Аудит дочерних обществ и организаций
Аудит дочерних обществ и организаций
содержание :
Раздел I. Общие сведения об аудите
1.1 Сущность и
цели аудита................................................................. 2
1.2 Правовые
основы аудита................................................................ 5
1.3 Стандарты
аудита........................................................................... 6
Раздел II. Особенности при
проведении аудита дочерних обществ и организаций
2.1 Дочерние
общества......................................................................... 8
2.2 Основные
разделы аудита............................................................ 10
2.3 Аудит
учредительных документов........................................ 11
2.4 Проверка
формирования уставного капитала...................... 13
2.5 Аудит
расчетов с учредителями............................................ 14
2.6 Проводки
операций по расчетам с учредителями............... 16
2.7 Типичные
ошибки................................................................... 19
2.8 Аудит
расчетных операций.................................................... 20
Раздел III. Методика проведения
аудита
3.1 Основные
положения.................................................................... 23
3.2 Предметная
область проведения проверок................................. 24
3.3 Методика
проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту 26
3.4 Проверка
достоверности бухгалтерской отчетности................. 28
3.5 Виды
аудиторских заключений.................................................... 29
Приложения........................................................................................................ 32
Список
использованной литературы............................................................... 36
Раздел I. Общие сведения об аудите
1.1 Сущность и цели аудита
Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio"
(что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со
специальными врачебными инструментами, используемыми для определения
физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое
здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.
Первое упоминание об аудиторе относится к XIV в., когда учетные книги
стали фигурировать в качестве доказательств в суде. Лука Пачоли, автор
"Трактата о счетах и записях", - первой книги, посвященной
бухгалтерскому учету и заложивший основы теории бух. учета, подтверждал
необходимость контроля бух. учета.
В XVI в. во многих странах был официально введен правовой контроль
учетных книг. В Англии уже использовалось слово "аудитор" - для
обозначения людей, занимающихся проверкой учетных записей.
Родиной аудита в современном понимании этого слова является
Великобритания, которая в 1884г. приняла пакет Законов о Компаниях,
предписывающих акционерным компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку
бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами.
Возникновение аудита, таким образом, связано с распределением интересов
тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрация,
менеджеры) и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственники,
акционеры, инвесторы).
История возникновения аудита берет свое юридическое начало с Шотландии,
в столице - Эдинбурге - в 1853г. был официально учрежден Эдинбургский институт
аудиторов.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет
собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по
осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности,
документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых
обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных
аудиторских услуг.
Аудитор - лицо, проверяющее состояние
финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
Аудитор - специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в
порядке, установленном законодательством РФ.
Следует отметить, что аудит отличается от судебно-бухгалтерской
экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит — независимая проверка, а
судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.
Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально -
правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении
экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования
совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или
гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может
существовать вне уголовного или гражданского дела, поскольку представляет
собой процессуально - правовую форму (правовую сторону данного вида
экспертизы).
Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке
документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по
результатам проверки, и т.д.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном
виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями
в стране в настоящее время. Между тем, попытки создать в России институт
аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.
Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 80-х годов,
оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению
аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих
предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых
отчетов. В 1987 г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была создана
первая хозрасчетная фирма "Акционерное общество "Инаудит". Эта
фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению,
по различным правовым вопросам и др.
В настоящее время в России создано и успешно функционирует более
четырех тысяч аудиторских фирм. К ним относятся такие, как "ФБК", "Руфаудит", "Аудиторская палата "АСВП" (Москва), "Актионаудит"
(Екатеринбург) и др.
В Москве, Санкт-Петербурге и других городах
России открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы
- "Артур Андерсен", "Эрнст энд Янг", "Куперз энд
Лайбренд", "Прайс
Уотерхауз".
В связи с развитием аудиторской деятельности
происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых аудиторскими
фирмами. За последние 25 лет аудит и аудиторские процедуры непрерывно
развивались. Можно выделить три стадии развития: подтверждающую,
системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.
Подтверждающая стадия аудита характеризовалась
тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал
практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал
собственные учетные регистры.
В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением
учета.
Так как аудит — это предпринимательская деятельность, т.е.
деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять
такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на
проведение проверки, не снижая качества.
Аудит, базирующийся на риске, — это такой
вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий
работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе.
Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить
время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается
на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с
точки зрения затрат проверку.
Системно-ориентированный аудит
предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная
стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей
работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита, так
как внешние аудиторы могут ограничить свою работу выборочными проверками и
тестированием отдельных объектов контроля.
Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было отмечено, главная цель аудита — дать объективные, реальные и
точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма
контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ
финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее
достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и
требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения
аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении
проверок; конфиденциальность; профессионализм,
компетентность и добросовестность аудитора;
использование методов статистики и экономического анализа; применение новых
информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным
аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;
ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по
результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской
профессии.
Вышеперечисленные особенности определяют нормы поведения
аудитора.
С точки зрения классификационных признаков можно выделить внешний и
внутренний аудит, обязательный и инициативный.
Внешний аудит проводится на договорной
основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью
объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности
хозяйствующего субъекта.
Внутренний аудит представляет независимую
деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей.
Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять
свои функции. Внутренний аудит проводят
аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях
может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита
можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных
началах.
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он
проводится по решению руководства предприятия (организаций) (или ее
учредителей), или обязательным, если его проведение обусловлено
прямым указанием в Федеральном законе.
Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении
бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести
анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в
организации учета и отчетности.
Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355. С 1994 г. подлежат
обязательной проверке:
· экономические
субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного
общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного
капитала;
· банки и
другие кредитные учреждения;
· страховые
организации и общества взаимного страхования;
· товарные и
фондовые биржи;
· инвестиционные
институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые
компании);
· внебюджетные
фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные
законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими
лицами;
· благотворительные
и иные (инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых
являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
· экономические
субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным
инвесторам.
Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной аудиторской
проверке подлежат экономические субъекты (за исключением находящихся
полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя
бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
· объема
выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс.
раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;
· суммы активов
баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный
законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.
Согласно Федеральному Закону РФ № 129-фз
от 21 ноября 1996 г. эти объекты подлежат обязательному аудиту тогда, когда на
это имеются указание в Федеральных законах.
1.2 Правовые основы аудита
Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За
этот период принят ряд нормативных документов по правовому регулированию
аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относятся:
1. Указ Президента РФ
от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской
Федерации".
2. Временные правила
аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента
Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263.
3. Положение о Комиссии
по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено
Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.
4. Положение о
Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.
5. Постановление
Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 "Об утверждении
нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской
Федерации".
6. Порядок проведения
аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.
7. Порядок выдачи
лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.
8. Порядок проведения
квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности.
Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина
России 5 июня 1994 г.
9. О создании
Центральной аттестационно-пицензионной аудиторской комиссии Центрального банка
Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня
1994 г. № 02—102.
10. Об основных
критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по
которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной
ежегодной аудиторской проверке. Утверждены Постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1994 г.№ 1355 (в ред. Постановления
Правительства РФ от 25.04.95 г. № 408).
11. Порядок составления
аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской
деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)
12. О сроках проведения
мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации
(Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. №15)
Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены
нормативные положения как по организации аудиторской деятельности в России
(см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4, 6,
8, 9) и лицензировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).
Базовым нормативным документом являются "Временные правила аудиторской
деятельности в РФ".
В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько
постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской деятельности в
России.
Временные правила аудиторской деятельности в РФ определяют правовые
основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого
вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита — проверка
деятельности экономических субъектов, а также его цели.
Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной)
аудиторской проверки, понятие проверки обязательной. В соответствии с этими
правилами аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица —
аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы. Временными правилами
определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права и
обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены
правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского
заключения. Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть
специалистом-аудитором и процедуру лицензирования — на право аудиторской
деятельности.
Во Временных правилах определен порядок выдачи лицензий, а также
порядок их аннулирования. Предусмотрены серьезные санкции для аудиторов и
аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчеты, небрежность в работе.
На основе выше рассмотренных нормативных документов можно сделать
вывод, что в России система аудиторской деятельности включает три основных
уровня:
Первый уровень - Закон об аудите (аудиторской деятельности). До
принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами.
Второй уровень - представлен стандартами (правилами). Стандарты аудита,
разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные;
организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты
отдельных видов аудита (банковского, страхового).
Третий уровень - документы, регулирующие аудиторскую деятельность и
носящие вспомогательных характер. основная их цель - помощь в реализации
требований правил (стандартов).
1.3 Стандарты аудита
Аудиторские стандарты — это единые базовые
принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе
своей профессиональной деятельности.
Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской
деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его
результатов.
Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для
доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько
отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор,
допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть
готов объяснить причину этого.
Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
· при их
соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
· содействуют
внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
· определяют
действия аудитора в конкретных ситуациях.
Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат
следующие разделы:
1.Общие положения;
2.Основные
понятия и определения, используемые в стандарте;
3.Сущность стандарта;
4.Практические приложения.
В разделе "Общие положения" отражаются:
· цель и
необходимость разработки данного стандарта;
· объект
стандартизации;
· сфера
применения стандарта;
· взаимосвязь с
другими стандартами.
В разделе "Основные понятия и определения
используемые содержатся основные термины и их краткая характеристика.
В разделе "Сущность стандарта" формулируется
проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать
такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель
разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры
решения проблемы.
Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и
обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и
собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.
Разработкой профессиональных требований на международном
уровне занимается несколько организаций. К их числу относятся Международная
федерация бухгалтеров (IFАС), созданная в 1977 г. В рамках
этой организации аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по
аудиторской практике (IАРС), действующий на правах постоянного автономного
комитета.
Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных
вида:
1. Общие стандарты аудита;
2. Рабочие стандарты аудита:
3. Стандарты отчетности;
4. Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях
деятельности.
Приведем перечень разработанных и принятых российских
правил (стандартов), а также разработанных, но еще не принятых проектов
стандартов аудита:
1. Общие правила (стандарты).
1.1. Основные принципы аудита (проект).
1.2. Цели и объем аудита финансовых отчетов (проект).
1.3. Письмо-обязательство аудиторской
организации о согласии на проведение аудита.
2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки.
2.1. Планирование аудита.
2.5. Аудиторские доказательства.
2.6. Документирование аудита.
2.7. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля в ходе аудита.
2.8. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской
отчетности.
2.14. Использование работы эксперта.
2.17. Письменная информация аудитора руководству экономического
субъекта по результатам проведения аудита.
3. Правила (стандарты) составления отчета.
3.1. Отчет аудитора о проверке финансовой отчетности (проект).
3.2. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской
отчетности.
3.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий,
произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.
Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность,
носят вспомогательный характер и основная их цель — помощь в технической
реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и
рациональных способов организации
аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в
каждой аудиторской организации самостоятельно и призваны обеспечить единый
подход к аудиторской проверке в данной аудиторской организации.
Раздел II. Особенности при проведении аудита дочерних обществ
и организаций
2.1 Дочерние общества
Прежде чем перейти к особенностям проверке дочерних обществ
(организаций) давайте уточним, что же является дочерним обществом, каковы его
особенности в сравнении со "статусом" других экономических
субъектов.
Согласно ст. 105 I части ГК РФ :
1. Хозяйственное общество признается дочерним,
если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего
участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними
договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые
таким обществом.
2. Дочернее общество не отвечает по долгам
основного общества (товарищества).
Основное общество (товарищество), которое
имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним,
обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по
сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства)
дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет
субсидиарную ответственность по его долгам.
3. Участники (акционеры) дочернего общества
вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных
по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о
хозяйственных обществах.
Из статьи следует что,
Во-первых. Отношения
основного общества (товарищества) и дочернего характеризуются тем, что первое
из них имеет возможность определять решения, принимаемые вторым, и таким
образом влиять на его деятельность. В качестве основного может выступать
любое хозяйственное общество (акционерное, общество с ограниченной ответственностью),
а также товарищество — полное и на вере. Дочерними могут быть хозяйственные
общества различных видов.
Отношения по схеме "основное — дочернее общество" складываются
ввиду:
a) преобладающего участия основного общества (товарищества) в уставном
капитале дочернего. Минимальный размер участия, необходимый для установления
таких отношений, законом не определен. Это может быть пакет акций (доля в
уставном капитале), и не являющийся контрольным в общепринятом понимании (более
50%), но достаточный для оказания определяющего воздействия на принятие решений
дочерним обществом в связи со значительной раздробленностью пакетов остальных
акций (долей);
b) договора, заключенного между обществами и дающего право одному из них
определять решения, принимаемые другим;
c) других обстоятельств, позволяющих влиять на принятие соответствующих
решений. Оценка наличия указанной связи между обществами должна осуществляться
исходя из реальной ситуации.
Во-вторых. Дочернее
общество не несет ответственности по долгам основного. В то же время основное
общество (товарищество), имеющее право давать дочернему обязательные указания,
может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам): к солидарной
с дочерним обществом — по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний; к
субсидиарной ответственности — в случае несостоятельности (банкротства)
дочернего общества, наступившей по вине основного. Кроме того, участники
(акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом
убытков, причиненных дочернему по его вине, если иное не установлено законами о
хозяйственных обществах. Закон об акционерных обществах не делает
исключений из этой нормы. Требования о возмещении убытков могут заявляться
акционерами путем предъявления соответствующих судебных исков в интересах
общества. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 4/8 обращено
внимание на то, что при решении вопроса о наличии вины основного общества в
наступлении несостоятельности (банкротства) дочернего либо в причинении ему
убытков судам следует руководствоваться ст. 401 ГК (п. 12 постановления).
Таким образом, в силу специфики той или иной организации (общества),
находящейся на "положении" дочерней, вытекает ряд моментов, на
которые, на мой взгляд, необходимо в первую очередь обратить особое внимание
при аудиторской проверке; следовательно должны быть рассмотрены соответствующие
этим моментам разделы аудита.
· Отношения
по схеме "основное - дочернее общество":
- участие основного общества в уставном капитале дочернего
(долевое участие, владение акциями);
- договор, определяющий эти отношения;
- другие обстоятельства
· Ответственность
дочернего общества
· Отчетность
2.2 Основные разделы аудита
Поскольку дочернее общество, кроме как по существованию определенной
зависимости и все, что с ней связано, от основной организации практически ничем
не отличается от других экономических субъектов, то следует обратить внимание
на те разделы аудита, которые и проверяют наличие, законность и “правильность”
осуществления такой зависимости, а также расчеты (взаимодействие) с основным
обществом.
Такими разделами, по моему мнению, должны быть:
1.Аудит учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с
учредителями
2.Аудит расчетов
3.Проверка достоверности бухгалтерской отчетности
Подробная проверка учредительных документов, позволит во-первых, выявить истинный статус дочернего общества,
соответствие действующему законодательству (например ст.105 ГК РФ), во-вторых
выявит участие основного общества в делах дочернего.
В контексте темы курсовой работы: при проверке должно быть выяснено:
определено ли положение проверяемого субъекта как дочернее в учредительных
документах с начала регистрации, либо это было сделано позже - в изменениях к
учредительным документам, либо данное положение вообще отсутствует или
определено отдельным договором между обществами, возможно договором о
совместной деятельности.
Соответственно должен быть рассмотрен порядок учета и образования уставного
капитала и расчетов с учредителями. Если отношения определяются
преобладающим участием основного общества в уставном капитале дочернего, то, в
зависимости от организационно-правовой формы, это может быть пакет акций,
денежные или имущественные средства, в том числе, возможно, нематериальные
активы. Все это требует особенно тщательной проверке расчетов с учредителями.
Если, как уже говорилось отношения “основное- дочернее” строятся на
основе договора (это может быть договор о совместной деятельности), необходимо
проверить этот договор на соответствие законодательству, обратить внимание на
условия договора, порядок образования и распределения прибыли и т.д. , что
может быть рассмотрено в аудите расчетов по совместной деятельности.
Наконец, необходимо напомнить, что в случае, если основное общество
является АО, а оно, как известно подлежит обязательному аудиту, то помимо
собственного бухгалтерского отчета, составляется также сводная бухгалтерская
отчетность, состоящая из отчетности дочерних и зависимых обществ, находящихся
на территории РФ и за ее пределами. (см. ПБУ и отчетности в РФ от 26.12.94 №
170).
Вследствие этого, помимо обязательного аудита для основного общества,
включающего аудит бухгалтерской отчетности, особое значение приобретает
достоверность бухгалтерской отчетности дочернего общества.
Подробно о необходимости представления отчетности дочернего общества в
составе бухгалтерской отчетности основного общества будет сказано позже.
2.3 Аудит учредительных документов
Аудит учредительных документов заключается в тщательной проверке
юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в
соответствии с действующим законодательством.
¨ Для
проверки используются следующие основные документы:
· Устав
экономического субъекта.
· Учредительный
договор.
· Патент для
субъектов малого предпринимательства.
· Протоколы
собраний учредителей.
· Свидетельство
о государственной регистрации.
· Свидетельство
о регистрации в Министерстве экономики РФ Для экономических субъектов с
участием иностранного капитала.
· Документы,
связанные с приватизацией и акционированием предприятий, находившихся в
собственности государства, субъектов Федерации, общественных организаций,
колхозов и т.д.
· Документы,
подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в
оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с
участием государственных или муниципальных предприятий.
· Свидетельства
о регистрации в органах статистики, Государственной налоговой инспекции,
Пенсионном фонде, в Фонде занятости, Фонде социального страхования, Фонде обязательного
медицинского страхования, в экологических фондах.
· Договор на
банковское обслуживание.
· Зарегистрированные
изменения к учредительным документам.
· Проспект
эмиссии.
· Реестр
акционеров для акционерных обществ.
· Выписки из
протоколов годового собрания акционеров.
· Выписки из
протоколов собраний акционеров, учредителей.
· Выписки
решений совета директоров.
· Приказы и
распоряжения исполнительной дирекции.
· Лицензии и
разрешения на определенные виды деятельности.
· Переписка с
учредителями и акционерами.
· Журналы
регистрации выдачи доверенностей и полномочий при регистрации, перерегистрации,
ликвидации, реорганизации и т.п. действий другим лицам (помимо руководителя)
экономического субъекта.
· Внутренние
положения.
· Документы,
подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал в денежной,
натуральной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг (выписки банка,
приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества, представленного в
натуральной форме, в качестве взноса в уставный капитал и т.д.).
· Методики
оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах.
· Отчетность за
начальный период деятельности экономического субъекта после государственной
регистрации.
· Годовая
отчетность.
· Отчетность на
дату ликвидации или реорганизации экономического субъекта.
¨ При
проверке необходимо установить:
· Структуру
управления экономическим субъектом и полномочия руководителей всех уровней при
принятии соответствующих управленческих решений.
· Своевременно
ли внесены изменения в учредительные документы (если они были).
· Виды
деятельности экономического субъекта.
· Учредителей
экономического субъекта.
· Следует
проверить, нет ли в числе учредителей юридических лиц с неликвидным балансом
или объявленных несостоятельными (банкротами).
Для дочерних обществ это имеет особое значение, поскольку хотя оно и не
отвечает по долгам основного общества, признание несостоятельности последнего
влечет потерю контроля над дочерним.
· Размер
уставного капитала и доли каждого учредителя.
· Адекватность
методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и
нематериальной формах. Необходимо изучить также источники взносов учредителей в
уставной капитал, имея в виду, что такими источниками могут быть только
собственные средства. Запрещается направлять в уставный капитал бюджетные
средства, средства кредитов и займов, а также средства политических и
общественных организаций.
· В случае,
если основное общество имеет вклад в у. к. дочернего общества, следует
проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и
балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставной капитал, а
также совместную деятельность, если они имеют место быть.
· Своевременно
ли учредители внесли свои доли в уставный капитал.
· В каком
размере и виде учредители внесли свои доли в уставный капитал.
· Правильность
оформления документов по взносам в уставный капитал.
· Организационно-правовую
форму экономического субъекта (акционерное общество, общество с ограниченной
ответственностью и т.д.).
· Является ли
проверяемый экономический субъект субъектом малого предпринимательства.
· Предусмотрено
ли в уставе осуществление внешнеэкономической деятельности.
· Счета,
которые имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков.
· Предусмотрено
ли в уставе создание резервного и других фондов.
· Имеет ли
право экономический субъект создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и
другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс.
· Наличие
лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в
соответствии с действующим законодательством.
· Необходимо
помнить, что отдельные виды деятельности требуют гос. регистарци или
лицензирования. Если на такие виды деятельности у организации нет лицензиии
(разрешения), то проведенные операции по указанным видам деятельности считаются
незаконными.
· Порядок
распределения прибыли, оставшейся в распоряжении экономического субъекта по
итогам года после уплаты обязательных платежей.
· Правильность
исчисления доходов учредителей и акционеров и удержания налога на доходы.
· Правильность
оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по
формированию уставного капитала.
· Соответствие
записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по
счетам 75 "Расчеты с учредителями" и 85 "Уставный
капитал".
Эти данные потребуются аудитору при проверке других участков и
операций бухгалтерского учета экономического субъекта.
2.4 Проверка формирования уставного
капитала
Уставный капитал входит в состав собственного капитала экономического
субъекта и определяет минимальный размер имущества экономического субъекта,
гарантирующего интересы его кредиторов.
Аудитору необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1.В бухгалтерском учете отражается величина уставного капитала,
зарегистрированная в учредительных документах экономических субъектов, как совокупность
вкладов (долей, паевых взносов учредителей (участников), акций по номинальной
стоимости (для акционерных обществ)) в денежной, натуральной, нематериальной
форме или в виде ценных бумаг.
При учреждении акционерного общества все его акции должны быть
размещены среди учредителей. Акции могут быть обыкновенными, а также привилегированными. Номинальная стоимость
размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала.
Все акции общества являются именными.
2.Минимальный уставный капитал открытого акционерного
общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера
оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату регистрации общества,
а закрытого — не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда.
3.Уставный капитал и фактическая, задолженность
учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал учитываются
и отражаются в отчетности отдельно.
4.Акции общества при его учреждении должны быть
полностью оплачены в течение срока, определенного уставом общества, при этом
не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту
регистрации общества, а оставшаяся часть — в течение года с момента его
регистрации.
5.Дополнительные акции общества должны быть
оплачены в течение срока, определенного в соответствии с решением об их
размещении, но не позднее одного года с момента их приобретения (размещения).
Страницы: 1, 2, 3
|