ЦБ РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования
Развитие корреспондентских
отношений зависит от различных факторов: взаимных потоков платежей, цены и
спроса на рынке кредитных ресурсов, возможности участия в торгах на
региональных валютных биржах и других.
Расчеты между банками -
корреспондентами составляют значительную часть всего платежного оборота России.
Таким способом совершается большая часть расчетов с банками стран СНГ и
зарубежными банками.
Еще одним способом
межбанковских расчетов являются расчеты через клиринговые палаты.
В основу принципов
проведения клиринговых операций положены две возможные модели. Первая - без
предварительного депонирования средств на счетах банков-участников расчетов в
клиринговом учреждении. Окончательный расчет в этом случае осуществляет
Центральный банк Российской Федерации. Вторая модель - с предварительным
депонированием средств на счетах банков-участников в клиринговом учреждении.
Расчетным агентом по такой схеме является само клиринговое учреждение.
По первой модели в 1997 году
в Москве начинает работать Клиринговая палата Межбанковского финансового дома.
По данным на октябрь 1997 года, по второй модели действовало 7 клиринговых
учреждений, расчеты через них осуществляли около 200 кредитных организаций,
филиалов и юридических лиц.
Удельный вес расчетов,
осуществляемых через них, в настоящее время невелик. Банк России играет
определяющую роль в разработке принципов организации клиринговых операций и
контролирует их соблюдение.
В 1996 году была разработана
Стратегия развития платежной системы России, которая содержит основные
долгосрочные и среднесрочные мероприятия. Они включают создание системы
расчетов в режиме реального времени, т.е. переход на качественно новый уровень
передачи банковской информации, развитие негосударственных расчетных и
клиринговых систем с соответствующим регламентированием и надзором за их
деятельностью, разработку систем стандартизации и сертификации банковских технологий,
создание в России условий для внедрения расчетов платежными (пластиковыми)
картами.
Основной задачей
Департамента методологии и организации расчетов является обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов на основе проведения
единой политики в области безналичных расчетов.
Деятельность Департамента
касается безналичных расчетов, совершаемых в рублях на территории Российской
Федерации. Департамент разрабатывает правила, формы, сроки и стандарты
безналичных расчетов и осуществляет контроль за правильностью прохождения
операций через расчетную сеть Банка России. Для этого Департамент разрабатывает
методологию идентификации участников расчетов, проводит обследования платежного
оборота, анализирует состояние различных расчетных и платежных систем.
Политика валютного курса
Центрального банка Российской Федерации в 1997 году осуществлялась в общем
контексте денежно-кредитной политики, проводимой Правительством Российской
Федерации и Банком России, и являлась дополнительным фактором финансовой стабилизации.
Основные усилия были
направлены на обеспечение стабильности национальной валюты и создание условий
для динамичного развития финансового рынка.
Проводимая с июля 1995 года
политика стабилизации курса рубля дала ощутимые результаты. Введение валютного
коридора не только ограничило валютный курс рубля снизу, создав ориентир для
импортеров продукции, но и предотвратило резкое повышение курса национальной
валюты, поддержав тем самым российских экспортеров. Установление предельного
нижнего уровня текущего валютного курса явилось сильным антиинфляционным
фактором и позволило эффективно сдерживать темпы внутреннего обесценения рубля.
Всего за 1996 год
номинальный курс доллара США к российскому рублю вырос на 19,8% (с 4640 до 5560
рублей за доллар США), что в ежемесячном исчислении составляет в среднем 1,5%.
Поскольку инфляция в России за год составила 21,8%, а в США - около 3%, то по
итогам года произошло снижение реального курса рубля на 1,3%.
За 10 месяцев
(январь-октябрь) 1997 года курс доллара к рублю вырос на 5,9% (с 5560 до 5887
рублей за доллар), что в ежемесячном исчислении составляет в среднем 0,6%.
Однако с учетом инфляции в России и США за этот период реальный курс рубля
вырос на 1,6%.
С мая 1996 года Банк России
изменил систему установления официального курса иностранных валют к рублю
Российской Федерации, отказавшись от привязки официального курса рубля к
фиксингу Московской межбанковской валютной биржи. В 10 часов московского
времени каждого рабочего дня Банк России объявляет курсы покупки и продажи
долларов США по своим операциям на межбанковском валютном рынке. Эти курсы
устанавливаются с учетом соотношения текущего спроса и предложения на
иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютном рынках, динамики
инфляционных показателей, положения на международных рынках иностранных валют,
изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики
показателей платежного баланса страны. Арифметическое среднее курсов покупки и
продажи доллара дает величину официального курса доллара США к российскому
рублю на следующий календарный день. В 1998 году разница между официальным
курсом и курсами покупки и продажи доллара не будет превышать 1,5%.
Важным этапом в развитии валютной политики
стало принятие Правительством Российской Федерации и Банком России в июне 1996
года международных обязательств по снятию ограничений на конвертируемость рубля
по текущим операциям в рамках присоединения к VIII статье устава МВФ, что
создало принципиально новые условия для процесса курсообразования и привлечения
на российский рынок иностранных инвесторов.
Достигнутый прогресс в области финансовой
стабилизации позволил установить в 1997 году границы "валютного
коридора" на весь год. С учетом возможных незначительных отклонений от
вероятного сценария экономического развития в 1997 году значения верхней и
нижней границ допустимого изменения валютного курса, установленные совместным
Заявлением Правительства Российской Федерации и Банка России, составили на
начало года 5500 и 6100 рублей за доллар США, а на конец года - соответственно
5750 и 6350 рублей за доллар США.
Стабилизация основных макроэкономических
показателей, возросшая устойчивость российского финансового рынка поставили
перед Банком России новые задачи в области реализации государственной курсовой
политики. Правительство Российской Федерации и Банк России 10 ноября 1997 года
в совместном заявлении объявили о переходе от практики установления ежегодных
ограничений изменения курса рубля к определению среднесрочных ориентиров
динамики курса национальной валюты. Правительство Российской Федерации и Банк
России средствами бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики будут
поддерживать такие условия на валютном рынке, что в ближайшие несколько лет, как
минимум в 1998-2000 годах, центральный обменный курс российского рубля будет
находиться на уровне 6,2 рубля (с учетом деноминации) за 1 доллар США, а его
возможные отклонения не превысят 15% от этого значения. При этом будет
обеспечен плавный, исключающий скачки валютного курса переход к новому этапу
валютной политики. Вместе с тем Банк России считает, что в отдельные промежутки
времени обменный курс рубля может испытывать существенное воздействие
внутренних и внешних факторов, что будет проявляться в большей его гибкости в
рамках указанных выше параметров.
В 1998 году в число важнейших задач Банка
России в области политики валютного курса будут входить:
- повышение внешней и внутренней стабильности
национальной валюты,
- обеспечение процесса дедолларизации
российской экономики за счет содействия динамичному развитию всех секторов
финансового рынка и повышения привлекательности для населения сбережений в
национальной валюте,
- создание условий для улучшения структуры
платежного баланса, а также для активизации инвестиционного процесса.
Совершенствование
нормативной базы валютного регулирования и валютного контроля - это объективный
процесс, диктуемый интенсивностью развития валютных отношений в стране и
определяемый стратегией государственной экономической и валютной политики,
которая направлена на обеспечение устойчивости кредитно-финансовой системы
страны и защиты национальной валюты.
В текущем году Банком России
была проделана серьезная работа по разработке нормативно-правовых актов,
регулирующих обращение валютных ценностей как внутри страны, так и в сфере ее
внешнеэкономической деятельности. Основное внимание было сконцентрировано на
выработке более эффективных механизмов регулирования валютных операций,
упорядочении и усилении учетно-контрольных функций органов и агентов валютного
контроля, а также на обеспечении защиты банковской системы от проникновения
нелегального капитала. Это явилось главным направлением развития валютного
законодательства в 1997 году.
Банк России активно участвовал в разработке базовых,
системообразующих нормативных актов.
Речь идет, в первую очередь,
о проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Сохраняя в целом
преемственность основных принципов валютного регулирования и валютного
контроля, новая редакция Закона более широко определяет виды и порядок
проведения валютных операций, включая операции на фондовом и срочном рынке.
Устанавливает более широкий перечень валютных операций, связанных с движением
капитала, а также определяет органы, их регулирующие.
После принятия Россией на
себя обязательств по Статье VIII Статей Соглашений МВФ, снятия ограничений на
конвертацию рубля по текущим операциям и обеспечения внутренней конвертации в
условиях начавшейся либерализации в области привлечения иностранного капитала
значительно изменился статус национальной валюты. Это нашло отражение в проекте
нового Закона. При осуществлении расчетов в области внешнеэкономической
деятельности рубль признается валютной ценностью, что позволит распространить
систему валютного контроля на сферу платежно-расчетных отношений между
резидентами и нерезидентами, при осуществлении которых в качестве средства
платежа используется национальная валюта. Закон предусматривает обязательную
для резидентов репатриацию в страну валютной выручки от экспортных операции при
одновременном упрощении условий импорта капитала в Российскую Федерацию. Кроме
того, проект Закона разграничивает и упорядочивает полномочия Банка России и
других органов и агентов валютного контроля, усиливает роль уполномоченных
банков как агентов валютного контроля при усилении в то же время контроля за их
деятельностью со стороны Банка России, а также устанавливает ответственность
субъектов хозяйственной деятельности и четкую систему санкций за нарушения
валютного законодательства.
В то же время, используя
существующую законодательную базу, Банк России приступил к организации работы
по защите банковской системы от преступности. Одним из первых шагов в этом
направлении стал выход в июле 1997 г. "Методических рекомендаций по
вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных
незаконным путем, в банки и иные кредитные организации" (Письмо Банка
России от 3.07.97 № 479). В процессе работы над Рекомендациями Банк России
использовал зарубежный опыт и рекомендации ФАТФ.
Осуществляя регулирование и
контроль за внешнеторговыми операциями резидентов, Банк России в 1997 г.
распространил существующую систему таможенно-банковского контроля на
внешнеторговые сделки, предусматривающие поставки товаров в счет
государственных кредитов. Вместе с тем Банк России отмечает недостатки
действующей системы контроля экспортно-импортных операций, например,
неурегулированность реэкспортных, реимпортных операций и услуг, а также
недостаточную оперативность и гибкость системы таможенно-банковского контроля.
Статистические данные свидетельствуют о сохранении значительного числа
нарушений валютного законодательства в этой области. Так, отношение
необоснованных непоступлений валюты за поставки товаров к запланированной в
соответствии с условиями контрактов валютной выручке ежегодно составляет около
7-10%, а из общей стоимости оплаченных авансом товаров в установленные сроки не
поступает около 30%. В результате сумма валютных средств, переведенных
резидентами за границу с нарушениями порядка совершения внешнеторговых
операций, ежегодно оценивается примерно в 8-10 млрд. долларов. Учитывая это,
Банком России в настоящее время проводится работа по созданию системы
мониторинга репатриации в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных
операций и платежей по импортным операциям с целью оперативного выявления и
принятия адекватных мер по фактам нарушения валютного законодательства.
Одним из важнейших объектов
контроля остается рынок наличной иностранной валюты. В этой области создана
наиболее разносторонняя нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру
открытия и режим работы обменных пунктов, порядок совершения и учета ими
валютно-обменных операций, а также порядок ввоза-вывоза уполномоченными банками
через таможенную границу Российской Федерации наличной иностранной валюты и
платежных документов в иностранной валюте. В 1997 г. Банком России были
выпущены новые нормативные документы, конкретизирующие проведение отдельных
видов валютных операций, а также их учет в обменных пунктах. В частности, за
счет операций размена платежных денежных знаков, а также замены и покупки за рубли
неплатежных денежных знаков иностранного государства был расширен круг операций
для обменных пунктов, по которым оформляются документы первичного учета.
Кроме того, было разработано
и выпущено Положение "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для
оплаты командировочных расходов" (от 25.06.97 № 62). Согласно этому
документу клиентам предоставлено право покупать без разрешения Банка России
иностранную валюту для оплаты командировочных расходов в безналичном порядке за
рубли через уполномоченные банки. После снятия наличной валюты со счета она не
может быть использована на иные цели, кроме командировочных расходов. Положение
определило правила совершения таких операций юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями (резидентами и нерезидентами) и коммерческими
банками, не имеющими лицензии Банка России на проведение валютных операций, а
также установило отчетность уполномоченных банков и филиалов при проведении
этих операций. Наряду с этим в настоящее время Банком России разрабатывается
Положение "О порядке выпуска кредитными организациями банковских платежных
карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их
использованием", в котором юридическим лицам будет предоставлено право
использования корпоративных пластиковых карт для оплаты командировочных
расходов.
В области регулирования и
контроля валютных операций, связанных с движением капитала, развитие
нормативной базы происходило в направлении постепенного упрощения порядка
совершения резидентами отдельных видов таких операций при одновременном
усилении учетных и контрольных функций за ввозом и вывозом небанковского
капитала. С учетом ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов,
продолжающегося снижения инвестиционной активности и в целях создания условий,
способствующих притоку долгосрочных иностранных инвестиций, Банк России
Положением от 7.07.97 № 482 "0 регистрационном порядке оплаты иностранными
инвесторами участия в уставном (складочном) капитале организаций-резидентов
Российской Федерации" предельно упростил порядок их совершения, перейдя от
применяемой практики выдачи резидентам лицензий или разрешений к
регистрационному порядку проведения операций по переводу и конверсии
иностранной валюты для осуществления иностранных инвестиций в уставные капиталы
российских предприятий. Указанный порядок распространен на инвестиции в
иностранной валюте, вносимые нерезидентами в уставные капиталы организаций
путем приобретения акций и оплаты долей (паев) в уставном капитале или
имуществе при создании организации, а также при увеличении размера ее уставного
капитала. В то же время пока действие данного Положения не распространяется на
инвестиции в другие ценные бумаги и в банковский капитал, а также на
инвестиции, осуществляемые через вторичный рынок. Облегчая процедуру операций
по привлечению долгосрочных иностранных инвестиций, Банк России одновременно
исходил из необходимости усовершенствования функций учета этих процессов, а
также анализа их влияния на развитие экономики России.
Другим Положением от
22.04.97 № 436 "0 порядке выдачи разрешений на открытие и ведение валютных
счетов, открываемых юридическими лицами-резидентами для оплаты расходов на
содержание их заграничных представительств" Банк России предоставил
российским предприятиям (причем не только экспортерам, но и импортерам) право
приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для содержания
своих представительств за границей, а также установил режим осуществления
валютных счетов, открываемых в банках- нерезидентах, для оплаты расходов
представительств.
В развитие действующей
нормативно-правовой базы в области проведения валютных операций и в целях
дальнейшей либерализации действующих в Российской Федерации правил совершения
гражданами некоторых видов таких операций Банком России был разработан
"Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской
Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих счетов" (утвержден
Приказом Банка России от 27.08.97 № 02-371 и зарегистрирован Минюстом России).
В соответствии с этим
документом физические лица-нерезиденты могут без ограничения сумм переводить
иностранную валюту из Российской Федерации и получать иностранную валюту, ранее
переведенную в страну из-за границы. Что касается физических лиц-резидентов, то
они получили право свободно получать иностранную валюту, переведенную из-за
рубежа, и переводить иностранную валюту из Российской Федерации в пределах 2000
долларов США в одном банке в течение одного операционного дня. Если же
иностранная валюта была ранее ввезена или переведена в Россию, то физическое
лицо-резидент может единовременно перевести за границу всю сумму ранее
ввезенной или полученной иностранной валюты.
Необходимо отметить, что,
сохраняя предельный размер ежедневного перевода для физических лиц-резидентов,
Банк России основывался в первую очередь на результатах анализа
валютно-обменных операций физических лиц. По данным статистической отчетности о
движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, в I полугодии
1997 г. 97% всех сделок по покупке уполномоченными банками наличной валюты у
граждан совершалось на сумму до 2000 долларов, а при ее продаже удельный вес
таких операций в общем количестве сделок составлял 78%.
С учетом изменений порядка
проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и
либерализации осуществления отдельных видов операций, связанных с движением
капитала, а также в целях обеспечения согласованности нормативно-правовой базы
валютного регулирования и валютного контроля Банком России в июле 1997 г.
(Письмо от 17.07.97 № 488) были внесены соответствующие поправки в Инструкцию №
7 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями,
организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения
операций на внутреннем валютном рынке". В результате, если раньше
резиденты Российской Федерации имели право покупать иностранную валюту только
для выполнения обязательств по внешнеторговым контрактам и платежей в погашение
кредитов, полученных в иностранной валюте, сейчас они получили возможность
приобретать иностранную валюту еще и для совершения валютных операций,
связанных с движением капитала, как в рамках лицензий и разрешений Банка
России, так и без таковых (имеются в виду операции, совершаемые в соответствии
с Положением Банка России от 24.04.96 № 39). Кроме того, резиденты теперь могут
покупать иностранную валюту для оплаты командировочных расходов своих
сотрудников, а также для осуществления переводов на валютные счета своих
зарубежных представительств с целью оплаты расходов на их содержание.
Рассматривая новые тенденции
в валютном законодательстве, необходимо особо отметить предпринятые Банком
России практические шаги по сужению сферы использования наличной иностранной
валюты в расчетах на территории Российской Федерации. Речь идет о Положении
Банка России от 15.08.97 № 503 "О прекращении на территории
Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим
лицам товары (работы, услуги)", которое, после регистрации в Минюсте, 10
октября текущего года вступило в силу. Задача указанного Положения -
обеспечение процесса "дедолларизации" российской экономики и
стабильности национальной валюты.
В 1997 г. Банк России
продолжил работу по развитию правовой базы регулирования валютных операций в
отдельных областях хозяйственной деятельности, которые различаются спецификой
производства и экономических взаимоотношений. Примером здесь может служить Положение
Банка России от 24.02.97 № 54 "0 порядке проведения расчетов в иностранной
валюте, основанных на зачете взаимных требований между российскими судовладельцами,
осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, осуществляющими их агентское
обслуживание". В целях ускорения проведения расчетов и недопущения
нарушений договорных обязательств российскими юридическими лицами и с учетом
мировой практики указанным нормативным документом был введен особый порядок
расчетов, согласно которому использование судовладельцами валютных средств,
полученных от продажи продуктов рыбного промысла, для совершения платежей через
своих агентов ограничено четким перечнем оснований расчетов. Положением
определены функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля,
обслуживающих клиентов-судовладельцев, при осуществлении последними
экспортно-импортных операций, а также установлена особая схема отчетности по
таким операциям.
Что касается перспектив
развития валютного законодательства, то важнейшее направление в деятельности
Банка России связано с продолжением начатой в 1996 г. и реализуемой в настоящее
время взвешенной политики, нацеленной на упрощение и постепенную отмену
ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными
ценностями. Основное внимание предполагается уделить созданию более
благоприятного климата для деятельности зарубежных инвесторов на российском
рынке и особенно тех из них, кто намерен осуществить долгосрочные инвестиции в
экономику России. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего
финансового рынка Банком России будет продолжена работа по созданию нормативной
базы, направленной на «дедолларизацию» экономики, препятствующей утечке
капиталов за границу, проникновению из-за рубежа и отмыванию «грязных» денег.
С 1992 года
денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение финансовой
стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса
национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны,
создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.
В основе денежно-кредитного
регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных
ограничений на прирост денежной массы. С 1996 года приоритеты политики в
денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального
предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов
инфляции. В целом за 1997 год денежная масса (М2) в реальном выражении
увеличилась на 17,4% против 10% в 1996 году. В 1998 году денежная масса
(агрегат М2) должна возрасти за год на 22-30% при инфляции не более 10% и росте
ВВП до 2%.
Одним из признаков
устойчивого насыщения экономики деньгами стало закрепление сформировавшейся в
1996 году тенденции замедления скорости обращения денег. Средняя скорость
обращения М2 составила 8,7 в 1996 году и 7,9 в 1997 году. В 1998 году должны
сохраниться основные предпосылки для дальнейшего замедления скорости обращения
денежной массы.
Представим
диаграмму(диаграмма 1) , отражающую динамику изменения ставки рефинансирования
Банка России, построенную по данным публикуемым на официальном
электронно-информационном сервере Банка Росии.
Отметим, что до конца 92 года механизм
рефинансирования в практике экономического регулирования Банка России
отсутсвовал. Банк России пытался влиять на процентные ставки КБ путем
регулирования обьема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям
задачи антиифляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок
достич поставленной цели антиифляционного рагулирования не удалось.
Наметившаяся в 1996 году
тенденция снижения общего уровня процентных ставок получила дальнейшее развитие
в 1997г. и начале 1998 г. (повышение ставки рефинансирования в ноябре 1997 года
и феврале 1998 года носило антикризисный и кратковременный характер),чо тражает
диаграмма 1 , отражающая динамику изменения ставки рефинансирования Банка
России( построенна по данным публикуемым на официальном
электронно-информационном сервере Банка Росии).
Диаграмма 1.
Проводимая с середины 1995
года курсовая политика Банка России, направленная на стабилизацию и
предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации
макроэкономической ситуации в России. Практика установления Банком России
границ допустимых изменений обменного курса рубля обеспечила предсказуемую
динамику валютного курса в 1995-1997гг. Достигнутый прогресс в области
финансовой стабилизации впервые позволил установить в 1997 году границы
валютного коридора на весь год.
Учитывая возросшую степень
интеграции России с мировыми финансовыми рынками и следуя курсу на
предсказуемость и преемственность политики, Банк России принял решение о
переходе от практики установления краткосрочных ограничений на изменение курса
российского рубля к определению среднесрочных ориентиров его динамики. В качестве
такого ориентира как минимум на 1998 - 2000 гг. определен центральный курс 6,2
рубля за 1 доллар США с допустимыми отклонениями от него в пределах 15% в обе
стороны. В 1998 году Банк России будет стремиться к сохранению среднего
значения обменного курса рубля на уровне 6,1 за 1 доллар США.(см Диаграмму 2
построенна по данным публикуемым на официальном электронно-информационном
сервере Банка Росии)
Диаграмма 2.
Ряд-1 Нижняя
граница
Ряд-2 Верхняя
граница
11.11.97 С 1
января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный
обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации),
возможные отклонения не могут превышать 15%.
В целях защиты и обеспечения
устойчивости рубля, повышения привлекательности накоплений в национальной
валюте, сдерживания процесса перетока свободных средств на покупку иностранной
валюты, Банк России осуществляет политику дальнейшего выравнивания нормативов
обязательных резервов по всем привлеченным средствам (в рублях и иностранной
валюте) путем снижения нормативов по привлеченным средствам в валюте Российской
Федерации с одновременным увеличением норматива по привлеченным средствам в
иностранной валюте. Банк России намерен также продолжить политику, направленную
на снижение общего уровня обязательных резервных требований по мере увеличения
спроса на деньги со стороны экономических агентов. (см Гистограмму 3,
построенна по данным публикуемым на официальном электронно-информационном
сервере Банка Росии)
Гистограмма 3.
Норматив обязательных
резервов по привлекаемым банками средствам в рублях и иностранной валюте.
Ряд 1 - по счетам до востребования и срочным обязательствам
коммерческих банков до 30 дней включительно.
Ряд 2 - по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней
включительно.
Ряд 3 - по срочным обязательствам свыше 90.
Ряд 4 - по текущим счетам в иностранной
валюте
Доминирующей особенностью
развития банковской системы в 1997 году являлась продолжающаяся консолидация
капитала и активов действующих кредитных организаций.
За 1997 год совокупный
капитал российских банков вырос на 26,5% и на 1.01.98 года составил 112,3 трлн.
руб. На увеличение собственных средств (капитала) российской банковской системы
существенное влияние оказало сокращение количества кредитных организаций с
отрицательным капиталом.
В 1997 году продолжился
процесс концентрации активов банковской системы России в крупнейших банках.
Доля активов 200 крупнейших банков в совокупных активах банковской системы
России за 1997 год возросла на 3,2 процентных пункта (с 85,1% до 88,4%), что несколько
ниже прироста данного показателя за 1996 год – на 3,8 процентных пункта (с 81,9% на 1.01.96 до
85,9% на 1.01.97).(См
таблю 3,Гистограммы 2,3).
Таблица 3. ( построенна по данным публикуемым на
официальном электронно-информационном сервере Банка Росии)
Диаграмма 2.
Гистограмма 4.
На фоне консолидации
капитала и активов банковской системы России, снижения доходности банковских
операций на рынках продолжается сокращение количества кредитных организаций. В
1997 году темпы сокращения действующих кредитных организаций (16,3%) возросли
по сравнению с 1996 годом (11,6%).
В связи с увеличением Банком
России минимального размера уставного капитала при создании кредитных
организаций, ужесточения требований при выдаче лицензий, заметно сократилось
количество вновь создаваемых кредитных институтов. В 1997 году зарегистрировано
только 12 новых кредитных организаций (в 1996 году - 28), из них три –
полностью контролируемые иностранным капиталом.
(см таблицы 4,5 и диаграмму
3)
Таблица 4.
Количество действующих
кредитных организаций и их филиалов(без Сбербанка России и Внешэкономбанка)
Таблица 5.
Диаграмма 3
В реальном исчислении активы
действующих кредитных организаций выросли за 1997 год на 6,9%. При этом 727
банков (42% от количества действующих), преимущественно малых – доля активов
которых в активах банковской системы составляет 10%, испытали в 1997 году
сокращение величины своих активов.
На фоне устойчивой тенденции
снижения номинальных ставок ссудного процента в течение 1997 года (с 66,2%
годовых на 1.01.97 г. до 25,3 % годовых на 1.01.98 г. по коммерческим кредитам
сроком на 3 месяца), действующие банки увеличили кредитование нефинансового
сектора экономики на 35% (или на 24% реальном исчислении), при росте совокупных
активов на 19%. Доля кредитов, выданных банками нефинансовому сектору
экономики, в общей сумме активов банковской системы увеличилась в 1997 году на
4 процентных пункта (с 29,5 до 33,5%).
О стремлении части
банковского сектора избавиться от груза плохих долгов свидетельствуют данные о
снижении уровня просроченной задолженности в кредитных вложениях с 6,8% на
1.01.97 до 4,7% на 1.01.98, а также падение объема просроченных процентов по
кредитам в 1997 г. с 17,7 трлн. рублей на 1.01.97 до 11,9 трлн. рублей на
1.01.98 или на 33%. Удельный вес стандартных и нестандартных ссуд в общей сумме
ссудной задолженности за 1997 год увеличился с 92,9% до 96,2%.
Доля совокупных вложений
коммерческих банков в ценные бумаги в активах банковской системы в 1997 г.
выросла с 28,6% по состоянию на 1.01.97 до 32,8% на 1.10.97 и снизилась до 31%
на 1.01.98 (без Сбербанка России - 20,1%, 24,9 % и 23,7% соответственно).
Высокий уровень вложений банковской системы во все виды ценных бумаг в связи с
кризисом на мировом финансовом рынке в конце 1997 года явился фактором системного
риска.
Объемы вложений банков в
операции на рынке межбанковских кредитов за 1997 год сократились на 6,8%: с
57,3 трлн. руб. на 1.01.97 г. до 53,5 трлн. рублей на 1.01.98 г. Отмечаемое
свертывание межбанковских кредитных операций на внутреннем рынке привело к
сокращению их доли в совокупных активах банковской системы с 8,9% на 1.01.97 до
7% на 1.01.98.
В структуре пассивов
банковской системы (без учета Сбербанка РФ) продолжался рост доли средств,
привлеченных из негосударственного сектора экономики. За 1997 год указанные
средства выросли на 37,2%, а их доля в пассивах банков увеличилась с 57,8% до
65,2%. В ресурсах, привлеченных банковской системой из негосударственного
сектора экономики, основная часть принадлежит средствам предприятий и
организаций, доля которых в пассивах увеличилась с 26,8% на 1.01.97 до 30,8% на
1.01.98 г.
За первое полугодие 1997
года объем вкладов населения (в национальной валюте) в коммерческих банках
России (без Сбербанка России) вырос на 9,8%, однако затем произошел отток
вкладов, в результате чего объем вкладов населения остался на уровне начала
года.
Расширение иностранных
операций российских коммерческих банков повысило роль межбанковских кредитов
как источника ресурсной базы кредитных организаций. В целом по банковской
системе в 1997 году доля МБК в пассивах возросла с 10,8% на 1.01.97 до 14,1% на
1.01.98. В номинальном исчислении их объем увеличился на 54% и составил на
конец года 107,9 трлн. рублей.
На долю обращаемых на рынке
долговых обязательств по состоянию на 1.01.98 приходилось 6,4% совокупных
пассивов против 5,9% на начало года. Рост вложений в долговые обязательства за
1997 год составил 28%. При этом объем банковских собственных векселей и акцептов
в рублях превышает объем данных инструментов в иностранной валюте в 1,8 раза по
состоянию на 1.01.98 (объем первых вырос за год на 10%, а вторых – в 2 раза).
Финансовое состояние банков
в 1997 году характеризовалось ростом удельного веса финансово устойчивых банков
(банки без признаков финансовых затруднений и банки, имеющие отдельные
недостатки в деятельности) и снижением удельного веса финансово неустойчивых
банков (банки, испытывающие серьезные финансовые трудности или находящиеся в
критическом финансовом положении) в общем количестве действующих кредитных организаций.
По состоянию на 1.01.98 66% действующих банков относятся к категории финансово
стабильных, в том числе 39% составляет группа банков без признаков финансовых
затруднений, и 27% - банков имеющих отдельные недостатки в деятельности (на
1.01.97 – 54,3%, 42%, 12,3% соответственно). По состоянию на 1.01.98 84,7% от
совокупных активов банковской системы сконцентрировано в финансово устойчивых
банках. Банки, относящиеся к категории проблемных, составляют на 1.01.98 32,4%
от общего количества действующих кредитных организаций. Среди банков,
относящихся к категории проблемных, значительна доля банков (22,7% от
действующих), находящихся в критическом финансовом положении. Однако активы
этой группы банков на 1.01.98 составляют всего 2,9% от совокупных активов
банковской системы.
Индекс хозяйственной
активности, рассчитываемый Банком России, свидетельствует о сохранении в
январе-феврале 1998 г. тенденции стабилизации общеэкономических процессов.
Тенденция восстановления
хозяйственной активности в промышленности, характерная для 1997 г., сохранилась
также в начале 1998 г. В наибольшей мере это проявилось в черной металлургии, а
также в автомобильной и подшипниковой промышленности.
В первые два месяца 1998 г.
отмечается тенденция роста инвестиционной активности в сфере жилищного
строительства.
Сохранилась тенденция
замедления темпов спада хозяйственной активности в отраслях сельского
хозяйства, а также продолжилась тенденция стабилизации хозяйственной активности
на транспорте.
В марте сохранялся интерес
инвесторов к вложениям в государственные ценные бумаги, усиленный стабилизацией
положения на российском финансовом рынке и снижением ставки рефинансирования.
В феврале 1998 г. индекс
потребительских цен составил 100,9%, а индекс цен производителей промышленной
продукции -100,8%. В феврале прошедшего года аналогичные показатели оценивались
на уровне соответственно 101,5% и 101,6%.
В данной курсовой работе проведена
проведена попытка последовательного анализа деятельности ЦБ Росси в направлении
осуществления денежно-кредитного регулирования. Не претендуя на полноту (
учитывая обширность вопроса), приведенного анализа динамики по традиционным
методам осуществления денежно-кредитного регулировании, качественно-количественными
изменениями банковской системы Росси, и как следствие - изменений в экономике
страны в общем, вышеизложенный материал позволяет выделить основные,
характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемого вопроса:
высокая степень взаимосвязи динамики по
механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессов
в банковской системе РФ позволяет говорить об увеличивающейся максимальной
действенностью мер принимаемых ЦБ в данной области;
следует отметить более решительный
переход в политике Банка России от административно-командных к рыночным методам
регулирования;
анализ изменений строения банковской
системы Росси позволяет отметить набирающий силу процесс не только
количественных, но и качественных изменений в построении банковской системы.
сочетание мер принимаемые ЦБ в области
валютной политики и в области дисконтной политики по национальной валюте
позволили добиться определенных успехов в процессе защиты и обеспечения
устойчивости рубля, повышения привлекательности накоплений в национальной
валюте, сдерживания процесса перетока свободных средств на покупку иностранной
валюты.
однако, следует отметить, что на фоне
определенных достижений в области антиинфляционной задачи, учитывая проблему
кризиса неплатежей в данный момент времени, экономика Росси имеет дело с
процессом подавленной инфляции, наличие этого фактора и дальнейшая динамика
событии в этой области, судя по всему, будут в будущем, как определять действия
Банка России в области денежно-кредитного регулирования, так и накладывать
определенные ограничения
в выборе им тех или иных механизмов действия.
Список Литературы.
1.Закон РСФСР от
02.12.90 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР".-М.,1990.
2.Егоров А.Е. Проблемы
деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики//
Деньги и кредит 1995.-№6.-с.4.
3.Деньги и кредит
1995.-№6.-с. Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы// 10.
4.Борисов С.М.,
Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и
кредит 1996.-№8.-с.5.
5.Сухов П.А. Некоторые
аспекты устойчивости банковской системы// Деньги и кредит 1996.-№11.-с.19.
6.Воробъев С. Заметки
с VII съезда Ассоциации
российских банков.//Новая газета 1997.- №17.-с.6.
7.Деньги, кредит,
банки/ Под ред. О.И.
Лаврушина
М. Финансы и статистика, 1998.
8. Copyright 1996 Банк
России E-mail – webmaster@www.cbr.ru (Информация нформационного электронного
сервера Банка Росии, http://www.cbr.ru)
9. Электронный журнал
«Известия экспертиза» N 74
http»//www.izvestia.ru/exp/
Страницы: 1, 2
|