бесплатные рефераты

Аудит дочерних обществ и организаций

Аудит дочерних обществ и организаций

 

содержание :





Раздел I. Общие сведения об аудите   

1.1 Сущность и цели аудита................................................................. 2

1.2 Правовые основы аудита................................................................ 5

1.3 Стандарты аудита........................................................................... 6

Раздел II. Особенности при проведении аудита дочерних обществ и организаций   

2.1 Дочерние общества......................................................................... 8

2.2 Основные разделы аудита............................................................ 10

2.3 Аудит учредительных документов........................................ 11

2.4 Проверка формирования уставного капитала...................... 13

2.5 Аудит расчетов с учредителями............................................ 14

2.6 Проводки операций по расчетам с учредителями............... 16

2.7 Типичные ошибки................................................................... 19

2.8 Аудит расчетных операций.................................................... 20

Раздел III. Методика проведения аудита     

3.1 Основные положения.................................................................... 23

3.2 Предметная область проведения проверок................................. 24

3.3 Методика проверки разделов учета и работ, подлежащих  аудиту  26

3.4 Проверка достоверности бухгалтерской отчетности................. 28

3.5 Виды аудиторских заключений.................................................... 29


Приложения........................................................................................................ 32

Список использованной литературы............................................................... 36


Раздел I. Общие сведения об аудите   



1.1 Сущность и цели аудита


Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используе­мыми  для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавлива­ется экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.

Первое упоминание об аудиторе относится к XIV в., когда учетные книги стали фигурировать в качестве доказательств в суде. Лука Пачоли, автор "Трактата о счетах и записях", - первой книги, посвященной бухгалтерскому учету и заложивший основы теории бух. учета, подтверждал необходимость контроля бух. учета.

В XVI в. во многих странах был официально введен правовой контроль учетных книг. В Англии уже использовалось слово "аудитор" - для обозначения людей, занимающихся проверкой учетных записей.

Родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, кото­рая в 1884г. приняла пакет Законов о Компаниях, предписывающих акционерным компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов ком­паний с последующим отчетом перед акционерами.

Возникновение аудита, таким образом, связано с распределением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрация, менеджеры) и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

История возникновения аудита берет свое юридическое начало с Шотландии, в столице - Эдинбурге - в 1853г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой пред­принимательскую дея­тельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых дек­лараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудитор -  лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия за определенный период. Аудитор - специалист, аттестованный на право аудитор­ской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.

Следует отметить, что аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что ау­дит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспер­тиза осуществляется по решению судебных органов. Специфи­ка судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально - правовой форме, обеспечивающей получение источни­ка доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяй­ственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголов­ного или гражданского дела, поскольку представляет собой процессуально - правовую форму (правовую сторону  данного вида экспертизы).

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документа­ции, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде поя­вились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, по­пытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 80-х годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предпри­ятий аудиторская проверка стала обязательной для подтвер­ждения годовых отчетов. В 1987 г. на основе по­становления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма "Акционерное общество "Инаудит". Эта фирма занима­лась аудиторскими проверками, кон­сультированием СП по на­логообложению, по различным правовым вопросам и др.

В настоящее время в России создано и успешно функцио­нирует более четырех тысяч аудиторских фирм. К ним относят­ся такие, как "ФБК", "Руфаудит", "Аудиторская палата "АСВП" (Москва), "Актионаудит" (Екатеринбург) и др.

В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России от­крыли свои филиалы круп­нейшие межконтинентальные ауди­торские фирмы - "Артур Андерсен", "Эрнст энд Янг", "Куперз энд Лайбренд", "Прайс Уотерхауз".

В связи с развитием аудиторской деятельности происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых ауди­торскими фирмами. За последние 25 лет аудит и аудитор­ские процедуры непрерывно развивались. Можно выделить три стадии развития: подтвер­ждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

Подтверждающая стадия аудита характеризовалась тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтвер­ждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры.

В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлени­ем или ведением учета.

Так как аудит — это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направлен­ная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Аудит, базирующийся на риске, — это такой вид аудита, когда проверка может про­изводиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических то­чек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суж­дение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эф­фектив­ную с точки зрения затрат проверку.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюде­ние систем, которые контролируют операции. Данная стадия при­вела к тому, что аудиторы стали проводить экс­пертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита, так как внешние аудиторы могут огра­ничить свою работу выборочными проверками и тестированием отдельных объектов контроля.

Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было отмечено, главная цель аудита — дать объективные, ре­альные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансо­вой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему зако­нодатель­ству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгал­терского учета и финансовой отчет­ности.

Достижению главной цели способствуют особенности (тре­бования) ведения аудитор­ской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденци­альность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудито­ра; использование методов статистики и экономического ана­лиза; применение новых информационных техно­логий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко­мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содей­ствие росту авторитета аудиторской профессии.

Вышеперечисленные особенности определяют нормы пове­дения аудитора.

С точки зрения классификационных признаков можно вы­делить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудитор­скими фирмами или инди­видуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет независимую деятельность в организации по про­верке и оценке ее работы в интересах руко­водителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внут­ренний аудит прово­дят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего ау­дита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организа­ций) (или ее учредителей), или обязательным, если его прове­дение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.

Основная цель инициативного аудита — выявить недостат­ки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состоя­ния хо­зяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и от­четности.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355. С 1994 г. подлежат обязательной проверке:

· экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого ак­ционерного общества, независи­мо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

· банки и другие кредитные учреждения;

· страховые организации и общества взаимного страхования;

· товарные и фондовые биржи;

· инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

· внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются преду­смотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и фи­зическими лицами;

· благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, ис­точниками образования средств которых являются доброволь­ные отчисления юридических и физических лиц;

· экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной ау­диторской проверке подле­жат экономические субъекты (за ис­ключением находящихся полностью в государственной или му­ниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

· объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законода­тельством РФ минимальный размер оплаты труда;

· суммы активов баланса, превышающей на конец отчет­ного года в 200 тыс. раз уста­новленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Согласно Федеральному Закону РФ № 129-фз от 21 ноября 1996 г. эти объекты подле­жат обязательному аудиту тогда, когда на это имеются указание в Федеральных законах.

 

1.2  Правовые основы аудита

Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных докумен­тов по правовому регулированию аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относятся:

1.    Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об ауди­торской деятельности в Российской Федерации".

2.    Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федера­ции от 22 декабря 1993 г. № 2263.

3.    Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.

4.    Положение о Консультативном совете при Комиссии по ау­диторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

5.    Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регули­рованию аудиторской деятельности в Российской Федерации".

6.    Порядок проведения аттестации на право осуществления ау­диторской деятельности. Утвержден Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

7.    Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

8.    Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.

9.    О создании Центральной аттестационно-пицензионной ауди­торской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 02—102.

10.    Об основных критериях (системе показателей) деятельно­сти экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной ауди­торской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г.№ 1355 (в ред. Поста­новления Правительства РФ от 25.04.95 г. № 408).

11.    Порядок составления аудиторского заключения о бухгал­терской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)

12.    О сроках проведения мероприятий по регулированию ауди­торской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. №15)

Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены норматив­ные положения как по организации аудиторской деятельности в России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4, 6, 8, 9) и лицен­зировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

Базовым нормативным документом являются "Временные правила ауди­торской деятель­ности в РФ".

В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько постанов­лений, регламентирующих различ­ные аспекты аудиторской деятельности в России.

Временные правила аудиторской деятельности в РФ опре­деляют правовые основы осу­ществления в РФ аудиторской дея­тельности как независимого вневедомственного финансо­вого контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических субъек­тов, а также его цели.

Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной)  аудиторской проверки, понятие проверки обязательной. В соответствии с этими правилами аудиторской деятельно­стью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы. Временными правилами определены виды работ, входящие в со­став аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения. Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирова­ния — на право аудиторской деятельности.

Во Временных правилах определен порядок выдачи лицен­зий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серь­езные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, до­пускаю­щих ошибки, просчеты, небрежность в работе.

На основе выше рассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской деятельности включает три основных уровня:

Первый уровень - Закон об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона  аудиторская деятельность регулируется Временными правилами.

Второй уровень - представлен стандартами (правилами). Стандарты аудита, разрабаты­ваемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Третий уровень - документы, регулирующие аудиторскую деятельность и носящие вспомогательных характер. основная их цель - помощь в реализации требований правил (стандартов).

 

1.3 Стандарты аудита

 

Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

· при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

· содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

· определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:

1.Общие положения;

2.Основные понятия и определения, используемые в стан­дарте;

3.Сущность стандарта;

4.Практические приложения.

В разделе "Общие положения" отражаются:

· цель и необходимость разработки данного стандарта;

· объект стандартизации;

· сфера применения стандарта;

· взаимосвязь с другими стандартами.

В разделе "Основные понятия и определения используемые содержатся основные термины и их краткая характеристика.

В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера при­менения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.

Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

Разработкой профессиональных требований на междуна­родном уровне занимается несколько организаций. К их числу относятся Международная федерация бухгалтеров (IFАС), созданная в 1977 г. В рамках этой организации аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий на правах постоянного автономного комитета.

Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:

1. Общие стандарты аудита;

2. Рабочие стандарты аудита:

3. Стандарты отчетности;

4.  Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

 Приведем перечень разработанных и принятых российских правил (стандартов), а также разработанных, но еще не принятых  проектов стандартов аудита:


1. Общие правила (стандарты).

1.1. Основные принципы аудита (проект).

1.2. Цели и объем аудита финансовых отчетов (проект).

1.3. Письмо-обязательство аудиторской организации о согла­сии на проведение аудита.

2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки.

2.1. Планирование аудита.

2.5. Аудиторские доказательства.

2.6. Документирование аудита.

2.7. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и вну­треннего контроля в  ходе аудита.

2.8. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтер­ской отчетности.

2.14. Использование работы эксперта.

2.17. Письменная информация аудитора руководству эконо­мического субъекта по результатам проведения аудита.

 

3. Правила (стандарты) составления отчета.

3.1. Отчет аудитора о проверке финансовой отчетности (про­ект).

3.2. Порядок составления аудиторского заключения о бухгал­терской отчетности.

3.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и пред­ставления бухгалтерской отчетности.

Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую де­ятельность, носят вспомогательный характер и основная их цель — помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рацио­нальных способов организации

 аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой аудиторской организации самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к ауди­торской проверке в данной аудиторской организации.



Раздел II. Особенности при проведении аудита дочерних обществ и организаций

 

2.1 Дочерние общества


Прежде чем перейти к особенностям проверке дочерних обществ  (организаций) давайте уточним, что же является дочерним обществом, каковы его особенности в сравне­нии со "статусом" других экономических субъектов.

Согласно ст. 105 I части ГК РФ :

1. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преоб­ладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет воз­можность определять решения, принимаемые таким обществом.

2. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

3. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причи­ненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.



Из статьи следует что,

Во-первых. Отношения основного общества (товарищества) и дочернего ха­рактеризу­ются тем, что первое из них имеет возможность определять решения, принимаемые вторым, и таким образом влиять на его дея­тельность. В качестве основного может высту­пать любое хозяйствен­ное общество (акционерное, общество с ограниченной ответствен­но­стью), а также товарищество — полное и на вере. Дочерними могут быть хозяйственные общества различных видов.

Отношения по схеме "основное — дочернее общество" склады­ваются ввиду:

a)   преобладающего участия основного общества (това­рищества) в уставном капитале дочернего. Минимальный размер уча­стия, необходимый для установления таких отноше­ний, законом не определен. Это может быть пакет акций (доля в уставном капитале), и не являющийся контрольным в общепринятом понимании (более 50%), но достаточный для оказания определяющего воздействия на принятие решений дочерним обществом в связи со значительной раздробленностью пакетов остальных акций (долей);

b)   договора, заключенного между обществами и дающего право одному из них определять решения, принимаемые другим;

c)   других обстоятельств, позволяющих влиять на принятие соответствующих решений. Оценка наличия указанной связи между обществами должна осуществляться исходя из реальной ситуации.

Во-вторых. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основ­ного. В то же время основное общество (товарищество), имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам): к соли­дарной с дочер­ним обществом — по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний; к субсидиарной ответственности — в случае несостоятель­ности (банкротства) дочернего общества, наступившей по вине основного. Кроме того, участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных дочернему по его вине, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах. Закон об акционерных обществах не делает исключений из этой нормы. Требования о возмещении убытков могут заявляться акционерами путем предъявления соответствующих судеб­ных исков в интересах общества. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 4/8 обращено внимание на то, что при решении вопро­са о наличии вины основного обще­ства в наступлении несостоятель­ности (банкротства) дочернего либо в причинении ему убытков судам следует руководствоваться ст. 401 ГК (п. 12 постановления).

Таким образом, в силу специфики той или иной организации (общества), находящейся на "положении" дочерней, вытекает ряд моментов, на которые, на мой взгляд, необходимо в первую очередь обратить особое внимание при аудиторской проверке; следовательно должны быть рассмотрены соответствующие этим моментам разделы аудита.

·   Отношения по схеме "основное - дочернее общество":

- участие основного общества в уставном капитале дочернего (долевое участие,   вла­дение акциями);

- договор, определяющий эти отношения;

- другие обстоятельства

·   Ответственность дочернего общества

·   Отчетность

 

 

 

 

2.2 Основные разделы аудита


Поскольку дочернее общество, кроме как по существованию определенной зависимости и все, что с ней связано, от основной организации практически ничем не отличается от дру­гих экономических субъектов, то следует обратить внимание на те разделы аудита, которые и проверяют наличие, законность и “правильность” осуществления такой зависимости, а также расчеты (взаимодействие) с основным обществом.

Такими разделами, по моему мнению, должны быть:

1.Аудит учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями

2.Аудит расчетов

3.Проверка достоверности бухгалтерской отчетности

Подробная проверка учредительных документов, позволит во-первых, выявить истин­ный статус дочернего общества, соответствие действующему законодательству (например ст.105 ГК РФ), во-вторых выявит участие основного общества в делах дочернего.

В контексте темы курсовой работы: при проверке должно быть выяснено: определено ли  положение проверяемого субъекта как дочернее в учредительных документах с начала регистрации, либо это было сделано позже - в изменениях к учредительным документам, либо данное положение вообще отсутствует или определено отдельным договором между обществами, возможно договором о совместной деятельности.

Соответственно должен быть рассмотрен порядок учета и образования уставного капитала и расчетов с учредителями. Если отношения определяются преобладающим участием основного общества в  уставном капитале дочернего, то, в зависимости от организационно-правовой формы, это может быть пакет акций, денежные или имуществен­ные средства, в том числе, возможно, нематериальные активы. Все это требует особенно тщательной проверке расчетов с учредителями.

Если, как уже говорилось отношения “основное- дочернее” строятся на основе договора (это может быть договор о совместной деятельности), необходимо проверить этот договор на соответствие законодательству, обратить внимание на условия договора, порядок обра­зования и распределения прибыли и т.д. , что может быть рассмотрено в аудите расчетов по совместной деятельности.

Наконец, необходимо напомнить, что в случае, если основное общество является АО, а оно, как известно подлежит обязательному аудиту, то помимо собственного бухгалтерского отчета, составляется также сводная бухгалтерская отчетность, состоящая из отчетности до­черних и зависимых обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами. (см. ПБУ и отчетности в РФ от 26.12.94 № 170).

Вследствие этого, помимо обязательного аудита для основного общества, включающего аудит бухгалтерской отчетности, особое значение приобретает достоверность бухгалтерской отчетности дочернего общества.

Подробно о необходимости представления отчетности дочернего общества в составе бухгалтерской отчетности основного общества будет сказано позже.

 

 

2.3 Аудит учредительных документов

 

Аудит учредительных документов заключается в тщательной проверке юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с дейст­вующим зако­нодательством.

¨  Для проверки используются следующие основные документы:

· Устав экономического субъекта.

· Учредительный договор.

· Патент для субъектов малого предпринимательства.

· Протоколы собраний учредителей.

· Свидетельство о государственной регистрации.

· Свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ Для экономических субъектов с участием иностранного капитала.

· Документы, связанные с приватизацией и акционированием предприятий, находив­шихся в собственности государства, субъек­тов Федерации, общественных организаций, колхозов и т.д.

· Документы, подтверждающие права собственности учре­дителей на имущество, вно­симое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных или муниципальных предприятий.

· Свидетельства о регистрации в органах статистики, Госу­дарственной налоговой ин­спекции, Пенсионном фонде, в Фонде занятости, Фонде социального страхования, Фонде обя­зательного медицинского страхования, в экологических фондах.

· Договор на банковское обслуживание.

· Зарегистрированные изменения к учредительным доку­ментам.

· Проспект эмиссии.

· Реестр акционеров для акционерных обществ.

· Выписки из протоколов годового собрания акционеров.

· Выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей.

· Выписки решений совета директоров.

· Приказы и распоряжения исполнительной дирекции.

· Лицензии и разрешения на определенные виды деятель­ности.

· Переписка с учредителями и акционерами.

· Журналы регистрации выдачи доверенностей и полномо­чий при регистрации, пере­регистрации, ликвидации, реорганизации и т.п. действий другим лицам (помимо руководителя) экономического субъекта.

· Внутренние положения.

· Документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал в де­нежной, натуральной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества, представ­ленного в натураль­ной форме, в качестве взноса в уставный капитал и т.д.).

· Методики оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах.

· Отчетность за начальный период деятельности экономи­ческого субъекта после государственной регистрации.

· Годовая отчетность.

· Отчетность на дату ликвидации или реорганизации эко­номического субъекта.

¨  При проверке необходимо установить:

· Структуру управления экономическим субъектом и пол­номочия руководителей всех уровней при принятии соответст­вующих управленческих решений.

· Своевременно ли внесены изменения в учредительные документы (если они были).

· Виды деятельности экономического субъекта.

· Учредителей экономического субъекта.

·   Следует проверить, нет ли в числе учредителей юридических лиц с неликвидным ба­лансом или объявленных несостоятельными (банкротами).

Для дочерних обществ это имеет особое значение, поскольку хотя оно и не отвечает по долгам основного общества, признание несостоятельности последнего влечет потерю контроля над дочерним.

· Размер уставного капитала и доли каждого учредителя.

· Адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах. Необходимо изучить также источники взносов учредителей в уставной капитал, имея в виду, что такими источниками могут быть только собственные средства. Запрещается направлять в уставный капитал бюджетные средства, средства кредитов и займов, а также средства политических и общественных организаций.

· В случае, если основное общество имеет вклад в у. к. дочернего общества, следует проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставной капитал, а также совместную деятельность, если они имеют место быть.

· Своевременно ли учредители внесли свои доли в устав­ный капитал.

· В каком размере и виде учредители внесли свои доли в уставный капитал.

· Правильность оформления документов по взносам в ус­тавный капитал.

· Организационно-правовую форму экономического субъ­екта (акционерное общество, общество с ограниченной ответ­ственностью и т.д.).

· Является ли проверяемый экономический субъект субъек­том малого предпринимательства.

· Предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэконо­мической деятельности.

· Счета, которые имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков.

· Предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов.

· Имеет ли право экономический субъект создавать на тер­ритории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные под­разделения, выделенные на самостоятельный баланс.

· Наличие лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензирова­нию в соответствии с действующим законодательством.

· Необходимо помнить, что отдельные виды деятельности требуют гос. регистарци или лицензирования. Если на такие виды деятельности у организации нет лицензиии (разрешения), то проведенные операции по указанным видам деятельности считаются незаконными.

· Порядок распределения прибыли, оставшейся в распоря­жении экономического субъ­екта по итогам года после уплаты обязательных платежей.

· Правильность исчисления доходов учредителей и акцио­неров и удержания налога на доходы.

· Правильность оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию устав­ного капитала.

· Соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 "Расчеты с учреди­телями" и 85 "Уставный капитал".

Эти данные потребуются аудитору при проверке других участ­ков и операций бухгалтерского учета экономического субъекта.

2.4 Проверка формирования уставного капитала

 

Уставный капитал входит в состав собственного капитала экономического субъекта и определяет минимальный размер имущества экономического субъекта, гарантирующего интересы его кредиторов.

Аудитору необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1.В бухгалтерском учете отражается величина уставного ка­питала, зарегистрированная в учредительных документах эко­номических субъектов, как совокупность вкладов (долей, пае­вых взносов учредителей (участников), акций по номинальной стоимости (для акцио­нерных обществ)) в денежной, натураль­ной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг.

При учреждении акционерного общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Акции могут быть обыкновенными, а также привилегированными. Номиналь­ная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала. Все акции общества явля­ются именными.

2.Минимальный уставный капитал открытого акционер­ного общества должен состав­лять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату регистрации общества, а закры­того — не менее стократной суммы минимального размера оп­латы труда.

3.Уставный капитал и фактическая, задолженность учреди­телей (участников) по вкла­дам (взносам) в уставный капитал учитываются и отражаются в отчетности отдельно.

4.Акции общества при его учреждении должны быть пол­ностью оплачены в течение срока, определенного уставом об­щества, при этом не менее 50% уставного капитала обще­ства должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а ос­тавшаяся часть — в течение года с момента его регистрации.

5.Дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, опреде­ленного в соответствии с решением об их размещении, но не позднее одного года с момента их при­обретения (размещения).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ