|
|||||||||||||||||||||||
01.04.92 Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 20%, по обязательствам свыше одного года - 15%. Данные нормативы действовали до 01.02.95. 23.05.92 Ставка рефинансирования повышена до 80%. 08.06.92 ЦБ РФ начал еженедельно устанавливать официальный курс рубля к иностранным валютам; помимо официального курса существовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. 30.03.93 Ставка рефинансирования повышена до 100% 02.06.93 Ставка рефинансирования повышена до 110%. 22.06.93 Ставка рефинансирования повышена до 120%. 29.06.93 Ставка рефинансирования повышена до 140%. 15.07.93 Ставка рефинансирования повышена до 170%. 23.09.93 Ставка рефинансирования повышена до 180%. 15.10.93 Ставка рефинансирования повышена до 210%. 29.04.94 Ставка рефинансирования снижена до 205%. 17.05.94 Ставка рефинансирования снижена до 200%. 02.06.94 Ставка рефинансирования снижена до 185%. 22.06.94 Ставка рефинансирования снижена до 170%. 30.06.94 Ставка рефинансирования снижена до 155%. 01.08.94 Ставка рефинансирования снижена до 150%. 24.08.94 Ставка рефинансирования снижена до 130%. 12.10.94 Ставка рефинансирования повышена до 170%. 17.11.94 Ставка рефинансирования повышена до 180%. 06.01.95 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 200%. 01.02.95 Введена дифференциация норм обязательных резервов. Установлены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно - 22%; по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно - 15%, по срочным обязательствам свыше 90 дней - 10%, по текущим счетам в иностранной валюте - 2%. 01.05.95 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно понижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней норматив не изменился (10%), по текущим счетам в иностранной валюте норматив снижен до 1,5%. 16.05.95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 195%. 19.06.95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 180%. 06.07.95 Введены пределы колебаний обменного курса рубля и определены границы его изменений на период с 6 июля по 1 октября 1995 г. от 4300 до 4900 рублей за один доллар США. 01.10.95 Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 октября до 31 декабря 1995 года от 4300 до 4900 рублей за один доллар США. 24.10.95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 170%. 30.11.95 Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150 рублей за один доллар США. 01.12.95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 160%. 10.02.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 120%. 01.05.96 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно не изменились (14%), по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте снижены до 1,25%. 16.05.96 Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до 5600 рублей за доллар США на 1 июля 1996 года и от 5500 до 6100 рублей за доллар США на 31 декабря 1996 года. 11.06.96 Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно до 16%, по срочным обязательствам свыше 90 дней до 12%, по текущим счетам в иностранной валюте до 2,5%. 24.07.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 110%. 01.08.96 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 10%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 5%. 19.08.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 80%. 21.10.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. 01.11.96 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте не изменились (5%). 26.11.96 Установлены границы изменений обменного курса рубля от 5500 и 6100 рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за доллар США на 31 декабря 1997 г. 02.12.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 48%. 10.02.97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 42%. 28.04.97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%. | |||||||||||||||||||||||
|
|
01.05.97 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 6%.
16.06.97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 24%.
06.10.97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.
11.11.97 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 28%.
11.11.97 Норматив резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте повышается до 9%.
11.11.97 С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации), возможные отклонения не могут превышать 15%.
01.02.98 Установлен единый норматив обязательных резервов по привлекаемым
банками средствам в рублях и иностранной валюте в размере 11%.
02.02.98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 42%.
17.02.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 39%.
02.03.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.
16.03.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 30%.
19.05.98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 50%.
27.05.98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 150%.
27.05.98 Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов с 1 июня по 1 августа 1998 г.
05.06.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.
29.06.98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 80%.
24.07.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.
17.08.98 Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора, который установлен на уровне 6-9,5 руб./долл.
24.08.98 Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10%; для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7%.
01.09.98 Установлены нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, в размере 5%; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 7,5%.
02.09.98 Банк России объявил об отмене верхней границы изменения официального курса рубля 9,5 руб./долл.
06.10.98 На ММВБ введены две торговые сессии: утренняя специальная торговая сессия, на которой осуществляется обязательная реализация 50% экспортной выручки экспортеров и закупка валюты уполномоченными банками, обусловленная клиентскими заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.
01.12.98 Установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%.
19.03.99 Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в размере 7%.
10.06.99 Ставка рефинансирования Банка России снижена
до 55%.
10.06.99 Увеличен норматив обязательных резервных требований по депозитам физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 8,5%.
01.01.00 Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 10%.
24.01.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%.
07.03.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%.
21.03.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%.
10.07.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 28%.
04.11.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 25%.
09.04.02 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 23%.
07.08.02 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.
Платежная система Российской Федерации
Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России, внутрибанковские платежные системы для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежные системы кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций, а также через системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).
Банк России занимает особое место в платежной системе России. Банк России, являясь оператором собственной платежной системы, координирует и регулирует расчетные отношения в России, осуществляет мониторинг за деятельностью частных платежных систем, определяя основные положения их функционирования, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности, а также осуществления контроля за деятельностью кредитных организаций на рынке расчетных услуг.
Банк России постоянно уделяет особое внимание развитию и совершенствованию нормативной базы для обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы России: так, в 2001 году утверждена новая редакция Положения Банка России от 12.04.2001 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".
Каждой кредитной организации для осуществления расчетов через платежную систему Банка России в обязательном порядке открывается корреспондентский счет в учреждении Банка России. Кредитная организация вправе открыть корреспондентский субсчет в учреждении Банка России своему филиалу за исключением филиалов, обслуживающихся в одном подразделении расчетной сети Банка России с головной кредитной организацией или другим филиалом кредитной организации. В этом случае расчетные операции осуществляются через корреспондентский счет головной кредитной организации или корреспондентский субсчет другого филиала кредитной организации, открытые в Банке России. Кредитные организации и их филиалы, которым открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России, являются клиентами Банка России. Многофилиальные кредитные организации для осуществления расчетов между филиалами открывают специальные счета межфилиальных расчетов. Межбанковские расчеты между кредитными организациями совершаются через корреспондентские счета, открываемые друг у друга. В расчетных небанковских кредитных организациях участниками расчетов являются как кредитные организации, так и юридические лица, не являющиеся кредитными организациями. Клиентам - юридическим и физическим лицам - для осуществления безналичных расчетов открываются счета в кредитных организациях, а в отдельных случаях, установленных законодательством, юридическим лицам открываются счета в учреждениях Банка России.
Участниками платежной системы России по состоянию на 1 января 2002 года являлись 1175 учреждений Банка России, 1323 действующие кредитные организации, которым, согласно Справочнику БИК РФ, открыты корреспондентские счета в Банке России, в том числе 38 расчетных небанковских кредитных организаций
По сравнению с данными на 1 января 2001 года произошло сокращение количества учреждений Банка России на 6 единиц, обусловленное проводимыми мероприятиями по оптимизации расчетной сети Банка России.
Количество действующих кредитных организаций, которым открыты корреспондентские счета в Банке России, по сравнению с данными на 1 января 2001 года увеличилось на 12 организаций, за счет превышения количества вновь организованных кредитных организаций по отношению к кредитным организациям, у которых отозвана лицензия.
Платежная система России развивается динамично и в целом обеспечивает потребности юридических и физических лиц в расчетных услугах.
Объем безналичных платежей, проведенных через платежную систему России в валюте Российской Федерации, составил в 2001 году 106,6 трлн. рублей, увеличившись за год на 24,6 процента.
Основным платежным инструментом в структуре безналичных расчетов являются платежные поручения: в 2001 году их удельный вес в общем количестве и объеме платежей составил соответственно 74,3% и 86,7 процента.
Преобладание данной формы расчетов объясняется возможностью ее использования в расчетах по хозяйственным сделкам и по операциям нетоварного характера, а также при совершении платежей электронным способом, что позволяет максимально сократить сроки завершения расчетов.
Такие платежные инструменты, как платежные требования, инкассовые поручения, применяются в безналичных расчетах не столь широко: 1,6% и 0,5% от общего количества и объема платежей. Расчеты чеками, эмитируемыми кредитными организациями, составили в 2001 году 0,2% по количеству и 0,1% по объему. Платежи с применением аккредитивов используются незначительно.
Основное количество - 23,9% и объем - 12,7% прочих применяемых платежных инструментов составляют платежные ордера, используемые при частичной оплате расчетных документов из-за недостаточности средств на счете клиента и, в установленных случаях, при изменении реквизитов кредитных организаций, их клиентов.
Наиболее важной составляющей платежной системы России является платежная система Банка России.
Платежная система Банка России, являющаяся в целом децентрализованной системой, обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России. Платежная система Банка России является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам проводятся по счетам участников на индивидуальной основе. Организационная структура Банка России отражает региональное деление России: в каждом регионе России действуют территориальные учреждения Банка России, осуществляющие безналичные расчеты (по числу регионов - 78).
В настоящее время платежная система Банка России обеспечивает:
ü зачисление средств на счета клиентов в день поступления; в отдельных регионах списание и зачисление указанных средств осуществляется в режиме, приближенном к режиму реального времени, с предоставлением возможности их немедленного использования;
ü возможность управления ликвидностью путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, обеспеченных залогом (г. Москва, г. Санкт-Петербург);
ü реализацию мероприятий денежно-кредитной политики Банка России через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России;
ü расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.
Основную часть платежей, осуществляемых через платежную систему Банка России, составляют платежи кредитных организаций (филиалов) и их клиентов
Ускорение оборачиваемости средних остатков денежных средств кредитных организаций (филиалов) по корреспондентским счетам (субсчетам), открытым в учреждениях Банка России, связано с увеличением активности кредитных организаций и их клиентов, консолидацией счетов кредитных организаций, дальнейшим повышением оперативности управления ликвидностью, чему способствуют проводимые Банком России мероприятия по расширению применения электронных расчетов и другие мероприятия по сокращению сроков совершения платежей.
Наибольший темп роста отмечен по платежам органов федерального казначейства, так как продолжающийся переход бюджетных организаций на обслуживание в федеральное казначейство привел к увеличению количества платежей, проведенных по счетам, открытым органам федерального казначейства
Основную часть платежей, совершаемых через платежную систему Банка России, также как и через платежную систему России в целом, составляют внутрирегиональные платежи: на их долю в 2001 году приходилось 90,3% количества платежей и 84,5% объема платежей.
Банк России осуществляет работу в направлении повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России, в первую очередь, за счет целенаправленной деятельности по расширению использования электронных расчетов, обеспечивающих проведение платежей на региональном уровне в тот же день, а на межрегиональном - не позднее следующего дня.
Итогом деятельности Банка России по расширению использования электронных технологий стала положительная динамика роста платежей, совершенных электронным способом, по отношению к платежам, совершенным с использованием бумажной технологии
В целях реализации ценовой политики Банка России с 1 января 1998 года была введена плата за расчетные услуги Банка России. Ценовая политика Банка России основана на установлении твердых тарифов, дифференцируемых в зависимости от способов осуществления платежей (платежи с использованием электронной, телеграфной, почтовой технологий), от способов передачи клиентами Банка России расчетных документов в платежную систему Банка России (по каналам связи, на магнитных, бумажных носителях), а также от времени передачи документов в пределах установленного операционного дня.
Банк России постоянно совершенствует ценовую политику по оказанию расчетных услуг клиентам
Осуществляя расчетное обслуживание клиентов за плату, Банк России, в соответствии с законодательством Российской Федерации, часть операций проводит на бесплатной основе. В основном, это операции со средствами бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов, в том числе налоговые перечисления, платежи органов федерального казначейства. В условиях роста количества обрабатываемых платежей клиентов, сохраняются практически постоянными пропорции между платными и бесплатными платежами. Исходя из этого, структура расчетных услуг с точки зрения характера их предоставления (на платной или бесплатной основе), существенно не меняется.
В рамках реализации задачи совершенствования платежной системы России, определенной "Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации", принятой Правительством Российской Федерации и Банком России в 2001 году, продолжается отработка механизмов построения и функционирования системы валовых расчетов в режиме реального времени, принимаются меры к повышению прозрачности функционирования как платежной системы Банка России, так и частных платежных систем, в том числе за счет организации систематического анализа введенной отчетности.
Социально-экономическая ситуация в январе-августе 2002 года[26]
Общеэкономические тенденции
Макроэкономическая ситуация в августе 2002 г. характеризовалась низкими темпами роста потребительских цен, продолжением экономического роста, дальнейшим увеличением реальных денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал. Ситуация на финансовых рынках оставалась относительно стабильной.
Потребительские цены в сентябре 2002 г. увеличились по сравнению с августом на 0,4%. По итогам трех кварталов инфляция составила 10,3% против 13,9% за аналогичный период прошлого года.
Объем промышленного производства увеличился в январе-августе 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. на 3,8%. Помесячная динамика промышленного производства с исключением сезонных и календарного факторов свидетельствует о том, что, начиная с мая текущего года, наблюдается определенное замедление роста промышленного производства
Номинальный курс доллара США к российскому рублю в среднем за август 2002 г. повысился по сравнению с предшествующим месяцем на 0,1%, курс евро снизился на 1,5%.
В августе по сравнению с июлем 2002 г. обесценение рубля относительно доллара США в реальном выражении (с учетом инфляции в Соединенных Штатах) составило 0,4%, а укрепление рубля относительно евро (с учетом инфляции в ЭВС) – 1,5%.
Внешнеэкономическая деятельность
Ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках в августе текущего года продолжала улучшаться - мировые цены на основные товары российского экспорта в среднем повысились по сравнению с предыдущим месяцем на 2,0%. Цены на нефть сорта "Юралс" возросли на 3,8% - до 25,7 долл. за баррель, нефтепродукты подорожали также на 3,8%, природный газ в Европе – на 2%.
Рост экспорта в августе по сравнению с июлем был связан главным образом с увеличением поставок машин и оборудования, а также энергоносителей. В августе относительно июля 2002 г. экспорт возрос на 4,9% - до 9,6 млрд. долл. (это максимальное значение данного показателя за период с января 2001 г.). Импорт в августе сократился на 7,5% практически до уровня июня (5,0 млрд. долл.) после резкого его роста в июле 2002 года.
По итогам восьми месяцев экспорт сократился по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 2,7% - до 66,7 млрд. долл. (в январе-августе 2001 г. его прирост составил 2,1%). Импорт товаров продолжал расти и относительно января-августа 2001 г. увеличился на 10,8% - до 37,6 млрд. долл. (годом ранее прирост импорта составил 22,4%).
Ухудшение ценовой конъюнктуры для российских экспортеров в январе-августе 2002 г. по сравнению январем-августом 2001 г. во многом компенсировалось расширением экспорта. По оценкам Банка России, сводный индекс мировых цен на основную продукцию российского экспорта с учетом его структуры составил относительно января-августа 2001 г. 0,85. Цены на нефть сорта "Юралс" снизились на 7,4% - до 22,5 долл. за баррель,
По сравнению с январем-августом 2001 г. значительно возросли физические объемы вывоза на внешние рынки нефти, нефтепродуктов, природного газа, никеля, черных металлов, лесоматериалов, автомобилей.
В январе-августе 2002 г. по сравнению с январем-августом 2001 г. рост импорта обеспечивался преимущественно увеличением физических объемов большинства ввозимых из-за рубежа товаров. Прирост импорта был связан в первую очередь с увеличением закупок машин и оборудования, а также продовольственных и непродовольственных потребительских товаров.
Экспорт в страны дальнего зарубежья в январе-августе 2002 г. относительно января-августа 2001 г. сократился на 3,2% - до 56,8 млрд. долларов. Экспорт в страны СНГ увеличился на 0,3% - до 9,9 млрд. долл., его доля в общем экспорте в январе-августе 2002 г. составила 14,9% (в январе-августе 2001 г. - 14,4%). Импорт из стран дальнего зарубежья возрос на 19,5% - до 29,9 млрд. долл., импорт из стран СНГ сократился на 13,6% - до 7,8 млрд. долларов. Доля импорта из стран дальнего зарубежья возросла до 79,4% по сравнению с 73,6% в январе-августе 2001 г., что свидетельствует о продолжающемся процессе переориентации импортеров на закупки товаров в странах дальнего зарубежья.
Инфляция
По данным Госкомстата России, в сентябре 2002 г. потребительские цены увеличились на 0,4%. По итогам девяти месяцев текущего года инфляция на потребительском рынке составила 10,3% против 13,9% за аналогичный период 2001 года. За скользящий 12-месячный период в сентябре 2002 г. инфляция снизилась до 14,9% (в августе значение этого показателя составило 15,1%). Таким образом, с сентября текущего года инфляция за скользящий 12-месячный период вернулась к характерной для первой половины 2002 г. траектории помесячного снижения. Для выхода на годовой ориентир инфляции (14%) необходимо в оставшиеся три месяца текущего года добиться снижения скользящей 12-месячной инфляции на 0,9 процентного пункта, что соответствует среднемесячному приросту цен в IV квартале 2002 г. в пределах 1,1%. (В IV квартале 2001 г. среднемесячная инфляция составила 1,3%.)
Общий прирост цен на все товары без учета плодоовощной продукции (базовая инфляция) в сентябре составил 0,7% против 0,5% в августе текущего года. Более значительное увеличение базовой инфляции в сентябре по сравнению с августом носит сезонный характер. В сентябре, как правило, происходит удорожание товаров осенне-зимнего ассортимента. По итогам девяти месяцев базовая инфляция составила 6,1% против 10,9% за соответствующий период прошлого года.
Динамика цен на продовольственные товары в целом в сентябре определялась продолжающимся сезонным удешевлением плодоовощной продукции. В сентябре 2002 г. цены на плодоовощную продукцию снизились на 9,9%.
Динамика цен на продовольственные товары складывалась в значительной степени под воздействием невысоких темпов роста цен производителей в пищевой промышленности и снижением цен реализации сельскохозяйственной продукции.
В сентябре прирост цен на непродовольственные товары составил 0,9%, что на 0,2 процентного пункта выше значения аналогичного показателя в августе. Это превышение было обусловлено сезонным ускорением темпов роста цен на обувь (1,4% против 0,8% в августе), а также одежду и белье (1,2% против 0,8%). За девять месяцев текущего года прирост цен на непродовольственные товары составил 8,2% против 9,1% год назад.
Динамика цен на рынке автомобильного бензина в августе и сентябре 2002 г. была стабильной. В сентябре этот вид моторного топлива подорожал на 0,2%, в августе - на 0,1%. За девять месяцев текущего года цены на бензин возросли на 19,6%. По другим группам непродовольственных товаров прирост цен за январь-сентябрь был менее значительным.
В сентябре текущего года рост цен и тарифов на платные услуги населению ускорился по сравнению с предыдущим месяцем . Цены и тарифы на платные услуги населению выросли в сентябре на 2,8% против 2,5% в августе 2002 года. За три квартала оказываемые населению услуги подорожали на 29% (год назад аналогичный показатель составил 30,6%).
Особенность ценовой ситуации в сфере платных услуг в сентябре 2002 г. состояла в том, что в силу действия сезонных факторов сравнительно более высокими темпами дорожали виды услуг, ценообразование на которые приближается к рыночным стандартам.
Среди услуг, тарифы на которые регулируются в административном порядке, за три квартала в наибольшей степени подорожали жилищно-коммунальные услуги – на 40,2% (год назад - на 46,8%). Услуги связи стали дороже за этот период на 29%, а пассажирского транспорта - на 17,4% (за январь-сентябрь 2001 г. - 20,3 и 23,1% соответственно).
В августе 2002 г. индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦПП) составил 101,7%, что на 0,9 процентного пункта меньше аналогичного показателя в июле. Всего за восемь месяцев текущего года цены в промышленности выросли на 12,4% (против 9,8% в январе-августе 2001 г.).
Ценовая ситуация в промышленности в августе определялась в основном двумя разнонаправленными факторами. Действие первого было связано с ростом цен в электроэнергетике, продукция которой подорожала в августе на 4% против 0,5% в июне и 0,2% в июле. Второй фактор – замедление темпов роста цен в топливной промышленности со 110,2% в июле до 103,2% в августе, связанное с резким уменьшением темпов прироста стоимости продукции нефтедобывающей отрасли (с 14,6% в июле до 4,4% в августе) и снижением цен в нефтепереработке (на 0,1%).
Сохранилась тенденция к замедленному росту цен производителей в легкой и пищевой промышленности, обеспечивающих товарное покрытие покупательского спроса. За январь – август стоимость продукции в этих отраслях подорожала на 2,5 и 2,7% соответственно.
Инвестиции
В августе текущего года продолжился рост инвестиций в основной капитал. Однако сложное финансовое положение предприятий и организаций в текущем году не позволяло им значительно увеличивать средства для вложения в основной капитал. В результате в январе-августе 2002 г. по сравнению с январем-августом предыдущего года существенно замедлились темпы роста инвестиций в основной капитал и проявилась тенденция к уменьшению номинальных объемов финансовых вложений.
Наиболее значительные объемы инвестиций в основной капитал направлялись на развитие топливной промышленности, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Доля других отраслей экономики была невелика – от 0,1 до 4,0%
В текущем году видовая структура вложений в основной капитал не претерпела значительных изменений и отличалась достаточно прогрессивными пропорциями с относительно большой долей вложений в активную часть основных фондов
По данным за первое полугодие 2002 г., доля вложений в активную часть основных фондов возросла на 1,4 процентного пункта и составила 37,1% общего объема инвестиций в основной капитал. Наибольшую долю в видовой структуре инвестиций в основной капитал по-прежнему составляли инвестиции в здания (кроме жилых) и сооружения – 43,6% (уменьшение на 1,3 процентного пункта по сравнению с первым полугодием 2001 г.). На долю инвестиций, направленных на строительство жилья, приходилось 11,8% (в первом полугодии 2001 г. – 9,4%).
Как и в предыдущие годы, собственные средства предприятий оставались в текущем году одним из важнейших источников финансирования инвестиций. В структуре финансирования инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2002 г. по сравнению с первом полугодием 2001 г. их доля увеличилась на 2,3 процентного пункта и составила 51,6%. Возросла доля кредитов банков в финансировании инвестиций – до 4,3% против 3,3% в соответствующий период предыдущего года. Доля бюджетного финансирования инвестиционной деятельности предприятий составила 18,9%, сократившись по сравнению с первым полугодием 2001 г. на 0,3 процентного пункта. В составе бюджетных средств основная часть по-прежнему приходилась на бюджеты субъектов Федерации. Сократилась доля средств внебюджетных фондов (с 4,6% в первом полугодии 2001 г. до 2,8% в январе-июне 2002 года).
Как и в предыдущие годы, собственные средства предприятий оставались в текущем году одним из важнейших источников финансирования инвестиций. В структуре финансирования инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2002 г. по сравнению с первом полугодием 2001 г. их доля увеличилась на 2,3 процентного пункта и составила 51,6%. Возросла доля кредитов банков в финансировании инвестиций. Доля бюджетного финансирования инвестиционной деятельности предприятий составила 18,9%. В составе бюджетных средств основная часть по-прежнему приходилась на бюджеты субъектов Федерации. Сократилась доля средств внебюджетных фондов (с 4,6% в первом полугодии 2001 г. до 2,8% в январе-июне 2002 года).
Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики в первом полугодии 2002 г., возрос по сравнению с таким же периодом предыдущего года на 25,2% и составил 8,37 млрд. долл. США (в первом полугодии 2001 г. – 6,68 млрд. долл.).
Однако, как и в предыдущие годы, в общем объеме иностранных инвестиций основная часть (более 75%) приходилась не на прямые и портфельные инвестиции, а на различного рода кредиты, учитываемые по статье "прочие инвестиции"
Негативной характеристикой развития инвестиционного процесса является значительное сокращение в текущем году поступлений от прямых инвесторов. Как и ранее, иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в основном в торговлю и общественное питание, нефтедобывающую, пищевую промышленность, машиностроение и металлообработку.
По состоянию на 1 июля 2002 г. объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике достиг 38,2 млрд. долл. США, увеличившись на 4,4 млрд. долл. по сравнению с их объемом на 1 июля 2001 года.
В январе-августе 2002 г. по сравнению с январем-августом 2001 года реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 7,7%, реальные денежные доходы – на 8,4%. С исключением влияния сезонного и случайного факторов реальные денежные доходы населения в августе превысили уровень предыдущего месяца на 1%, что несколько выше среднемесячных темпов их роста за период с начала года.
Номинальная начисленная заработная плата в августе составила 4643 руб., увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем текущего года на 1%. Впервые за последние четыре месяца наблюдалось сокращение задолженности по зарплате. По состоянию на 1 сентября 2002 г. суммарная задолженность по зарплате уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 5,3%, а по сравнению с началом года - возросла на 13,5%.
Доля потребительских расходов населения в структуре использования доходов в 2002 г. остается значительной, хотя она несколько меньше, чем в предыдущем году. За восемь месяцев текущего года доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг составила 78,2%. В структуре потребления населения в январе-августе 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. увеличилась доля расходов на оплату услуг, что связано с ускоренным ростом цен на отдельные виды платных услуг
Несмотря на устойчивый рост реальных доходов, расходы населения на организованные сбережения остаются небольшими. Это в определенной степени связано со снижением годовых процентных ставок по основным видам вкладов физических лиц в Сбербанке России, на который приходится значительная доля вкладов физических лиц. Снижение ставок по депозитам обусловлено в основном замедлением темпов роста потребительских цен.
Финансовые рынки
Курс доллара США к рублю в течение большей части 2002 г. продолжал расти. Официальный курс доллара США к рублю на конец августа 2002 г. на 4,7% превысил аналогичный показатель на конец декабря 2001 года. Доходность ГКО-ОФЗ была неустойчивой с тенденцией к снижению, что было обусловлено высоким спросом на государственные ценные бумаги, сохраняющимся в течение года. За январь-август доходность рыночного портфеля ГКО-ОФЗ сократилась на 0,7 процентного пункта.
В сентябре на основных сегментах финансового рынка наблюдалось восстановление оборотов после летнего снижения активности операторов рынка.
На рынке государственных ценных бумаг в сентябре преобладала тенденция к повышению доходности.
На рынке корпоративных ценных бумаг в сентябре преобладала горизонтальная динамика котировок. По итогам месяца индекс РТС увеличился на 1 пункт, индекс ММВБ снизился на 2 пункта. Активность операторов рынка корпоративных ценных бумаг существенно возросла. Среднедневной объем торгов корпоративными ценными бумагами в РТС в сентябре увеличился на 15%, на ММВБ – на 34%.
Уровень банковской ликвидности в сентябре практически не изменился. В течение месяца остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России составляли от 67 до 107 млрд. руб., среднедневной уровень остатков составлял 78,4 млрд. руб. против 79,8 млрд. руб. в августе. Средневзвешенная ставка по однодневным МБК по выборке МИАКР в сентябре возросла до 6,1% (против 4,9% в августе).
.
Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.
Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства).
Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.
Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить, как положительное явление, вступление в силу с 1 января 2000 г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.
Защите конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц.[27] Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.
Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования современной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.
Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.
Необходимо так же строго контролировать целевое использование средств бюджета, обеспечить ускорение денежного оборота и расширить рынок банковских услуг. В этой связи интересна новация Гута Банка, предлагающего систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система «Remote trader» относится к системам класса «Internet broker». Она ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и физических лиц. «Remote trader» позволяет клиентам обмениваться зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.[28]
Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жесткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объему и движению криминального капитала.[29]
Список используемой литературы
1) Фед. Закон о банке РФ
2) Фед. Закон от 2.12.90. «О Центральном Банке РФ» (с изменениями и дополненияим от 27.12.95)
3) Фед. Закон от 3.02.96. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности»
4) .Азрилиян А.Н., «Большой экономический словарь», М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.
5) Жуков Е.Ф., «Общая теория денег и кредита», М., «Банки и биржа», 1995 г.
6) Красавина Л.Н., «денежное обращение и кредит при капитализме», М «Финансы и статистика», 89г.
7) Поляков В.П., Московина Л.А., «Основы денежного обращения и кредита», М, «ИНФРА – М», 96 г.
8) Федоров Б.Г., «Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах», «Деньги и кредит», 1990 г., №4
9) «Банковское дело», №№ 6,11,12 – 1999г., №№ 2,3, - 2000 г.
10) webmaster@www.cbr.ru
[1] БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 38.
[2] Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и др. кредитно-расчётных центров. БЭС, А.Н.Азрилиян, М.1994г., стр. 39.
[3] Переводной вексель (тратта) – содержит приказ кредитора-векселедателя (трассанта) заёмщику (трассату) об уплате в срок указанной суммы денег третьему лиуц (ремитенту) или предъявителю, если вексель не именной, а предъявительский. «Денежное обращение и кредит при капитализме», Л.Н.Красавина, М. «Финансы и статистика», 1989 г., стр. 117.
[4] Казна – совокупность финансовых ресурсов государства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.
[5] Казначейство – министерство финансов или спец. государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос. Бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос. ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.
[6] Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.
[7] Золотомонетная система – система денежного обращения со свободным обменом банкнот на золото. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.
[8] Эмиссионное право – 1) в широком смысле совокупность правовых норм, определяющих порядок эмиссии денег; 2) в узком смысле – предельный размер выпуска в обращение денежных знаков, установленный на определённый период. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 479.
[9] Банк банков – центральный банк. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 37.
[10] Золотой запас – централизованный резервный запас золота (в слитках и монетах), находящийся в распоряжении центрального эмиссионного банка, либо финансовых органов государства, или международных валютно-кредитных организаций. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.
[11] Деноминация – укрупнение денежной единицы страны (без её переименования) в целях упорядочения денежного обращения и придания большей полноценности национальной валюте. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 105.
[12] Банковский кредит – основная форма кредита, при которой денежные средства во временное пользование предоставляются банками. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 40.
[13] Кредитный план банка – документ, определяющий размеры, целевое направление перераспределяемых на началах возвратности денежных ресурсов, а также источники средств для кредитования исходя из требований закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 207.
[14] Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 206.
[15] Акцепт банковский – 1) согласие банка на оплату платёжных документов, форма гарантии их оплаты; оформляется в виде соответствующей надписи-акцептанта; 2) векселя, гарантированные (акцептованные) банком или траст-компанией со сроком оплаты от одного до шести месяцев. Используется для предоставления капитала производителям и экспортёрам для обеспечения работы в период между изготовлением (либо экспортом) и поступлением платежей от покупателей. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 16.
[16] Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчёты в хозяйстве. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 104.
[17] Инкассация наличных денег и ценностей – сбор в кассах предприятий, организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставка их в кассы банка или в сберкассы, предприятия связи и др. организации. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 161.
[18] Сберегательная касса – форма финансовых учреждений, принятая во многих странах мира. Например, принятый во Франции в 1983 году закон определяет С.к. как «кредитное учреждение, не имеющее цели получения прибылей». С.к. ведут счета по сберегательным книжкам, могут выдавать займы частным лицам, выдавать чековые книжки и т.д. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 356.
[19] Казначейство – министерство финансов или специальный государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос. бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос. ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.
[20] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995г.)
Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (изложен в новой редакции) и д.р.
[21] Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.
[22] Норматив – экономический, технический и т.д. показатель норм, в соответствии с которым производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 254.
[23] Резервы финансовые – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений и фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 341.
[24] См. статью 75 закона о банке Российской Федерации.
[25] Баланс платёжный – соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы и всех её платежей за границу в течении определённого периода времени. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 34.
[26] Верно на 25 октября 2002 года
[27] «Банковское дело», 2’2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17.
[28] «Банковское дело», 2’2000, Гута Банк уверенно смотрит в будущее, А.Г.Сарибеков, стр. 31.
[29] «Банковское дело», 6’99, Государственное регулирование банковского сектора-уроки кризиса, Г.А.Тосуян, стр.4.
Страницы: 1, 2