Бюджетное устройство
1)
законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех
уровней управления;
2) обеспечении
соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для
выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечении
вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной
системы;
4) наличии
единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем
понятных методов регулирования бюджетов;
5)
самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему;
Быстрому развитию
финансово–бюджетного федерализма в РФ способствовало принятие ряда федеральных
законов.
– Закон «Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» о 10 октября 1991
г.
– Закон РФ «Об
основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.
– Закон РФ «Об
основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию внебюджетных
фондов представительных и исполнительных органов государственной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт–Петербурга, органов местного
самоуправления» от 15 апреля 1993 г.
– Указ Президента
РФ №2268 в 1994 г.
Следует отметить,
что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился.
Предстоит решение ряда проблем:
1) полномочия
всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у
них полномочиям по доходам;
2) передача
расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть
полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;
З) должны быть
устранены встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории,
изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи,
дотаций и субвенций передаются вниз;
4) следует
максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как
средства, передаваемые по взаимным расчетам.
С этой целью
следует:
• более четко
разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;
• фиксировать в
федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в
совместных налогах;
• создать более
эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных
бюджетов;
• создать
механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности,
гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;
• внедрить в
практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы,
основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении
представительными органами власти минимальных государственных социальных
стандартов, социальных и финансовых норм.
2. Бюджетные права в
Российской Федерации
Бюджетное
устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов
власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о
бюджетных правах.
Процесс
формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными
правоотношениями.
Бюджетные
правоотношения – это урегулированные нормами права общественные отношения, к
которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных
правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения
бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением,
осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования
государственного и муниципального долга.
2.1.
Понятие бюджетного права
Бюджетное право —
это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и
бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов,
входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов
власти в бюджетной сфере.
Конституция
страны — основополагающий акт бюджетного права.
В Конституции
Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных,
региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом
федеративного устройства государства.
В соответствии со
ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на
государственной целостности и разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметы ведения
в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении
Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы,
федеральные фонды регионального развития.
В ст. 72
Конституции РФ записано, что установление общих принципов налогообложения в
Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола к договору о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению
относится и установление общих принципов бюджетной системы Российской
Федерации.
В ст. 75
Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и
общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются
федеральными законами.
В развитие
основных положений в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции
РФ, издаются специальные законодательные акты. В их числе следует отметить:
• Закон РСФСР «ОБ
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991
г. № 1734-1;
• Закон РФ «Об
основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных
фондов представительны и исполнительных органов государственной власти
республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»
от 15 апреля 1993 г.
• Федеральный
закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г.
• Бюджетный
кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ.
В этих актах
определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти
всех уровней, обеспечивающие им создание финансовой базы для выполнения
возложенных на них функций по управлению страной и соответствующими
территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению
экономическими и социальными процессами.
2.2. Бюджетные права органов
государственной власти
Бюджетные
компетенции и полномочия федеральных органов государственной власти закреплены
в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.
К ведению
Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся
• установление
общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской
Федерации
• разграничение
налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также
распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального
бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничение
полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы
Российской Федерации;
• определение
основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы
российской Федерации, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление
контроля за их исполнением; определение основ формирования доходов,
осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы российской
Федерации;
• определение
основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также
основ управления государственным и муниципальным долгом;
• установление
порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и
исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением,
составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• составление и
рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение
федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение
отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
• установление
федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерации,
субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления
долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления;
• осуществление
государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов
иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской
Федерации;
• установление
порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
• осуществление
расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• установление
порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным
бюджетам;
• предоставление
финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации и местным бюджетам;
• установление
порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
• установление
минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых
затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
• утверждение
бюджетной классификации Российской Федерации;
• установление
единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней
бюджетной системы российской федерации, формирование, обеспечение погашения и
обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления
государственных внешних заимствований
• определение
перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление
их деятельностью;
• установление
оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской федерации.
Бюджетным
кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных органов власти в
сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.
Установлено, что новые
виды доходов, их отмена или изменение возможны только путем внесения
соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской федерации.
Федеральные органы законодательной власти могут также устанавливать новые виды
неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления
федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем
внесения изменений в Бюджетный кодекс.
Федеральные органы
исполнительной власти предоставляют неналоговые кредиты, отсрочки и рассрочки
по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в
соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах
лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате
налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о
федеральном бюджете на очередной финансовый год.
К ведению
федеральных органов относится разграничение бюджетных доходов и расходов между
федеральным и региональными бюджетами.
Разграничение
налогов и сборов между бюджетами регламентируется:
• Законом РФ «Об
основах налоговой Системы в Российской Федерации от 27 июля 1991 г. 14б-ФЗ
(гл.2, ст.13—I)
• Бюджетным
кодексом РФ от 31 июля 1998 г. У (раздел II, гл.7—9).
разграничение
расходов между звеньями бюджетной системы регламентируется Бюджетным кодексом
РФ (раздел III, гл.1),
Расходы
разделяются на ассигнования, финансируемые исключительно из федерального,
региональных и местных бюджетов, и на расходы, совместно финансируемые из
бюджетов федерального, региональных и местных.
Бюджетным
кодексом РФ определяется порядок формирования и распределения целевых бюджетных
фондов (ст.54). Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно
учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым
законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными
целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по
нормативам, определённым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год.
Органы
государственной власти субъектов Российской Феде рации наделены бюджетными
правами в соответствии с:
• Законом РФ «Об
основах бюджетных прав...» от 15 апреля 1993 г. 1
• Законом РФ «О
субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области,
автономным округом, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июля 1992 г.
• Бюджетным
кодексом РФ.
Субъекты
Российской Федерации, вправе издавать свои законодательные акты, регламентирующие
бюджетные правоотношения на подведомственной территории.
В области
регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации
относятся:
• установление
порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации,
утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их
исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской
Федерации;
• составление и
рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов
субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением и
утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и
бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
• распределение
доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской
Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;
• определение
порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования
собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов
субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской
Федерации;
• разграничение
полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской
Федерации порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов
Российской Федерации;
• определение
порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета
субъекта Российской Федерации местным бюджетам;
• предоставление
финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации
местным бюджетам;
• установление
порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
• определение
перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований
субъектов Российской Федерации;
• осуществление
государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской
Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.
Представительные
органы субъектов Российской Федерации вправе вводить региональные налоги и
сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налог льготы в пределах
прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.
Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять
налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей
в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов предоставления
налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных
платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете. Вместе
тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять
отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты
Субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора,
поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии
задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед
федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта
Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской
Федерации, установленных Бюджетным кодексом РФ.
2.3.
Бюджетные права органов местного самоуправления
Правовой основой
функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются законодательные
акты, изданные в 1991—1997 гг.
1. В Конституции
РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно
формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные Налоги
и сборы.
2. В Законе «О
местном самоуправлении в РСФСР (от 6 июня 1991 г. № 1550–1) вопросам местного
самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем определен состав финансовых
ресурсов местного Самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и
внебюджетных средств, кредитных ресурсов, валютных средств местных органов
самоуправления.
В Законе зафиксированы
важные положения о том, что местные органы власти самостоятельно разрабатывают,
утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов
в бюджетный процесс не допускается. В целях социальной защищенности населения в
Законе закреплено за местными органами власти право на минимальный размер местных
бюджетов в части текущих расходов.
Впервые в Законе
записано, что для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и
используемых на соответствующей территории, местными органами власти
составляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные
и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в
местные органы власти сведения, необходимые для его составления.
Впервые в Законе
признано право местных органов на создание и использование внебюджетных фондов
финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых
ресурсов местных органов власти и предприятий для финансирования
общерегиональных мероприятий.
Новые права даны
местным органам власти в распределении и использовании своих финансовых
ресурсов. Местным органам предоставлены права:
• самостоятельно
определять направления использования средств местных бюджетов;
• в пределах
имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм
расходы на содержание хозяйства, учреждений здравоохранения, народного
образования, социального обеспечения, правоохранительных органов;
• устанавливать
дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям
населения; образовывать резервные фонды.
З. В Законе «Об
основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных
фондов представительных и исполнительных органов государственной власти
республик в со ставе РФ, автономных областей, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления конкретизированы
и развиты права местных органов власти в области финансово-бюджетных отношений.
В общих положениях Закона сформулированы новые понятия минимальных социальных и
финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности
бюджетов, регулирования финансовых отношений. В нем отражены вопросы:
• определение
уровня закрепления доходов, который должен быть не менее 70% доходной части
минимальны бюджетов;
• порядок
предоставления и использования дотаций и субвенций;
• принципы
определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов;
• распределение доходов
между различными видами бюджетов.
В Законе
регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы
составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения бюджетов. Закон
определяет права местных органов власти при рассмотрении разногласий по
формированию их бюджетов. Впервые зафиксировано положение об образовании при
рассмотрении разногласий согласительных комиссий из представителей вышестоящих
и нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется также исполнение
бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены
гарантии бюджетных прав местных органов власти, их ответственность за принятые
ими решения по бюджетным вопросам, а также их право обращаться в арбитражный
суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав.
4. Вопросы,
касающиеся местных финансов, отражены в Законе «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации». В этом законе все налоги, входящие в налоговую систему
Российской Федерации, разделены на три группы:
• федеральные
налоги;
• налоги
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей,
автономных округов;
• местные налоги.
Установлена
компетенция каждого органа власти, в том числе и местных органов власти, по
отношению к соответствующим налогам, т. е. право этих органов вводить на
подведомственной территории налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять
плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т.п.
5. В Законе «О
субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области,
автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу определены права
территорий на получение финансовой помощи в виде целевых субвенций из выше
стоящих бюджетов и внебюджетных фондов, общие условия предоставления и
использования субвенций; ответственность за соблюдение этих условий.
6. Дальнейшим
шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов самоуправления стал
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (от 28 августа 1995 г. №154–ФЗ). В Законе зафиксировано:
1) федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам,
поселкам, селам) минимальные местные бюджеты;
2) минимально
необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов
Российской федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
З) доходная часть
минимальных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе
федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации доходных
источников.
Закон
устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно
предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов
Российской Федерации. Кроме того, увеличение расходов или уменьшение доходов
местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Решения этих
органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им
в качестве компенсации средств.
В соответствии с
этим Законом население непосредственно путем местного референдума, на собраниях
(сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом
мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями
средств для финансирования местных мероприятий.
7. Важным этапом
в формировании законодательных основ местных финансов стал вышедший 25 сентября
1997 г. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления» (№126–ФЗ).
Закон регламентирует порядок формирования и использования финансовых ресурсов
местного самоуправления, финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления
с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и
финансово-кредитными институтами; разграничения доходов и расходов между
бюджетами.
В статье Закона «Местные
финансы» впервые определены состав местных финансов и принципы их формирования.
Местные финансы включают средства местных бюджетов, местные внебюджетные и
валютные фонды, средства, мобилизуемые на финансовом рынке. Формирование и использование
местных финансов основывается на принципах самостоятельности этих финансов,
государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования
финансовых ресурсов.
Важным положением,
впервые устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования местных
бюджетов, суть которого заключается в том, что формирование этих бюджетов
основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных
нормах,
В Законе определяется
участие органов государственной власти в развитии местных финансов, выражающееся
в регулировании местных бюджетов; распределении средств, выделяемых для
финансирования федеральных и региональных программ между муниципальными
образованиями.
Особое внимание в
Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных бюджетов как
основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном
местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет
право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования
средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов.
8. Вопросы местных
бюджетов нашли отражение в ст. 15 Налогового кодекса РФ, где установлены виды
местных налогов и сборов.
9. Компетенция
органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного
кодекса, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных
правоотношений отнесено:
• установление
порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения
местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждения
отчетов об исполнении местных бюджетов;
• составление и рассмотрение
проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов
осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении
местных бюджетов; определение порядка направления в местные бюджеты до ходов от
использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных
доходов местных бюджетов; определение порядка и условий предоставления
финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
Страницы: 1, 2, 3
|