Бизнес-план ОАО «Завод Микролитражных Автомобилей»
Бизнес-план ОАО «Завод Микролитражных Автомобилей»
Содержание
Введение………………..…………………………………………………………3
1. Общая характеристика предприятия ОАО
«ЗМА».……………………...….5
1.1. История развития предприятия ОАО «ЗМА»……..………………………5
1.2. Основные владельцы предприятия……………………….………………..7
1.3. Область деятельности……………………………….……………………...7
1.4. Основные преимущества предприятия……………………………………8
2. Внешняя среда предприятия ОАО «ЗМА»………………………….………9
2.1. Среда прямого воздействия. Положение на
рынке.………………………9
2.2. Положение на рынке………………………………………….……………13
2.3. Стадии развития продукции……………………………………………….14
2.4. Технология………………………………………………………………….17
2.5. Экономика………………………………………………………………….17
2.6. Анализ рынка и потребителей………………………………….…………18
2.7. Анализ каналов сбыта…………………………………………..………….19
2.8. Конкурентные цены……………………………………………..…………19
2.8. Сильные и слабые стороны конкурентов………...………………………20
3. Внутренняя среда организации ОАО «ЗМА»………………………….…..27
3.1. Цели и миссии
организации………………..……………………………..27
3.2. Уровни управления в организации……………………………………….28
3.3. Характеристика персонала
предприятия…………………..…………….27
Заключение……………………………………………………..……………….33
Список литературы……………………………………………………………..35
Приложение
Введение
Актуальность данной темы,
мне представляется в том, что в современных условиях рыночной экономики и
быстроменяющихся обстановки очень важную роль для стабильной и процветающей
работы предприятия играет именно высококачественная выработка целей и стратегий
фирмы именно внутри организации.
Ведь от того насколько быстро
менеджеры высшего звена сумеют быстро перестроиться в зависимости от
изменившихся условий как внешней, так и внутренней среды зависит и
стабильность, и конкурентная способность предприятия.
Важнейшим понятием в
менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в
среде.
Каждое действие
всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда
допускает его осуществление.
Поэтому целью
данной работы является рассмотрение характеристики и основных направлений
деятельности предприятия ОАО «ЗМА».
Для решения поставленной
цели ставятся следующие задачи:
-
рассмотрение стратегии фирмы на основе анализа
ключевых факторов;
- изучение факторов, определяющих стратегию
развития предприятия.
- рассмотрение выработки целей и стратегий развития фирмы на основе анализа
ключевых факторов;
- рассмотрение
системы управления: понятие, факторы, стратегические ресурсы
-
совершенствование отрасли легкового автомобилестроения (на примере ОАО «ЗМА»)
Для
проделанной работы использовались следующие источники литературы:
Гуияр Франсис Ж., Келли
Джеймс Н. Преобразование организации: Пер. с англ. – М.; Дело , 2000. – 376с.
и Гвишиани Д. М. Организация и управление. – Изд. 3-е, переб., Изд. МГТУ им.
Н. Э. Баумана, 1999г. – 332с., Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический
менеджмент, - М.2002.-456с. и т. д. Зайцев О.А.,Радугин А.А., Основы
менеджмента: Учебное пособие для вузов / Науч.редактор А.А. Радугин. – М.:
Центр, 1998.- 456с.
1. Общая характеристика
предприятия ОАО «ЗМА»
Полное название предприятия:
Открытое акционерное общество «Завод Микролитражных Автомобилей». Производство
легковых автомобилей класса «ОКА» создано 6.11.1987 г. в составе Камского
объединения по производству грузовых автомобилей, в декабре 1991 г. завод
преобразован в общество с ограниченной ответственностью, на базе которого в
1996 г. создано открытое акционерное общество «ЗМА».
Организационно-правовая
форма: Открытое акционерное общество. Регион: Российская
Федерация. Председателем Совета Директоров является Костин Иван Михайлович –
Генеральный директор ОАО «КамАЗ».
Генеральным
директором является Каюмов Васил Кадымович.
Главный
инженер Александр Петров Андреевич.
Основной
вид деятельности предприятия: разработка, производство и сбыт легковых
автомобилей и запасных частей к легковым автомобилям.
Адрес:
423808, г. Набережные Челны, пр-т М. Джалиля, 29.
1.1. История развития предприятия ОАО «ЗМА»
С момента
образования и до настоящего времени деятельность компании можно назвать
успешной.
Выпускаемый
автомобиль особо малого класса «ОКА» был разработан 17 лет назад. За 13 лет
производства автомобиля внедрены в производство детали новой комплектации,
значительно влияющих на качество работы узлов и агрегатов. ВАЗ разработал двигатель
повышенной мощности (35 л.с.), который полностью вытеснил производство старого
(ОКА-1111). Однако, по ряду показателей и параметров выпускаемый автомобиль
перестал удовлетворять требованиям рынка, отечественным и зарубежным стандартам
по экологии, безопасности, эргономике, дизайну.
Для того чтобы начать
производство автомобилей в больших объемах с выходом на безубыточность
производства, необходима глубокая модернизация автомобиля с последующей
разработкой и освоением семейства легковых автомобилей нового поколения, соответствующих
современным требованиям.
Учитывая сложности с
финансированием работ по созданию нового улучшенного автомобиля, решено было
эту работу разделить на несколько этапов:
1 этап – улучшение
потребительских качеств серийного автомобиля, частичное изменение внешнего
облика, улучшение отделки салона, расширение комплектаций и исполнений,
разработка модернизированных автомобилей с другими двигателями, колесами, светотехникой,
установка новых агрегатов, узлов, деталей.
Окончание работ по 1 этапу
было в 2001 году.
2 этап – создание новой
конструкции автомобиля, отвечающей современным требованиям рынка.
На всех этапах НИОКР ведутся
изготовление опытных образцов деталей и узлов, сборка опытных образцов
автомобилей, различные испытания, сертификации продукции и производства. К
концу 2004 г. планируется внедрить ряд деталей с измененной конструкцией с
целью повышения качества и надежности, разработать документацию и изготовить образцы
автомобилей с измененным экстерьером и интерьером, провести испытания автомобилей
с новыми шинами.
Внедрение новых разработок
невозможно провести и завершить без полноценной подготовки производства. В 2004
г. основные затраты по ТПП планируются на приобретение нормативно-технической
конструкторской документации, проектирование, размещение и изготовление опытных
образцов деталей и узлов, испытания первого комплекта специального инструмента
и оснастки (около 250 индексов/5500 позиций), включая специальные сварочные
стенды, размещение и освоение альтернативных деталей, узлов и агрегатов, подбор
новых материалов. Ведется освоение отечественных аналогов импортного инструмента,
применяемого в производстве.
1.2. Основные владельцы предприятия
По
объему производства и численности работающих, ОАО «ЗМА» относится к числу
средних промышленных предприятий России.
Высшим
органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Общее
руководство деятельностью Общества осуществляет Совет директоров Общества.
Председателем Совета Директоров является Костин Иван Михайлович – Генеральный
директор ОАО «КамАЗ».
Исполнительный орган управления: Руководство текущей деятельностью Общества и
выполнение решений, принимаемых Общим собранием акционеров Общества и Советом
директоров Общества, осуществляется коллегиальным исполнительным органом –
Правлением и единичным исполнительным органом Общества – генеральным
директором. Генеральным директором является Каюмов Васил Кадымович.
1.3. Область деятельности
Отрасль:
Автомобилестроение.
Основной
вид деятельности: Разработка, производство и сбыт легковых автомобилей и
запасных частей к легковым автомобилям.
Рынок сбыта: Россия, СНГ.
Основные поставщики
комплектующих изделий:
«АвтоВАЗ», г. Тольятти,
«Нижнекамскшина», г. Нижнекамск, «ДААЗ», г. Димитровград, «БРТИ», г. Балаково.
1.4. Основные преимущества предприятия
Основным
преимуществом предприятия является удобное географическое положение и
доступность автомобиля, развитая система продажи автомобиля в кредит.
Необходимые улучшения
С целью повышения потребительских свойств ведутся работы по улучшению
внешней и внутренней отделки а/м, идет поиск силового агрегата соответствующего
мировым стандартам. Одним из таких проектов является установка силового
агрегата МеМЗ.
В настоящее время
автомобиль “ОКА” является самым популярным и не дорогим автомобилем по цене,
затратам на эксплуатацию и обслуживание в России и странах СНГ. С улучшением
качества изготовления автомобилей значительно увеличивается возможность их
поставки на экспорт.
Вспомогательный
вид деятельности: Сервисное обслуживание автомобилей, осуществление
торгово-посреднической (включая реализацию продукции акционеров) деятельности,
внешнеэкономической и консультационной деятельности, оказание маркетинговых и лизинговых
услуг.
Улучшение работы
с населением с продажей автомобиля в кредит.
2. Внешняя среда предприятия ОАО «ЗМА»
2.1. Среда прямого воздействия. Положение на рынке
Для объективной и реалистичной оценки российского рынка микролитражных
автомобилей и для объективного положения ЗМА, ЗМА в сотрудничестве с
американской консалтинговой компанией «Монитор», Кембридж, Массачусетс было
проведено крупномасштабное маркетинговое исследование.
В результате потенциальный объем рынка Оки был определен в
размере 130000 автомобилей в год, что в 1,2 раза превышает планируемый объем
выпуска на 2003 год (плановый объем выпуска на ЗМА и СеАЗе составляет 66,7 тыс.
автомобилей «Ока»).
Помимо этого, при грамотно проводимом маркетинге и мощном производственном
потенциале эту долю, возможно, будет значительно повысить, как это произошло в
Польше, где доля микролитражек составляет 34%.
Copiright- Monitor
Company,Inc.
ТАБ.1
Таким
образом, сектор микролитражных автомобилей и, в частности, Ока имеют в России
большой потенциал. (ТАБ.2,3)
ТАБ.3
Copiright- Monitor
Company,Inc.
Принимая во
внимание кардинальный пересмотр перспектив роста валового внутреннего продукта
(далее ВВП) на ближайшие 2 года, необходимо существенно пересмотреть и
ожидаемые показатели роста продаж в автомобильном секторе. К 1997 году количество
автомобилей в России составило более 100 машин на 1 тыс. населения, что,
учитывая удельный ВВП на душу населения около 3 тыс. долл., означало, что
Россия достигла определенного стабильного уровня, и дальнейший рост удельного
числа автомобилей будет тесно связано с ростом ВВП на душу населения. (ТАБ.4)
DRI/McGraw-Hill,Monitor
Company Analysis
ТАБ.4
Спрос на легковые автомобили других марок не превысит объем существующих производственных
мощностей до 2004 года. Неизвестно также, насколько СП с иностранным участием
удастся добиться объявленных ранее целей по увеличению производственных
мощностей. В настоящее время на нескольких крупнейших совместных предприятиях
производство остановлено (Дженерал Моторз в Елабуге, Форд-Беларусь), другие же
загружены менее чем на 40% (УзДэу).
Продажи недорогих новых и подержанных российских автомобилей
будут расти как результат общего роста парка автомобилей и в силу переключения
спроса с подержанных иномарок.
Микролитражные автомобили, как правило, занимают существенную
долю авторынка либо в странах с очень низким уровнем ВВП на душу населения (как
наиболее доступный автомобиль), либо в развитых странах (в качестве второй
машины для передвижения в плотном городском потоке больших городов).
Для уровня ВВП на душу населения, доля автомобилей среднего
класса в России была непропорционально велика. Это происходило из-за того, что
правительством стимулировалось и поддерживалось производство относительно
больших и дешевых автомобилей.
Основная конструкция автомобиля с момента выпуска существенно не
изменилась, однако требования рынка становятся более жесткими, поэтому на
предприятии постепенно производится техническое усовершенствование продукции и
обновление основных производственных фондов. С 2002 года существенно улучшились
технические характеристики автомобиля за счет введения новой окрасочной линии
фирмы «ДЮРР». Планируется включение в разновидность комплектации инжекторных
двигателей, отвечающих стандартам Евро-2 и Евро-3, что позволит экспортировать
автомобиль в страны, где действуют данные стандарты. Ведется разработка
автомобиля улучшенной комплектации, в частности, усовершенствование рулевого
механизма, модернизация оборудования и технологических процессов, повышение качества
автомобиля.
Ведется работа по
освоению комплектующих изделий на ОАО «ЗМА», на заводах КамАЗа, на предприятиях
Республики Татарстан. Альтернативными поставщиками освоено около 120 деталей и
узлов. Концентрация производства в регионе позволяет снизить расходы на
транспортировку и, соответственно, уменьшить себестоимость автомобиля.
2.2. Перечень продукции
Легковой автомобиль особо малого
класса “ОКА” предназначен для общего пользования, двухосный с приводом на
переднюю ось, 4-х местный, трехдверный.
Кузов
закрытый, цельнометаллический, несущей конструкции, трехдверный с подрамником
для крепления двигателя и рычагов передней подвески.
Передняя подвеска
- телескопическая с пружинным упругим элементом, рулевое управление с
механизмом “шестерня-рейка”.
Двигатель - поршневой, карбюраторный,
2-х цилиндровый, четырехтактный, верхнеклапанный с жидким охлаждением и
механизмом уравновешивания.
Сцепление -
сухое, однодисковое с диафрагменной пружиной и механическим приводом.
Коробка передач -
механическая, четырехступенчатая в блоке с главной передачей и ручным
переключателем.
Количество мест
|
4
|
Полезная масса (кг)
|
650
|
Масса перевозимого груза:
|
- при 4-х пассажирах (кг)
|
40
|
- при 2-х пассажирах (кг)
|
190
|
Габаритные размеры (мм):
|
- длина
|
3200
|
- ширина
|
1420
|
- высота
|
1400
|
Просвет автомобиля не менее (мм)
|
170
|
Максимальная скорость (км/ч)
|
130
|
Расход топлива на 100 км:
|
- при скорости 60 км/ч
|
3,2
|
- при скорости 90 км/ч
|
4,5
|
Двигатель четырехтактный,
бензиновый, карбюраторный, 2-х рядный:
|
Рабочий объем (л)
|
0,749
|
Мощность (л.с.)
|
33,4
|
Коробка перемены передач 4-х ступенчатая
механическая
|
2.3.
Стадия развития продукта
В соответствии с Политикой качества ОАО «ЗМА» в области качества принятой
руководством 18.08.98 г. основной задачей на 2004 год является создание системы
качества, соответствующей требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9002-96,
обеспечивающей выпуск продукции установленного уровня качества.
Для реализации этой задачи планируется:
1.
Совершенствовать документацию системы качества (общее
руководство, СТП, ТПУ, инструкции) и провести работы по сертификации системы
качества.
2.
Провести обучение персонала по каскадному методу,
руководителей - на иногородних учебных базах
3.
Совершенствовать работу по улучшению качества поставок:
-
отбор поставщиков проводить на тендерной основе
-
пересмотреть договора с поставщиками по разделу
«Качество и комплектность», включив требования по организации работы по
обеспечению качества и ответственность в гарантийный период эксплуатации
автомобиля
-
провести конкурс поставщиков на Приз ОАО «ЗМА» за обеспечение
высокого уровня качества
-
провести аудиты альтернативных поставщиков
-
усовершенствовать организацию и технологию входного
контроля.
4. Внедрить технические мероприятия по улучшению конструкции и технологии
изготовления автомобиля.
5. Усовершенствовать работу с внешним и внутренним браком:
-
переработать нормативные документы о порядке работы с
браком
-
ввести в должностные инструкции производственных и
контрольных мастеров ответственность за списание брака на конкретных виновников
-
пересмотреть нормативы брака на наладку
-
пересмотреть систему работы по рассмотрению, анализу
рекламаций, исследований узлов и отнесению затрат
-
внедрить автоматизированную систему учета и анализа
потерь от брака в процессе производства
-
внедрить автоматизированную систему учета, анализа
затрат и дефектов в гарантийный период
-
ужесточить нормативные показатели качества для
премирования цехов и бригад (по показателю рекламации - 15% ежеквартально)
-
организовать соревнование между бригадами основного
производства за звание “Бригады высокого качества” с выделением 174 тыс. руб.
на премирование.
Цена
Розничная цена автомобиля составляет
около 2500 долларов или 75 тысяч рублей, а цена автомобилей конкурентов от 4000
долларов или около 120 тысяч рублей и выше.
Гарантийное обслуживание
Автомобиль имеет
гарантию на устранение возникших неисправностей и замену составных частей,
преждевременно вышедших из строя по вине предприятия–изготовителя, в течение
двух лет с даты передачи автомобиля покупателю без ограничения пробега (гарантия
на кузов – 5 лет). Гарантийно-техническое обслуживание автомобилей «Ока» проводится
на 95 станциях в различных регионах России.
Имеющиеся
сырье и материалы
Поставка
продукции ПТН: комплектующие изделия, металлы, материалы для производства
автомобилей «ОКА» осуществляется из 96 городов, в том числе из стран СНГ: Белоруссии
(г. Гродно, Гомель), Казахстана (г. Уральск).
Протяженность
маршрутов доставки составляет в северо-западном направлении до 1600 км (Псков,
С-Петербург), в северо-восточном до 400 км (Пермь), в восточном до 2001 км (Тюмень,
Новосибирск), в юго-восточном до 500 км (Оренбург), в южном до 1500
(Изобильный).
Применение
алюминированных металлов для изготовления глушителей. Поставщик металла
Литейный завод КамАЗа. При разработке конструкции автомобиля использованы
достижения науки и техники в области автомобилестроения:
- реечный механизм рулевого
управления;
- система задней подвески;
- замена низкостойких деталей из цветных металлов
стойкими из металлокерамики.
Защита
окружающей среды
Основным источником
нарушения экологии является загрязнение атмосферы выхлопными газами. Массовая
доля углерода (СО) в отработавших газах на режиме холостого хода составляет не
более 1,5%, что соответствует ГОСТ 17.2.2.03-87, ОСТ.37.001.070-75.
Технологический процесс
обеспечивает природоохранную деятельность в соответствии с нормами, а именно:
а) выбросы в атмосферу не
превышает предельно допустимых норм согласованных Прикамским территориальным
управлением Минприроды РТ.
б) сточные воды и
канализация поступают в общекомплексную сеть ОАО “КамАЗ” и далее на очистные
сооружения.
в) твердые отходы поступают
на базу вторресурсов ОАО ”КамАЗ” и далее отправляются на предприятия
промышленной переработки.
Природоохранная
деятельность предприятия согласована с Министерством охраны окружающей среды и
природных ресурсов Республики Татарстан от 16.02.1994г. № 242.
2.4.
Технология
Завод
микролитражных автомобилей - четвертое предприятие группы предприятий ОАО
«КАМАЗ», получившее сертификат соответствия своей системы качества требованиям
ГОСТ Р I1С0-9002-96.
2.5.
Экономика
Приоритетность
данного направления обусловлена тем, что микролитражные автомобили, как правило, занимают
существенную долю авторынка либо в странах с очень низким уровнем ВВП на душу
населения (как наиболее доступный автомобиль), либо в высокоразвитых странах (в
качестве второй машины для передвижения в плотном городском потоке).
Для уровня ВВП на
душу населения, доля автомобилей среднего класса в РФ быта непропорционально
велика. Это происходило из-за того, что правительством стимулировалось и
поддерживалось производство относительно больших и дешевых автомобилей.
В целом
существует корреляция между количеством автомобилей на 1000 человек (данный
показатель тесно связан с показателем ВВП на душу населения) и долей микролитражных
автомобилей в общем, количестве продаж автомобилей за соответствующий период
времени.
2.6.
Анализ рынка и потребителей
География продаж
охватывает практически всю территорию России. Основной объем продаж приходится
на Москву и Московскую область, а также на автосалоны в областях, граничащих с
Татарстаном. Экспортируется автомобиль в Иран, Египет, Казахстан, Азербайджан и
др.
Реализация
автомобиля осуществляется по шести основным направлениям (рис. 1.1)
Рис. 1.1
Схема реализации автомобиля «Ока»
Помимо
безналичного расчета ОАО «ЗМА» использует следующие схемы реализации автомобиля
«Ока»:
1) Кредит. Услуги
кредитования покупки автомобиля предоставляют следующие банки: Автоградбанк, Ак
Барс банк, Сбербанк РФ, Татфондбанк. Процентная ставка варьируется в пределах
от 17% до 27% годовых в зависимости от суммы первоначального взноса. Кредит
предоставляется на срок до пяти лет при предъявлении документов о доходах заемщика
и счета-фактуры завода (при необходимости указываются поручители);
2) Лизинг. Осенью
2001 года внедрена система продажи автомобиля в лизинг с использованием
зарплатных схем – предприятие-покупатель заключает договор лизинга с Обществом
и производит удержания из зарплаты работника, которому предоставлен автомобиль,
ежемесячно в размере от 2500 рублей на протяжении от 24 до 36 месяцев. В последний
месяц лизингового периода работник выплачивает остаточную стоимость и становится
полноправным владельцем автомобиля;
3)
Государственные заказы. Увеличение объемов реализации (с 33603 автомобилей в
2000 году до 39120 - в 2003 году) произошло также за счет реализации социальным
службам по программе социальной защиты инвалидов и ветеранов Великой
отечественной войны. Автомобили, изготовленные с учетом технических требований
для данной категории населения, реализуются по льготной цене, которая
сформирована за счет льгот по уплате ряда налогов по данному виду продукции
(например, НДС по основным средствам, используемым как в облагаемых, так и в
освобожденных от налогообложения операциях – статья 170 Налогового кодекса РФ).
Дальнейшее
сотрудничество с различными государственными службами является перспективным
направлением деятельности Общества. Для этих целей разработаны различные
модификации автомобиля: «Учебная», «Милиция», «Связь», «Служба быта»,
«Медпомощь на дому».
При определении
положения предприятия на рынке рассматриваются следующие аспекты: конкуренция,
доля реализованных автомобилей в общем автопарке России.
2.7. Анализ каналов сбыта
Автомобиль «Ока»
реализуется через сеть официальных дилеров ОАО «ЗМА». В Набережных Челнах
действует дочерняя организация ОАО «ЗМА» - ЗАО «Автоцентр Ока» и официальные
дилеры Общества – ЗАО ПФ «ТрансТехСервис», ООО «ТатТрансКом», ООО «Автоледи»,
ООО «Сапсан». Для дилеров Обществом установлена система обязательных
требований, таких как: наличие лицензии на право торговли автомобилями; опыт работы
по реализации автомобилей и запасных частей; стабильное финансово-экономическое
состояние производственно - хозяйственной деятельности; наличие сети филиалов в
регионе; наличие в штате предприятия специалистов по маркетингу, рекламе, коммерции,
сервисному обслуживанию и т.д.
Конкурентные цены
Сегодня сложилась
ситуация, при которой автомобиль «Ока» не имеет адекватных конкурентов и при
разумной снабженческой и сбытовой политике может приносить своему производителю
повышенную прибыль. Есть основания полагать, что исторические уровни в 65-70%
от цены «ВАЗ-2105», которые традиционно считаются ценовым пределом для «Оки»,
могут быть преодолены. Конкуренты для «Оки» автомобили не выходящие за ценовую
грань за 110 тысяч рублей.
В качестве
критериев выбора конкурентности моделей автомобилей выбраны показатели
габаритных размеров и стоимость автомобиля.
2.8. Сильные и слабые стороны
конкурентов
ВАЗ – 21053,
«классика» (ВАЗ – 2106, не новые 07).
Этот автомобиль малого
класса выпускается Волжским автозаводом с 1980 года и на основе базовой модели
«ВАЗ-2101». Отличается от него измененными кузовными панелями и иной
светотехникой и модернизированными двигателями. Под индексами «ВАЗ-21051» и
«ВА3-2105» выпускались модификации с двигателями «ВАЗ-2101» (1,2 л) и
«ВАЗ-2105» (1,3 л) соответственно. В настоящее время предлагается только одна
модификация — «ВАЗ-21053», с двигателем «ВАЗ-2103» рабочим объемом 1,45 л.
«ВАЗ-21053» — самая недорогая модель в семействе заднеприводных автомобилей и
подержанные модели представляют реальную конкуренцию «Оке» в силу дешевизны
эксплуатации (распространенность и стоимость СТО, запасных частей).
Заднеприводные автомобили производятся в Тольятти (РФ) и на Иж-Авто (Удмуртия).
Планируется постепенное переоснащение на инжекторные двигатели. Несмотря на
морально-техническое устаревание данные модели пользуются огромным спросом у
населения ввиду уникальности сочетания стоимости и потребительских свойств.
ЗАЗ – 1102
«Таврия» «АвтоЗАЗ», Украина.
Это легковой
автомобиль особо малого класса с передними ведущими колесами и поперечным
расположением двигателя и несущим трехдверным кузовом типа хэтчбек. Выпускается
с 1989 года Запорожским автомобильным заводом. Предлагаются модификации с
ручным управлением, а также с кузовом универсал, именуемая «Дана». В настоящее
время выпускается вариант «Таврия-Нова», отличающийся от базовой модели рядом
технических и косметических усовершенствований. Конкуренцию составляет только
для экспортной «Оки» на территории Украины, в РФ из-за высоких таможенных
пошлин на запчасти, ремонт и стоимость самого автомобиля конкуренцию не
составляет.
«Матиз»
«УзДэуАвто», Узбекистан.
Новейшая модель
Асакинского автомо-бильного завода (Узбекистан)- это маневренный, компактный,
легкий в управлении автомобиль малого класса. Хорошая вместимость, прекрасная
динамика и комфорт делают «Матиз» настоящим хозяином больших городов. Новый
дизайн автомобиля несомненно привлекает к себе внимание. Высокая динамика и
плавность хода делают «Матиз» чрезвычайно удобной и комфортабельной городской машиной.
«Матиз» оснащается бензиновым трехцилиндровым двигателем М-tec 0.8.
SONC MPI с системой распределенного впрыска топлива, рабочий объем цилиндров -
0,8 л. мощностью 50 л.с обеспечивает высокую мощность, экономию топлива,
рассчитан на соответствие стандартов Евро-2. Просторный салон, эргономика,
соответствие всем современным требованиям склоняет к выбору этой модели
покупателя, не обремененного финансовыми проблемами и ориентированного на
покупку автомобиля именно А-класса. Выпускается в Узбекистане на заводе
«УзДэуАвто (без каталитического нейтрализатора, что делает а/м «равнодушным» к
содержанию тетраэтилсвинца в бензине).
ИЖ – 2126
«Ода» (ОАО «ИЖ - Авто»)
Автомобиль,
поистине претендующий на звание народного и является угрозой для заднеприводных
моделей ОАО «АвтоВАЗ».
Комфортабельный,
неприхотливый, простой в эксплуатации и, и при этом — недорогой. Современный
дизайн притягивает внимание. Оцинкованный кузов успешно противостоит коррозии.
В салоне с удобством разместятся пять человек, а сиденья позволяют подолгу
ехать без ощущения затекшей спины. Уровень звукоизоляции в машине соответствует
европейским нормам. Современная конструкция рулевого управления позволяет легко
управлять автомобилем даже при полной его загрузке, не теряя при этом контроля
над дорогой. Заднее сиденье, складывающееся в пропорции 50/50, позволяет перевозить
длинномерные грузы. ИЖ-2126 «Ода» поставляется с одним из двигателей на выбор:
УЗАМ-331 объемом 1700 куб. см. мощностью 85 л.с. или ВАЗ-2 106 объемом 1600
куб. см. мощностью 74,5 л.с. Оба эти двигателя надежны и неприхотливы. К началу
2004 года следует ожидать оснащения инжекторными двигателями, отвечающими Евро-2
и выше. Нужно отметить, что по надежности «Ода» все же уступает классике, не в
ее пользу так же играет и относительно большая стоимость технического
обслуживания.
Географический аспект стратегии
Аспект состоит в
слабой покупательской способности населения, тем самым из за сравнительно
низкой цены автомобиля по сравнению с основными конкурентами на него будет
спрос.
Стимулирование продаж
Расширилась дилерская сеть в регионах России и СНГ. Реализацией
автомобилей «ОКА» производства ОАО «ЗМА» в настоящее время занимаются 62
официальных дилера. Для осуществления эффективных продаж развиваются новые
формы: кредит, лизинг, прокат, сбыт с использованием сети Интернет.
Кроме организации
сбытовой сети, важнейшим элементом системы сбыта автомобилей является
организация сети станций техобслуживания автомобилей «Ока». Техническим
обслуживанием автомобилей «ОКА» производства ОАО «ЗМА» в настоящее время занимаются
92 станции, техобслуживания, состоящие в договорных отношениях с ОАО «ЗМА».
В 2004-2005 гг.
запланированы рекламные компании, направленные на создание благоприятного
имиджа продукта и ознакомление потребителя с достоинствами автомобиля. Особенно
делается ставка на продажу автомобиля в кредит, для этого будут постепенно
понижаться процентные ставки.
Планируется
продолжать рекламные кампании через СМИ (КП, АиФ), радио (Европа плюс, Русское
радио), с использованием видео роликов изготовленных в конце 2003 и начале
2004 гг.
В 2004 году ЗМА
примет участие в выставках: MIMS
–2004, Казанский автосалон –2004, совместно с дилерами примем участие в
региональных выставках: Н. Новгород, Тольятти. Для развития продукта в 2004
году будет организовано производство до 5 % от объема рестайлинговых автомобилей
с улучшенными потребительскими свойствами, а также продолжена работа со
стратегическими партнерами по доработке автомобилей (Московский Торговый Дом,
ОКА – Тюнинг).
В 2004-2005
годах так же будет расширяться гамма дополнительной комплектации, опций.
Близость потребителей
Безусловно,
автомобиль является одним из самых востребованным товаров на сегодняшний день.
Завод микролитражных автомобилей находится непосредственно в пределах города
Набережные Челны, что положительно сказывается на реализации автомобиля в нашем
городе.
Здания и сооружения
Сегодня завод является
классическим сборочным производством западного образца, позволяющим осуществлять
сварку, окраску и сборку автомобилей в одной технологической цепочке, способным
производить наряду с «Окой» любой другой автомобиль.
Завод
микролитражных автомобилей состоит из шести основных подразделений. Производственная
структура завода выглядит следующим образом:
1) Механосборочное
производство (МСП) - изготавливает детали и машинокомплекты для автомобилей «ОКА».
Площадь – более 11 000 м2. Состав: 3 механических участка (производство дисков и
тормозов, деталей амортизаторов, рулевого механизма) и сборочный участок. Оборудование:
агрегатные станки, обрабатывающие центры, токарные, протяжные, фрезерные, сверлильные,
шлифовальные, специальные станки и установки фирм России, Германии, Италии, Швейцарии
и т.д.
На МСП используются
следующие технологии: механическая обработка более 60 оригинальных деталей, сварка
узлов, сборка более 10 узлов автомобиля «Ока», термообработка деталей. Производительность
МСП составляет более 60 000 машинокомплектов в год;
2) Цех сварки кузовов.
Начал работать в 2001 году, с каждым годом наращивая объемы производства. Площадь
– более 6000м2. В составе цеха 3 участка: сварки-подсборки узлов; сварки-сборки
кузова; навески дверей, капота, рихтовки и доводки. Производительность цеха проектная
44 тысячи кузовов в год, освоенная – 20 тысяч кузовов;
3) Цех
пластмассовых изделий (ЦПИ). ЦПИ существует с 1987 года. За это время цехом
было освоено более 80 деталей автомобиля "Ока", более 50 деталей к автомобилю
"Камаз", около 40 наименований товаров народного потребления. На
сегодняшний день производство пластмассовых изделий является одним из динамично
развивающихся производств. В 2002-2003 годах цехом закуплено высокотехнологическое
оборудование фирмы "Демаг Эрготех", что позволило значительно
повысить производительность. Имеется возможность размещения сторонних заказов;
4) Цех окраски кузовов
(ЦОК). Для окраски кузовов автомобилей «ОКА» заводом была приобретена окрасочная
линия германской фирмы «Дюрр». Начало проведения монтажа корпуса цеха окраски –
2001г. Начало монтажа оборудования – январь 2002г. Окончание – декабрь 2002г. Общая
площадь ЦОК – 24 000 м2. Годовая производительность составляет 72 000 кузовов.
Цех состоит из самого
корпуса ЦОК и краскоприготовительного отделения (КПО), где происходит подготовка
(смешивание, разбавление растворителями и т.п.) эмалей, лаков. Все краски с КПО
подаются по краскопроводам через отапливаемую галерею;
5) Главный сборочный
конвейер. Цех сборки и сдачи автомобилей включает в себя участок подсборки, участок
мягкой обивки и сборки сидений (отдельные здания), главный сборочный конвейер
(56 производственных позиций), участок регулировки, участок доводки автомобилей
(отдельные здания), открытый склад хранения незавершенного производства. Общая площадь:
около 9 000 тыс. м2. Производительность – 50 000 автомобилей в год;
6) Склад готовой продукции,
маркетинговая служба. Собственная служба продаж на ЗМА начала зарождаться в
1993 году. Именно тогда был создан отдел маркетинга на ЗМА. На сегодняшний день
59 дилерских центров, успешно продвигают продукцию ОАО «ЗМА» на всей территории
России. Более 70 фирм работают на поставку запасных частей в дилерскую сеть и сеть
автотехобслуживания. Сегодня реализация автомобилей осуществляется с использованием
кредитной и лизинговой схем, с 2002 года работает схема продаж автомобилей «Ока»
через компьютерную сеть Интернет.
Капиталовложения в строительство
Линия «Durr» является следующим «золотым»
ресурсом предприятия. Завершение строительства цеха окраски и пуска линии «Durr» (проектная мощность 72 тыс. автомобилей
в год) позволяет выпускать новые модели, над поисками которых работают
инженеры, конструкторы и маркетологи. Это глубокий рестайлинг существующей
«Оки» с гаммой двигателей различной мощности и выпуск принципиально новой
модели (Ока-2, другие лицензионные автомобили).
3. Внутренняя среда
организации ОАО «ЗМА»
3.1. Цели и миссии
организации
Цели компании
1. Финансово
- экономические
задачи
|
Обеспечить
безубыточность деятельности
Обеспечить выполнение
мероприятий на сумму более 95 млн. руб.
|
2. Качество
|
Повышение качества и
потребительских свойств выпускаемой модели. Решение этой задачи видится в
развитии и совершенствовании системы качества ОАО «ЗМА», завод микролитражных
автомобилей - четвертое предприятие группы предприятий ОАО «КАМАЗ»,
получившее сертификат соответствия своей продукции системы качества требованиям
ГОСТ Р I1С0-9002-96. Провести проверку систем качества поставщиков.
|
3. Развитие
|
На Совете директоров
утверждены основные направления деятельности ОАО «3МА» на ближайшие шесть
лет. Главной целью является достижение 10-процентной рентабельности. А для
этого необходимо увеличить производство до 100 тысяч автомобилей в год.
Реализовать проект по усовершенствованию цеха сварки на сумму 160 млн. руб.
|
4. Маркетинг
|
Выход на экспортные
рынки для получения дополнительных гарантий успешной продажи автомобилей,
изъятых из бартерного оборота. Доведение уровня экспорта до 20% от общего
объема.
Достижение 10%
реализации запасных частей к объему товарной продукции.
|
5. Социальные
|
Выполнить социальный
заказ на сумму 4,2 млн. руб. Не допустить образования задолженности по
заработной плате.
|
3.2. Уровни управления в
организации
Основной
принцип построения организационной структуры ОАО «ЗМА» - это распределение
различных функций на предприятии между вертикально интегрированными службами.
При такой
организации отношений между элементами структуры каждая служба подчиняется
общей иерархии, подразделяясь на уровни.
В сущности, все недостатки линейно – функциональных структур, не позволяющие им
быстро приспосабливаться к новым быстро меняющимся условиям рынка, сводятся к
одному: затруднено движение информации. Во – первых, медленно принимаются решения,
т.к. обсуждение проблем происходит по всей иерархической цепочке снизу вверх
внутри каждого функционального подразделения. Во – вторых, качество решений на
высшем уровне определяется уже не столько компетентностью самих руководителей и
специалистов (она может быть и высокой), сколько надежностью и достоверностью
поступившей к ним информации. Поскольку у руководителей среднего звена
появляются возможности влиять на решения, принимаемые на высшем уровне, в
собственных интересах или в интересах своей функциональной службы, линейно –
функциональная структура порождает «ведомственность» внутри компании – со всеми
отрицательными последствиями этого явления.
3.3. Характеристика персонала предприятия
Одним из
важнейших направлений комплексного реформирования и развития ОАО «ЗМА» является
усовершенствование системы управления персоналом. Каждый год разрабатывается
программа «Персонал», отражающая планируемые к проведению мероприятия по
улучшению социально-трудовых показателей предприятия, повышению квалификации и
мастерства работников. В соответствии с данной программой систематически
проводятся тематические лекции по различным проблемам: обеспечение персоналом,
профессиональная подготовка и переподготовка кадров, укрепление трудовой
дисциплины, развитие социальной сферы, оздоровление персонала, работа с
молодежью и т.д.
Политика в
области организации и мотивации работников направлена на увеличение объемов
производства, роста производительности труда и снижения затрат на оплату труда.
Обучение
персонала проводится по следующим основным направлениям:
- целевая
подготовка и переподготовка рабочих по специальностям узкого профиля для цеха
окраски кузовов и цеха сварки кузовов;
- курсы повышения
квалификации среднего звена управления на базах в Москве, Санкт-Петербурге,
Казани, Тольятти и на собственной базе;
- обучение высшего звена управления
по Президентской программе подготовки управленческих кадров.
На 1.11.2003
численность работников ОАО «ЗМА» составила 3222 человек. По сравнению с
01.01.2002 численность работников возросла на 453 человека.
№
|
Наименование
|
Количество
человек
|
1
|
РСиС
|
451
|
2
|
Рабочие
|
1
771
|
|
По полу:
|
|
M
|
Мужчины
|
1
180
|
W
|
Женщины
|
1
042
|
|
По возрасту:
|
|
a
|
до
25 лет
|
455
|
b
|
от
25 до 45 лет
|
1
301
|
c
|
старше
45 лет
|
466
|
|
По образованию:
|
|
а
|
неполное
среднее
|
50
|
б
|
среднее
|
1
237
|
в
|
среднее
специальное
|
655
|
г
|
высшее
|
288
|
Должность
|
Кол .(чел)
|
руб.
|
Выплаты
|
Генеральный директор
|
1
|
58000
|
ежемесячно
|
Зам. генерального директора
|
2
|
35000
|
ежемесячно
|
Главный бухгалтер
|
1
|
25000
|
ежемесячно
|
Бухгалтер
|
10
|
15000
|
ежемесячно
|
Главный инженер
|
3
|
45000
|
ежемесячно
|
Главный энергетик
|
1
|
25000
|
ежемесячно
|
Начальник охраны
|
1
|
14000
|
ежемесячно
|
Сотрудники охраны
|
36
|
6500
|
ежемесячно
|
уборщицы
|
32
|
3000
|
ежемесячно
|
Доля затрат на
заработную плату в общих административных издержках- 40% Производство.
Должность
|
Кол, (ч ел)
|
руб.
|
Выплаты
|
Начальник цеха
|
6
|
24000
|
ежемесячно
|
Мастер
|
21
|
12750
|
ежемесячно
|
Производственные рабочие
|
312
|
5500
|
ежемесячно
|
Производство
Должность
|
Ко л. (ч ел)
|
руб.
|
Выплаты
|
Начальник цеха
|
6
|
24000
|
ежемесячно
|
Мастер
|
21
|
12750
|
ежемесячно
|
Производственные рабочие и ИТР
непосредственно-занятые изготовлением продукции.
|
330
|
5500
|
ежемесячно
|
Наладчики оборудования
|
32
|
4500
|
ежемесячно
|
Производство рассчитано на работу в 2 смены по 8
часов каждая при 250 рабочих днях в году и коэффициенте использования рабочего
времени 0,7. Заработная плата повременная. Доля затрат на заработную
плату в производственных накладных расходах - 92% Доля затрат на заработную
плату в общей сумме производственных затрат - 6,6%.
Заключение
В заключение данной работы
необходимо заметить, что организация – группа людей с осознанными общими
целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которая
позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально.
Цели есть
конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится
добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает
цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный
механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации
знать, к чему они должны стремиться.
От внутренних
переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их
взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех
организации также зависит от внешнего окружения организации, без которого не
возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать
внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию,
относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного
воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения
взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности
и неопределенности.
Таким образом, главное что
необходимо усвоить – то что внешние факторы в совокупности с факторами
внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование
организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер
должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного
из виду, и принимать верное решение.
Важно заметить,
что от внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации,
и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации.
Однако успех
организации также зависит от внешнего окружения организации, без которого не возможен
жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее
окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к
среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия.
Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и
взаимодействуют между собой.
Список литературы
1. Управление организацией:
Учебник/Под ред. Н.А. Соломатина. – М.: Инфа-М, 2004.
2. Медынский В.Г., Шаршукова
Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 2004.
3. Друкер П. Инновации и
предпринимательство. – М., 2005.
4. Глущенко В.В., Глущенко И.И.
Разработка управленческого решения. Прогнорзирование-планирование. Теория
проектирования экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 2004.
5. Твисс Б. Управление
научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 2005.
6. Санто Б. Инновация как
средство экономического развития. – М.: Прогресс, 2004.
7. Водачек Л., Водачкова О.
Стратегия управления инновации на предприятии. - М.: Экономика, 2005.
8. Инновационный процесс в
странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)./Под ред. Рудаковой
И.Е. - М.: изд-во МГУ, 2004.
9. Методические указания по
оценке эффективности инвестиционных проектов и их для финансирования. - М.:
“Информэлектро, 2005.
10. Морозов Ю.П. Управление
технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. - Н. Новгород,
1995.
Приложение 1.
Организационная структура ОАО «ЗМА»
Директор по развитию лизинговых и коммерческих
операций
Отдел маркетинга и экспорта
Отдел гарантийно-технического обеспечения
Зам. ГД по обеспечению. Директор по закупкам
|
|
Отдел сбыта
Отдел внешней кооперации
Отдел материально-технического обеспечения
Цех транспортно-складских операций
Механосборочный цех
Цех сварки кузовов
Цех пластмассовых изделий
Цех окраски кузовов
Цех сборки и сдачи автомобилей
Производственно-диспетчерский отдел
Бюро анализа систем качества
Отдел технического контроля
Отдел трудовых отношений и организационного
развития
Отдел по работе с персоналом
Отдел социального развития
Столовая
Планово-бюджетный отдел
Финансовый отдел
Отдел информационных систем и вычислительной
техники
Бухгалтерия
|