Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Инфляция в Беларуси за 2005 год
составит 8-8,5 проц., что соответствует прогнозным показателям. Об этом сообщил
министр экономики Беларуси Николай Зайченко. При этом он уточнил, что, по самым
пессимистичным прогнозам, инфляция в республике в текущем году не превысит 9
проц. Как напоминает Белорусское Телеграфное агентство, что в соответствии с Основными
направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год годовая инфляция
запланирована на уровне 8-10 проц., а среднемесячный рост потребительских цен -
0,6-0,8 проц. По итогам 9 месяцев прирост потребительских цен в Беларуси
составил 4,6 проц., или 0,5 проц. в среднем за месяц. В январе-сентябре темпы
инфляции в стране в 1,9 раза ниже, чем в России, и в 1,5 раза меньше, чем в
Украине. По словам Николая Зайченко, в 4 квартале текущего года инфляция
ожидается на уровне 3,2-3,5 проц., что объясняется как сезонными факторами, так
и определенными проблемами. (19)
Инфляцию
в Беларуси в 2006 году планируется снизить до 7-9%. Более того, достижение
указанных темпов инфляции определено как основная цель денежно-кредитной
политики на будущий год. (17)
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основными
методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и
денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по
государственному регулированию экономики, направленному на ограничение
инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и
методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение
краткосрочных результатов.
Антиинфляционная стратегия включает в себя
уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов
(комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой
инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную
монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги
(регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на
ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на
сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних
инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции), включающую в
себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса. (13, стр. 103)
Антиинфляционная тактика направлена не столько на устранение
причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер
воздействия, т.е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и
подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. Методы
антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без
соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего
спроса без соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на
денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности и
т.п.).
Основой
антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия
на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та
деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в
макроэкономическом аспекте — на устранение неравновесия рынков по предложению
и спросу) и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является
борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных
мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту
населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и всевдоантиинфляционные
меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный контроль
за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.),
которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы
в скрытую.
Мировая практика накопила богатый опыт форм и
методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор
денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и
программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним
из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная
ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального
банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их
операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области
выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые
кредитные институты должны держать в центральном банке. (13, стр.104)
Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер,
которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции
падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки
стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе
способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать
они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна
рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.
В качестве
ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает
установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального
банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет
возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка
возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные
ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя,
иностранную валюту, а так же депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков
могут находиться лишь под косвенным воздействием.
Кейнсианцы
обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции.
Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение
номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и
увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже
облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают
применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного
"перегрева" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.
В противоположность кейнсианской схеме
представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с
помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с
инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в
экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег
в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным
денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада
производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку
при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время
расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых
инфляционных тенденций.
Для разработки антиинфляционной политики исходным
пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного
социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме
воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная
антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К
этим самым общим мерам можно отнести:
• оздоровление экономики (устранение
структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и
военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);
• наведение порядка в капиталовложениях
(инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования
(основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле
негосударственного сектора);
• нормализацию торговли, так как самовольное
накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным
ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной
массой;
• активное вовлечение в рыночный оборот
нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для
получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или
покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным
ценам;
• конверсию военного производства;
• развитие рынка услуг, поскольку одними
товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно. (13, стр. 105-106)
Если говорить об экономике нашей страны, то
следует принять во внимание следующее:
1. Предприятия республики (по крайней мере, их
значительная доля) функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений.
Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков
средств субъектов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просроченная
свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банковских
счетах в 2,2 раза. О какой системе жестких бюджетных ограничений нужно говорить
при таких соотношениях? То есть в существующих реалиях экономика не в
состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств,
эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. При проведении
относительно жесткой монетарной политики недостаток денег компенсируется за
счет квазиденежных суррогатов и бартера. Инфляция загоняется вглубь, и это
является проблемой общеэкономического характера. Многие страны с переходной
экономикой решали ее фактически путем деиндустриализации, пойдя на политику
«шоковой терапии», предполагающей волну массовых банкротств и ликвидацию
целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, содержание и задачи
денежной политики действительно приобретают многие черты, характерные для
западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов
«шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным и
выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что
денежно-кредитная политика — всего лишь составная часть всей
социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее
контекста.
2. Экономика Беларуси тесно связана с внешним
миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер
депозитов предприятий в иностранной валюте _ (срочные и до востребования)
превышает рублевые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в
иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными
активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут достаточно
долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы
исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние
превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может
быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем
увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков,
вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом
механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных
потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных
агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к
прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются
противоположными, а не аналогичными. Если в условиях «спросоограниченной
экономики» важнейшим фактором, определяющим сумму номинального предложения,
действительно является уровень денежного спроса, у нас объемы производства и
цены во многих секторах не чувствительны к уровню текущего спроса, но очень
«чувствительны» к издержкам. Инфляционный потенциал реализуется в
параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нереализованной
продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев
рыночной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и дебиторской
задолженности неминуемо приводит к снижению качества банковских активов и
уровня ликвидности банков. Для поддержания последней Национальный банк
Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на
валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает
дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк
предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов
девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует
соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в
условиях относительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика,
которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать
денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет
осуществлена (через рефинансирование банков, кредитование Правительства и
другим), не имеет принципиального значения.
Разумеется, все это не значит, что можно
безнаказанно проводить «щедрую» эмиссионную политику, не спровоцировав ускорение
темпа роста цен. И в этом случае, если темп роста цен будет возрастать до 4 —
5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный характер.
Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной политики является
необходимым, но недостаточным условием подавления инфляции до уровня ниже 15 —
20% в год. Фундаментальные причины трансформационной инфляции могут быть
устранены только за счет системной политики, выходящей за рамки монетарной.
Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы.
1. В экономике республики достаточно сильны немонетарные факторы инфляции.
Рост цен с определенным лагом обуславливает увеличение номинальных размеров
потоков платежей. Это приводит к соответствующему увеличению номинальных
величин денежных агрегатов. В данном случае монетарная политика является преимущественно
«ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается активной
роли денежной политики, то она проявляется прежде всего во влиянии на динамику
валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики
представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов
девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции, но не на порядок,
тем более не на фиксированном уровне. В этом случае: а) создаются
благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует ряд
исследований, в долгосрочной перспективе для стран с переходной экономикой
объективно характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются
необходимые условия для поддержания нормального состояния экспортеров, а
также недопущения существенной разницы между валютной доходностью процентных
операций в национальной валюте и нормой процента на международных финансовых
рынках.
Инфляция представляет собой комплексную
проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как
аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием
системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений
и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики,
то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений»
и по мере проведения общеэкономических преобразований.
Последний
вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что как не стоит
пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, также нет
смысла искать в ней готовые рецепты для решения наших проблем. (14, стр. 3-4)
Проект Основных
направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год (далее –
Основные направления на 2006 год) разработаны Национальным банком совместно с
Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом
Республики Беларусь.
Основные направления на 2006 год предполагают сохранение
стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая, являясь
составной частью общей экономической политики государства, будет содействовать
достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством
реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и
валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской
системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования
платежной системы.
Предполагается, что конечной целью денежно-кредитной политики в
2006 году будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов, наряду
с мерами общей экономической политики Правительства, снижения инфляции,
измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7 – 9 процентов.
Достижение данной цели наряду со стабильностью обменного курса национальной
валюты явится главным вкладом денежно-кредитной политики в обеспечение
запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 год и
создание предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения
благосостояния населения в предстоящем пятилетии.
Одновременно денежно-кредитная политика будет нацелена на
совершенствование условий для устойчивого экономического роста, то есть
повышение эффективности выполнения банками функции финансового посредника по
трансформации сбережений в инвестиции. Данная цель предполагает расширение
реального кредитования банками предприятий и населения, а также
последовательное снижение стоимости кредитных ресурсов при сохранении стимулов
к сбережениям в национальной валюте. (20)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе
проделанной работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в
Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег
(вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита
государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и
целей по росту заработной платы.
1. Существует ли вообще в природе первопричина инфляции? Да,
существует. Это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек
производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся
объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь,
ведет к завышению себестоимости единицы продукции. С одной стороны, повышение
издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при
сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и
уменьшение совокупного предложения предприятиями приводит к росту цен в
экономике в целом.
Таким образом, первопричина инфляции лежит не в
сфере обращения, как обычно принято думать, а в сфере производства.
Становится очевидным, что основным по значимости
фактором воспроизводства инфляции в целом является инфляция издержек на каждом
отдельном предприятии. В широком смысле слова — это изменения баланса между
возросшей
ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств
для покрытия затрат. (11, стр. 53)
2. А нужно ли вообще бороться с инфляцией?
Априори считается, что тут не о чем даже и говорить. Но инфляция не болезнь,
она симптом. Попытки лечить экономический организм только от инфляции безрезультатны.
Ограничение денежного предложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно
провоцирует инфляционные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если
главное направление в борьбе с ней сместится в сторону создания благоприятной
экономической, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в
борьбе с инфляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического
роста. Какой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы
экономического развития? (5, стр. 21)
3. Эффективная антиинфляционная политика должна содержать
комплексную систему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического
регулирования, включая:
— денежно-кредитную и валютную политику, которая
определяет динамику денежного предложения и обменного курса;
— налогово-бюджетную политику, влияющую на
инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюджетного дефицита,
методы его финансирования, уровень и структуру налогообложения;
— политика в области ценообразования, а также
реформирования реального сектора экономики. Именно от ее эффективности зависит
то, насколько сильны факторы, связанные с инфляцией издержек;
— социальная политика и политика заработной
платы, во многом определяющие уровень как совокупного спроса, так и затрат на
производимую продукцию.
И если в качественном аспекте вопрос о том, что
все эти виды экономической политики оказывают важное влияние на инфляционную
ситуацию очевиден, то проблема количественного определения факторов инфляции
и эффективности определенных мер государственного регулирования — гораздо
сложнее. И здесь довольно значительные возможности связаны с применением
эконометрических методов анализа инфляции. (15, стр. 31)
Исходя из этого, можно сказать, что в
совокупности общеэкономических условий наиболее адекватной стратегией
действий Национального банка представляется следующая:
- использование обменного курса для борьбы с
инфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешней
торговли;
- формирование денежного предложения в
национальной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты;
- совершенствование системы рефинансирования
коммерческих банков с исключением любых нерыночных инструментов предоставления
ликвидности.
По сделанным выводам можно заметить, что
дальнейшее развитие ситуации с инфляцией в Республике Беларусь видится по
одному из следующих направлений:
благоприятное — совершенствование
общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками
на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен
по сравнению с текущей;
нейтральное — сохранение в целом текущей
экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста
заработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, применения
указанных выше инструментов. Данный вариант за счет снижения среднегодовой
девальвации обменного курса и возможной благоприятной динамики импортных цен
в 2006 году может позволить сохранить тенденцию снижения инфляции;
неблагоприятное — отсутствие достаточных позитивных изменений
в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные
последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции в 2006
году, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение
снижения инфляции за счет уменьшения собственных воспроизводственных возможностей
реального сектора.
Построение
эконометрических моделей инфляции в Беларуси на основе представленных данных на
данном этапе представляется нецелесообразным, так как экономика в настоящее
время находится на переломном моменте, от которого зависит общее направление ее
развития на ближайшие годы. (2, стр.11-12)
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бункина М.К. Национальная
экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип
; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.
2. Гаврилов
В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi
веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12.
3. Гайгер
Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник:
Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.:
ИНФРА-М, 1996. - 559 с.
4. Грузицкий Ю.Л.
История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное
пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н.
Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.
5. Гурвич
В. В борьбе с чудовищем // Босс: Бизнес: организация, стратегия,
системы. - 2005. - N 2. - С. 20-21.
6. Долан Э.
Дж. Микроэкономика: Пер. с англ. / Долан Эдвин Дж, Д. Е. Линдсей;
Общ. науч. ред. Б.С. Лисовика, В.В. Лукашевича. - СПб.: Литераплюс, 1996. – 357
с.
7. Зеленкевич
М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник
Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43.
8. Ковалев
М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. -
N10.-С.8-15.
9. Красникова Е.В.
Экономика переходного периода : учебное пособие для
студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям /
Москва : Омега-Л , 1998. – 457 с.
10. Лобан
И.И. Статистическое изучение инфляции: Лекция для студентов
экономических спец. / Горки: Бел. гос. сельскохоз. акад., 2003. - 34 с.
11. Прилуцкий
П. Производим товар или воспроизводим инфляцию? // Финансы,
учет, аудит. - 2002. - N5.-С.53-55.
12. Статистический сборник 2004 г
13. Тарасов
В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие для студентов
экон. спец. вузов / - Мн.: Мисанта, 2003. - 511 с.
14. Тихонов
А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность //
Банкаускi веснiк. - 2002. - N13.-С.2-5.
15. Тихонов
А.О. Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год //
Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.
16. Швайко
П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк.
- 2001. - N10.-С.34-39.
17. www.uabanker.net
18. www.rbp.ru/news
19. www.bel.biz/news
20. www.government.by/ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица. Индексы цен по Республике Беларусь
(1992-2004).
|