Бюджетная политика в РФ
Бюджетная политика в РФ
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По предмету: Финансы
На тему: «Бюджетная политика в РФ
Исполнитель:
Боровенский
Петр Алексеевич.______________
Ф.И.О. (подпись)
Научный
руководитель______.
Ф.И.О.
__________________________
должность,
уч. степень, звание (подпись)
Колпашево 2008г.
Содержание
Введение. 3
1. Бюджетная
система Российской Федерации. 5
1.1. Понятие
бюджетной системы: уровни, классификация, принципы.. 5
1.2. Бюджетный
процесс в Российской Федерации. 6
1.3. Исполнение
бюджетов. 8
2.
Теоретические основы бюджетной политики. 10
2.1. Основные понятия и задачи
бюджетной политики в Российской Федерации 10
2.2.
Государственные доходы и методы их мобилизации. 13
2.3.
Государственные расходы, их экономическое и социальное значение. 17
2.4.
Сбалансированность бюджетов. 23
2.5. Бюджетная
политика в ходе экономического цикла. 24
3. Основные направления
бюджетной политики на перспективу. 26
Заключение. 31
Список
литературы.. 33
Введение
Бюджетная
политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных
задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета,
управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической
политики государства.
Бюджетная
политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием
Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта)
предшествующего года.
Так как
наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных
доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и
государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть
оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных
направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное
воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических
показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта
осуществляемой бюджетной политики.
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством
аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную
возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную
экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего
лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых
другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный
государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к
осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом,
он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной
роли не играет.
Однако
именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение
расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением
экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает
инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет
осуществляется социальная политика.
Таким
образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном
финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и
политическую роль в любом современном обществе.
Цель данной
курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной
политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной
политики на перспективу.
Задачи работы
диктуются поставленной целью:
Ø
дать понятие
бюджетной системы Российской Федерации;
Ø
рассмотреть теоретические
основы бюджетной политики;
Ø
определить
основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.
Теоретической
основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих
авторов: Ю.Н. Вавилова, Е.Т. Гурвича, А.Н. Дворковича, Г.А. Поляка, В.А.
Романовского, С.В. Хурсевича и др.
Для написания
курсовой работы использовалась специальная литература, периодические издания,
методические рекомендации.
Структура
курсовой работы состоит
из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1.
Бюджетная система Российской Федерации
1.1.
Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы
Государственный
бюджет, как основная составляющая бюджетной системы – это подлежащая
перераспределению часть национального дохода; бюджет организован в виде баланса
доходов и расходов за отчетный период.[1]
Бюджетный же кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[2]
Бюджетную систему
страны (региона) принято подразделять на уровни. Это связано с существенными
различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни.
Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность
одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в
бюджетно-финансовой сфере.
Бюджетная
система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень –
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй
уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и
утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня
разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации,
бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов
представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется
на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1
января по 31 декабря . Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и
местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.
Бюджетная
классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней,
а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она включает в себя:
классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов
бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию
источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников
внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов
государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего
долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов
федерального бюджета.[3]
Кроме того,
существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система РФ:
принцип единства бюджетной системы РФ, принцип разграничения доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы РФ, принцип самостоятельности бюджетов, принцип
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, принцип сбалансированности
бюджета, принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств,
принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, принцип гласности,
принцип достоверности бюджета, принцип адресности и целевого характера
бюджетных средств.[4]
1.2.
Бюджетный процесс в Российской Федерации
Участниками
бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной)
власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные
внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Составлению
проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического
развития РФ, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых
органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. К
сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о:
действующем налоговом законодательстве; нормативах отчислений от собственных и
регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других
уровней бюджетной системы РФ; видах и объемах расходов, передаваемых с одного
уровня бюджетной системы РФ на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление
государственных или муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной
обеспеченности.
В свою очередь,
составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе
социально-экономического развития соответствующей территории на очередной
финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики
соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного
финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей
территории на очередной финансовый год.
Прогноз
социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных
социально-экономического развития территории за последний отчетный период,
прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и
тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год
и предшествует составлению проекта бюджета. Его изменение в ходе составления и
рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик
проекта бюджета. Основными макроэкономическими показателями для составления
проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной
финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции
(темп роста цен) (декабрь будущего года к декабрю текущего года).
Для обеспечения
необходимой степени конфиденциальности рассмотрения отдельных разделов и
подразделов расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита
федерального бюджета государственная дума утверждает персональный состав
рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение
государственной тайны в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон
о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала
очередного финансового года в случае непринятия государственной думой проекта
указанного закона до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в
силу указанного закона по другим причинам до 1 января очередного года. В таких
случаях государственная дума может принять федеральный закон о финансировании
расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года. В
этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование
средств федерального бюджета в соответствии с указанным законом.[5]
1.3.
Исполнение бюджетов
Если в процессе
исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета, что
приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию
расходов не более чем на 10 процентов возможно принятие решения о введении
режима сокращения расходов бюджета. Если же сокращение расходов бюджета
происходит более чем на 10 процентов, то орган исполнительной власти
представляет представительному органу проект закона о внесении изменений и
дополнений в закон о бюджете.[6]
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета
сверх утвержденных законом о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет,
на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые
обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. В
случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели, либо в
случае превышения ожидаемых доходов над утвержденными более чем на 10
процентов, финансирование расходов бюджета осуществляется после внесения изменений
и дополнений в закон о бюджете.
Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной,
ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление
отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным
органом. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган
представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета
в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а так же в
Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит
утверждению представительным органом.[7]
2. Теоретические основы
бюджетной политики
2.1. Основные понятия и задачи
бюджетной политики в Российской Федерации
Бюджетная
политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных
отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих
функций.
Бюджетная
политика предполагает определение целей и задач в области государственных
финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор
направлений использования бюджетных средств, управление государственными
финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных
инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит
социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
В
соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые
определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как
правило, это:
§
концентрация финансовых
ресурсов на решении приоритетных вопросов;
§
снижение налоговой нагрузки на
экономику;
§
упорядочивание государственных
обязательств;
§
создание эффективной системы
межбюджетных отношений и управления государственными финансами.[8]
Бюджетная
политика является ядром экономической политики государства и отражает все его
финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От
качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень
социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень
влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность
граждан.
Основными
инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде
всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы,
трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность
функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного
потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования
финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим
следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно
организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в
руках государства).
На
основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации
функций государства, включая функции государственного регулирования экономики.
Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной,
оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в
условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное
уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным
потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости
налогов.[9]
Бюджетная
политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на
достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным
доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
На
протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной
политикой значительно были достигнуты: сформирована и функционирует
трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы,
развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились
темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным
сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к
бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного
финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного
долга.
Но для
дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить
реконструкцию основных ее принципов:
·
реалистичности, т.е. исключения
ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
·
ответственности государства за
безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
·
жесткости бюджетов, превращения
их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
·
увеличения доходов, причем не
за счет роста налогового бремени, а за счет легализации
частнопредпринимательской инициативы;
·
усиления результативности
бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.[10]
Согласно
Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ
о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры
подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и
краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и
задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в
среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального
бюджета на очередной год.
2.2. Государственные доходы и
методы их мобилизации
При
функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных
процесса:
1)
мобилизация финансовых ресурсов
в распоряжение государственных структур;
2)
использование их на различные
государственные потребности.
Первый
из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов,
второй - государственных расходов.
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана
с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице
различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы
относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении
государственных предприятий - децентрализованных.[11]
Централизованные
государственные доходы формируются в основном за счет
налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей
населения. Децентрализованные - образуются из денежных доходов и
накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на
централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников
удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей
является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью
обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация
влияние государственных доходов на эффективность хозяйствования.
В
составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых
обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества.
Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного
уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать
перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства,
удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной
сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.
К централизованным
государственным доходам помимо
бюджетных относят ресурсы государственных внебюджетных фондов социального
страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда медицинского страхования.
Объектом
денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов,
выступает стоимость общественного продукта
(частично - национального богатства), которая на разных этапах и стадиях
распределения предстает в разных финансовых формах. Так, объектом распределения
на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции и
такие ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на
социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта
бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная
плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных
доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно
свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения
населения.
Главным
источником формирования государственных доходов является национальный доход.
Но иногда, особенно в периоды наступления
чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.) в качестве
источника государственных доходов может выступать ранее накопленное
национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае
осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств,
направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную
приватизацию государственного имущества и т.п.
Все
источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние
и внешние.
К внутренним
- относятся национальный доход и
национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством
для выполнения присущих ему функций. К внешним - относится национальный
доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если
они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде
репационных платежей.
Состав
государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью
которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.
В
условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных
доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии.
Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические
периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики,
хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией,
степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.
Совокупность
всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему
государственных доходов. Система государственных доходов призвана решать
не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост
производства и повышение его эффективности, влиять на размещение
производительных сил по территории страны, содействовать ускорению
научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система
государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного
звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).
Налоги имеют
фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы
государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги
выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов,
применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие
общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной
структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с
помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных
социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся
за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований
демографической политики и т.п.
Вторым
по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они
используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения
различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный
сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного
состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже
опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной
эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.
Займы
находят применение в разных звеньях государственных финансов: федеральном,
республиканском и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в
составе привлеченных средств государственных предприятий. Они широко
применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном и
республиканском уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка
позволяет использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.
Между
налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем,
что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы
государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним,
обусловливают необходимость повышения налогов. Последнее, может быть обеспечено
как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых
видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов на займы.
Например, рост налогов неизбежно наталкивается на
сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить
обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых
займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос
населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно,
имеет определенный предел.
Третьим
методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не
только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство
прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не
обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке
складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.
Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями
хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного
дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с
развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии,
заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных
процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом
рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в
таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.[12]
2.3. Государственные расходы,
их экономическое и социальное значение
Государственные расходы — это часть
финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных
доходов государства. Специфика
государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной
сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов
непосредственно связаны с функциями государства - экономической,
социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы
призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития
экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и
укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо
непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему
предприятия (объединения), организации, учреждения.
Государственные расходы
состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему
бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов
государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и
другие расходы производятся в целях расширения производства (путем
финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования
общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей
государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и
административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства,
его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому
преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.
Страницы: 1, 2
|