Антикризисное управление предприятием на основе реструктуризации долговых обязательств
Антикризисное управление предприятием на основе реструктуризации долговых обязательств
Федеральное агентство
по образованию
Пензенская государственная
технологическая академия
Институт промышленной
экономики, информатики и сервиса
Кафедра «Экономики и менеджмента»
Индивидуальное задание
по
дициплине: «Банковские услуги»
на тему: «Антикризисное управление
предприятием на основе реструктуризации долговых обязательств»
Выполнил: студент гр.02ЭМ
Пушков
С. Е.
Проверил:
преподаватель каф ЭТМ
Пенза 2006
Содержание:
Введение......................................................................................................... 3
1.
Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации 4
2. Управление долговыми
обязательствами............................................. 8
3. Стратегии реструктуризации долговых обязательств в России . 10Ошибка! Закладка не определена.
Заключение.................................................................................................. 19
Литература................................................................................................... 20
Введение
Государственная поддержка антикризисного управления, проводимого
в основном самими убыточными, неплатежеспособными предприятиями, может
проявляться в разнообразных формах, т.е. включать налоговые льготы,
структуризацию долга, гарантии для получения банковского кредита, содействие
расширению рынков сбыта, предоставление государств венных заказов. Частное
предприятие вправе рассчитывать на помощи при выходе из кризиса со стороны
собственника и заинтересованных организаций.
Формированию антикризисной программы
должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности,
обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов,
спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного
состояния, наметить способы его преодоления.
Основным из разделов при разработке
антикризисной программы является управление предприятием на основе
реструктуризации долговых обязательств. В связи с этим, в работе будут изложены
ключевые аспекты реструктуризации долговых обязательств, а также основные формы
и методы устранения долгов с использованием конкретных примеров из российской
антикризисной практики.
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием
отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации.
Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только
снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить
предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его
экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной
ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам.
Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов
финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого
роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его
банкротства в предстоящем периоде.
Тактический механизм финансовой стабилизации, используя
отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой
наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций
финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия.
Ускоренная ликвидность оборотных активов, обеспечивающая
рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за
счет следующих основных мероприятий:
ликвидации
портфеля краткосрочных финансовых вложений;
ускорения
инкассации дебиторской задолженности;
Ускоренное сокращение размера краткосрочных финансовых
обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в
краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
пролонгации
краткосрочных финансовых кредитов;
реструктуризации
портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в
долгосрочные;
увеличения периода
предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;
отсрочки расчетов
по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности предприятия и других.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой,
если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т.е. объем поступления
денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном
периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке
времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.
Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном
искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время
предприятие снова станет неплатежеспособным.
Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не
должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной
целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.
Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее время
процесс внешнего управления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998
г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон «О
несостоятельности (банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры
банкротства для юридического лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное
производство и мировое соглашение.
С момента принятия арбитражным судом заявления о признании
должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения
финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой необходимо
осуществить последовательно следующие этапы.
Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у
предприятия имущества.
Второй этап. Составление реестра кредиторов. Согласно Закону
«О несостоятельности (банкротстве)» в пятидневный срок со дня получения
определения арбитражного суда о принятии заявления кредитора, т. е. о введении
процедуры наблюдения, должник в лице временного управляющего обязан разослать
уведомление о введении процедуры наблюдения всем кредиторам, выявленным по
данным бухгалтерского учета, с предложением о предъявлении своих требований к
должнику.
Третий этап. Составление реестра дебиторов. После завершения
первичной работы с кредиторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы.
Выявленным по результатам инвентаризации дебиторам направляются
письма с требованиями о погашении долга. В зависимости от полученных ответов
начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности.
Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа
предприятия. Анализ проводится с целью определения достаточности принадлежащего
должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения
арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности
восстановления платежеспособности должника.
Если по результатам процедуры наблюдения арбитражным
управляющим была выявлена возможность восстановления платежеспособности
должника, то вводится процедура внешнего управления.
С момента введения внешнего управления устанавливается
мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и
обязательным платежам должника. На сумму этих требований начисляются проценты в
порядке и размере, которые предусмотрены в ст. 395 ГК РФ.
В статье 85 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»
предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий:
ликвидация дебиторской
задолженности;
проведение
реструктуризации активов предприятия;
Система управления дебиторской задолженностью требует
постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся:
время обращения
средств, вложенных в дебиторскую задолженность;
дебиторов по
разным признакам;
схемы расчетов с
покупателями и возможность их унификации;
схема контроля за
исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы
резервирования сомнительных долгов;
система принятия
мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и др.
Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых
параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере
становления предприятия.
При реструктуризации дебиторской задолженности используются
следующие схемы: продажа долгов (переуступка прав требования, факторинг),
проведение взаимозачетов, взыскание в судебном порядке (через исполнительное
производства, через процедуру банкротства).
Исполнение обязательств должника собственником имущества
должника – унитарного предприятия или третьим лицом. Собственник имущества
должника –унитарного предприятия вправе в любое время до окончания внешнего
управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных
кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
Исполнение обязательств должника третьим лицом (третьими
лицами) допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает
требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника
с помощью независимого эксперта-оценщика внешний управляющий вправе приступить
к продаже имущества должника, которая проводится, как правило, на открытых
торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.
Разработка и внедрение различных моделей восстановления
платежеспособности промышленных предприятий при арбитражном управлении являются
творческой задачей арбитражного управляющего, решения которого должны
основываться на изучении истории предприятия и перспектив его развития с
использованием теоретических и практических знаний в области антикризисного
управления.
Распространенной ошибкой действующих арбитражных управляющих
является то, что они строго следуют букве закона, т. е. только удовлетворяют
требования кредиторов, но не искореняют истинные причины неплатежеспособности
предприятия-должника.
Если рассмотреть изложенную выше схему реструктуризации, то
можно сказать, что арбитражные управляющие, как правило, останавливаются на
оперативной реструктуризации. Хотя, по нашему мнению, немаловажную роль при
внешнем управлении играет стратегическая реструктуризация, так как без
устранения действительных причин неплатежеспособности предприятия применение
любого метода даст только краткосрочный результат – удовлетворение существующих
требований кредиторов. В долгосрочной же перспективе предприятие неизбежно попадет
в кризис.
Поэтому при разработке моделей восстановления платежеспособности
должника арбитражный управляющий должен искоренять причины неплатежеспособности,
учитывая как краткосрочные, так и долгосрочные цели развития предприятия.
2. Управление долговыми обязательствами
Управление долговыми обязательствами акционерных обществ
базируется на основе следующих форм реструктуризации долговых обязательств:
· списание долга (полное или частичное);
· частичная или полная оплата долга;
· самовыкуп долгов;
· снижение процентной ставки;
· увеличение сроков обслуживания долга;
· смена валюты долга;
· перевод долга;
· конвертация долга в акции должника;
· конвертация долга в активы должника;
· конвертация долга в иные ценные бумаги (векселя, облигации,
конвертируемые облигации);
· реорганизация должника;
· продажа имущества или неключевых активов.
С сожалением можно
констатировать тот факт, что в реальных условиях достаточно редко реализуются
комплексные сделки с использованием всех вышеупомянутых инструментов управления
долговыми обязательствами предприятий. В большинстве случаев унификация
интересов кредиторов достигается в основном путем аккумуляции большинства
требований у одного кредитора посредством уступок прав требования к должнику.
При этом в настоящее время не находят окончательного решения вопросы, связанные
с трактовкой ряд норм законодательства, которые значительно ограничивают
возможность проведения некоторых видов операций по урегулированию долговых
обязательств, например, прямой конвертации долга в акции. Кроме того, ряд
имеющихся налоговых и бухгалтерских условий, которые вынуждают кредиторов и
инвестров выплачивать налоги и показывать выручку в результате проведения таких
сделок, безусловно препятствует широкому использованию реструктуризационных
сделок. Это обстоятельство приводит к повышению стоимости сделок, связанных с
управлением долговыми обязательствами акционерного общества, что, несомненно,
отражается на стоимости обслуживания долговых обязательств.
Необходимым элементом успешного и динамичного развития
предприятия, после решения тактических задач антикризисного управления,
является секьюритизация имеющихся долговых обязательств. Практика работы с
рядом акционерных обществ , находившимися в процедуре банкротства, показывает,
что возможность конвертации всех видов долговых обязательств акционерных
обществ в ценные бумаги и выход на фондовый рынок, позволяет всем участникам
реструктуризационных сделок существенным образом расширить пространство
финансового маневрирования. Поэтому наличие профессиональных игроков на рынке
перераспределения собственности, использующих весь арсенал методов
антикризисного управления, хорошо зарекомендовавших себя в российской практике,
является важным ресурсом по оздоровлению экономики.
Несмотря на значительные сложности, связанные с недостатком
регулирования вопросов выхода реструктуризируемых предприятий на фондовый
рынок, возможности уже существующего рынка ценных бумаг позволяют говорить о
механизмах привлечения также внешних источников финансирования.
Как
известно, преимуществами выхода на фондовый рынок являются:
-
рыночный механизм оценки стоимости;
-
оперативность продажи доли в бизнесе;
-
способ поглощения других компаний;
-
привлечение дополнительных финансовых средств, в
том числе под залог ценных бумаг;
-
налоговый статус.
При выходе на фондовый рынок одним из ключевых моментов
является выбор андеррайтера, причем, как правило, критерием выбора являются его
известность, опыт в конкретном секторе рынка, при этом определяющим является
способность андеррайтера поддерживать вторичный рынок в течение длительного
времени после первичного размещения, тем самым андеррайтер берет на себя
ответственность за привлечение инвестиционных ресурсов и проведение первичного
«разогрева» рынка.
Важно
подчеркнуть, в рамках действующего законодательства, при проведении процедуры
внешнего управления возможно с согласия собственников и кредиторов акционерного
общества произвести дополнительную эмиссию акций в счет погашения кредиторской
задолженности. Не останавливаясь на вопросах, связанных с возможностью
погашения кредиторской задолженности неденежными средствами, необходимо
отметить, что, по-видимому, данный способ не позволяет привлечь значительные
внешние источники финансирования, а дает лишь возможность перераспределения
собственности в пользе существующих кредиторов. Поэтому существует возможность
привлечения внешних источников, в том числе закрытых паевых инвестиционных
фондов, путем создания на базе реструктуризируемых предприятий высоких
технологий или их частей ряда новых акционерных обществ, в уставной капитал
которых могут быть внесены основные действующие производственные и
инновационные активы, с последующей реализацией процесса вывода ценных бумаг
этих новых акционерных обществ, не отягощенных кредиторской задолженностью, на
организованные финансовые рынки.
3. Стратегии реструктуризации
долговых обязательств в России
До
конца 1996 г. – начала 1997 г. в условиях роста предложения финансирования со
стороны международных и национальных рынков большинство корпоративных заемщиков
не испытывали значительных проблем с обслуживанием собственных долговых
обязательств.
Если
же имела место невозможность должника обслуживать долговые обязательства, то в
большинстве сделок применялись так называемые «контрактные формы»
реструктуризации долгов – увеличение сроков долга, снижение долговой нагрузки,
капитализация просроченных процентов и т.п. Кредиторы в свою очередь с
определенной легкостью шли на снижение бремени должника, вводя в существовавшие
условия заимствования те или иные льготы, доля же конверсионных операций и
сделок по трансферту в пользу кредиторов контроля над частью активов или
капитала была минимальной.
Стало
проявляться стремление кредиторов к получению, во-первых, контроля над частью
активов или капитала должника и, во-вторых, права участия в разработке и
принятии корпоративных решений компании-должника.
Как
указывалось ранее, должники в большинстве случаев демонстрируют небольшую
активность в урегулировании накопленных долгов и управлении собственными
обязательствами, вследствие чего кредиторы обладают не только правом на
инициирование процесса, но и возможностью моделировать будущие схемы
реструктуризаци долгов. Хотя необходимо отметить, что данное моделирование в
некоторой степени затруднено в силу особенностей бухгалтерской политики
должников, а также возможного наличия нерегистрируемых товарных и финансовых
потоков, которые достаточно сложно имплантировать в модели реструктуризации
долга.
Кредиторы
в российских сделках по урегулированию долга условно могут быть разделены на
несколько групп, каждая из которых преследует свои цели и использует свой
инструментарий влияния на должника.
Необходимо
отметить роль федерального правительства не только в урегулировании
задолженности компаний перед госбюджетом и в своем роде «обучении» коммерческих
кредиторов посредством инициирования нескольких моделей для их возможного
копирования, но и в поддержке самой практики урегулирования задолженности
посредством нормотворчества (хотя процесс создания нормативного каркаса нельзя
квалифицировать как одновекторный).
До
сих пор не нашли своей окончательной трактовки ряд норм законодательства,
которые значительно ограничивают возможность проведения некоторых видов
операций по урегулированию долговых обязательств, например сделок по прямой
конвертации «долга в акции»; также необходимо отметить в качестве определенного
негатива, что более широкому использованию реструктуризационных сделок с
долговыми обязательствами препятствует ряд налоговых и бухгалтерских условий,
которые вынуждают компании-кредиторы выплачивать налоги и демонстрировать
«выручку» в результате проведения операции по урегулированию долга. Данные
положения вынуждают кредиторов осуществлять более затратные действия по
структурированию сделок и повышают стоимость самой сделки, что в конечном итоге
отражается на новых условиях обслуживания долга.
Правительство
РФ в своих рамочных актах, а также последующими действиями определяло доминанту
реструктуризации долгов (в 1996 г. это было увеличение сроков погашения
недоимки, на следующий год – проведение секьюритизации долгов, потом –
расширение сроков оплаты долга со снижением процентных ставок и параллелизация
с исполнением текущих налоговых обязательств).
Среди
частных кредиторов наибольший интерес вызывают вероятные позиции и стратегии
участия в урегулировании долговых обязательств следующих групп:
-
первая – поставщики/подрядчики должника;
-
вторая – стратегический акционер/холдинговая
компании, в группу которой входил или входит должник;
-
третья – «захватчики»;
-
четвертая – банки.
Первая группа в большинстве случаев
демонстрирует наибольшую пассивность за исключением некоторых случаев, если,
во-первых, участники данной группы не обладают самой большой долей требований к
должнику; во-вторых, если они не выражают в той или иной форме интересы
«захватчика», следуя в русле его стратегии, или, в-третьих, если впоследствии
кредитор будет продолжать взаимодействовать с должником (например, российские
монополисты как кредиторы занимают более активные позиции).
Именно участники данной группы являются наиболее крупными
«поставщиками» на рынке долговых обязательств. Их активность обусловлена тем,
что в случае возможного признания должника несостоятельным их требования
оказываются в пятой (последней) очереди.
Отказ должника от сотрудничества с данной группой
кредиторов вынуждает их ориентироваться на взаимодействие с «захватчиками»,
которые могут предоставить так называемые предварительные гарантии того, что их
требования в той или иной форме будут удовлетворены в большей степени, чем
самим должником непосредственно в рамках процедуры банкротства.
С одной стороны, наличие таких кредиторов создает
дополнительный элемент устойчивости и оставляет должнику большее пространство
для маневра, если только возникает угроза инициирования процедуры банкротства.
С другой стороны, наличие кредиторов данной группы
дезорганизует должника, который воспринимал свое включение в какую-либо
бизнес-группу как выход из вероятных конфликтов с кредиторами и соответственно
не заботился не только об улучшении отношений с ними, но и о создании
минимально необходимой системы защиты от действий «захватчиков». Примерами
стали не только ряд компаний топливно-энергетического комплекса, но и
промышленные группы ряда российских банков, алюминиевые и металлургические
группы, которые сменили своих владельцев.
Структурированные российские холдинги в качестве кредиторов
также не демонстрировали надлежащей активности, предполагая, что обязательства
перед ними, обеспеченные активами должника, будут удовлетворены в большей части
и, возможно, вне рамок процедур, предусмотренных законодательством о
банкротстве. Участие данных кредиторов в урегулировании долговых обязательств
сказывается на последних этапах сделок, когда они или пытаются вернуть контроль
(оплачивая требования иных кредиторов в рамках процесса банкротства), или
стремяться облегчить условия обслуживания должником нового долга.
Наиболее значимой является третья группа кредиторов,
которая условно может именоваться «захватчиками». Именно активизация
деятельности данной группы способствовала смягчению позиций должников и
появлению новых возможностей для бизнеса. Вхождение в данную группу кредиторов
является достаточно простым, но большинство среди них – это новые бизнес-лидеры,
как появившиеся, так и укрепившие свои позиции в последнее время.
Стратегия данной группы чаще всего заключается в том, чтобы
сразу перевести вопрос урегулирования долга в конфликтную ситуацию и
осуществить трансферт контроля над должником в свою пользу. Роль подобных
кредиторов в сделках по реструктуризации долга, которые осуществляются при
сохранении ординарного режима функционирования должника, минимальна.
Варианты участия банков как кредиторов в сделках по
урегулированию долга включают в себя всю возможную палитру стратегий. Некоторые
из них формируются под воздействием законодательства, как например: реализация
прав требования несостоятельных банков к заемщикам по выданным кредитам на
торгах. Чаще всего покупателями таких требований становились бизнес-лидеры,
стремившиеся расширить сферу своего контроля, или холдинги, стремившиеся не
допустить передачу данных требований в пользу возможных «захватчиков».
Необходимо
сказать, что в российских сделках по реструктуризации корпоративных долгов были
использованы большинство форм из меню, известного по западной практике.
Каких-либо уникальных инструментов российская практика не выработала. Скорее
можно говорить о некоторых особенностях российского опыта урегулирования долга.
Необходимо
опять вернуться к отношениям должника и кредиторов. Отсутствие у первых
стремления начать переговоры заранее и первоначальная ориентация на
игнорирование или конфронтацию (например, намеренный вывод активов и т.п.) с
кредиторами вынуждают последних на использование «опциона банкротства», что
сразу сужает поле для маневра, ограничивает возможность создания оптимальной
модели и заставляет большинство кредиторов действовать в рамках типовых правил.
В
силу указанной выше особенности в России также трудноосуществимы «пакетные»
сделки по реструктуризации долга. В большинстве сделок используется только один
инструмент, а унификация интересов кредиторов, помимо законодательных условий,
достигается за счет аккумуляции большинства требований у одного из кредиторов
посредством уступок прав требования к должнику. При этом в России уже были
осуществлены достаточно интересные сделки по урегулированию долга, в которых
применялись различные формы погашения, шло сближение позиций сторон и
использовалось достаточно интересное структурирование самих сделок, в том числе
с задействованием региональных администраций (табл. 1).
|