Билеты по экономике предприятия
Поскольку
возможность создания обществ с дополнительной ответственностью предусмотрена
недавно, трудно сказать, получат ли они распространение на практике. В принципе
они мало привлекательны для предпринимателей, поскольку на их участников
ложится дополнительная ответственность но обязательствам общества, тогда как
субъекты предпринимательской деятельности обычно стремятся, напротив, к
ограничению своей ответственности.
№8
Акционерное общество. Сущность, виды, отличительные особенности.
Акционерное
общество – идеальный механизм получения инвестиций
Правовое
положение
Акционерное
общество (АО) учреждается одним и (или) несколькими юридическими и (или)
физическими лицами (ст. 96—104 ГК РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г.
№208-ФЗ “Об акционерных обществах”, далее — Закон об АО). Законодательством
установлены два аила АО: закрытое и открытое.
В
открытом АО его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия
других акционеров. В закрытом АО акции распределяются только среди его
учредителей или заранее определенного круга лиц (ст. 7 Закона об АО).
Учредители
(акционеры)
Учредителями
(акционерами) АО могут быть любые физические и (или) юридические лица. Число
акционеров закрытого АО не должно превышать 50 (ст. 7 Закона об АО). АО может
быть создано одним лицом.
Учредительные
документы
Учредительными
документами являются устав и договор о создании АО. В уставе АО (основном
документе) содержатся положения, обеспечивающие регулирование его финансовой и
хозяйственной деятельности. В договоре учредители обязуются создать АО и
определяют необходимый для этого порядок совместной деятельности.
Формирование
имущества
Основой
имущества общества является его уставный капитал, формируемый из имущественных
вкладов акционеров, которыми оплачиваются акции АО. Минимальный размер
уставного капитала для закрытого АО равняется 100-кратному минимальному размеру
оплаты труда, а для открытого 1000-кратному. В уставный капитал может быть
внесено участниками любое имущество: деньги, вещи, ценные бумаги, имущественные
права и т.д.
Имущество,
созданное за счет вкладов, а также произведенное и приобретенное в АО,
принадлежит ему на праве собственности. Внесение вклада удостоверяется записью
в реестре акционеров АО и (или) выдачей акции.
Уставный
капитал АО состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных
акционерами. Он определяет уровень платежеспособности АО (ст. 25 Закона об АО).
АО может выпускать (размещать) обыкновенные или привилегированные акции.
Органы
управления
Законодательством
предусмотрены три уровня управления.
1.
Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров.
2.
Уставом может быть предусмотрено образование наблюдательного совета (совета
директоров) и установлен порядок его деятельности.
З.
Исполнительный орган может быть создан на основе единоначалия (генеральный
директор, директор). Полномочия исполнительного органа могут быть переданы
управляющему, управляющей организации. Возможно формирование коллегиального
исполнительного органа (ст. 69 Закона об АО).
Распределение
прибыли и ответственность
Прибыль
АО распределяется между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им
акций посредством выплаты дивидендов.
АО
несет ответственность всем своим имуществом. Акционеры не отвечают по
обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью. в
пределах стоимости принадлежащих им акций. Субсидиарная (дополнительная)
ответственность акционеров практически невозможна, хотя и предусмотрена в ст. 3
Закона об АО.
№9
Общие и отличительные характеристики хозяйственных обществ и хозяйственных
товариществ.
Хозяйственные товарищества и общества - наиболее
распространенная и универсальная форма объединения и обособления имущества для
самых различных видов предпринимательской деятельности. Именно преобладание
хозяйственных товариществ и обществ (компаний и корпораций, согласно терминологии
англо-американского права) характеризует развитый рыночный оборот. Указанная
категория юридических лиц охватывает ряд организационно-правовых форм
коммерческих организаций, имеющих как общие черты, так и различия.
Хозяйственные товарищества и общества обладают
общей правоспособностью, приобретают право собственности на имущество,
полученное в результате их деятельности, а конечную прибыль могут распределять
между своими участниками.
Общим для всех хозяйственных товариществ и
обществ является деление их уставного (складочного) капитала на доли, права на
которые принадлежат их участникам. Обладание долей в уставном капитале
позволяет, с одной стороны, участвовать в управлении делами организации и
распределении получаемой ею прибыли, а с другой - как правило, ограничивает
собственные риски участников товарищества (общества), связанные с
предпринимательской деятельностью юридического лица.
Права и обязанности участников хозяйственных
товариществ и обществ схожи. Они вправе в той или иной форме участвовать в управлении
делами юридического лица, получать информацию о его деятельности, принимать
участие в распределении прибыли и получать ликвидационный остаток - часть
имущества юридического лица, оставшегося после расчетов с кредиторами
ликвидированного юридического лица, либо стоимость этого имущества. Участники
хозяйственного товарищества и общества обязаны вносить вклады в уставный
(складочный) капитал в порядке и размере, установленных учредительными
документами, и не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности
товарищества или общества. Однако между хозяйственными товариществами
и хозяйственными обществами имеются и существенные различия.
№10.Производственные кооперативы (артели).
Имущество и паевой неделимый фонд кооператива.
Производственный кооператив - объединение
участников, их имущественных паев и совместного труда
Правовое положение
Производственный кооператив (ПрК) представляет
собой доброволь ное объединение физических лиц на основе членства для
совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на
их ичном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками)
имущественных паевых взносов (ст. 107— 112 ГК РФ, Федеральный закон от 8 мая
1996 г. №41-ФЗ “О производственных кооперативах”, далее Закон о ПрК). ПрК является
юридическим лицом.
Учредители
Учредителями (не менее пяти) могут быть
граждане, внесшие определенный уставом ПрК паевый взнос, а также иностранные
граждане и лица без гражданства. В деятельности ПрК на условиях,
предусмотренных уставом, могут принимать участие юридические лица. В
деятельности ПрК допускается применение наемных работников, количество которых
не должно превышать 30% численности членов кооператива.
Учредительные документы
Единственным учредительным документом является
устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. Его содержание
определяется в ст. 5 Закона о ПрК.
Формирование имущества
Имущество ПрК образуется за счет паевых взносов
членов ПрК, предусмотренных его уставом, а также прибыли от деятельности ПрК.
Нулевой фонд ПрК определяет минимальный размер имущества ПрК, гарантирующего
соблюдение интересов его кредиторов. Имущество, находящееся в собственности
ПрК, делится на паи его членов.
Пай состоит из паевого взноса и соответствующей
части чистых активов ПрК (за исключением неделимого фонда).
Органы управления
Высший орган управления общее собрание членов
ПрК. Каждый из них имеет при принятии решения один голос. Если членов более 50,
то может быть создан наблюдательный совет.
В состав исполнительных органов входит правление
и (или) председатель ПрК. Председатель возглавляет правление.
Распределение прибыли и ответственность
Прибыль распределяется между членами ПрК в
соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, а также размером
паевого взноса. По решению общего собрания членов кооператива часть прибыли
может распределяться между его наемными работниками. Порядок распределения
прибыли предусматривается уставом кооператива.
ПрК отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Субсидиарная
ответственность членов кооператива но его обязательствам определяется в
порядке, предусмотренном его уставом (ст. 13 Закона о ПрК). Создание,
деятельность и ликвидация сельскохозяйственных ПрК регулируется Федеральным
законом от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.
№11. Некоммерческие организации, виды и
особенности их деятельности.
Некоммерческие организации, предусмотренные в ГК
РФ и других федеральных законах
Некоммерческие организации могут существовать в
организационно-правовых формах, предусмотренных как Гражданским кодексом РФ,
так и федеральными законами. В ГК РФ установлены следующие формы некоммерческих
организаций: потребительский кооператив, общественная и религиозная организации
(объединения), благотворительный и иные фонды, учреждение, ассоциация (союз).
Другие законы предусматривают возможность создания некоммерческих организаций в
форме товариществ собственников жилья, некоммерческих партнерств, автономных
некоммерческих организаций, Негосударственных пенсионных фондов,
торгово-промышленных палат, товарных бирж. Большинство некоммерческих
организаций созданы на основе членства. Однако среди них сеть юридические лица,
не являющиеся корпорациями. К последним относятся фонды, учреждения и
автономные некоммерческие организации.
Некоммерческие
организации имеют целевую правоспособность (п. 1 ст. 4 ГК РФ) и используют
имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их
учредительными документами (п. 4 ст. 213 ГК РФ). В качестве таких целей не могут
выступать получение прибыли и распределение ее между участниками
(учредителями). С учетом этих обстоятельств в законах не предусмотрено для
таких организаций минимального размера уставного фонда (капитала), а также
возможности банкротства (за исключением потребительских кооперативов,
(благотворительных и иных фондов).
Согласно п. 1 ст. 31
Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ “О некоммерческих организациях”
(далее — Закон о НО), органы государственной власти и местного самоуправления в
пределах своей компетенции могут оказывать различные виды экономической
поддержки:
- предоставлять в соответствии с
законодательством льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей
некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных,
культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития
физической культуры и спорта, а также в других установленных законодательством
целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
- предоставлять некоммерческим организациям иные
льготы, включая полное или частичное освобождение от платы за пользование
государственным и муниципальным имуществом;
- размещать среди некоммерческих организаций на
конкурсной основе государственные и муниципальные социальные заказы;
- предоставлять в соответствии с
законодательством льготы по уплате налогов гражданам и юридическим лицам,
оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Предоставление льгот не допускается в
индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным
гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям
материальную поддержку (п. 2 ст. 31 Закона о НО).
12. Государственные, муниципальные унитарные предприятия:
особенности их функционирования
Унитарные
предприятия, действующие на основе государственной и муниципальной
собственности (без права собственности на принадлежащее им имущество)
Правовое
положение
Унитарное
предприятие (УП) не наделяется правом собственности на имущество, закрепленное
собственником на его балансе. УП действуют на основе государственной и
муниципальной собственности (ст. 113 — 115 ГК РФ). Специального закона об
унитарном предприятии нет.
УП
является юридическим лицом.
Учредители
УП
создается по решению уполномоченного на это государственного органа или органа
местного самоуправления. Федеральное казенное предприятие образуется по решению
Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Учредительные
документы
УП
имеет один учредительный документ — устав, в котором помимо сведений,
перечисленных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должны быть указаны предмет и цели его
деятельности, размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.
Устав утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом
местного самоуправления.
Формирование
имущества
Собственник
при создании УП закрепляет на его балансе имущество, необходимое для достижения
целей, ради которых создано УП, определяет размер его уставного фонда.
Имущество
УП является неделимым и не может быть распределено но вкладам (долям, паям), в
том числе между работниками предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК РФ). В форме УП
могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (абз. 3
п. 1 ст. 113 ГК РФ). Имущество государственного и муниципального УII находится
соответственно в государственной и муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
(ст. 294 — 296 ГК РФ).
Органы
управления
Руководитель
предприятия, назначенный учредителем либо уполномоченным собственником органом,
подотчетен им (п. 4 ст. 113 ГК РФ).
Распределение
прибыли и ответственность
Прибыль
распределяется в порядке, установленном учредителем.
УП
отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. УП не несет
ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Собственник
имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает
по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3. ст.
56 ГК РФ.
1.
Краткий комментарий правовых основ деятельности унитарных предприятий
Согласно
п. 2 ст. 113 ГК РФ, имущество государственного или муниципального унитарного
предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной
собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения
или праве оперативного Управления.
В
фирменном наименовании УП должно содержаться указание на собственника его
имущества (п. З ст. 113 ГК РФ). Полномочия собственника государственного или муниципального
имущества осуществляют специально созданные органы управления имуществом.
УП
обладает ограниченной правоспособностью, под которой понимают наличие у него
лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и
прямо зафиксированы в утвержденном собственником уставе УП.
Имущество
может быть закреплено на балансе УП лишь двумя способами:
-
на праве хозяйственного ведения;
-
на праве оперативного управления.
Собственник
имущества, переданного в хозяйственное ведение УП:
-
решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия;
-
определяет предмет и цели деятельности УП;
-
назначает руководителя УП;
-
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества
предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 295 ГК РФ);
-
полностью оплачивает уставный капитал предприятия до государственной
регистрации (п. 4 ст. 114 ГК РФ) в отличие от других коммерческих организаций,
участники которых к моменту государственной регистрации обязаны внести не менее
50% уставного (складочного) капитала (п. 2 ст. 73. п. 3 ст. 90 ГК РФ).
УП,
основанное на праве хозяйственного ведения, может, согласно п. 7 ст. 114 ГК РФ,
создавать дочерние предприятия. Оно закрепляет имущество за дочерним
предприятием только на праве хозяйственного ведения. Действует принцип “никто
не может передать больше прав, чем имеет сам” (абз. 1 п. 7 ст. 114 ГК РФ).
Для
передачи имущества УП дочернему предприятию требуется сособственника этого
имущества (п. 2 ст. 295 ГК РФ). УП (материнская фирма) несет субсидиарную ответственность
по обязательствам дочернего предприятия.
УП,
основанным на праве оперативного управления, как правило, является казенное
предприятие, образованное по решению Правительства РФ по базе федеральной
собственности (п. 1 ст. 115 ГК РФ). Фирменное наименование предприятия,
основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то,
что предприятие является казенным (п. 3 ст. 115 ГК РФ). Правительство РФ
утверждает устав УП и принимает решение о его реорганизации или ликвидации (пп.
2 и 4 ст. 115 ГК РФ).
Содержание
права оперативного управления определяется в ст. 296 и 297 ГК РФ.
Собственник
имущества, закрепленного за казенным предприятием, в отличие от собственника
имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного
ведения, может:
-
изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и
распоряжаться изъятым имуществом по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ);
-
давать (или не давать) согласие на отчуждение или иным способом распоряжаться
имуществом, закрепленным за казенным предприятием (абз. 1 п. 1 ст. 297 ГК РФ).
Казенное
предприятие вправе распоряжаться самостоятельно только произведенной продукцией
(абз. 2 п. 1 ст. 297 ГК РФ).
Преобразование
унитарного предприятия в предприятия других организационно-правовых форм всегда
связано с отчуждением закрепленного за ним имущества и переходом его из
государственной или муниципальной собственности в частную, т.е. является одной
из форм приватизации и происходит в порядке, предусмотренном законами о
приватизации государственного и муниципального имущества.
№13.
Объединения крупного капитала: холдинги и финансово-промышленные группы.
Холдинги в
России: правовой и налоговый статус
В России слово «холдинг» не является в полном смысле
слова правовым термином. Оно, правда, встречается в различных правовых актах (в
основном относящихся к приватизации), но как-то по мелочи и вразнобой. Единого
нормативного акта о холдингах в РФ нет, готовившийся же к принятию законопроект
о холдингах был в последний момент снят с рассмотрения. Более или менее
урегулированными являются лишь банковские холдинги и группы (Закон «О банках и
банковской деятельности»), но мы их здесь касаться не будем. Ввиду этого
отношения внутри холдинговой структуры, а также отношения холдинга с внешним
миром, регулируются отдельными положениями различных правовых актов общего
назначения. Наиболее важные из них мы и рассмотрим далее.
Под холдингом мы будем понимать вертикально
интегрированное объединение юридических лиц, основанное на экономической
субординации. (Вторая половина определения является, по существу, расшифровкой
первой: вертикальная интегрированность как раз и означает экономическую
субординацию и подчинение.) Отметим, что российская традиция именует холдингом
не головную компанию, а всю совокупность связанных юридических лиц.
Предполагается, что природа упомянутой субординации может быть различной (не
обязательно владение акциями или долями в капитале), о чем чуть ниже.
Составляющие
холдинг юридические лица остаются с правовой точки зрения именно отдельными
лицами, каждое со своими органами, активами, пассивами, правами, обязанностями
и т.п. Какой-либо особой регистрационной процедуры для холдинга в целом
законодательством не предусмотрено. Холдинг следует отличать от других организационно-правовых
форм объединений юридических лиц, таких как финансово-промышленная группа,
простое товарищество, ассоциация, некоммерческое партнерство и др.,
определенных теми или иными правовыми актами.
Гражданско-правовые
аспекты
С точки зрения гражданского права, холдинг – это
совокупность основного («материнского») общества и его дочерних обществ, а
также их дочерних обществ и так далее. (В качестве составляющих элементов
холдинга мы будем рассматривать лишь общества, а не экзотические для России
товарищества или иные формы юридических лиц.) Определение основного и дочернего
обществ дается в ст. 105 ГК РФ.
В соответствии с вышесказанным, выделяют три вида
холдингов.
1. Имущественный
холдинг.
2. Договорный
холдинг.
3. Административный
холдинг.
Разумеется,
в рамках одной холдинговой структуры могут сочетаться элементы нескольких
различных видов холдинга. При этом абсолютное первенство по распространенности
занимает имущественный холдинг.
Финансово-промышленная
группа (ФПГ)
— один их видов корпоративной организации. Обеспечению монопольного положения
крупных корпораций на мировом рынке способствует высокая степень концентрации
научно-технического потенциала в одних руках. Расширяя набор функций и услуг,
корпорации естественно преобразуются в ФПГ. Началом формирования ФПГ следует
считать образование финансовых компаний в рамках крупных промышленных
корпораций. В начале 80-х гг. XX в. практикой крупных корпораций стало
включение в свою структуру финансовых компаний, выполняющих функции
коммерческих банков. Но, в отличие от банков, они не входят в федеральную
резервную систему и не могут страховать вклады через федеральную корпорацию по
страхованию.
Таким образом, отличительной особенностью и обязательным условием для ФПГ
является наличие в ее составе финансово-кредитного учреждения и компании по
производству продукции. При формировании первых ФПГ речь шла об объединении
технологически связанных предприятий, так как благодаря такой связи
максимально концентрируются материальные и финансовые ресурсы на одном направлении,
отсекаются малоэффективные элементы и достигается «прорыв» в выбранном
направлении. Современные ФПГ представляют собой диверсифицированные
многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капитала,
кредитно-финансовых и инвестиционных институтов с целью увеличения
конкурентоспособности, упрочнения технологических и кооперационных связей и
роста эффективности.
Финансово-промышленная группа — это долговременное договорное объединение ряда
компаний, действующее как основное для технологической или экономической
интеграции.
В развитых странах широкое распространение получили так называемые «банковские»
ФПГ. Центром таких объединений являются банки или крупные финансовые компании.
Обслуживая группу предприятий, входящих в ФПГ, банк заинтересован в их
стабильной работе, в периоды кризисных ситуаций банк принимает активное участие
в их санации. Входящие в ФПГ финансовые компании зачастую прибыльнее, чем
коммерческие банки. В 1990 г. доходы пяти крупнейших американских банков
составили 2,4 млрд долларов при общей сумме активов 604 млрд долл., а доходы
пяти крупнейших финансовых компаний составили 3,2 млрд долл. при вдвое меньших
активах. Четыре из этих пяти принадлежат автомобильным корпорациям: «Дженерал
моторс», «Крайслер» и две компании «Форд». Крупнейшие радиоэлектронные
корпорации «IBM», «Вейстингауз», «Дженерал электрик» также имеют финансовые
компании, которые ведут активную работу по лизингу, предоставлению кредитов,
страхованию и пр. Функции финансовых компаний расширяются и в настоящее время
сравнимы с коммерческими банками (см. таблицу).
Возможность
распоряжаться капиталом финансовой компании определяется степенью ее
зависимости от материнской компании. Некоторые передают 50% прибыли, другие —
все 100%.
Классификация ФПГ, как правило, осуществляется по следующим характеристикам:
способ формирования, тип организационного строения, форма собственности,
способ внутри группового управления, границы осуществления деятельности.
Классификация ФПГ приведена на рисунке:
При формировании финансово-промышленных групп широко используются принципы
горизонтальной и вертикальной интеграции. В развитую ФПГ могут входить: банк, 8=25AB8F8>==0O
компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы,
информационно-рекламные подразделения; производственные предприятия,
внешнеторговые компании, товарно-сырьевые биржи, страховые, транспортные и сервисные
фирмы.
Таким образом, создание ФПГ подразумевает объединение под одной крышей трех
структур — финансовой, производственной и коммерческой, каждая из которых
представляет совокупность предприятий.
Финансово-промышленные группы имеют следующие преимущества:
- возникают
новые возможности для оптимального использования и перераспределения
капитала в соответствии с главными стратегиями группы;
- создаются
реальные возможности для структурной перестройки производственных
подразделений группы;
- происходит
укрепление технологических связей между различными этапами — от добычи
сырья до выпуска конечной продукции;
- улучшаются
перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования
капитала для новых, инновационных проектов.
Одним
словом, тенденции формирования ФПГ отражают закономерности развития всего
мирового производства. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала
(слияние, поглощение, создание альянсов); интеграция промышленного и
финансового капиталов; диверсификация форм и направлений деятельности; глобализация
и интернационализация капитала; использование новейших информационных
технологий, международных стандартов регулирования национальных рынков.
Кроме
того , установлен ряд ограничений по численности входящих в
Финансово-промышленые группы предприятий и численности персонала. Необходимо
отметить , что большинство ограничений вызывают споры среди специалистов и
заинтересованных лиц .
При
создании Финансово-промышленых групп в России учитываются , следующие
антимонопольные ограничения " Во избежания злоупотребления доминирующим
положением не допускается приобретение крупными Финансово-промышлены ми
группами монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение доступа
на них иным хозяйственным субъектам , в том числе иностранным ; при создании
Финансово-промышленых групп на принципах экспортных картелях не должны
объединяться фирмы , являющиеся конкурентами на определенном рынке , если
включение таких фирм в Финансово-промышленые группы приведет к значительному
затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке ".
№14.Ассоциации.
Особенности объединения в ассоциациях
Ассоциации
(союзы)
Правовое
положение
Ассоциации
(союзы) объединения нескольких коммерческих организаций в целях координации их
предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих
имущественных интересов. Некоммерческие организации также могут добровольно
объединяться в ассоциации (ст. 121 — 123 ГК РФ; ст. 11, 12 Закона о НО).
Учредители
Учредителями
ассоциаций являются юридические лица. Ассоциации основаны на членстве. Их члены
сохраняют самостоятельность и права юридического лица. По окончании финансового
года по своему усмотрению можно выйти из ассоциации. Член ассоциации может быть
исключен из нее по решению оставшихся участников. С согласия членов ассоциации
в нее может войти новый участник.
Учредительные
документы
Учредительные
документы ассоциации — учредительный договор и утвержденный устав. В
учредительных документах должны быть обязательно указаны:
1)
сведения о составе и компетенции органов управления ассоциацией
2)
порядок принятия ими решений;
3)
порядок распределения имущества после ликвидации.
Формирование
имущества
Имущество
ассоциации формируется учредителями, а также из доходов от ее деятельности.
Органы
управления
Высшим
органом управления является общее собрание членов ассоциации. Исполнительный
орган может быть коллегиальным и (или) единоличным (ст. 29, 30 Закона о НО).
Предпринимательская
деятельность
Осуществление
предпринимательской деятельности запрещено. В противном случае ассоциация преобразуется
в хозяйственное общество или товарищество.
Ответственность
Ассоциация
не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную
ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке,
предусмотренных учредительными документами. Ассоциация отвечает своим
имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание
(ст. 25 Закона о НО).
1.
Краткий комментарий правовых основ деятельности ассоциаций (союзов)
Ассоциации
и союзы представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на
корпоративных (членских) началах. Данные объединения, во-первых, являются
юридическими лицами; во-вторых, будучи некоммерческими организациями,
осуществляют координацию предпринимательской деятельности участников, а также
представляют и защищают их общие, в том числе имущественные, интересы.
Общественные и иные некоммерческие организации, включая учреждения, могут
добровольно объединяться в ассоциации (союзы) (пп. 1, 2 ст. 121 ГК РФ; пп. 1, 2
ст. 11 Закона о НО), которые, однако, не вправе осуществлять управленческие
функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью
сохраняют самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК РФ, п. 3
ст. 11 Закона о НО).
Учредителями
ассоциаций и союзов могут выступать коммерческие и некоммерческие организации,
причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК РФ), хотя практическая
необходимость в координации деятельности или совместной защите общих интересов
обычно возникает у однородных по характеру деятельности групп (видов)
юридических лиц. В законах не указывается минимально необходимое число
участников этих организаций. Таким образом, право решения данного вопроса
предоставляется самим учредителям. Одно и то же юридическое лицо, сохраняя полную
самостоятельность, может входить одновременно в несколько ассоциаций и союзов.
Учредительными
документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст.
122 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о НО). В первом определяются цели создания объединения
и условия участия в нем, а во втором — его статус. При наличии противоречий в
условиях, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано
уставу как документу, непосредственно определяющему статус объединения в его
взаимоотношениях с третьими лицами. Учредительные документы ассоциации (союза)
должны содержать ее наименование, сведения о задачах и целях, об основном
предмете ее деятельности, о составе и компетенции органов управления, порядке
принятия ими решений и распределения имущества, остающегося после ликвидации
организации.
Поскольку
такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим
органом является общее собрание членов (их представителей) компетенция и
порядок работы которого определяются уставом (пп. 1-3 ст. 29 Закона о НО).
Исполнительные органы ассоциации (союза) формируются ее высшим органом. Они
могут быть коллегиальными и (или) основанными на единоначалии. Исполнительный
орган осуществляет текущее руководство и подотчетен высшему органу управления.
Имущество
ассоциации первоначально образуется из вступительных и членских взносов ее
участников, их добровольных пожертвований и становится собственностью
ассоциации. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают
на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК РФ). В законодательстве не
содержится требований к минимальному количеству имущества такой некоммерческой
организации или размеру взноса участника. Имущество ассоциации (союза)
используется ею для достижения целей, предусмотренных учредительными
документами.
Члены
ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для удовлетворения требований
кредиторов несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом
в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации
(п. 4 ст. 121 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Закона о НО).
Ассоциация
или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут
создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Доходы,
полученные в результате этой деятельности, не могут быть распределены между
членами объединения, а должны использоваться исключительно на его нужды.
Член
ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами ин равных началах
с другими членами (участниками). Он может безвозмездно пользоваться услугами,
предоставляемыми ассоциацией (союзом) (п. 1 ст. 123 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Закона о
НО). В течение двух лет со времени выхода или исключения его из ассоциации
(союза) за ним сохраняется дополнительная ответственность по долгам объединения
в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество. Новые участники
принимаются в объединение по единогласному решению его членов, причем на них
может быть возложена дополнительная ответственность (которую они обязаны нести
личным имуществом) по долгам объединения, возникающим до момента их принятия
(п. 3 ст. 123 ГК РФ, п. 3 ст. 12 Закона о НО).
Ассоциация
(союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам действующим в отношении
юридических лиц. Такое объединение по единогласному решению его членов может
быть преобразовано в фонд или автономную некоммерческую организацию, а в случае
возложения на него учредителями обязанности ведения предпринимательской
деятельности должно быть преобразовано в хозяйственное общество или
товарищество. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации
(союза) по ее долгам такая некоммерческая организация не может быть признана
банкротом (п. 2 ст. 65 ГК РФ).
Остаток
имущества объединения, образовавшийся по завершении его ликвидации, используется
в целях, определенных его уставом, либо в иных предусмотренных
законодательством целях (п. 1 ст. 20 Закона о НО) и не может распределяться
между членами ассоциации (союза).
№15
Консорциумы, синдикаты и промышленные узлы. Управление крупными диверсифицированными
объединениями
Консорциумы.
Синдикаты. Промышленные узлы
Наряду с
бессрочными организационными объединениями типа холдинга и ассоциации
возникают временные объединения предприятий, организаций для решения конкретных
задач в течение определенного периода времени, называемые консорциумами. Они
объединяют предприятия любой подчиненности и любой формы собственности.
Участники
консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно
членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После
выполнения задач консорциум прекращает свое существование. К консорциумам
следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и
другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных,
экологических и других программ.
Одной из
ассоциативных форм коллективного предпринмательства является синдикат. Данная
форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и
распространена главным образом г добывающих отраслях, сельском и лесном
хозяйстве. На долю, например, известного международного синдиката ОПЭК,
занимающегося добычей и реализацией нефти на мировых рынках, приходится около
2/3 миропо го экспорта нефти. Как правило, синдикат организует единую службу
(контору) по сбыту, в ведение которой члены синдиката должны сдавать по заранее
оговоренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продажи.
Дирекция синдиката в ряде случаев организует закупку сырья, материалов и
других продуктов для участников синдиката на деньги, выру-ченные от продажи их
продукции. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба. Основная цель-с и
иди ката — расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска
продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.
Промышленные
узлы — это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных
территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую
инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства
межотраслевого и местного территориального значения, сохраняя при этом свою
самостоятельность.
В
промышленных узлах формируются условия для развития микротерриториальной
интеграции, кооперации, специализации производства, более полного
использования уникального оборудования, производственных площадей и мощностей
по переработке вторичных ресурсов, организации межотраслевых производств,
обслуживающего хозяйства.
Предпринимательство,
таким образом, перестало считаться приоритетной областью действия одиночек,
превратившись в повседневные занятия руководителей и специалистов крупных
предприятий и затронув государственные и межгосударственные отношения. Это
объясняется тем, что крупномасштабные предпринимательские союзы (концерны,
холдинги, ассоциации и др.) во многих
отраслях
экономики могут более гибко и надежно, чем каждое предприятие в отдельности,
реализовать достоинства предпринимательства:
ü
применять различные формы организации производства: аренду, подряд,
кооперативы;
ü
добиваться многоканального использования сырьевой базы, широкого
тиражирования
и комплексного применения прогрессивной техники и технологии;
ü
полностью перевести цикл "исследование — производство — потребление"
на
межотраслевую, в том числе кооперативную, основу;
ü
развивать коллективные вспомогательные и обслуживающие производства;
ü
создавать территориальную производственную и социальную инфраструктуру.
Однако было
бы совершенно неправильно указывать только позитивные стороны новых
производственных формирований.
При их
создании возникает много проблем. В России это обусловлено прежде всего
несовершенством законодательства: не полностью проработаны методы согласования
работы комплексов с центральными и местными административно- хозяйственными
ведомствами; не установлены границы экономической самостоятельности этих
комплексов; взаимоотношения ассоциаций, концернов с государственными и
местными органами управления во многих случаях не имеют четкой правовой
регламентации; не разработаны правовые основы информационного обслуживания
комплексов, а также развития кооперации, сохранения сложившихся
производственных связей.
Кроме того,
при образовании крупных производственных комплексов, как правило, обостряется
проблема монополизма. Создание сверхкрупных производственных комплексов,
сосредоточивающих на своих предприятиях выпуск основной части однотипной
продукции страны, представляетреальную угрозу возникновению монополизации
рынка, усиления инфляции, сдерживания научно- технического прогресса.
Решение
проблемы состоит в организации параллельных производств однотипной продукции,
развитии внешнеэкономических связей. Однако на создание параллельных структур
и конкурсное размещение заказов потребуется значительное время. Поэтому
государственные органы считают первоочередным и наиболее доступным методом
ограничения монополизма разработку системы экономических и правовых мер
государственного регулирования процессов интеграции производства в рамках
концернов и ассоциаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|