|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1. Группировка субъектов Российской Федерации по уровню безработицы в среднем за май 2006-февраль 2007гг. Источник: Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
Такая дифференциация в уровне безработицы в различных субъектах РФ объясняется тем, что в некоторых районах России отсутствуют вакансии. Размер минимального пособия по безработице в РФ в 2007 году составляет – 720 рублей, максимального – 2880 рублей[9]. Структурная безработица. Преобразование экономики страны, повлекшее резкий спад производства, привело к возникновению структурной безработицы. Данное обстоятельство вызвало резкое увеличение спроса на специалистов новых отраслей (в том числе сферы услуг) и резкий спад спроса на прежних специалистов. Показатель региональной структурной безработицы в последнее десятилетие вырос в два раза - с 22% в 1992 году до почти 40% в 2000-е годы.[10] Рассмотрим подробнее причины, повлиявшие на возникновение высокого уровня структурной безработицы на рынке труда. Наибольшее влияние на формирование данной ситуации оказала организационно-технологическая модернизацией производства и колебание совокупного спроса на продукцию различных отраслей. Неконкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными аналогами, поступившими на рынок в связи с наступившей свободой осуществления внешнеэкономической деятельности, привела к резкому спаду спроса на отечественные товары, а, следовательно, сворачиванию оборотов промышленных предприятий и сокращению численности сотрудников. Свой отпечаток на сложившуюся ситуацию накладывает неразвитость в должной степени рынка капитала, финансов, жилья и т.д. Отсутствие свободы движения рабочих мест и перелива рабочей силы между сферами занятости, отраслями хозяйства и по территориям приводят к низкой, хаотичной мобильности рабочей силы, способствующей росту безработицы. Число структурных безработных возрастает за счет различия в положении представителей различных профессий в различных отраслях. Представители "сквозных профессий" (например, работники транспорта и сантехнических служб) могут устроиться на работу относительно быстро в другой отрасли. В свою очередь, овощеводу или животноводу, учителю, найти работу в другой отрасли сложнее, соответственно такие категории работников увеличивают число структурных безработных[11]. Содействует росту структурной безработицы и отсутствие согласованного с динамикой спроса экономики на рабочую силу функционирования системы профессионального образования. Данная ситуация приводит к тому, что отраслевая принадлежность подготовленных специалистов весьма слабо соотносится с существующими на рынке труда вакансиями. Проблемы безработицы в России на перспективу. Уже с 2007 года на состоянии экономики начнет сказываться ухудшение демографической ситуации и сокращение численности граждан трудоспособного возраста. По подсчетам специалистов Минздравсоцразвития, количество занятых в экономике граждан сократится до 65 млн. человек. "Дефицит рабочей силы может в ближайшем будущем привести к сокращению темпов роста российской экономики", - рассказал источник "РГ"[12]. Существующие тенденции показывают, что старение населения будет продолжаться, что выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Однако останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование проблем повышения уровня занятости и нехватки трудовых ресурсов объясняется неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в сельской местности и в малых городах - с другой[13]. Наиболее проблематичным станет
возмещение потерь среди квалифицированных работников сельского хозяйства и
индустриальных отраслей экономики. Поэтому от структуры и качества
производимого системой профессионального образования кадрового капитала зависит
конкурентоспособность экономики страны. Проведение реформы системы
профобразования должно ориентироваться на повышение его качества и соответствие
потребностям рынка труда. Большой проблемой становятся сертификация и
специализация обучающихся. Отсутствие единой системы создает трудности при
трудоустройстве как выпускников, так и уже работающих людей. Таким образом, ситуация, складывающаяся на рынке труда, выдвигает на первый план проблему роста технологической безработицы как важнейшей составляющей уже сложившейся структурной безработицы, так как в XXI веке конкурентоспособность экономики страны, прежде всего, определяется высокотехнологичными секторами экономики. В связи со сложившейся ситуацией в целях снижения уровня безработицы правительство РФ разрабатывает региональные целевые программы по сокращению числа безработных, на которые планируется выделить 20 млрд. руб. из федерального бюджета. Возможности минимизации уровня безработицы будут рассмотрены в следующем параграфе. 2.3. Методы снижения уровня безработицы в России.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные. Рассмотрим подробнее данные методы: Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д. Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума. Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения. (Схема 1.)
Схема 1. Виды государственной политики в области безработицы. Составлено автором
Данные виды политики государства тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности определяют влияние на уровень занятости населения. Обращаясь к методам минимизации безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной классификации. Макроэкономическая политика: ü Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются: § стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов), § льготное налогообложение, § поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий § льготное кредитование (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п. Социальная политика: ü Выплата пособия по безработице признанным безработными, ü Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих, ü Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения: ü Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. ü Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов). ü Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны. ü Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д. ü Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен. ü Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества»[15] создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника. ü Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса. ü Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей. ü Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных). Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия. Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. Функции службы занятости многообразны:1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; 2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; 3. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. 4. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам; 5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; 6. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости. 7. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения; 8. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии. 9. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. 10. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи. 11. В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе. 12. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии; 13. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий; 14. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий; 15. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения. Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России. Этот документ обсуждался на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда. Первая из них – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей. Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями. "Пусть бизнес сам "заказывает" нужные кадры, - считает глава департамента трудовых отношений. - Такая система успешно применяется за рубежом"[16]. Вторая проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Только в 2004 году в Москву и область перебрались более 80,9 тысячи человек. В то же время районам Сибири и Дальнего Востока "прощай" сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов - в основном молодых людей, только получивших диплом, - в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих руках. "Заманить" туда работников предлагается через решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут жить в специально построенных комфортных общежитиях. Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию. Согласно концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы. В поисках дополнительного резерва рабочих рук авторы концепции обратили взоры на такие группы безработных, как выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям. 4 аспект – корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции. Проектом планируется создать перечень приоритетных профессий, по которым привлечение иностранных работников будет происходить сверх установленной квоты. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией. 5 вариант. Данный подход предлагает отказаться от единой тарифной сетки и перейти к отраслевым системам оплаты труда, разрешить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, дать регионам побольше свободы. Предлагается также установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий. Зурабов считает, что пособие по безработице является демотивирующим фактором и вредно влияет на временно безработных, находящихся на иждивении у государства[17]. В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации: 1. повышение уровня оплаты труда, 2. переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере, 3. регулирования трудовой миграции, 4. усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства, 5. повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования. Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы в последние три года. Дальнейшее следование рекомендациям возможное применение положений разрабатываемой концепции действий на российском рынке труда на ближайшие пять лет специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России будут способствовать дальнейшему падению уровня безработицы, росту благосостояния населения, экономическому развитию страны.
Заключение.Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующим выводам: Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда. Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития. Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации. Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце мая 2007 г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1% по сравнению с маем 2006 г. Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет), обозначенных в параграфе 2.3. Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной служба занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы за последние три года. Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.
Список использованной литературы
Законодательные и нормативные акты:
1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года 2. Постановление Правительства РФ N 12 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год» от 17 января 2006 г. 3. Постановление Правительства РФ N 324 «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г. 4. Постановление Правительства РФ N 831 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год» от 29 декабря 2006 г.
Книги, статьи, интернет-сайты:
5. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания "Социологические исследования", 2006, №4, //www.demoscope.ru 6. Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2006г. 7. Бункина М.К., Семенов В.А.. Макроэкономика. 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000 г. 8. В России снизился уровень безработицы "Интерфакс" 21 августа 2007 //www.gazeta.ru 9. Вашко Т.А., Федорова О.М. О мотивах поведения безработных и профориентационной деятельности (на примере Красноярска). Проблемы современной экономики, N 1(17), // www.m-economy.ru 10. Владимиров Д. Хорошие рабочие в дефиците - БЕЛЫЙ ДОМ. «Российская газета» (Московский выпуск), 16 февраля 2007 года //www.demoscope.ru 11. Давыдов Д.. Безработных станет меньше «Российские вести», 21 февраля 2007 года //www.demoscope.ru 12. Доброхотов Р. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов. «Новые Известия», 16 мая 2007года. 13. Добрынин А.И.. Экономическая теория. Учебник для вузов. 3-е издание. 14. Домчева Е. Чем грозит безработице новая концепция рынка труда. "Российская газета" - Центральный выпуск №4073 от 23 мая 2006 г. // www.rg.ru 15. Жеребин В. Как экономический рост повлияет на благосостояние россиян //www.demoscope.ru 16. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru 17. Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица" на российском рынке труда //www.demoscope.ru 18. Малеева О. Тает поток на заводской гудок "Экономика и жизнь", 10 декабря 2005 года //www.demoscope.ru 19. Cальникова В. Спрятанная безработица. "Трибуна", 03.08.2007// www.demoscope.ru 20. Соколова М., Ткач А. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов «Парламентская газета», 17 мая 2007 года //www.demoscope.ru 21. Щедрунова Е. Безработица в России // www.ippnou.ru 22. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru. 23. Зенькова Л. П. Макроэкономика. Учебное пособие. Минск, Новое знание, 2002. 24. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. Москва, Экономика, 2002.
[1] Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru [2] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года [3] Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru [4] Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.: Экономист. 2006г. [5] Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru [6] Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.: Экономист. 2006г. [7] Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.: Экономист. 2006г. [8] В России снизился уровень безработицы "Интерфакс" 21 августа 2007 //www.gazeta.ru
[9] Постановление Правительства РФ N 831 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год» от 29 декабря 2006 г. [10] Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица" на российском рынке труда //www.demoscope.ru [11] Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица" на российском рынке труда //www.demoscope.ru [12] Владимиров Д. Хорошие рабочие в дефиците - БЕЛЫЙ ДОМ. «Российская газета» (Московский выпуск), 16 февраля 2007 года //www.demoscope.ru [13] Жеребин В. Как экономический рост повлияет на благосостояние россиян //www.demoscope.ru [14] Малеева О. Тает поток на заводской гудок "Экономика и жизнь", 10 декабря 2005 года //www.demoscope.ru
[15] Бункина М.К., Семенов В.А.. Макроэкономика. 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000 г [16] Домчева Е. Чем грозит безработице новая концепция рынка труда. "Российская газета" - Центральный выпуск №4073 от 23 мая 2006 г. // www.rg.ru
[17] Давыдов Д.. Безработных станет меньше «Российские вести», 21 февраля 2007 года //www.demoscope.ru
Страницы: 1, 2 |
|