Антикризисное управление
Антикризисное управление
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
Факультет «Институт экономики сервиса»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Антикризисное управление»
студента
4 курса
гр. СКЗс4-1
шифр 12204-510 (подпись) С.С. Бузинов
Руководитель
(подпись) С.С. Арбузов
Работа
допущена к защите «_____»_______________________________2007г.
Работа
защищена
«_____»_______________200_г.
с оценкой______________________________
Подпись
руководителя работы________________________________
Москва 2007 г.
1. Типология кризисов.
Кризис – это крайне обострение противоречий
в социально – экономической системе (организации), угрожающее её жизнестойкости
в окружающей среде.
Существуют общие и локальные кризисы:
общие кризисы охватывают всю социальную – экономическую систему, локальные –
только часть её. По проблематике кризиса можно выделить макро и микрокризисы:
макрокризису присущи довольно большие объёмы и масштабы проблематики,
микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
По структуре отношений в
социально-экономической системе, по дифференциации проблематики её развития
можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных,
психологических, технологических кризисов.
Экономические кризисы отражают острые
противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного
предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товаров,
взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных
преимуществ, банкротства и пр.
В группе экономических кризисов
отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в
состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы
денежного выражения экономических процессов.
Социальные кризисы возникают при
обострении противоречий или столкновений интересов различных социальных групп
или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей,
работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Особое положение в
группе социальных кризисов занимает политический кризис – кризис в политическом
устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных
социальных групп, классов, в управлении обществом.
Организационные кризисы проявляются
как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций,
регламентации деятельности отдельных подразделений, как отдельное
административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.
Психологические кризисы – это кризисы
психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса,
приобретающего массовых характер, в возникновении чувства неуверенности,
паники, страха за будущее, неудовлетворённости работой, правовой защищённостью
и социальным положением. Это кризисы в социально – психологическом климате
общества, коллектива или отдельной группы.
Технологический кризис возникает как кризис
новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых
технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или
кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщённом плане такие
кризисы могут выглядеть кризисами научно – технического прогресса – как
обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.
По непосредственным причинам
возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.
Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам
таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические
изменения, наводнения. Всё это не может не отражаться на экономике, психологии
человека, социальных и политических процессах. При определённых масштабах такие
явления природы рождают кризисы. Причиной кризиса могут быть и общественные
отношения во всех видах их проявления. В современных условиях большое значение
имеет понимание и распознавание экологических кризисов – кризисов взаимоотношения
человека с природой. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий,
вызванных деятельностью человека: истощение ресурсов, загрязнение окружающей
среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов
природного равновесия.
Кризисы также могут быть
предсказуемые (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые
кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются
объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса – потребностью
реструктуризации производства, изменением структуры интересов под воздействием
научно – технического прогресса. Неожиданные кризисы часто бывают результатом
или грубых ошибок в управлении, или каких – либо природных явлений, или
экономической зависимости, способствующей расширению и распространению
локальных кризисов.
Существуют также кризисы явные и
латентные (скрытые): первые протекают заметно и легко обнаруживаются, вторые
являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.
Кризисы бывают глубокими и лёгкими.
Глубокие, острие кризисы часто ведут к разрешению различных структур
социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто
аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанных клубок.
Лёгкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их
можно предвидеть, ими легче управлять.
2. Моделирование кризисных
ситуаций на предприятии.
Кризис предприятия – экономическое
состояние хозяйствующей организации, возникающее от нарушения соответствия
между спросом и предложением товаров и услуг из-за негативных (экзогенных)
факторов, негативных внутренних (эндогенных факторов и их комбинации.
Кризис предприятия может быть:
- предварительно прогнозирован,
- неожиданно выявлен.
В аспекте преднамеренности:
- преднамеренно кем – то или чем – то
спровоцирован,
- обусловлен непредсказуемыми и
быстро нарастающими негативным макроэкономическими событиями и факторами.
В аспекте управляемости:
- управляемый кризис (кризис из
которого можно выйти),
- неуправляемый кризис (кризис из
которого выйти сложно, а часто невозможно).
В аспекте влияющих факторов:
- кризис с номинированным внутренних
(эндогенных факторов),
- кризис с номинированным внешних
(экзогенных факторов).
В аспекте основных бизнес – этапов:
- кризис снабжения предприятия (из–за
несоответствия спроса и предложения по снабжению предприятия ресурсами),
- внутрипроизводственный (внутри
организационный) кризис,
сбытовой кризис предприятия (из-за
несоответствия спроса и предложения на рынке сбыта)
В функциональном и ресурсном
аспектах:
- кризис маркетинга предприятия,
- кризис менеджмента предприятия (топ
– менеджмента, финансового, стратегического, инновационного и др.),
- логистический кризис (кризис взаимодействия
подразделений и партнёров предприятия во внутренней и во внешней среде),
- финансовый кризис и кредитный
кризис,
- кадровый кризис,
- кризис информационного обеспечения,
- временной кризис (дефицит времени,
из-за нерационального расходования рабочего времени)
Финансовый кризис предприятия
наиболее полно отражает все возможные неблагоприятные аспекты внутренней и
внешней деятельности предприятия.
Внешние (экзогенные) факторы кризиса
предприятия:
- общеэкономические (спад объёмов
национального дохода, рост инфляции, замедление платёжного оборота,
нестабильность налоговой системы, снижение доходов населения, рост
безработицы).
- рыночные (снижение ёмкости
внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, снижение спроса на
продаваемый товар, снижение активности фондового рынка, нестабильность
валютного рынка),
- прочие факторы (политическая
нестабильность, негативные демографические тенденции, стихийные бедствия).
Внутренние (эндогенные) факторы кризиса
предприятия:
- операционные факторы (неэффективный
маркетинг, неэффективная структура текущих затрат – высокая доля постоянных
издержек, низкий уровень из пользования основных средств, недостаточно
диверсифицированный ассортимент продукции, неэффективный операционный
менеджмент),
- инвестиционные факторы
(неэффективный фондовый портфель, не достижение запланированных объёмов прибыли
по уже реализованным внутренним проектам),
- финансовые факторы (неэффективная
финансовая стратегия, неэффективная структура активов – низкая их ликвидность,
рост дебиторской задолженности, превышение допустимых уровней финансовых
рисков, неэффективный финансовый менеджмент).
- прочие факторы (низкое качество
работы персонала, низкое качество организационной структуры предприятия,
неэффективная система мотивации персонала и стимулирования труда).
В настоящее время существуют бизнес –
методики моделирования с инструментами совершенствования деятельности
предприятия:
- Концептуальное моделирование (для определения вектора
развития предприятия) обеспечивает деятельность предприятия по улучшению
методик улучшения;
- Логическое моделирование (для описания деятельности
предприятия с целью реорганизации процессов предприятия) обеспечивает
деятельность предприятия по улучшению его основной деятельности;
- Физическое моделирование (создание нормативной модели
предприятия) обеспечивает основную деятельность предприятия.
Кризисная ситуация является
неким перепутьем, в результате прохождения которого развитие организации пойдет
либо по прогрессивному, либо по регрессивному сценарию развития. Наличие
инструмента и методики, позволяющих проиграть, спрогнозировать сценарии
развития организации являются залогом прогрессивного развития организации.
3. Порядок введения
конкурсного производства.
Конкурсное производство – завершающая
процедура банкротства коммерческой организации – должника.
Конкурсное производство – это система
мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является
проведение ликвидации должника – юридического лица, соразмерное удовлетворению
требований кредиторов должника, с последующим исключением предприятия из
реестра действующих.
Конкурсное производство начинается
после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и
означает невозможность восстановления финансового состояния.
По общему правилу конкурсное
производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о
признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства указывается
срок, в течении которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный суд вправе продлить
этот срок на шесть месяцев. Срок, на который продлевается конкурсное
производство в этом случае, должен быть определён применительно к конкретным
обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утверждён
арбитражным судом. Принятие арбитражным судом решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства влечёт для должника ряд
последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение
конкурсного процесса.
Конкурсный управляющий – основная
фигура конкурсного производства. Он осуществляет функции как руководителя, таки
органов управления должника. В случае проведения ликвидации крупного
производства возможно назначение несколько конкурсных управляющих, каждый из
которых обладает самостоятельным объёмом обязанностей и ответственности.
В соответствии с российским Законом о
банкротстве к конкурсному управляющему предъявляются следующие требования:
конкурсным управляющим может быть физическое лицо, являющееся индивидуальным
предпринимателем, имеющее лицензию конкурсного управляющего, зарегистрированное
хотя бы в одном арбитражном суде, не имеющее судимости, не являющееся
заинтересованном лицом, имеющее специальные знания.
Назначение конкурсного управляющего
производится судом одновременно с вынесением определения о признании должника
банкротом и открытием конкурсного производства. Кандидатура конкурсного
управляющего предлагается арбитражному суду после утверждения собранием кредиторов,
причём его утверждения должно происходить одновременно с решением собрания
кредиторов о признании должника банкротом. Конкурсный управляющий призван
действовать в интересах кредиторов, поэтому кредиторам предоставлены широкие
возможности для его избрания.
Конкурсный управляющий имеет
следующие полномочия:
1) проводить обеспечение сохранности
принятого имущества;
2) проводить анализ финансового
состояния должника. В результате проведения этого анализа управляющий делает
вывод о достаточности средств для осуществления конкурсного производства, о
ликвидности принадлежащего должнику имущества и возможных сроках его
реализации, о целесообразности продолжения функционирования производства, если
оно ещё функционирует, об общих сроках, в течение которых возможно завершение
конкурсного производства;
3) осуществлять ликвидацию
дебиторской задолженности;
4) уведомлять работников должника об
увольнении в связи с его ликвидацией;
5) проводить работу с требованиями
кредиторов, предъявленными на этапе проведения конкурсного производства.
Управляющий может заявлять возражения на поступившие к нему требования
кредиторов. В случае несогласия кредитора с возражениями спор передаётся на
рассмотрения в арбитражный суд;
решать вопросы, связанные с
исполнением либо отказом от исполнения сделок должника, заключённых до принятия
арбитражном судом заявления о признании несостоятельности должника;
7) осуществлять дополнения имущества
в целях формирования конкурсной массы. Конкурсный управляющий выявляет
имущество должника, находящееся у третьих лиц, и принимает меры к его
истребованию и возврату в конкурсную массу.
Конкурсный управляющий обязан
использовать в ходе конкурсного производства только один счёт должника в банке
и не реже одного раза в месяц представлять комитету кредиторов или собранию
кредиторов отчёт о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии
должника. После завершения расчётов с кредиторами конкурсный управляющий обязан
представить в арбитражный суд отчёт о результатах проведения конкурсного
производства. К отчёту прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества
должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных
требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований
кредиторов.
Библиографический список
1. Антикризисное управление: Учебник для вузов / Под ред.
Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Короткова
Э.М. – М.: «Инфра-М», 2000.
3. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие –
М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.
4. Зуб А. Т. Антикризисное управление организацией. – М.:
«Инфра-М».
|