Бюджет и бюджетное устройство
Бюджет и бюджетное устройство
Бюджет и бюджетное устройство.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые
отношения государства на федеральном , регеональном(субъектов федерации) и
местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями,
а также населением по поводу формирования и использования централизованного
фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для
обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики
государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную
систему государства . Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и
принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и
управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение
определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая
направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций
между уровнями управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев :
федеральный бюджет РФ;
бюджеты национально-государсвенных и административно-территориальных
образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными
бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ,
бюджеты краевые, областные, автономных образований,а также городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петерпурга;
местные бюджеты.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой обуславливаются его экономической
политикой.При этом значение государственного финансового регулирования через
бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в
настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это
перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок
исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования
рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых
санкций и льгот.
До 1991 г. бюджетная система станы была единой.
В последние годы в условиях создания Российского государства ,развития
рыночных отношений , многообразие форм собственности, усиления
самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном
устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали
самостоятельными : республиканский бюджет РФ (он получил название федерального
бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ , бюджеты
национально-государственных и административно-территориальных образований.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21
республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных
бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и
около 29 тыс. местных бюджетов , к которым относятся городские, районые,
поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях
реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу ,
использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной
документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов
бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой
регламентированную законом деятельность органов власти по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Его составной частью является бюджетное регулирование ,т.е частичное
перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей
территории носит название консолидированних бюджетов.
Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и
используется для аналитических и статистических целей .
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым
планом государства , утверждаемым Федеральным Собранием (принимается
Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус
федерального закона. Через
федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы , необходимые для
последующего их перераспределения и использования для целей государственного
регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики
на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются
такие затраты , как содержание органов государственного управления, обеспечение
потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение
государственных запасов , резервов и др.
Составление и исполнение бюджета базируется на
бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления
государственной деятельности , вытекающие из основных функций государства.
Взависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства
бюджетные расходы делятся на текущие(на обеспечение текущих потребностей) и
капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения
финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на
какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического
анализа государственных расходов.
Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в
соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по
направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих,
капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и
населению и т.д.
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по
текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он
возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного
дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над
доходами).Это значит , что государство становится заемщиком финансовых средств
у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных
финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования
расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и
различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных
фондов и т. д.)
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части
бюджета приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы_-- это обязательные , безвозмездные ,
безвозратные платежи в пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета ( свыше 1/3)
занимает налог на добавленную стоимость.Вместе с таможенными пошлинами и
налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватизации ,
внешне-экономической деятельности, реализации государственных запасов. К
неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только
федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят
название закрепленных доходов.Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его
расходов из вышестояшего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним
доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название
регулирующих доходов.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным
органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы,
сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета,используемые на
финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган
исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами
и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая исполнение федерального бюджета , Минфин РФ осуществляет
контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из
федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По истечении
года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и
представляет их в Правительство РФ.
|