Отношение - сложившаясянаосновеимеющихсязнанийустойчиваяблагоприятнаяилинеблагоприятнаяоценкаиндивидомкакого-либообъектаилиидеи, испытываемыекнимчувстваинаправленностьвозможныхдействий.
Отношениявызываютулюдейготовностьлюбитьилинелюбитьобъект, чувствоватьприближениекнемуилиотдалениеотнего.
Теории оценки
потребительского поведения
В основе
оценки (измерения) потребностей, потребления и спроса лежат различные
теоретические посылки. Их можно представить: теориями мотивации; экономическими
теориями; теорией рационального потребления.
Для маркетинга
важно выяснить, как потребитель осознаёт, какая продукция ему необходима и
почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Только в
этом случае можно рассчитывать на то, что такая продукция станет товаром.
Предлагаемый продукт должен быть прежде всего полезен потребителю, а уже потом
нравиться самому производителю.
Экономические теории.
К
экономическим теориям оценки потребительского поведения можно отнести теорию
предельной полезности и теорию эластичности потребления и спроса. Основатели
теории предельной полезности (У.Джеванс, Л.Вальрас, К.Менгер, Э.Бэм-Беварк и
др.) рассматривали поведение потребителя как поиск наибольшей полезности в
приобретении тех или иных материальных благ (он как бы уподобляется
предпринимателю, желающему получить больше прибыли). Рыночная цена благ
определяется в конечном счёте степенью полезности товара и для потребителя, и
для продавца. Пока на рынке оценки полезности товара со стороны продавца ниже,
чем оценки покупателя, обмен идёт беспрепятственно. Процесс обмена продолжается
до тех пор, пока не встречается так называемая предельная пара (продавец и
покупатель), чьи оценки полезности, выраженные в деньгах, совпадают. Оценка
полезности товара этой последней пары и есть та предельная полезность, которая
определяет рыночную цену товара (цена равновесия).
Способность
потребления и спроса изменяться в определённых границах под влиянием
экономических факторов носит название эластичности потребления и спроса.
Основателями инструментария для оценки эластичности потребления и спроса
являются А.Маршал и П.Самуэльсон. наибольшее распространение получило
исчисление эластичности от дохода и цены, показывающих, на сколько процентов
изменится спрос или потребление, при изменении этих факторов на один процент.
Различные предметы потребления имеют различную эластичность. Чем товар
настоятелен (например, хлеб), тем меньше его эластичность, и наоборот, товар с
меньшей настоятельностью (например, мебель, бытовые машины), имеет большую
эластичность.
Теория рационального
потребления.
Теория
рационального потребления рассматривает возможность определения целевых
ориентиров потребления. В качестве таковых могут выступать физиологические
потребности (продукты питания), функциональные бытовые процессы (предметы
длительного пользования), социальные требования (одежда).
Маркетинговая
деятельность имеет дело с целостной системой личных потребностей, содержание и
формы проявления которых весьма многогранны, поскольку они находятся под
воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного
характера. Задача заключается в том, чтобы предприятие могло бы ч1тко выявить,
изучить и оценить ту конкретную потребность, на удовлетворение которой
направлена его деятельность.
Моделирование поведения
потребителей.
Исследование
потребителя в системе маркетинга ставит цель определить весь комплекс
побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе
товаров. Такие факторы носят экономический, социальный, психологический характер:
доходы, цены, групповые интересы, демография, традиции, мотивация и т.п.
Процесс
моделирования поведения конечного потребителя осуществляется в несколько
этапов. На первом этапе исследуется возникновение и осознание потребности в том
или ином товаре. Потребителями могут быть семья, домашнее хозяйство, отдельная
личность. Товары также различаются по характеру потребления: единовременного и
длительного пользования; по настоятельности потребности в них (повседневного,
периодического, редкого спроса). В основе оценки (измерения) потребности,
потребления и спроса в маркетинге широко используются приёмы и методы теории
«предельной полезности», эластичности спроса, современного бихевиоризма и др.
Следующим
шагом является моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре.
Используются различные каналы информации о товаре: персональные (семьи,
друзья), коммерческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные (средства
массовой информации), эмпирические (опыт, испытания).
Покупателю
требуется различная информация в зависимости от рыночной ситуации. Так, если
покупатель хорошо знаком с товаром и его разновидностями (дешёвые товары
массового спроса), то задача заключается в том, чтобы лучше сориентировать
покупателя, привлечь его внимание, сократить время на выбор. В другом случае
покупатель хорошо знает товар, но не знаком с его разновидностями (различные
марки телевизоров). Здесь требуется информация, раскрывающая достоинства
незнакомы потребителю марок. Наконец, покупатель не знает товара. Информация
направляется на создание интереса к товару (реклама, стимулирование и др.)
Важным шагом в
моделировании поведения конечного потребителя на рынке является этап принятия
решения о покупке. Покупка – это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из
методических подходов в решении данной задачи служит «модель чёрного ящика».
При
моделировании принятия решения о покупке «чёрный ящик» рассматривается как
набор определённых стимулов, под воздействием которых происходит принятие
решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные
потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии) и стимулы
внешнего характера (групповые интересы, обычаи, традиции).
Наконец,
заключительный этап моделирования – оценка потребителем правильности выбора
товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару,
негативная – наоборот, ослабляет интерес к нему.
Таким образом,
специалист по маркетингу на основе моделирования поведения потребителя получает
возможность: знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при
необходимости совершенствовать его характеристики; видеть куда и как
потребитель обращается за информацией о товаре и помочь ему быстрее и полнее
получить интересующие данные; помочь потребителю принят решение о покупке на
основе знания тех мотивов и стимулов, которыми он руководствуется; знать оценку
своего товара потребителем.
Относительноевлияниеэтихисточниковинформацииварьируетсявзависимостиоттоварнойкатегорииихарактеристикпокупателя. Вообщеговоря, потребительполучаетнаибольшийобъеминформацииотовареизкоммерческихисточников, т. е. изисточников, находящихсяподсильнымвлияниемдеятелярынка. Авотсамымиэффективнымиявляютсяличныеисточники. Каждыйвидисточниковможетпо-разномусказыватьсянапринятиирешенияопокупке. Коммерческиеисточникиобычноинформируют, личные - узакониваютинформациюи/илидаютейоценку.
Например, врачи узнаютоновыхлекарствахизкоммерческихисточников, нодляоценкиполученнойинформацииобращаютсяксвоимколлегам. Врезультатесбораинформацииповышаетсяосведомленностьпотребителейобимеющихсянарынкемаркахиихсвойствах.
В-четвертых, считается, чтокаждомусвойствупотребительприписываетфункциюполезности. Функцияполезностиописываетстепеньожидаемойудовлетворенностикаждымотдельнымсвойством.
Маркетинг
ориентирован на потребителя, его истинные нужды и потребности. В условиях
рыночной экономики предприятия по мере насыщения рынка вынуждены пользоваться
методами маркетинга, иначе оно потеряет свои позиции на рынке, станет
банкротом.
Изучение потребителей – один из
наиболее востребованных видов исследований, ведь именно потребители, покупая товары
компании, приносят ей прибыль. Неудивительно, что клиент, потребитель
находится в центре внимания любой успешной компании, независимо от её размера.
Изучая своих клиентов,
их желания, предпочтения,
компания может предложить им именно то, в чем они нуждаются. При этом компания
сможет удовлетворить потребности своих клиентов,
потребителей
лучше, чем конкуренты.
4. Котлер
Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991 – 356 с.
5. Маркетинг:
Пер. с англ./ Под ред. Костюхина Д.И. – М.: Прогресс, 1974 – 459 с.
6. Маркетинг:
Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под ред. А.Н.
Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.
7. Менеджер
организации: Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера/ Под ред. В.Е.Ланкина. – Таганрог: ТРТУ,
2002 – 62 с.
8. Пилдич
Дж. Путь к покупателю: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 324 с.