бесплатные рефераты

Бухгатерский учёт: теоретические вопросы

Бухгатерский учёт: теоретические вопросы

Содержание контрольной работы по дисциплине «Бухгалтерский учёт»


Вопрос 1. Бухгалтерский учёт как информационная система, его правовое и методическое обеспечение......................................................... 2

Информация и её значение в управлении.......................... 2

Бухгалтерский учёт – составная часть управленческой  и информационной системы организации.............................. 2

Система нормативного регулирования бухгалтерского    учёта в Российской  Федерации........................................................ 5

Вопрос 2. Учёт реализации  продукции (работ, услуг)............. 9

Определение момента продажи продукции, работ, услуг и их оценка 9

Документальное оформление продажи

продукции, работ, услуг..................................................... 12

Учёт продажи продукции.................................................... 13

Вопрос 3. Учётная политика организации............................... 22

Понятие и формирование учётной политики..................... 22

Основные нормативные документы................................... 25

Выбор техники, формы и организации

 бухгалтерского   учёта....................................................... 27

Раскрытие учётной политики............................................. 28

Список используемой литературы............................................ 30

 

Вопрос 1. Бухгалтерский учёт как информационная система, его правовое и методическое обеспечение


Информация и её значение в управлении

Понятие управления организацией. Под управлением принято понимать направленное воздействие администрации хозяйствующего субъекта на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счёт повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, освоения рынков сбыта и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива организации. Собственно управление сводится к постановке конкретных задач, принятию оптимальных решений и организации контроля, оперативного регулирования и оценки полученных результатов.

Основой разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии управляемого объекта и его окружения, выполнении управляющих команд и выходных обобщающих результатах. Например, для постановки конкретных задач по управлению производством необходимы значения внешних условий, в которых действует хозяйствующий субъект, значительный объём плановой, технологической, статистической информации, данных бухгалтерского и оперативного учёта. Контроль и оперативное регулирование осуществляются в основном по данным бухгалтерского учёта. Для оценки результатов управленческих решений используются, как правило,  данные планирования (прогнозирования) и бухгалтерского учёта.

Информационная система для целей управления состоит из взаимосвязанных подсистем (конструкторской, технологической, экономической информации). Среди перечисленных подсистема экономической информации занимает наибольший удельный вес по объёму и значимости в принятии управленческих решений.

Экономическая информация подразделяется на следующие виды – плановая, нормативная (нормы, нормативы, тарифные ставки, ценники), учётная (данные бухгалтерского учёта), прочая информация (условия рынка сбыта продукции, сегментарная информация, материалы аудиторских проверок и/или ревизий, объяснительных и докладных записок, деловая переписка и другими организациями и т.п.). В общей совокупности экономической информации около 2/3 её объёма составляют данные бухгалтерского учёта.


Бухгалтерский учёт – составная часть управленческой  и информационной системы организации


Юридически ни одна организация независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности не может функционировать без ведения бухгалтерского учёта, поскольку только данные учёта обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации; синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и  кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяют управлять хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение плановых показателей, разрабатывать перспективные направления развития организации. Таким образом, бухгалтерский учёт является составной частью управленческой и информационной системы организации.

Учётная информация служит основой для принятия управленческих и экономических и финансовых решений. При этом она обеспечивает выполнение таких важнейших функций управления, как планирование, контроль, анализ и регулирование.

Планирование (задание) – процесс, включающий постановку цели, изыскание путей её достижения и выбор оптимальных вариантов решения. Планирование на текущий период и на перспективу невозможно без информации о предстоящих материальных затратах, о предполагаемой прибыли.

Контроль – процесс, позволяющий определить фактическое выполнение заданий, для чего фактические затраты, расходы, доходы и финансовые результаты и другие показатели сопоставляются с плановыми. Контроль за состоянием и движением имущества организации, исполнением обязательств и хозяйственными операциями осуществляется с целью предотвращения негативных явлений в хозяйственной деятельности, выявления внутренних резервов. Внутренний контроль в организациях может быть предварительным (до совершения хозяйственных операций); текущим (во время осуществления операций); заключительным (после завершения операции). Внешний финансовый контроль осуществляют инвесторы, кредиторы, счётная палата, банки, казначейство, контрольно-ревизионное управление, налоговая инспекция и налоговая полиция, другие органы контроля.

Контрольная функция бухгалтерского учёта предполагает обеспечение сохранности имущества организации за счёт использования развёрнутого (рабочего) Плана счетов бухгалтерского учёта, который охватывает все аспекты движения и хранения материальных ценностей, денежных средств, других ресурсов и операций.

Анализ – процесс последовательного изучения принятых решений для их оценки, выявления причин отклонений фактических показателей деятельности организации от базисных (нормативных, плановых, данных предыдущих периодов). Если цель деятельности организации не достигнута, то аналитическим путём выясняются причины, обусловившие данную ситуацию (например, недостатки планирования, контроля, невыполнимость поставленной деятельности).

Регулирование охватывает процессы реализации управленческих решений, принятие мер, направленных на устранение негативных отклонений в деятельности организации.

Существуют внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации. Внутренних пользователей можно разделить на три группы: администрация организации; внешние (сторонние) пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи с непрямым (косвенным) интересом. В данном контексте можно считать, что администрацию представляют лица, занятые в аппарате управления организации, собственники, менеджеры, руководители и специалисты подразделений, учредители, участники, совет директоров, трудовой коллектив, которым необходима учётная информация для осуществления планирования, контроля, оценки деловых операций, выполнения других функций. Руководство организации относится к числу основных пользователей бухгалтерской информации. Для него состав информации определяется в зависимости от выполняемых им функций и занимаемой должности. Собственников, учредителей и первых руководителей организации, например, больше всего интересуют прибыльность, размер чистых активов и ликвидность (соотношение платёжных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и другая разнообразная дополнительная информация, необходимая для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Трудовой коллектив организации интересует устойчивость деятельности организации, возможность получения дивидендов.

Внешние пользователи – сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом. Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются имеющиеся или потенциальные инвесторы, банки, поставщики и другие кредиторы, конкуренты, которые пользуются информацией, содержащейся не только в бухгалтерской отчётности. По полученным данным они делают выводы о финансовых перспективах организации, о её ликвидности, платёжеспособности. К сторонним пользователям бухгалтерской информации с косвенным интересом относятся органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, налоговые, финансовые органы, органы государственной статистики, аудиторские фирмы и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и т.п.).

Налоговые и финансовые органы (казначейство), в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право получать не только отчётную, но и всю другую учётную информацию организации, необходимую для проверки правильности уплаты федеральных, региональных и местных налогов. Учётная информация представляется по требованию контролирующих органов и вышестоящих органов управления, используется аудиторами, осуществляющими по договору аудиторскую проверку организации.

Сторонние пользователи, имеющие право на всю или часть внутренней учётной  информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации в соответствии с действующим законодательством.

Остальным сторонним пользователям информации необходимы в основном данные бухгалтерской отчётности (как правило, для оценки финансового состояния организации). Эту информацию они могут получить в органах государственной статистики или непосредственно в организации.

Для пользователей особенно важна качественная и полезная бухгалтерская информация. Полезность характеризуется такими признаками, как ценность (значимость) и надёжность (достоверность) информации.

Ценность (значимость) информации определяется её возможностью оказывать влияние на принятие тех или иных управленческих решений. Факторами, определяющими ценность информации, выступают своевременность, прогностичность, наличие обратной связи с источником информации.

Надёжность (достоверность) – это предоставление пользователю правдивых, полных и объективных данных. Для этого информация должна обладать прозрачностью и нейтральностью.


Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской  Федерации


Задачи и содержание системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта. Целью нормативного регулирования бухгалтерского учёта является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Переход на рыночные рельсы экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учёта в организации, а также определения роли государственных органов в её создании.

Новая система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России состоит из документов четырёх уровней.

Уровень

Виды документов

Организации, участвующие в принятии документов

Первый уровень – законодательный

Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации

Федеральное Собрание, Президент Россий-ской Федерации, Правительство Российск-ой Федерации, Министерство финансов Российской Федерации

Второй уровень – нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту

Министерство финансов Российской Федерации

Третий уровень – методический

Методические указания, План счетов и Инструкция по его применению

Министерство  финансов  Российской Фе-дерации, Федеральные  органы   исполни-тельной власти, Институт профессиональ-ных бухгалтеров России

Четвёртый уровень – организационный

Документы, формирующие учётную политику организации (орг.-расп. док-ты)

Организации независимо от организацион-но-правовых форм деятельности.

Первый уровень документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента Российской Федерации, постановление Российской Федерации), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учёта в организации, а также представление бухгалтерской отчётности. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», где закреплён ряд важных принципов и правил бухгалтерского учёта, определена организационная основа регулирования бухгалтерского учёта, изложены  основы его ведения, начиная с первичных документов и кончая бухгалтерской отчётностью.

Весьма важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учётной работы. Среди  них: наличие самостоятельного бухгалтерского баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчёта; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ; порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц. Во второй части ГК РФ раскрыт механизм договорной работы, являющийся основой формирования оправдательной и первичной учётной документации, и заложены подходы к отражению конкретных хозяйственных операций в бухгалтерском учёте.

К этой группе документов можно отнести федеральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», в которых решаются важные вопросы, касающиеся отдельных моментов реализации бухгалтерского учёта в зависимости от особенностей организационно-правовой формы юридического лица.

Особняком в первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, появление которого связано с нормой Федерального закона «О бухгалтерском учёте» в части осуществления Правительством Российской Федерации  общего методологического руководства бухгалтерским учётом в Российской Федерации. В целях реализации данной нормы оно возложило на Министерство финансов Российской Федерации основные функции общего методологического руководства бухгалтерским учётом и обязало его разработать и утвердить указанное Положение.

Как известно, в настоящее время поэтапно разрабатывается и вводится Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором определены некоторые вопросы, связанные с бухгалтерским учётом. Так, налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных регистров  бухгалтерского учёта и (или) иных документально подтверждённых данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанным с ним. Тем самым законодательно не стоит вопрос об организации отдельного налогового учёта для целей налогообложения.

Второй уровень системы нормативного регулирования формируют  положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, утверждаемы только Минфином России. Они должны охватить  требования, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской отчётности, условно в разрезе трёх групп: общие вопросы раскрытия информации; активы и обязательства организации; финансовые результаты её деятельности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учёта и составлению бухгалтерской отчётности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой экономики.

В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учёта, обеспечивающие доступность и полезность финансовой информации; изложены  основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учёта; приведены возможные бухгалтерские приёмы для раскрытия конкретного механизма применения их к определённому виду деятельности. Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня – методических указаниях по ведению бухгалтерского учёта, в том числе инструкциях, рекомендациях и т.д. К первой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, науке и других отраслях; методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчётности и другое. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению. К ним же можно причислить многочисленные указания Минфина России по вопросам, возникающие впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, договор о доверительном управлении имуществом, векселя и казначейские обязательства).

Кроме министерства финансов Российской Федерации данную группу документов формируют органы исполнительной власти, ответственные за состояние дел в подведомственных видах деятельности и отраслях экономики, добровольные объединения  юридических лиц и т.п., а также профессиональные организации бухгалтеров. Недаром правительство одобрило предложение о привлечении  к этой работе Института профессиональных бухгалтеров России.

Трудно назвать необходимое число методических указаний по бухгалтерскому учёту. Можно лишь констатировать, что в перечне подлежащих разработке первоочередных положений по бухгалтерскому учёту оказалось около 30 тем, а по методическим указаниям перспективы необозримы, поскольку они разрабатываются применительно к важнейшим отраслям экономики и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок), - их число может достигать 300.

Четвёртый уровень в системе регулированию должны занимать рабочие инструменты организации, формирующие её учётную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документом об учётной политике организации здесь имеется ряд других документов – внутренние инструкции, необходимые  для успешной организации и ведения бухгалтерского учёта в системе управления  организацией и решения задач её функционирования. Повышается роль самой организации в становлении новой учётной политики в тесной увязке с системой управления (которую следует кардинально менять), переобучением кадров, наполнением новым содержанием привычных функциональных структур. Эта работа выполняется организацией самостоятельно или с привлечением консультационных (аудиторских) организаций.

Предстоит большая работа по наполнению системы соответствующими документами (разработка новых, переработка и уточнение действующих нормативных актов) с учётом соблюдения международных принципов и общепринятых правил в области бухгалтерского учёта, а также максимального сохранения  национальных традиций. Это требует больших интеллектуальных и финансовых затрат со стороны  всех участников, заинтересованных в цивилизованном переходе экономики страны к рыночным отношениям. На момент подписания учебника в печать Минфином России разработаны и утверждены 15 Положений по бухгалтерскому учёту и несколько десятком методических указаний.


Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике


Говоря о российской системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта, нельзя обойти вниманием Концепцию бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, разработанную на основе скрупулёзного анализа российской  и международной практики, мировых тенденций развития бухгалтерского учёта. В ней сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учёта до 2010 г.

Концепция является основой построения системы бухгалтерского учёта в стране, хотя и принята профессиональными организациями бухгалтеров. Она призвана:

обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах в организации и ведению бухгалтерского учёта. К этой категории специалистов относятся заинтересованные пользователи информации, формируемой в бухгалтерском учёте, которыми считаются юридические и физические  лица, имеющие какие-либо потребности информации об организации и обладающими достаточными познаниями и навыками для того, чтобы эту информацию оценить, использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать её. Такими специалистами также являются разработчики нормативных документов по бухгалтерскому учёту и иных документов, связанных с вопросами бухгалтерского учёта и студенты, изучающие эту специальность;

быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учёту. Изложенные в Концепции понятия и правила служат основной точкой при формировании нормативных документов;

быть основой принятия решений по вопросам, ещё не урегулированным нормативными актами. Ввиду поэтапности разработки и утверждения положений по бухгалтерскому учёту часто возникает необходимость решения вопросов, не нашедших в них воплощения. Концепция даёт ответы на эти вопросы или предлагает подходы к их решению, являясь в таких случаях основой для соблюдения  требования приоритета содержания перед формой;

помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчётности.


В Концепции изложены: цель бухгалтерского учёта (отдельно для внутренних и для внешних пользователей); основы организации бухгалтерского учёта; содержание информации, формируемой в бухгалтерском учёте, и требования, предъявляемые к ней; состав информации, предназначенной для  внешних пользователей; критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов; оценка активов, обязательств, доходов, расходов.

 

Вопрос 2. Учёт реализации  продукции (работ, услуг)


Определение момента продажи продукции,

работ, услуг и их оценка


Понятие проданной продукции

Продажей продукции завершается кругооборот средств организации, в результате чего создаётся возможность из полученной выручки произвести расчёты с поставщиками материалов, с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам, прочими кредиторами.

Продажа продукции, работ и услуг должна позволить не только возместить затраты по их производству и сбыту, но и получить прибыль – один из важнейших источников расширения и обновления производства.

Продукция, работы и услуги считаются проданными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю, от производителя к потребителю. С этого момента их стоимость включается в объём выручки и доход организации. Объём выручки от продажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг является важнейшим показателем, характеризующим производственную и финансовую деятельность коммерческой организации, производственного предприятия.

В бухгалтерском учёте организации (предприятия) выручка принимается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств, иного имущества, или в размере возникшей дебиторской задолженности.


Признание выручки от продажи в бухгалтерском отчёте. В бухгалтерском учёте выручка от продажи продукции, работ, услуг признаётся при наличии следующих условий: организация имеет право на получение этой выручки согласно конкретному договору купли-продажи или иному обоснованию; сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что произойдёт увеличение средств или экономических выгод; право владения, использования и распоряжения продукцией перешло от изготовителя к потребителю, работа принята заказчиком, услуга оказана определённой организации или физическому лицу, произведённые расходы по данной операции могут быть определены.

Оплата продукции, работ, услуг может производиться денежными средствами, валютой, или иным имуществом (сырьём, материалами, товарами и т.д.). Поступление средств от продажи отражается в бухгалтерском учёте на основе расчётно-платёжных документов (платёжных поручений, платёжных требований, приходных кассовых ордеров, товарных накладных, …).

По данным отгрузочных и расчётных документов определяется объём выручки от продажи, в который включается стоимость отгруженной (или оплаченной) продукции и полуфабрикатов собственного производства другим организациям, выполненных работ и оказанных услуг для заказчиков, готовых изделий и полуфабрикатов, отпущенных своим обслуживающим производством и хозяйством. Если продукция (изделия, полуфабрикаты) потреблена в своём производстве, то её стоимость не входит в выручку от продажи. Показатель выручки используется при проведении анализа хозяйственной деятельности организации, разработке бизнес-плана, налогообложении и т.д.

Оценка продукции, работ, услуг. В текущем учёте продаваемая продукция оценивается: по фактической производственной себестоимости (с включением всех затрат или только прямых затрат), плановой (нормативной) производственной себестоимости или продажным ценам. Если организация применяет плановую (нормативную) себестоимость или продажные цены, то по окончании отчётного месяца исчисляется фактическая себестоимость проданной продукции, работ, услуг.  При расчёте фактической себестоимости используются данные об остатке продукции на складе (в отгрузке) и о выпуске или её отгрузке за месяц по учётным ценам (плановая или нормативная себестоимость, продажные цены) и по фактической себестоимости. При этом исчисляется коэффициент отношения фактической себестоимости к стоимости по учётным ценам, который умножается на стоимость по учётным ценам проданной продукции.

Продажа продукции (работ, услуг) производится: по свободным отпускным ценам м тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость (НДС), по государственным регулируемым оптовым ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС, и по государственным розничным ценам, включающим в себя НДС. Свободные продажные цены согласовываются сторонами сделки, то есть продавцом и покупателем. Если в расчётах используются свободные договорные цены, то они могут быть проверены со стороны налоговых органов. Проверке подвергаются цены при отклонении их более чем на 20% от уровня рыночных цен на идентичные изделия, цены по договорам, заключаемым между взаимозависимыми организациями, по товарообменным операциям и внешнеторговым сделкам..

Проверка цен, указанных в договоре, осуществляется

          на основе документально подтверждённой информации, полученной из официальных источников о рыночных ценах. К официальным источникам относится следующая информация: о биржевых котировках и рыночных ценах, опубликованных в печатных изданиях государственными органами по статистике и органами, регулирующими ценообразование, а также заключения экспертов, имеющих право на осуществление оценочной деятельности;

методом цены последующий продажи. При этом методе в основу проверки берётся цена, по которой в последующем продавалась продукция. Этот метод используется в случае отсутствия на рынке сделок по идентичным или однородным товарам;

затратным методом, при котором рыночная цена рассчитывается как сумма произведённых расходов и обычной прибыли для данной сферы деятельности. Обычный размер прибыли равен уровню рентабельности, сложившемуся по аналогичным товарам. Сведения об уровне рентабельности получают от органов статистики и ценообразования.

К стоимости продукции по продажным ценам добавляется акциз (по подакцизной продукции) и НДС, а при продаже её за наличный расчёт и налог с продаж. Сумма  акциза определяется по отношению к продажной цене. По НДС в качестве налогооблагаемой базы берётся стоимость по продажным ценам, а по подакцизной продукции к цене добавляется акциз.

При определении налоговой базы по налогу с продаж в стоимость продукции включаются налог на добавленную стоимость и акциз для подакцизной продукции. По НДС и налогу с продаж ставка устанавливается в процентах, по подакцизной продукции в зависимости от её вида: по адвалорным ставкам (в процентах) – ювелирные изделия, автомобили легковые или по специфическим ставкам (в рублях и копейках) – алкогольная продукция и табачные изделия.

          Пример. Проданы ювелирные изделия за наличный расчёт стоимостью по продажным ценам  5000 руб., ставка акциза составит: 250 руб. (5000 * 5 : 100); налога на добавленную стоимость: 1050 руб. [(5000 + 250) * 20 : 100]; налога с продаж: 315 руб. [(5000 + 250  + 1050) * 5 : 100]. От покупателя должна быть получена сумма 6615 руб. (5000 + 250 + 1050 + 315).

В выписываемых расчётно-платёжных документах указываются: цена, количество продукции, стоимость продукции по продажным ценам, акциз, НДС, налог с продаж и общая сумма к получению.

Важной предпосылкой организации учёта продажи продукции, достоверного исчисления финансовых результатов является наличие своевременно и правильно оформленных договоров продажи, первичных документов, графика документооборота, номенклатуры-ценника на производимую продукцию.

К задачам учёта продаж продукции относятся:


контроль за своевременным и правильным оформлением первичных документов по сбыту и продаже продукции;

своевременная выписка и предоставление покупателю и банку расчётно-платёжных документов;

обеспечение информацией о наличии и движении продукции руководителей соответствующих подразделений в целях осуществления контроля за своевременным оприходованием, отгрузкой и сохранностью готовой продукции;

контроль за своевременным поступлением денежных средств от продажи продукции, сверка взаимных расчётов с покупателями.


Документальное оформление продажи

продукции, работ, услуг

 


Договор поставки. Отгрузкой и отпуском продукции занимается отдел сбыта (маркетинга) организации. Работники этой службы заключают договоры с покупателями, оформляют документы на отгружаемую продукцию, осуществляют оперативный учёт движения продукции на складе, контролируют выполнение договорных обязательств, своевременность поступления средств от покупателей.

Отгрузка продукции осуществляется в соответствии с договором купли-продажи (поставки), заключаемым между продавцом и покупателем. По договору купли-продажи продавец обязуется передать продукцию в собственность покупателю, а покупатель – принять и оплатить её.

В договоре указываются наименование, количество, ассортимент, качество, комплектность поставляемой продукции, цена, порядок расчётов, почтовые и платёжные реквизиты поставщика и покупателя, отгрузочные документы, последствия нарушения условий договора и т.д. Согласно договору оплата продукции может производится предварительно до отгрузки или после её передачи получателю. При предварительной оплате в договоре указывается номер перечисляемого аванса.

Документальное оформление отгрузки. Отпуск со склада продукции оформляется первичными документами. Отдел сбыта (маркетинга) на основании договора поставки и графика отгрузки выписывает приказ-накладную, где указываются покупатель, наименование изделий, количество продукции, подлежащей отпуску и фактически отпущенной, договорная цена, сумма, стоимость упаковки, оплачиваемой сверх цены на продукцию. После оформления приказ-накладная передаётся на склад. Отпуск продукции со склада подтверждается в приказе-накладной подписью кладовщика и получателя или экспедитора отдела сбыта, если продукция отправляется железнодорожным, водным или автомобильным транспортом. При отгрузке продукции по железной дороге выписывается также железнодорожная накладная.

Приказ-накладные и железнодорожные накладные передаются в финансовый отдел или бухгалтерию организации для выписки расчётно-платёжных документов. В расчётно-платёжных документах указываются наименование поставщика, его адрес, банковские реквизиты плательщика и его адрес, грузополучатель, наименование изделий, количество, цена, сумма, а также стоимость упаковки, железнодорожный тариф и общая сумма к оплате. Расчётно-платёжные документы подписываются руководителем и главным бухгалтером организации. На продукцию, отправляемую автотранспортом, выписывается товарно-транспортная накладная. У поставщика она заменяет приказ-накладную, а у покупателя – приходный ордер. Если покупатель вывозит продукцию со склада на своём транспорте, то основание для  отпуска продукции со склада является накладная, выписываемая отделом сбыта поставщика, и доверенность, выдаваемая покупателем своему представителю.

Выполненные работы и оказанные услуги оформляются приёмочно-сдаточным актом, где указываются виды работ и услуг, их объём и стоимость. Такой акт подписывается представителями заказчика и подрядчика.

При предварительной оплате продавец выписывает счёт, на основе которого покупатель перечисляет деньги за предстоящую отгрузку. Кроме перечисленных первичных документов на отгружаемую продукцию, на выполненные работы и оказанные услуги подрядчик выписывает счёт-фактуру, используемую продавцом и покупателем для исчисления налога на добавленную стоимость.


Учёт продажи продукции


Синтетический счёт учёта продаж. Для учёта выручки от продажи продукции, её себестоимости, получаемых налогов от покупателей и выявления финансовых результатов от обычной деятельности организации используется синтетический счёт Продаж.

По дебету счёта показывается фактическая себестоимость  проданной продукции, а по кредиту – выручка от продажи или поступивший от покупателей платёж. Фактическая себестоимость продукции, работ и услуг включает производственную себестоимость и расходы по продаже. При этом если текущий учёт движения продукции, работ, услуг ведётся по учётным ценам (плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена), то на дебете счёта Продаж отражается их стоимость по учётным ценам и разница между фактической себестоимостью и учётной стоимостью.

Фактическая производственная себестоимость продукции может также исчисляться по прямым издержкам производства, то есть по сокращённому их перечню. При этом общехозяйственные  (управленческие) расходы списываются непосредственно на продажу продукции и показываются обособленно на дебете счёта Продаж. По дебету счёта Продаж находят отражение также причитающиеся бюджету налоги (акциз, НДС и налог с продаж).

Выручка, поступивший от покупателя платёж отражаются по кредиту счёта Продаж общей суммой, включающей стоимость продукции по продажным ценам и причитающиеся к получению с покупателей налоги (акциз, НДС, налог с продаж).

По окончании отчётного периода на счёте Продаж подсчитываются итоги по дебету и кредиту, затем они сопоставляются между собой, в результате чего выявляется конечный финансовый результат. Если итог по кредиту больше итога по дебиту, то это означает, что организация получила прибыль, превышение дебетового итога над кредитовым показывает убыток. Прибыль отражается по дебету, а убыток – по кредиту счёта Продаж, подсчитываются дебетовый и кредитовый обороты, которые должны быть равны между собой, остатка на этом счёте быть не должно.

Отражение слагаемых обороты дебета и кредита счёта Продаж представим следующим образом.


Дебет                                                 Счет Продаж                                                             Кредит

1.      Стоимость проданной продукции  по учётным ценам (плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена)

2.      Разница между фактической себестоимостью и стоимостью по учётным ценам

3.      Расходы на продажу

4.      Управленческие расходы.

5.      Акциз

6.      Налог на добавленную стоимость

7.      Налог с продаж

8.      Прибыль от продажи продукции (при превышении себестоимости по продажным ценам над себестоимостью проданной продукции)

1.




2.


Сумма к получению от покупателей (стоимость продукции по продажным ценам, акциз, НДС, налог с продаж)

Убыток (при превышении себестоимости над стоимостью по продажным ценам)

Оборот по дебету


Оборот по кредиту


К счёту Продаж открываются субсчета «Выручка», «Себестоимость продаж», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Прибыль/убыток от продаж»; сведения по каждому субсчёту отражаются за каждый отчётный период в накопительном порядке, и, следовательно, в течение года они не закрываются.

По окончании квартала, полугодия, девяти месяцев сопоставлением суммы дебетового оборота по субсчетам «Себестоимость продаж», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы» и кредитового оборота по субсчёту «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль, убыток) от продаж за отчётный период и с начала года. Выявленный финансовый результат списывается с субсчёта «Прибыль/убыток от продаж» на  счёт Прибылей и убытков. В результате этой записи синтетический счёт Продаж закрывается, а субсчёта остаются открытыми. Закрытие субсчетов осуществляется по окончании отчётного года оборотами за декабрь внутренними бухгалтерскими записями на субсчёте «Прибыль/убыток от продаж» счёта Продаж.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ