Анализ состояния фондового рынка Украины и тенденции его развития.
Вместе с законами Украины "О ценных бумагах и фондовом
рынке", "О хозяйственных обществах", "О банках и банковской
деятельности", Положением об инвестиционных фондах и инвестиционных
компаниях, утвержденным соответствующим Указом Президента Украины, Законом
Украины "Про государственное регулирование рынка ценных бумаг в
Украине" Постановление Кабмина «Основные направления развития фондового
рынка Украины в 2006-2010 г.» составляют на
сегодня основную законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг в
Украине. [14, стр. 140]
1.3.1Фондовая
биржа
В соответствии с Законом
Украины « О ценных бумагах и фондовом рынке» фондовая биржа –
организационно оформленный , постоянно действующий рынок, на котором
осуществляется торговля ценными бумагами.
Иными словами, фондовая биржа – организатор
торговли ценными бумагами.
Деятельность по организации торговли на
фондовом рынке - деятельность профессионального участника фондового рынка
(организатора торговли) по созданию организационных, технологических,
информационных, правовых и других условий для сбора и распространения
информации относительно спроса и предложений, проведения регулярных торгов
финансовыми инструментами по установленным правилам, централизованного
заключения и выполнения договоров относительно финансовых инструментов, в том
числе осуществления клиринга и расчетов по ним, и решения споров между членами
организатора торговли.
Также биржа - это, прежде всего, место, где
находят друг друга покупатель и продавец ценных бумаг, где цены на последние
определяются спросом и предложением на них, а сам процесс купли-продажи
регламентируется правилами и нормами, то есть это определенным образом
организованный фондовый рынок. Фондовая биржа, объединяя профессиональных
участников рынка ценных бумаг в одном помещении, создает условия для повышения
ликвидности рынка в целом.
Фондовая
биржа - акционерное общество, которое сосредоточивает спрос и предложение
ценных бумаг, способствует формированию их биржевого курса и осуществляет свою
деятельность в соответствии с этим Законом, другими актами законодательства
Украины, устава и правил фондовой биржи [1].
Для
осуществления своей деятельности фондовые биржи должны поддерживать собственный
капитал в размере, не меньше чем 3 миллиона гривен, а для фондовых бирж,
которые осуществляют клиринг и расчеты, - не меньше чем 6 миллионов гривен.
Фондовая
биржа образуется и действует в организационно-правовой форме общества (кроме
полного, коммандитного общества и общества с дополнительной ответственностью)
или дочернего предприятия объединения торговцев ценными бумагами, и
осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Украины,
законов, которые регулируют вопрос образования, деятельности и прекращения
юридических лиц, с особенностями, определенными этим Законом.
Прибыль
фондовой биржи направляется на ее развитие и не подлежит распределению между ее
основателями (участниками).
Фондовая
биржа образуется не менее чем двадцатью основателями - торговцами ценными
бумагами, которые имеют лицензию на право осуществления профессиональной
деятельности на фондовом рынке, или их объединением, что насчитывает не менее
чем двадцать торговцев ценными бумагами. Частица одного торговца ценными
бумагами не может быть больше чем 5 процентов уставного капитала фондовой
биржи.
Деятельность
фондовой биржи как организатора торговли временно останавливается
Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка в разе, когда
количество ее членов стало менее чем 20, а если фондовая биржа образована в
форме дочернего предприятия объединения торговцев ценными бумагами - когда
количество членов такого объединения стало меньше чем 20. Если на протяжении
шести месяцев принятие новых членов не состоялось, деятельность фондовой биржи
прекращается.
Членами
фондовой биржи могут быть исключительно торговцы ценными бумагами, которые
имеют лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом
рынке и взяли на себя обязательство выполнять все правила, положения и
стандарты фондовой биржи.
Устав
и правила фондовой биржи утверждаются ее высшим органом.
В
уставе фондовой биржи отмечаются наименования и местонахождение фондовой биржи,
порядок управления и формирование ее органов и их компетенция, цель
деятельности, основания и порядок прекращения деятельности фондовой биржи,
распределения имущества фондовой биржи в случае ее ликвидации.
В
уставе могут предусматриваться другие положения, которые касаются создания и
деятельности фондовой биржи.
Фондовая
биржа обязана обнародовать и предоставлять Государственной комиссии из ценных
бумаг и фондового рынка информацию о:
1.
перечень торговцев ценными бумагами, допущенных
к заключению договоров купли-продажи ценных бумаг на фондовой бирже;
2.
перечень ценных бумаг, которые прошли процедуру
листинга;
3.
объем торговли ценными бумагами (количество
ценных бумаг, общую стоимость заключенных договоров, курс ценных бумаг
относительно каждого эмитента отдельно) за период, установленный
Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка.
Правила
фондовой биржи состоят из порядка:
1.
организации и проведения биржевых торгов;
2.
листинга та делистинга ценных бумаг;
3.
допуска членов фондовой биржи и других лиц,
определенных законодательством, к биржевым торгам;
4.
котировка ценных бумаг и предание огласке их
биржевого курса;
5.
раскрытие информации о деятельности фондовой
биржи и ее предания огласке;
6.
решение споров между членами фондовой биржи и
другими лицами, которые имеют право принимать участие в биржевых торгах
согласно с законодательством;
7.
осуществление контроля за соблюдением членами
фондовой биржи и другими лицами, которые имеют право принимать участие в
биржевых торгах согласно с законодательством, правил фондовой биржи;
8.
наложение санкций за нарушение правил фондовой
биржи.
Фондовая
биржа создает организационные условия для заключения договоров с ценными
бумагами путем котировки ценных бумаг на основе данных спроса и предложений,
полученных от участников торгов на фондовой бирже.
В
торгах на фондовой бирже имеют право принимать участие члены фондовой биржи и
другие лица в соответствии с законодательством.
Торговля
на фондовой бирже осуществляется по правилам фондовой биржи, которые
утверждаются биржевым советом и регистрируются Государственной комиссией из
ценных бумаг и фондового рынка.
Государственная
комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и ее соответствующие
территориальные органы осуществляют контроль над выпуском и обращением ценных
бумаг, за исключением приватизационных. Контроль над обращением
приватизационных бумаг осуществляет Фонд государственного имущества Украины.
Государственной
комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку назначаются государственные
представители на фондовых биржах. Они уполномочены осуществлять контроль над
сдерживанием положений устава и правил фондовой биржи и имеют право принимать
участие в работе руководящих органов фондовых бирж.
Антимонопольный
комитет Украины осуществляет контроль над соблюдением требований
законодательства о защите экономической конкуренции при обращении ценных бумаг.
[1]
1.3.2
Внебиржевой рынок
Неотъемлемой частью бирж остаются
внебиржевые организации, объединяющие брокерские и дилерские компании —
торговцев ценными бумагами. Таких примеров достаточно: NASDAQ — в США, EASDAQ —
в Европе, РТС (Российская торговая система) — в России, ПФТС (Внебиржевая
фондовая торговая система)— на Украине.
Значение внебиржевых рынков в различных
странах определяется по-разному. В некоторых государствах торговля вне биржи не
играет существенной роли, а в некоторых даже запрещена. Что касается Украины,
то именно за пределами фондовых бирж осуществляется реализация основной части
впервые эмитированных ценных бумаг и практически вся вторичная торговля.
Технический прогресс ведет к развитию систем внебиржевой торговли, которые
более дешевы, гибки и эффективны, чем биржевой механизм. Но, такие основные
характеристики, как прозрачность, гарантированность и надежность уступают
биржевым.
Можно сделать еще одну оговорку, так как соглашения на рынке, который
считают в Украине внебиржевым по мировой практике относятся к «соглашениям по
договоренности». Именно с целью уменьшить рынок «соглашений по договоренности»
ГКЦБФР было утверждено Положение «О саморегулирующихся организациях фондового
рынка», что обеспечит прозрачность и регулируемость рынка. Необходимость
определения статуса саморегулирующихся организаций фондового рынка была вызвана
также положением Концепции функционирования и развития фондового рынка на
Украине о том, что «на внебиржевом рынке ценных бумаг создаются
торгово-информационные системы учреждений, образованных на определенных
условиях саморегулирующимися организациями…». [13, стр. 146]
Положение «Об утверждении Положения о регулировании деятельности фондовых
бирж и торгово-информационных систем» определяет электронную торгово-информационную
сеть (дальше - ЕТIМ) как электронную систему,
что связывает торговцев ценными бумагами в разных местах и дает им возможность
обмениваться котировками и заключать соглашения без каких-нибудь задержек во
времени.
Торгово-информационная система (дальше - ТИС) - юридическое лицо, которое
осуществляет деятельность по организации торговли на внебиржевом рынке и
владеет или управляет ЕТІМ или другой системой средств, что предоставляет
возможность обмена предложениями купли и продажи ценных бумаг. ТИС может использовать
ЕТІМ, не зарегистрированную как субъект предпринимательской деятельности.
ЕТІМ должна включать и поддерживать:
§ процедуры и механизмы для сбора,
обработки и передачи предложений, спроса и объемов котировки от торговцев
ценными бумагами, которые являются участниками такой ЕТІМ;
§ записи относительно операций с
ценными бумагами, которые будут содержаться на протяжении пяти лет;
§ возможность подключать новых
участников к системе;
§ связь, что будет обеспечивать
Комиссию данными в режиме реального времени в полном объеме;
§ процедуры и механизмы для обеспечения
быстрого доступа к информации по каждому дню торговли для Комиссии и для
посторонних лиц, которые желают приобрести информацию. Такая информация должна
включать цены последней купли и продажи (цены закрытия), самый высокий спрос и
самое низкое предложение, объем заключенных соглашений по всем ценным бумагам,
которые входят в листинг системы. ЕТІМ может брать умеренную и унифицированную
плату за эту информацию;
§ систему поддержки и процедуры для
непредвиденных обстоятельств в случае сбоя системы;
§ защита от потери или перекручивания
данных или несанкционированного доступа к системе;
§ другие системы и процедуры,
которые являются необходимыми для эффективной работы ЕТІМ.
Необходимо отметить, что пока внебиржевой
рынок Украины самоорганизуется через три ассоциативные общественные объединения
– Украинскую ассоциацию инвестиционного бизнеса, Украинскую ассоциацию
торговцев ценными бумагами и Украинскую ассоциацию доверительных обществ, инвестиционных
фондов и компаний.
Украинская ассоциация торговцев ценными
бумагами еще в 1992 г. создала торгово-информационную систему под названием АТ
« Центральный депозитарий». Кроме этого, по контракту с Агентством
международного развития США в Киеве американской фирмой « Баренц Груп»
реализован проект по созданию « Внебиржевой торговой фондовой системы» (ПТФС).
Система использует программный продукт фирмы «Портал», который безвозмездно
предоставляется американской стороной. Американские консультанты предоставляют
также помощь в создании саморегулируемых организаций, на базе которых и будет
функционировать ПТФС.
Ассоциация ПФТС является открытым
добровольным объединением профессиональных участников фондового рынка,
осуществляющих торговлю ценными бумагами. В прикладном понимании ПФТС — это
электронная торгово–информационная сеть, объединяющая терминалы торговцев из
многих городов Украины в единую брокерскую площадку и предоставляющая
возможность поддержания, сохранения и обработки информации о котировках ценных
бумаг, допущенных к торговле в системе. Таким образом, трейдеры, не выходя из
своих офисов, покупают и продают ценные бумаги, сидя за торговым терминалом,
работая по единым и одинаковым для всех правилам. Работа трейдеров происходит в
режиме реального времени. [17, стр.
210]
Они имеют возможность:
— видеть на своём мониторе котировки
(позиции на покупку–продажу определённого вида, количества ценных бумаг по
интересующей контрагента цене), выставляемые другими операторами
системы;
— устанавливать–изменять свои котировки по
ценным бумагам;
— видеть собранные на одном экране лучшие
котировки по тем ценным бумагам, которые в данный момент интересны оператору;
— вести переговоры на экранах мониторов с
помощью системы;
— вводить отчеты о проведенных сделках и
т.д.
На сегодняшний день под эгидой Ассоциации
объединились более 500 торговцев из основных регионов страны.
История ПФТС начинается с августа 1995
года, когда в Киев прибыли первые представители Баренц групп, консалтинговой
фирмы, которой Агентство международного развития США поручило проект построения
на Украине системы внебиржевой торговли ЦБ.
После встречи с 40 торговцами
из всех регионов страны были отобраны 16 наиболее активных участников рынка.
Первая встреча Баренц групп и группы “шестнадцати” состоялась 23 октября 1995
года. После этой даты прошли около десяти неофициальных встреч, пока 22 декабря
1995 года не был принят Устав и временное положение о вступлении в Ассоциацию.
С момента регистрации 23 февраля 1996 года
Печерской районной городской администрацией г. Киева Ассоциации “Внебиржевая
фондовая торговая система” начинается ее “легальная” история.
Согласно Уставу, цельюорганизации
является содействие развитию открытого и равнодоступного рынка ценных бумаг на
Украине путём разработки, внедрения и обеспечения исполнения Членами Ассоциации
единых обязательных правил, требований и стандартов деятельности. Целью
создания Ассоциации не является сговор между её членами о разделении фондового
рынка Украины и координации хозяйственной деятельности на этом рынке
определённым способом, который нарушал бы действующее антимонопольное
законодательство, а также изданные на его основании правила и положения.
Ассоциация не ставит целью получение прибыли. Она не имеет права вмешиваться в
хозяйственную (производственную и коммерческую) деятельность её членов. Но в то
же время она должна контролировать исполнение своими членами норм и правил
Ассоциации, требований законодательства по ценным бумагам, обеспечивать их
выполнение применением санкций и других мероприятий.
Членами Ассоциации могут быть только
юридические лица, являющиеся резидентами Украины и имеющие лицензию
Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление
всех видов деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг. Кроме этого,
необходимо иметь внесённый уставный фонд в размере не менее 1000 необлагаемых
минимумов доходов граждан и три рекомендательных письма от участников ПФТС. При
этом член Ассоциации должен выполнять (не нарушать) требования действующего
законодательства по ценным бумагам, изданных на его основании подзаконных
актов, требований Устава, правил и положений Ассоциации, решений органов
управления и контроля Ассоциации, исполнять свои обязательства перед ней, в
частности, уплачивать членские взносы.
Концепцией функционирования и развития фондового рынка Украины допускается, что
внебиржевая торговля ценными бумагами может осуществляться с использованием
торговых площадок товарных бирж, но это не означает , что товарные биржи ( как
это допускает законодательство Российской Федерации) могут создавать фондовые
отделы и устанавливать биржевой курс по ценным бумагам. Нарушение этого
принципа украинского законодательства в случае с УМВБ создало небезопасный
прецедент, который может стать толчком к дальнейшему нарушению Закона Украины
«О ценных бумагах и фондовой бирже» товарными и иными биржами, которые по
своему статусу не могут считаться фондовыми. В частности, в 1995 году 14
товарных бирж осуществляли операции с ценными бумагами и открыли, вопреки
законодательству, фондовые отделы. [9,стр. 94]
В
завершении краткого анализа положения биржевого и внебиржевого фондового рынков
Украины необходимо подчеркнуть, что дальнейшее их гармоничное развитие невозможно
без создания полноценной нормативной базы. Одной главы Закона Украины « О
ценных бумагах и фондовой бирже», которая регулирует порядок создания и
деятельности фондовой биржи, сегодня явно недостаточно. Украина сейчас имеет
возможность путем анализа разносторонних систем нормативного регулирования
фондовых рынков определить наиболее необходимые при наших условиях правовые
модели, которые целесообразно использовать при формировании отечественного
биржевого и внебиржевого законодательства.
2
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ
2.1 Структурно-логическая схема
анализа фондового рынка
Анализ
фондового рынка Украины ставит своей целью исследование текущего состояния
фондового рынка Украины и определение направления его развития. Для достижения
данной цели поставлены следующие задачи:
1.
анализ макроэкономических показателей развития
экономики Украины в целом;
2.
анализ показателей развития фондового рынка
Украины;
3.
анализ динамики индексов фондового рынка
Украины, таких как ПФТС, КАС-20 и SB50 и
сравнение их графиков;
4.
определение долгосрочной тенденции развития
рынка.
В
ходе анализа будут использоваться следующие источники информации:
1.
Труды учёных финансистов и экономистов по теории
фундаментального и технического анализа рынков;
2.
Периодические издания, включающие анализ
фондового рынка Украины учёными-финансистами, а также , мнения экспертов,
трейдеров, брокеров и инвесторов;
3.
Статистические данные;
4.
Сайты ГКЦБФР, Госкомстата, НБУ, ПФТС и другие
Интернет-ресурсы;
5.
Законодательство Украины.
Анализ
фондового рынка Украины будет осуществляться с помощью следующих методов:
1.
Фундаментальный анализ;
2.
Технический анализ.
В
свою очередь фундаментальный анализ рынка подразумевает:
1.
Анализ состояния экономики Украины;
2.
Анализ состояния фондового рынка Украины;
3.
Метод экспертных оценок.
Технический
анализ включает:
1.
Анализ индексов фондового рынка;
2.
Метод средних скользящих;
3.
Построение линии тренда;
4.
Построение линий поддержки и сопротивления.
Выбор
именно этих инструментов как технического, так и фундаментального анализа
обусловлен следующими факторами:
1.
Целью исследования. В наши задачи входит
определение долгосрочного направления развития фондового рынка, а не его
краткосрочных колебаний, так как анализ осуществляется не в коммерческих целях.
2.
Информационными ограничениями. Для более
детального анализа требуется больший объём информации, чем тот, который
доступен непрофессиональному аналитику.
3.
Ограничения программного обеспечения. В
настоящее время существует множество программ, созданных для анализа фондового
рынка.
Результаты
проведённого анализа представлены в соответствующих частях курсовой работы (см.
2.2, 2.3 и раздел 3). Они обусловлены проведённым анализом, а также соответствуют
приведённым мнениям экспертов, как практиков, так и аналитиков. В качестве
результатов представлена характеристика экономического состояния и тенденций
развития всей Украины (в рамках фундаментального анализа), современного
состояния фондового рынка и динамика его показателей. В рамках результатов
технического анализа определена тенденция развития фондового рынка Украины. В
главе 3 указаны перспективы развития фондового рынка, основанные на проведённом
анализе и мнении экспертов.
Приведённые
в главе 3 рекомендации соответствуют результатам анализа и направлены на
улучшение состояния фондового рынка в Украине, а также на решение тех проблем,
которые мешают его развитию.
2.2 Фундамен6тальный анализ фондового рынка
Известный финансист и спекулянт
на различных рынках Джордж Сорос, который обычно несколько скептически
относился к фундаментальному и техническому анализу, писал примерно так:
«Теории поведения цен на фондовом рынке подразделяются на две категории:
фундаменталистские и технические. Технический анализ изучает тенденции рынка.
Несомненны его заслуги в прогнозировании вероятностей, но не действительного
хода событий. Фундаментальный анализ является более интересным. Предполагается,
что акции имеют истинную, фундаментальную стоимость. Последняя определяется
способностью стоящих за акциями активов давать доход. Считается, что рыночная
стоимость акций стремится к фундаментальной стоимости, поэтому все
соответствующие исследования являются полезным руководством при принятии
решений об инвестициях.» [19, стр. 303]
Начнём с фундаментального
анализа фондового рынка Украины. Для этого нам необходимо рассмотреть состояние
экономики Украины и фондового рынка в целом. Анализ экономического развития
Украины проведём с помощью основных показателей социально-экономического
развития Украины, представленных в таблице 2.2.1 [данные Государственного
комитета статистики].
Таблица 2.2.1 - Основные
показатели социально-экономического развития Украины
Фактически
за январь–февраль 2007г.
Темпы
роста, %
февраль
2007г. к
январь–февраль
2007г. К январю–февралю 2006г.
справочно:
январь–февраль 2006г. К январю–февралю 2005г.
январю
2007г.
Февралю
2006г.
Валовой внутренний
продукт, млн.грн.
87392
х
107,9
108,6
101,5
Объем реализованной промышленной
продукции (работ, услуг)1, млн.грн.
40885,1
х
х
х
х
Индекс промышленного
производства
х
99,4
111,0
113,4
99,9
Объем продукции
сельского хозяйства, млн.грн.
4850
х
х
105,6
103,6
Производство продукции
животноводства
реализация
скота и птицы на убой (в физическом весе), тыс.т
456,6
70,1
106,9
110,2
99,7
молоко,
тыс.т
1227,8
102,1
97,8
97,3
97,7
яйца,
млн.шт.
1956,2
96,8
103,4
104,9
109,9
Объем продукции
строительства, млн.грн.
4861,9
х
х
120,3
99,9
Грузооборот, млрд.ткм
77,3
93,8
104,1
104,6
100,0
Пассажирооборот,
млрд.пас.км
20,0
116,2
102,4
101,3
103,6
Экспорт товаров1,
млн.долл.США
3208,5
х
х
137,2
93,9
Импорт товаров1,
млн.долл.США
3700,7
х
х
136,5
150,3
Сальдо (+, -),
млн.долл.США
-492,2
х
х
х
х
Оборот розничной
торговли, млн.грн.
36639,2
х
х
125,9
126,2
Доходы населения
номинальные,
млн.грн.
352941
64,22
127,73
х
132,11
реальный
наявный, %
х
68,82
112,83
х
119,21
Расходы населения,
млн.грн.
338681
73,22
128,03
х
131,11
Среднемесячная
заработная плата одного работника
номинальная,
грн.
1126
102,7
126,2
127,4
135,3
реальная,
%
х
102,0
111,9
112,3
122,6
Задолженность по
выплате заработной платы4, млн.грн.
897,9
100,3
84,8
х
82,6
Количество
зарегистрированных безработных на конец периода, тыс. человек
812,8
102,9
88,0
х
х
Индекс цен
производителей промышленной продукции
х
101,1
116,5
103,45
101,55
Индекс потребительских
цен
х
100,6
109,5
101,15
103,05
1 Данные
за январь.
2 Январь
2007г. в % к декабрю 2006г.
3 Январь
2007г. в % к
январю
2006г.
4
По состоянию на 1 марта.
5 Февраль
в % к декабрю предыдущего года.
Наиболее
наглядную, доступную и соответствующую для наших целей информацию дают две
последние колонки таблицы, показывающие отношение показателей экономического
развития за январь-февраль 2007г. к январю-февралю 2006г. (колонка 4) и, для
сравнения с темпами роста в 2006 г., в колонке 5 представлено отношение
показателей за январь-февраль 2006 г. к янтарю-февралю 2005 г.
ВВП
за два месяца этого года на 8,6 % більше, чем за эти же месяцы в 2006 г. Это
говорит о достааточно высоком уровне прироста ВВП, тем болем если учитывать
политическую нестабильность. Кроме того, темп роста ВВП за соответствующий
период в 2006 г. Состави всего 101,5 %. То есть кроме достаточно высокого
уровня ВВП, наблюдается и его постоянный рост, что очень ярко иллюстрирует
рисунок 2.2.1, показывающий стабильный и уверенный рост показателя ВВП Украины.
Индекс
промышленного производства, темп роста которого в январе-феврале 2007г.
составил 113,4, говорит о развитии промышленности на Украине. В 2006 г. данный
темп роста составлял 99,9 %, т. е. не было обеспечен даже уровень производства
2005 г. То есть в 2007 г. мы видим резкий рост промышленного производства.
Рис. 2.2.1 Показатели ВВП Украины 1997-2007 г.,
млн. грн.
Темп роста объёма продукции
сельского хозяйства говорит о постепенном развитии этой отрасли, которая в
последние годы является проблемной. При этом ситуация с производством продукции
животноводства изменилась в лучшую сторону. Темпы роста, не достигающие даже
100 % ранее, теперь показывают превышение показателей производства этого года по
сравнению с предыдущим.
Темп прироста строительства
составляет 20 %, тогда как в 2006 г. составлял – 0,1 %. То есть значительно
увеличились инвестиции в строительство как производственных, торговых, так и
жилых помещений.
Экспорт украинских товаров
увеличился на 37,2 % по сравнению с предыдущим годом, что говорит о повышении
конкурентоспособности товаров отечественного производства, увеличении объёмов
их выпуска, развитии ВЭД Украины и, в конечном счёте, притоке капиталов в
Украину. При этом импорт товаров в Украину хоть и вырос по сравнению с
предыдущим годом, но темп роста его в 2007 г. составляет 136,5 %, тогда как в
2006 г. составлял 150,3 %. То есть Объём ввозимых Украину товаров сокращается
достаточно быстрыми темпами. Тем не менее сальдо при этом всё ещё остаётся
отрицательным.
Сравнение доходов в феврале 2007 г. с
доходами в феврале 2006 г. показывает рост доходов как номинальных, так и
реальных, хотя реальные доходы растут в 2 раза медленнее (на 26,2 % и на
11,9%). Расходы населения при этом увеличились на 28 %. Но при сравнении общих
доходов и расходов в абсолютном выражении, видим, что доходы превышают расходы.
Среднемесячная заработная плата
одного работника составляет 1126 грн. в феврале 2007 г., что в 2,68 раза выше
законодательно установленного прожиточного минимума. Как номинальная, так и
реальная заработная плата имеет достаточно высокие темпы роста.
По прежнему остаётся
задолженность по заработной плате и достаточно большое количество безработных
(при том, что статистика учитывает только зарегистрированных безработных). Но
показатели и того, и другого достаточно быстро сокращаются.
Индекс
цен производителей промышленной продукции вырос на 3,4 % в феврале 2007
г. по сравнению с декабрём 2006 г. За тот же период индекс потребительских цен
вырос на 1,1 %.
Рассмотрим
также такие важные для экономики страны показатели, как уровень инфляции и
показатель денежной массы.
Рассматривая
динамику роста денежной массы М3 (рис. 2.2.2), которая в Украине включает все
денежные средства, в том числе и самые неликвидные. Такое увеличение денежной
массы говорит о развитии экономики страны, о развитии фондового рынка и
банковских платёжных инструментов различной степени ликвидности. То есть больше
стали использоваться различные ценные бумаги, что говорит о развитии
банковского сектора и фондового рынка, о совершенствовании платёжных отношений.
Одним
из основных показателей при оценке экономического состояния страны является
уровень инфляции (таблица 2.2.2). По итогам 2006 г. инфляция составила 11,6 %,
что является достаточно высоким показателем по сравнению с другими странами и
нормальным уровнем инфляции. За три месяца 2007 г. инфляция составила 1,3 %,
что меньше, чем за тот же период в прошлом году.
Рис.
2.2.2 Денежная масса (М3), млн.грн [Мин. Эк-ки.].
Таблица
2.2.2 Величины индексов инфляции (2000-2007 гг.) в процентах к предыдущему
месяцу