бесплатные рефераты

Ценообразование в мировой торговле


8.2 УЧАСТНИКИ ВАЛЮТНОГО РЫНКА

Участниками валютного рынка выступают Центральные и ком­мерческие банки, валютные биржи, брокерские агентства, меж­дународные корпорации.

Основные участники валютного рынка — это коммерческие банки, которые не только диверсифицируют свои портфели за счет иностранных активов, но и осуществляют валютные сделки от лица фирм, выходящих на внешние рынки в качестве экспор­теров и импортеров. Валютные сделки по экспорту и импорту то­варов и услуг каждой страны составляют основу определения сто­имости национальной валюты.

К услугам банков и небанковских финансовых институтов об­ращаются и индивидуальные участники валютного рынка, напри­мер, туристы, путешествующие за пределы своей страны; лица, получающие денежные переводы от родственников, проживаю­щих за границей; частные инвесторы, вкладывающие капитал в иностранную экономику.

8.3 ФУНКЦИИ ВАЛЮТНОГО РЫНКА

Валютный рынок прежде всего обеспечивает Валютно-кредитное и расчетное обслуживание экспортно-импортных операций, а также валютные операции, связанные с инвестированием капи­тала за пределы национальной экономики. Кроме этого, валютный рынок предоставляет возможности хед­жирования, то есть страхования валютных рисков. При хеджиро­вании экономические агенты, желая уменьшить риск, связанный с колебаниями валютного курса, которые могут оказать негатив­ное воздействие на их капитал, стремятся избавиться от чистых обязательств в иностранной валюте, то есть достичь баланса меж­ду активами и пассивами в данной валюте.

Если, например, экспортер из Германии получает валютную выручку в размере 100 тыс. долларов США и хочет избавиться от неопределенности в оценке их будущей стоимости, он может не­медленно обменять полученные доллары на немецкие марки по текущему курсу и инвестировать их под процент в Германии, не­зависимо от срока, к которому потребуется данная сумма.

Наконец, валютный рынок позволяет осуществлять валютные спекуляции, то есть играть на будущей цене валюты. Поведение участников валютного рынка, желающих получить максимальный выигрыш от валютной сделки, зависит от разницы между про­центными ставками на национальном и зарубежном денежном рынке, а также от ожидаемых изменений валютного курса.

Так, если экспортер из Германии, получивший валютную вы­ручку в размере 100 тыс. долларов США, которые потребуются ему через шесть месяцев, не ожидает никаких изменений в уровне валютного курса, то он будет инвестировать полученную сумму в американский банк, если ставка процента в США выше, чем в Германии, и обменяет доллары на марки через шестимесячный срок. Если ставка процента окажется выше в Германии, то экс­портер немедленно обменяет полученную сумму на марки и ин­вестирует их в немецкие активы.

Если же предположить, что уровень процентных ставок в США и Германии одинаков (например, 4% на шестимесячный депо­зит), но ожидается обесценение немецкой марки с 1,5 марки за доллар до 1,6 марки за доллар, то экспортеру выгоднее положить деньги в американский банк и обменять их на марки через шесть месяцев, что позволит получить ему большую сумму — 166, 4 тыс. марок (1,6 х 1,04 х 100 тыс.) вместо 156 тыс. марок (1,5 х 1,04 х 100 тыс.) сегодня.

Таким образом, общее правило для спекулятивных операций в иностранной валюте состоит в том, что их прибыльность зависит от того, насколько валюта упадет в цене сверх разницы в процен­тных ставках по депозитам в национальной и иностранной валюте. Однако спекулятивные операции будут прибыльными лишь в том случае, если участникам рынка верно удастся спрогнозировать ожидаемые изменения валютного курса.

8.4 ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ РЫНКОВ

Одним из самых больших валютных рынков выступает рынок слот, или рынок немедленной поставки валюты (в течение 2 ра­бочих дней).

Экономические агенты также могут воспользоваться услугами срочного (форвардного) валютного рынка. Если участнику валют­ного рынка потребуется купить иностранную валюту через опре­деленный период времени, он может заключить так называемый срочный контракт на покупку этой валюты. К срочным валютным контрактам относятся форвардные контракты, фьючерсные кон­тракты и валютные опционы. Как форвардный, так и фьючерсный контракт представляют собой соглашение между двумя сторонами об обмене фиксиро­ванного количества валюты на определенную дату в будущем по заранее оговоренному (срочному) валютному курсу. Оба контрак­та обязательны к исполнению. Различие между ними состоит в том, что форвардный контракт заключается вне биржи, а фью­черсный контракт приобретается и продается только на валютной бирже с соблюдением определенных правил посредством откры­того предложения цены валюты голосом.

Валютный опцион — это контракт, который предоставляет право (но не обязательство) одному из участников сделки купить или продать определенное количество иностранной валюты по фиксированной цене в течение некоторого периода времени. По­купатель опциона выплачивает премию его продавцу взамен на его обязательство реализовать вышеуказанное право.

Срочный валютный курс слагается из курса слот на момент заключения сделки и премии или дисконта, то есть надбавки или скидки, в зависимости от процентных ставок в данный момент. Валюта с более высокой процентной ставкой будет продаваться на форвардном рынке с дисконтом по отношению к валюте с более низкой процентной ставкой. И наоборот, валюта с более низкой процентной ставкой будет продаваться на форвардном рынке с премией по отношению к валюте с более высокой про­центной ставкой. В международной практике наряду с разницей в процентных ставках используется процент по депозитам на меж­банковском лондонском рынке, то есть ставка ЛИБОР. Разность между форвардным валютным курсом и курсом спот исчисляется по формуле:

es x (lB - iA) x t 100 x 360

где е — курс спот (количество национальной валюты на еди­ницу иностранной), iA, iB — процентные ставки по депозитам в иностранной и национальной валюте, /— срок форварда (в днях).

Срочный валютный рынок позволяет как страховать валютные риски, так и спекулировать валютой.

9. МОДЕЛИ ВАЛЮТНОГО РЫНКА

9.1 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВАЛЮТЫ


Курс той или иной валюты определяется взаимодействием спроса и предложения на валютном рынке. В начале, несколько упростив наш анализ, мы оставим в стороне международное кредитование и заимствование и будем основываться на пред­посылке о том, что иностранная валюта используется только в сделках по импорту или экспорту товаров и услуг, а также пред­полагать, что по завершению всех экспортно-импортных опе­раций резиденты хотят иметь на руках свою собственную ва­люту.

Исходя из этого следует, что импорт создает спрос на иност­ранную валюту и одновременно предложение национальной ва­люты. Экспорт создает предложение иностранной валюты в дан­ной стране и одновременно спрос на ее валюту за рубежом. Таким образом, экспорт позволяет стране «зарабатывать» иностранную валюту, необходимую для оплаты импорта.

Опишем рынок иностранной валюты с помощью графика в координатах валютного курса (вертикальная ось) и количества иностранной валюты (горизонтальная ось).

Предположим, что на рынок иностранной валюты выхо­дят немецкие импортеры и экспортеры, ведущие торговлю с США. Кривая спроса на доллары (ММ) имеет отрицательный наклон: чем выше курс доллара, (соответственно ниже курс марки), то есть чем больше марок стоит один доллар, тем меньше спрос на доллары со стороны импортеров, посколь­ку американские товары становятся дороже для немцев. Ком­пьютер в 1 тыс. долл. обойдется немцу в 2 тыс. марок при курсе 2 марки за доллар (1000 х 2) и только 1,5 тыс. марок при курсе 1,5 марки за доллар (1000 х 1,5). Кривая предложения долларов (ЕЕ) имеет положительный наклон: чем выше курс доллара (соответственно ниже курс мар­ки), тем больше спрос на немецкие товары, так как они стано­вятся дешевле для иностранцев. При курсе 1,5 марки за доллар машина ценой 30 тыс. марок будет стоить американцу 20 тыс. долл., а при курсе 2 марки за доллар 15 тыс. долл. Следует заметить, что кривые ММ и ЕЕ строятся для заданных уровней цен и постоян­ных объемах совокупного спроса в обеих странах.

Существуют две полярно противоположные системы валютных курсов — система свободно плавающих, или гибких валютных курсов, и система фиксированных валютных курсов.

При системе свободно плавающих валютных курсов Централь­ный банк не вмешивается в деятельность валютного рынка и рав­новесный валютный курс устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Равновесный валютный курс может изменяться под действием ряда факторов. Так, рост спроса со стороны внешнего мира на товары данной страны приведет к росту спроса на валюту этой страны и соответственно к увеличению предложения иностран­ной валюты при данном уровне валютного курса (кривая ЕЕ в этом случае сместится вправо). В результате валюта данной страны подорожает.


Переключение потребления с отечественных на импортные товары, напротив, будет сопровождаться ростом спроса на инос­транную валюту при данном уровне валютного курса (кривая ММ в этом случае сместится вправо), что приведет к обесценению национальной валюты


10. МЕСТО И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ И БАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ МЭО

Международные валютно-финансовые и банковские орга­низации занимают важное место в системе международных экономических отношений.

Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирую­щее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом беспе­ребойное функционирование валютно-финансовой сферы. Не­обходимость этого объясняется прежде всего как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характером.

Во-вторых, они призваны служить форумом для налажи­вания сотрудничества между странами и государствами. С ос­лаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобще­ния информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

В зависимости от целей и степени универсальности меж­дународные валютно-финансовые институты подразделяются на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо конкретную сферу всемирного хозяйства.

К организациям первого типа относятся, например. Меж­дународный валютный фонд и группа Всемирного банка. Универсальность МВФ по сравнению с другими организа­циями определяется тем, что он сочетает регулирующие, кон­сультативные и финансовые функции . Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осуще­ствляет надзор за политикой стран-членов на предмет ее соот­ветствия обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в Фонд.

В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ нахо­дятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отно­шении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономики указанная роль возросла. Это связано также и с тем, что после вступления в МВФ быв­ших социалистических стран эта организация стала подлинно всемирной. Контроль за политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных , как правило, ежегодных, двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представите­лями государств-членов. На этих встречах обсуждению подле­жат вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-денежной, а также рассматривается со­стояние платежного баланса, внешнего долга страны. Можно отметить определенное ужесточение контроля МВФ за мировой валютной системой. В конце 1992 г . вошла в силу третья поправка к Статьям соглашения (Уставу МВФ), кото­рая дает Исполнительному совету Фонда право приостанавли­вать право голоса и некоторые связанные с этим права стран-членов МВФ, систематически не выполняющих тех или иных обязательств перед Фондом. Впервые это право было ис­пользовано МВФ в отношении Судана: с 9 августа 1993 г. право голоса этой страны в Фонде и связанные с этим права были приостановлены. Через год, 2 июня 1994г. подобная процедура была применена в отношении Заира.

Представители Фонда отмечают, что усиление контроля вызвано глубокими изменениями в мировой экономике, в час­тности вследствие превращения ее в глобальную. Валютно-финансовый кризис, поразивший Мексику в конце 1994г., и осознание того, что масштабы, быстрота и воздействие финансо­вых кризисов в открытой мировой экономике претерпели фун­даментальную модификацию, явились стимулом для принятия фондом мер по усилению надзора .

Усиление надзора осуществляется по трем направлени­ям. Во-первых, разрабатывается стандарт представления стра­нами-членами статистических данных о состоянии экономики, которые должны своевременно сообщаться в МВФ. Во-вторых, фонд намеревается сделать надзор постоянным. В дополнение к ежегодным будут проводиться и другие консультации. Бо­лее часто вопросы развития экономики в отдельных странах будут обсуждаться на заседании Совета управляющих. В-тре­тьих, главной задачей консультаций и обсуждений должны стать политика государств-членов в отношении валютных курсов; состояние баланса движения капитала, а также повышение вни­мания к странам, чей экономический потенциал таков, что его воздействие ощущается за их пределами. МВФ будет усили­вать региональный надзор там, где экономическая политика формируется на наднациональном уровне.

Использование страной ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потреб­ности в его ресурсах для финансирования дефицита платежно­го баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязатель­ства по погашению задолженности перед Фондом.

МВФ выдвигает условия, выполнение которых призвано гарантировать, что:

а) проводимая членом Фонда политика в приемлемые сро­ки приведет к достижению устойчивого платежного баланса и стабильного экономического роста страны;

б) по мере необходимости предпринимаются шаги по струк­турной перестройке;

в) в решении структурных проблем и оздоровлении пла­тежного баланса финансирование и стабилизационные меры дополняют друг друга.

В последнее десятилетие существенно изменились место и роль в мировой экономике группы Всемирного банка. После вступления в члены банка государств Восточной Европы он стал уделять больше внимания государствам этого региона.

В 1996 финансовом году (закончился 30 июня 1996г.) сум­марные ресурсы, выделенные Всемирным банком развиваю­щимся странам, составили 21,4 млрд. долл. Хотя сама по себе эта сумма весьма внушительна, однако в 1995г. только капита­лы, вложенные в развивающиеся страны частным сектором, составили 170 млрд. долл.

Возрастающая конкуренция со стороны частного сектора и других региональных банков развития привела к заметному осложнению условий деятельности МБРР и его филиалов в развивающихся странах. Всемирный банк также сталкивает­ся с дополнительными проблемами в связи с ужесточением политики США, которые сокращают объем ресурсов, выделяе­мых Международной ассоциации развития. После отказа Кон­гресса США предоставить администрации Клинтона средства для погашения американских задолженностей MAP Всемир­ный банк принял решение увеличить ресурсы, выделяемые им MAP из прибыли банка, до 600 млн. долл.

Деятельность группы Всемирного банка, прежде всего МБРР, в последние годы получала неоднозначную оценку. Хотя отмечается, что МБРР накопил значительный опыт осуществления проектов в развивающихся странах (а именно они стали объектом внимания банка в 60-х годах), тем не менее, в адрес банка сделан целый ряд критических замечаний. Указы­вается на то, что некоторые программы были недостаточно хо­рошо подготовлены, а потому не принесли желаемых результатов. Сторонники экологических движений критикуют банк за то, что некоторые проекты, в частности, плотины, соору­женные при поддержке МБРР, наносят ущерб окружающей среде. В промышленно развитых странах недовольны нарас­тающими бюрократическими тенденциями в деятельности этой организации, высказывается мнение, что Всемирный банк дол­жен активизировать свои усилия, с тем чтобы в развивающихся странах осуществлялись более глубокие реформы управления экономикой и качественного улучшения банковской и судебной систем; что банк должен уделять большее внимание созданию там благоприятного инвестиционного климата. Необходимо ис­кать новые способы привлечения частных капиталовложений. С приходом в 1995 г. на пост главы банка Дж.Вулфенсона связаны надежды на реформирование структуры банка и при­дание нового импульса его деятельности, в том числе коорди­нации усилий всех организаций, входящих в группу банка (МБРР, MAP, МФК и МИГА).

В целом развал Бреттонвудской валютной системы, состав­ной частью которой являлись МВФ и МБРР, привел к необхо­димости пересмотра роли и места этих организаций. Целесообразность сохранения указанных финансовых инсти­тутов и в новых условиях разделяется большинством полити­ческих деятелей и экономистов. Можно ожидать, что в ближайшие годы обе эти организации, и прежде всего МВФ, продолжат линию на более глубокие преобразования своей де­ятельности с учетом новой мировой экономической среды, сло­жившейся после фундаментальных изменений в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов.

10.1 ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ И КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В последние годы заметными стали усилия региональных банков развития, которые стали оказывать более серьезную конкуренцию группе Всемирного банка.

Азиатский банк развития предоставляет примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для банка являются отрасли инфраструктуры. Африканский банк развития выделяет ресурсы на цели развития ресурсы афри­канским странам, оказывая им также содействие в виде экс­пертных услуг и обучения кадров. Оба банка управляют фондами развития - соответственно - Азиатским и Африканским со льготным режимом кредитования.

Межамериканский банк развития направляет инвестиции в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. Для этого бан­ка характерна высокая концентрация в предоставлении кре­дитов (больше всего ресурсов к началу 90-годов было предоставлено трем странам - Аргентине, Бразилии и Мекси­ке, которые являются более развитыми по сравнению с други­ми латиноамериканскими странами. Начавший свою деятельность с апреля 1991 г. Европейс­кий банк реконструкции и развития смог преодолеть трудности становления и стать крупным инвестором в странах Восточ­ной Европы. К середине 1995г. он предоставил государствам региона кредитов на сумму более 4,5 млрд. ЭКЮ. Доля банка в прямых капиталовложениях достигла почти 15%. Примерно 70% инвестиций предназначены для частного сектора. ЕБРР предоставляет ресурсы на более выгодных условиях по срав­нению с обычными частными банками. Поскольку ЕБРР не имеет права выдавать кредиты, превышающие 35% объема, необходимого для осуществления проекта капитала, то он ши­роко использует синдицированные кредиты.

Опыт деятельности ЕБРР используется при создании дру­гих подобных банков развития, в частности в Средиземноморс­ком бассейне. В ноябре 1995г. были подписаны Статьи соглашения о создании Ближневосточного банка развития, ко­торый, как ожидается, начнет операции в 1997г.

В октябре 1996г. 11 стран членов организации Черноморс­кого экономического сотрудничества, в которую входит и Рос­сия, договорились об учреждении Черноморского банка развития. Одним из первоочередных проектов станет создание в регионе сети волоконно-оптической связи, что значительно улучшит связь между причерноморскими государствами. Важную роль в процессах экономической интеграции в Западной Европе играют валютно-кредитные и финансовые институты, созданные в рамках Европейского экономического сообщества (ныне Европейского союза).

Подготовкой перехода к этапу создания экономического и валютного союза занимается Европейский валютный институт (ЕВИ, местоположение Франкфурт-на-Майне), на который воз­ложена задача проработки правил и процедур, принятие кото­рых потребуется в связи с ожидаемым введением единой валюты. В компетенции ЕВИ также контроль за эмиссией бан­кнот в ЭКЮ.

Европейский инвестиционный банк предоставляет долго­срочные кредиты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования пре­имущественно инфраструктурных объектов в менее развитых регионах Европейского экономического сообщества (Европейс­кого союза). Деятельность этого банка, первоначально охватывающая только участников ЕЭС, в последующем распространилась и на другие европейские государства, а также развивающиеся, в час­тности, на страны, подписавшие Ломейские конвенции.

В рамках Европейского союза созданы и действуют также фонды развития и структурные фонды. Европейский фонд раз­вития (с 1958г.) предоставляет в основном субсидии и льгот­ные долгосрочные кредиты под низкие проценты развивающимся странам, ассоциированным с ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства был учрежден в 1962г. в целях улучшения условий для развития сельского хозяйства в странах ЕЭС. Программы, осуществляе­мые фондом, направлены на модернизацию сельского хозяй­ства. Из этого фонда фермерам выплачиваются различные компенсации и субсидии, в частности экспортные. С 1975г. осуществляется деятельность Европейского фонда ре­гионального развития, созданного для кредитования программ, целью которых является постепенное уменьшение региональ­ных диспропорций. С 1960г. приступил к операциям Европей­ский социальный фонд, образованный для улучшения возможностей занятости населения.

С 1 января 1989 г. вступили в силу реформы структурных фондов ЕС, проведенные в соответствии с Единым Европейс­ким актом (1987г.), которые предусматривают более четкие критерии отбора проектов и усиленное внимания к менее разви­тым регионам ЕЭС (ЕС).

При распределении ресурсов наблюдаются острые разно­гласия, вызываемые, в частности, стремлением каждой страны, имеющей отсталые регионы, получить больше ресурсов из струк­турных фондов. В 1994г. из бюджета ЕС Греции, Испании, Пор­тугалии и Ирландии были предоставлены ресурсы на сумму более 10 млрд. ЭКЮ. Эти противоречия могут обостриться в случае принятия в ЕС ряда восточно-европейских стран, а так­же Мальты и Кипра, изъявивших такое желание. Расширение ЕС привело бы к резкому росту числа регионов, имеющих пра­во на субсидии, поскольку, по существующим правилам, регио­ны с уровнем ВВП на одного жителя менее 75% среднего уровня ВВП на душу населения по ЕС в целом, вправе обращаться за такими субсидиями. По некоторым оценкам, большинству из стран, изъявивших желание вступить в ЕС, потребуется не менее 20 лет, чтобы достичь среднего уровня ВВП на душу населения в целом по ЕС. Международные валютно-финансовые и банковские орга­низации, являясь важной частью институциональной структу­ры мировой экономики, взаимодействуют с организациями, созданными в других ее сферах, в частности с Всемирной торго­вой организацией. Нарастание тенденций к глобализации, уг­лублению интеграционных тенденций в ряде регионов мира, большей либерализации торговых режимов, существенные из­менения в оценке места и роли иностранных инвестиций в экономике страны - все это создает объективную потребность дальнейшего совершенствования деятельности международных валютно-финансовых и банковских институтов. Однако осоз­нание этой потребности, само по себе являющееся противоре­чивым процессом, еще не означает, что усилия по реформированию будут бесконфликтными и быстрыми. Появ­ление в начале следующего века новых стран с мощным эко­номическим потенциалом (например, Китая, Бразилии и т.д.) приведет к изменению баланса сил и в международных валют­но-финансовых и банковских институтах.

10.2 РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

До начала 90-х годов Россия не являлась членом Междуна­родного валютного фонда и Международного банка реконструк­ции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также по­зволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами. Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приоб­щается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом.

Однако вступление в международные организации, в част­ности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политичес­ких решений.

В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реа­лизации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквар­тально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ  складывались  не   всегда  благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правитель­ства по реформированию экономики как недостаточные. Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замо­раживал их предоставление. Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выде­лении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках меха­низма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного дол­ларового кредита на сумму 330 млн долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российс­ким правительством условий, ранее согласованных с МВФ:

был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюд­жета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже плани­руемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуация практи­чески повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долла­ров. Это решение было принято Фондом после визита в Моск­ву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финан­совых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ креди­ты на общую сумму до 2 млрд. долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. долл. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресур­сов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку  экономических  реформ  в  России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских пред­приятий, приобретая часть их акций.

Сотрудничество России с Европейским банком реконст­рукции и развития в последние годы развивается вполне ус­пешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн. долларов, стало создание реги­ональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется в предприятия, выпускающие потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табач­ных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игор­ные дома и ряд других сфер.

Одним из направлений деятельности ЕБРР в России яв­ляется приобретение им акций российских банков, в том чис­ле региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным опе­рациям. ЕБРР сделал вложения (35 млн. долл.) в Токобанк, а также приобрел пакет акций в Российском банке проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким рос­сийским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство ЕББР с Кузбас-соцбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994г., оказалось достаточно успешным. Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство РФ реализу­ет за счет «Займов от МБРР (200 млн. долл.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг. Как предполагается, за короткий срок (уже к 1998г.) банки, участвующие в проекте, смогут дос­тичь международных стандартов банковской деятельности.

В дальнейшем российские банки-участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосроч­ных инвестиций в российскую промышленность.

В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроитель­ных компаний.

Россия, переживающая в конце XX века нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может использо­вать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.



11. НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЭО И ВЭД

11.1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЭО И ВЭД

Международные экономические отношения предполагают не только обеспечение ресурсами и рынками сбыта участвую­щих стран, взаимодополняемость национальных хозяйствен­ных структур, внешнеэкономическую деятельность фирм предпринимателей, но и торгово-политические мероприятия правительства, международных организаций. Государство ак­тивно участвует в развитии внешнеэкономической деятельно­сти путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности. Это воздействие осуще­ствляется с помощью комплекса специальных методов, кото­рые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.

Под экономическими методами понимаются прежде всего пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, им­портные депозиты, удорожающие ввозимый товар и снижаю­щие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с местным аналогичным товаром. К администра­тивным методам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфичес­кие технические требования к товару или упаковке, бюрокра­тическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Между этими двумя груп­пами средств регулирования внешней торговли имеется прин­ципиальное различие. При использовании экономических средств окончательное право выбора импортного или местного товара, ресурсов сохраняется за потребителем, который руко­водствуются ценой, качеством, условиями поставки продукции или предоставления ресурсов. При использовании админист­ративных средств нарушается рыночный механизм, сокраща­ется ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор про­дукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

11.2 НЕТАРИФНЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД


Нетарифные методы включают широкий круг инструмен­тов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэконо­мическим регулированием, но тем не менее оказывают суще­ственное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетариф­ных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.

К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называе­мые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. Первый вид - самый многочисленный и охватывает более половины всех.

Второй вид включает методы, непосредственно не направ­ленные на ограничение внешней торговли и относящиеся боль­ше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: тамо­женные формальности, технические стандарты и нормы, сани­тарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирова­ние экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов пря­мого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально упол­номоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэконо­мических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензиру­емых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые стра­нами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генеральной лицен­зии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода вре­мени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его проис­хождения (или назначения), а в ряде случаев также и тамо­женного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на между­народном уровне норм. К ним, в частности, относятся некото­рые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ. (с 1996г. - Всемирная торговая организация - ВТО) .

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимо­действует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на им­порт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят квоты глобальные, действую­щие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Количественное регу­лирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии.

Количественные ограничения импорта и экспорта - пря­мая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоя­тельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и но­менклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экс­порта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнетор­гового регулирования. Этим в значительной мере и объясняет­ся тот факт, что лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале средств торгового регулирования подавляю­щего большинства стран мира.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основ­ном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в России. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешне­торговой деятельности /2/ установлено, что количественные ог­раничения могут вводится в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обес­печение национальной безопасности РФ, выполнение междуна­родных обязательств. РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ и др.

Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить на следующие группы:

·         товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пре­делах установленных квот (в основном, товары, экспорти­руемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);

·         товары, имеющий специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойно­го применения, лекарственное сырье и др.).

В контексте упорядочения мер административного регу­лирования можно рассматривать принятый в России в 1995г. согласно переговорам с Секретариатом ВТО «Порядок прове­дения расследования, предшествующего введению защитных мер». Он предусматривает возможность ограничения ввоза в Россию товаров из-за рубежа по двум направлениям: путем установления количественных ограничений в виде импортных квот и за счет введения специальных, антидемпинговых и ком­пенсационных пошлин. Причем эти ограничения будут рас­пространятся не на всю импортируемую продукцию, а только на товары, поставки которых могут существенно подорвать по­зиции российских производителей на внутреннем рынке. Это, как правило, происходит в случаях ввоза товаров по занижен­ным ценам или в таких объемах, которые могут привести к необходимости сокращения производства схожих по характе­ристикам товаров в России.

В последнее десятилетие широкое распространение полу­чила практика заключения соглашений о «добровольном» огра­ничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государства­ми более слабым в экономическом или политическом отно­шении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглаше­ние о «добровольном» ограничении экспорта представляет со­бой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортиру­ющую страну. Аналогичным образом установление минималь­ной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с им­портерами страны, установившей такие цены. В случае сниже­ния экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, при­менение которой может привести к уходу с рынка.

К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промыш­ленности, черной металлургии, молочными продуктами, быто­вой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабаты­вающими станками и т. д. Проблемы возникают, когда квоты распределяются между странами, потому что необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установ­ленной в ней квоты во вторую страну. Такая ситуация имела место, когда США выдвинули обвинение, что одежда китайско­го производства нелегально поступала на таможню США как одежда, изготовленная в Макао.

Импортные квоты не обязательно предназначены для за­щиты отечественных производителей. Япония, например, со­храняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а также позволяет из­бегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отно­шении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политичес­ких условий.

Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспече­ния отечественных потребителей достаточными запасами то­варов по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили квотировать странам-производителям та­кие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

Специфический тип квотирования, который полностью зап­рещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эм­барго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкрет­ные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в поли­тических целях, последствия могут быть, по существу, эконо­мическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа между 1984 и 1990 гг. из-за политической вражды с сандинистской партией, находящейся у власти. Но для Ника­рагуа последствия оказались экономическими: Никарагуа ис­пытывала трудности со снабжением, особенно с поставками запчастей для техники, произведенной в США, и не могла сбы­вать урожай бананов в США как раньше.

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандар­ты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населе­ния. Однако недавно автомобилестроительные фирмы «Боль­шой Тройки» предложили законопроект об экономии горючего, требующий от каждого автомобилестроителя увеличения эко­номии, усредненной но всем моделям, на одинаковую процент­ную долю. Такое предложение в случае его принятия будет обременительным для японских производителей, у которых средняя величина экономии горючего уже сегодня намного превосходит показатели моделей «Большой Тройки».

Среди методов нетарифного регулирования следует упо­мянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содер­жание товарно-материальных запасов. Например, во Франции ввели требование пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой таможенный пост, расположенный дале­ко от крупных городов и плохо укомплектованный кадрами. Вызванные этим проволочки эффективно удерживали японс­кие магнитофоны за пределами французского рынка, пока не была достигнута договоренность о добровольной экспортной квоте, согласно которой Япония ограничивала свое проникно­вение на рынок Франции. Перуанские таможенники ввели за правило месяцами проводить таможенную очистку товаров, а затем взимать плату за хранение их на таможне в сумме, со­ставляющей значительную долю стоимости импорта.

Специфическим методом регулирования внешней торгов­ли являются импортные депозиты, представляющие собой фор­му залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность. Определяющим моментом в современном развитии ми­ровой экономики и международных экономических отноше­ний является международное движение капитала. Так, например, за период с 1914 г. до конца Второй мировой войны заграничные капиталовложения увеличились на 1/3, достиг­нув с учетом потерь лишь уровня 1913 г. В послевоенный пе­риод они удваивались каждое десятилетие, затем за 6-7 лет. В 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. долларов. В 1996 г. мир вступил с 2,6 трлн. долл. зарубежных инвести­ций. Высокий динамизм движения капитала превращение их в объект острой международной конкуренции сделали настоя­тельно важным выработку международных стандартов и пра­вил в этой области.

На национальном уровне административное регулиро­вание движения капитала осуществляется в основном в рам­ках двусторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска ин­вестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и не дискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегу­лирования споров.

У России имеется ряд соглашений о защите капиталовло­жений. Они содержат принятые в международной практике положения. В частности, предусматривается режим наиболь­шего благоприятствования. Иностранные инвестиции могут быть экспроприированы лишь в исключительных случаях и в установленном законом порядке при условии незамедлитель­ной выплаты компенсации капиталовложений по рыночной стоимости в иностранной валюте. Доходы от иностранных вло­жений, а также сами инвестиции могут беспрепятственно пе­реводиться за границу в иностранной валюте. Спорные вопросы могут быть рассмотрены в иностранном суде. Стороны обязу­ются поощрять функционирование иностранных капиталовло­жений на своей территории, воздерживаться от принятия дискриминационных мер, которые могут помешать их содер­жанию, управлению и пользованию.

11.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЭО И ВЭД.


Классическим методом регулирования ВЭД и, в том чис­ле внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим ме­тодам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф . это систематизированный перечень таможенных пошлин, ко­торыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случа­ях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогооб­ложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспо­собность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на кото­рые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является неже­лательным.

Существуют два основных вида таможенной политики го­сударства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле - протекционизм и «свободная тор­говля». Протекционизм предусматривает установление высо­кого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направ­лена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров пу­тем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

·         Тарифы примышлено развитых государств;

·         Тарифы развивающихся стран.


11.4 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню по­шлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошли­ны, распространяется на государства, не пользующиеся режи­мом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международ­ных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государ­ствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отно­шении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприят­ное положение по сравнению с аналогичными товарами из дру­гих стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику стра­ны, прежде всего, промышленно развитые государства догово­рились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регули­ровало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на про­мышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уро­вень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный - 4,7 %.

По способу взимания различают следующие пошлины:

·         адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;

·         специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;

·         комбинированные, включающие оба способа установ­ления величины пошлины;

·         сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

·         фискальные, призванные увеличить доходы государ­ственного бюджета;

·         протекционистские, которые используются в целях за­щиты некоторых отраслей национальной промышленнос­ти от притока иностранных товаров;

·         преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;

·         льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

·         уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;

·         компенсационные, которые используются в том слу­чае, если на импортируемые товары давались государствен­ные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

·         антидемпинговые, которые применяются для противо­действия импорту из тех стран, чье правительство предос­тавляло своим предпринимателям экспортные премии.


Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров раз­вивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

В таможенно-тарифной практике наибольшее распростра­нение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных то­варов, от применения которых в немалой степени зависит опре­деление цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В насто­ящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенных в рамках ГАТТ.

Ограничительная функция таможенных тарифов в основ­ном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импорти­руемой продукции.

Наиболее часто высокими пошлинами облагается продук­ция традиционных трудоемких отраслей промышленности -текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехническо­го машиностроения.

В интересах защиты национальной обрабатывающей про­мышленности в развитых странах используется метод постро­ения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представ­ляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина - резинотехнические изде­лия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществля­ется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изде­лия ставки пошлин существенно возрастают.

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизиро­ванной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.

Появление ГС обусловлено тем, что развитие международ­ного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста меж­дународной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализиро­ванного и унифицированного внешнеторгового классификато­ра для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расхо­дов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тес­ной увязки между внешнеторговой, промышленной и транс­портной национальной статистикой.

ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН.

Тамо­женным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров, намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связа­но прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма су­щественным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива. Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а так­же Южная Корея. Третья группа развивающихся стран, где пошлины превы­шают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отли­чаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Подавляющее большинство развивающихся стран осуще­ствляет построение тарифов на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 90-х годов большинство государств предполагает осуще­ствить переход на ГС. Различия в структуре тарифов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы: наряду с одно-, двух- и трех- колонными тарифами, составляющими большин­ство, ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их насчитывается 7, Сенегала - 9, Мали -17).

Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих разви­вающихся стран включаются фискальные сборы и разнообраз­ные налоги. Кроме того. в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможен­ных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможен­ную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.

Все более важную роль в регулировании внешнеэкономи­ческой деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталис­тические и развивающиеся страны, в частности Всемирная тор­говая организация. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расшире­нии сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направ­лена на утверждение взаимоприемлиемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.





ВЫВОД

В условиях рыночной экономики цена определяется соот­ношением спроса и предложения. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования на меж­дународных рынках во многом зависит от типа рынка, в рам­ках которого действует соответствующий субъект внешней торговли. Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показате­лей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования анализ спроса и предложения, про­ектирования цен - исходя из ситуации на рынке - и формиро­вание контрактной цены. Валютно-финансовые и банковские орга­низации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Радикальные изменения в миро­вом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимо­сти адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло значение региональных финансово-банковских орга­низаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кре­дитных институтах открывает перед ней более широкие воз­можности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. Международные валютные отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений. Денежные единицы стран стано­вятся валютой, когда используются в международных эконо­мических отношениях. В зависимости от степени свободы обмена национальной валюты на иностранную, различаются свободно конвертируемые (свободно используемые), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые) валюты. Соотношение между двумя валютами, цена одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, называется валютным курсом. Валютный курс испытывает на себе воз­действие многочисленных факторов. Формирование устойчи­вых экономических отношений по поводу купли-продажи валюты и их правовое оформление образуют валютные систе­мы (национальные, региональные и мировую). Валютная сис­тема состоит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. В истории мирового хозяйства насчиты­вается три мировых валютных системы (Парижская, Генуэзс­кая и Бреттонвудская). В настоящее время действует Ямайская валютная система, в которой закреплено изменение роли и места основных промышленно развитых стран в мировой экономике во второй половине XX в. Валютная система России находится в стадии становления. Российский рубль является частично конвертируемой валютой. Экономические, политические, куль­турные связи между странами порождают денежные требова­ния и обязательства, платежи по которым подлежат регулированию. С этой целью применяются различные формы международных расчетов. Выбор формы расчетов определяет­ся рядом факторов. Некоторые формы расчетов более выгодны экспортеру, другие - импортеру. Государство активно участвует в развитии внешнеэконо­мической деятельности с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и опосредованно - на цену, относятся квотирова­ние, правила о преимущественном приобретении товаров мес­тного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно- на количество товаров, относятся тамо­женные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы. Определяющим моментом в современном развитии ми­ровой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Административные методы регулирования движения ка­питала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержанию, управлению и пользованию иностран­ными инвестициями, порядок допуска инвестиций и инвесто­ров, определение режима (национального, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и ком­пенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала и порядок урегулирования споров.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - универсальная валютно-кредитная организация системы ООН. Занимает важ­ное место в мировой валютной системе. Осуществляет регули­рующие, консультативные и финансовые функции.

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА - группа международных финансовых организаций во главе с МБРР (созд. 1944 г.). Включает также Международную Финансовую Корпорацию - МФК (1956 г.). Международную ассоциацию развития - MAP (1960 г.) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций -МИГА (1988 г.).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ - региональ­ные банки и финансовые учреждения, предоставляющие фи­нансовые ресурсы на цели развития, а также для закрепления и углубления интеграционных процессов в ряде регионов.

ЦЕНА - денежная сумма, которую намерен получить про­давец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить покупатель.

МИРОВАЯ ЦЕНА - цены мировых товарных рынков или крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на рын­ках соответствующих товаров, в основных центрах мировой тор­говли.

МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ - совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (бир­жи, аукционы и т.д.) или выражающиеся в систематических экспортно-импортных операциях крупных фирм-поставщиков и покупателей.

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ - стоимость товара на момент пересечения таможенной границы.

международные валютные отношения- обществен­ные отношения, складывающиеся при функционировании ва­люты в мирохозяйственных связях и обслуживающие обмен результатами деятельности субъектов мирового хозяйства.

ВАЛЮТА - денежная единица страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах, а также международные (региональные) счетные валютные еди­ницы.

ВАЛЮТНЫЙ КУРС - цена денежной единицы данной страны (национальной валюты), выраженная в денежных единицах дру­гой страны, том или ином наборе валют или в международных (региональных) счетных валютных единицах.

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - совокупность экономических от­ношений, связанных с функционированием валюты, и форм их организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ - организация и регулирова­ние платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим на базе экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в раз­ных странах.

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (foreign exchange market) рынок, на котором заключаются валютные сделки, то есть обмен валюты одной страны на валюту другой страны по определенно­му номинальному валютному курсу.

НОМИНАЛЬНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ (ОБМЕННЫЙ) КУРС (nominal exchange rate)относительная цена валют двух стран, или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

ОБЕСЦЕНЕНИЕ (УДЕШЕВЛЕНИЕ) НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ (depreciation of local currency) — рост цены единицы иностранной валюты в национальных денежных единицах.

УДОРОЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ (appreciation of local currency)падение цены единицы иностранной валюты в нацио­нальных денежных единицах.

РЫНОК СПОТ (spot market) — рынок немедленной поставки валюты (в течение двух рабочих дней).

СРОЧНЫЙ (ФОРВАРДНЫЙ) ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (forward exchange market)рынок, на котором заключаются сделки о покупке или продаже фиксированного количества валюты на опреде­ленную дату в будущем по заранее оговоренному (сроч­ному) валютному курсу.

ХЕДЖИРОВАНИЕ (hedging) — страхование валютных рисков.

ВАЛЮТНАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ (foreign exchange speculation) игра на буду­щей цене валюты с целью получения максимального вы­игрыша от валютной сделки.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ (devaluation) — при системе фиксированного лютного курса постановление Центрального банка о i нижении курса национальной валюты.

РЕВАЛЬВАЦИЯ (revaluation) — при системе фиксированного валютного курса постановление Центрального банка о повышении курса национальной валюты.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД - совокупность мер, принимаемых государством и призванных совершенство­вать ВЭД в интересах национальной экономики, защищать наци­ональную экономику от «чрезмерно» внешней конкуренции.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД - система организационно-правовых мер по ограничению, запрету и конт­ролю за импортом или экспортом тех или иных товаров. В качестве одного из средств административного регулирова­ния может использоваться лицензирование и квотирование.

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - установленный на законодатель­ном уровне систематизированный свод таможенных пошлин на товары, пропускаемые через границу данного государства. По характеру действия относится к экономическим регулято­рам внешней торговли.

ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПИСАНИЯ И КОДИРО­ВАНИЯ ТОВАРОВ (ГС) - международные правила классифика­ции и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю. Включает подробный многоцелевой пе­речень ввозимых и вывозимых товаров, распределенных по спе­циальной классификационной схеме; в числе вспомогательных материалов: алфавитный указатель к ГС, а также ключ перехо­да от номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (СТС) к ГС.

Литература:

1.   Краткий внешнеэкономический словарь-справочник., М., «М.О.», 1996.

2.   Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М., «М.О.», 1993.

3.   Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М„ ЦИПККАП, 1996.

4.   Основы внешнеэкономических знаний Словарь справочник. М., Высшая школа, 1990.

5.   Инфляция: ценообразование и денежное обращение.М., ИМЭМО РАН, 1994.

6.   «О таможенном тарифе». Закон РФ от 16.04.1993 г., раздел III, ст.12, раздел IV ст.18-24.

7.   Финансовые известия, 5.7.1996.

8.   Внешнеэкономический бюллетень, 7(1) М., 1996, с. 52.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ