Банковская система
Первой задачей
Немецкого федерального Банка в соответствии с Законом о НФБ является
регулирование денежного обращения и кредита в стране, обеспечение платежного
оборота в стране и с заграницей. Вторая задача, выполнение которой ставится в
зависимость от решения первой, ¾ поддержание общей экономической политики правительства ФРГ.
Для
осуществления воздействия на денежное обращение и состояние кредита НФБ
использует как валютные полномочия, предоставленные ему законом, так и
коммерческую политику, реализуемую через систему разнообразных банковских
сделок.
НФБ вправе
издавать обязательные для кредитных учреждений приказы и запрещения. В этом
направлении особую роль играет политика минимальных резервов. Для оказания
воздействия на денежное обращение и кредитование НФБ может требовать, чтобы
кредитные учреждения обеспечивали определенный процент своих обязательств перед
клиентурой помещением денежных средств на таро-счет в НФБ.
Коммерческая
политика Центрального банка ФРГ многопланова и имеет различные конкретные
проявления:
· политика открытого рынка,
· валютная политика,
· политика рефинансирования,
· дисконтная политика,
· ломбардная политика.
Политика
открытого рынка осуществляется НФБ на рынке ценных бумаг. Немецкий федеральный
банк может для регулирования денежного рынка покупать и продавать:
– векселя;
–
казначейские векселя и казначейские чеки, которые являются имуществом федерации
или земли;
– облигации,
должниками по которым являются федерация, учреждения федерации и земель;
– прочие
облигации, допущенные к официальной биржевой торговле.
Продавая или
покупая ценные бумаги на финансовом рынке, НФБ влияет на наличие денег в
обращении, а также на степень платежеспособности кредитных учреждений. Если на
денежном рынке наблюдается повышенный спрос. НФБ скупает ценные бумаги и тем
самым в оборот поступают дополнительные денежные ресурсы. Продажу ценных бумаг
НФБ производит при наличии повышенного предложения на денежном рынке. Этим
достигается высокий уровень платежеспособности в коммерческой банковской
деятельности.
Существенное
значение в работе НФБ имеет дисконтная (учетная) политика. Гибкое применение
учетной ставки дает возможность привлечения нового количества денег в оборот из
банковской системы. Действует механизм рефинансирования. При неблагоприятных
экономических процессах в период накопления денег и массового денежного спроса
НФБ снижает учетную ставку и таким образом создает более выгодные условия для
рефинансирования коммерческих банков. Одновременно снижаются процентные ставки
по кредитам, делая их более дешевыми и доступными для развития экономики. В
дальнейшем это приводит к росту спроса на кредиты, увеличению инвестиций в
экономику.
Весьма
эффективным средством поддержания платежеспособности и регулирования
рентабельности банковской системы ФРГ является ломбардная политика НФБ.
Ломбардная политика заключается в готовности НФБ предоставить коммерческим
банкам кредиты под залог различных ценностей. Под залог векселей
предоставляется заем в сумме не более девяти десятых номинала векселя. В таком
же размере предоставляется заем под залог казначейских векселей. Заем может
быть предоставлен под залог обязательств, которые выпущены федерацией или
некоторыми центральными учреждениями (федеральными железными дорогами,
федеральной почтой и др.) или одной из земель. В этих случаях размер займа не
может превышать трех четвертей от курсовой стоимости закладываемых облигаций.
Существуют и другие объекты залога в виде ценных бумаг, имеющих
публично-правовой характер.
Ломбардная
политика НФБ проводится через регулирование ломбардной ставки и установление
ломбардных контингентов. Ломбардные контингенты ¾ возможный объем займов,
предоставляемых кредитным учреждениям (в том числе главным образом коммерческим
банкам).
Банк
России. Уставный капитал и
имущество БР являются федеральной собственностью. Банк России использует их на
правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои
расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется.
Банк России
имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли
резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для
осуществления им своих функций.
БР, как и
большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является
юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на
четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая
обязательные нормативные акты. Следовательно, сегодня правовое положение и
фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны
практически не отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее
развитых; незначительные отклонения могут лишь быть объяснены путем
исторического развития банковских систем.
Высшим органом
Банка России является Совет директоров ¾ коллегиальный орган, определяющий
основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и
управление Банком России.
Председатель
Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре
года большинством голосов от общего числа депутатов, кандидатуру для
назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент
Российской Федерации.
В систему
Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения,
расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные
заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе
подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые
для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик
являются территориальными учреждениями Банка России.
Главная цель
банковского регулирования и надзора ¾ поддержание стабильности банковской
системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России
осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями
банковского законодательства, в целях обеспечения устойчивости кредитных
организаций ЦБ может устанавливать им обязательные нормативы:
1)
минимальный
размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный
размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
2)
предельный
размер неденежной части уставного капитала;
3)
максимальный
размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
4)
максимальный
размер крупных кредитных рисков (не может превышать 25% собственных средств
кредитной организации);
5)
максимальный
размер риска на одного кредитора (вкладчика);
6)
нормативы
ликвидности кредитной организации;
7)
нормативы
достаточности капитала (предельное соотношение общей суммы собственных средств
кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска);
8)
максимальный
размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
9)
размеры
валютного, процентного и иных рисков;
10)минимальный размер резервов,
создаваемых под высокорисковые активы;
11)нормативы использования собственных
средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
12)максимальный размер кредитов,
гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Не может превышать 20% собственных средств банка.
Проверки КБ
могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями
Банка России или по его поручению ¾ аудиторскими фирмами.
Таким образом,
Банк России имеет аналогичный, а во некоторых случаях даже более широкий, чем в
ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования банковской сферы.
Остановимся
более подробно на целях и функциях Банка России, операциях которые он выполняет
для упорядочивания денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики.
Так, основными
целями деятельности Банка России являются:
·
защита и
обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и
курса по отношению к иностранным валютам;
·
развитие
и укрепление банковской системы Российской Федерации;
·
обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получение
прибыли не является целью деятельности Банка России.
К функциям же
центрального банка РФ относятся следующие:
1)
во
взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и
обеспечение устойчивости рубля;
2)
монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3)
является
кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему
рефинансирования;
4)
устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5)
устанавливает
правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы;
6)
осуществляет
государственную регистрацию кредитных организаций;
7)
выдает и
отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их
аудитом;
8)
осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций;
9)
регистрирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными
законами;
10)осуществляет самостоятельно или по
поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций,
необходимых для выполнения основных задач Банка России;
11)осуществляет валютное регулирование,
включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
12)определяет порядок осуществления
расчетов с иностранными государствами;
13)организует и осуществляет валютный
контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
14)принимает участие в разработке
прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление
платежного баланса РФ;
15)в целях осуществления указанных
функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской
Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений;
16)публикует соответствующие материалы
и статистические данные.
Для
достижения установленных ему целей Банк России имеет право осуществлять с
российскими и иностранными кредитными организациями следующие операции:
1)
предоставлять
кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и
другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном
бюджете;
2)
покупать
и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное
происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
3)
покупать
и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4)
покупать
и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со
сроками погашения не более одного года;
5)
покупать
и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства
в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными
организациями;
6)
покупать,
хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7)
проводить
расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление
ценные бумаги и иные ценности;
8)
выдавать
гарантии и поручительства;
9)
осуществлять
операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми
рисками;
10)открывать счета в российских и
иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и
иностранных государств;
11)выставлять чеки и векселя в любой
валюте и д.р.
При этом
обеспечением для кредитов Банка России могут выступать только:
·
золото и
другие драгоценные металлы в различной форме;
·
иностранная
валюта;
·
векселя
в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
·
государственные
ценные бумаги.
Банкноты и
монета Банка России являются единственным законным средством платежа на
территории Российской Федерации, обязательны к приему по нарицательной
стоимости при всех видах расчетов и обеспечиваются всеми активами ЦБ.
В целях организации
денежного обращения эмиссия наличных денег, организация их обращения и
изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются
исключительно Банком России по решению Совета директоров и является одной из
его основных функций.
Кроме того,
для упорядочивания наличного денежного обращения в стране на Банк России
возлагаются также следующие функции:
¾ прогнозирование и
организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание
их резервных фондов;
¾ установление правил
хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
¾ установление признаков
платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и
монеты, а также их уничтожения;
¾ определение порядка ведения
кассовых операций для кредитных организаций.
Основными
инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:
1)
процентные
ставки по операциям Банка России;
2)
нормативы
обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств
кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных
организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно
изменены более чем на пять пунктов;
3)
операции
на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей,
государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные
операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
4)
рефинансирование
банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет
векселей);
5)
валютное
регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном
рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение
денег);
6)
установление
ориентиров роста денежной массы;
7)
прямые
количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и
проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
Банк России
использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в
целях укрепления рубля.
Основные
направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год включают следующие положения:
·
анализ
состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации;
·
основные
ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной
политики.
Регулируя международную
и внешнеэкономическую деятельность, Банк России представляет интересы
Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных
государств, а также в международных банках и иных международных
валютно-финансовых организациях.
Он также
выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и
филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитацию представительств
кредитных организаций иностранных государств на территории Российской
Федерации.
Как и другие
ЦБ развитых стран, для осуществления своей внешнеэкономической деятельности
Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.
Подводя итог,
отметим, что основные функции центральных банков ведущих мировых держав в целом
идентичны, однако в силу особой специфики реформационного периода в России
функции и полномочия центрального банка нашего государства в области
регулирования денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики и упорядочивания
денежно-кредитной системы более законодательно детализированы, создан
специальный аппарат для их осуществления.
Особо отметим,
что в отличие от некоторых западных банков, Банк России не в праве :
· предоставлять кредиты Правительству
Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита,
· покупать государственные
ценные бумаги при их первичном размещении
· ЦБ РФ не вправе предоставлять
кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
· не может участвовать в
капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных
организаций также ограничено.
Данные
положения теперь полностью законодательно урегулированы, дабы исключить
возможность инфляционного покрытия расходов государственного бюджета, которая
имела место в прошлом.
Для проверки
деятельности ЦБ в нашем государстве создана сложная многоуровневая система,
включающая контроль центрального банка со стороны Государственной Думы,
ежемесячную отчетность, внешний и внутренний аудит. За несколько лет своего
существования данная система уже оправдала свою эффективность. Новым важным
звеном в ней стало привлечение независимых международных аудиторов для
осуществления проверки отчетности Банка России, положительные результаты
которой несомненно повышают привлекательность страны для иностранных
инвесторов. Однако существует также необходимость ее постоянного
совершенствования: например, сокращение периодов между публикациями отчетности,
так как отчетность месячной давности может уже не отражать настоящего состояния
в динамичной российской экономике.
Заключение
Таким образом,
Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган
государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо,
осуществляющее хозяйственную деятельность.
Главной
особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то,
что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности
подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Административные
функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление
денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов
вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.
В рамках этих
двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е.
нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты
гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу
деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России
решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и
целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о
регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления
банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых,
устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные
акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный
контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к
банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом,
выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной
системой российское законодательство возложило только на Центральный банк
Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные
функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что
централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к
субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В
результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и
Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не
повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и
используются демократические принципы, но общее положение его в банковской
сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.
Поэтому
представляются следующие пути совершенствования и дальнейшего повышения
эффективности банковской системы России:
1. Не подлежит сомнению, что
двухуровневая структура банковской системы Российской Федерации должна быть
сохранена. Однако осуществить реформирование ее верхнего уровеня.
2. Следует ликвидировать
монополизм Центрального банка Российской Федерации по управлению банковской
системой России, реорганизовав его путем разделения на три связанных, но
самостоятельных органа управления, распределив функции центрального банка между
ними так, чтобы их согласованная деятельность исключала вариант диктата одного
из органов. То есть при формировании этих органов должен обеспечиваться принцип
разделения властей, что позволит исключить субъективизм при принятии решений.
3. Необходимо обеспечение
большей согласованности действий органов управления банковской системой и
Правительства Российской Федерации (Министерства финансов Российской
Федерации). В результате будет гарантировано проведение единой
денежно-кредитной политики государства.
4. Требуется создать
самоуправляющуюся, саморегулирующуюся банковскую систему: органы управления
банковской системой должны сами обеспечивать принятие компетентных решений и
сами проводить их в жизнь, однако оставаясь в рамках, установленных законодательством.
5. Вероятно, нецелесообразно
переподчинять банковскую систему какому-либо органу исполнительной власти
Российской Федерации, как это сделано в ряде европейских стран. Вместе с тем и
высший законодательный орган государства не в состоянии в силу своей природы
выполнять функции управления банковской системой. Однако общий контроль за ее
деятельностью (в форме отчетов парламенту, назначения Председателя Банка России
и др.) необходимо оставить в его компетенции.
Другими
словами, законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно
полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России,
однако в свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ развитых
иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для
продолжения усовершенствования банковской системы.
5. Коммерческие Банки.
Термин
"Коммерческий банк возник на ранних этапах развития банковского дела,
когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные
операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали
транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом. С
развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному
кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного
капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д.
Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала
использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря,
термин "коммерческий банк" утратил свой смысл. Он обозначает
"деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех
видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.
Банковская
система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного
производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось.
При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно
повышают общую эффективность производства.
Коммерческие
банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название
финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и
другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной
деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим
агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые
требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так,
принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство -
депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс
создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества.
Виды
коммерческих банков
Помимо прочего
банки разделяют по сфере деятельности :
Инвестиционные банки (в Великобритании - эмиссионные
дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных
операциях. По поручению предприятий о государства, нуждающихся в долгосрочных
вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут
на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а
также обязанности о их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения
этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая
их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют
покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах
кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и
учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.
Сберегательные банки ( в США -
взаимосберегательные банки , в ФРГ - сберегательные кассы) - это, как правило,
небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в
национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и
принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием
вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены
потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и
государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные
карточки.
Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие
долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений).
Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.
Ипотечный кредит - это долгосрочная
ссуда, выдаваемая ипотечными, коммерческими банками, страховыми и строительными
обществами и другими финансово-кредитными учреждениями под залог земли и
строений производственного и жилого назначения. Ипотечный кредит применяется
главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других видах
строительства. В результате увеличивается размер производительно используемого
капитала.
Коммерческими банками, фирмами -
поставщиками оборудования, финансовыми компаниями предоставляются кредиты
промышленно-торговым корпорациям под залог машин и оборудования. В этом случае
сумма ипотечного кредита ниже рыночной стоимости закладываемого оборудования и
других активов корпораций. Кроме того, размеры ипотечного кредита уменьшаются в
зависимости от степени износа закладываемого оборудования.
Процентные ставки по ипотечному
кредиту определяются спросом и предложением и дифференцируются в зависимости от
финансового положения заемщика.
Ипотечный кредит широко
распространен в странах с рыночной экономикой. Ссуды выделяются на жилищное и
производственное строительство под высокий процент (10-20%).
Банки потребительского кредита - тип банков, которые
функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и
выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров
длительного пользования и т.д.
Кроме того выделяют инновационные,
отраслевые и внутрипроизводственные банки.
Банковские
объединения
Главную роль в банковском деле
играют банковские группы, в составе которых выделяются головная компания
(крупный банк - холдинг), филиалы (дочерние общества), а также
представительства, агентства, отделения.
Банковский холдинг представляет собой
держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами акций и иных ценных
бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими ценными бумагами.
Помимо чистых холдингов, занимающихся только указанными операциями , существуют
смешанные холдинги, которые, кроме того, ведут предпринимательскую деятельность
в различных сферах экономики. В этом случае холдинг создается, как правило, в
связи с основанием головной компанией дочерних производственных фирм.
Холдинговые компании могут иметь сложную структуру, когда головной холдинг
контролирует через систему участий, т.е. через владение акциями, дочерние
компании-холдинги, в свою очередь, являющиеся держателями акций различных фирм.
Материнская (головная) холдинговая компания получает прибыль за счет дивидендов
на контролируемые ею акции дочерних компаний, а также в некоторых случаях за
счет перевода части прибыли дочерних компаний на основе специальных соглашений.
Холдинг, обычно, выступает в качестве собственника контрольного пакета акций,
что позволяет ему оказывать решающее влияние на функционирование подконтрольных
компаний. Как правило, холдинги могут иметь различные правовые формы: обществ с
ограниченной ответственностью, товариществ, компаний, акционерных обществ.
Наиболее распространены холдинги, организованные как акционерные общества (в
том числе и с участием государства).
Особенностью банковских групп
является наличие в их составе филиалов. Банковский филиал выступает как
юридическое лицо, регистрируется в местных органах власти и считается
резидентом страны требования, имеет самостоятельный баланс. Он может выполнять
все те же операции, что и банк-учредитель, но может быть и специализированным.
Крупные банки часто основывают филиалы, занимающиеся факторингом, лизингом,
консультациями. Пользуясь юридической независимостью филиалов, коммерческие
банки осуществляют через них запрещенные сделки с ценными бумагами компаний
небанковского сектора.
В отличие от филиала
представительство, агентство и отделение юридическими лицами не являются и не
имеют самостоятельного баланса. Представительство занимается лишь сбором
информации, поиском клиентов и рекламой. Коммерческая деятельность
представительствам запрещена. Агентство уполномочено осуществлять активные
банковские операции (кредитные и инвестиционные), расчетное обслуживание.
Однако эти операции оно проводит за счет банка-учредителя, так как само
агентство не имеет права принимать вклады и, следовательно, не располагает
собственной ресурсной базой. Отделение, в отличие от агентства, проводит как
активные, так и пассивные операции. Перечень их может совпадать с перечнем
операций банка-учредителя или ограничиваться какой-то его частью.
Банки по характеру собственности
делятся на: частные, кооперативные, муниципальные
(коммунальные);государственные, смешанные;созданные с участием государства.
В банковском деле, как и в
промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни
банки поглощаются более могущественными конкурентами , другие, формально
сохраняя самостоятельность, фактически попадают под власть более сильных
конкурентов. Происходит слияние, “сплетение” банков. Число банков сокращается,
но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объем операций. В каждой
стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются
огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.
Конкуренция наблюдается как между
отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У
последних все более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к
объединению банков. Крупные финансовые операции - размещение государственных
займов, организация крупных акционерных обществ - все чаще осуществляются не
каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения между несколькими ведущими
банками.
Централизация банковского капитала
проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в
росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это
банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.
Существуют несколько форм банковских
объединений.
Банковские картели - это соглашения,
ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между
ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок,
проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты, или консорциумы -
соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных
финансовых операций.
Банковские тресты - это объединения,
возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит
объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.
Банковские концерны - это объединение многих
банков, формально сохраняющих самостоятельность , но находящихся под финансовым
контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.
В конкурентной борьбе крупные банки
имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими
возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать
свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие,
которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью
филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего
не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций
относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет
крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчетных
и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство
крупных банков еще более усиливается из-за широкого применения компьютеров и
другой вычислительной техники.
В борьбе с банками-аутсайдерами
банковские объединения прибегают к различным методам конкурентной борьбы: с
помощью рекламы, путем открытия своих филиалов в районе деятельности
аутсайдеров и переманивания клиентов посредством предоставления им тех или иных
льгот. Борьба за клиентуру ведется и между самими банковскими объединениями;
каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков.
Между банковскими объединениями
ведется также борьба за контроль над предприятиями, в которых они участвуют.
Если, например, акциями промышленной компании владеют несколько крупных банков,
то каждый из них стремится продвинуть на руководящие посты в этой компании
своих представителей, чтобы оказывать наибольшее влияние, а следовательно,
получать наибольшие выгоды для ведения денежно-кредитных операций.
Сегодня
коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных
банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет
банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма
неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не
все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике
конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов
или трастовые операции).Но есть определенный базовый набор, без которого банк
не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим
операциям банка относят:
· прием депозитов;
· осуществление денежных
платежей и расчетов;
· выдача кредитов.
Кроме этих основных существует еще
ряд операций(лизинг, факторинг и т.д..) о которых будет рассказано ниже.
Счета и депозиты
Свыше 90%
всей потребности в денежных средствах для осуществления активных операций банк
покрывает за счет привлеченных средств. Традиционно основную часть этих средств
составляют депозиты, т.е. деньги, внесенные в банк клиентами - частными лицами
и компаниями, хранящиеся на их счетах и используемые в соответствии с режимом
счета и банковским законодательством.
В большинстве
стран классификация депозитных счетов основана на учете двух моментов: срока
депозита до момента изъятия и категории вкладчика.
Депозиты до
востребования - дают возможность владельцам получать наличные деньги по первому
требованию и осуществлять платежи с помощью выписки чека. Главным
достоинством этих счетов является их высокая ликвидность, возможность их
непосредственного использования в качестве средства платежа. Основной
недостаток - отсутствие уплаты процентов по счету. Взнос и изъятие денег
осуществляется как частями, так и полностью в любое время без ограничений.
Владелец счета уплачивает банку комиссию за пользование счетом в виде
твердой месячной ставки или за каждый выписанный чек.
Нау-счета -
депозитные счета, на которые можно выписывать расчетные тратты, аналогичные
траттам. Основной принцип заключается в сочетании ликвидности с получением
дохода. Счета открываются только частным лицам и бесприбыльным организациям.
От владельца не требуется хранение минимального остатка.
Срочные и
сберегательные счета
На этих
счетах хранятся средства, приносящие владельцу процентный доход и не
предназначенные для расчетов с третьими лицами. Особенностью сберегательных
счетов является то, что они не имеют фиксированного срока и от владельца
не требуется предварительного уведомления о снятии средств. Срочный вклад
имеет четко определенный срок, по нему выплачивается фиксированный процент и,
как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию вклада.
Страницы: 1, 2, 3
|