бесплатные рефераты

Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы

Таким образом безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие полная занятостьне означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.  О нем  речь  пойдет  ниже. 

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ  БЕЗРАБОТИЦЫ.

 

В экономической теории используется два показателя, которые могут охарактеризовать картину экономической нестабильности на рынке труда - это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и  рассчитывается  как  отношение  числа  безработных  к  совокупной  рабочей  силе:

 

Число  безработных

Уровень безработицы =  -------------------------------------  100

Совокупная  рабочая  сила

 

С  определенными  оговорками  можно  полагать,  что  совокупную  рабочую  силу  представляет  собой  все  самодеятельное  население  страны.  Это  последнее  представляет  собой  разность  между  общей  численностью  населения  и  той  его  частью,  которая  еже  или  уже  не  работает  по  возрасту  или  по  болезни.  В  числителе  этого  отношения  обычно  принимают  во  внимание  число  безработных,  которые  зарегистрированы  официально.    Разумеется,  в  периоды  кризисов  и  депрессии  уровень  безработицы  возрастает,  в  периоды  подъема  и  бума – сокращаетсяПродолжительность  безработицы  характеризуется  средним  периодом  времени  перерыва  в  работе.

 

 

 

 

        СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ  БЕЗРАБОТИЦЫ.

Влияние  безработицы  на  экономическую  и  социальную  жизнь  общества  противоречиво.

          В  качестве  позитивных  аспектов  проблемы  можно  назвать  следующие:  Во-первых,  безработица  выступает  как  условие  роста  производства,  появления  новых  предприятий.  Не  будь  этого  фактора,  было  бы  затруднено  расширенное  воспроизводство,  которое  требует  дополнительных  ресурсов:  труда,  земли,  капитала. 

Во-вторых,  безработица  поднимает  дисциплину  и  эффективность  труда  тех,  кто  пока  занят  в  производстве.

          В  то  же  время  безработица  порождает  тяжелейшие  отрицательные  социально-экономические  последствия. 

1. Незанятая  рабочая  сила  означает  недоиспользование  экономического  потенциала  общества,  прямые  экономические  потери,  являющиеся  следствием  естественной  и  фактической  безработицы  (и  соответственно  занятости).

Естественный  уровень  безработицы – это  такая  ситуация  на  рынке  труда,  при  которой  спрос  на  труд  и  предложение  труда  совпадают.  К  естественной  безработице  относятся  фрикционная  и  структурная,  т. е.  нечто  неизбежное,  объективно  обусловленное. Все  другие  виды  безработицы  можно  рассматривать  как  прямое  недоиспользование  трудовых  ресурсов.

 Естественный  уровень  безработицы  позволяет  определить  потенциальный  ВНП,  т. е.  такой  объем  валового  национального  продукта,  который  можно  произвести  в  условиях  естественного  уровня  занятости.  Фактический  уровень  ВНП,  как  правило,  ниже  его  потенциального  уровня,  а  фактический  уровень  безработицы  выше  естественного  уровня  безработицы.  В  этих  условиях  возникает  необходимость  определить,  какую  часть  ВНП  общество  недополучает  вследствие  превышения  естественного  уровня  безработицы.  Американский  экономист  Артур  Оукен  (1928 –1980)  сформулировал  закон,  согласно  которому  между  уровнем  безработицы  и  реальным  объемом  ВНП  существует  обратная  зависимость,  показывающая,  что  сокращение  безработицы  на  один  процентный  пункт  дает  дополнительный  прирост  реального  ВНП  примерно  на  2%.  Это  и  есть  закон  Оукена,  а  цифра  2,0 – коэффициент  Оукена.  Так,  если  естественный  уровень  безработицы  в  данном  году  равен  4%,  а  фактический  ее  уровень – 7%,  то  разница  составит  3%.  Эти  3%  надо  умножить  на  коэффициент  Оукена  (3%  2,0 = 6%).  Если  фактический  ВНП  составляет  200  трлн.  руб.,  то  общество  недополучило  в  данном  году  6%  от  200  трлн. руб.,  т. е.  12  трлн. руб.,  а  потенциальный  ВНП  в  данной  стране  в  данном  году  составил  бы  212 трлн. руб.

2.  Безработица  сковывает  требования  профсоюзов  о  повышении  заработной  платы,  как  бы  срабатывает  в  пользу  требований  союзов  предпринимателей.

3.  При  длительной  безработице  работник  теряет  квалификацию,  а  получение  новой  квалификации  и  адаптация  к  новым  условиям  часто  протекают  для  него  болезненно.

4.  Безработица  ведет  к  прямому  падению  ранее  достигнутого  уровня  жизни.  Пособия  по  безработице  всегда  меньше  заработной  платы,  имеют  временный  характер.  Рост  безработицы  снижает  покупательный  и  инвестиционный  спросы,  сокращает  объемы  сбережений  у  населения.

5.  Сам  факт  безработицы  наносит  человеку  тяжелейшую  психологическую  травму,  сравнимую  с  самыми  неприятными  обстоятельствами  (смерть  близких,  тюремное  заключение  и  т. п.).  Многие  социологи  связывают  рост  преступности  с  ростом  безработицы.

 

 

 

 

 

 

                2.Особенности  современной  безработицы.*

 

       После  того  как  в  4-ом кв.  1993г.  Уровень  безработицы   достиг   циклического  максимума,  главной  тенденцией  на  рынке  труда стран  ОЭСР  стало  более  полное  использование  рабочей  силы.  В  1999- начале  2000г.  это  выразилось  в  увеличении  дополнительных   рабочих мест  и  ускорении  темпов  сокращения  безработицы.

 

Создание дополнительных рабочих мест наря­ду со стабилизацией темпов прироста экономиче­ски активного населения (0.8% в 1998 и 1999 гг.) привело к тому, что уровень безработицы в стра­нах ОЭСР сократился на 0.3 процентного пункта,составив в среднем за год 6.8% рабочей силы - са­мый низкий показатель за 90-е годы (см. табл. ). Снижение удельного веса лиц, не имеющих рабо­ты, в США (с 4.5% в 1998 г. до 4.2% в 1999 г.) и 15 государствах ЕС (соответственно с 9.9% до 9.2%) произошло на фоне существенного роста этого показателя в ряде азиатских стран. В част­ности, в Японии безработица увеличилась с 4.1 до 4.7% рабочей силы, в Южной Корее - с 6.8 до 7.6%. Начиная с 1998 г. впервые в японской по­слевоенной истории норма безработицы среди мужчин стала превышать соответствующий по­казатель для женщин.

 

Оздоровление ситуации на рынках труда стран ЕС в послекризисный период (пик безработицы-11.1% экономически активного населения ~ при­шелся на 1994 г.) объясняется в первую очередь влиянием уже достаточно длительного, хотя и не­равномерного подъема. В то же время в сферу за­нятости вовлекаются преимущественно те, кто недавно потерял работу и, следовательно, не ут­ратил трудовых навыков и обладает достаточной квалификацией. Аутсайдеры рынка труда - лица с низкими профессионально-квалификационны­ми характеристиками, среди которых много мо­лодежи и людей старших возрастов.

Об этом говорит практически не меняющаяся доля длительно безработных (свыше 6 месяцев) на протяжении всей второй половины 90-х годов. В странах ЕС она составила в 1999 г. 65%, причем не имели работы более года 48% официально за­регистрированных безработных.

 

 

 

 

 

 

 

 

* [По  данным  журнала «Мировая  экономика  и  международные  отношения» №8  август 2000г. ]

                     Таблица. Безработица в странах ОЭСР (% к эконо­мически активному населению)

 

 

В среднем за 1986-1995гг.

1997 г.

1998г.

1999г.

Всего ОЭСР

7.0

7.2

7.1

6.8

в том числе

 

 

 

 

США

6.2

4.9

4.5

4.2

Канада

9.5

9.2

8.3

7.6

Япония

2.6

3.4

4.1

4.7

Мексика

3.8

3.7

3.2

3.2

Западная Европа

9.5

10.3

9.7

9.2

ЕС

9.9

11.2

10.5

10.0

Германия

8.0

9.9

9.4

9.1

Франция

10.6

11.4

11.8

11.0

Великобритания

8.8

6.9

6.2

5.9

Италия

10.3

12.3

11.9

11.1

Испания

19.7

20.8

17.4

15.8

Нидерланды

6.9

5.5

4.2

3.1

Швеция

4.5

9.9

8.3

7.0

Чехия

 

4.8

6.5

9.0

 

Показатель длительной безработицы среди мужчин выше, чем у женщин, и это несмотря на то, что в 1999 г. уровень безработицы среди жен­щин в странах ОЭСР в целом был почти на 1/5 вы­ше, чем у мужского населения (соответственно 6.3 и 7.3%). Женщины несколько чаще, чем мужчины, при невозможности найти работу перестают реги­стрироваться на бирже труда, отсюда и более низ­кий уровень их длительной безработицы.

Одной из острых структурных проблем рынка труда остается неравномерность уровня безрабо­тицы среди отдельных возрастных групп и преж­де всего массовая безработица среди молодежи. В минувшем году в странах ОЭСР не имели рабо­ты 13% молодых людей до 24 лет. Продолжается падение удельного веса работающих молодых людей (с 53% в начале 90-х годов до 45% в минув­шем году), что лишь отчасти можно объяснить увеличением числа учащихся.

Решению проблемы мешает высокая концент­рация безработной молодежи в семьях с низким уровнем дохода. 1/5 молодых безработных живет в семьях, где все взрослые, не имея постоянной работы, не могут обеспечить своим детям хоро­ших стартовых условий. Наряду с высоким отсе­вом из школ и недостатками в системе образова­ния это становится одной из причин низкой кон­курентоспособности данной категории молодежи на рынке труда. Среднее образование еще не га­рантирует получения работы. По данным межстранового обследования грамотности взрослого населения, примерно 25% молодых людей поки­дают средние учебные заведения без какого-либо сертификата об образовании или профессиональ­ной подготовке.

* [По  данным  журнала «Мировая  экономика  и  международные  отношения» №8  август 2000г. ]

Несмотря на нерешенность многих болезненных структурных проблем безработицы, в 1999 году наметилась тенденция к сокращению расходов государства на политику занятости. Она включает профессиональную переподготовку безработных, субсидирование дополнительных рабочих мест в государственном и частном секто­рах, поддержку занятости среди групп, находя­щихся в особо невыгодном положении на рынке труда, в первую очередь молодежи и инвалидов. Доля этих расходов снизилась по сравнению с 1994 г. в Германии с 3.7 до 3.5% ВВП, Норвегии -с 2.4 до 1.4, в Швеции - с 5.55 до 3.9, в Испании - с 3.2 до 2.3%. США, которые традиционно направ­ляли гораздо меньше средств на проведение по­литики занятости (в том числе из-за более низкой безработицы), снизили соответствующие расхо­ды за тот же период с 0.5 до 0.4% ВВП.

Одновременно в арсенале средств государст­венного регулирования все большую роль начи­нают играть так называемые программы активизации. Их цель - интенсифицировать поиск без­работным нового места работы. Это означает, с одной стороны, давление на безработного с помо­щью экономических рычагов, с другой - эконо­мическое поощрение тех. кто быстро находит но­вую работу. На это направлена реформа системы страхования по безработице, в частности усиле­ние страхового принципа, в результате которого отсекаются лица с коротким сроком выплат, а также те, кто неоднократно терял работу.

В конце 90-х годов правящим кругам промышленно развитых стран пришлось пересмотреть свое отношение к такой важной составляющей политики занятости, как увеличение гибкости рынка труда, под которой подразумевалась в том числе либерализация трудового законодательст­ва. Последней было отведено одно из централь­ных мест в документе "Исследование рабочих мест", принятом странами ОЭСР в 1994 г. в каче­стве программы действий на рынке труда.

Однако серьезная либерализация законода­тельства в данной сфере так и не была осуществ­лена. Более того, многие страны ужесточили его, например в том, что касается массовых увольне­ний. Ныне в большинстве европейских стран дей­ствуют более длительные сроки извещений о предстоящем увольнении, обязательное согласо­вание с профсоюзным, либо рабочим комитетом.

Единственный раздел законов о труде, в кото­рый внесены существенные поправки либераль­ного толка, касается срочных контрактов и дея­тельности агентств по предоставлению времен­ных работников.

По группе промышленно развитых государств в целом в конце 90-х годов по сравнению с преды­дущим десятилетием в 12 странах общий уровень "строгости" трудового законодательства даже повысился и лишь в 9 странах оказался более либе­ральным. Строгий контроль за действиями рабо­тодателя в сфере найма и увольнений действует в странах Южной Европы, а самые либеральные нормы существуют в англоговорящих государст­вах.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ