бесплатные рефераты

Бюджетная система субъектов РФ. Анализ областного бюджета Сахалинской области на 2001год

Безвозмездные перечисления могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются  операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.  Собственные доходы бюджетов состоят из  налоговых доходов, закрепленных за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ и неналоговых доходов, а также  безвозмездных перечислений. Важно отметить, что финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

Регулирующие доходы бюджетов –федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

собственные налоговые доходы бюджетов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяется законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;

отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению  в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации[5].

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также  закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично – в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по  формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

1. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах своих прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

2. Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

3. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление  в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.

4. Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые  кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в соответствии с налоговым  законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами  субъектов РФ о бюджете.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта РФ, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга РФ, установленных Бюджетным кодексом.

Таким образом, существует разделение доходов на налоговые и неналоговые. Количество налогов и размеры отчислений, поступающие в бюджет в виде налоговых доходов, определяется ежегодно на основании федерального и местного законов о бюджете на очередной финансовый год. Размеры неналоговых доходов напрямую зависят от эффективности хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от размера доходов от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, размера финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и т.д.

2.2 Расходы бюджетов субъектов РФ

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Виды расходов субъектов РФ

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, устанавливаемые экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом. Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению (ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления);

          - ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам, кредитов иностранным государствам, средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, том числе государственных или муниципальных гарантий.

 

 Бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные средства исключительно на оплату труда; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам, а также в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. При этом расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Важно отметить, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.  Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

          Органы  субъектов РФ и органы местного самоуправления могут предоставить бюджетный кредит предприятиям. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита, а также на проверку целевого использования бюджетного кредита. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями бюджетного кредита в порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом и гражданским законодательством РФ.  При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту способами,[6] предусмотренными Бюджетным кодексом РФ, бюджетный кредит не предоставляется. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

 Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.

Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки, а также предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам- предпринимателям допускается из бюджетов субъектов Российской Федерации  в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год; из местных бюджетов  в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

 Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ. Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете, а их отсутствие служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

 В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской федерации на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

 Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквартально информируют орган законодательной (представительной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

 Если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе передачу необходимых финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. При определении источников финансирования новых видов расходов бюджетов исключается увеличение дефицитов бюджетов. Финансирование новых видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

 Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно- изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- обеспечение социальной защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации;

- финансовая помощь другим бюджетам;

- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

- проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов РФ;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

- прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов, включают:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности и управление ею;

- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- организация, содержание и  развитие муниципального жилищно-

коммунального хозяйства;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

- содержание мест здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных органов;

- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование населения;

- содержание муниципальных архивов;

- проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

- финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 

          Таким образом,  государственные органы субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления Российской Федерации обязаны утверждать в своих бюджетах расходы, соответствующие целевому назначению, согласно возложенным на них обязанностям и предусмотренные классификацией  бюджетного законодательства РФ. Размер расходов определяется  в соответствии с установленным размером доходов утвержденного бюджета. Изменения, вносимые в бюджет субъекта РФ или в бюджет местного образования, подлежат обязательному документированию.


III. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ     НА 2000 ГОД

Структура доходов и расходов бюджета каждого уровня, с точки зрения математических отношений, интересна не сама по себе. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджетов субъектов РФ, другие важные моменты[7]. Краткому рассмотрению этих вопросов через анализ структуры расходов и доходов бюджета Сахалинской области посвящена данная глава.

3.1.Доходы областного бюджета Сахалинской области на 2001 год (прогноз)

Таблица 1

Таблица показателей областного бюджета Сахалинской области на 2001 год (прогноз)[8]

Наименование доходов

Прогноз на 2001 год (тысяч рублей)

 

Удельный вес в общей сумме доходов (%)

1

2

3

Налоговые доходы

 

1568500

47,700

1.Налоги на прибыль (доход) прирост капитала

933639

28,400

2. Налоги на товары и услуги Лицензионные и регистрационные сборы

175754

5,300

3. Налоги на совокупный доход

87448

2,700

4. Налоги на имущество

71106

2,210

1

2

3

5. Платежи за                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 пользование природными ресурсами

300553

9,100

Неналоговые доходы

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ