Анализ динамики затрат автотранспортных организаций по этапам жизненного цикла продукта на примере ООО «Ночной экспресс»
Анализ динамики затрат автотранспортных организаций по этапам жизненного цикла продукта на примере ООО «Ночной экспресс»
ВВЕДЕНИЕ
Для решения важнейших задач по управлению затратами, связанных с
калькулированием себестоимости, прогнозированием величины издержек,
распределением косвенных расходов и многим другим, определяющее значение имеет
классификация затрат на переменные и постоянные. Классические подходы к
обоснованию величины переменных и постоянных затрат основаны на том, что в
краткосрочном периоде переменные издержки изменяются пропорционально объему
продукции (работ), а постоянные остаются неизменными. Пропорциональность первых
и неизменность вторых выражаются прямолинейной зависимостью относительно
изменений объемов производства и графически отображается соответствующими
прямыми линиями. Это делает функциональную зависимость между затратами и
объемами деятельности простой и, как следствие, легко доступной для анализа
безубыточности и прогнозирования величины издержек. Однако такой подход во
многом формален, поскольку, во-первых, не учитывает смешанного характера многих
затрат, а во-вторых, не адаптирован к концепции жизненного цикла товара и
производственной функции использования ресурсов, производственной мощности.
Проблема смешанного характера многих производственных затрат как
одноэлементных, так и комплексных может быть успешно решена аналитическим
методом, в соответствии с которым какой-то их процент присоединяется к
переменной части, а оставшийся процент - к постоянной. При этом, к сожалению,
под смешанными затратами часто понимаются не те издержки, которые содержат
изменчивую и неизменчивую относительно объема продукции долю, а те, которые
состоят из фиксированной и изменяющейся из месяца в месяц частей. Например,
расходы на телефонную связь, ежемесячно состоящие из фиксированной абонентской
платы и повременной части платежа, относят к смешанным затратам, и абонентскую
плату предлагают учитывать в составе постоянных расходов, а повременную часть
платежа - в составе переменных. Можно привести и много других случаев
неправильного понимания смешанных затрат. Во всех из них в основу критерия
определения переменных и постоянных расходов положена изменчивость (или
постоянство) затрат из месяца в месяц, т.е. время, но не критерий объема
производства. Это неправильно, исходя из базового определения переменных и
постоянных расходов, и опровергнуть такую позицию очень легко. В частности,
размер повременной части платежа за телефон пропорционально зависит не от
увеличения объема производства, а от числа минут, затраченных на разговоры,
число минут - от числа телефонов на балансе организации, число телефонов - от
численности сотрудников и т.д. Однако увеличение числа сотрудников, телефонов,
длительности переговоров, приводя к бесспорному увеличению различных затрат, к
сожалению, отнюдь не означает, что при этом пропорционально увеличился объем
производства.
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Следовательно, с одной стороны, такие затраты непосредственно не
связаны с изменениями объема производства и должны быть отнесены к постоянным,
но, с другой стороны, при подобной логике размер постоянных затрат из месяца в
месяц будет различным. На практике так и есть, но тогда возникает проблема
функциональной интерпретации постоянных и общих затрат в среднесрочном (в
пределах года) и долгосрочном периодах. По нашему мнению, анализ поведения
общих затрат должен выполняться в неразрывной связи с концепцией жизненного
цикла продукта и функциональной зависимости объема производства от потребленных
ресурсов, так как от стадии жизненного цикла и обеспеченности ресурсами зависят
величина затрат и возможность (целесообразность) увеличения объемов производства.
Однако на сегодняшний день концепции жизненного цикла продукта, функциональной
зависимости объема производства от потребленных ресурсов и зависимости затрат
от объема продукции широко известны, общепризнаны, но сосуществуют изолированно
друг от друга, не связаны между собой, что сужает возможности для исследования
поведения общих затрат в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Модель жизненного цикла продукта позволяет выявить стадии динамики
объема продаж в зависимости от временного фактора (рис. 1).
Как следует из данных рис. 1, на этапе развития фирма пытается занять
место на рынке и предпринимает усилия для укрепления только что завоеванных
позиций. Эта стадия связана с низкими объемами продаж. После укрепления позиций
на рынке начинается период активного роста объемов производства и продаж, во
время которого фирма получает стимул для расширения своей деятельности. Далее
следуют этапы умеренного роста и насыщения, которые характеризуют тот максимум
производства и продаж, на который способна признанная на рынке и стабильно
работающая фирма в отношении рассматриваемого продукта. Наконец, при снижении
деловой активности, падении спроса на продукт, усилении позиций конкурентов и
влияния других многочисленных факторов неизбежно начнется стадия спада объема
продаж, предотвратить которую можно с помощью тщательно продуманной
инвестиционной стратегии, контроля за издержками, поддержания заданного уровня
эффективности использования ресурсов, проведения рекламных мероприятий и других
управленческих решений.
Таким образом, этапы жизненного цикла продукта не следует воспринимать
как нечто неизбежное, с чем следует мириться. Напротив, их выделили для того,
чтобы одним стадиям следовать, способствовать (например, стадиям развития и
активного роста), другие поддерживать (стадии умеренного роста и насыщения), а
с третьими бороться, пытаться предотвращать (стадия спада). В этой связи
отмечаем, что на динамику объемов производства и продаж продукта можно и более
того необходимо влиять посредством комплекса управленческих мероприятий, среди
которых немаловажное место должно быть уделено исследованию поведения затрат в
среднесрочном и долгосрочном периодах в зависимости от изменений уровня деловой
активности (объемов производства и продаж). Иными словами, каждую стадию
жизненного цикла продукта считаем необходимым рассмотреть с точки зрения
поведения затрат, ее затратоемкости.
Так, прохождение этапа развития неизбежно связано с проведением
затратных мероприятий как в рамках текущих затрат, так и в части капитальных
вложений, поскольку организации необходимо активно закупать ресурсы,
обустраивать производственную и управленческую инфраструктуру, проводить
рекламные мероприятия. При этом очевидно, что затраты будут расти более
быстрыми темпами, чем объем производства и продаж. Далее, на этапе активного
роста необходимо поддерживать повышение уровня деловой активности, однако для
этого потребуется осуществлять лишь переменные затраты, непосредственно
связанные с каждой единицей произведенного и проданного изделия. Уровень
постоянных расходов если и будет повышаться, то в гораздо меньшей степени, что
приведет к снижению темпов роста общих затрат по отношению к темпам роста
объемов продаж. На стадии умеренного роста и зрелости, как уже было отмечено,
организация достигает максимума объемов продаж при полной обеспеченности
основными и оборотными активами. Однако стабильная и финансово благополучная
деятельность неизбежно приводит к росту уровня постоянных затрат по содержанию
работников, накладных управленческих расходов и т.п., в результате чего темпы
роста совокупных издержек начинают медленно, но устойчиво ускоряться. Далее для
поддержания максимально возможных при существующих условиях деятельности
объемов продаж требуется все больше и больше затрат, а любое дополнительное
приращение выпуска и реализации продукции (работ, услуг) вызывает резкое
увеличение расходов. Это связано с тем, что существующих условий деятельности
становится недостаточно для дальнейшего роста деловой активности.
К существующим условиям деятельности, по нашему мнению, следует в
первую очередь отнести уровень производственной мощности и обеспеченность
трудовыми ресурсами, имеющийся уровень эффективности использования всех видов
ресурсов и действенность системы управления организацией, особенно в части
маркетинговой деятельности. Действительно, если предположить, что организация
работает на стадии насыщения и у нее появляется возможность выполнить
дополнительный заказ, то, во-первых, необходимо задействовать дополнительные
основные средства (оборудование, автомобили, вычислительную технику,
производственные площади и т.п.), а во-вторых, - дополнительные трудовые
ресурсы, которые, как правило, привлекаются со стороны в виде соисполнителей
(подрядчиков). Кроме того, усиливается уровень загруженности собственных
трудовых ресурсов, что зачастую ведет к экономически неоправданному
стимулированию их дополнительной выработки, и как следствие - снижает
эффективность их использования. Наконец, при заключении договоров на
дополнительный выпуск и продажу продукции работники отдела маркетинга
обязательно должны учитывать производственные возможности организации, степень
загруженности ее мощностей. Если указанные факторы игнорируются, то это
неизбежно ведет к нарушению сроков исполнения заказа и (или) снижению
эффективности использования ресурсов, необоснованному росту затрат.
Таким образом, у каждой организации имеется предел производственных
возможностей, перешагивать который следует только при тщательно разработанной
инвестиционной стратегии, так как без инвестиционных вливаний любое минимальное
приращение объемов производства и продаж будет сопряжено с необоснованным
ростом текущих затрат.
Изложенные выше рассуждения можно продемонстрировать на рис. 2. Он
представляет попытку взаимоувязки концепции жизненного цикла продукта и
динамики общих затрат. Еще раз обратим внимание, что, поскольку в основу
жизненного цикла продукта положено время, динамика затрат рассматривается как
минимум в среднесрочном периоде. Учитывая это, речь идет не о четком, а об
условном разделении затрат на переменные и постоянные, ибо чем длиннее период
исследования, тем более условным предполагается такое деление.
Снизу будут еще две приписки, говорящие о том, что не сам(а) автор этой
работы. Однако если ты их удалишь, для чего надо конечно же сначала прочесть
работу, то получишь «пять».
Динамика
общих затрат в среднесрочном периоде
в
разрезе этапов жизненного цикла продукта
/│\
│
з
┌┼───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Из данных рис. 2 вытекает обоснованное ранее поведение затрат на
стадиях развития, активного роста, умеренного роста и насыщения. Точка перегиба
функции свидетельствует об окончании стадии активного роста и начале этапа
умеренного роста и насыщения, которые объединены в один сектор, так как четкую
грань между ними в части динамики затрат определить практически невозможно.
Наконец, резкий рост уровня затрат при минимальном приращении объемов продаж
олицетворяет ситуацию, когда организация выходит за рамки сложившегося уровня
производственного потенциала.
Таким образом, рис. 2 объединяет динамику общих затрат в зависимости от
объема производства и продаж в разрезе стадий жизненного цикла продукта с
учетом предела производственной мощности на этапе насыщения. Что касается этапа
спада объемов продаж, которым завершается жизненный цикл продукта, то на рис. 2
он не нашел своего отражения. Объективной тому причиной является изображение
поведения затрат в зависимости от роста объема продаж, а стадия спада отражает
обратный процесс.
Рассмотрев теоретические особенности поведения общих затрат в
среднесрочном или долгосрочном периоде, перейдем далее к особенностям анализа
затрат автотранспортных организаций. Основной из этих особенностей является то,
что автотранспортные организации оказывают услуги по различным видам перевозок,
в то время как во всех классических интерпретациях поведения затрат в
зависимости от объема производства и продаж используется количественное
измерение объемов выпуска и реализации продукции. Что же касается выполняемых
работ или услуг, то измерить их количественно далеко не всегда возможно или же
подобное измерение может содержать весьма существенные погрешности. Например,
несопоставимой будет информация по числу выполненных заказов в месяце, если
заказы имеют разную стоимость. Поэтому в основу определения объема работ или
услуг должен быть положен такой количественный показатель, который, во-первых,
наиболее точным образом отражает процесс труда, а во-вторых, служит критерием
для разделения затрат на переменные и постоянные. По нашему мнению, таким
показателем для автотранспортных организаций является пробег автомобиля,
выраженный в тысячах километров. Безусловно, процесс выполнения работы вовсе не
означает получение желаемых результатов, и поэтому пробег автомобиля можно
рассматривать в качестве количественного измерителя объема производства, но не
объема продаж, однако тождество объемов производства и продаж является одним из
основных условий анализа безубыточности, в связи с чем допускаем, что
количественно объем продаж автотранспортных организаций лучше всего может быть
выражен в тысячах километров пробега.
Помимо пробега автомобиля объем производства и продаж автотранспортных
организаций, по нашему мнению, можно измерять и при помощи комбинированных
показателей, совмещающих процесс производства (километраж) и его результат
(масса перевезенных грузов, число пассажиров и т.п.). В качестве таких показателей
для грузовых автомобилей рекомендуется использовать тонно-километры, для
автобусов и маршрутных такси - пассажиро-километры, для таксомоторов -
заказо-километры. Единственным допущением при этом должно служить относительное
равенство среднемесячной цены заказа таксомотора, так как в противном случае
неправомерно говорить о числе выполненных заказов.
В контексте ранее изложенного в качестве объекта исследования было
выбрано ООО "Ночной экспресс", оказывающее услуги по перевозке
пассажиров в таксомоторах. У нас имелась возможность наблюдать динамику
развития данной организации и тем самым отслеживать этапы жизненного цикла ее
функционирования. Кроме того, обладая репрезентативными экономическими данными,
мы применили в исследовании в качестве количественных единиц измерения объема
услуг как километры пробега, так и заказо-километры, поскольку статистика
показала несущественные отличия в среднемесячной стоимости одного заказа.
Как уже было отмечено, в качестве научной гипотезы использовалось
обоснование поведения затрат на различных этапах жизненного цикла продукта,
предполагаемая динамика которых представлена на рис. 2. Кривая, показанная на
рис. 2, наилучшим образом описывается функцией вида:
2 3
Y = a + bx + cx + dx ,
где Y - общие затраты; x - показатель выполненных работ (продаж) в
количественном выражении; a, b, c, d - параметры уравнения регрессии.
Указанные параметры имеют различную экономическую интерпретацию. Так,
параметр а показывает уровень постоянных затрат, а остальные параметры не имеют
однозначного экономического обоснования, однако все они значимы в данном
уравнении регрессии. Чтобы в этом убедиться, нами использовались показатели
объемов работ и затрат ООО "Ночной экспресс" за различные периоды времени,
причем объемы работ выражались как в тысячах километров пробега, так и в
тысячах заказо-километров. Расчет параметров a, b, c, d проводился в настройке
Microsoft Excel "Анализ данных".
Исходные данные и результаты расчетов представлены в табл. 1.
Таблица
1
Показатели
объемов работ и затрат ООО "Ночной экспресс"
на
различных этапах жизненного цикла продукта
N
п/п
Объемы выполненных работ
Общие затраты,
тыс. руб.
тыс. км
тыс. заказо-км
Этап развития
1
0
0
400
2
9,6
768
750
3
14,4
1 152
870
4
20,8
1 872
930
5
26
2 340
1 060
6
33,6
3 360
1 150
Этап активного роста
7
45
4 950
1 200
8
57,6
6 912
1 220
9
79,2
11 088
1 350
10
98,8
14 820
1 360
11
116
18 560
1 400
Этап умеренного роста и насыщения
12
125,4
18 810
1 470
13
129,2
19 380
1 550
14
129,2
19 380
1 570
15
133
19 950
1 610
16
133
19 950
1 970
17
126
17 640
1 920
Превышение производственной мощности
18
140
22 400
2 200
19
151,1
25 704
2 440
Как свидетельствуют данные табл. 1, анализ проводился по 19 усредненным
показателям, взятым за различные периоды времени и представляющим различные
этапы жизнедеятельности ООО "Ночной экспресс". Строка 1 табл. 1
показывает уровень начальных постоянных затрат, составляющий 400 тыс. руб.
Далее затраты возрастают по мере роста объема работ, однако различными темпами.
Строка 17 табл. 1 выделена курсивом, так как показывает снижение объемов при
относительном сохранении темпов роста затрат. Такие ситуации часто встречаются
на практике в случае возникновения неудачных, нерентабельных периодов. При этом
объемы производства и продаж могут снижаться весьма существенно, а затраты -
гораздо более низкими темпами, что и продемонстрировано по строке 17 табл. 1.
Для определения параметров a, b, c, d искомого уравнения регрессии
выполнены расчеты, представленные в табл. 2.