Анкетирование в системе маркетинговых исследований
Анкетирование в системе маркетинговых исследований
Анкетирование в системе
маркетинговых исследований
Маркетинговые
исследования
Маркетинговые
исследования – это
систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к
маркетингу. Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной
системы маркетинга, являющейся частью информационной системы управления
предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем
аспектам маркетинговой деятельности. Все маркетинговые в двух разрезах: оценка
тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение
их прогнозных значений.
Маркетинговое исследование – процесс, состоящий из
пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка
целей исследования. Второй этап – разработка плана сбора информации с
использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует
выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовка орудий
исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки
(единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора связи с аудиторией
(телефон, почта и личное интервью). Третий этап – сбор информации с помощью
внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап – анализ собранной информации
для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня,
переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап –
представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу
возможность принимать более взвешенные решения.
Анкета
в системе маркетингового исследования
На втором этапе при сборе первичных данных
(информации, собранной впервые для какой-то конкретной цели) выбирают метод
исследования. Остановимся на опросе, так как анкетирование является одним из
основных инструментов именно данного метода маркетингового исследования.
Опрос может последовать в устной или письменной форме.
Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются:
1)
по кругу опрашиваемых
(частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
2)
по количеству одновременно
опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
3)
по количеству тем,
входящих в опрос (одна или несколько (омнибус) );
4)
по уровню стандартизации
(свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);
5)
по частоте опроса (одно-
или многоразовый опрос).
При письменном опросе участники получают опросные
листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае
используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в
выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим
образом:
·
да - нет вопросы (иногда
предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
·
альтернативные вопросы,
при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
·
ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе
субъективно ощущаемых преимуществ;
·
шкалирующие вопросы,
дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.
Разные виды вопросов задают различные уровни шкал,
которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого
признака.
При разработке вопросов нужно исходить из потребности
в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если
исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос
вида «да — нет». Если же нужно сделать заключение о
мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.
Опросные листы могут включать, кроме вопросов по
существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и
вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того,
используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.
Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства,
например стыд, недовольство или желание приукрасить реальность, лучше всего
ставить не в прямой, а в косвенной форме, например:
вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?» можно задать вопрос «Кто в вашей
семье имеет автомобиль?». При исследовании реальных
мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом
случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить
возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди приписывают
другим те особенности характера, которыми они обладают сами, свои мнения и представления. На принципе ассоциации основан тест,
выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное
слово, например: что ассоциируется со словом «лето» и т.д. (словесная
ассоциация). Ту же основу имеет .тест дополнения
предложений, в ходе которого опрашиваемому предлагается закончить неполное
предложение, например: «Спортивным автомобилем владеют люди, которые...». Время ответа в обоих случаях должно быть
ограничено, чтобы получить спонтанные суждения.
В исследовании маркетинга чаще всего употребляется
устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то
говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора
данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны,
хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся
участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на
опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.
Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы
нет):
· возможен индивидуальный подход к каждому из
опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;
· возможно получение добавочной информации.
Недостатки подобных опросов:
¨ трудно протоколировать ответы;
¨ плохая сравнимость результатов;
¨ трудность в обработке данных; высокие затраты.
При сборе первичных данных у исследователей
маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – эта анкеты и
механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком
смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен
дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно
задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки,
опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого
использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд
ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает
вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки –
постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят
ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые
следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки
зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования.
Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать,
поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма
вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа
вопросов:
·
Закрытые
·
Открытые
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и
опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает
опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в
самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые
ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на
поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не
замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С
другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать
и сводить в таблицы.
Формулирование вопроса требует осторожности.
Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые
не влияют на направление ответа.
Особого внимания требует и
установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности
пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать
в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны
задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие
опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более
личный характер и менее интересны для отвечающих.
Разработка
анкеты.
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы
вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая
анкета должна:
¨ облегчить ответ
опрашиваемого лица;
¨ сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
¨ позволить легко провести анализ.
Проверка анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким
путем можно избежать
многих ошибок.
Сбор ответов. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена
вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В
случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более
20, нужно использовать электронно-вычислительную технику.
Анализ ответов. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в
случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него
невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто "для
галочки", не зная предмета.
Обработка результатов. После того, как ответы проверены и случае
необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме
настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.
Анализ результатов. Целью опроса может быть поиск весьма определенной
величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент
доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал
доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют
смысловым тестом.
Написание отчета. Окончательный отчет имеет
целью представить
результаты опроса в наиболее ясной и наиболее
достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь
идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.
Список
литературы:
1.
Котлер Ф. «Основы
маркетинга» //пер. с англ. В. Б. Боброва – С-Пб: 1994г.
2.
Абрамова П.П. «Маркетинг:
вопросы и ответы»// М:1994 г.
3.
Дихтль Э. В. «Практический
маркетинг»// М:1995 г.
|