Альтернативные пути выхода из кризиса РФ
Следует более подробно
остановиться на некоторых из этих факторов.[12 c10-18; 13 c124-135]
Основная масса неплатежей
сконцентрировалась в базовых отраслях, первопричина неплатежей заключена в
отраслях, работающих на конечного потребителя и столкнувшихся с подавленным
потребительским спросом. Накопление неплатежей в базовых отраслях определяется
утяжеленной структурой российской промышленности и тем, что именно в ней
сосредоточена основная часть неплатежей государства.. Государство должно
установить контроль за импортом и экспортом, пресечь контрабандный импорт.
За годы реформ денежная масса в
обороте по отношению к ВВП сократилась более чем в 6 раз.
В настоящее время операции с
ГКО приостановлены, и краткосрочные обязательства государства конвертированы в
долгосрочные. До августа 98 года операции с ГКО отвлекали массу средств и
кредитных ресурсов от обслуживания текущего хозяйственного оборота и
инвестиций. Валютные операции продолжают это делать и сейчас.
Вторичный рынок ГКО привлекал
средств на порядок больше, чем получал бюджет от первичного размещения этих
бумаг. Уровень ссудного процента фактически оказался в зависимости не от спроса
и предложения ссудного капитала, а от динамики доходности операций с валютой,
ГКО и другими финансовыми инструментами. Для восстановления связи финансового
рынка с реальным сектором необходимы серьезные институциональные
преобразования, такие как:
-
ограничение
валютной спекуляции путем разрешения доступа на валютный рынок лишь юридическим
лицам, имеющим лицензию на вывоз капитала;
-
обязательная
продажа валюты экспортерами Центробанку;
-
переориентация
кредитных ресурсов из финансового сектора на обслуживание текущего
хозяйственного оборота;
-
привязать
процентную политику Центробанка к темпам инфляции и спросу на кредит реального
сектора, а не к уровню доходности валютных операций.
В условиях массовых
неплатежей предприятия не в состоянии ни определить реальный спрос на свою
продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни выявит собственные
финансовые возможности. В результате ценообразование на сегодняшний день нельзя
назвать рыночным: во многом оно носит произвольный характер, отражает не
равновесие спроса и предложения, а инфляционные ожидания производителей и
потребителей.
Для решения проблемы
согласования цен государство должно взять на себя регулирование цен в масштабах
народного хозяйства. Предприятия остро нуждаются в ориентирах ценообразования.
Учитывая различие в экономике, технологии России и западных стран, ориентация
на мировые цены подходит далеко не всегда.
Резкий рост цен за годы
реформ привел к обесценению денежных средств предприятий и их амортизационных
фондов. Предприятия могли бы их восстановить, если бы они эти фонды не
изымались в виде налогов. Проблема должна решаться изменением налогового
законодательства, Чтобы налогообложению подвергалась реальная прибыль, а не ее
инфляционная составляющая. Также должно производиться пополнение оборотных
средств предприятий в основном за счет среднесрочных кредитов.
Существует еще одна –
чисто российская проблема, которая во всех развитых странах была бы невозможна.
Это невыплаты заработной платы работникам предприятий, финансируемых из
государственного бюджета. Весьма странный способ избрало правительство для
сведения дефицита бюджета к минимуму – просто не платить людям заработную
плату. Нередко ее задержки превышают один год. Вот динамика задолженности по заработной
плате за 1997-1998 годы (см. график).[3 c197-221,222-239; 12 c10-18; 13
c124-135; 11 c133-140; 14 ]
Государственная
политика по выходу из экономического кризиса.
Ниже в общих
чертах дается характеристика трех вариантов социально-экономического развития в
зависимости от выбранной стратегии экономической политики.
Первый -
инерционный сценарий(использованный в недавнем прошлом) исходит из того, что
основные направления экономической политики остаются неизменными. Прежде всего,
это касается макроэкономической и институциональной политики, так как при их
сохранении невозможна активная промышленная, научно-техническая, социальная
политика и другие направления экономической политики. Этот сценарий следует рекомендациям
МВФ.
Реализация такого
сценария означает сохранение ограничений реализуемой макроэкономической
политики, которые не позволяют устранить главные барьеры на пути подъема
инвестиционной активности и экономического роста. Ее продолжение закрепит сложившиеся
тенденции ухудшения финансового положения производственной сферы, сокращения
производства и инвестиций.
Сохранение крайне низкого уровня производственных
инвестиций (в 5 раз меньше докризисного уровня и вдвое меньше уровня, минимально
необходимого для поддержания простого воспроизводства) означает неизбежное
ускорение процессов деградации производственного потенциала страны, дальнейшего
старения основных фондов, износ которых в промышленности уже составляет около
50%.
Как указывается в Материалах Центра экономической
конъюнктуры при Правительстве, "по оценкам специалистов, сегодня рынком
реально востребовано только 50-55% всего основного капитала промышленности,
остальная часть по степени изношенности не отвечает спросовой конъюнктуре и
требует замены. При этом коэффициент выбытия неиспользуемого и устаревшего оборудования
в России в 4-5 раз ниже, чем в промышленно развитых странах" [10]. Это, в
свою очередь, означает продолжение тенденций быстрого роста безработицы (темпы
которого устойчиво держатся на уровне около 40 % в год) и снижения уровня
жизни.
Второй -
мобилизационный сценарий (входит в государственную программу по выходу из
кризиса)исходит из того, что под влиянием растущего социального напряжения
власти будут вынуждены принять административные меры по распределению жизненно
обеспечивающих ресурсов, а также установить административный контроль над
монополизированными секторами экономики в целях предотвращения массового
обнищания населения. Этот вариант предполагает также, что меры инфляционной
"накачки" экономики деньгами применяться не будут и денежную политику
удастся удержать под контролем. Этот сценарий соответствует требованиям левой
оппозиции и многих представителей местных органов власти.
Отмеченный
сценарий экономической политики предполагает, прежде всего, мобилизацию
бюджетных доходов в целях преодоления бюджетного кризиса за счет:
- принуждения
привилегированных сырьевых супермонополий к внесению положенных обязательных
платежей в бюджет (которые уже не первый год вносятся не более чем в половинном
размере) и возвращения в страну сокрытой валютной выручки;
- установления
контроля за естественными монополиями, использующими разнообразные ухищрения
для завышения издержек в целях завышения цен и ухода от налогообложения;
- введения в соответствии
с принятым в 1996 году законом госмонополии на оборот и импорт спирта и
алкогольной продукции;
- пресечения
хорошо известных способов уклонения от налогообложения в торговле и финансовом
секторе;
- ликвидации
неорганизованной торговли;
- ликвидации
льгот по импорту, в том числе для иностранных инвесторов;
- пресечения
массовой контрабанды;
- ужесточения
налоговой дисциплины за счет компьютеризации и использования современных
информационных технологий надзора над крупнейшими налогоплательщиками;
- отмены
необоснованных решений по увеличению государственных расходов, непредусмотренных
в бюджете;
- введения
государственного финансового планирования с усилением ответственности
соответствующих государственных ведомств, расширение сферы контроля налоговых
органов надзором за платежеспособностью хозяйствующих субъектов;
- ограничения мер
государственной поддержки только предприятиями, неукоснительно соблюдающими
налоговую дисциплину;
- ограничения
расчетов наличными деньгами;
- решительной
борьбы с коррупцией и заменой скомпрометировавших себя кадров.
В рамках данного
сценария могут быть приняты меры по укреплению платежной дисциплины:
- переход на учет
реализации продукции по методу начислений, а затрат на производство - по мере
постановки приобретенных ценностей на учет;
- расширение форм
расчетов, гарантирующих их своевременность и полноту (аккредитивные, с
использованием банковских гарантий, пр.);
- создание на
неплатежеспособных предприятиях комитетов кредиторов с передачей им прав
контроля над управлением предприятием;
- установление
ограничений на расходование средств на потребление в отношении неплатежеспособных
предприятий;
- формирование
государственно-общественной системы мониторинга неплатежеспособности
предприятий.
Дополнительно в
рамках данного сценария с большой вероятностью будут приняты меры по
существенному усилению защиты внутреннего рынка, что даст дополнительные доходы
от расширения внутреннего производства и повышения импортных пошлин.
Потенциально принятие мер по перечисленным направлениям
позволяет увеличить доходы бюджета не менее чем на треть. Дополнительные доходы
может дать изъятие природной ренты от экспортируемой части природных ресурсов
через введение госмонополии на экспорт природного газа и сырой нефти, а также
улучшение эффективности управления госсобственностью в сырьевом секторе.
Третий -
реанимационный сценарий (предложенный Институтом Экономики РАН) предполагает
применение комплекса мер экономической политики, ориентированных на стремительный
подъем инвестиционной активности и экономический рост, повышение
конкурентоспособности отечественной экономики. Этот сценарий соответствует
долгосрочным интересам развития страны, интересам подавляющей части населения.
Отмеченный сценарий включает часть мер, направленных на улучшение платежной
дисциплины и мобилизацию доходов бюджета, охарактеризованных в мобилизационном
сценарии, и в дополнение к ним, меры по изменению денежно-кредитной,
налогово-бюджетной, внешнеторговой, институциональной и структурной политики,
позволяющие кардинально переломить сложившиеся тенденции углубления кризиса.
Реализация такого сценария позволит в конечном итоге гарантированно реализовать
цели сформулированные в среднесрочной Программе, гарантированно вывести экономику
страны на траекторию динамичного экономического роста, позволяющего развязать
затягивающийся узел социальных проблем.
Целевые
параметры
этого сценария: устойчивый экономический рост не менее 5-7% в год (а при
благоприятном стечении обстоятельств до 10% в год), в том числе увеличение
инвестиций не менее чем на 25% в год, включая инвестиции в наукоемкую
промышленность и новые технологии до 40% в год при ограничении инфляции до
15-25% в год. В рамках этого сценария в 2000 году обеспечивается восстановление
докризисного уровня производства, а в 2005 году - его превышение на 20-25%, что
позволяет решить официально поставленные задачи социальной политики и
обеспечить поддержание необходимого уровня национальной безопасности.
Достигается это, прежде всего, за счет быстрого роста инвестиционной активности
и "структурного поворота" в сторону высокотехнологических отраслей.[8
; 17 c27-45; 10 c3-78]
АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА С.Ю.ГЛАЗЬЕВА
( B СОКРАШЕНИИ )
Кризис
развеял слепую веру в то, что рынок сам по себе решит все проблемы, а
монетаризм является единственно возможным способом реформирования народного
хозяйства. Пока действовали созданные экономической политикой механизмы саморазрушения
экономической и финансовой систем экономический рост был невозможен. Крах
финансовых пирамид, омертвивших значительную часть национального богатства,
открывает возможности для кардинального изменения экономической политики.
Сегодня
в наших руках уникальный шанс - сформировать основы цивилизованной рыночной
экономики России XXI века, в которой творческая свобода и предпринимательская
инициатива граждан будет подкреплена и защищена разумной и взвешенной политикой
государственного регулирования экономических процессов.
5.1 Концептуальные предложения.
Антикризисная
программа Правительства должна обеспечить решение следующих задач.
1.
Нейтрализация угроз массового голода и замерзания населенных пунктов.
2.
Оживление производства, предотвращение массовой безработицы и необратимого
разрушения научно-промышленного потенциала.
3.
Сохранение и развитие основ рыночной экономики.
4.
Недопущение внешнего банкротства государства с арестами зарубежных активов и
экономической изоляцией страны.
Конкретный
перечень мер, необходимых для решения перечисленных задач антикризисной
программы:
Блок
1. Жизнеобеспечение.
Основные технологии: индексация (в госсекторе)
и компенсация (в частном секторе) доходов в целях защиты потребления от
инфляции, государственный контроль за энергетическими монополиями,
централизованный импорт и госзакупки в целях создания товарных резервов.
Блок 2. Реанимация платежной системы
и оздоровление банковского сектора.
Основные
технологии: взаимозачеты, целевое рефинансирование коммерческих
банков для выполнения их обязательств, организация и контроль за обращением
векселей, складских свидетельств, других платежных инструментов, ограниченная
денежная эмиссия на эти цели, электронизация системы расчетов.
Блок 3.
Оживление производства, предотвращение нарастания массовой безработицы.
Основные
технологии: расширение финансирования оборотных средств предприятий,
государственное стимулирование инвестиций, поддержание конкурентоспособности
производств.
-
централизация
валютных резервов, введение ограничений на использование валютных счетов;
-
введение
обязательной продажи валютной выручки экспортеров Центральному банку;
-
установление
государственного контроля за экспортными
операциями предприятий, вывозящих основные экспортные сырьевые товары;
- восстановление
ограничений на вывоз капитала, принятие мер по ограничению ввоза спекулятивного
капитала;
-
-
прекращение деятельности явных и скрытых оффшорных зон на территории России;
-
-
введение ограничений на ввоз иностранной наличной валюты, за исключением
Центрального банка;
-
-
повышение устойчивости структуры валютных резервов страны.
-
- восстановление
экспортного тарифа на вывоз природного газа
- “замораживание”
цен на энергоносители, сырьевые товары и продукцию естественных монополий до
выравнивания кумулятивных темпов их роста с ценами на готовую продукцию в
течение последних лет;
- введение
процедуры предварительного декларирования повышения цен, жесткого контроля за
ценами на товары первой необходимости;
- резкое
ужесточение антимонопольного регулирования торговли.
· - перечисление всей прибыли
Центрального банка в доход федерального бюджета;
- введение
реальной государственной монополии на оборот этилового спирта,
спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции;
· - восстановление кредитов
Центрального банка на финансирование кассовых разрывов в доходах и расходах
федерального бюджета в пределах бюджетного года;
- нормирование
бюджетных выплат исходя из дифференциации по регионам прожиточного минимума;
· - натурализация не менее 1/2
пенсий и пособий, введение спецмагазинов (распределителей) для пенсионеров,
детей и инвалидов по твердым ценам;
- установление
лимитов гарантированного тепло- и энергоснабжения производственных предприятий
с их оплатой в порядке государственных нужд с соответствующим оформлением платежных
требований и обязательств государства;
- перевод в
Федеральное казначейство всех государственных внебюджетных фондов;
- усиление
государственного контроля за деятельностью “Газпрома”, РАО “ЕЭС России”,
других естественных монополий.
- обеспечение
исполнения Бюджета развития, прежде всего, в части предоставления
государственных гарантий под инвестиционные кредиты;
- введение
системы общественных работ на принадлежащих государству объектах инфраструктуры
с натуральной формой оплаты;
- выполнение государственной
инвестиционной программы;
- расширение и
рационализация системы государственных закупок отечественной продукции;
- отмена
налоговых санкций за продажу товаров по ценам ниже себестоимости.
- инвентаризация
исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных
предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с отменой сделок, по которым
обязательства не выполнены, и последующей реприватизацией предприятий;
- инвентаризация
отношений недропользования, отзыв лицензий на разработку месторождений
природных ресурсов у организаций, не имеющих собственного или привлеченного капитала
для их освоения с последующим предоставлением лицензий на конкурсной основе
под обеспеченные обязательства инвесторов;
кардинальное
повышение ответственности за управление государственными активами.
- переориентация
политики денежного предложения на оживление производственной сферы, привязка
денежной эмиссии к пополнению оборотных средств предприятий через
соответствующее целевое рефинансирование коммерческих банков;
- принятие мер по
снижению процентных ставок до уровня, обеспечивающего возможности кредитования
и инвестиций в развитие производственной сферы, при необходимости - создать
механизмы льготного кредитования развития производства;
-
создание
необходимых условий для оборота залоговых инструментов, включая товарные
закладные.
- стимулирование
экспорта, в том числе за счет резкого расширения практики предоставления
государственных гарантий под экспортные кредиты;
- прекращение
практики предоставления правительством льгот по уплате импортных пошлин, в
том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в России
техники, подакцизных товаров;
-
ужесточение
контроля за качеством импортируемых товаров.
Промышленная
политика должна включать в себя: определение приоритетов
долгосрочного технико-экономического развития, обеспечение их реализации за
счет использования государственных гарантий, осуществления государственных
инвестиционных и научно-технических программ, подъема конкурентоспособности
отечественных предприятий, выращивания национальных лидеров - локомотивов
экономического роста, в том числе путем создания благоприятных условий для
интеграции финансового капитала и промышленных предприятий.
Для
этого необходимо обеспечить, с участием исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации:
Меры по
сохранению научно-технического потенциала должны включать в себя:
- защиту государственных
расходов на науку и стимулирование научно-технического прогресса от обесценения
и сокращения, закрепление доли бюджетных расходов, направляемых в сферу НИОКР
не ниже 3% ВВП;
- сохранение
информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети
научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских
организаций на пользование информационными сетями и базами данных, импорт
научной литературы;
- поддержание
функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных
производств;
- субсидирование затрат
на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и
за рубежом. [
10; 14 ]
|