бесплатные рефераты

Бюджет ЕС. Проблема формирования и расходования средств. Роль бюджета в развитии и углублении европе...

На трехстороннем заседании 9 ноября 1994 г. Парламент, Совет и Комиссия достигли согласия по изменению финансовой перспективы 1993-1999 гг., которые были сделаны в связи со вступлением Австрии, Финляндии и Швеции в ЕС. Новые финансовые рамки Сообщества были одобрены Советом 5 декабря 1994 г., а Парламентом – 13 декабря 1994 г. Это позволило не только сохранить Межинституциональное соглашение, но и вовремя принять бюджет на 1995 г., который действовал в отношении всех 15 членов Союза. Для того, чтобы успешно противостоять вызовам расширения, было принято решение об увеличении максимального объема расходов двум категориям. Так были увеличены расходы на проведение ЕСХП (категория №1) и структурные операции (категория №5). Для Структурных фондов было создано новое направление деятельности – «регионы с плотностью населения менее 8 человек на 1 кв. км», которые включают север Финляндии и Швеции. Кроме того, в финансовую перспективу была внесена новая категория расходов, из которой Австрия, Финляндия и Швеция должны были получать компенсации в период 1995-1998 гг. по линии сельскохозяйственной помощи. Компенсации выплачивались, поскольку эти страны не получили в 1995 г. из бюджета прямой помощи по программе ЕСХП и были вынуждены из своих национальных бюджетов оказывать поддержку аграрному сектору с тем, чтобы цены на сельскохозяйственные товары на национальных рынках были приведены в соответствие с ценами в ЕС.

Также в финансовой перспективе были увеличены расходы по статьям, которые не имели прямого отношения к расширению ЕС. На проведение программы по достижению мира в Северной Ирландии бюджет Структурных фондов был увеличен на 200 млн. евро в течение 1995-1997 гг. Для модернизации текстильной промышленности Португалии в 1994 г. было принято решение об увеличении на 400 млн. евро расходов по категории «Внутренняя политика».

В июле 1997 г. Комиссия опубликовала документ «Программа 2000: движение к более сильному и широкому Союзу», в которой содержались предложения по реформированию ЕСХП, новой политике экономического и социального сплочения, организации программ помощи странам, которые в недалеком будущем присоединятся к ЕС. Также рассматривались последствия дальнейшего расширения ЕС и система финансирования деятельности группировки. В марте 1998 г. Комиссия представила на рассмотрение Совета и Парламента финансовую перспективу на 2000-2006 гг. и проект нового Межинституционального соглашения. Основные компоненты Программы-2000 были одобрены на заседании Европейского Совета в Берлине 24-25 марта 1999 г., а 6 мая 1999 г. Парламент одобрил новое Межинституциональное соглашение, которое включало в себя финансовую перспективу на 2000-2006 гг. В новой финансовой перспективе были сохранены принципы предыдущих программ. 29 сентября 2000г. Совет одобрил новое решение по системе собственных ресурсов ЕС, согласно которому был увеличен объем средств, остающихся в распоряжении государств-членов после взимания таможенных пошлин и компенсационных сборов. С 2001 г. страны оставляют себе 25 % доходов от пошлин и сборов для покрытия расходов по их взиманию. Была снижена максимальная ставка отчислений с НДС – в 2000 г. она составляла 1% , в 2002-2003 гг. она будет снижена до 0,75 %, а с 2004 г. ставка будет составлять 0,5 %. Кроме того, с 2000 г. в отношении всех стран ЕС действует правило, по которому налоговая база НДС, с которой взимаются отчисления в единый бюджет, не может превышать 50 % от ВНП страны. Ранее это правило действовало лишь в отношении стран, чей ВНП в 1991 г. составлял менее 90 % среднего ВНП по Сообществу. Максимальный объем собственных ресурсов был установлен на уровне 1,27 % от ВНП Сообщества.

Глава 3. Расходование средств и роль единого бюджета в развитии и углублении европейской интеграции


§ 1. Основные направления расходования средств из единого бюджета: структура и эволюция расходов.


По мере развития интеграционных процессов требовалось все больше средств для финансирования совместных мероприятий. Объем бюджетных расходов вырос с 7,3 млн. евро в 1958 г. до 95,6 млрд. евро в 2002 г. На сегодняшний день расходная часть бюджета разделена на шесть разделов по числу институтов Сообщества: Парламент (раздел I), Совет (раздел II), Комиссия (раздел III), Суд (раздел IV), Палата аудиторов (раздел V), Экономический и Социальный Комитет и Комитет Регионов (раздел VI). Средства, внесенные в разделы I, II, IV, V и VI предназначены  исключительно для покрытия административных расходов институтов Сообщества, а расходы раздела III (Комиссия) разделены на две части – А и В. Средства, внесенные в часть А,  предназначены для финансирования административных расходов Комиссии (расходы на оплату персонала, на содержание зданий и оборудования, на публикацию официальных изданий Сообщества, субсидии отдельным учреждениям, финансирование делегаций Сообщества). В 2001 г. расходы части А составили 3,2 млрд. евро. Раздел В предназначен для финансирования операционной деятельности Сообщества, и в нем выделены восемь подразделов.

Подраздел В1 содержит расходы секции «гарантий» Европейского фонда ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА). Сельскохозяйственная политика с самого начала была одним из основных направлений интеграции и сегодня относится к числу наиболее разработанных единых политик группировки. В Римском договоре ей был посвящен специальный раздел «Сельское хозяйство» (ст. 38-47). Договор определил основные цели единой сельскохозяйственной политики (ЕСХП), к числу которых были отнесены, в частности, увеличение производства продовольствия, сокращение разрыва в доходах сельского и городского населения, достижение стабильности внутренних рынков сельскохозяйственных товаров, обеспечение населения продовольствием по разумным ценам. Осуществление ЕСХП началось в 1962 г., когда были установлены единые цены на многие виды продукции сельского хозяйства. Основными принципами регулирования стали устранение торговых барьеров во взаимной торговле, высокая степень защиты от конкуренции извне, централизованные операции по закупке продукции у фермеров по гарантированным ценам, обеспечение занятым в аграрном секторе уровня жизни, сравнимого с уровнем жизни занятых в других секторах экономики.

Финансирование мероприятий осуществляется через специально созданный в 1962 г. Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА). Фонд состоит из двух секций – секции «гарантий» и секции «ориентации». Средства секции «гарантии» расходуются на финансирование системы регулирования и поддержания единых цен, а также поддержку уровня доходов фермеров и оплату экспорта излишков в третьи страны. Секция «ориентации»[8] сельского хозяйства предназначается для реализации структурной политики в этом секторе. По этому разделу ЕС возмещает национальным правительствам до 25% расходов на помощь фермерам, производящим модернизацию своих хозяйств, выплату пенсий пожилым фермерам, профессиональную подготовку лиц, занятых в сельском хозяйстве.

В первые годы большинство мероприятий ЕСХП было направлено на создание общего аграрного рынка, поэтому финансирование шло через секцию «гарантий». В 1965 г. расходы фонда составили 28,7 млн. евро или 37,5 % от общего бюджета группировки. В 1967 г. они выросли уже до 340 млн. евро (71,4%). Рост расходов фонда, как абсолютно, так и относительно, продолжался до 1970 г., когда они составили 3 166,5 млн. евро или 93,5 % от бюджета группировки. При этом более 90 % расходов ФЕОГА шло по линии секции «гарантии», которая является обязательной статьей расхода бюджета группировки и не подлежит сокращению. Были достигнуты значительные успехи в проведении ЕСХП – степень самообеспеченности продовольствием неуклонно возрастала и Сообщество стало одним из крупнейших производителей и экспортеров аграрной продукции; за 1968-1973 гг. производительность труда в аграрном секторе росла в среднем на 7,6 % ежегодно[9]; а европейские фермеры находились в выгодных условиях, сильно отличавшихся от условий мирового хозяйства. Кроме того, ЕСХП внесла существенный вклад в смягчение региональных диспропорций на территории Сообщества. Например, в силу модернизации сельского хозяйства произошло некоторое улучшение положения на юге Италии. Важной тенденцией стало сокращение числа занятых в аграрном секторе: с 19 млн. в 1950 г. до 11,6 млн. человек в 1966 г.[10]

Однако финансовым результатом ЕСХП стал постоянный рост расходов на ее осуществление. Постоянная поддержка цен внутри Сообщества привела к перепроизводству некоторых видов продукции, что требовало дополнительных расходов на их складирование. Система наднационального регулирования сельского хозяйства поглощала огромные финансовые ресурсы, причем более 90% расходов направлялось на поддержание гарантированных цен, а не на структурные преобразования в аграрном секторе. В период с 1973 г. по 1983 г. расходы возросли более чем в 4,5 раза – с 3,6 млрд. евро до 16,3 млрд. евро. Это значительно превышало доходы, поступавшие в единый бюджет в связи с проведением ЕСХП (компенсационные сборы и сборы с производства сахара и глюкозы).

Стремительно растущие расходы на ЕСХП приводили к серьезным разногласиям между государствами. Великобритания и Германия требовали проведения реформы ЕСХП, поскольку при существовавшем тогда порядке эти страны получали гораздо меньше средств по линии ФЕОГА, чем перечисляли в бюджет. Необходимость реформы также была обусловлена тем, что в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ США и другие страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции резко критиковали проводимую в Европе политику аграрного протекционизма. Дополнительным фактором послужило присоединение к ЕЭС Греции (1981 г.), Испании и Португалии (1986 г.). С новым расширением численность занятых в сельском хозяйстве значительно возросла, а эти страны в силу своей сельскохозяйственной специализации являлись конкурентами Франции и Италии – основных экспортеров аграрной продукции внутри Сообщества. Требовалось проведение серьезных структурных перестроек в аграрном секторе Сообщества, что неизбежно влекло необходимость мощных финансовых вливаний.

Чтобы снизить непроизводительные расходы в бюджете, были проведены несколько реформ единой сельскохозяйственной политики сообщества. Первая реформа была проведена в 1972 г., что позволило снизить долю ФЕОГА  в едином бюджете ЕС до 72,5 % в 1974 г. План реформы 1983 г. предусматривал установление фиксированного предела перепроизводства, по достижении которого фермер терял право на получение гарантированной цены за свою продукцию (под действие этой нормы подпадало около трети аграрной продукции); переход к новой ценовой политике, учитывавшей реальное состояние мирового рынка сельскохозяйственной продукции и направленной на сдерживание перепроизводства; сокращение импорта продукции сельского хозяйства из третьих стран. Было предусмотрено, что расходы на ЕСХП должны возрастать более медленным темпами, чем поступление средств в бюджет Сообщества. Сообщество постепенно отходило от прежней политики, направленной на поддержание гарантированных цен  аграрного протекционизма. Теперь усилия должны быть направлены на достижение целей структурной и технологической перестройки сельского хозяйства. Доля секции «ориентации» в едином бюджете возросла с 2,0 % в 1980 г. до 2,5 % в 1985 г.

Единая сельскохозяйственная политика долгое время оставалась основным приоритетом Сообщества. За первые шесть лет деятельности ФЕОГА расходы фонда поглотили в общей сложности около 90 % бюджетных средств, собранных в 1965-1970 гг. В последующие 14 лет (1971-1984) – до того, как началось выполнение программы создания единого внутреннего рынка – на фонд выделялось более 70 % средств бюджета. Динамика расходов ФЕОГА в 1965-1987 гг. отражена в таблице 5.

Таблица 5

Динамика расходов Европейского фонда ориентации и гарантии сельского хозяйства

 

Всего расходов

в т.ч. ФЕОГА

всего

в т.ч. секции

«гарантий»

 

«ориентации»

млн.

евро

%

млн.

евро

%

млн.

евро

%

млн.

евро

%

1965

76,6 

100,0 

28,7 

37,5

28,7 

37,5 

-

-

1966

125,2 

100,0 

50,7 

40,5

50,7 

40,5 

-

-

1967

476,1 

100,0 

340,0 

71,4

340,0 

71,4 

-

-

1968

1 487,9 

100,0 

1 293,7 

86,9

1 259,7 

84,7 

34,0 

2,3 

1969

1 904,8 

100,0 

1 719,9 

90,3

1 668,6 

87,6 

51,3 

2,7 

1970

3 385,2 

100,0 

3 166,5 

93,5

3 108,1 

91,8 

58,4 

1,7 

1971

2 207,1 

100,0 

1 817,1 

82,3

1 755,6 

79,5 

61,5 

2,8 

1972

3 122,3 

100,0 

2 538,8 

81,3

2 485,6 

79,6 

53,2 

1,7 

1973

4 505,2 

100,0 

3 625,2 

80,5

3 614,4 

80,2 

10,8 

0,2 

1974

4 826,4 

100,0 

3 497,6 

72,5

3 459,8 

71,7 

37,8 

0,8 

1975

5 816,9 

100,0 

4 404,4 

75,7

4 327,7 

74,4 

76,7 

1,3 

1976

7 562,8 

100,0 

5 748,8 

76,0

5 636,7 

74,5 

112,1 

1,5 

1977

8 735,9 

100,0 

6 700,1 

76,7

6 587,1 

75,4 

113,0 

1,3 

1978

12 041,8 

100,0 

9 004,9 

74,8

8 679,3 

72,1 

325,6 

2,7 

1979

14 220,7 

100,0 

10 673,6 

75,1

10 387,1 

73,0 

286,5 

2,0 

1980

15 857,3 

100,0 

11 606,5 

73,2

11 291,9 

71,2 

314,6 

2,0 

1981

17 726,0 

100,0 

11 603,6 

65,5

11 063,7 

62,4 

539,9 

3,0 

1982

20 469,6 

100,0 

12 910,6 

63,1

12 259,8 

59,9 

650,8 

3,2 

1983

24 506,0 

100,0 

16 361,1 

66,8

15 785,8 

64,4 

575,3 

2,3 

1984

27 081,4 

100,0 

18 926,0 

69,9

18 330,4 

67,7 

595,6 

2,2 

1985

27 867,3 

100,0 

20 413,3 

73,3

19 727,8 

70,8 

685,5 

2,5 

1986

34 675,4 

100,0 

22 889,3 

66,0

22 118,1 

63,8 

771,2 

2,2 

1987

35 088,0 

100,0 

23 739,6 

67,7

22 950,1 

65,4 

789,5 

2,3 

Итого

273 765,9

100,0

193 060,0

70,5

186 916,7

68,3

6 143,3

2,2

Источник: The Community budget: The facts in figures. Luxembourg 2000. С.28-31

С 1988 г. в результате реформы Структурных фондов расходы через ФЕОГА координируются с расходами ЕФРР и ЕСФ. Так, аграрные регионы получают помощь по направлению №1 (регионы, отстающие в развитии), направлению №5а (адаптация производственных и перерабатывающих структур в сельском хозяйстве и лесной промышленности), направлению №5б (развитие сельских территорий). Было намечено, что расходы на проведение ЕСХП к 1992 г. не должны превышать 55 % бюджета ЕС. На большинство продуктов были введены «потолки» по их производству, так называемые «стабилизаторы». Начала применяться схема, по которой фермеры, выводящие земли из сельскохозяйственного оборота и реализующие на этих землях программы по высадке леса или превращающие их в пастбища, получали специальные субсидии.

Результатом реформы стало снижение расходов на ЕСХП в едином бюджете с 67,1 % в 1988 г. до 62 % в 1991 г. Расходы по секции «гарантии» в относительном выражении сократились с 64,3 % до 58,1 %, а расходы по секции «ориентации» возросли с 2,8 % до 3,9 % за аналогичный период. Тем не менее, несмотря на реформы, расходы на ЕСХП возрастали в количественном выражении: с 27,5 млрд. евро в 1988 г. до 33,2 млрд. евро в 1991 г.

К 1991 г. Комиссия была вынуждена признать, что в целом ЕСХП не справляется со своими задачами. В начале 1991 г. Комиссия предложила план радикальных действий, согласно которому ЕСХП должна была стать основой для общей стратегии развития аграрных регионов ЕС. Мероприятия должны быть направлены на повышение конкурентоспособности фермеров на территории ЕС, привести производство аграрной продукции в соответствие с требованиями рынка, поддержать наиболее нуждающихся фермеров, повысить качество окружающей среды. Центральные элементы реформы – снижение цен на основные продукты, их привязка к мировым ценам, выведение лишних земель из оборота с компенсацией фермерам недополученного дохода, переход от системы поддержания цен к прямой поддержке фермеров. Реформа также делает акцент на развитии более экологических типов сельского хозяйства и реализацию программ облесенения земель. Эти мероприятия также должны сопровождаться осуществлением специальной программы, согласно которой фермеры выходят на пенсию в возрасте 55 лет и старше, что позволяет молодым людям в более раннем возрасте начинать заниматься сельским хозяйством, используя более передовые технологии и безопасные способы ведения сельского хозяйства.

Результатом реформы 1992 г. явилось сокращение удельного веса секции «гарантий» с 55,1% от общего бюджета ЕС в 1994 г. до 47,3% в 1999 г. Согласно подсчетам экспертов, полная реализация реформы позволит сэкономить около до 12 млрд. евро в год. Также была проведена переориентация расходов ФЕОГА: все большая часть направлялась на прямую поддержку фермеров и мероприятия по структурной и технологической перестройке сельского хозяйства. Динамика расходов ФЕОГА в 1988-2001 гг. представлена в таблице 6.

Таблица 6

Динамика расходов Европейского фонда ориентации и гарантии сельского хозяйства

 

Всего расходов

в т.ч. ФЕОГА

всего

в т.ч. секции

«гарантий»

 

«ориентации»

млн.

евро

%

млн.

евро

%

млн.

евро

%

млн.

евро

%

1988

41 021,7 

100,0 

27 536,1 

67,1

26 395,2 

64,3 

1 140,9 

2,8 

1989

40 757,1 

100,0 

25 750,4 

63,2

24 401,4 

59,9 

1 349,0 

3,3 

1990

44 062,9 

100,0 

27 429,9 

62,3

25 604,6 

58,1 

1 825,3 

4,1 

1991

53 510,6 

100,0 

33 188,6 

62,0

31 103,2 

58,1 

2 085,4 

3,9 

1992

58 490,2 

100,0 

34 112,4 

58,3

31 254,5 

53,4 

2 857,9 

4,9 

1993

64 783,4 

100,0 

37 850,0 

58,4

34 935,8 

53,9 

2 914,2 

4,5 

1994

59 783,4 

100,0 

35 429,3 

59,3

32 952,8 

55,1 

2 476,5 

4,1 

1995

66 547,4 

100,0 

37 021,0 

55,6

34 490,4 

51,8 

2 530,6 

3,8 

1996

77 032,2 

100,0 

42 684,5 

55,4

39 324,2 

51,0 

3 360,3 

4,4 

1997

79 819,1 

100,0 

44 003,0 

55,1

40 423,0 

50,6 

3 580,0 

4,5 

1998

80 878,1 

100,0 

42 589,5 

52,7

39 068,0 

48,3 

3 521,5 

4,4 

1999

83 491,6 

100,0 

43 242,6 

51,8

39 468,6 

47,3 

3 774,0 

4,5 

2000

89 440,6 

100,0 

45 004,3 

50,3

41 493,9 

46,4 

3 510,4 

3,9 

2001

93 780,0 

100,0 

47 635,3 

50,7

43 797,7 

45,5 

3 035,1 

5,2 

Итого

933 558,7

100,0

523 476,9

56,1

485 515,8

52,0

37 961,1

4,1

Источник: The Community budget: The facts in figures. Luxembourg 2000. С.28-31; General budget of the European Union for the financial year 2002. The figures. Luxembourg 2002. C.23


В результате реформы доля ФЕОГА в расходах бюджета сократилась с 58,3 % в 1992 г. до 50,7 % в 2001 г. Новая финансовая перспектива 2000-2006 гг. предусматривает дальнейшее снижение доли до 46 % в 2006 г. Однако можно выделить следующие крупные блоки проблем, стоящие перед ЕСХП в настоящее время. Предстоит и далее снижать долю расходов на ЕСХП в едином бюджете ЕС. Ряд секторов сельского хозяйства еще не реформирован окончательно, и не всегда удачно работает схема прямой поддержки фермеров. Согласно существующим правилам, больше всего компенсационных платежей получают те фермеры, которые производят больше продукции, а не те, кто наиболее нуждается в поддержке. Схема выведения земель из оборота вызывает большое недовольство на крупных фермах. Также фермеры недовольны общей сложностью мероприятий ЕСХП и бюрократическими процедурами. Задача состоит в том, чтобы сделать ЕСХП более гибкой, с тем чтобы она была способна постоянно находить компромиссы между интересами стран-импортеров (Германии и Великобритании) и стран-экспортеров (Франции и Греции), между интересами различных групп фермеров, между интересами потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции, и наконец, между интересами производителей и требованиями экологии. Согласно реформе ЕСХП, предложенной в Программе-2000, ЕСХП из прежней секторальной политики для фермеров должна стать частью интегрированной политики по отношению к аграрным территориям, направленной на их комплексное развитие. Предполагается, что фермеры займутся не только сельским хозяйством, но и альтернативными видами занятости. На осуществление такого рода программ финансовая перспектива 2000-2006 гг. предусматривает выделение 14 млрд. евро. Огромные трудности предстоят для ЕСХП вследствие дальнейшего расширения ЕС. В странах Центральной и Восточной Европы аграрный сектор является чрезвычайно важным для экономики и в нем занята большая часть населения. Подсчитано, что присоединение 10 новых стран приведет к тому, что численность занятых в аграрном секторе ЕС вырастет более чем вдвое, а общие сельскохозяйственные площади Евросоюза увеличатся на 60 млн. га. Стоимость мероприятий ЕСХП после расширения неоднократно оценивалась, причем некоторые эксперты предсказывают по крайней мере удвоение расходов. Комиссия считает, что для ограничения расходов можно ввести практику, когда фермеры из стран-кандидатов неправомочны получать компенсации в том же объеме, что и производители стран ЕС. Недовольство стран-кандидатов связано не только с недостаточностью компенсаций, но и с протекционизмом правительств стран ЕС, направленным на защиту собственных фермеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ