Безработица: причины, виды и измерение в условиях формирования рыночной экономики в России
Кривая Филипса –
графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей. П.
Самуэльсон назвал кривую Филипса «компромиссом между инфляцией и безработицей»,
причем условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса. Из рис.2
видно, что кривая Филипса допускает «проблему выбора» между безработицей и
инфляцией спроса.
Современная
интерпретация кривой Филипса исходит из того, что уровень инфляции обусловлен
тремя факторами:
1. ожидаемой инфляцией;
2. отклонением безработицы от
естественного уровня;
3. шоками изменения предложения,
вызванными повышением уровня цен на сырье:
П
= Пе - (U – U*) + Е,
Где П – фактический уровень инфляции;
Пе – ожидаемый
уровень инфляции;
U – фактический уровень безработицы;
U* - естественный уровень безработицы;
U – U* - циклическая безработица;
Е – резкие изменения (шоки)
предложения;
- эмпирический коэффициент, больше 0,
отражает реакцию инфляции на циклическую безработицу.
П
РСSR
U
П РСLR
РСSR
U
Согласно
теории естественного уровня безработицы, если U* = U , то
рынок труда приходит к равновесному состоянию, а Пе = П. Существуют
различные подходы при обосновании кривых Филипса с точки зрения теории
ожиданий: кейсианская концепция построена на основе статических,
неоклассическая – рациональных, а монетаристская – адаптивных ожиданий.
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее
решения. Государственная
политика в отношении занятости
Уровень
безработицы в России в сентябре 2005 года составил 6.8% экономически активного
населения страны по сравнению с 6,5% в августе. Количество безработных по
сравнению с августом увеличилось на 4,4%, по отношению к аналогичному периоду
2004 года безработица сократилась на 11,9%. В конце сентября 2005 года 5,1 млн.
человек, в соответствии с методологией Международной организации труда,
классифицировались как безработные. В сентябре 2004 года этот показатель
составлял 5,7 млн. человек, в августе 2005 - 4,8 млн. человек.
В органах государственной службы занятости в качестве безработных в сентябре
было зарегистрировано 1,7 млн. человек. Численность экономически активного населения
к концу сентября составила, по оценке, 74,5 млн. человек, или около 51% от
общей численности населения страны.
В феврале 2006 года
численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем.
Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек. Это 7,7%
всего экономически активного населения страны.
При этом число официально
зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилось на 3,7% по
сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек.
В Белгорододской области по данным
Госкомстата с 2000 года прослеживается отрицательная обстановка численность
граждан имеющих статус безработных неумолимо продолжает расти. В декабре 2005
года зарегистрировано 10,4 тысяч человек. Количество безработных по сравнению с
ноябрем этого же года повысилось на 800 человек, но снизилось по сравнению с
декабрем 2004 годом на 800 человек [27]
(см. табл.1 приложение 3) .
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути
решения проблем безработицы
Политика занятости —
органическая часть экономической политики государства. Она должна быть
сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
— содействие развитию малого
предпринимательства на разных уровнях управления;
— разработка концепции обеспечения
занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к
одному-двум предприятиям;
— стимулирование инвестиций в
человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения
квалификации и переподготовку;
— ориентация на сокращение
безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной
выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
— становление эффективного рынка
труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной
экономики;
— целенаправленное
формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и
непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности
увеличение практики общественных работ.
Январь-август 2005
года менее удачный, нежели 2004 год того же периода. Численность граждан
обратившихся в поисках работы увеличилась, а вот численность нашедших работы при
содействии органов службы занятости снизилась. Так же снизилась численность
граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (см. табл.2,
приложение 3)
Пути решения проблем безработицы
Есть два пути: прямой и косвенный.
Прямой путь — это возрождение
отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех
сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный — это административное или
законодательное регулирование занятости. Это означает:
1.
Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
2.
Использование альтернативных форм занятости.
Помимо
гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы
самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа
рабочих мест» (job-sharing) и
«дележа работы» (work-sharing) во времени и
пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я
— здесь.
3. Развитие системы страхования от безработицы:
-повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную перестройку предприятий;
-использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в
формировании фонда участвует и сам работник;
-финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным
группам на рынке труда — попавшим
под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;
-адаптация
безработных к изменившимся требованиям рынка
через систему профессиональной подготовки при максимальном
учете имеющейся базовой квалификации;
- упрощение процедуры регистрации безработных в
службах занятости.
4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и
решение проблемы неплатежей заработной платы.
5. Создание действенной системы защиты наемных
работников через
механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной
платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках
общегосударственной политики доходов и занятости.
Важнейшей задачей социального партнерства является
устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных
работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые
на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в
различных формах.
В сложившейся в стране ситуации
отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть
отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в
соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель
труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный
выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей
силы между отраслями, профессиональными группами,
территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения
и цены рабочей силы, создание системы государственных
гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.
Социальное партнерство реализуется через
систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое
значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и
в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев
рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть
предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и
предпринимателей в эффективной экономической деятельности,
развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой
и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и
нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.
Для того чтобы социальное партнерство
достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить
дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и
структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его
деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм
собственности, размера и объема производства,
их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.
Учитывая
особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод,
что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования
ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных
форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает
разрушением трудового потенциала.[28]
3.2 Создание более гибкой
модели рынка труда
В идеале в России
следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда,
гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически
активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в
год с соответствующим ростом заработной платы).
Для этого
придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо
ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально
доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную
простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда
контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному
распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость.
Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов,
обеспечивающих мобильность рабочей силы.
Коллективные
договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия.
Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более
общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные
диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих
предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки
должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным
арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных
трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда
могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об
отдельном работнике.[29]
Минимальная
оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы —
это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы,
таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от
среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного
минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, — это
приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой
для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда
будет на 50% выше средней заработной платы. Легальная экономика в регионе
вообще перестанет существовать — просто по элементарным законам экономической
реальности.[30]
Снижение уровня
безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов,
ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда,
особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.
Есть еще одна
проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется:
межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной
мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней
заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй —
12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная
безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике
свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в Ивановской области
огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких
диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной
безработицы.
Здесь не
срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья,
— даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных
препятствий для внутренней миграции — субсидирование оплаты жилья. Рынок
официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное
жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много
раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс.
Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не
может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись.
А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко
асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь
блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно,
половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион
в поиске работы. Другая половина населения — собственники жилья, это довольно
высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию,
безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение,
прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы
хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку
в другом [31]
Но собственность
на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому мы
должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере. И пример нужно брать
опять-таки с США. В период Великой депрессии собственность на жилье там
преобладала и безработица была самой высокой в мире. В 60-е годы доля
собственного жилья резко упала, но не менее масштабный структурный кризис 70-80-х
годов Штаты перенесли значительно легче.
3.3 Новая государственная программа снижения
безработицы
Очевидно,
что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход
к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и
ростом производительности труда.
Многие
недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда
были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.»,
одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за
№568-р[32]
В
концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении,
представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг.
ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.
Ключевой
задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для
ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести:
обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам
населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда
между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и
отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование
привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Намечается
разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической
деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки
этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.
Примечательно,
что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей
деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и
сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на
отраслевых рынках труда.
Для решения задач
в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр
мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО;
налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях
экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения
производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных
отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой
промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих
мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков,
закрытых административно-территориальных образований, территорий
градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов
социального партнерства; развитие социально планирования в организациях;
создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено
высвобождение работников и др.
Концепция
предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены
территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость
осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена
задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами
отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки
специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями,
о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема
регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление
деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало
бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления
рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В
направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на
первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным
группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб
занятости; предусматривается также разработка специальных программ
трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области
оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы
информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной
информации для клиентов этих служб.
В целом
данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными
предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
Заключение
В данной
работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической
сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на
российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Особое
внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в
стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение
профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально
уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная
работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка
основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает
предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех
ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб
личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный
анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на
сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости
наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая
активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по
нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне
важно корректировать общую направленность государственной политики занятости
Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных
рынков труда.
В этом
процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень
успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Приложение 1
Таблица 2
Валовой внутренний продукт некоторых стран в
2001 году.
|