Бюджетная система РФ
Бюджетная система РФ
Федеральное
агентство по образованию
ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Экономический
факультет
Кафедра
финансов и учета
КУРСОВАЯ
БЮДЖЕТНАЯ
СИСТЕМА РФ
Заярская
Анастасия Викторовна
Руководитель
доцент, к.э.н.
______ Т. Л. Ищук
Автор работы
______ А.В. Заярская
Томск
2007
Оглавление
Введение 3
1 Понятие и
структура бюджетной системы 4
1.1 Общие
понятия 4
1.2 Функции
бюджета 5
1.3 Принципы
бюджетной системы 7
2
Характеристика элементов бюджетной системы 13
2.1
Федеральный бюджет 13
2.2
Государственные внебюджетные фонды 20
2.3 Аппарат
управления бюджетной системой 26
3 Анализ
современного состояния бюджетной системы 31
Заключение 38
Литература 39
Введение
В настоящее
время с переходом экономики к рыночным отношениям, возможность государства
оказывать влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом
значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов
государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой
связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономическая возможность осуществления ими
властных полномочий с помощью государственного бюджета. В этом ключе
тема данной курсовой работы весьма актуальна.
Целью данной работы является
изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и
характеристика, выяснить роль бюджетной системы, понять насколько она
дифференцирована по странам и анализ современное состояние бюджетной системы.
Предметом исследования
является то, как осуществляется деятельность государства, происходит
кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе
управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой.
Работа состоит из введения,
трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятие и
функции бюджета, произведена дифференциация подходов к их изучению, а также
названы принципы, на которых базируется бюджетная система любой страны. Во
второй главе бюджетная система изучается через призму ее основных элементов,
проводится их классификация, сопоставляются те или иные составляющие. Третья
глава посвящена непосредственному анализу современного состояния бюджетной системы,
где каждому элементу приурочены конкретные статистические факты, а также дана
оценка действующей бюджетной системе.
Теоретической базой при
написании работы явились законодательные и нормативные акты Законы о Бюджете,
публикации экономических газет, журналов “Российский налоговый журнал” более
того, в современной литературе данная тема описана в работах таких авторов, как
Парыгина В.А. “Бюджетная система России”, Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и
бюджетная система РФ”, Вахрин П.И. “Бюджетная система Российской Федерации” и
многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении
бюджетной системы РФ.
1
Понятие и структура бюджетной системы
1.1
Общие понятия
Основное понятие бюджетной системы дано в 6 статье Бюджетного Кодекса РФ:
“бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая
нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.
Там же даны и остальные понятия, такие как бюджет, консолидированный бюджет,
государственный внебюджетный фонд.
Бюджет
– форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации на соответствующей территории.
Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования
денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации.
Целенаправленное социально-экономическое развитие государства
обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего,
общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны. [10, с.15]
Необходимо заметить, что бюджет по-разному может рассматриваться с
экономических и юридических позиций.
Так, с экономической точки зрения бюджет является
совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания,
распределения и использования государственного централизованного фонда денежных
средств.
Таблица 1 – Различные подходы к определению
понятия “бюджет” [8, с24]
1) совокупность экономических отношений
2) она (эта совокупность
отношений) возникает в процессе создания, распределения и использования
государственного централизованного фонда денежных средств
|
|
1) форма образования и расходования денежных
средств
2) они (эти фонды) предназначены для
финансового обеспечения задач к функций государства и местного
самоуправления
|
|
1) основной план образования, распределения и
использования публичных финансов
2) бюджет - это закон, он принимается
в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме
закона
|
|
Бюджет
(с экономической точки зрения)
|
|
Бюджет
(легальное определение)
|
|
Бюджет
(с юридической доктринальной точки зрения)
|
|
Напротив, как юридическая категория бюджет представляет собой,
с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и
использования публичных финансов (бюджет-план), который, с другой стороны,
принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти
в форме закона (бюджет-закон). При этом такой финансовый план закрепляет юридические
права и обязанности участников бюджетных правоотношений.
С экономической точки зрения функционирование бюджетной системы
осуществляется в процессе совершенствования бюджетного строительства. Вместе с
тем нельзя не признать, что с юридической точки зрения бюджетная система любого
государства функционирует посредством последовательной цепи бюджетных
правоотношений. Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он
формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного
самоуправления.
Бюджетное устройство государства – тот финансовый
хребет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное
устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным
(административно-территориальным) устройством. Это объясняется тем, что, с
одной стороны, в современных условиях государственное управление невозможно
без устойчивого и достаточного финансирования, а с другой – именно управление
деньгами становиться наиболее эффективной формой управления.
Основной задачей бюджетов выступают аккумуляция и
справедливое, разумное перераспределение публичных (государственных) средств по
вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями управления), а
также по горизонтали – между органами управления одного уровня.
В унитарных (единых) государствах бюджетная
система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные
бюджеты. Главным звеном является государственный бюджет, в котором
концентрируется основная часть ресурсов государства. Местные бюджеты в
государственный бюджет не входят. Они самостоятельно составляются, утверждаются
и исполняются местными органами власти. В федеративных же государствах
бюджетная система состоит из трех звеньев:
1.
государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет
центрального правительства);
2.
бюджеты членов федерации (в США – штатов, в Германии – земель, в
Канаде – провинций, в России — субъектов Федерации);
3.
местные бюджеты.
Бюджетная система США включает федеральный
бюджет, бюджеты 50 штатов и местные бюджеты (графств, муниципалитетов,
тауншипов). В Канаде она состоит из федерального бюджета, бюджетов десяти
провинций, а также местных бюджетов (общин, областей, графств).
В конфедеративных (союзных) государствах,
представляющих собой образованный на постоянной основе союз суверенных
государств, нацеленный, как правило, на достижение политических или военных
целей, государства, входящие в состав конфедерации, имеют собственные бюджетные
системы. В то же время может создаваться и бюджет конфедерации, формируемый из
взносов входящих в нее государств. Пример — Союз России и Белоруссии, союзное
государство, общий (союзный) бюджет которого формируется за счет взносов его
участников. На аналогичных принципах построен и бюджет Европейского Союза, за
тем исключением, что евробюджет имеет собственные налоговые и неналоговые
доходы.
Для России как федеративного государства
характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы, бюджетное устройство
включает в себя три уровня бюджетного управления и бюджетной деятельности:
·
федеральный — федеральный (государственный) бюджет, федеральные
внебюджетные фонды;
·
региональный — бюджеты субъектов Федерации и региональные
внебюджетные фонды;
·
муниципальный — местные бюджеты. [9, с.137]
1.2 Функции бюджета
Функции бюджета – это дискуссионный вопрос. Существуют 2 подхода к
определению функций бюджета: первый подход классический (выделяющий 2 функции:
распределительная и контрольная), а также другой подход, добавляющий к
вышеперечисленным функциям ещё три: общетеоретическую, аналитическую и
критическую.
Итак, согласно классической теории бюджет выполняет следующие функции:
1.
распределительно-перераспределительную;
2.
контрольную;
Значение распределительно-перераспределительной
функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование
государственных финансов и их распределение (использование). Причем с
экономической точки зрения считается, что через бюджет происходит
распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает
бюджету макроэкономическое регулятивное значение. С помощью распределительной
функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную
сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов,
формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация
денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения
общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и территориальное распределение национального
дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и
социального развития регионов и отраслей.
Непроизводственная сфера не участвует в создании
национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета
работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое
оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение,
просвещение и др.).
Через
расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом
распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения
эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка
отдельным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной
промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым
другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и
быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги. [8,
c.20]
Контрольная функция бюджета позволяет через
формирование и использование фонда денежных средств государства
"сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые
ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу
контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в
соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных
средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима
экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности
расходования бюджетных средств.
Контрольная функция бюджета выражается и в том,
что будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов,
возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование
показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это
позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета
осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
Таким
образом, основными функциями государственного бюджета, как основного
финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального
дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование
экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за
образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. [8,
с.21]
В
более новой литературе к основным функциям добавляются ещё 3:
1.
общетеоретическая;
2.
аналитическая;
3.
критическая
Общетеоретическая
функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию
экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, науки об
обществе, о государстве, об экономике вообще (например, науки государственного
управления, общей теории финансов и т.д.).
Аналитическая функция бюджета состоят в
классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей,
контроле над их объемами.
Значение критической функции бюджета заключается
в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего
законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, в
установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической
действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам
государства в целом. Поэтому в широком смысле эта функция направлена на
повышение эффективности норм действующего законодательства. Контрольная функция
государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета
и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных
отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их
использования усиливается.
Как
видим, перечисленные функции бюджета взаимозависимы и как бы вытекают одна из
другой. Кроме того, поскольку наука о бюджетной деятельности развивается в
рамках науки финансовой, она тесно взаимосвязана и активно использует
(претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения
российского права и экономической мысли, а, следовательно, указанные функции
реализуют сущность бюджета как экономико-правовой категории. [8, с25]
1.3
Принципы
бюджетной системы
Модель бюджетного
устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества,
но и от национально государственного устройства страны. Поэтому бюджетное
устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по
существу представляет собой определённый тип бюджетного устройства
федеративного государства.
Принцип
– правила, требования и установки, обязательные для исполнителей и законодателей.
В
мировой практике существует бюджетный декалог, который формирует 10 основных
принципов для любой бюджетной системы, любой страны мира. Он включает в себя:
1.
единство
2.
реалистичность
3.
гласность
4.
количественность
5.
качественность
6.
ежегодность
7.
своевременность
8.
полнота
9.
ясность
10.
подконтрольность
Данные
принципы так или иначе нашли своё отражение в бюджетной системе РФ.
Принципы
бюджетной системы закреплены в гл. 5 Бюджетного Кодекса РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее данные принципы.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство
бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и
функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной
документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской
Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской
Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств,
формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка
исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней
означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также
определение полномочий органов государственной власти (органов местного
самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных
обязательств.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
·
право и
обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и
эффективность использования бюджетных средств;
·
право и
обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на
соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Кодексом;
·
право
органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать
в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной
системы Российской Федерации;
·
право
органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии
с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования
средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых
осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
·
недопустимость
установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет
средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации,
или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за
счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих
расходных обязательств;
·
недопустимость
непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной
власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других
уровней;
·
недопустимость
введения в действие в течение финансового года органами государственной власти
и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного
законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению
расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений
в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию
увеличения расходов, снижения доходов;
·
недопустимость
изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам
бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование
налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями,
установленными настоящим Кодексом. Договоры и соглашения между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного
самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления,
определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации,
законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах,
бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном
объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за
счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов,
аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты,
отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью
учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за
исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных
платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении
бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации
размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы
бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из
источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств
целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из
бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных
(представительных) органов государственной власти, органов местного
самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации
процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по
вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного
(представительного) органа государственной власти, либо между законодательным
(представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального
бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность
расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных
средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые
действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств
либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении
конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства
Российской Федерации.
2 Характеристика элементов бюджетной системы
Элементы бюджетной системы делятся на два уровня базисный и настроечный.
Базисный уровень включает в себя сами элементы бюджетной системы:
государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, резервные фонды,
целевые бюджетные фонды.
Настроечный уровень включает в себя аппарат управления бюджетной системой
законодательной власти (государственная дума) и исполнительной власти
(центральный банк, казначейство, счётная палата).
В последние годы роль и значение государства
возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов
управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций
государства и органов управления государством (образованием института
президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного
Суда и др.).
Российская Федерация имеет право на самостоятельный
федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в
которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный
бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует
порядок его формирования и исполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги,
сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих
принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к
совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ,
Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными
правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства,
организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной
власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения общегосударственных
мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый
(денежный) фонд – федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской
Федерации.
В ст. 71 Конституции Российской Федерации
записано: “В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные
налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития”.
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет – ведущее звено
бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные
финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).
Федеральный бюджет является основным финансовым
планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его
утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет
собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных
средств Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет важную экономическую
роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального
дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики,
укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета
приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается
в распределении Денежных средств между отраслями народного хозяйства,
производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.
Федеральный бюджет активно используется государством
для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и
непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают важным
финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно
важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое
воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение
научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и
науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и
научных кадров.
Через федеральный бюджет осуществляется распределение
и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального
дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование
общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования,
обороноспособности и т. д.
Доходы
бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер
дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным
государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об
утверждении федерального бюджета на финансовый год. [10, с. 83]
Самый последний федеральный бюджет на 2007 год был утверждён
Государственной Думой РФ 24 ноября 2006 года, одобрен Советом Федерации 8
декабря 2006 года и закреплён Федеральным законом от 19.12.2006 №238 ФЗ “О
федеральном бюджете на 2007 год”.
2.1.1 Доходы федерального бюджета
Доходы
федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном
порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской
Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В
доходы федерального бюджета зачисляются:
·
собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением
налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других
уровней бюджетной системы Российской Федерации;
·
собственные неналоговые доходы;
·
остаток средств на конец предыдущего года;
·
доходы от бюджетных фондов;
·
прочие доходы.
Таблица
2 – Доходы Федерального бюджета РФ в 2005-2007 годах. [1,2,3]
Доходы
|
Сумма, тыс. руб.
|
2005
|
2006
|
2007
|
Доходы всего
|
3 326 041 100,0
|
5 046 058 500,0
|
6 964 835 200,0
|
Налоговые доходы
|
2 719 455 300,00
|
4 275 407 400,00
|
5 958 295 600,00
|
Из них:
Налог на прибыль
|
259 003 300,0
|
344 838 100,0
|
580 408 800,0
|
Налоги и взносы на
социальные нужды
|
266 500 000,0
|
302 090 200,0
|
368 773 900,0
|
Налоги на товары работы
услуги реализуемые на территории РФ
|
791 822 600,0
|
1 212 247 500,0
|
1 485 042 900,0
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами
|
483 035 600,0
|
753 309 000,0
|
1 068 990 200,0
|
Доходы от ВЭД
|
919 093 800,0
|
1 662 922 600,0
|
2 455 079 800,0
|
Неналоговые доходы
|
136050800,00
|
180 178 600,00
|
4 989 700,00
|
Из них:
Доходы от использования
имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
|
73 004 000,0
|
85 769 000,0
|
99 780 600,0
|
Доходы от оказания платных услуг и
компенсации затрат государства
|
58 083 700,0
|
89 837 800,0
|
118 694 600,0
|
Доходы от продажи
материальных и нематериальных активов
|
874 500,0
|
1 328 300,0
|
2 231 300,0
|
Прочие неналоговые доходы
|
4 088 600,0
|
3 243 500,0
|
2 758 400,0
|
К налоговым доходам относятся:
·
предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации
федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;
Страницы: 1, 2
|