных
предприятиях” и уставом предприятия участвовать в общем собрании акционеров с
правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на
получение дивидендов, а в случае ликвидации предприятия – право на получение
части его имущества.
Акционеры –
владельцы привилегированных акций предприятия не имеют права голоса на общем
собрании акционеров, если иное не установлено законом или уставом предприятия
для определенного типа привилегированных акций предприятия. Привилегированные
акции предприятия одного типа предоставляют акционерам - их владельцам одинаковый
объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость.
В уставе предприятия
должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при
ликвидации предприятия (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям
каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в
твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости
привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по
привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом предприятия
установлен порядок их определения.
Владельцы
привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право
на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций. Если уставом предприятия
предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, то уставом предприятия
должна быть также установлена очередность выплаты дивидендов и ликвидационной
стоимости по каждому типу привилегированных акций. Уставом предприятия может
быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по
привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен в
уставе, накапливается и выплачивается впоследствии (кумулятивные привилегированные
акции). В уставе предприятия могут быть определены также возможность и условия
конвертации привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или
привилегированные акции иных типов.
Акционеры -
владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с
правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации предприятия.
Акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают
право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении
изменений и дополнений в устав предприятия, ограничивающих права акционеров -
владельцев этого типа привилегированных акций, включая случаи определения или
увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям
предыдущей очереди, а также предоставления акционерам - владельцам иного типа привилегированных
акций преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной
стоимости акций.
Акционеры -
владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по
которым определен в уставе предприятия, за исключением акционеров - владельцев
кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании
акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с
собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором не было
принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной
выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Право акционеров -
владельцев привилегированным акциям такого типа участвовать в общем собрании
акционеров прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов
в полном размере.
Акционеры -
владельцы кумулятивных привилегированных акций определенного типа имеют право
участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его
компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием
акционеров, на котором должно было быть принято решение о выплате по этим
акциям в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение не было
принято ил было принято решение о неполной выплате дивидендов. Право акционеров
- владельцев кумулятивных привилегированных акций определенного типа
участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента выплаты всех
накопленных по указанным акциям дивидендов в полном размере.
Устав предприятия
может предусматривать право голоса по привилегированным акциям определенного
типа, если уставом предприятия предусмотрена возможность конвертами акций этого
типа в обыкновенные акции. При этом владелец такой привилегированной акции
обладает количеством голосов, не превышающим количество голосов по обыкновенным
акциям, в которые может быть конвертирована принадлежащая ему привилегированная
акция.
Несмотря на
принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 120-ФЗ "О внесений изменений
и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных предприятиях" (далее
- Закон № 120-ФЗ) применение норм Федерального закона "Об акционерных
предприятиях" в новой редакции (далее - Закон об АП) по-прежнему вызывает
много проблем. Некоторые из них порождены собственно Законом № 120-ФЗ. В
октябре 2002г. в Закон об АП вновь были внесены изменения, касающиеся порядка
выплаты дивидендов. Правда, в связи с пассивной дивидендной политикой
большинства российских акционерных предприятий последние поправки не столь
актуальны. Хотя они могут стать таковыми в перспективе.
1.
Предъявление, представление - одно и то же?
Прежде всего
хотелось бы остановиться на проблеме, возникшей из-за достаточно простой
терминологической ошибки. Суть ее заключается в том, что п. 2 и 6 ст. 55 Закона
об АП содержат два различных основания для начала течения сроков, связанных с
подготовкой и проведением общего собрания акционеров. Так, согласно п. 2 срок,
в течение которого должно быть проведено внеочередное общее собрание
акционеров, исчисляется с момента представления требования об его проведении. А
срок, установленный п. 6 для принятия советом директоров решения о созыве
внеочередного общего собрания акционеров или отказе в его созыве, исчисляется с
момента предъявления требования. Поскольку сам Закон об АП не разъясняет, что
следует понимать под моментами представления и предъявления требования, на
практике могут возникнуть определенные трудности. В этой связи важно найти выход
из создавшейся ситуации. Начнем с момента предъявления. Ответ на вопрос, что
такое момент предъявления требования, можно найти в п. 2.6 Положения о
дополнительных требованиях, согласно которому под данным моментом понимается
следующая дата:- если предложение направлено простым письмом - дата, указанная
на оттиске календарного штемпеля, подтверждающего дату получения почтового
отправления; - если предложение направлено заказным письмом - дата вручения
почтового отправления адресату под расписку;- если предложение направлено по
электронной почте, электрической связи или иным способом, предусмотренным
уставом или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность
общего собрания, - дата, определенная уставом или иным внутренним документом
общества, регулирующим деятельность общего собрания. Таким образом, Положение о
дополнительных требованиях в целом решило проблему определения даты начала течения
срока, установленного п. 6 ст. 55 Закона об АП. Остался только один вопрос -
определить дату, указанную на оттиске календарного штемпеля, подтверждающего
дату получения почтового отправления. Иначе обстоит ситуация с определением
момента представления требования, о котором идет речь в п. 2 ст. 55 Закона об
АП. Лишь с относительной точностью ответ на данный вопрос можно получить из п.
2.1 Положения о дополнительных требованиях, где установлен порядок представления
предложений о внесении вопросов в повестку дня и предложений о выдвижении
кандидатов в органы управления и иные органы общества (далее - предложения). В
соответствии с указанным пунктом предложения могут быть представлены путем: -
направления почтовой связью; - вручения под роспись уполномоченному лицу; -
направления иным способом, предусмотренным уставом или иным внутренним документом.
Чтобы определить момент представления требования о проведении внеочередного
общего собрания акционеров (далее - требования), необходимо проанализировать
каждый из перечисленных способов. Итак, при направлении почтовой связью моментом
представления требования может быть дата, указанная на оттиске календарного
штемпеля, подтверждающего дату отправки либо получения почтового отправления. Поскольку
начало течения срока определено в нормативном документе неточно, разумно
попытаться уложиться в сроки проведения внеочередного общего собрания
акционеров исходя из того, что моментом представления требования является дата,
указанная на оттиске календарного штемпеля, подтверждающего дату отправки
почтового отправления. Учитывая тот факт, что максимальные контрольные сроки
прохождения почты составляют 11 дней, это вполне осуществимо. Единственным
условием здесь выступает оперативный созыв и проведение совета директоров по
вопросу созыва собрания. В случае вручения требования под роспись уполномоченному
лицу моментом его представления однозначно является дата такого вручения. Момент
представления требования, направленного иным способом, указанным в уставе или
внутренних документах, определяется исходя из способа представления требования.
Целесообразно определять момент представления требования в этих же документах,
чтобы избежать неоднозначности. Резюмируя вышесказанное, определение момента
представления требования вызывает затруднения и в теории, и на практике. А ведь
от установления этого момента зависит начало течения срока для проведения
внеочередного общего собрания акционеров. Не исключен и тот факт, что Закон об
АП под терминами "представление" и "предъявление" подразумевает
одно и то же. Тогда следует руководствоваться правилами, закрепленными в п. 2.6
Положения о дополнительных требованиях. Однако изложенная позиция должна найти
подтверждение в арбитражном суде. В любом случае, отсутствие определения
терминов "представление" и "предъявление" в самом Законе об
АП создает благодатную почву для споров по данному вопросу. Тем более что все
неточности, пробелы и коллизии норм Закона Об АП умело используются акционерами
при участии в корпоративных конфликтах.
2. Возможность
выдвигать предложения и кандидатуры акционерами к внеочередному общему собранию
акционеров
Законом об АП
предусмотрены процедуры внесения вопросов в повестку дня годового общего
собрания акционеров и выдвижения кандидатов в органы АП. При проведении
внеочередного общего собрания акционеров (далее - ВОСА) такой порядок
установлен только в отношении выдвижения кандидатов для голосования по выборам
в совет директоров и только в том случае, если формирование этого органа
осуществляется кумулятивным голосованием. Здесь стоит задуматься, отсутствие
процедур для внесения предложений акционеров к ВОСА по другим вопросам означает
отсутствие у акционеров таких прав либо просто свидетельствует о неимении в
Законе об АП механизма их реализации? Изучая Закон об АП и сталкиваясь с данной
проблемой на практике, можно сделать следующие выводы. В соответствии с
конституционными нормами права граждан, включая акционеров, могут быть ограничены
только федеральными законами и в той мере, в какой это необходимо для защиты
прав и законных интересов других лиц. С одной стороны, в Законе об АП нет
нормы, ограничивающей право акционеров вносить вопросы в повестку дня ВОСА и
выдвигать кандидатов в органы акционерного предприятия. Это, если обращаться к
Конституции РФ, означает наличие у акционеров такого права. Однако если
посмотреть на затронутую проблему в другой плоскости, то можно проанализировать
содержание соответствующих норм Закона об АП иначе. В Законе имеются нормы,
предусматривающие право акционеров участвовать в общем собрании и процедуры его
реализации. В частности, Закон об АП закрепляет различные права акционеров -
владельцев обыкновенных и привилегированных акций, устанавливает порядок и
сроки внесения вопросов в повестку дня собрания акционеров и выдвижения
кандидатов в органы управления акционерного предприятия, а также сроки
проведения общих собраний акционеров и советов директоров. Таким образом, Закон
об АП содержит механизм реализации акционерами прав на участие в общих
собраниях акционеров. Данный механизм не предусматривает наличия у акционеров
права на внесение вопросов в повестку дня ВОСА и выдвижение кандидатов в органы
акционерного предприятия, что не является ограничением их права на участие в
общих собраниях акционеров. В случае проведения ВОСА на нем рассматриваются вопросы,
которые предлагаются к рассмотрению инициатором проведения такого собрания. Хотелось
бы порекомендовать правоприменителям обязательно включать в требование о созыве
ВОСА всю необходимую для созыва и проведения такого собрания информацию.
Например, при созыве ВОСА с требованием сменить генерального директора необходимо
включить в требование информацию о предлагаемой инициатором собрания
кандидатуре на должность генерального директора, а в случае переизбрания совета
директоров или его части (если выборы осуществляются простым голосованием)
одновременно с требованием предложить кандидатов на замещение должностей в
совете директоров. Подтверждение изложенной позиции можно найти в статьях,
закрепляющих сроки созыва и проведения ВОСА, анализ которых позволяет сделать
вывод, что установленная законом процедура созыва и проведения ВОСА не
предусматривает возможности акционеров вносить какие-либо предложения к такому
внеочередному собранию.
3.Заинтересованность
в совершении сделки
Проблема вновь
связана с толкованием терминов, используемых в Законе об АП. В частности, после
внесения изменений в Законе об АП появился термин
"выгодоприобретатель". Он нужен для определения критериев сделок с заинтересованностью
и значится в числе сведений, которые необходимо указывать в решении об
одобрении крупной сделки. Итак, в соответствии со ст. 81 Закона об АП
заинтересованной в совершении сделки может быть признана сторона, являющаяся
выгодоприобретателем в сделке. Дав определение, законодатель опять не
разъясняет, кого следует понимать под выгодоприобретателями. Если обратиться к
нормам Гражданского кодекса РФ, то в нем лишь в главах о страховании и
доверительном управлении имуществом идет речь о выгодоприобретателях. В этой
связи необходимо понять, какой круг лиц в Законе об АП охватывается понятием
"выгодоприобретатель": строго определенные субъекты, указанные в ГК
РФ, либо любые лица, которые прямо или косвенно заинтересованы в совершении
сделки. Например, при расширительном толковании под выгодоприобретателем можно
понимать лицо, в пользу которого заключен договор в пользу третьего лица.
Поскольку ответа на поставленный вопрос ни в Законе об АП, ни в иных
нормативных правовых актов найти не удалось, остается рассудить логически. По
всей видимости, суды в каждом конкретном случае должны анализировать наличие
заинтересованности в совершении сделки. Однако в столь щекотливом вопросе
отсутствие четких критериев для определения заинтересованности может породить судебный
произвол.
Естественно, что
ни один нормативно-правовой акт не может быть идеальным. Тем более в сфере
правоприменения весьма часты ситуации, которые не урегулированы нормами
действующего законодательства. В этой связи изложенные выше суждения являются
субъективной точкой зрения и не претендуют на абсолютную истинность.
Хотелось указать
на проблемы применения Закона об акционерных предприятиях и дать возможность
корпоративным юристам обойти "узкие" места данного Закона, разъяснив
коллизионные нормы Закона об АП во внутренних документах акционерного
предприятия или решив текущие задачи АП в обход названных проблем.
В
условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации
управления акционерным предприятием и, прежде всего, процессом производства,
эффективным использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов,
основных фондов, материальных запасов и т.д. Целью решения всех этих задач
является снижение себестоимости выпускаемой продукции для повышения
конкурентоспособности и увеличения сбыта. Данные вопросы должны решаться наряду
с такими задачами, как увеличение объемов выпуска продукции, разработка новых
образцов техники, повышение качества и надежности выпускаемой продукции и т.п. Руководителям
служб АП в процессе своей повседневной управленческой деятельности все время
приходится анализировать и контролировать получаемые результаты в отчетном
периоде (за месяц, декаду, неделю). Каждая оперативка, посвященная итогам
деятельности АП, начинается с оценки объемов реализации выпущенной продукции,
ее себестоимости, сопоставления планируемых затрат (трудовых, материальных,
финансовых) с полученным результатом. Определяется, какой эффект получен от
работы отдельных служб предприятия (производственных цехов, участков, ремонтных
служб, отделов снабжения и сбыта и т.д.) в снижении издержек, и что в этом
плане сотрудникам соответствующей службы еще надлежит конкретно сделать в
следующем отчетном периоде, например, уменьшить перерасход материалов, тепла,
электроэнергии на выпуск того или иного изделия; ускорить ремонт оборудования,
снизить уровень излишних запасов и т.д.
Для
решения этих задач управляющие АП должны обладать не только недюжинными
организационными способностями, хорошими знаниями экономики, технологии
производства, финансов, бухгалтерского учета и т.д., но и иметь в своем распоряжении
мощный и работоспособный «инструментарий», обеспечивающий возможность
эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью промышленного
предприятия. Под «инструментарием» понимается разработанный профессионалами
Типовой пакет методических документов по определению, например: норм выработки,
норм расхода сырья и материалов на выпуск единицы продукции, норм использования
оборудования, норм запасов, норм и нормативов оборотных средств и т.д. Для автоматизации
этой работы на основе Типовых методических документов, создаются
специализированные программные комплексы. Такие программные комплексы позволили
бы автоматизировать сбор необходимой информации, ее обработку по определенному
алгоритму, что даст возможность оперативно осуществлять анализ, оценку и
контроль эффективности результатов производственно-хозяйственной и финансовой
деятельности отдельных служб. Кроме того, они дали бы возможность формировать и
периодически обновлять всю (или частично) нормативную базу, когда в этом
возникнет необходимость. Наличие Типовых методик и таких программных комплексов
позволило бы значительно сократить затраты на внедрение современных методов
управления промышленным производством. Осуществление эффективного руководства
промышленным предприятием должно базироваться, на применении нормативных методов
управления. Нельзя ориентироваться на сопоставлении полученных результатов
только с фактическими затратами в отчетном периоде или базироваться на оценке
возникших отклонений от соответствующих данных, полученных в предыдущем
отчетном периоде. Нужно, кроме того, все время сравнивать фактические затраты с
экономически обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических
и экономических норм и нормативов: с нормами расхода материальных ресурсов на
выпуск единицы готовой продукции, нормами выработки, нормативами численности,
нормами и нормативами использования производственных мощностей и т.д. Западные
предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более экономичны.
Многие зарубежные авторы обязательно отмечают необходимость такого нормирования.
Основой для действенного анализа, оценки и контроля за полученными результатами
может являться только нормативная база по всем элементам, созданная и действующая
в АП. Дело в том, что себестоимость, объемы реализации готовой продукции или
полученная выручка – это интегральные, т.е. обобщающие показатели, и
ориентировка только на их анализ не дает возможности оценить, как работали
отдельные службы АП. Сопоставление полученных результатов с нормами по
отдельным элементам позволяет оценить, как функционировало в отчетном периоде
то или иное подразделение, результаты деятельности конкретно каких из них
привели, например, к увеличению или снижению себестоимости выпущенной продукции
и насколько. Наличие норм даёт возможность поставить новую задачу службам АП и
проверить ее выполнение в следующем очередном периоде. Помимо того, нормы дают
возможность выявить имеющиеся резервы и наметить пути для их дальнейшего
использования. Все это помогает вести правильную производственную и финансовую
политику в АП по снижению издержек. В процессе перехода и становления рыночной
экономики в РФ возникло столько трудных проблем и задач, требующих
первостепенного решения, что вопросы нормирования на промышленных предприятиях
как-то естественно отошли на задний план и совершенно потеряли свою
актуальность. Интерес к нормам заметно ослаб и усилилась ошибочная тенденция,
что жить можно вообще без норм. В связи с этим были расформированы
подразделения и разогнаны специалисты, занимающиеся этим вопросом.
Рассматривая
проблемы нормирования и использования норм в АП, следует различать два
совершенно разных понятия: норма-мера и норма-директива. Управление
производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью АП путем установления
правил (норм), регламентирующих эту деятельность, позволяет осуществлять анализ
и контроль за выполнением этих правил соответствующими службами АП. Его можно
рассматривать как нормативный метод управления, которому в условиях рыночной
экономики нет разумной альтернативы. По своей сущности норма – это мера
должного. И для понимания ее научного содержания в экономике надо учитывать,
что применяемые экономические, технико-экономические нормы – это меры, имеющее
числовое значение, которые используются для изучения и применения в практике
хозяйствования объективных экономических законов. Нормативное управление
состоит в том, что устанавливается норма, с помощью которой осуществляется
воздействие на объект управления с целью изменения сущного и проверяется результат
этого воздействия путем сопоставления сущного (фактического) с должным.
Формирование в АП необходимой нормативной базы для управления производством,
материальными и финансовыми потоками является обязательным, сегодня без этого
нельзя повысить эффективность хозяйственной деятельности. Но создание на основе
разработанных методических документов нормативной базы по всем элементам путем
расчетов, выполняемых вручную, достаточно трудоемкая и дорогостоящая задача. В
значительной степени затраты могут быть сокращены при разработке системы норм с
помощью применения автоматизированных программных комплексов, которые дают
возможность формировать и периодически обновлять нормативную базу. Кроме того,
она позволит в автоматизированном режиме осуществлять контроль за
эффективностью производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью АП. Все
затраты на формирование нормативной базы с лихвой окупятся в перспективе.
Органически в эту систему вписываются нормы запасов материальных ресурсов и
нормы оборотных средств, вложенных в эти запасы. Владельцу и руководству АП
небезразлично, при каком уровне производственных и сбытовых запасов
обеспечивается у него бесперебойность процесса производства, снабжения и сбыта,
и сколько для этого отвлекается из оборота собственных финансовых ресурсов,
т.е. как успешно функционируют службы снабжения и сбыта на предприятии. В
условиях рыночной экономики становятся особенно актуальными вопросы рациональной
и эффективной организации процессов управления и контроля за движением материальных
и финансовых потоков в АП с целью повышения эффективности
материально-технического снабжения самого предприятия и сбыта производимой им
готовой продукции. Это необходимо для оптимизации уровня запасов и эффективного
их использования, уменьшения их уровня в АП, а также минимизации оборотных
средств, вложенных в эти запасы. Недостаток производственных запасов у
предприятия приводит к нарушению ритмичности его производства, снижению
производительности труда, перерасходу материальных ресурсов из-за вынужденных нерациональных
замен и повышению себестоимости выпускаемой продукции. Недостаток сбытовых
запасов не позволяет обеспечить бесперебойный процесс отгрузки готовой
продукции, соответственно это уменьшает объемы ее реализации, снижает размер
получаемой прибыли и потерю потенциальной клиентуры потребителей продукции,
выпускаемой предприятием. В то же время наличие неиспользуемых запасов замедляет
оборачиваемость оборотных средств, отвлекает из оборота материальные ресурсы и
снижает темпы воспроизводства и ведет к большим издержкам по содержанию самих
запасов. Функционирование промышленного предприятия при относительно высоком
уровне у него запасов будет совершенно не эффективным. В данном случае
предприятие имеет у себя по отдельным группам товарно-материальных ценностей
запасы больше действительно необходимых их значений – излишние запасы
(«пролеживающие»). В связи с этим оно дополнительно должно вложить в них
значительные оборотные средства, что приводит соответственно к недостатку
свободных финансовых ресурсов – снижению платежеспособности предприятия,
невозможности своевременно приобрести необходимые для производства материальные
ресурсы, оборудование, рассчитаться с бюджетом и внебюджетными фондами по
налогам и по зарплате с персоналом и т.д. Кроме того, высокий уровень излишних
запасов приводит к увеличению издержек предприятия по содержанию самих запасов:
необходимость иметь большие складские площади, нужно иметь увеличенный персонал
(кладовщиков, грузчиков, бухгалтеров) для обработки и учета материалов, находящихся
на складе, это дополнительные коммунальные платежи и налоги на имущество. Все
это приводит к повышенным расходам на: амортизационные отчисления из-за
созданных дополнительных складских помещений для хранения излишних запасов,
затраты на зарплату увеличенного бухгалтерского и складского персонала
(кладовщиков, грузчиков, обрабатывающих эти запасы), увеличенные коммунальные
платежи – на освещение, отопление дополнительных складских помещений и т.д.
Дополнительные издержки увеличивают себестоимость готовой продукции,
выпускаемой промышленным предприятием, и снижают ее конкурентоспособность на
рынке товаров. Поэтому в условиях рыночной экономики менеджер предприятия, руководство
и сотрудники его служб снабжения и сбыта, плановой и финансовой служб должны
стремиться к эффективному управлению движением материальных и финансовых
ресурсов – управлению процессами снабжения и сбыта, запасами и оборотными
средствами, вложенными в эти запасы. Они должны своевременно предупреждать о
наличии и появлении дефицитных позиций по товарно-материальным ценностям на
предприятии, которые грозят нарушить бесперебойность организации процесса
производства, выявлять излишние запасы материальных ресурсов с целью
определения возможности их реализации. Наличие оптимальных запасов на
предприятии, которое можно обеспечить путем организации управления и контроля
за потоками материальных и финансовых ресурсов, за состоянием и уровнем запасов
позволяет рассматриваемому предприятию бесперебойно функционировать при малом
объеме «омертвленных» материальных ресурсов и небольших размерах отвлеченных оборотных
средств, вложенных в эти запасы. Это позволит выявить излишние запасы, реализация
которых даст возможность снизить издержки по содержанию самих запасов и
соответственно повысить эффективность производства.
Проанализированные при подготовке настоящей курсовой
работы материалы позволяют сделать следующие выводы.
1. Формы собственности являются одним из определяющих
элементов производственных отношений, которые, в свою очередь, составляют
экономическую основу правового государства.
Акционерная же форма собственности, сравнительно с
другими формами, обладает наиболее высоким потенциалом развития экономики и,
соответственно, является наиболее широко распространенной в современном обществе
– как в развитых зарубежных странах, так и в России.
2. Акционерные отношения в России имеют достаточно
длительную историю развития, отличающуюся определенной самобытностью и
спецификой, особенно в период после Октябрьской революции. Новый большой
импульс в развитии акционерной формы собственности в России начался в 90-е годы
прошлого столетия, с началом строительства правового государства.
3. Акционерная форма собственности обеспечивает
возможность централизации денежных средств (объединения капитала) различных
лиц, проводимой посредством продажи акций с целью осуществления хозяйственной
деятельности и получения прибыли. Такая форма объединения субъектов дает
акционерным предприятиям ряд преимуществ, которые и являются основой их
широкого распространения на данном этапе развития государства.
4. Правовое положение акционерных предприятий в России
определяется и регулируется законодательством. К настоящему моменту
отечественное законодательство, регулирующее деятельность акционерных предприятий,
следует признать достаточно сложившимся. Вместе с тем, анализ его позволяет убедиться
в том, что ряд его норм требует дальнейшего развития и доработки с целью устранения
имеющихся и вновь возникающих правовых коллизий.
14.
Особенности
законодательного регулирования создания и правового положения некоторых групп
акционерных предприятий. http://rocotech.narod.ru/ (Российские корпоративные
технологии – инф. спр. сервер об АП.
15. Открытые и закрытые акционерные предприятия. http://rocotech.narod.ru/ (Российские корпоративные технологии – инф. спр. сервер об АП.
16. Характеристика законодательства
Российской Федерации об акционерных предприятияхotech.narod.ru/ (Российские
корпоративные технологии – инф. спр. сервер об АП).