Банковская система. Регулирование экономики
Банковская система. Регулирование экономики
Содержание
Введение История развития
банковского дела. 2
Банки
и банковская система. 9
Современные
представления о сущности банка. 9
Глава1.
Современная банковская система: сущность и структура.. 10
Пассивные,
активные и комиссионные операции банков. 18
Глава2.
Роль банковской системы в рыночной экономике 19
Центральный
банк и кредитное регулирование. 19
Сущность
и функции центральных банков. 19
Кредитная
система и государственное регулирование. 22
Регулирование
и дерегулирование. Официальное регулирование. 22
Кредитная
система как субъект регулирования. 29
Центральные
банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических
государствах. 30
Независимость
центральных банков. 30
Банкнотная
и безналичная эмиссии. 33
Банковское
регулирование. 35
Коммерческие
банки: сущность и функции.. 38
Пример
регулирования рынка государственной банковской системой.. 40
Глава3.
Банковская система России на современном этапе развития.. 41
Банки –
стимулятор рыночных отношений в России.. 41
Основные
цели и принципы деятельности Банка России 45
Основные
цели денежно-кредитной политики Банка России и принципы регулирования
банковской сферы 48
Основная
цель Банка России при проведении денежно-кредитной политики 48
Заключение….……………………………………………………………………..48
Литература………….……………………………………………………………..50
Введение
Термин
“банк” происходит от итальянского слова “банко”, что означает лавка, скамья или
конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.
С
древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься
посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением
монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.
Во
многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских
банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные
обязательства и под залог различных ценностей. Историки отмечали, что в 8 в. до
н. э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и
даже выпускал банковские билеты. Выделялась деятельность банкирского дома
Игиби, игравшего роль вавилонского “Ротшильда”. Операции дома Игиби были весьма
разнообразны : им производились на комиссионных началах покупки, продажи и
платежи за счет клиентов, принимались денежные вклады, клиентам предоставлялся
кредит, за что кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей
должника, выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве
поручителя по сделкам. Вавилонскому предку современных банкиров не чуждо было
участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве финансирующего
вкладчика.
Наконец,
есть указание еще на одну функцию, исполнявшуюся банкиром Игиби – роль
советчика и доверенного лица при составлении разного рода актов и сделок. Кроме
того, в Вавилоне зародились ростовщичество и меняльное дело.
Наряду
с частными банкирами крупные денежные операции вели и храмы. В основном они
занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам
долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты. Есть сведения о
городском займе, реализованном Делосским храмом, на пять лет из расчета 10%
годовых.
Во
времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее
характерными были натуральные займы, например, в Греции под аренду земли.
Банковское
дело в древнем Египте находилось в ведении государства. По сохранившимся
сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальной функции, осуществляли
следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и
ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В
папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве
советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.
В
античный Рим банковское дело было “завезено” из Греции. Как и в Афинах, римские
банкиры также имели свои заведения на форуме.
В
Англии, ставшей в 17 в. самой передовой индустриальной страной, первыми
банкирами были, как правило, золотых дел мастера. Вскоре после того, как
началось использование в сделках золота, стало очевидным, что как покупателям,
так и торговцам неудобно и небезопасно каждый раз при заключении сделок
перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото. Поэтому вошло в правило
отдавать золото на хранение золотых дел мастерам, которые имели подвалы или
специальные кладовые и могли за плату предоставить их. Получив золотой вклад,
золотых дел мастер выдавал вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться
на квитанции золотых дел мастеров. Квитанции, таким образом, превратились в
раннюю форму бумажных денег.
Бумажные
деньги (квитанции), находившиеся в обращении, полностью обеспечивались золотом.
Видя готовность людей принимать квитанции в качестве бумажных денег, золотых
дел мастера начали осознавать, что хранимое ими золото редко востребуется,
поэтому количество еженедельно и ежемесячно вкладываемого золота превышало
количество изымаемого. Затем какому-то сообразительному золотых дел мастеру пришла
в голову идея, что выпуск бумажных денег может превышать количество имеющегося
золота. Он стал направлять эти избыточные бумажные деньги в обращение, давая
под процент ссуды торговцам, производителям и потребителям. Так зародилась
банковская система частичных резервов. Если, например, золотых дел мастер давал
в ссуду сумму, равную количеству находящегося на хранении золота, то общая стоимость
денег вдвое превышала стоимость золота, и резервы составляли 50% стоимости
выпущенных бумажных денег.
Корни
российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв). Уже в то время
осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались
кредиты под залог и т.д.
До
1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками
и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые
– промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали
фондовые биржи.
После
отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан
Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг.
кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки,
общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного
кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
Ведущая
роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам.
Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли
кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав
учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка
(Крестьянский поземельный и Дворянский поземельный), 10 акционерных земельных
банков, 36 губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли
преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам.
Губернские и особенно городские кредитные общества выдавали ссуды под залог
земли и городской недвижимости.
Развитие
кредитной кооперации в России было тесно связано с появлением кулачества.
Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады
для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов,
выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г.
действовало 115 фондовых бирж. Самой крупной была Петербургская.
В
1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы
частных банков, которые перешли в государственную собственность, образовалась
государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных
банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, ликвидированы
ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую
буржуазию, запрещены операции с ценными бумагами.
Кредитная
кооперация не была национализирована. Исключение составил обслуживающий ее
Московский народный (кооперативный) банк, который был национализирован, а его
правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного
банка РСФСР.
В
результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих
принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные
учреждения принадлежали государству), слияние всех кредитных учреждений в
единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках всего денежного
оборота страны.
До
Октябрьской революции кредитная система России состояла из четырех уровней:
центральный банк; система коммерческих и земельных банков; страховые компании;
ряд специализированных институтов. В период НЭПа вместе с развитием товарных
отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции
и гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только
двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной
сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков,
сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита,
сберегательными кассами.
В
30-е годы произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали
ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу остался лишь один
уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли.
Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические
потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в
ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система
“подгонялась” под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев
экономической основы.
Результатом
подобной реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы
(оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита.
Банковская система была органически встроена в командно-административную модель
управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у
правительства и прежде всего у министра финансов.
Вместо
разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки
кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования
отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на
административную систему управления.
Основными
недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:
o отсутствие
вексельного обращения;
o выполнение
банками по существу роли второго госбюджета;
o списание
долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
o операции
по перекредитованию всех сфер хозяйства;
o потеря
банковской специализации;
o монополизм,
обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
o низкий
уровень процентных ставок;
o слабый
контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;
o неконтролируемая
эмиссия кредитных и банковских денег.
Реорганизация
банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер.
Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую
банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк,
Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк,
остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация
1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов: банки продолжали
базироваться на прежней единой форме собственности – государственной;
сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов; реформа
проводилась в отсутствии новых экономических механизмов; не существовало выбора
кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;
продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;
банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую
ликвидность; не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата; возникла
“банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов; реорганизация не
затронула деятельность страховых учреждений – важных кредитных источников.
Представляется,
что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных
расчетов и сужение специализации банковской деятельности.
Таким
образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к
потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную
одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной
системы и ее приближения к структуре западных стран.
Деятельность
банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность
оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми
разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и
кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного
хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых
случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения
осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ,
ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Словом, создается
впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его
деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие
учреждения.
К
раскрытию сути банка можно подойти с двух сторон: с юридической и
экономической. В первом случае исходное значение приобретает понятие
“банковские операции”. В их перечень включаются такие, которые в соответствии с
законодательством относятся исключительно к банковской деятельности. Сюда
относят: операции по приему денег во вклады, предоставлению различных видов
кредита, покупке векселей и чеков, комиссионные операции с ценными бумагами,
операции с ценностями, приобретение обязательств по ссудам до наступления срока
платежа, проведение безналичных платежей и расчетное обслуживание.
При
всей важности юридического аспекта проблема сущности банка, однако, остается
открытой. Вскрытие сущности – это не только соотнесение деятельности банка с
законом. Не юридический закон определяет сущность банка как такового, не
операции, ему дозволенные, а экономическая сторона дела, природа банка, дающая
ему законодательное право осуществлять соответствующие сделки. Не случайно в
закон попадают такие операции, которые выполняют другие учреждения. Сомнительно
поэтому, что чисто банковскими считаются такие из них, как операции инвестиционных
обществ, приобретение обязательств по поручительствам и гарантиям,
консультационные и другие услуги.
Банк
– это автономное, независимое, коммерческое предприятие. В этом главное в
понимании его сущности. Конечно, банк – это не завод, не фабрика, но у него,
как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка является прежде
всего формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные
услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций,
управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.
В
условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство
дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют
деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению
банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся
конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число
основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.
Банк
– финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные
средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов
(займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между
предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное
обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.[1]
Банковская
система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных
учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает
Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.
Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику,
является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды
банковских операций.[2]
В
странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские
системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком.
На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на
универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные
банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки,
внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты
(инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные
фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).[3]
Центральный
(эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству.
Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия,
Швейцария) или владеет частично (Бельгия – 50%, Япония – 55%), центральный банк
выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает
монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот – основной
составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные
резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и
валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным
долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.
По
своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка
банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих
банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве
“кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов
денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через
специальные расчетные палаты.
Коммерческие
банки – основное звено кредитной системы. Они выполняют
практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями
коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное
кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между
ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить
прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать
систему кредитования населения (потребительского кредита).
Коммерческие
банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по
способу формирования уставного капитала ( с участием государства, иностранного
капитала и др. ), по специализации, по территории деятельности, видам
совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные
( уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли )
и привлеченные ( средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады
граждан и т.д. ).
Инвестиционные
операции коммерческих банков связанны в основном с куплей-продажей ценных бумаг
правительства и местных органов власти. После кризиса 1929-1933 гг. в США,
Франции, Великобритании, в ряде других стран коммерческим банкам запрещено
участвовать в выпуске и покупке ценных бумаг частных предприятий небанковского
сектора. Этот запрет в настоящее время преодолевается путем открытия банком
трастовых отделов и учреждения трастовых компаний, управляющих имуществом
клиентов по доверенности (в США 2/3 этого имущества представлено ценными
бумагами корпораций).
Коммерческие
банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются
факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют
в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).
Инвестиционные
банки (в Великобритании – эмиссионные
дома, во Франции – деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных
операциях. По поручению предприятий о государства, нуждающихся в долгосрочных
вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут
на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а
также обязанности о их размещению и организации вторичного обращения.
Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и
продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты,
предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных
банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их
информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.
Сберегательные
банки ( в США – взаимосберегательные банки , в ФРГ –
сберегательные кассы) – это, как правило, небольшие кредитные учреждения
местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно
контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции
сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие
счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом,
банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг.
Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
Ипотечные
банки – учреждения, предоставляющие долгосрочный
кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции
этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.
Ипотечный
кредит – это долгосрочная ссуда, выдаваемая ипотечными, коммерческими банками,
страховыми и строительными обществами и другими финансово-кредитными
учреждениями под залог земли и строений производственного и жилого назначения.
Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в
жилищном и других видах строительства. В результате увеличивается размер
производительно используемого капитала.
Коммерческими
банками, фирмами – поставщиками оборудования, финансовыми компаниями
предоставляются кредиты промышленно-торговым корпорациям под залог машин и оборудования.
В этом случае сумма ипотечного кредита ниже рыночной стоимости закладываемого
оборудования и других активов корпораций. Кроме того, размеры ипотечного
кредита уменьшаются в зависимости от степени износа закладываемого
оборудования.
Процентные
ставки по ипотечному кредиту определяются спросом и предложением и
дифференцируются в зависимости от финансового положения заемщика.
Ипотечный
кредит широко распространен в странах с рыночной экономикой. Ссуды выделяются
на жилищное и производственное строительство под высокий процент (10-20%).
Банки
потребительского кредита – тип банков, которые
функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и
выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров
длительного пользования и т.д.
Главную
роль в банковском деле играют банковские группы, в составе которых выделяются
головная компания (крупный банк – холдинг), филиалы (дочерние общества), а
также представительства, агентства, отделения.
Банковский
холдинг представляет собой держательскую (холдинговую)
компанию, владеющую пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и
осуществляющую операции с этими ценными бумагами. Помимо чистых холдингов,
занимающихся только указанными операциями , существуют смешанные холдинги,
которые, кроме того, ведут предпринимательскую деятельность в различных сферах
экономики. В этом случае холдинг создается, как правило, в связи с основанием
головной компанией дочерних производственных фирм. Холдинговые компании могут
иметь сложную структуру, когда головной холдинг контролирует через систему
участий, т.е. через владение акциями, дочерние компании-холдинги, в свою
очередь, являющиеся держателями акций различных фирм. Материнская (головная)
холдинговая компания получает прибыль за счет дивидендов на контролируемые ею
акции дочерних компаний, а также в некоторых случаях за счет перевода части
прибыли дочерних компаний на основе специальных соглашений. Холдинг, обычно,
выступает в качестве собственника контрольного пакета акций, что позволяет ему
оказывать решающее влияние на функционирование подконтрольных компаний. Как
правило, холдинги могут иметь различные правовые формы: обществ с ограниченной
ответственностью, товариществ, компаний, акционерных обществ. Наиболее
распространены холдинги, организованные как акционерные общества (в том числе и
с участием государства).
Особенностью
банковских групп является наличие в их составе филиалов. Банковский филиал
выступает как юридическое лицо, регистрируется в местных органах власти и считается
резидентом страны требования, имеет самостоятельный баланс. Он может выполнять
все те же операции, что и банк-учредитель, но может быть и специализированным.
Крупные банки часто основывают филиалы, занимающиеся факторингом, лизингом,
консультациями. Пользуясь юридической независимостью филиалов, коммерческие
банки осуществляют через них запрещенные сделки с ценными бумагами компаний небанковского
сектора.
В
отличие от филиала представительство, агентство и отделение юридическими лицами
не являются и не имеют самостоятельного баланса. Представительство занимается
лишь сбором информации, поиском клиентов и рекламой. Коммерческая деятельность
представительствам запрещена. Агентство уполномочено осуществлять активные
банковские операции (кредитные и инвестиционные), расчетное обслуживание.
Однако эти операции оно проводит за счет банка-учредителя, так как само
агентство не имеет права принимать вклады и, следовательно, не располагает
собственной ресурсной базой. Отделение, в отличие от агентства, проводит как
активные, так и пассивные операции. Перечень их может совпадать с перечнем
операций банка-учредителя или ограничиваться какой-то его частью.
Банки
по характеру собственности делятся на: частные, кооперативные, муниципальные
(коммунальные), государственные, смешанные, созданные с участием государства.[4]
В
банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно
вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными
конкурентами , другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически
попадают под власть более сильных конкурентов. Происходит слияние, “сплетение”
банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры,
возрастает объем операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие
банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих
прибыльного применения.
Конкуренция
наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами
банковского капитала. У последних все более усиливается стремление к
монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные финансовые
операции – размещение государственных займов, организация крупных акционерных
обществ – все чаще осуществляются не каким-либо отдельным банком, а при помощи
соглашения между несколькими ведущими банками.
Централизация
банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие
банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские
объединения – это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском
деле.
Существуют
несколько форм банковских объединений.[5]
Банковские
картели – это соглашения, ограничивающие самостоятельность
отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и
установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной
политики и т.п.
Банковские
синдикаты, или консорциумы – соглашения между
несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.
Банковские
тресты – это объединения, возникающие путем полного
слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков
и осуществляется единое управление ими.
Банковские
концерны – это объединение многих банков, формально сохраняющих
самостоятельность , но находящихся под финансовым контролем одного крупного
банка, скупившего контрольные пакеты их акций.
В
конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими.
Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как
вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые
банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно
обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих
городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по
ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих
операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за
выполнение для них расчетных и кредитных операций, что, естественно, привлекает
клиентуру. Превосходство крупных банков еще более усиливается из-за широкого
применения компьютеров и другой вычислительной техники.
В
борьбе с банками-аутсайдерами банковские объединения прибегают к различным
методам конкурентной борьбы: с помощью рекламы, путем открытия своих филиалов в
районе деятельности аутсайдеров и переманивания клиентов посредством
предоставления им тех или иных льгот. Борьба за клиентуру ведется и между
самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить
клиентов у других крупных банков.
Между
банковскими объединениями ведется также борьба за контроль над предприятиями, в
которых они участвуют. Если, например, акциями промышленной компании владеют
несколько крупных банков, то каждый из них стремится продвинуть на руководящие
посты в этой компании своих представителей, чтобы оказывать наибольшее
влияние, а следовательно, получать наибольшие выгоды для ведения
денежно-кредитных операций.
В
деятельности банков выделяют следующие виды операций: пассивные, активные и
комиссионные, включающие посреднические операции.
При
помощи пассивных операций банки аккумулируют необходимые для своего
функционирования денежные средства – собственные, привлеченные и эмитированные.
Источником собственных средств являются: взносы учредителей (долгосрочная
ссуда); выручка от продажи акций и облигаций; отчисления от текущей прибыли в
резервный фонд; нераспределенная прибыль. Привлеченные и эмитированные средства
образуются банками за счет вкладов клиентов на текущие, срочные и
сберегательные счета, а также в результате эмиссии кредитных денег. Важную роль
в привлечении денежных средств играют межбанковские ссуды, учет и переучет
векселей.
Собственные
средства составляют малую часть фондов, которыми располагают банки. Обычно у
крупных банков доля собственных средств не превышает 10%, причем, чем крупнее
банк, тем меньше удельный вес его собственного капитала в сравнении с
привлеченным.
Активные
операции направлены на использование образованного денежного фонда с целью
получения прибыли. Они подразделяются на кредитные и инвестиционные. В свою
очередь, кредитные операции классифицируются по:
o
признаку срочности – на ссуды до востребования
(онкольные), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет),
долгосрочные (свыше 5 лет);
o
характеру обеспечения – на учет векселей, ссуды
под залог векселей (вексельные), под залог товаров и товарных документов
(подтоварные), недвижимости (ипотечные), ценных бумаг (фондовые и без
обеспечения (бланковые)).
В
зависимости от способа погашения выделяют ссуды с единовременным погашением и с
возвратом в рассрочку. Выплаты процента производятся сразу при выдаче ссуды, по
частям на притяжении всего срока либо в момент погашения. Наряду с кредитом,
имеющим фиксированную ставку процента, получил развитие средне- и долгосрочный
кредит с плавающей процентной ставкой. Ссуды классифицируются также по типу
заемщика: ссуды предпринимателям, государству, населению, посредникам фондовой
биржи, банкам.
Комиссионные
операции выполняются банками по поручению клиентов за определенную плату
(комиссию). К таким операциям относятся расчеты, гарантии, торговые сделки,
операции с валютой, инкассирование векселей и чеков, прием на хранение ценных
бумаг.
Посреднические
операции, тесно переплетаясь с кредитными, породили такую комплексную форму
банковского обслуживания, как факторинг; кроме того, значительное развитие
получил лизинг.
Факторинг
– перепродажа права на взыскание долгов; коммерческие операции по доверенности;
услуга, связанная с получением денег за продажу в кредит.[6]
Лизинг
– форма долгосрочного договора аренды.[7]
На
ранней стадии развития капитализма банки верхнего уровня назывались
эмиссионными. Однако к настоящему времени их функции значительно расширились,
поэтому в теории и на практике стало употребляться понятие центральный банк.
Его
основными функциями являются:[8]
1)
денежно-кредитное регулирование экономики;
2)
эмиссия кредитных денег;
3)
контроль за деятельностью кредитных учреждений;
4)
аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
5)
кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
6)
кредитно-расчетное обслуживание правительства;
7)
хранение официальных золотовалютных резервов;
Главной
функцией центрального банка является кредитное регулирование. Как оно должно
осуществляться?
Для
ответа на этот вопрос можно обратиться к опыту стран с развитой двухуровневой
банковской системой. Центральные банки на Западе, помимо административных
методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков,
проведение инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности
и т.д.), располагают и экономическим инструментарием для регулирования
банковской сферы, основными составляющими которого являются: политика
минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.
Политика
минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после
второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих
капиталистических стран. Минимальные резервы – это вклады коммерческих банков в
центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в
определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика
резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков.
Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью
направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств
вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется
неплатежеспособным. Чтобы этого не произошло, ЦБ берет на себя функцию
аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая
функция подобного резервирования заключается в том, что изменяя процент
резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков,
которые последние могут направить в производство. В период бума для его
"охлаждения" ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса –
наоборот. Повышение нормы резерва на 1 – 2 процентных пункта – действенное
средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных
резервов дифференцируется. Например, в США в 1972 – 1976 гг. она варьировалась
в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%.[9] В ФРГ максимальная высшая
граница резервного обязательства, равная 30%, установлена для бессрочных
вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически
ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20%, а по
сберегательным – 10%. Средняя же резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ
в августе 1984 г. составляла 6%.[10]
Другой
инструмент кредитного регулирования – политика открытого рынка. Впервые она
начала проводиться в США в 20-х годах. В период высокой конъюнктуры центральный
банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них
ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот,
центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и
ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои
ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг
и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может
осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих
банков.
Еще
одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика
учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые
центральный банк предоставляет коммерческим банкам. За получение этих кредитов
коммерческие банки должны платить. Коммерческие банки предоставляют ЦБ
платежные обязательства – векселя. Это могут быть как собственные векселя
банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает,
учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу.
Если вексель предусматривает обязательство уплаты в 1000 долл., то ЦБ покупает
его, например, за 950 долл. Тогда учетная ставка составит 5%. Средства, полученные
от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита –
процентная ставка – должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут
убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию
кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует
уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом,
манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в
производство.
Страницы: 1, 2
|