Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациями
В 1995 г. значительно расширена
база, от которой определяется абсолютный размер отчислений в резервы.
В
круг объектов резервирования включены корреспондентские счета российских и
иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых
карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из-за границы и
аккредитивы.
В результате увеличения базы для
расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдается
абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе
России.
В 1996 году ассоциация
российских банков обратилась к Центральному банку с предложением положительно
рассмотреть вопрос о начислении процентов по средствам на резервном и
корреспондентском счетах.
Центральный банк принял решение,
согласно которому не может быть осуществлено предложение о начислении процентов
по средствам, которые внесены в резервный фонд, и по денежным суммам, которые
хранятся на корсчетах коммерческих банков, поскольку Центральный банк в
соответствии со своими функциями не вступает в депозитные взаимоотношения с
юридическими лицами, из которых возникает обязанность выплаты процентов.
В свете значительного увеличения
суммы резервов, а также принимая во внимание, что более 1/3 всей денежной массы находится
обычно на корсчетах и резервных счетах, такое решение представляется спорным.
В перспективе Банк России будет,
очевидно, пересматривать систему, нормативы резервирования и порядок
использования денег коммерческих банков, которые они хранят на резервном и
корреспондентском счетах.
В процессе совершенствования
системы резервирования полезно использовать многолетний опыт западноевропейских
стран и США.
В этих странах для различных
типов вкладов существуют различные резервные требования. Например, в США
положено хранить в виде резерва 3% вкладов по счетам на сумму не менее 28,9
млн. долл. и 10 % вкладов выше этой суммы. Срочные же вклады от физических лиц
сроком менее полутора лет должны храниться в резерве в пределах 3% их суммы,
вклады же со сроком свыше 1,5 лет свободны от резервных требований.
В Германии установлены
прогрессивные ставки резервирования в зависимости от суммы вкладов. При
депозите в размере 10 млн. немецких марок до востребования в резерв вносится
6,6%. Если вклад находится в пределах от 10 до 100 млн. немецких марок, то в
резерв вносится 9,9% , если он превышает 100 млн., то сумма резервирования
определяется из расчета 12,1% . По срочным депозитам установлена норма в 4,95%
независимо от размера вклада и срока хранения, а по сберегательным депозитам — 4,15%
.
В США резервы рассчитываются на
основе двухнедельного периода. Резервы коммерческих банков США хранятся в 12
банках Федеральной резервной системы. Суммы на этих счетах сверх нормативов
резервирования образуют избыточные резервы. Они являются объектом межбанковских
кредитов.
Коммерческие банки
заинтересованы в том, чтобы их избыточные резервы были сведены к минимуму. Они
стремятся продать их другим банкам, которые должны восполнить свои резервы до
размера согласно нормативам.
Резервные фонды используются в
США и как деньги для текущих платежей. Любой чек, выписанный на депозит в
федеральном резервном банке, оплачивается с резервного счета немедленно по
предъявлению, в то время как чек, предъявленный к корреспондентскому счету
банка в другом банке, оплачивается некоторое время спустя, обычно через 1-3
дня. Таким образом, деньги, хранящиеся в резерве, могут быть использованы по
мере надобности, а избыточные для данного банка резервные фонды обращаются на
кредитном рынке страны. Средства на счетах резерва одновременно используются
для межбанковских коммуникаций денег.
Следует отметить, что Ассоциация
российских банков обращалась с просьбой к Центральному банку России изменить
режим регулирования резервного фонда, сделав его более гибким, предоставив
возможность банку — владельцу фонда в необходимых случаях воспользоваться
хранящимися здесь деньгами до очередного регулирования. В ответ на это
обращение Центральный банк России сообщил, что для денежно-кредитного
регулирования и осуществления антиинфляционных мер Банком России за счет
депонирования средств коммерческими банками и другими создается фонд
обязательных резервов.
Средства этого фонда имеют
строго целевое назначение и возвращаются коммерческому банку только в случае
излишне внесенных им денежных средств либо при отзыве у него лицензии на
совершение банковских операций для осуществления расчетов по его
обязательствам. В других случаях возврат или списание средств, депонируемых в
фонде обязательных резервов, не производится.
В связи с этим предложение Ассоциации
российских банков о разрешении, использовать в экстренных случаях
средства фонда обязательных резервов для расчетов с вкладчиками и предоставления коммерческим
банкам беспроцентных ссуд под часть этих средств Центральный банк считает
неприемлемым. Такое решение носит дискуссионный характер, и в дальнейшем
представляется целесообразным его пересмотреть.
Деятельность коммерческих банков
затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан,
предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и
кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального банка осуществляет
наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.
В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость
одних непосредственно связана с устойчивостью других.
Банк России устанавливает
обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций,
ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и
статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России
имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их
деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для подготовки банковской и
финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право
также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов
исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не
подлежат разглашению без согласия банка.
Банк России публикует сводную
статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России.
Лицензирование
деятельности кредитных организаций.
Порядок
регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован
законодательством Российской Федерации, федеральными законами "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и
банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом
"Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России.
В настоящее время действующим
законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые
должны соблюдаться физическими и юридическими лицами при создании кредитных
организаций. При регистрации кредитной организации и согласовании изменений в
ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам
правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного
капитала, составу руководителей кредитных организаций и их
материально-техническому оснащению.
Учредители - юридические лица должны быть
зарегистрированы в установленном законодательством порядке, иметь устойчивое
финансовое положение и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за
последние три года, а также располагать средствами, удовлетворяющими
требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной
организации.
Для приобретения более 20% акций (долей)
кредитной организации требуется предварительное согласие Банка России.
Формирование уставного капитала за счет
иностранных инвестиций также требует разрешения Банка России.
Вклады в уставный капитал могут быть в виде
денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и здание, в
котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного
строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен превышать
20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие
годы.
Основания и порядок отказа в государственной
регистрации кредитной организации изложены в статье 16 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности".
Кредитные организации в зависимости от
спектра выполняемых операций подразделяются на банки и небанковские кредитные
организации (ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности").
Минимальный размер уставного капитала для
вновь создаваемых банков со 100-процентным участием российского капитала и
банков, имеющих долю участия иностранных инвестиций, не более 50% уставного
капитала, составляет в настоящее время 2,0 млн. ЭКЮ, для небанковских кредитных
организаций - 0,5 млн. ЭКЮ.
Для вновь создаваемых банков с долей
иностранных инвестиций в уставном капитале свыше 50% минимальный размер
уставного капитала составляет 5 млн. ЭКЮ.
Для получения лицензии, предусматривающей
операции со средствами в иностранной валюте, минимальный размер собственных
средств (капитала) составляет 5 млн. ЭКЮ (для небанковских кредитных
организаций - 1,25 млн. ЭКЮ).
Кредитным организациям могут быть
предоставлены следующие виды лицензий:
·
лицензия на осуществление банковских операций (за
исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в
рублях либо в рублях и иностранной валюте;
·
лицензия на привлечение во вклады средств
физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения
во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты
государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии
устойчивости их финансового положения);
·
генеральная лицензия, предоставляющая право
осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в
установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли
уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;
·
лицензия (разрешение) на осуществление операций с
драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по
согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Лицензия на право осуществления операций с
драгоценными металлами может быть выдана одновременно с лицензией на
осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения.
Уполномоченными банками на проведение
операций и сделок с природными драгоценными камнями являются банки, действующие
одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение
банковских операций и лицензией на осуществление операций с драг. металлами
(либо разрешения на совершение операций с драг. металлами(золотом, серебром)).
При наличии лицензии на проведение банковских
операций кредитная организация вправе совершать иные сделки, а также
осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными
законами.
Кредитные организации, ходатайствующие о
расширении своей деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение,
структуру, адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую
службу внутреннего контроля (внутренний аудит).
Обязательные нормативы
деятельности кредитных организаций.
В целях обеспечения устойчивости банковской
системы Центральный банк Российской Федерации разрабатывает для коммерческих
банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала,
источники ресурсов и их соотношение с активами.
В декабре 1987 г. Банк
международных расчетов, расположенный в городе Базель (Швейцария), учредил
международный комитет по определению общих принципов расчета банковского
капитала и классификации активов, их соотношений с капиталом и другими
пассивами. В состав комитета вошли представители центральных банков 12 развитых
стран мира. В следующем году комитет утвердил соответствующие международные
рекомендации.
Россия пока в работе этого
комитета не участвует. Вместе с тем Банк России при разработке
соответствующих нормативов руководствуется принципами, принятыми Базельским
комитетом. Однако содержание компонентов, участвующих в расчетах нормативов, да
и сами нормативы отражают специфику настоящего этапа эволюции российской
банковской системы. Нормативы разработаны для двух групп банков.
В первую группу входят
коммерческие банки, созданные на базе бывших государственных банков, во вторую
— не имевшие такой базы, т.е. вновь созданные банки. Надо полагать, что
подобная дифференциация была определена в первоначальный период формирования
новой банковской системы.
Действующую в 1991—1994 гг.
систему нормативов российских коммерческих банков отличали следующие моменты:
·
установление
наряду с директивными нормативами оценочных; первые обязательны для выполнения
всеми коммерческими банками, а вторые используются для анализа их деятельности
и финансового состояния;
·
дифференциация
нормативов в зависимости от типа банка;
·
распределение
всех активов по степени риска;
·
предоставление
права главным территориальным управлениям Центрального банка Российской
Федерации самостоятельно устанавливать индивидуальные экономические нормативы
коммерческим банкам, получившим Централизованные кредитные ресурсы, в том числе
для выдачи кредитов предприятиям и организациям, осуществляющим досрочный завоз
товаров в районы Крайнего Севера;
·
возможность
установления Центральным банком индивидуальных экономических нормативов для
некоторых банков — с учетом особенностей кредитования предприятий и
организаций, связанных с сезонностью производства и реализации продукции,
проведением мероприятий по конверсии, а также в связи с необходимостью
поддержать текущую деятельность предприятий общегосударственного значения.
В 1992 г. по индивидуальным
нормативам работали около 500 банков. С 1995г. дифференциация нормативов в
зависимости от типа банка и определение их в индивидуальном порядке отменены.
Установленные ЦБ РФ нормативы соответствуют основным требованиям к коммерческим
банкам в промышленно развитых странах. Это объясняется интеграцией российской
банковской системы и мировой банковской системы, что диктует необходимость
использования в отечественной практике критериев организации и регулирования
деятельности банков, принятых в странах с рыночной экономикой.
Центральный
банк Российской Федерации устанавливает методики определения собственных
средств, активов, пассивов и размеров риска по активам
для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и
союзами.
Банк России вправе устанавливать
дифференцированные нормативы и методики их расчета
по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем
изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не
позднее чем за месяц до их введения в действие.
Перечень нормативов и порядок их
расчета устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России «О порядке
регулирования деятельности кредитных организаций». В связи с введением в
действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в
кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, 1
октября 1997 года вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей
устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности
банков:
·
минимальный
размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;
·
минимальный
размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
·
норматив
достаточности капитала;
·
нормативы
ликвидности банков;
·
максимальный
размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
·
максимальный
размер крупных кредитных рисков;
·
максимальный
размер риска на одного кредитора (вкладчика);
·
максимальный
размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим
участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
·
максимальный
размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;
·
максимальный
размер вексельных обязательств банка;
·
норматив
использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других
юридических лиц.
Предельный размер неденежной
части уставного капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под
высокорисковые активы; размеры процентного, валютного и иных рисков
устанавливаются отдельными нормативными актами Банка России.
Группировка активов по
степени риска
|
Экономические
нормативы предполагают определенные пропорции между активами и пассивами
коммерческого банка. Их соблюдение призвано обеспечить оптимальные отношения
между привлеченными и размещенными ресурсами с тем, чтобы обеспечивать
соответствующий уровень ликвидности банка.
Ликвидность
коммерческого банка — это его возможность своевременно и полно обеспечивать
выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами.
Это в свою очередь определяется наличием достаточного собственного капитала
банка, оптимальным размещением и величиной средств, размещаемых по статьям
актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.
Таким образом, ликвидность
коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно
необходимого соотношения между тремя ее составляющими — собственным капиталом
банка, привлеченными и размещенными банком средствами. Здесь необходимо
постоянное управление структурными элементами этих трех категорий.
Ликвидность можно рассматривать
в статике и динамике. Ликвидность в статике состоит в способности коммерческого
банка выполнить свои обязательства перед клиентами в данный момент или через
короткий предварительно согласованный срок. Это требует, во-первых,
использования имеющихся в наличии средств и, во-вторых, оперативного изменения
состава вложений в активы в сторону повышения их ликвидности.
Ликвидность в динамике требует
постоянного планирования и прогнозирования возможности выполнить свои
обязательства за счет мобилизации собственных ресурсов и привлечения ресурсов
со стороны. Каждый банк обязан поддерживать необходимый уровень ликвидности на
конкретном отрезке времени и планировать ее состояние в перспективе.
Важное практическое значение
имеет соблюдение рекомендуемых обязательных нормативов. Для расчета как
директивных, так и оценочных нормативов активы банка корректируют исходя из
показателей их риска. Банк России рекомендовал все активы коммерческих банков
распределить на шесть групп исходя из степени риска вложений и возможной потери
части стоимости. При этом отдельным категориям и группам активов присваиваются
соответствующие поправочные коэффициенты риска, выраженные в процентах.
Например, если конкретному активу соответствует коэффициент риска 20% , то это
означает, что вероятность надежности возврата инвестированных сюда денег равна
80% первоначально выданной суммы.
Степень риска невозврата
отдельных активов представлена в Приложении 2 Как
видно из этой таблицы, в первую группу входят активы, почти полностью
исключающие возможность потерь, во вторую группу объединяются инвестиции с минимальным
риском потерь. В третьей — шестой группах представлены активы с повышенным
риском.
В этой таблице приведены
возможные проценты потерь, практически же no конкретным операциям они могут отклоняться в ту или иную
сторону. Даже просроченные ссуды во многих случаях, хотя и с задержками,
возвращаются банкам.
В
расчете некоторых нормативов используется показатель капитала банка. Понятие
капитала банка значительно шире понятия его уставного капитала.
В состав капитала коммерческого
банка входит ряд статей, в том числе уставный капитал, резервный фонд, фонды
целевого назначения, а также нераспределенная прибыль. Из суммы этих статей
исключаются деньги, инвестированные в паи, акции и перечисленные другим
юридическим лицам в порядке участия в их хозяйственной деятельности.
Центральный банк Российской
Федерации ориентирует коммерческие банки на постепенное доведение к 1999 г.
минимального уставного фонда до суммы, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ. О всех
изменениях минимального размера собственных средств (капитала) Банк России
официально объявляет не позднее чем за три года до момента введения таких
изменений.
Рост привлекаемых кредитных
ресурсов, т.е. рост обязательств банка, предопределяет адекватный рост капитала
банка, ибо он является гарантом защиты интересов индивидуальных вкладчиков и
других кредиторов.
Капитал должен быть достаточным,
чтобы обеспечить эти интересы. Абсолютная сумма капитала сама по себе не может
свидетельствовать о его достаточности, ибо это прежде всего связано с суммой
его обязательств. Поэтому ликвидность банка, когда ее источником является
капитал, определяется относительными показателями перечисленных ниже четырех из
девяти экономических нормативов (обозначения и сокращения в формулах могут
отличатся от приведенных в инструкциях ЦБ РФ). Они рассчитываются по следующим
формулам:
К К Р Р
Н-1 = –––––– ; Н-2 = ––––––
; Н-3 = –––––– ; Н-9 = –––––– ,
АВР АПР
ОВ К
где К—капитал банка;
Р —
размер риска банка, т.е. совокупная сумма обязательств заемщика банку по кредитам,
факторинговым операциям, а также 50% сумм забалансовых обязательств, выданных
банком в отношении данного заемщика, которые предусматривают исполнение в
денежной форме;
АВР —
активы банка, взвешенные с учетом степени риска (за вычетом суммы созданных
резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам 2 – 4
категорий риска (п. 3.1 инструкции №1 ЦБ РФ));
АПР —
активы группы повышенного риска;
0В — все
обязательства банка.
При этом из совокупной суммы обязательств заемщика
исключаются:
· задолженность по ссудам
под залог государственных ценных бумаг – в размере 90% суммы принятого залога;
·
задолженность
по ссудам, оформленным залоговыми обязательствами, под реальное материальное
обеспечение, свободное от залога по другим сделкам, — в размере 75% суммы
остатка;
·
задолженность
по ссудам, по которым имеются гарантии третьих лиц с известной
платежеспособностью, в том числе по ссудам, гарантированным Правительством, — в
размере 70% суммы остатка;
·
задолженность
по ссудам с застрахованным кредитным риском — в доле, пропорциональной
удельному весу страховой суммы в общей сумме выданной ссуды, уменьшенной на 20
процентных пунктов;
· задолженность
поставщиков по ссудам под залог векселей покупателя, по которым имеется
гарантия банка покупателя, — в размере 60% суммы остатка;
·
задолженность
по ссудам под залог переводных векселей, акцептованных плательщиком, по которым
имеется аваль, — в размере 50% суммы остатка; другие обязательства, возникающие
на основе операций по учету векселей, — в размере 40% суммы остатка;
·
задолженность
по ссудам под залог акций предприятий и банков, зарегистрированных на фондовой
бирже, — в размере 40% суммы остатка.
Норматив Н-1 вводит ограничения на
общую сумму активных операций с учетом степени риска и имеющегося капитала. Не
выходя за рамки этого норматива, банк может менять структуру активных операций,
ориентируясь на активы с минимальным риском и высокой доходностью. В дополнение
к нормативу Н-1 используется оценочный норматив Н-2. Он ориентирует банк
на ограничение выдачи кредитов с повышенным риском. При сравнении суммы таких
кредитов с капиталом он должен быть равен или превышать 10% суммы активов с
повышенным риском. Норматив Н-З показывает, каков минимум капитала
относительно всех привлеченных средств, абстрагируясь при этом от их размещения
по позициям активов. Этот же норматив определяет предел привлечения средств в
качестве кредитных ресурсов.
Таким образом, условием
увеличения суммы кредитных ресурсов является увеличение капитала банка.
В количественном отношении этот
показатель в России существенно не отличается от принятых за рубежом. Так,
соотношение собственных и общей суммы заемных средств установлено: в США — 1:20,
Англии — 1:20, Люксембурге — 1:33.
В некоторых странах (например,
во Франции, Германии) соблюдение соотношения собственных и общей суммы заемных
средств законом не предусматривается. Здесь ограничиваются пределы кредитных
операций и определяется соотношение их общего объема и собственных средств. В
частности, во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна
превышать более чем в 20 раз его собственные средства.
Несмотря на методические
различия определения этого показателя в разных странах, общим является его
расчет с использованием данных о собственных средствах банка как гарантии его
надежности.
Для наблюдения за деятельностью
коммерческих банков Центральный банк Российской Федерации использует наряду с
нормативами достаточности капитала группу нормативов ликвидности. Они
рассчитываются с использованием следующих формул:
КРО ЛА
ЛА ЛА АК1
Н-4 =
–––––– ; Н-5 = –––––– ; Н-6 = –––––– ; Н-7 = –––––– ; Н-8 = –––––– ,
ОС ОС АК
СОВ ОБ1
где КРО – сумма кредитов;
ОС – общая сумма расчетных,
текущих счетов, вкладов и депозитов;
ЛА – ликвидные активы. К
активам банка в ликвидной форме относятся денежные средства в кассе банка, в
пути, средства на счетах юридических и физических лиц, средства на счетах у
иностранных банков, средства на корреспондентском счете банка, приобретенные
банком государственные ценные бумаги, кредиты, выданные банком, и другие
платежи в пользу банка, подлежащие погашению в течение ближайших 30 дней;
АК – общая сумма активов
банка;
СОВ – сумма обязательств
банка по счетам до востребования. Сюда включаются остатки средств на расчетных,
текущих счетах предприятий, организаций, граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью вклады, депозиты, межбанковские кредиты с истекающим
сроком пoгaшения до 30 дней, а
также гарантии, выданные банком, со сроком их исполнения в течение ближайших 30
дней;
АК1 – активы банка со сроком
погашения более 1 года;
ОБ1 – обязательства банка со
сроком погашения более 1 года.
Норматив Н-4 показывает степень
загрузки источников, за счет которых выданы кредиты. Норматив Н-5
ориентирует на то, чтобы постоянно поддерживать минимальную готовность вернуть
деньги, т. е. выполнить свои обязательства перед клиентом. Дело в том, что
деньги клиентов, числящиеся на их pacчетных и текущих счетах, а также внесенные во вклады или
в виде депозитов как правило, использованы банком для активных операций.
Норматив Н-6 ориентирует банк на
формирование своих активов так, чтобы доля ликвидных активов в общей сумме
активов поддерживалась на должном уровне. Соблюдение норматива Н-7 обеспечивает
возможность выполнить свои обязательства, если деньги для этого потребуются в
течение ближайшего периода, т.е. в сроки от одного-двух дней до одного месяца.
В состав этих обязательств включаются не только обязательства, числящиеся на
его балансе, но и гарантийные обязательства, выданные другим банком.
Обязательства банки могут выдавать с таким расчетом. чтобы их сумма была в
пределах суммы банковского капитала.
Превышение норматива Н-7
свидетельствует о том, что банк для формирования многорискованных и
многодоходных активов использует ресурсы, которые могут быть направлены на
вложение в более доходные активы. Для соблюдения норматива Н-8 банку
необходимо поддерживать nponopцию между инвестициями на срок более 1 года и ресурсами, которые будут находиться
в его распоряжении также более 1 года.
Норматив Н-8 отражает
обстоятельство, при котором банк первой группы может иметь задолженность по
долгосрочным ссудам, в 1,5 раза превышающим его ресурсы, со сроком погашения
более 1 года.
Практика показывает, что
норматив Н-8 у большинства российских банков значительно ниже утвержденного
Банком России. Это следствие недоиспользования потенциала долгосрочного
инвестирования.
Проблемы расширения банками
долгосрочных инвестиций приобрели в условиях укрепления рыночных отношений
актуальное значение, однако, как свидетельствует норматив Н-8, банки не
проявляют активности в корректировке инвестиционного портфеля в сторону
долгосрочных инвестиций.
Сокращение инвестиций усиливает
кризисные явления в отраслях, ориентированных прежде всего на внутренний рынок.
Сокращается выпуск товаров широкого потребления. Очевидно, Центральному банку
Российской Федерации совместно с Правительством России целесообразно
дополнительно применить соответствующие стимулы.
Например, исключить из базы для
расчета резервов сумму ресурсов, используемых для долгосрочных инвестиций, или
же уменьшить абсолютную сумму резервирования на сумму, определяемую как доля
долгосрочного кредита. Возможно исключение из базы по расчету налога на прибыль
суммы маржи по долгосрочным операциям.
Норматив Н-9. Этот норматив ранее
предусматривал, что риск на одного заемщика не может, как правило, превышать
определенный процент от собственных средств банка. Если этот лимит превышен, то
риск считается крупным.
До 1995 г. максимальный размер
крупного риска был равен размеру капитала банка. Начиная с 1995 г., крупным
кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу
одного клиента в размере свыше 5% собственных средств банка. Максимальный размер
крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной
величины крупных рисков и собственных средств банка. Он не может превышать 25%
капитала банка.
Банк России ведет реестр крупных
кредитных рисков. Однако обратной информации для коммерческих банков он не
дает, что является большим недостатком при контроле за риском.
Каждая выдача крупного кредита
должна быть экономически обоснована и осуществляться по решению правления или
кредитного комитета банка.
Банк в своей деятельности по
кредитованию заемщиков не должен ориентироваться на относительно небольшую
группу предприятий и организаций, поскольку предоставление ссуд в крупных
суммах нескольким заемщикам включает в себя большой риск, который в случае
невозврата ссуды не только снизит уровень
ликвидности, но может повлечь за собой банкротство банка. Выше рассмотрены
крупные риски, когда банк выступает в качестве кредитеpa. Но банк также может являться
заемщиком, когда кредитором выступают другие лица.
Изъятие их вкладов также может
оказать существенное влияние на ликвидность коммерческого банка, поэтому Банк
России регламентирует также максимальный размер риска на одного кредитора
(вкладчика). Он устанавливается как процентное соотношение величины вклада или
полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам
одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств
банка.
Ежемесячный расчет экономических
нормативов вместе с балансом представляются в территориальные управления
Центрального банка России контроля и надзора за деятельностью банка.
В случае неоднократных нарушений
применяются санкции. Ко всем банкам, допустившим неоднократные нарушения
экономических нормативов, Главными yправлениями ЦБ РФ применяются санкции в виде повышения отчислений
в фонд обязательных резервов.
Банк России осуществляет надзор
за деятельностью коммерческих банков с целью своевременного выявления и
предотвращения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и других кредиторов,
влияющих отрицательно на стабильность банков. Для выполнения своих функций в
области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и
их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушений,
представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской
Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных
недостатков и взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера
минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций
на срок до шести месяцев.
При невыполнении в установленный
Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти
нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам
кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с
коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто
применяемая санкция).
По требованию Банка России
коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в
том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы
коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право
потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка;
утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов
ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских
операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.
Когда руководство коммерческого
банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим
законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или
же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости,
Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению
банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации и ее рабочих
групп привлекаются высококвалифицированные работники Банка России. С момента
назначения временной администрации полномочия правления банка
приостанавливаются и переходят к временной администрации.
Задачей временной администрации
являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его
кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание
работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение
выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению
банка.
Если
руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная
администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций,
Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации
временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о
возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.
Деятельность временной
администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или
представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о
невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока
деятельности временной администрации либо после вынесения определения
арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.
Как крайнюю меру Центральный банк России
применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях
коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с
другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.
Заключение
В этой работе была сделана
попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку
он одновременно является органом государственного управления специальной
компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
Главной особенностью правового
положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его
административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и
той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Административные функции можно
условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением)
и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов
коммерческих банков.
В рамках этих двух полномочий
Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция
непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского
оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности
Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает
указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и
целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о
регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления
банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых,
устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные
акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный
контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к
банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, явственно
вырисовывается монопольный характер управления кредитной системой Центральным
Банком РФ. Возникает опасность, что централизация всей полноты власти у одного
института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к
регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной
системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в
вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей
структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические
принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не
изменяется.
Учитывая вышесказанное, можно
предположить, что путь дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы
России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ
между различными институтами.
Список
литературы:
1. «Банковское дело. Справочное пособие».
Под ред. Бабичевой Ю.Н., Москва, «Экономика», 1992 г.
2. Илларионов А.Н. «Подводя итоги минувшего года (о политике правительства
и ЦБ РФ в 1995 году)», Бизнес и банки. 1996 г. № 1.
3.
Л.Г. Ефимова.
«Банковское право», Москва, «БЕК», 1994 г.
4.
Усоскин В.М.
«Современный коммерческий банк: управление и операции», М., «Вазар-Ферро»,1994
г.
5.
Ю.М. Букато, В.Г.
Львов. «Банки и банковские операции в России», М., 1996 г.
6.
Парамонова Т.В. «Банк
России: взгляд в будущее», «Экономика и Жизнь» №9, 1995 г.
7.
Нормативные
документы:
·
Конституция
Российской Федерации;
·
Гражданский Кодекс
Российской Федерации;
·
Закон Российской
Федерации «О банках и банковской деятельности»;
·
Федеральный закон «О
Центральном Банке Российской Федерации (Банке России);
·
Закон Российской
Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»;
·
Инструкция Банка
России №1 от 1.10.1997г. «О порядке регулирования деятельности банков» (новая
редакция Инструкции №1 от 30.01.96 «О порядке регулирования деятельности
кредитных организаций»).
8.
Официальный сервер
Банка России в Интернете ( http://www.cbr.ru/ ).
Приложения
Страницы: 1, 2, 3
|