бесплатные рефераты

Билеты и ответы по мировой экономике

транзитный тариф — пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин — обеспечить дополни­тельные поступления в бюджет.

2. Классификация тарифов по способу установления:

адвалорный тариф — пошлина, начисляемая в про­центах к таможенной стоимости товара (напри­мер, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различ­ные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

специфический тариф — ставка таможенной по­шлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины

и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основ­ном для стандартизированных товаров (напри­мер, сырье);

комбинированный тариф — одновременно взимае­мые адвалорные и специфические ставки (напри­мер, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

альтернативный тариф — применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, ко­торая обеспечивает взимание наибольшей абсо­лютной суммы для каждого конкретного случая.

3. Классификация тарифов (по величине)в зависимос­ти от страны происхождения товара:

максимальные тарифы устанавливаются для всех стран на основании государственных законода­тельных актов, без согласования с другими госу­дарствами;

минимальные тарифы предоставляются тем стра­нам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эти ставки устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превы­шать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, до­говаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

преференциальные тарифы действуют в отноше­нии определенных стран или групп стран. Их ве­личина, как правило, меньше минимальных. Суще­ствует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышлен-но развитые страны предоставляют развиваю­щимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

Цель — побудить покупать товары, экспортируемые раз­вивающимися странами, и, с другой стороны, стимулиро­вать в развивающихся странах импорт из более развитых.

4. Классификация тарифов по характеру происхожде­ния:

автономные тарифы устанавливаются страной независимо от других субъектов мировой торгов­ли;

конвенционные (договорные) тарифы устанавли­ваются страной в соответствии с обязательства­ми, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

5. Классификация тарифов по направлению действия:

преференциальные тарифы устанавливаются с це­лью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т. е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

сезонные тарифы устанавливаются для регулиро­вания международной торговли продукцией се­зонного характера, прежде всего сельскохозяй­ственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на это время действие обычных ставок тарифов на товар приостанавли­вается;

дискриминационные тарифы устанавливаются с целью затруднить и ограничить экспорт или им­порт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на:

1) ответные — могут применяться как взаимные меры на недружественную торговую политику другой страны;

2) компенсационные — используются с целью урав­нять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субси­диями, за счет включения в цену последних более

3) антидемпинговые — применяются в качестве мер по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иност­ранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отече­ственным производителям, или препятствует рас­ширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг — продажа товаров по необоснованно за­ниженным ценам.


ВОПРОС 10

Практика и механизм применения таможенных тарифов в РФ.

ОТВЕТ

Система тарифного регулирования в РФ основывается на Законе о таможенном тарифе 1993 г.

Закон устанавливает порядок формирования и приме­нения таможенного тарифа РФ, а также правила обложе­ния товаров таможенными пошлинами.

Основными целями таможенного тарифа являются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на тер­ритории РФ;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

• защита экономики РФ от неблагоприятного воздей­ствия иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, при­меняемые в отношении товаров, поступающих из стран, по отношению к которым РФ применяет режим наибольшего благоприятствования (РНБ), устанавливаются ВС РФ, а из стран, не пользующихся РНБ, — увеличиваются вдвое.

Виды ставок пошлин, применяемых в РФ:

• адвалорные;

• специфические;

• комбинированные;

• сезонные и особые пошлины.

Сезонные могут устанавливаться для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правитель­ством РФ. Срок их действия не может превышать 6 месяцев в году.

Временно могут применяться особые виды пошлин

• специальные;

• антидемпинговые;

• компенсационные.

Применению особых видов пошлин предшествует расследование, в ходе которого решения должны ос­новываться на количественно определяемых данных.


Методы определения таможенной стоимости товаров

ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ ввозимого на тамо­женную территорию РФ товара является цена сделки, фак­тически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ.

1. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются такие компоненты (если не были включены

ранее),как:

• расходы по доставке товара до порта;

• комиссионные и брокерские вознаграждения.

2. Метод по цене сделки с идентичными товарами. Под идентичными понимаются товары, одинаковые во

всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по

следующим признакам:

• физические характеристики;

• качество и репутация на рынке;

• страна происхождения;

• производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается за основу, если товары ввезены одновременно с оцениваемы­ми или не ранее 90 дней, примерно в том же количестве и на тех же коммерческих условиях.

Если выявлено более одной цены сделки по идентичным товарам, применяется самая низкая.

3. Метод по цене сделки с однородными товарами. При определении однородности товаров учитываются:

• качество;

•           наличие товарного знака и репутация на рынке;

•           страна происхождения;

•           производитель.

4.         Метод на основе вычитания стоимости.

Производится в случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории РФ без изменения своего первоначального состояния.

В качестве основы принимается цена единицы товар по которой товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты их ввоза.

Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:

• расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие pacxоды в связи с продажей в РФ товаров того же класса и вида;

• суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ;     

• обычные расходы, понесенные в РФ на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

5. Метод на основе сложения стоимости. Основа для определения таможенной стоимости товара - цена, рассчитанная путем сложения:

• стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара

• общих затрат, характерных для продажи в РФ из| страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы-РФ и др.;

• прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

6. Резервный метод.

Если не работают вышеуказанные методы, таможенная   стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики. В качестве основы по резервному мето­ду не могут быть использованы:

• цена на внутреннем рынке РФ;

• цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

• цена на внутреннем рынке на товары отечественного происхождения;

• произвольно установленная цена.

Определение страны происхождения товара

Определяется с целью осуществления тарифных и нета­рифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и его вывоза.

Страной происхождения товара считается страна, в ко­торой товар был полностью произведен или подвергнут значительной переработке.

Товары безусловного определения страны происхожде­ния (полностью произведенные):

• полезные ископаемые;

• растительная продукция;

• продукция, получаемая от животных;

• продукция охотничьего, рыболовного промыслов;

• вторичное сырье и отходы;

• продукция высоких технологий, полученная на тер­ритории данной страны.

Тарифные льготы

ТАРИФНАЯ ЛЬГОТА — льгота в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

От пошлины освобождаются такие товары, как:

• валюта РФ, иностранная валюта, ценные бумаги;

• товары, подлежащие обращению в собственность го­сударства;

•           товары, вводимые в качестве безвозмездной или гума          нитарной помощи;

•           товары, перемещаемые в режиме транзита.


Предоставление тарифных преференций возможно в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз; происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций.


ВОПРОС 11

Нетарифные методы регулирования внешней торговли.

ОТВЕТ

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преиму­ществ по сравнению с тарифными методами. Основа пре­имущества — ограниченная возможность тарифного регу­лирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

1. Количественные ограничения импорта и экспорта.

Контингентирование (квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем огра­ничения ввоза/вывоза иностранных или отече­ственных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени. Эмбарго — полный запрет ввоза иностранных то­варов на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разреша­ются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

глобальные — на определенный период време­ни устанавливается лимит на количество или сто­имость товара, который можно импортировать/ экспортировать вне зависимости от страны им­портера/экспортера. Используется редко, по­скольку существует опасность потерять рынки импортеров;

индивидуальные — устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем

году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних со­глашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на опреде­ленный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия — ограниче­ние предложения, увеличение роста доходов наци­онального производителя.


Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструмен­том регулирования. Тогда, в первом случае — это всего лишь документ, который подтверждает пра­во ввоза/вывоза товара в пределах получения ка­кой-либо квоты; во втором случае существует оп­ределенный ряд форм лицензирования:

— индивидуальная лицензия — разовое разреше­ние на импорт/экспорт товара. Выдается государ­ственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

открытая индивидуальная лицензия — разре­шение на импорт/экспорт товара без ограничения количества;

генеральная лицензия — постоянно действую­щее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени;

лицензия является безличной;

автоматическая лицензия — разрешение, вы­даваемое немедленно после заявки на импорт/экс­порт товара (упрощенная форма получения ли­цензии).

Квотная рента — специфический доход при введе­нии квоты, проистекающий из искусственного по­вышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок. Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотньй ренте, идет государству);                   

бесплатная передача — рента идет националь­ному субъекту — импортеру;

передача лицензии стране-производителю — добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межпра­вительственного или неофициального соглаше­ния об установлении льгот.

Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

• цена на импортные товары возрастает;

• доходы национальных производителей возрастают.

Различие — в случае введения тарифа импортер не огра­ничен количеством ввозимого товара, т. е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

2. Государственные субсидии и финансовые льготы. Субсидии — денежная выплата правительством нацио­нальным производителям с целью их поддержки и дискри­минации импорта.

Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации произ­водителю при выходе на внешний рынок). Запреще­ны ВТО, поскольку их применение достаточно оче­видно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных по­шлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям това­ров, конкурирующих с импортом, так и производителям эк­спортных товаров.

Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирова­ния, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Импортный депозит — своеобразный залог в денеж­ной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого зало­га, срок, валюта фиксируются в каждом государстве зако­нодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в ито­ге издержки импортера растут.

Государственная система размещения заказов — по­купка государственными предприятиями товаров, произве­денных национальными производителями, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

5. Валютное регулирование:

• внешние валютные ограничения (например, клиринг — торговля между странами на основе взаимозачетов);

• ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

• механизм дифференцирования валютных коэффици­ентов (установление различного курса для опреде­ленных торговых сделок);

• девальвация — понижение курса национальной ва­люты;

• ревальвация — повышение курса национальной ва­люты.

6. Технические барьеры — ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административ­ные и другие нормы и правила построены так, чтобы со­здать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.

Нетарифное регулирование в РФ

В РФ применяются следующие виды нетарифного регули­рования:

• квоты и лицензии на экспорт газа, нефти и т. д.;

• квоты на ввоз текстиля;

• субсидирование угольной и сельскохозяйственной промышленности;

• система государственных закупок;

• разветвленная система технических барьеров;

• в 1993 году применялся импортный депозит на спирт­ное и табак.


ВОПРОС 12

Международная торговая политика. Роль ГАТТ/ВТО в регу­лировании международной торговли.

ОТВЕТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - со­гласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного вли­яния на рост отдельных стран и мирового сообщества.

Главным объектом либерализации остается международ­ная торговая организация ГАТТ/ВТО.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947 г.

ГАТТ— международное соглашение по проведению кон­сультаций по вопросам международной торговли; по сути — это кодекс правил поведения в сфере международной тор­говли.

ГАТТ/ВТО основывает свою деятельность на четырех основных принципах:

• торговля должна быть недискриминационная (при­менение РНБ);

• национальная промышленность должна быть защище­на только с помощью таможенных тарифов, использо­вание количественных ограничений не допускается, все меры количественного ограничения должны транс­формироваться в тарифные пошлины;

• тарифы должны сокращаться посредством мировых переговоров и не могут быть впоследствии повыше­ны;

• страны-участницы при принятии решений должны проводить обязательные консультации между собой, обеспечивая тем самым недопустимость односторон­них действий.

По взаимной договоренности стран, подписавших текст Соглашения, был создан организационный механизм (сек­ретариат), предназначенный для реализации на практике международной торговли основных принципов ГАТТ.

Секретариат ГАТТ разместился в Женеве (Швейца­рия). Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций-сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после чего прохо­дили переговоры, получившие название раундов.

Раунд — период переговорного процесса, завершающий­ся принятием какого-либо решения.

Следует особо выделить три последних раунда:

• 1964-1967 гг. — Кеннеди-раунд (снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса);

• 1973-1979 гг. — Токийский раунд (снижение тари­фов, разработка кодексов, расширяющих и усилива­ющих компетенцию ГАТТ в области нетарифных ба­рьеров);

• 1983-1994 гг. — Уругвайский раунд (снижение тамо­женных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), разработка Генерального со­глашения по торговле услугами (ГАТС)).

В последние годы обсуждалась либерализация рынка международных услуг.

С 1 января 1995 г. начала свою деятельность ВТО.

Высший руководящий орган ВТО — конференция ми­нистров.

Всемирная торговая организация контролирует выпол­нение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ, в том числе соглашений, заключенных по ре­зультатам Уругвайского раунда.

Членство в ВТО означает для каждого государства-уча­стника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ГАТТ, точнее его преемник ВТО, значительно рас­ширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важней­ший международный орган, регулирующий развитие меж­дународных экономических связей.

Страны, желающие вступить в ВТО, должны:


начать процесс сближения со странами-членами ВТО, что занимает значительный промежуток времени (необходимо несколько этапов);

пойти на торговые уступки;

выполнять уставы ВТО (особенно принцип недиск­риминации).

Региональная торговая либерализация

Существует два вида соглашений,  либерализирующих ре­гиональную торговлю.

1. Зоны свободной торговли — несколько стран подпи­сывают договор, условиями которого является смяг­чение таможенных барьеров на пути взаимной тор­говли при сохранении собственных национальных внешнеторговых режимов, с третьими странами.

2. Таможенный союз — страны подписывают соглаше­ние об образовании единой таможенной террито­рии, на которой действует единый таможенный ре­жим.

Практическое осуществление торговой политики

1. Режим, созданный для наиболее благоприятствуемой на-ции (РНБ) — это обязательство страны устанавливать на по­ставляемые импортируемые товары пошлины не выше те,  которые были установлены по отношению к любой другой  стране.

В соответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на  третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной защиты, т. е. ставок таможенных пошлин. Под

любым преимуществом, привилегией, льготой подразумевается операция с таможенными средствами защиты.   

На практике РНБ характеризуется следующим: путем двусторонних консультаций и переговоров страны договариваются о предоставлении таможенных уступок в торговле товарами. Как только соответствующее соглашение по данному вопросу заключено, оно немедленно распространяется         на все другие страны; теперь действия стран строятся по     принципу недискриминации, в соответствии с которым любая  страна, участвующая в ГАТТ, не может быть поставлена  в  худшие условия.

            Например, для России режим наибольшего благоприятствования заключается в применении единого тарифа по отношению ко всему объему- импортированного конкретного однородного товара вне зависимости от того, из какой страны о        н ввозится, и использовании единой системы оценки базисной стоимости товара.

Сущность РНБ заключается в том, что ликвидация или снижение таможенных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокраще­ние производится в одностороннем порядке.

Так, в ГАТТ закреплены официально допускаемые ис­ключения из режима наибольшего благоприятствования. Важнейшие из них следующие:

• разрешается продолжать использовать преферен­ции, существовавшие на момент образования ГАТТ;

• из сферы действия РНБ исключаются уступки в об­ласти таможенной политики, предоставленные при образовании таможенного союза или в рамках согла­шений о приграничной торговле;

• развивающиеся страны получают особые уступки в области внешней торговли в рамках общей системы преференций;

• особое место занимают таможенно-тарифные уступ­ки наименее развитым странам.

2. Демпинг — продажа товара на мировом рынке по цене ниже справедливой.

Справедливая цена — внутренняя стоимость производи­теля (страны происхождения) данного товара:

спорадический демпинг — разовая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам;

 

преднамеренный демпинг — временное умышленное) снижение экспортных цен с целью вытеснения иност­ранных конкурентов и завоевания монополии;

постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;

обратный демпинг — завышение цен на экспорт в сравнении со справедливой ценой;              J

взаимный демпинг — встречная торговля двух стран  одними и теми же товарами по заниженным ценам.

Страны стараются защитить экономику от демпинга и  вводят антидемпинговые пошлины.

Демпинговая разность = Мировая цена — Демпинговая  цена.

Антидемпинговая процедура состоит из двух частей:

• определения факта демпинга;

• установление ущерба от демпинга.


ВОПРОС 13

Таможенное регулирование внешней торговли РФ.

ОТВЕТ

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ состоит из:

• таможенной политики РФ;

• порядка и условий перемещения товаров через тамо­женную границу РФ;

• взимания таможенных платежей;

• таможенного оформления;

• таможенного контроля.

Сам процесс перемещения через таможенную границу — это совершение действий по ввозу товаров на таможенную территорию или вывоза с нее.

ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ включает:

• всю сухопутную территорию РФ;

• территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними;

• находящиеся в морской экономической зоне РФ ис­кусственнее острова, установки и сооружения.

Основными принципами перемещения товара через границу являются:

• право на ввоз/вывоз товаров;

• запрещение на ввоз/вывоз товаров;

• ограничения на ввоз/вывоз товаров;

• виды таможенных режимов перемещения товаров.

" Таможенный режим — совокупность положений, опреде­ляющих статус товаров, перемещаемых через границу РФ для таможенных целей.

Виды таможенных режимов:

1. Режим импорта — таможенный режим, при котором товары иностранного производства ввозятся на тер­риторию РФ. Предполагается уплата таможенных пошлин, налогов, таможенных платежей, а также

ряд элементов таможенной политики (например, лицензий и квот).

2. Режим реимпорта — таможенный режим, при ко ром товары, вывезенные с территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимая таможенных платежей и применения мер экономической политики.

3. Режим транзита — таможенный режим, при которой товары перемещаются под таможенным контролер между двумя российскими таможенными органами,  а  также через территорию иностранного государства.  При этом не взимаются таможенные платежи и не  применяются меры экономической политики.    

4. Режим таможенного склада — таможенный режим  при котором ввезенные (или предназначенные для вывоза) товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных платежей и применения мер экономической политики в течение трех лет.

5. Магазин беспошлинной торговли — таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и  без применения к ним мер экономической политики.

6. Переработка товаров на таможенной территории —  таможенный режим, при котором иностранные товары используются в России для переработки без применения мер экономической политики и с возвратом ввозных пошлин и налогов при условии вывоза про­дуктов переработки в режиме экспорта.

7. Переработка товаров вне таможенной территории - таможенный режим, при котором российские товары вывозятся за границу для переработки без примене­ния к ним мер экономической политики и с полным или частичным освобождением от таможенных по­шлин и налогов, при условии, что продукты перера­ботки будут выпущены в свободное обращение в России.

8. Переработка товаров под таможенным контролем — таможенный режим, при котором иностранные това­ры используются в России для переработки под тамо­женным контролем без применения к ним мер эконо­мической политики и взимания ввозных пошлин и налогов с последующим выпуском в свободное обра­щение или помещением под иной таможенный режим. Срок переработки в этом случае ограничен несколь­кими месяцами.

9. Временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный ре­жим, при котором пользование товарами на террито­рии России или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от уплаты таможен­ных платежей и без применения к ним мер экономичес­кой политики.

10. Свободная таможенная зона — таможенный режим, при котором с товарами, ввозимыми на территорию таможенной зоны, совершаются любые производ­ственные и коммерческие операции за исключением розничной продажи без уплаты таможенных плате­жей и без применения мер экономической политики; при вывозе с данной территории товары подпадают под обычный режим таможенного регулирования.

11. Режим экспорта — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной террито­рии России с уплатой таможенных платежей и приме­нением мер экономической политики.

12. Режим реэкспорта — таможенный режим, при кото­ром товары иностранного производства вывозятся из России без взимания или с возвратом таможенных по­шлин и налогов и без применения к ним мер экономи­ческой политики (лицензий и квот), причем товары должны быть фактически вывезены из России не по­зднее, чем через 6 месяцев с момента принятия грузо­вой таможенной декларации.

13. Уничтожение товаров — таможенный режим, при ко­тором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, таможенные пошлины и налоги при этом не взимаются, но применяются меры эконо­мической политики.

14. Отказ от товаров в пользу государства — таможен­ный режим, при котором лицо отказывается от товара в пользу государства без взимания таможенных по­шлин и налогов и применения к ним мер экономичес­кой политики.

Таможенные платежи

В соответствии со статьями Таможенного кодекса РФ при пересечении таможенной границы взимаются следующие виды таможенных платежей:

• таможенные пошлины;

• НДС;

• акцизы.

Как минимум, импортер должен уплатить таможенную пошлину, налоги, НДС и акцизы, а также сборы за тамо­женное оформление товаров (обычно эти сборы составля­ют 0,01% от таможенной стоимости товара).

Акциз — косвенный налог, который включается в цену товара и оплачивается покупателем.

Группу подакцизных товаров составляют:

• спирты;

• водка и ликероводочные изделия;

• пиво;

• табачные изделия;

• бензин;

• легковые автомобили. Взимание акциза происходит тремя способами:

• в процентах от таможенной стоимости;

• в ЭКЮ за единицу измерения;

• комбинированным способом (в процентах и в зависи­мости от количества).

НДС — форма изъятия в бюджет части прироста стоимо­сти, происходящего на всех стадиях обработки товаров.


ВОПРОС 14

формы международной торговли.


ОТВЕТ

ФОРМЫ МЕДЖУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ -          виды внешнеторговых операций.

Существуют развитая (совершенная) и несовершенная формы международной торговли.

1. Совершенная — форма международной торговли, в рамках которой экспортно-импортные операции осуществ­ляются раздельно на коммерческой основе.

Рис. Совершенная форма международной торговли

Экспорт — продажа товара, произведенного в данной стране, покупателям стран-торговых партнеров.

Импорт — покупка товара, произведенного за рубежом, покупателями данной страны.

2. Несовершенная — форма международной торговли, в рамках которой сделки заключаются с условием полного или частичного обмена товарами (лишь разница покрыва­ется деньгами).

Рис. Несовершенная форма международной торговли


ВОПРОС 15

Методы международной торговли.

ОТВЕТ

МЕТОД МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ - способ осуществления международного торгового обмена (торго­вой сделки).

В международной торговле применяются два основных метода торговли:

прямой метод — совершение операции непосред­ственно между производителем и потребителем;

косвенный метод — совершение операции через по­средника.

Прямой метод приносит определенную финансовую выгоду:

• сокращает издержки на сумму комиссионного возна­граждения посреднику;

• снижает риск и зависимость результатов коммерчес­кой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации;

• позволяет постоянно находиться на рынке, учиты­вать изменения и реагировать на них.

Но прямой  метод требует значительной коммерческой квалификации и торгового опыта.

Международная торговля более рискованна по сравне­нию с внутренней из-за различных экономических, полити­ческих, правовых и социальных условий в разных странах.

Более половины международного товарного обмена осу­ществляется при содействии торговых посредников.

На мировом рынке действуют следующие посредники:

  1. брокеры (простые посредники) подыскивают продав­цов и покупателей, не принимают в сделках непо­средственного участия ни своим именем, ни капита­лом;
  2. поверенные со стороны продавца или покупателя со­вершают сделки от имени и за счет доверителей (продавец или покупатель), получают вознаграждение и возмещение расходов;
  3. комиссионеры подписывают контракты от своего имени, но за счет продавца или покупателя, которые несут все риски по осуществлению сделки;
  4. стокисты осуществляют операции на основе специ­ального договора консигнации (форма договора ко­миссии). Данная форма договора применяется в ос­новном для реализации товаров массового спроса. По таким условиям экспортер (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатора) для реа­лизации в течение определенного срока. Непродан­ные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Таким образом, эк­спортер кредитует посредника на средний срок реа­лизации товара и сохраняет право собственности на товары до их реализации покупателям;
  5. дистрибьюторы — независимые торговые фирмы, заключающие договора купли-продажи с одной сто­роны с продавцами, с другой стороны — с покупате­лями;
  6. агенты действуют в интересах и от имени экспортера или импортера (принципала) на основе соглашения, часто включающего дополнительные обязательства агента (исследование рынков, реклама, предпродаж­ная доработка товаров и т. д.). Существует три особых типа посредников — три особых метода торговли:

• товарные биржи;

• международные торги;

• международные аукционы.

ВОПРОС 16

Товарные биржи.

ОТВЕТ

ТОВАРНЫЕ БИРЖИ представляют собой постоянно действующие оптовые рынки качественно однородных взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах совершается  около 20% операций с сырьевыми товарами.

В зависимости от номенклатуры продаваемых moваров  товарные биржи можно разделить на:

универсальные — биржи, на которых происходит одновременная продажа широкой номенклатуры различных товаров (например, на Чикагской товарной бирже торгуют крупным рогатым скотом, беконом,  золотом, пиломатериалами, ценными бумагами, ино­странной валютой);

специализированные — биржи, на которых продают и покупают группы товаров узкой специализации (на­пример, группы цветных, драгоценных металлов, сельскохозяйственных товаров и т. д.).

Крупнейшие биржи: Лондонская биржа металлов, Чи­кагская товарная биржа, Нью-йоркская товарная биржа, Французская международная фьючерсная биржа.

Институт биржи опирается на принцип членства, что означает, что только члены биржи имеют право непосред­ственно и в полной мере использовать преимущества, соз­даваемые биржей в торговле. Право на заключение сделок на бирже создает членам возможность проведения опера­ций за свой счет и посредничество в качестве маклеров (бро­керов), а также участвовать в собраниях и в выборах руко­водства биржи.

Как правило, это физические лица, представляющие про­мышленные или торговые компании, производящие или торгующие товаром, поступающим на товарную биржу. Количество членов может быть оговорено в уставе или уста­навливается советом директоров.

Так называемые участники биржи, аналогично членам, могут заключать сделки, но не имеют права на скидки и уча­стие в выборах.

Брокеры действуют от имени и за счет третьих лиц, по­лучая комиссионные (доли процента от цены товара).

Приглашенные гости являются последней группой участ­ников биржевой торговли. Они могут заключать сделки с помощью дилеров или маклеров.

Атрибуты биржевых товаров:

• товары должны быть однородными и взаимозаменяе­мыми — одну партию можно без ущерба заменить на любую другую, того же качества и количества;

• товары должны быть пригодны для стандартизации, т. е. к созданию классификационного стандарта для осуществления сделок без наличия товара;

• товары не должны быстро портиться;

• спрос и предложение на товары должны носить мас­совый характер;

• предложение на товары должно превышать спрос в течение достаточно продолжительных периодов;

• величины спроса и предложения на товары должны быть легко прогнозируемы.

Традиционными товарами для биржевого оборота являются:

• продукты растительного происхождения (зерно, мас­леничные культуры, сахар, кофе, какао, чай, каучук);

• продукты животного происхождения (живой скот, мясо свежее и мороженое, бекон, щетина, кожа, шерсть);

• энергетические и смазочные материалы, а также иные химикаты (нефть, бензин, смазочные масла, пропан, кокс, ацетон, спирт);

• металлы, а также изделия и полуфабрикаты из них.

ВОПРОС 18


Международные аукционы.

ОТВЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АУКЦИОНЫ - торги, специали­зирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индиви­дуальными свойствами.

На аукционах осуществляется торговля товарами, обла­дающими индивидуальными свойствами и особенностями, что исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, поскольку они могут иметь различный вкус, цвет, запах и т. д.

Выставляемый товар сортируется в зависимости от ка­чества по партиям (лотам), отбирается образец, лоту при­сваивается номер, по образцу ведутся торги.

Основные товары, предлагаемые на аукционах:

• пушнина, меховые товары;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ