Анализ и повышение квалификации кадров на предприятии
Среди
наиболее многообещающих новшеств в этой (относительно малоосвещаемой) отрасли
менеджмента, следует особенно отметить концепцию т.н. «обучающейся организации»,
позволяющую проводить повышение квалификации персонала с максимальной
эффективностью. Идея «обучающейся организации» и вытекающие из нее реальные
возможности претворения в жизнь этого подхода внутри российских компаний,
появилась только в последние годы с развитием рыночных отношений, формированием
иных подходов к бизнесу, признания ведущей роли персонала среди имеющихся
ресурсов компаний, а также с переводом книги Питера Сенге "Пятая
Дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации".
Можно даже сказать, что концепция
«обучающейся организации» - это воплощенная мечта менеджера по персоналу.
Просто потому, что едва ли не важнейшая ее задача – непрерывно повышать как
свой общий уровень, так и квалификацию своих работников. Удивительно, но в
современных условиях это уже сегодня является одним из важнейших условий победы
(например, в области информационных технологий или телекоммуникаций).
Такую организацию называют, прежде
всего, живой организацией – так как процесс обучения и жизнь связаны
напрямую. Процесс обучения по-другому можно определить как процесс гармоничной
трансформации при взаимодействии со средой. Живая организация, как и живой
человек, откликается, меняется, то есть обучаема средой, с которой она
взаимодействует, при этом не разрушаясь, а сохраняя свое внутреннее главное
сущностное состояние (или видение). Можно дать такое определение:
Обучающаяся организация - это команда объединенных единым видением и
ценностями сотрудников, которые имеют способность развивать, усовершенствовать
рабочий процесс (а тем самым и продукт этого процесса), отношения, в нем
возникающие, а также свое собственное понимание ситуации через постоянное
получение обратной связи от своих коллег, клиентов, партнеров, руководителей,
то есть от внешней и внутренней среды.
Обучающаяся организация – это организация, которая,
получая обратную связь, использует ее как для корректировки рабочего процесса в
соответствии с заданной технологией, (это делают или, по крайней мере, должны
делать все организации), так и для совершенствования своих способностей на
будущее (это делают только обучающиеся организации).
Все организации состоят из людей или индивидуумов, которые порождают
интеллектуальные модели или укоренившиеся типы мировоззрения, сформированные
опытом и формирующие опыт каждой отдельной личности. Именно люди со своими
отношениями и взглядами делают организацию живой… либо замедляют ее развитие.
Если организация находится в плену отдельных интеллектуальных моделей, то она не
формирует новое понимание ситуации в активно изменяющихся условиях рынка.
Поэтому в обучающейся организации необходимо постоянное личностное развитие –
совершенствование (то есть получение обратной связи и изменение себя).
Для того чтобы быть живой, организация и ее сотрудники должны уметь отслеживать
свои собственные точки торможения, ошибок, регрессии. Таковыми в организации
являются:
- закрепившиеся стереотипы и
мнения в коллективе сотрудников;
- правота отдельных мнений -
вместо развития;
- закрытость сотрудников для
информации;
- однозначность в отношении -
вместо понимания системности и многозначности;
- линейность мышления - вместо
признания нелогичности и системности.
При этом
организация должна сохранять свою уникальность, идентичность, способность к движению
– а значит, должно быть нечто, объединяющее весь коллектив, та причина, из-за
которой люди хотят что-то делать вместе; некая единая идея, закрепленная
особенностями корпоративной культуры. Общая мечта. Именно это общее видение
позволяет сохранять целостность и концентрированность усилий.
Организацию можно
назвать обучающейся, если она подходит к осмыслению себя и развивается через
формирование следующих элементов:
- Системное мышление;
- Групповое обучение;
- Личное совершенствование;
- Понимание коллективных и
индивидуальных Интеллектуальных моделей;
- Сотрудники и команда менеджеров
имеют Общее видение.
Для закрепления и сохранения навыка
обучающейся организации необходимо создать культуру обучения. Эта
культура представляет собой накопление предшествующего обучения на основе
прежних решений. Принятые исходные установки развития, которые работают
достаточно хорошо для того, чтобы считаться действительными для данной
конкретной компании, изобретаются, открываются или разрабатываются определенной
группой сотрудников организации в процессе решения проблем. Эти основные
установки постоянного обучения, трансформации и развития должны быть преподаны
новым членам организации в качестве правильного способа восприятия, мышления и
правильного отношения к этим проблемам.
Обучение происходит в организации,
когда люди обмениваются своими интеллектуальными моделями, исследуют их и
взаимодействуют друг с другом. В соответствии с этим в компании должны
поддерживаться на постоянном уровне такие методы обучения в процессе работы,
как:
Системный подход к анализу любой
ситуации
Некоторые принципы системного мышления:
- Видеть взаимосвязи, а не
линейные цепочки причинно-следственных связей.
- Видеть процессы изменений, а не
статичные состояния.
- Каждый несет часть ответственности
за проблемы, создаваемые системой.
- Мы являемся узниками систем, о
существовании которых мы не знаем.
- Правильных ответов не
существует. Есть лишь набор потенциальных действий, каждое из которых
привносит некоторые желаемые и некоторые непредвиденные последствия
- Системы не поддаются расчленению
и исправлению по частям, системы обладают целостностью, и необходимо
работать с целым, а не с его отдельными частями
- Причина и следствие не всегда
тесно соотносятся во времени и пространстве, и вследствие этого реальная
причина какой-то проблемы может быть неочевидной
- Самые очевидные решения могут
оказаться совершенно неэффективными. Если эти решения и действуют, они
способны улучшить ситуацию лишь на некоторое время, а в долгосрочной
перспективе приведут к ухудшению
- Люди любят винить в своих
трудностях других, но проблемы в любых системах зачастую порождаются
включенными в них людьми, а не какими-то внешними силами.
Способ обучения через ведение
диалога, причем диалог в данном случае понимается не как защита отдельных
мнений, а как сбор и синтез всех точек зрения в одну, максимально вбирающую в
себя все высказанное. Цель диалога состоит в выходе за пределы индивидуального
понимания ситуации, развитии и расширении этого понимания. В данном процессе
важно как рассматривается обучение участвующими в нем сотрудниками. Подходы к
обучению, использующиеся в Школе менеджеров "Арсенал" (ниже мы
более подробно остановимся на опыте Школы менеджеров «Арсенал»):
- Самое важное обучение происходит
на рабочем месте, а не в тренинговых классах.
- Самое эффективное обучение -
обучение социальное и активное, а не индивидуальное и пассивное.
В процессе обучения решено
придерживаться следующих методов или правил:
- Проговаривать то, о чем мы
обычно не говорится.
- Сочетать изучение вопроса и
самозащиту (искусство беспристрастного расследования)
- Различать официальные теории
(то, что мы говорим) и используемые теории (на основании которых мы
действуем)
Навык правильной постановки вопросов
перед собой помогает людям замедлять процесс мышления затем, чтобы глубже
осознать свои интеллектуальные модели.
У каждого есть собственный цикл индивидуального обучения, состоящий из:
1. Обретенного на рабочем месте
конкретного опыта;
2. Размышлений об опыте, понимание
смысла и причин произошедшего;
3. Выработанных на основе опыта
концепций и обобщений;
4. Испытания данной концепции
эмпирическим путем;
5. Повторения и закрепления
цикла.
Этот пример я считаю одним из самых
показательных в данной дипломной работе. Дело в том, что компания «Арсенал»,
занимающая одну из лидирующих позиций на рынке корпоративного обучения,
столкнулась с такими трудностями в свой работе, что сама была вынуждена
обратиться за консультацией в области анализа и повышения квалификации
персонала. Повысить эффективность компании удалось в первую очередь за счет
внедрения программы «Обучающейся организации» - этот подход решил не только
проблему повышения квалификации, но и улучшил отношения персонала внутри
компании. Как и говорилось выше, проблемы повышения профессиональног уровня
сотрудников тесно связаны с проблемой их мотивации – что лишний раз
подтверждено данным примером. Важную роль в подготовке программы для компании
«Арсенал» сыграли методы, подробно описанные в книге Питера М. Сенге «Пятая дисциплина.
Искусство и практика самообучающейся организации».
В компании сложилась следующая
ситуация. Наряду с достижениями, такими как оригинальные разработки программ,
лидерство в ассортименте, качестве тренинговых программ - в частности,
предпринимательского тренинга «Технология Успеха» - появились и замедляющие
развитие компании «Арсенал» тенденции.
Так,
прослеживалось отсутствие слаженности в работе, недисциплинированность
сотрудников, нечеткость в распределении обязанностей, неструктурированность
отношений, усталость, как рядовых сотрудников, так и руководителей,
эмоциональные, имеющие историю отношения в коллективе, которые иногда не
позволяют работать и обсуждать дела конструктивно.
Особенно
значимыми чертами ухудшения ситуации стали:
- замедляющаяся скорость развития
компании;
- отсутствие у коллектива видения
будущего компании;
- небольшая прибыльность
организации;
- отсутствие новых продуктов.
Практика обращения к внешней
консалтинговой компании не дала значимых положительных результатов, процесс
консалтинга был приостановлен.
Конечно, интересным являлся вопрос, - насколько эффективно для организации, по
сути работающей в сфере консалтинга (контекст услуг по проведению тренингов,
программ обучения и развития, а также рекрутмента, - это и есть консалтинг)
обращение к другому внешнему консультанту. Но, поскольку Школа менеджеров
является организацией, то она подлежит консалтингу так же, как и любая другая.
Необходимость
изменений в компании назрела, и при обсуждении консультанта с генеральным
директором перспектив развития одними из главных задач дальнейшей работы
признавались:
1. Создание четкого
мотивирующего видения организации;
2. Создание новой надежной
сплоченной команды сотрудников и менеджеров;
3. Развитие компетентности
сотрудников и организации в целом: научиться понимать интеллектуальные модели,
которые сейчас ограничивают ее рост и развитие, находить системное решение
проблем (компетентность в режиме Learning organization);
4. Создать условия для появления
новых продуктов, то есть стимулировать более активную инновационную творческую
деятельность сотрудников;
5. Повысить уровень
профессионализма всей организации;
6. Как следствие - улучшение
экономических результатов деятельности.
Эти задачи можно решить с помощью
применения модели развития обучающейся организации. Необходимо было обязательно
учесть, что шаги по развитию должны быть постепенными, понятными и
поддерживаемыми сотрудниками. Такая модель развития помогала обозначить для
сотрудников пути изменения, сделать их активными участниками изменений.
Был выбран путь от простого к сложному - от создания инициативной группы и
через сотрудничество с ними и их поддержку - изменение корпоративной культуры.
Итак, какие же шаги были предприняты…
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Апрель 2001 - Собрание коллектива "Арсенала"
Проведено собрание с презентацией
книги "Пятая Дисциплина", на котором сотрудникам были рассказаны
основные идеи книги, а также рекомендовано ее прочтение. В процессе общего
обсуждения даны пояснения к основным понятиям Обучающейся организации:
групповое обучение, интеллектуальные модели, видение компании и др. В
результате встречи часть конструктивно настроенных сотрудников проявило интерес
к книге и решило ее прочитать, часть сотрудников восприняло информацию
пассивно.
1-3 мая 2000 года - Сессия
стратегического планирования
Проведена групповая выездная сессия, на которой все сотрудники компании были
разбиты на группы. Каждой группе дано задание написать:
1. идеи по расширенной миссии
компании;
2. анализ имеющихся в
организации интеллектуальных моделей;
3. ресурсы организации, которые
можно использовать для изменений.
Второй частью работы был обмен
созданными материалами, а также рассмотрение работы каждой группы, находясь в
ролях критиков, реалистов, мечтателей. (Методика, известная как «методика
творчества Уолта Диснея»).
Итог работы: осознание сотрудниками
модели стагнации, торможения, развития, не приверженности, начало
формулирования идей видения компании, опыт коллективной групповой работы, развитие
дистинкции диалога, а не спора, слушания друг друга. Сотрудники самостоятельно
смогли определить часть негативных моментов, мешающих развитию организации.
Таким образом, постановка проблемы стала не диагнозом консультанта и не
видением генерального директора, а совместно определенным состоянием
организации. Менеджеры организации стали готовы к началу совместной работы по
развитию команды. Возникло доверие к консультанту.
Май - июль 2001 г. - подготовительная работа в группе менеджеров
Проведена подготовительная работа
перед стратегическим планированием развития организации на год. Перед
менеджерами компании были поставлены следующие цели:
1. Создать проект
стратегического плана организации;
2. Научиться пользоваться
моделью стратегического планирования Института Тренинга;
3. Создание более сплоченной
команды менеджеров;
4. Укрепление навыка вести
диалог в команде;
5. Развить творческую активность
в команде руководителей.
Работа происходила на регулярных
еженедельных встречах. В начале работы команде менеджеров была представлена
модель стратегического развития организации Института Тренинга (г.
Санкт-Петербург). Далее каждый руководитель в соответствии с данной моделью
представил модель развития своего направления деятельности. Следующие встречи
были посвящены обратной связи, обсуждению совместных идей и согласованию
планов.
В результате работы создан проект стратегического плана на год, отношения в
команде менеджеров стали позитивнее, появился больший интерес к работе,
уверенность в достижимости результатов при совместной работе и в ценности
консультирования.
4-6 августа 2000 года
Проведена "Праздничная" сессия, посвященная 9-летию Арсенала. При
организации мероприятия также были поставлены цели:
1. Вовлечение всех сотрудников в
работу по развитию организации;
2. Развития навыка у менеджеров
по ведению конструктивного диалога внутри своего коллектива
3. Развитие сплоченности в
коллективе в целом.
Руководители каждого направления
представили всем сотрудникам проект стратегии развития отдельных направлений
деятельности на год. Совместно с сотрудниками своего направления проведена
доработка стратегических представлений менеджеров. Работа велась по методу
мозгового штурма, а также по методике творчества Уолта Диснея. В такой
совместной работе, но уже всего коллектива определилась окончательная стратегия
каждого отдела компании. Результаты работы:
1. Получена обратная связь от
всех сотрудников, входивших в роли критика, реалиста, мечтателя;
2. Сотрудники каждого отдела
получили более определенное видение будущего, которое было согласовано с
планами всей организации;
3. Создано много новых идей,
проектов, что подтвердило закрепление навыка совместного творчества и
конструктивного диалога;
4. Команда менеджеров получила
опыт успешной реализации проекта, то есть опыт подготовки и проведения сессии.
Ноябрь 2000 года - март 2001
года
Повышается стремление коллектива организации к саморазвитию, компания
становится все более живой. Об этом говорит тот факт, что команда менеджеров
без всяких предложений со стороны руководства и консультанта решила продолжать
активную совместную работу по изменению корпоративной культуры организации. На
одном из собраний принято решение о создании команды, которая названа
"Группой прорыва" - в нее могли входить не только менеджеры, но и
активные сотрудники организации. В течение пяти месяцев "Группа
прорыва" собиралась не менее одного раза в неделю в нерабочее время.
Основная цель работы группы -
дальнейшие действия по корректировке и укреплению новой корпоративной культуры
обучающейся организации. Анализ текущего состояния компании, ее
жизнедеятельности, выявление тенденций в происходящем и разработка конкретных
действий, которые необходимо предпринять в связи с этим.
В соответствии с этим планом группа поставила перед собой следующие задачи:
1. Формирование ресурса для
создания видения организации на 2 и 5 лет вперед;
2. Создание ответственной
сплоченной группы менеджеров, готовых брать на себя ответственность и разделять
ее с генеральным директором;
3. Дальнейшее развитие
способности осознания интеллектуальных моделей и отношений внутри организации,
развитие способности ставить самостоятельно вопросы о том, что происходит в
организации;
4. Создание дисциплинированной
организации, - введение и выработка новых правил взаимодействия (закрепления
отношения сотрудничества)
Группа достаточно
точно определила как позитивные, так и негативные интеллектуальные модели и
тенденции в компании. Создан долгосрочный план работы, реализация которого
постоянно контролировалась.
Что было
сделано "Группой прорыва":
1. Определены правила, по которым
группа работает, которые в итоге стали правилами работы команды менеджеров.
Четко обозначено разделение ответственности.
2. Подготовлена коллективная
поездка сотрудников "Арсенала" в Париж во время новогодних каникул.
Группа прорыва разделилась на две команды ("Парижская" и
"Московская") и работала над созданием видения организации на 2 - 5
лет вперед. После возвращения наработки двух групп были совмещены и дописаны.
Проведена презентация видения для всех сотрудников Школы менеджеров
"Арсенал".
3. Участие всего менеджерского
состава в тренинге "Технология Успеха" в роли волонтеров
(добровольных помощников тренера). В результате члены команды менеджеров начали
более четко понимать ценности ключевого продукта Школы "Арсенал".
4. Сформулированы более четкие
регламент и правила работы с персоналом - "Критерии стратегичности
персонала", где определены необходимые качества сотрудников для реализации
задуманного видения.
5. Продумана процедура
аттестации персонала, создана система адаптации нового сотрудника (ознакомление
с должностной инструкцией, план адаптации в начале работы, план знакомства с
"Арсеналом", система наставничества)
6. Повысилась степень
включенности сотрудников и руководителей в процесс развития компании.
Наблюдается большая приверженность видению, его понимание, что вызвало
активизацию и повышенную энергичность в работе коллектива компании, развитие
новых продуктов, сотрудничество с новыми партнерами.
7. Организована первая
внутренняя конференция, посвященная книге "Рубежи менеджмента"
Розабет Кантер. Организация решила, что ей не хватает активных собственных форм
обучения и мониторинга открытий в области менеджмента. Сотрудники предложили
обсудить идеи книги и то, как они могут быть реализованы внутри
"Арсенала".
8. Для поддержания корпоративной
культуры организации для более свободного доступа к информации был создан
внутренний корпоративный сайт. На нем были размещены основные цели организации
на год, миссия организации, интересные статьи, новости.
9. Введена традиция проведения
тематических утренников - 20-минутных сообщений сотрудников на различные темы,
проводящихся до начала рабочего дня.
Период: апрель 2001 - настоящее время
Итак, на протяжении одного года были сделаны следующие шаги в сторону развития:
- навыков Группового обучения;
- навыков выявления интеллектуальных
моделей;
- воспитания самостоятельной
активности сотрудников;
- формирования сильного и
обоснованного общего видения организации на 2 - 5 лет вперед.
В работе по развитию сотрудников
компании использован системный подход, то есть, выбрана точка приложения усилий
- работа с командой менеджеров и через нее работа со всеми сотрудниками. В
дальнейших процедурах работы с персоналом, например таких как…
- определение критериев, по
которым теперь производится набор в компанию;
- развитие процедуры адаптации,
аттестации сотрудников;
… производилось закрепление культуры
обучения в корпоративной культуре компании, среди пришедших новых специалистов.
Главной задачей следующего периода было продолжение работы в организации по
изменению корпоративной культуры в соответствии с ключевыми задачами года -
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ, ТЕМП, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ.
Такими вспомогательными задачами по
поддержанию корпоративной культуры стали:
- Изменение состава команды
руководителей под новую задачу и формы ее работы;
- Планомерная работа по достижению
удельного веса сотрудников, удовлетворяющих критериям стратегичности;
- Создание Личных планов развития
для каждого сотрудника, планов развития менеджерских компетенций для
команды менеджеров.
Сильным моментом работы со всем
персоналом, помогающим ему в личном совершенствовании, развитии и
ориентированности в сторону обучающейся организации, явился тренинг «Технология
Успеха», который в настоящее время рекомендуется для прохождения каждому
сотруднику Школы менеджеров «Арсенал».
Благодаря выбору направления своего развития (в сторону обучающейся
организации) в течение 2 лет в компании были получены великолепные результаты:
- Штат компании увеличился на 43
%. В основном это творческие и дисциплинированные сотрудники, умеющие
работать в команде, соответствующие критериям, которые позволяют
реализовывать видение организации;
- Достигнута финансовая
стабильность;
- Появились новые партнеры,
расширился ассортимент программ, появился новый продукт - бизнес-курс
"Практический маркетинг"
- Появились новые интересные
ориентиры в обучении. Принципиальное развитие получила идея бенчмаркинга.
- Сотрудники Школы в декабре
встречались с Кьеллом Нордстремом. Подход, изложенный в его книге, -
"Бизнес в стиле Фанк", является одним из главных интереснейших
подходов к работе всего коллектива компании на сегодняшний момент.
- Разработан совершенно новый
(можно сказать "фанковый") продукт, не имеющий аналогов, по
крайней мере, в нашей стране, - это организация для компаний-клиентов
театрализованных представлений. Фактически при этом в компании клиента
создается театральная труппа, которая может работать дальше
самостоятельно. Это работа на стыке консалтинга и тренинга, с одной
стороны, и театра, с другой. Она весьма мощно развивает компании, их человеческую
систему, - и очень мощно содействует развитию их бизнеса.
- 10-летие компании отмечено
настоящим спектаклем в жанре Performance, в котором играли сотрудники и
выпускники Школы.
- Создан новый внешний сайт
"Арсенала", который отражает подход слушания мира - на его
страницах есть ориентиры, которые связывают "Арсенал" с более
обширной внешней средой - миром не только менеджмента, но и музыки,
литературы, архитектуры, кинематографа и т. д. Идея бенчмаркинга получила
свое максималистское развитие.
- За один день в Музее архитектуры
был создан Музей "Арсенала".
- Как отражение духа энергичности,
спортивности и здоровья, который важен в любом бизнесе, всем коллективом
совершен спортивный пробег-эстафета от старого офиса у метро
"Молодежная" до нового - у метро "Семеновская".
У компании есть задачи на следующий
год, есть нерешенные вопросы, но удалось добиться главного для обучающейся
организации - коллектив сотрудников стремится к развитию, энергичен, нацелен на
будущее, - и это привлекает сильных сотрудников, партнеров и продвинутых
клиентов.
"Истинное обучение ведет
прямо в центр человеческого существования. Обучаясь, мы воспроизводим, заново
творим самих себя. Обучаясь, мы получаем способность делать нечто такое, чего
никогда не умели. Обучаясь, мы заново воспринимаем мир и нашу связь с ним.
Обучаясь, мы расширяем нашу способность творить, быть частью плодотворного
мира. В этом и заключается основной смысл "Обучающейся организации" -
она постоянно расширяет свою способность создавать собственное будущее".
"Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся
организации". Питер М. Сенге
Если индивидуальные интеллектуальные
модели находятся в процессе постоянного формирования и переформирования под
воздействием новых задач, если обмен аккумулированными в организации знаниями и
навыками происходит эффективно, если производственные коллективы всегда
остаются целыми и сохраняют силу, то организация является обучающей.
Где
искать резервы повышения производительности труда? Отмечая недостаточный
уровень производительности даже на лучших предприятиях страны, специалисты по
управлению — аналитики и практики — выделяют два типа причин: 1) недоразвитость
рыночной инфраструктуры и 2) недостаток управленческой культуры, навыков
организации труда, отсутствие опыта коммерческой деятельности в условиях
рыночной конкуренции, низкую квалификацию менеджеров2 . Если первый тип
причин связан с макроэкономическими условиями, то с причинами второго типа
нужно работать в масштабах самого предприятия. Итак, необходимо развитие менеджмента
и развитие менеджеров.
Директор
крупной компьютерной фирмы говорит:
«Все наши менеджеры выпускники престижных вузов — МГУ, МФТИ,
МАИ, МВТУ и т. д. Они — высококлассные технические специалисты с
замечательным интеллектом, прекрасно информированы, много читают. Но это не
значит, что готовы к ролевой позиции менеджера. Есть разрыв между их знаниями и
реальной позицией. К роли менеджера многие из них попросту еще не готовы».
На
первый взгляд, задача развития менеджеров ясна: повышать культуру и навыки
управления. Однако не все так просто. Вот как формулирует запрос к обучению
менеджеров этой же фирмы директор по персоналу:
«Наших менеджеров с самого начала тренинга нужно
проблематизировать — добиться, чтобы они поняли, чего они не понимают. Ведь их
основная проблема в том, что они не понимают, не видят своей собственной
проблемы. Они — классные специалисты, и мышление у них чисто техническое. Они
видят техническую задачу и бросаются ее решать. Им легче сделать самим, чем
организовать других людей. То есть они не понимают, что они в позиции
организатора работы. С самого начала тренинга нужно что-то, что помогло бы им
понять, что у них есть проблема».
Обычно
менеджеры с заметной напряженностью относятся к тому, что:
·
они
что-то не знают или не умеют;
·
кто-то
чему-то их научит;
·
в первом
им придется признаваться, а во втором участвовать на глазах у своих
коллег-членов группы.
Пример: «Дилемма
руководителя или Как повышать квалификацию?»
В ходе
курса по руководству проектами менеджер проекта, в недавнем прошлом
компьютерный специалист, говорит: «Я с большим трудом успеваю следить за
последними изменениями, отстаю от тех, кем руковожу. Мои сотрудники так быстро
продвигаются. … Мне хочется не потерять квалификацию, но заниматься приходится
совсем другими вопросами. . . »
В
приведенном примере ключевое слово — квалификация. О какой квалификации
идет речь? В чем состоит рост квалификации руководителя? Этот вопрос
задается не из отвлеченного познавательного интереса, он всерьез встает в
корпоративной практике.
Пример: «Кто будет
руководителем?»
Рассмотрим
типичную ситуацию: в компании начинается новый проект. Если это разработка
нового компьютерного продукта, то кого назначат руководителем? Ответ ясен:
компьютерного специалиста, понимающего суть дела и характер разработки. Если
это компания, производящая электротехническое оборудование, ответ также ясен:
руководить проектом будет компетентный специалист-инженер.
Итак, в
приведенных (и в большинстве других аналогичных) случаях руководить будет технический
специалист. Однако принятие решений, общение с носителями разнонаправленных
интересов — все эти задачи так далеки от тех, которые он привык решать… так что
именно здесь происходят самые серьезные сбои.
Залог
успешной работы в современной организации, в том числе успешного восхождения по
корпоративным ступеням, — совокупность качеств, которая в последние годы
обозначается как «эмоциональный интеллект». Умение общаться, говорить с людьми,
понимать настроение и интересы присутствующих, мотивировать — все эти качества
обладают обманчивой, кажущейся простотой и вместе с тем они не столь очевидны,
как конкретные и четко очерченные технические знания и навыки. В последние годы
проводились исследования, посвященные сравнению работы успешных и неуспешных
руководителей организаций. По данным исследований, проведенных компанией Хагберг
консалтинг Групп (рис. 1), успешные руководители по сравнению с неуспешными
тратят меньше времени на контроль исполнения (25% против 53%), больше
занимаются развитием команды и согласованностью работы (34% против 18%) и
максимум усилий сосредоточивают на формировании стратегии (41% против 29%)3.
Рисунок 1. Сравнение работы успешных и неуспешных
руководителей организаций
Эти
данные перекликаются с результатами других опросов. В 1998 г. высшими
руководителями 150 организаций США были названы области умений, которые они
считают необходимым развивать в первую очередь у высшего руководящего состава
своих организаций. Результаты этого опроса представлены на рис. 2.
Рисунок 2. Области ключевых умений высшего руководства
Кроме
того, ситуация ответственного выбора сама по себе является стрессовой, несет в
себе значительные психофизические нагрузки. Требуются дополнительные качества и
умения для преодоления стресса: без них происходит «выгорание» менеджера.
Вверх по карьерной лестнице
Представим
себе профессионала, который начинал как технический специалист и постепенно
продвигался по ступеням менеджерской лестницы. По мере перехода от роли
технического специалиста к роли менеджера значение технических навыков
снижается. Для успешной работы менеджера наиболее важными становятся выработка
и принятие решений, планирование, организация работы, мотивирование
сотрудников, контроль за ходом выполнения работ, руководство как отдельными
сотрудниками, так и работой команды, навыки общения. Для руководителей высшего
звена успех все в большей степени зависит от интуиции, гибкости, оперативности,
разносторонности, цельности и других личностных качеств, которые проявляются в
реализации и развитии корпоративной политики.
Навыки
лидерства и менеджмента различаются условно. Э. Деминг говорил: «Мы управляем
процессами и системами, руководим — людьми». Лидерство и управление/контроль и
стоящие за ними области умений и навыков представим на следующем рис. 3.
Рисунок 3. Умения и навыки руководителя в области лидерства и
менеджмента
Корпоративный
тренинг, так же как и его распространенные синонимы: бизнес-тренинг, внутрифирменное
обучение — понятия, образованные практикой работы организаций, крупных фирм
и компаний. Их основное значение можно кратко охарактеризовать так: подготовка
и развитие навыков персонала для эффективной работы в данной организации. Если
произносить эту фразу вслух, нужно сделать ударение на обе составляющие, то
есть на эффективную работу и данную организацию. В условиях
бизнеса конечная задача корпоративного тренинга — вклад в рост прибыли
компании, в условиях государственной или некоммерческой организации — повышение
эффективности ее работы. Корпоративный тренинг принципиально отличается от
обучения в рамках бизнес-образования, которое направлено на то, чтобы заложить
общие представления об основных областях и способах ведения бизнеса. В
повседневной практике компаний нет необходимости (и тем более времени!)
знакомить сотрудников с основами, историей, обзорами развития различных
подходов, моделей и методов работы. Обычно организация может позволить себе
оторвать от работы и направить на обучение своих сотрудников (особенно
менеджеров) лишь на короткое время. Отсюда типичная продолжительность тренинга
— как правило, от одного до пяти дней.
Распространенность
тренингов в организациях России пока еще не описана достоверными
статистическими данными. Мировой опыт показывает тенденцию: устойчивый рост
числа сотрудников, прошедших тренинги в организациях всех типов (см. ,
например, данные по США на рис. 4).
Рисунок 4. Число сотрудников, прошедших
тренинги в организациях США (в %)
Внутренние
учебные центры имеются лишь в наиболее крупных фирмах, таких, как, например,
Центробанк, Сбербанк, компании Rank Xerox, Ericsson, Coca-Cola и др. Обучение в
них ориентировано на сотрудников организации или ее партнеров, например,
дилеров или клиентов. Лишь в редких случаях туда на условиях «открытого набора»
попадают люди со стороны. (Так, осенью 1997 г. в учебном центре компании Rank
Xerox «открытым» был только 10-дневный курс «Техника продаж» начального уровня.
) Задача корпоративного учебного центра — целенаправленное обучение
сотрудников, подстройка их квалификации под требования организации. В некоторых
случаяx учебные центры дают возможность пройти развернутую подготовку.
Пример: «Учебный центр
— корпоративный институт»
Учебный
центр компании Ericsson проводит обучение по схеме «техник — системный инженер
— эксперт». Курс обучения длится 25-35 дней. Первые две недели посвящены
теории, последующие три — освоению оборудования. После окончания первого цикла
обучения сотрудник работает в компании как техник. Через год он может пройти
следующий цикл и перейти в категорию системных инженеров. Еще год работы в
компании, — и следующий цикл обучения помогает сотруднику стать
квалифицированным специалистом-экспертом. Учебный центр предлагает на выбор
подготовку по специальностям: эксперт по сетям общего пользования, мобильной
телефонной связи, офисным АТС.
До
августовского кризиса 1998 г. Корпоративный институт банка МЕНАТЕП обучал
слушателей по специальностям: финансы и кредит, банковское дело, финансовый
менеджмент. Занятия проводились на протяжении года трижды в неделю по 4 часа
после рабочего дня и полный день в субботу. Стоимость обучения составляла около
2000 долларов, но для сотрудников банка, а также холдинга «Роспром» и компании
ЮКОС обучение было бесплатным.
В
практике ведущих международных компаний получили распространение центры подготовки
менеджеров, работающие как своего рода бизнес-школы и получившие название
корпоративных колледжей, институтов или университетов, например, Disney
University, Federal Express Leadership Institute, учебный центр Crotonville в
компании General Electric, школа бизнеса компании AT&T, университет
Motorola и др. Их основная задача — укрепить и развить конкурентоспособность
своих компаний.
Корпоративные учебные центры нередко
сосредотачивают свою деятельность на технической подготовке, обучении первичным
навыкам работы с клиентами. Некоторые центры проводят вводный курс для новых
сотрудников, который помогает человеку встроиться в организацию, узнать ее
историю, корпоративную культуру, особенности применяемой терминологии,
характеристики оборудования и т. д. Внутренние тренинговые центры ориентированы
на наиболее типичные, повторяющиеся учебные курсы, такие как навыки работы с
клиентами, техника продаж, базовые навыки менеджера. Программы развития
менеджмента, особенно для менеджеров среднего и высшего звена, обычно выходят
за рамки внутренних центров.
Чтобы
спланировать обучение в компании, заказать проведение курса, составить перечень
тренингов, нужно иметь набор видов тренинга, их классификацию. Руководство
компаний и менеджеры по персоналу обычно делят тренинги так, как удобнее для
работы, и не ищут строгой классификации. Назовем некоторые варианты того, как
выделяют виды тренингов в организациях.
Тематика
Это
распространенный способ разделять тренинги. Распространенные темы тренингов:
вводный (ориентационный) тренинг, техника продаж, ведение переговоров, навыки
презентации, работа с клиентами, принятие управленческих решений и т. д.
Разделяя тренинги по темам, можно четко определить предметную область работы.
Однако, для организации и проведения эффективного тренинга выбрать тему
недостаточно. Нужно точно знать, для кого проводится обучение.
Участники
Типичное
разделение участников — по их положению в организации: рядовые сотрудники,
линейные менеджеры (супервайзоры), менеджеры среднего звена, высшее
руководство. Соответственно разделяются и тренинги. Это деление дополняет
тематическое. В результате получаем такое описание тренинга: курс техники
продаж для торговых представителей или тренинг по ведению переговоров
менеджеров.
Уровни целей тренинга
Следующий
подход к делению тренингов встречается гораздо реже двух предыдущих. Он состоит
в том, чтобы выделить уровень проблем, потребностей организации, откликом на
которые выступает данный тренинг:
·
Ситуативный
(индивидуальный) уровень относится к тем потребностям, которые связаны с навыками
конкретных сотрудников или менеджеров организации. Для решения проблем этого
уровня достаточно обучить конкретных людей, развить их навыки. Например: навыки
работы секретаря, навыки презентации, основы личной эффективности и т. д.
·
Системный уровень относится к тем
потребностям, которые не ограничиваются обученностью отдельных сотрудников и
связаны со взаимодействием внутри компании. Например: управление конфликтами,
решение проблем и т. д.
·
Стратегический
уровень
относится к тем потребностям, которые не ограничиваются ни обученностью
отдельных сотрудников, ни взаимодействием в компании, но относятся к стратегии
развития организации, ее положению в социально-экономической среде. Например:
развитие корпоративной культуры, стратегическое планирование.
Тематика
тренингов, уровень сотрудников, для которых они предназначены, и уровень
потребностей организации связаны между собой, хотя не всегда эта связь
однозначна. Отправной момент — потребности организации. Если их не учесть,
происходят типичные ошибки.
Пример. «Тема
подходящая - тренинг неэффективный»
Руководство
компании приняло решение провести тренинг по маркетингу для совета директоров.
Программа включала инструменты анализа рынка, основы составления маркетингового
плана. После проведения тренинга оказалось, что маркетинговая функция в
компании не изменилась. Руководство было разочаровано тренингом. Генеральный
директор поставил вопрос о привлечении дорогостоящих консультантов. Проблема
была в том, чтобы развить потенциал самой компании.
Анализируя
причины неудачи, руководство пришло к следующему выводу: тренинг должен был
носить стратегический характер, в то время как предложенная программа была
ситуативной, оснащала участников индивидуальными навыками, не работала на
стратегическое решение задач всей организации. Неудачи можно было бы избежать,
если с самого начала четко задать тип тренинга, выстроить его направленность.
Связь
тематики тренингов и уровня проблем в организации представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика связи тематики тренингов и уровня проблем в
организации
При
одной и той же тематике тренинга его уровень может быть разным в зависимости от
особенностей организации. Для некоторых компаний тренинг по работе с клиентами
может быть подчинен задаче выстроить общие стратегические ориентиры, перейти от
ориентации на продукт к ориентации на клиента и обслуживание, соответственно
уровень тренинга выйдет далеко за рамки ситуативного (индивидуального).
Итак,
вид тренинга подбирается исходя из следующих параметров:
·
участники;
·
тематика;
·
уровень
проблем в организации.
Точный
выбор вида и уровня тренинга — залог его успеха.
При
всей широте диапазона внутренних тренинговых курсов в него обычно не попадает
обучение в области стратегического планирования, руководства проектами,
управления организационными изменениями и другие области управления повышенного
уровня. Соответствующие тренинговые потребности компаний обслуживаются внешними
тренинговыми организациями.
Приведем
примеры распространенных тренинговых курсов в области развития менеджмента и
лидерства. Условно сгруппируем их по двум областям:
|