Ценные бумаги в системе объектов гражданских прав. Понятие, классификация и виды ценных бумаг
Пунктом 1.
Ст. 149 ГК РФ установлено, что на БЦБ распространяется правовой режим
соответствующих документарных ценных бумаг, если этому не препятствуют
присущие им особенности. Используемый здесь правовой прием следует
рассматривать как юридическую фикцию. Главной особенностью бездокументарных
облигаций, например, является то, что они не могут существовать вне
соответствующего счета депо, их нельзя снять со счета (как деньги) и унести
домой. Пунктом 2.5 Генеральных условий выпуска и обращения облигаций
федерального займа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая
1995 г. №458[21], прямо
предусмотрено, что владельцы облигаций федеральных займов не имеют права
требовать выдачи на руки облигаций. На БЦБ распространяются следующие правила
режима документарных ценных бумаг:
1. Хотя БЦБ
и не являются предметами материального мира, т.е. вещью (res corporalis) на них
распространяются некоторые положения права собственности. Право собственности
на БЦБ принадлежит в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг –
владельцу лицевого счета, открытого у держателя реестра; в системе учета прав у
депозитария – владельцу счета депо (ст. 28 Закона РФ «О рынке ценных бумаг»).
2. Хотя БЦБ
невозможно передать из рук в руки ввиду их бестелесной формы, законодательство
приравнивает к передаче этих ценных бумаг их перевод как по счетам депо, так и
по лицевым счетам в системе ведения реестра. Последний влечет за собой передачу
права собственности от продавца к покупателю (ст. 29 Закона РФ «О рынке ценных
бумаг»). Поскольку БЦБ не могут существовать непосредственно в хозяйстве их
собственника, т.е. вне соответствующего счета, их следует рассматривать как
имущество, находящееся у третьего лица. Реестродержатель и депозитарий обязаны
по требованию клиентов предоставлять им выписки по соответствующим счетам,
которые являются подтверждением их прав на БЦБ. Так, в соответствии со ст. 8
Закона РФ «О рынке ценных бумаг» держатель реестра обязан предоставить такую
выписку в течение 5 рабочих дней с момента получения требования владельца счета
или его представителя, уполномоченного лица. Выпиской из системы ведения
реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца
лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом
счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также
иной информации, относящейся к этим бумагам. Сделки с БЦБ могут совершаться по
особым, крайне специфическим правилам. П. 2 ст. 149 ГК РФ предусматривает, что
на лицо, ведущее учет прав на БЦБ, возлагается обязанность фиксировать все
совершенные ими сделки. Эту деятельность не следует рассматривать просто как
разновидность государственной регистрации соответствующих договоров. Скорее
всего, она является одним из этапов процедуры их заключения или исполнения.
Правовой режим бездокументарных ценных бумаг, главным образом облигаций,
обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), т.е. на бирже,
характеризуется различными ограничениями прав его участников. Эти ограничения
устанавливаются ЦБ РФ не только в нормативных актах, но и в договорах с
участниками ОРЦБ. В результате на сегодняшний день бездокументарные облигации
могут быть предметом следующего ограниченного круга сделок:
1) на
первичном рынке: размещение (продажа облигаций первым приобретателям) и
погашение (платеж по наступлению срока);
2) на
вторичном рынке: купля-продажа и залог.[22]
Купля
продажа облигаций, совершаемая на бирже, может предполагать ее исполнение в
течение ближайших двух-трех дней. В этом случае такая сделка будет называться
кассовой. Если же договором предусмотрена отсрочка исполнения, то такая сделка
будет называться форвардной.
Таким
образом, бездокументарные ценные бумаги являются объектами обязательственных, а
не вещных прав, в отличие от других ценных бумаг, имеющих двойственную суть.
Глава 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1
ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Регулирование
рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций
между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование р.ц.б. охватывает всех
его участников:
ü эмитентов;
ü инвесторов;
ü профессиональных фондовых
посредников;
ü организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников рынка может
быть внешним и внутренним.
Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации
нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её
собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним
нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её
подразделений и её работников.
Регулирование р.ц.б. охватывает все
виды деятельности и все виды операций на нём:
ü эмиссионные;
ü посреднические;
ü инвестиционные;
ü спекулятивные;
ü залоговые;
ü трастовые и т.п.
Регулирование рынка ценных бумаг
осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение
функций регулирования. С этих позиций различают:
ü государственное регулирование рынка,
осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение
тех или иных функций регулирования;
ü регулирование со стороны
профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в
данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать
часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им
организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние
могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие
права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
ü общественное регулирование, или
регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких
слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является
первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия
государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных
бумаг обычно имеет следующие цели:
ü поддержка порядка на рынке, создание
нормальных условий для работы всех участников рынка;
ü защита участников рынка от
недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных
организаций;
ü обеспечение свободного и открытого
процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
ü создание эффективного рынка, на
котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на
котором каждый риск адекватно вознаграждается;
ü в определённых случаях создание новых
рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных
начинаний и нововведений и т.п.;
ü воздействие на рынок с целью
достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста
экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).
Процесс регулирования на
рынке ценных бумаг включает:
ü создание нормативной базы
функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций,
правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят
функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
ü отбор профессиональных участников
рынка; современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок,
невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая
организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо
удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые
устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или
органами;
ü контроль за соблюдением выполнения
всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль
выполняется соответствующими контрольными органами;
ü систему санкций за отклонение от норм
и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и
письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов
участников рынка.
3.2. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Принципы регулирования российского
рынка ценных бумаг, во многом зависят от существующих в стране политических и
экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную
временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.
Основные принципы:
1. Разделение подходов в
регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и
отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой
связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по
ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются
сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и
профессиональным участником или между профессиональными участниками;
2. Выделение из всех видов ценных
бумаг, так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово,
сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть
быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании,
поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой
ущерб участникам рынка;
3. Максимально широкое использование
процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных
инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается
возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия
деловых решений при операциях на рынке;
4. Необходимость обеспечения
конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их
стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов,
делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования
имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются
конкретные имена или фирменные названия;
5. При разделении полномочий между
регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и
нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
6. Обеспечение гласности
нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка.
Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;
7. Соблюдение принципа
преемственности российской системы регулирования р.ц.б., имеющей определённую
историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального
фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему
регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать
опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные
регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение
чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;
8. Оптимальное распределение функций
регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными
органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).
3.3. ИСТОЧНИКИ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ
Фондовый рынок в
России начал свое формирование по существу с начала 90-х годов. Ранее оборот
ценных бумаг был чрезвычайно скуден и ограничивался в основном государственными
ценными бумагами. Динамичное развитие последних лет изменило ситуацию. Сегодня
можно говорить о таких сегментах российского фондового рынка как рынок акций и
облигаций приватизированных предприятий, рынок ценных бумаг, эмитированных
коммерческими банками, рынок муниципальных и региональных облигаций и займов,
рынок ценных бумаг частных эмитентов, созданных вне процесса приватизации. На
новую ступень начинает выходить рынок государственных ценных бумаг, постепенно
приобретая необходимые черты и приближаясь к выполнению функций, характерных
для аналогичных секторов развитых фондовых рынков. Параллельно и достаточно
энергично шел процесс накопления законодательного материала в этой новой и
важной для экономики сфере. На сегодняшний день действует более 500 нормативных
актов. Это Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ,
инструкции и иные нормативные документы Центрального банка РФ, Министерства
Финансов РФ, Государственной налоговой службы РФ, Государственного комитета РФ
по статистике и других министерств и ведомств РФ. Они регулируют выпуск и
обращение акций, облигаций, векселей, чеков, депозитных и сберегательных
сертификатов, банковских сберегательных книжек на предъявителя, коносаментов,
приватизационных и иных ценных бумаг.
Нельзя не выделить
ряд важнейших законодательных актов – Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О рынке
ценных бумаг»[23], Закон РФ «Об акционерным
обществах»[24]., и др. В них раскрываются
такие понятия, как эмиссия ценных бумаг, их размещение, подписка на ценные
бумаги, конвертация и т.д., содержатся требования к профессиональным участникам
рынка ценных бумаг (брокерам, дилерам, клиринговым организациям, депозитариям,
регистраторам, номинальным держателям ценных бумаг и т.д.), определяются
условия рекламы ценных бумаг и решаются другие вопросы, связанные с ценными
бумагами. Так, основные положения о выпуске государственных ценных бумаг
определяются Законом РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13 ноября
1992 г.[25].
Основными
правовыми актами, регламентирующими вексельное обращение на территории РФ, в
настоящее время являются постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. «О
введении в действие Положения о переводном и простом векселе»[26] и Закон РФ «О переводном и
простом векселе» от 11 марта 1997 г.[27]
Условия выпуска
и обращения сертификатов определяются Правилами по выпуску и оформлению
депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденными Центральным банком РФ
10 февраля 1992 г.[28]
Реквизиты и
основные правила обращения коносаментов закреплены ст. 123-126 КТМ СССР.
Особое место
среди органов, уполномоченных регулировать отношения в рассматриваемой сфере
занимает Федеральная комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при
Правительстве РФ, образованная Указом Президента РФ от 4.11.1994 г. №2063 «О
мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ»[29], на которую возлагается
контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг.
Следует
отметить, что развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования
зачастую носило не только бурный характер, но и сопровождалось естественными
«болезнями роста», к числу которых можно отнести недостаточную
последовательность и системность. В результате в регулирующей базе существуют
значительные пробелы и далеко не всякая регламентация могла бы быть признана
удовлетворительной.
Особенностью
источников правового регулирования выпуска и обращения ценных бумаг можно
назвать большое количество содержащихся в них процедурных норм. Рассматриваемые
источники как правило, не воспроизводят в своих статьях нормы Гражданского
Кодекса РФ, а развивают и детализируют их. В то же время нельзя не обратить
внимание и на присущие им недостатки, многие из которых являются весьма
существенными, что приводит к возникновению правовых коллизий. Сюда можно
отнести неоправданную сложность подачи правового материала, невысокий уровень
юридической техники. Данный недостаток усугубляется отсутствием понятийного
аппарата, что препятствует использованию правовых источников лицами, которым
они, казалось бы, адресованы. В Законах и иных источниках содержится немало
положений, не являющихся бесспорными, в связи с чем по ряду вопросов, которые
не могут быть однозначно разрешены путем толкования норм, а также по вопросам,
не нашедшим пока единообразного применения на практике, возникает много споров.
К сожалению, и в настоящее время имеется настоятельная потребность в четком
правовом регулировании сферы отношений связанных с обращением ценных бумаг.
3.4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в
качестве:
ü эмитента при выпуске государственных
ценных бумаг;
ü инвестора при управлении крупными
портфелями акций промышленных предприятий.
ü профессионального участника при
торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
ü регулятора при написании
законодательства и подзаконных актов;
ü верховного арбитра в спорах между
участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка
ценных бумаг –
это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
ü государственные и иные нормативные
акты;
ü государственные органы регулирования
и контроля.
Прямое
или
административное
управление
|
|
Косвенное или
экономическое управление
|
|
Формы
государственного управления рынка
Прямое или административное,
управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путём:
ü установления обязательны требований
ко всем участника р.ц.б.;
ü регистрации участников рынка и ценных
бумаг, эмитируемых ими;
ü лицензирования профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг;
ü обеспечения гласности и равной
информированности всех участников рынка;
ü поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое,
управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении
экономические рычаги и капиталы:
ü систему налогообложения (ставки
налогов, льготы и освобождённые от них);
ü денежную политику (процентные ставки,
минимальный размер заработной платы и др.);
ü государственные капиталы
(государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
ü государственную собственность и
ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Структура органов государственного
регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не
сложилась.
На начало 1996 г. её составляли:
Высшие органы государственной власти:
Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынок
ценных бумаг.
Президент издаёт указы, поскольку законы
принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется
в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и
ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
Правительство – выпускает постановления, обычно в
развитие указов президента.
Государственные органы регулирования р.ц.б. министерского
уровня:
1.
Федеральная
комиссия по р.ц.б. (ФКЦБ);
2.
Министерство
финансов РФ (Минфин);
3.
Центральный банк
РФ (ЦБ);
4.
Государственный
комитет по антимонопольной политике;
5.
Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области
координации, разработки стандартов, лицензирования, установления
квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только
лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их
деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных
фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания
организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и
контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг.
Минфин РФ – министерство в составе Правительства
– регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций),
субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые
биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила
бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск
государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на
основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций,
осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными
организациями операций на открытом р.ц.б., ломбардного кредитования и переучёта
векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям
на р.ц.б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты
по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт
и импорт капитала.
Государственный
комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет
контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности
на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Основные законодательные акты,
которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
ü Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.);
ü Закон "О банках и банковской деятельности"
(1990 г.);
ü Закон "О Центральном банке
Российской Федерации" (1995 г.);
ü Закон "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.);
ü Закон "О товарных биржах и
биржевой торговле" (1992 г.)
ü Закон "О валютном регулировании
и валютном контроле" (1992 г.);
ü Закон "О государственном
внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.);
ü Закон об акционерных обществах (1996
г.);
ü Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);
ü Указы Президента по развитию рынка
ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми
в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
ü Постановления Правительства
Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка
государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
3.5 Регулирование рынка ценных бумаг
саморегулирующими организациями
Саморегулируемые
организации – это
некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными
участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования
определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки,
выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой
организации.
Количество и направленность
саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один
и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или
более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
ü разработка обязательных правил и
стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
ü осуществление профессиональной
подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном
рынке;
ü контроль за соблюдением участниками
рынка установленных правил и нормативов;
ü информационная деятельность на рынке;
ü обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников.
До принятия Закона о рынке ценных
бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для
саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников
рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и
депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.
Саморегулируемая
организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для
обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных
бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг,
защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных
участников рынка ценных бумаг, являющимися членами саморегулирующей
организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными
бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. [30]
На
основании Федерального закона о защите прав и законных интересов инвесторов на
рынке ценных бумаг от 5 марта 1999 г. № 96-ФЗ, а также в соответствии с
настоящим Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» саморегулируемые
организации в соответствии с правилами и стандартами их деятельности
осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами)
законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг.
Порядок
рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб и заявлений инвесторов:
1.
Саморегулируемая
организация рассматривает жалобы и заявления инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных лиц
и специалистов в порядке, предусмотренном учредительными документами, правилами
и стандартами ее деятельности.
2.
По
итогам рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемая организация вправе
принять следующее решение:
ü
применить
к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой
организации;
ü
рекомендовать
своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном
порядке;
ü
исключить
профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в
федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением о
принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного
профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг;
ü
направить
материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы
исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения.
3.
Саморегулируемая
организация обязана сообщить в федеральный орган исполнительной власти по рынку
ценных бумаг об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею
решениях.
4.
В
случае непринятия мер по законным и обоснованным жалобам и заявлениям
инвесторов, неисполнения законодательства Российской Федерации о защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг федеральный орган
исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе применить к саморегулируемой
организации санкции, установленные Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.6.
Регулирование рынка ценных бумаг общественными
объединениями
В
соответствии с Федеральным законом РФ «О защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999г. № 46-ФЗ определены права
общественных объединений интересов инвесторов:
1)
Защита
прав и законных интересов – физических лиц их общественными объединениями.
а). Общественные
объединения инвесторов – физических лиц федерального, межрегионального и
регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов
инвесторов – физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
б). Общественные
объединения инвесторов – физических лиц вправе:
ü
обращаться
в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов – физических
лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном
процессуальным законодательством Российской Федерации;
ü
осуществлять
контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников,
предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов –
физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ü
создавать
собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и
законных интересов инвесторов – физических лиц;
ü
объединяться
в ассоциации и союзы.[31]
Заключение
Переход к
рыночной экономике потребовал возрождения и использования всего многообразия
ценных бумаг. В свою очередь, появилась настоятельная потребность в четком
правовом оформлении ценных бумаг и особенностей их оборота. В сфере правового
регулирования отношений связанных с обращением ценных бумаг на современном
временном этапе нормы Гражданского Кодекса РФ играют основополагающую роль, что
немаловажно для обеспечения устойчивости и стабильности таких отношений в
целом.
Принятие
Гражданского кодекса Российской Федерации, Законов РФ «Об акционерных
обществах» и «О рынке ценных бумаг», а также некоторых других регулирующих
рассматриваемую сферу, создало определенную систему законов в сфере рынка
ценных бумаг, что позволило устранить многочисленные разночтения и споры. В
процессе вступления участников рынка ценных бумаг в складывающиеся между ними
правоотношения, особую ценность имеет уяснение понятия ценных бумаг, в том
числе и как объектов гражданских прав, осознание сущности правового режима
ценных бумаг.
Необходимо помнить, что основным свойством ценных
бумаг является их публичная достоверность, проявляющаяся в том, что должник по
ценной бумаге не вправе проверять, является ли его кредитором лицо, требующее
исполнения. Чтобы освободиться от обязанности по ценной бумаге, должник должен
совершить исполнение тому, кто отвечает официально установленным формальным
признакам.
В отношении деления ценных бумаг на виды независимо от
классификации по различным основаниям, имеющим практическое значение, видовое
различие следует производить в соответствии со ст. 143 ГК РФ.
Необходимо и
дальше следовать #G0принципам
преемственности в развитии нормативной правовой базы; использования
гражданского права для развития фондового рынка в сочетании с формированием
новых правовых институтов, способствующих его становлению и развитию; важно
помнить что одной из ценностей стабильности и упорядочения рынка ценных бумаг
является преимущественная и всесторонняя защита законных прав и интересов
инвесторов; пресечение незаконной деятельности; повышение ответственности
профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за результаты своей
деятельности.
Подводя итог,
нужно подчеркнуть что рынок ценных бумаг не является чем-то постоянным, он все
время находится в движении, в развитии, заимствуя и порождая новые формы и виды
ценных бумаг.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
1.
Конституция
Российской Федерации //Российская газета N 197, 25.12.1994
2. #P 3 0 1 1 9027690
010001000000021001000000AB558900000004000100#G0Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть
первая статьи 1- 453); Кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51-ФЗ
//Собрание законодательства Российской Федерации N 32, 1994
3. #G0Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть вторая, статьи 454 - 1109) #M12291 9000363Кодекс Российской Федерации#S от 26.1.96 N 14-ФЗ
//Собрание законодательства Российской Федерации N 5, 29.01.1996
4. Женевская
конвенция от 7.6.1930 № 358 «О единообразном Законе о переводном и простом
векселе» //М.: МЧП, Сб.норм. докум., Манускрипт, 1994
5. #EЗакон РФ “О рынке ценных
бумаг” от 11.06.94 г. № 39-ФЗ //Российская газета N 79, 25.04.1996
6. Закон Российской Федерации
от 26.12.95 N 208-ФЗ «#P 3 0 1 1 9000108
01000200000002100100000098558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0Об акционерных обществах»
//Собрание законодательства Российской Федерации N 1, 01.01.1996
7. Закон Российской Федерации
от 2.12.90 N 394-1 «#P 3 0 1 1 9039220
01000200000002100100000098558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» //Российская газета N 26-27, 11.12.90
8. Закон Российской Федерации
от 21.7.97 N 123-ФЗ «#P 3 0 1 1 9046216
01000200000002100100000098558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации» //Российская газета, N 148, 02.08.1997
9. Закон Российской Федерации
от 29.7.98 N 136-ФЗ «#P 3 0 1 1 901713616
01000200000002100100000098558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0Об особенностях эмиссии и
обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» //Российская газета, N
148-149, 06.08.1998
10. Указ Президента Российской
Федерации от 12.2.93 N 216 «#P 3 0 1 1 9004219 010002000000021001000000A0558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О мерах по регулированию
порядка обращения и погашения приватизационных чеков» //Российская газета
02.03.93
11. Указ Президента Российской
Федерации от 27.10.93 N 1769 «#P 3 0 1 1 9004691
010002000000021001000000A0558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О мерах по обеспечению прав
акционеров» //Российские вести N 212,
02.11.1993
12. Указ Президента Российской
Федерации от 11.6.94 N 1233 «#P 3 0 1 1 9005885
010002000000021001000000A0558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О защите интересов
инвесторов; //Собрание законодательства Российской Федерации N 8, 20.06.1994
13. Указ Президента Российской
Федерации от 4.11.94 N 2063 «#P 3 0 1 1 9008593
010002000000021001000000A0558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О мерах по государственному
регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» //Российская газета N
217, 10.11.1994
14. Указ Президента Российской
Федерации от 1.7.96 N 1008 «#P 3 0 1 1 9025849
010002000000021001000000A0558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0Об утверждении Концепции
развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» //Российская газета N 126,
06.07.1996
15. Указ Президента Российской Федерации от
14.8.92 N 914 «#P 3 0 1 1
9031487
010002000000021001000000A0558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О введении в действие системы
приватизационных чеков в Российской Федерации» //Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ
N 35, 1992 ст.2001
16. Постановление Правительства Российской
Федерации от 28.12.91 N78 «#P 3 0 1 1 9003047 0100020000000210010000009B558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0Об утверждении Положения о выпуске и
обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» //Настольная книга
бухгалтера, ИНФРА.М, Москва 1995 том 1
17. Постановление Правительства Российской
Федерации от 24.1.97 N 73 «#P 3 0 1 1 9037803
0100020000000210010000009B558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О выпуске и обращении облигаций
государственных сберегательных займов Российской Федерации» //Российская газета,
N 20, 30.01.1997
18. Постановление Правительства Российской
Федерации от 12.5.98 N 439 «#P 3 0 1 1 901708069
0100020000000210010000009B558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О Генеральных условиях эмиссии и обращения
государственных федеральных облигаций» //Российская газета, N 94, 19.05.1998
19. Постановление Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг от 26.3.97 N 13 «#P 3 0 1 1 9041068
01000200000002100100000086578900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0Об осуществлении кредитными организациями
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» //Вестник Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг N 3, 04.04.1997
20. Постановление Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг от 14.2.97 N 10 «#P 3 0 1 1 9041271
01000200000002100100000086578900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0Об условиях выпуска облигаций, размещаемых в
целях частичного погашения задолженности эмитентов по обязательным платежам в
Федеральный бюджет, а также порядке продажи таких облигаций, приобретенных
государством при их размещении»; //Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг N 2, 15.02.1997
21. Письмо Министерства финансов Российской
Федерации от 3.3.92 N 3 «#P
3 0 1 1 9003183
010002000000021001000000B9558900000004001010000000000E000000F6E5EDEDFBE520E1F3ECE0E3E800010000000000FFFF0100#G0О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг
на территории Российской Федерации» //Бюллетень норм. актов министерств и
ведомств Российской Федерации N 8, 1992
22. Письмо СЗТУ России#S от 8.4.98 №01-28-01/2044 «#G0О направлении Заключения о порядке работы с
коносаментами// Нормативные акты для бухгалтера, N 10, май 1998
23. Приказ Центрального банка Российской
Федерации от 15.6.95 N 02-125 «#P 3 0 1 1 9037737
010002000000031003000700000030322D3132350001000000000006001010000000000A000000EEE1EBE8E3E0F6E8E80001000000000001000100#G0Об
утверждении новой редакции Положения об обслуживании и обращении выпусков
государственных краткосрочных бескупонных облигаций в связи с началом
региональных операций с ГКО» // #G0Вестник
Банка России N 29-30, 18, 28.07.95
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Андреев
В.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг//Бухучет, № 2, 1997
- Белов В. А. Ценные
бумаги в российском гражданском праве //М.: ЮрИнфоР, 1996
3.
Васильев
В.В. Российский рынок ценных бумаг //Закон , № 1, 1996
4.
Демушкина
Е.К. Ценные бумаги// М., Юринформ, 1996
- Елисеев И.В. Денежные
документы // Эксперт, 1997 №3
6.
Кашанина Т.В. Акционерное право, практический курс // М.:
Закон, 1997
- Пантелеев П.С. Рынок
Ценных бумаг //М.: 1996
[1] Учебник: Белов В. А. Ценные бумаги в российском
гражданском праве. - М.: ЮрИнфоР, 1996 г.
[2] Источник, написанный
коллективом авторов: Кодекс
Российской Федерации#S от 30.11.94 N 51-ФЗ.- ; Собрание
законодательства Российской Федерации N 32, 1994 г.
[3] Книга#G0:
Настольная книга бухгалтера. Об утверждении Положения о выпуске и обращении
ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР; #M12291
9000347Постановление
Правительства Российской Федерации#S от 28.12.91 N 78. -#G0 М.:
ИНФРА.М, 1995. том 1.
[4] Источник, написанный
коллективом авторов: Положение
об акционерных обществах; Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от
25 декабря 1990 г. №601. - Собрание постановлений правительства РСФСР. 1991. №
6.
[5] Комментарий: ч. 1 Гражданского кодекса РФ //М.: Редакция
журнала «Хозяйство и право», Фирма «Спарк», 1995.
[6] Комментарий: ч. 1
Гражданского кодекса РФ //М.: Редакция журнала «Хозяйство и право», Фирма
«Спарк», 1995
[7] Белов В. А. Ценные бумаги
в российском гражданском праве. М.: ЮрИнфоР, 1996
[8] #EЗакон РФ “О рынке ценных бумаг” от
11.06.94 г. № 39-ФЗ //Российская газета N 79, 25.04.1996
[9] Т.В.
Кашанина Акционерное право. Практический курс //М. Из-во «Закон», 1997
[10] «#G0Об акционерных обществах» #M12291 9000344Закон Российской Федерации#S от 26.12.95 N 208-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации
N 1, 01.01.96
[11] Закон РФ «О рынке ценных
бумаг» //Российская
газета N 79, 25.04.96
[12] «#G0Об акционерных обществах» #M12291 9000344Закон Российской Федерации#S от 26.12.95 N 208-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации
N 1, 01.01.96
[13] Ведомости РФ, 1992 г. № 24
, ст. 1283
[14] Женевская конвенция от
7.6.1930 № 358 «О единообразном Законе о переводном и простом векселе» //М.:
МЧП, Сб.норм. докум., Манускрипт, 1994
[15] #M12291 9000517Письмо СЗТУ России#S от 8.4.98 N 01-28-01/2044 «#G0О направлении Заключения о порядке работы с коносаментами// Нормативные акты для
бухгалтера, N 10, май 1998
[16] #G0Об особенностях эмиссии и обращения государственных
и муниципальных ценных бумаг; #M12291 9000344Закон Российской Федерации#S от
29.7.98 N 136-ФЗ //Российская
газета, N 148-149, 06.08.98
[17] #M12291
9035066Положение
Центрального банка Российской Федерации#S от 10.2.92 N 14-3-20 «#G0О депозитных и сберегательных
сертификатах банков» //#G0Операции комм. банков с цен. бумагами, Ефремов
И.А.,"Ист-Сервис"
[18] #G0О ходе реализации
Государственной программы приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации на 1992 год; #M12291 9000345Постановление Верховного Совета Российской Федерации#S от 9.10.92 N 3608-1 //Собрание законодательства Российской Федерации N 1,
01.01.93;
[19]#G0О введении в действие системы приватизационных чеков в
Российской Федерации; #M12291
9000352Указ
Президента Российской Федерации#S от
14.8.92 N 914 //Ведомости
Съезда НД РФ и ВС РФ N 35, 1992
[20] #G0О проведении операций с
государственными краткосрочными бескупонными облигациями; #M12291 9000378Приказ Центрального банка
Российской Федерации#S от 6.5.93 N 02-78 //Операции
комм. банков с цен. бумагами., Ефремов И.А.,"Ист-Сервис
[21] Постановление Правительства
Российской Федерации от 15.5.95 N 458 «#P 3 0 1 1 9011560
01000200000003100300040000003435380001000000000006001010000000000A000000EEE1EBE8E3E0F6E8E90001000000000001000100#G0О Генеральных условиях
выпуска и обращения облигаций федеральных займов» // #G0Собрание законодательства
Российской Федерации N 21, 22.05.95
[22] Приказ Центрального банка
Российской Федерации от 15.6.95 N 02-125 «#P 3 0 1 1 9037737 010002000000031003000700000030322D3132350001000000000006001010000000000A000000EEE1EBE8E3E0F6E8E80001000000000001000100#G0Об утверждении новой
редакции Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных
краткосрочных бескупонных облигаций в связи с началом региональных операций с
ГКО» // #G0Вестник
Банка России N29-30, 18, 28.07.95
[23] СЗ РФ. 1996 № 17 Ст. 1918
[24] СЗ РФ. 1996 № 1 Ст. 1
[25] СЗ РФ. 1993. № 1. Ст. 4.
[26] СЗ СССР. 1937. № 52. Ст.
221
[27] СЗ РФ. 1997. № 11. Ст.
1238
[28] Бизнес. Банки. Биржа.
1992. № 9.
[29] Собрание законодательства РФ, 1994, № 28, ст. 2972
[30]
О рынке ценных бумаг: федеральный закон от 22.04.96 г. № 17 – ФЗ ст. 1918
[31]
О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг:
Федеральный закон от 5 марта 1999 г.
Страницы: 1, 2, 3
|