бесплатные рефераты

Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит и государственный долг

Введение

 

Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов бюджета- налогообложение не поступившей экспортной выручки. [15, стр.33.] Также накопление бюджета происходит за счёт инвестиционных поступлений, как внутреннего так и внешнего характера. Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Как политический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

В России законодательно установлен годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета; на такой же срок составляется бюджет и в других странах (Италия, Франция), в некоторых же странах сроки бюджетного года иные, не соответствующие календарному: в Великобритании, Японии - с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с 1 октября по 30 сентября и иные.[28] Но несмотря на различие  сроков, общегосударственные задачи у бюджета одинаковы, независимо от государственного строя. С помощью бюджета государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта, осуществляются различные государственные программы: экологические, космические и иные.

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить его и ликвидировать вообще. [12, стр.8-9] Что же это за понятие и почему оно так влияет на экономику? Данная курсовая работа предполагает ответить на этот вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ТЕОРЕТИЧСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА.

 

1.1             Понятие и виды бюджетного дефицита.

Существует множество определений бюджетного дефицита. Рассмотрим несколько из них. Сначала обратимся за понятием бюджет к Толковому словарю Ожегова, чтобы, исходя из него, можно было понимать определение бюджетного дефицита.

Бюджет- роспись доходов и расходов государства, предприятия или  отдельного лица на определённый срок [8, стр.66 ]

Опираясь на это определение, можно понять смысл словосочетания бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит- превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышение совокупного спроса и деятельности. [5, стр. 447]

Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит [9, стр. 205]

По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:

·        циклический  

·        структурный

·        операционный

·        первичный

·        квазифискальный

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производ­ства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. [9, стр. 206]

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.

Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

·        финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

·        накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.    [4, стр. 27-29]

 

 

1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита.

Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

-   спад общественного производства;

-   завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;

-   возросшие затраты на оборону;

-   рост теневого сектора экономики.

Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. [9, стр. 205]

Что касается данного периода, то рост теневого сектора экономики обусловлен несовершенством законодательных и налоговых органов. Вследствие этого денежные средства свободно проходят через слабые системы налогообложения.

А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных нормативов ради обслуживания интересов иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства перед обществом, включая обеспечение социальных гарантий и поддержание национальной безопасности, создание благо приятных условий социально - экономического и научно-технического развития. [11, стр. 6]

Давайте обратимся к цифрам, которые наглядно показывают возникновение бюджетного дефицита. За пример возьмём консолидированный бюджет 2002 года. Так, Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды; образования в размере не менее 10% национального дохода, а согласно проекту консолидированного бюджета-2002, это - около 4%; Федеральным законом «Основы законодательства о культуре» предусматривается ежегодное ее финансирование в размере не менее 2% расходов федерального бюджета, а по проекту федерального бюджета на 2002 г. - 0,53%. [11, стр. 6-7]

Эти реальные цифры свидетельствуют о несовершенстве законодательного органа нашей страны, что приводит к бюджетному дефициту.

Но иногда само государство создаёт бюджетный дефицит, это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. [6, стр. 336]

 

1.3             Способы покрытия бюджетного дефицита.

Откуда государство может взять средства для покрытия бюджетного дефицита?

Существуют традиционные способы покрытия дефицита бюджета:

1)   выпуск госзаймов,

2)   ужесточение налогообложения,

3)   эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег,

4)   внешние займы,

5)   посредством займов у населения и у фирм.

Каждый из них имеет как положительные, так и негативные последствия.

Так, выпуск государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций. Его суть состоит в том, что выпуск государственных ценных бумаг ведет к уменьшению денежных средств населения, что, в свою очередь, приводит к росту спроса на деньги. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки.

Но ее рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Эмиссия денег, или «сеньораж», в настоящее время не сводится просто к печатанию денег, поскольку это еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. [9, стр. 206-207]

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

 

 

 

 

II БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

 

2.1 Особенности бюджетного дефицита в современной России.

          Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

·     первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·     второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·     третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет даёт полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. [3, стр. 233]

Бюджет Российской Федерации является консолидированным.

Таблица 1 - Дефицит и профицит консолидированного, федерального и территориальных бюджетов Российской Федерации (% к ВВП)                   [7, стр.263]

Год

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Федеральный бюджет

Дефицит (-)

Профицит (+)

-3,2

-1,1

2,4

2,9

1,4

1,7

Территориальный бюджет

Дефицит (-)

Профицит (+)

-0,3

0,0

0,5

0,0

-0,4

-0,4

Консолидированный бюджет

Дефицит (-)

Профицит (+)

-3,6

-1,1

2,5

2,9

1,0

1,4

 

По данным этой таблицы мы видим, что бюджетный дефицит в нашей стране наблюдается только до 2000 года. Затем происходит постепенный его рост, что характеризуется успешной экономической политикой государства по устранению бюджетного дефицита.

Но на территориальном уровне наблюдается не эффективность работы бюджетных программ, так как основной упор делается на федеральный бюджет, который в большей степени влияет на экономическую стабильность всей в стране в целом. Это несовершенство государственного управления может привести к нестабильности бюджетной системы в стране.

Структура доходной и расходной статей федерального бюджета (без бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов) выглядит следующим образом (см. приложение 3)

Кассовое исполнение бюджета равно сумме израсходованных распорядителями бюджетных средств, т. е. без учета средств, оставшихся на их счетах.

Из приложения следует, что профицит в нашей стране за 2003 год составил 1,7%. Внешнее финансирование уменьшилось на 2,2%, а внутреннее наоборот увеличилось на 0,5%. Общее финансирование упало на 1,7%. В целом это благоприятная обстановка для бюджетной системы нашей страны. Дальнейшая политика такого плана через некоторое время сможет стабилизировать экономическую политику страны и уменьшить вероятность бюджетного дефицита.

Наличный научно-производственный потенциал позволил нашей стране выйти на ежегодный не менее чем шестипроцентный прирост ВВП, что ведет к сокращению бюджетного дефицита (см. таблицу 2) при условии проведения государством целенаправленной бюджетной политики, предусматривающей структурную перестройку и модернизацию экономики на современной технологической основе, многократное повышение инвестиционной активности. Последнее должно выражаться в не менее чем 20-процентном годовом приросте инвестиций; в противном случае выбытие производственных мощностей будет существенно превышать ввод новых, и сжатие производственного потенциала страны продолжится. Объективные возможности увеличения капиталовложений ныне значительны: объем сбережений, формирующихся в российской экономике, в полтора раза превышает объем инвестиций, что вкупе с резервами, связанными с ликвидацией утечки капитала и потерь от долларизации экономики, создает потенциальную основу для примерно трехкратного их роста.

Для решения задачи кардинального повышения инвестиционной и инновационной активности необходимо целенаправленное проведение комплекса мер, включая предоставление госгарантий под привлекаемые для финансирования перспективных проектов модернизации экономики кредиты, развертывание сети банков развития, реализацию целевых инвестиционных программ структурной перестройки, переориентацию денежной политики на кредитование производственной сферы, блокирование нелегального вывоза капитала. При этом для удержания инфляции в заданных пределах (не выше 13%) предстоит кардинально поднять эффективность контроля за ценами на энергоносители, на товары и услуги естественных монополий, ограничивая их рост темпом роста потребительских цен.

Это системное стимулирование инвестиционной и инновационной активности, равно как и выполнение социальных обязательств государства, потребует существенного повышения расходов федерального бюджета. Так, непроцентные расходы федерального бюджета (без единого социального налога) должны составить не менее 17,4% ВВП. С учетом затрат на обслуживание госдолга расходная часть федерального бюджета без ЕСН должна равняться 20,1% ВВП, а с ЕСН - 22,5% (см. приложение 4).

Необходимое для этого повышение бюджетных доходов достигнуто без увеличения налогов – за счёт большей части природной ренты, пресечения нелегального вывоза капитала и уклонения от уплаты налогов по экспортно-импортным операциям, повышения эффективности использования госимущества и других контролируемых государством источников. Потенциал повышения бюджетных доходов по этим источникам сверх планируемой российским правительством величины - свыше одного триллиона рублей. Из них непосредственно в доходах федерального бюджета-2002 учитывается 425 млрд. руб., сбор которых уже в 2003 году представился вполне выполнимой задачей. Возможные же дополнительные (сверх этой суммы) доходы должны распределяться исходя из приоритетов социально-экономического развития страны по законодательно установленной процедуре.

Соответственно повышению доходов увеличивается консолидированный бюджет. При этом, несмотря на существенный рост доходов, и расходов государства, их общий вес в структуре валового внутреннего продукта по-прежнему будет ниже уровня большинства развитых стран.

Доходы бюджета. Итак, исходя из реальных возможностей доходы федерального бюджет в альтернативном его проекте повышаются (в сравнении с правительственным вариантом) на 42 млрд. руб. При этом увеличение налогов на производственную деятельность не предусматриваете прирост доходов, стоит повторить, достигается посредством изъятия в госбюджет природной ренты путем налогообложения ранее сокрытых и незаконно вывезенных из России доходов, а также основе повышения собираемости налогов и эффективности использования государственного имущества. Конкретные слагаемые (источники) названной суммы таковы.

1.Увеличение на 190 млрд. руб. объема рентных доходов от эксплуатации ограниченных природных ресурсов, изымаемых в доход федерального бюджета с помощью налогов, в том числе посредством:

 а) введения налога на дополнительный доход от добычи полезных ископаем пропорционального объему горной ренты, образующейся на конкретных месторождениях. (105 млрд.)

б) увеличения платежей за загрязнение природной среды (15 млрд.);

в) роста не менее чем на 70 млрд. руб. поступлений экспортных пошлин, связанного с приведением ставок пошлин на вывоз энергоемких сырьевых товаров (прежде всего металлов и продукции химической промышленности) в соответствие со ставками пошлин на вывоз энергоносителей, которые не должны быть меньше 25%.

2.Увеличение на 80 млрд. руб. поступлений по налогу на прибыль в связи со снижением нелегального вывоза капитала и возвращением части нерепатриированной ранее валютной выручки. Прирост величины непоступившей экспортной выручки за 1992 - 2000 гг. - 49,3 млрд. долл., что вместе с приростом на 38,2 млрд. долл. экспортных кредитов, предоставленных нефинансовыми предприятиями нерезидентам, за этот период составило 87,5 млрд. долл. Бюджет недополучил на 30 млрд. долл. налога на прибыль, что превышает потребности страны в погашении внешних займов в ближайшие годы.

 

 

 

 

Таблица 2 - Основные характеристики проектов федерального бюджета РФ за 2002год [11, стр.12]

 

Правительственный

Альтернативный

(II)-(I)

Млрд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ