Человеческий потенциал России
По своей экономической
природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является
его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в
стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по
себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится
таковым, когда превращаются в составное звено единого хозяйственного оборота, а
производство для обмена становиться определяющей функцией хозяйствующих
субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным
пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых
возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена
предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно
и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь
в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою
деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения
общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер
предпринимательской деятельности.
Экономическая природа
предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу,
коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства,
новаторство.
Предпринимательство
– инициативная деятельность. Постоянное стрем-ление к поиску нового, будь то
производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых
возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская
инициатива – это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим
процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников
этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и
насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных
потребностей – с «духом ненасильственного приобретательства».
Хотя инициатива является
свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального
признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного
хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно,
опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе.
Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру,
из-за асимметрии информации.
Инициатива
требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации
предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность
снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для
активизации инициативы у субъектов хозяйствования – ключевая задача перехода к
предпринимательству.
Риск является
органической компонентой предпринимательской деятельности, но само
предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность
предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает
решающим фактором при принятии решений. Нечеловеческие качества в виде
склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет
предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска
напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.
Коммерческий риск
отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете
возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда
уравновешивается хозяйственной ответственностью.
Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.[9] 1.5 Информация.
Информация
является основным фактором экономической динамики. Асимметричность
распределения информации является источником неравновесия и развития
экономической системы, а также фактором формирования транзакционных
издержек, имеющих информационную природу. Рост транзакционных
издержек вследствие неопределенности становится ограничителем экономического
роста и фактором его нестабильности. Снижение транзакционных
издержек, в первую очередь в наукоемких отраслях, позволит стимулировать
устойчивый экономический рост.
Экономическую
систему, сложившуюся в развитых странах во 2-й половине XX века, часто называют
постиндустриальной, информационной экономикой, или экономикой, основанной на
знаниях.
Характерной
чертой постиндустриальной экономики является широкое применение информации в
хозяйственной деятельности. Информация используется в качестве фактора
производства с самого момента возникновения общества и хозяйства, но в
постиндустриальной экономике информация играет принципиально новую роль, что и
позволяет говорить об особом этапе развития хозяйства, возникающем в процессе
развития западной цивилизации.
В экономике,
основанной на знаниях, период воспроизводства удлиняется за счет того, что в
воспроизводственный цикл включается стадия
производства "идеи". Еще в период классического промышленного
капитализма научно-технический прогресс имел характер внешнего по отношению к
хозяйству процесса, и предпринимательская прибыль не была и предпринимательская
прибыль не была главным стимулирующим фактором научных исследований.
Специфика
экономики, основанной на знаниях, определяется той ролью, которую играет
информация. Как и всякому экономически значимому фактору производства,
информации присущи такие качества, как полезность и редкость.
С экономической
точки зрения важна не абсолютная ценность знаний, а их редкость, так как даже
очень ценные знания не приносят экономической выгоды, если они общеизвестны.
Важна ограниченность знаний, их недоступность никому, кроме выгодоприобретателя.
Поэтому экономику, основанную на знаниях, с большим правом можно было бы
назвать «экономикой, основанной на незнании», несмотря на колоссальный объем
производимой и потребляемой в процессе хозяйственной деятельности информации, а
также усовершенствование методов обработки информации.
Для объяснения
кажущегося противоречия между огромным потоком информации, и ее редкостью
необходимо провести различие между знаниями и данными, как принципиально
различными типами информации, применяемой в хозяйственной деятельности.
Под знаниями
здесь имеется в виду обобщенная, абстрактная, систематизированная информация о
природе и обществе. В отличие от знаний, данные – конкретная информация,
понимание и интерпретация которые возможны только на основе уже имеющихся
знаний.
Количественное
накопление знаний и данных ведет к совершенно различным
результатам. Если накопление знаний сопровождается их универсализацией, то есть
возможностью описать при помощи одного набора аксиом, гипотез и законов описать
все возрастающий объем фактов, то накопление данных, во-первых, ведет к
сложностям в их обработке, и, во-вторых, повышается вероятность того, что часть
данных не сможет «втиснуться» в рамки существующих знаний. Поэтому рост объема
информации в обществе сопровождается снижением экономической эффективности
информации.
Необходимо также
отметить, что с ростом сложности производства и с развитием разделения труда
возрастает зависимость производства от знаний о механизмах функционирования
общества. Социальные знания обладают специфическими свойствами, проистекающими
из их интегрированности в процесс принятия решений.
Важной
практической функцией социального знания в процессе хозяйственной деятельности
является помощь участникам хозяйственной деятельности в прогнозировании
поведения своих партнеров, конкурентов и т.д. В информационной экономике
способность социальных знаний выполнять прогностическую функцию снижается.
Ситуация
неопределенности усугубляется попытками отдельных экономических агентов не
просто предсказать, но и среагировать на прогнозируемые социальные изменения,
результатом чего становится увеличение неопределенности у других субъектов и в
экономической системе в целом. Примером подобного механизма является инфляция
ожиданий, возникающая вследствие стремления избавиться от валюты, чье
обесценение предполагается в будущем. В системе информационных зависимостей
ситуация неопределенности порождает обратные связи, придающие динамике развития
нелинейный характер.
Другим важным
следствием роста неопределенности является устаревание информации, содержащейся
в неявной форме в институтах. Возникает потребность в обработке информации там,
где раньше возможно было использовать привычные способы хозяйствования.
В случае с
человеческим капиталом, который в экономике, основанной на знаниях, становится
основным, наиболее производительным активом, появляются дополнительные
сложности, вызванные тем, что производительная способность человека не является
его единственным «полезным» свойством. Поскольку человеческий капитал является
специфическим активом, у его партнеров возникает стремление ограничить его
мобильность, чтобы гарантировать себе будущий поток доходов от комбинации своих
активов с человеческим капиталом. Следовательно, возникает тенденция к
ограничению личной свободы человека. Прикрепленность
человека к конкретному предприятию гарантируется оговорками в контракте найма,
предусматривающими выплату значительных неустоек в случае досрочного
расторжения или нарушения контракта.
Наукоемкие
производства являются одними из наиболее рискованных и чувствительных к уровню транзакционных издержек. Это наиболее заметно на примере
России, в которой в период реформ резко возросли трансакционные
издержки, что послужило причиной депрессии и фактического распада в первую
очередь инновационных отраслей. Инновации были практически полностью выключены
из воспроизводственного механизма российской экономики. Последствия этого
очевидны – российская экономическая система перестала быть самодостаточной,
и, более того, потеряла способность к интенсивному расширенному
воспроизводству.[3]
2.Роль человеческого капитала в
реализации задач, стоящих перед российской экономикой.
2.1Оценка
человеческого капитала в современной России.
Стратегия
социально-экономического развития России определяет воспроизводство
человеческого капитала (Таблица 7) как одну из главных целей реформ. Качество
национального человеческого капитала определят успехи социально-экономического
развития государства, выступает важнейшим фактором национальной безопасности.[11]
Таблица 7. Источники
формирования национального человеческого капитала.
Можно определить
национальный человеческий капитал как сложную совокупность созидательных
производительных сил всех граждан, каждая из которых в отдельности представляет
собой индивидуальный капитализированный запас знаний, умений и навыков,
накопленный посредством взаимодействия комплекса факторов и условий,
связанных с разными уровнями жизнедеятельности общества и экономически
реализуемый в производственном обороте, принося доход своему владельцу и
формируя агрегированный поток дохода как часть национального дохода страны. [1]
Основным
показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и
человеческий капитал) – низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58
лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность
жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества
предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса –
предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор
качества труда. А именно высокое качество жизни населения – основная цель и
задача развития экономики и общества. Россия находится на 105-м месте из 111 в
рейтинге по показателю качества жизни населения.
Многочисленные
примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и
других сферах Российского государства есть прямое следствие сравнительно
низкого уровня и качества российского человеческого капитала и, соответственно,
его низкой отдачи. Законы РФ копируются с законов развитых стран мира, но они
не работают в российской действительности, которая продолжает функционировать
во многом «по понятиям», а не по законам.
Российская
система государственного образования оказывается не способной обеспечить
достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически
отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для
конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 4,5 % исследовательских
работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и
специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является
весьма скудным.[11]
Исследования
аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в
России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует
жизнь за счет продаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с
высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного
медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет населения.
Фактически,
топливно-сырьевая специализация страны, приемлемая лишь на отдельном отрезке
времени и при определенных условиях, в отечественной экономике не
эволюционирует в более развитые формы, связанные с повышением глубины
переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности вхождения
России на выгодных для нее условиях в мировое сообщество. Сопоставление данных
доклада ООН о развитии человеческого потенциала с данными общей
макроэкономической ситуации в стране наглядно показывает, что на фоне внешнего
благополучия и высоких темпов экономического роста в России деградирует реальный
человеческий потенциал. Движущие факторы современного этапа экономического роста
не способствует развитию человеческого капитала, модернизации экономики в
целом.[2]
Крайне
недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства привело
к тому, что быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные во
времена СССР, а новые накопления знаний незначительны. Существует тенденция
переманивания отечественных специалистов за границу. Большинство талантливых и
выдающихся ученых, инженеров, врачей и других специалистов уехало в период
смены государственной власти в основном в США, Канаду, Германию. Уехали и
уезжают физики, математики, программисты, химики, электронщики, специалисты по
биотехнологиям и т.д. Работают российские специалисты также в Японии, Сингапуре
и других азиатских странах. По примерным подсчетам уехало за границу более
половины числа лучших специалистов.
Существенный
вклад в снижение уровня и качества человеческого капитала внес и внутренний
отток, выразившийся в уходе ученых инженеров в бизнес, в торговлю, в иные
сферы. Ученые и инженеры, оставшиеся в научных организациях за малым
исключением деградировали без приемлемой для выживания зарплаты, оборудования,
бюджетного финансирования, заказов и работы. Есть примеры и положительные,
особенно в Сибири, в академических городках, но они лишь подтверждают общую
безрадостную картину.
В составе
стартового человеческого капитала России при переходе к рынку почти
отсутствовала такая составляющая человеческого капитала как
предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого
невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и
экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и
управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества
труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной
системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и
т.д.[11]
Увеличение
инвестиций в человеческий капитал и поддержание их на должном уровне в долях от
ВВП является стратегически необходимым и, возможно, достаточным условием
вхождения России в число передовых стран мира (если таковую задачу перед
страной ставить),пусть и в отдаленной перспективе.
2.2 Возможности активизации
человеческого капитала в России.
Развитие
человеческого капитала напрямую связано с ростом качества жизни населения и
улучшения предпринимательского климата. В то же время рост качества жизни
населения определяет потребительский спрос как фактор развития, а
инвестиционный или предпринимательский климат определяют инвестиционный спрос
(Таблица 8).
Таблица
8. Связь человеческого капитала с факторами роста экономики.
Человеческий
капитал развивается по следующим составляющим:
¾
ментальность
населения;
¾
качество
и этика труда, связанные с ментальностью;
¾
качество
и этика предпринимательства;
¾
качество,
созидательная активность и эффективность элиты;
¾
образовательный
потенциал;
¾
креативность
и элиты и народа;
¾
здоровье
народа;
¾
накопленные
знания и их качество;
¾
инновационный
потенциал;
¾
качество
жизни и условия реализации личности;
¾
приток и
отток человеческого капитала;
¾
тип,
стратегия и отношения государства народа.[12]
Базой роста
уровня и качества человеческого капитала (его конкурентоспособности на мировом
уровне) является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее
влияние оказывала основная национальная религия. Ментальность отражает влияние
накопленного веками человеческого капитала на характер народа, на отношение к
труду, определяет внутреннюю энергию нации.
Главное богатство
России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными
ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий – сегодня
все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги.
С людьми
сложнее. По многим показателям население России –уникальный ресурс.
Уровень грамотности у нас – самый высокий в мире. Уровень охвата
среднего образования – самый высокий в мире. Образование выше среднего
имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди
экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе
уникальная – почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии – стране
с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%,
в Великобритании – 76%, в Испании и вовсе заметно меньше – 50%.
Средний уровень квалификации рабочих и специалистов – один из самых
высоких в мире. Причем, в том числе и в тех сегментах
экономики, которые принято называть постиндустриальными.
Стратегия
развития национального человеческого капитала (Таблица 9) сформулирована и
представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в
области образования, здравоохранения, обеспечения жильём населения, а также
развития агропромышленного комплекса. Целью реализации приоритетных
национальных проектов объявлено развитие человеческого капитала и повышение
качества жизни граждан РФ.
Таблица 9. Стратегия развития
национального человеческого капитала.
Долгосрочная стратегия
развития национального человеческого капитала в России должна осуществляться в
рамках следующих принципов:
– комплексное
решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;
– опережающее
развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими
элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста: высокий
имидж интеллектуального труда, его огромное значение для новой экономики,
экономики знаний порождает мощные синтетические эффекты усиления совокупного
интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге,
совокупного капитала страны;
– признание
основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве
национального человеческого капитала.
Важнейшей
сферой формирования и развития человеческого капитала является реальный сектор
экономики. В теории человеческого капитала предприятие, наряду с семьёй и
государством, признаётся основным источником инвестиций в индивидуальный
человеческий капитал. В литературе человеческий капитал фирмы рассматривается
преимущественно в рамках концепции нематериальных активов организации.
Человеческий капитал сотрудников признаётся основной частью нематериальных
активов предприятия, генерирующей силой инновационного развития.[11]
Экономика РФ
относится по своему типу к индустриально-сырьевой экономике. Переход к
экономике нового качества вызван фактической неконкурентоспособностью данного
типа экономического развития. Для перехода к постиндустриальной экономике, к
инновационной экономике или экономике знаний необходим соответствующий
человеческий капитал высокого качества и в достаточном количестве. Наличие
человеческого капитала высокого качества его рыночных составляющих, является
необходимым и достаточным условием для создания эффективной инновационной
экономики.
Заключение.
Человеческий капитал
формируется за счет инвестиций в повышение уровня жизни и качества жизни
населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, науку),
предпринимательские способность и климат, информационное обеспечение,
формирование элиты, приток человеческого капитала из других стран, безопасность
и экономическую свободу, а также в культуру и искусство (Таблица 10).
Как интенсивный
фактор развития человеческий капитал определяет технический прогресс или
инновационный фактор развития (новые технологии, инновации, науку, образование,
знания). Инновационный фактор развития, в сущности, является фактором развития,
функционально зависящим от человеческого капитала, производным от человеческого
капитала.
Подводя итоги
нужно сказать, что необходимыми и достаточными условиями для успешного развития
страны являются качественный человеческий капитал в достаточном количестве и
благоприятные внутренние и внешние условия. Качественный человеческий капитал
как основной фактор развития государства, общества и экономики должен
обеспечить оптимизацию этих показателей для обеспечения оптимальных темпов
прироста ВВП.
Развитие
человеческого потенциала России невозможно без расширения возможностей выбора –
круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Элементарными
предпосылками для человеческого развития, по мнению экспертов Всемирного банка,
являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни,
обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в
жизни общества. Общий доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от
объёма произведённых вложений и их норм отдачи. Тезис состоит в том, что
различия в общих объёмах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с
различиями в их индивидуальных нормах отдачи.
Таблица 10. Взаимосвязь
развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны в блоке
«Обучение – знания – эффективность труда – национальное богатство».
Список
литературы.
1.Капелюшников
Р.И. Теории человеческого капитала.- Казань: Форум Стратегии регионального
развития, 2003:http:regionforum.ru
2.Корчагин Ю.А.
Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?- Воронеж:
ЦИРЭ,2005
3.Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.:Дело,2002.
4.Самуэльсон П.
Экономика,т.2.- М.:- Алгон,1992
5.Сидоров В.А.
Общая экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: «Издательство «Элит»,2006.
6.Фишер С.,
Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. – М.:Юнити,2002
7.Экономическая
теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П.
Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.:ИНФРА-М,2000.
8.Экономическая
теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой.-
М.:ЮНИТИ,2004.
9.Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство БЕК,1999.
10. Александрова
Е.Н., Аретова Е.В., Пономаренко Е.Е., Шевченко К.И. Ключевые проблемы развития
социальной сферы России: организационно-экономический аспект.// Финансы и
кредит.2007,28
11.Клочков В.В.
Человеческий капитал и его развитие. В кн.: Экономическая теория.
Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ,2004.
12.Черняковский
И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса.//
Экономист.2007,10
Страницы: 1, 2
|